План лекции:
1.Техническая эксплуатация СЭУ.
2. Контроль и регулировка параметров рабочего процесса судовых дизелей.
1.Техническая эксплуатация СЭУ.
Техническое использование СЭУ включает комплекс мероприятий, выполняемых обслуживающим персоналом, по управлению, контролю и выбору оптимальных режимов работы машин и механизмов с заданными показателями. Для подготовки установок к использованию судовой экипаж выполняет ряд производственно-технических операций по соблюдению исправного технического состояния СЭУ в течение длительного времени работы с заданными технико-экономическими характеристиками. При техническом использовании СЭУ их технико-экономические показатели работы с течением времени изменяются. Правила технической эксплуатации дизелей на судах речного флота регламентируют основные требования по техническому использованию и обслуживанию дизелей всех назначений (главных, вспомогательных, аварийных и других).
Требования Правил обязательны:
- для специалистов инженерно - технических служб судовладельцев, осуществляющих организацию технического обслуживания и ремонта судовых дизелей;
- для специалистов судомеханической службы экипажей судов, осуществляющих техническую эксплуатацию судовых дизелей.
1.3. Техническое использование и обслуживание судовых дизелей должно производиться в соответствии с инструкциями по их эксплуатации, разработанными на заводах - изготовителях.
1.5. Ответственность за организацию технической эксплуатации и исправное состояние дизелей несет главный (старший) механик судна и судовые механики в соответствии с распределением по заведованиям.
1.6. К эксплуатации судовых дизелей допускаются лица, прошедшие инструктаж на рабочем месте, имеющие документ о специальной подготовке, удостоверение о сдаче технического минимума по технике безопасности и медицинское заключение о состоянии здоровья.
1.7. Нарушение Правил влечет за собой установленную действующим законодательством ответственность в зависимости от степени и характера нарушения и вызванных им последствий.
1.8. Техническая эксплуатация судовых дизелей состоит из комплекса мероприятий, направленных на обеспечение исправного технического состояния за счет эффективного технического использования, своевременного и качественного технического обслуживания и ремонта в соответствии с нормативно - технической документацией.
Комплекс мероприятий по восстановлению частично или полностью утраченных технико-экономических характеристик СЭУ называют ремонтом.
Непосредственное руководство технической эксплуатацией СЭУ возлагается на капитанов-механиков (механиков) судов, права и обязанности которых определены Уставом службы на судах Минтранса России.
Всю работу в области технической эксплуатации флота и по надзору за ним в пароходствах выполняют службы судового хозяйства (ССХ), а в бассейновых управлениях пути (БУП) и в управлениях судоходных каналов (УСК) — механико-судовые службы (МСС), подчиненные главному инженеру судоходных компаний и заместителю начальника БУП (УСК).
Непосредственную связь с судами и технический надзор за ними указанные службы осуществляют через механиков-наставников, групповых инженеров-механиков, линейных механиков.
Техническое использование СЭУ в эксплуатационных условиях сводится в основном к выполнению операций по подготовке к пуску и пуску дизеля; производству маневровых работ, т.е. остановке, реверсированию, пуску на противоположный ход (если дизель реверсивный) и изменению частоты вращения коленчатого вала; управлению СЭУ при различных условиях работы судна; остановке дизеля на непродолжительное и продолжительное время. Профилактические и ремонтные работы составляют основную часть трудозатрат экипажа, что объясняется необходимостью значительного применения ручного труда.
Путями для снижения трудоемкости судовых работ являются: внедрение средств механизации, уменьшение объема профилактических и ремонтных работ, выполняемых силами судового экипажа, комплектация механизмов в необходимом количестве сменно-запасными деталями, дальнейшее повышение надежности судового оборудования.
Механизация трудоемких процессов предусматривает, наряду с применением механизированного инструмента по очистке и окраске, использование механизированных приспособлений для монтажных и демонтажных работ на главных двигателях, вспомогательных механизмах и судовых устройствах, химических способов очистки цистерн и теплообменных аппаратов и др.
Работы по техническому обслуживанию судового оборудования наряду с судовым экипажем осуществляют береговые ремонтные организации. Поэтому ССХ при составлении плана-графика профилактических и ремонтных работ по судну планирует береговым организациям работы, выполнение которых требует специального оборудования и квалификации исполнителей. Судовая команда в условиях плавания должна выполнять комплекс профилактических работ, сроки исполнения которых не совпадают с периодичностью заводского ремонта.
Значительному упрощению ремонтных работ в судовых условиях способствует наличие необходимого комплекта сменных деталей.
Дальнейшего снижения трудоемкости профилактических и ремонтных работ достигают проектированием и изготовлением судовой техники, обладающей высокой надежностью, большим моторесурсом, удобством в эксплуатации и ремонте.
Существуют различные формы организации профилактических и ремонтных работ, о чем подробнее будет изложено далее.
Выбор оптимальных режимов эксплуатации судовых дизелей, обеспечивающий надежную и экономичную их работу, является первостепенной задачей технического использования. Это особенно важно в связи с существующей в настоящее время тенденцией повышения тепловой и механической напряженности судовых дизелей.
Техническое обслуживание судовых дизелей.
В процессе эксплуатации детали судовых машин и механизмов подвержены
естественному износу, что приводит к изменению техникоэксплуатационных показателей судового оборудования. Поддержание и восстановление этих показателей являются задачей техническогообслуживания, которую решают путем проведения ремонтов, профилактических вскрытии, осмотров и ревизий судовых механизмов, моточисток, наладок, регулировок, своевременного обеспечения материалами, сменными деталями, инструментом, средствами механизации работ в судовых условиях.
Ремонт судовой техники в зависимости от требуемых для его выполнения оборудования, оснастки и квалификации исполнителей можно разделить на два вида: промышленный и непромышленный.
Промышленный ремонт может быть выполнен только в заводских условиях с выводом судна из эксплуатации, непромышленный может проводиться в судовых условиях в процессе эксплуатации.
Четкое разделение судовых работ на промышленные и непромышленные позволяет по каждому судну установить номенклатуру ремонтных работ, для выполнения которых требуется заводское оборудование. Определение необходимой периодичности этих работ позволяет установить рациональные сроки работы судна без заводского ремонта.
В настоящее время разработаны теоретические основы организации планово-предупредительного ремонта (ППР), позволяющие обоснованно устанавливать его периодичность.
Основным документом, определяющим организацию технического обслуживания, является план-график работ, выполняемых в условиях эксплуатации. План-график определяет сроки проведения осмотрово профилактических работ на время эксплуатации судна без вывода на заводской ремонт; его также используют для оперативного планирования работ на месяц, рейс, стоянку.
Планы-графики для механической части составляют по заведованиям II, III, IV механиков, а по электромеханической части — по заведованию электромеханика.
В план-график заносят судовое оборудование, подлежащее ремонту в процессе эксплуатации. Основанием для вскрытия механизмов являются нормативные документы.
При составлении плана-графика должны быть учтены обстоятельства, влияющие на формы технического обслуживания: продолжительность рейсов и стоянок, порты заходов и наличие в них баз технического обслуживания и другие особенности эксплуатации.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 1202.