План лекции:
1. Технический системный контроль состояния двигателя.
2.Текущий и периодический контроль технического состояния двигателя.
3.Программа теплотехнического контрольного испытания дизеля.
1.Технический системный контроль состояния двигателя
Систематический контроль технического состояния двигателей является необходимым элементом их технической эксплуатации.
Цель контроля — объективная оценка технического состояния двигателя, от которой зависит решение вопроса о том, возможна и рентабельна ли дальнейшая эксплуатация данного двигателя или он нуждается в ремонте (замене). От технического состояния двигателя зависят также фактические расходы топлива и смазочного масла, надежность работы, способность его переносить перегрузку и необходимая ему доля внимания со стороны экипажа судна.
2.Текущий и периодический контроль технического состояния двигателя.
Первый слагается из эксплуатационных систематических наблюдений за показаниями штатных измерительных приборов двигателя, результатов его ежедневных осмотров, зрительных, шумовых и других впечатлений от работающего двигателя и анализа этих материалов.
Отклонение показаний измерительных приборов от нормальных значений, протечка жидкостей или газов через неплотности в соединениях деталей, их повышенный нагрев, характер шума при работе, темная окраска отработавших газов при номинальной нагрузке дизеля и другие признаки говорят об ухудшении технического состояния дизеля.
Текущий контроль дает ориентировочную, приблизительную оценку технического состояния двигателя, так как в нем отсутствуют специальные дополнительные измерения и предварительная проверка регулировки; на эту оценку могут повлиять случайные внешние обстоятельства и субъективность суждения.
Более точную оценку техническому состоянию двигателей дает периодический контроль (теплотехнические испытания), производимый через определенные промежутки времени судовой командой или теплотехническими партиями пароходства.
Теплотехнические контрольные испытания главных двигателей мощностью более 300 э. л. с. на судах Министерства речного флота должны производиться силами судовых команд не реже одного раза в месяц, а также после замены гребных винтов, их ремонта или ремонта самого дизеля.
Контрольные испытания теплотехнической партии пароходства должны производить на каждом судне не реже одного раза за навигацию.
Кроме того, теплотехнические партии проводят специальные испытания в связи с различными модернизационными мероприятиями, нормированием расхода топлива и смазочного масла и т. п.
3.Программа теплотехнического контрольного испытания дизеля.
Программа теплотехнического контрольного испытания предусматривает последовательность выполнения следующих работ:
1. Проверка топливоподающей аппаратуры дизеля. Форсунки должны быть проверены на герметичность, давление открытия иглы и качество распыливания топлива. Топливные насосы — на герметичность, угол опережения подачи и положение нулевой подачи топлива. При необходимости производится соответствующая подрегулировка и замена дефектных деталей.
2. Проверка исправности и величины зазоров в системе газораспределения.
3. Проверка давления в конце сжатия, максимального давления цикла и температуры отработавших газов по цилиндрам, а также температуры перед и за турбонагнетателем при номинальных оборотах вала дизеля.
4. При необходимости производится регулировка распределения мощности между цилиндрами путем выравнивания в них максимального давления цикла и температуры отработавших газов.
5. Производятся контрольные замеры числа оборотов вала дизеля, температуры отработавших газов по цилиндрам, а также до и после турбонагнетателя, давления наддувочного воздуха и смазочного масла, температур в системе охлаждения и смазки, времени расходования топлива из штатного мерного бачка, температуры и плотности этого топлива.
Указанные контрольные замеры должны производиться на глубоководном прямом участке фарватера при номинальных оборотах вала дизеля, полной расчетной осадке судна и нормальном возе (последнее только для буксиров и толкачей). Такие испытания следует производить в тихую погоду и по возможности при нормальных атмосферных условиях. Замеры повторяются не менее трех раз для получения устойчивых величин.
Полученные результаты обрабатывают, находя расход топлива и эффективную мощность дизеля (обычно косвенным методом), и только тогда оценивают техническое состояние дизеля.
Теплотехнические партии пароходства должны производить контрольные испытания на каждом судне не реже одного раза за навигацию. Кроме того, теплотехнические партии проводят паспортные и специальные испытания, связанные с различными модернизационными мероприятиями, нормированием расхода топлива и смазочного масла и т. п.
При контрольном испытании оценка технического состояния двигателя определяется в результате сопоставления полученных показателей его работы с заводскими паспортными данными либо с показателями этого же нового двигателя во время сдаточных, ходовых испытаний теплохода.
Общее техническое состояние дизеля наиболее объективно можно оценить по удельному эффективному расходу топлива или коэффициенту избытка воздуха при номинальном режиме работы.
Первый из показателей имеет смысл только при достаточно точном знании величины эффективной мощности, развиваемой во время испытания дизелем, т. е. требует ее определения каким-либо независимым от измеряемого расхода топлива способом; второй, кроме ориентировочной оценки
мощности, предполагает /использование газоанализатора для определения состава отработавших газов.
Можно также оценить техническое состояние дизеля по величине минимально устойчивых оборотов или по значению максимальной мощности, развиваемой дизелем при наибольшей допустимой подаче топлива (регулировочные органы топливных насосов доведены до ограничительных упоров) и нормальном ходе судна по глубоководному фарватеру. При невозможности на судне определить указанную мощность можно в тех же условиях работы ориентироваться по наибольшему числу оборотов вала, достигаемому при вращении гребного винта.
Оценка технического состояния главного судового двигателя по максимальному числу оборотов менее надежна, так как на нее могут оказать влияние случайные внешние причины: глубина судового хода, перекладка рулей, состояние гребного винта и валопровода и др.
Для оценки технического состояния цилиндрово-поршневой группы дизеля используют давление конца сжатия, давление газов в картере и величину угара смазочного масла.
О техническом состоянии системы смазки и степени износа подшипников коленчатого и распределительного валов можно судить по давлению масла при определенной его температуре и номинальном числе оборотов вала.
О техническом состоянии турбонагнетателя говорит давление наддувочного воздуха, разумеется, при отсутствии утечек через неплотностй впускного тракта.
Скорость вращения ротора турбонагнетателя при номинальной мощности дизеля также может служить показателем технического состояния турбонагнетателя. О состоянии подшипников турбонагнетателя судят по величине «выбега», т. е. по времени вращения ротора до полной его остановки после остановки дизеля.
Контрольные вопросы:
1.Охарактеризовать систематический контроль технического состояния судовых двигателей.
2.Охарактеризовать текущий и периодический контроль технического состояния двигателя.
3.Поснить программа теплотехнического контрольного испытания дизеля.
.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 886.