Техническое обслуживание дизелей

Техническое обслуживание дизеля выполняют согласно Правилам технической эксплуатации, как во время эксплуатации дизеля, так и вне эксплуатации.

1. Ежедневно, для всех марок дизелей, проводить наружный осмотр дизеля, приборов и аппаратуры, проверять уровень масла в картере, циркуляционной цистерне, приводы впускных и выпускных клапанов, ролики толкателей насосов высокого давления, спускать воду и механические примеси из отстойников, топливных, масляных баков и фильтров. При неработающем дизеле проворачивать коленчатый вал на два-три оборота при открытых индикаторных кранах (декомпрессионных клапанах), одновременно прокачивая масло. После проворачивания коленчатый вал должен быть установлен в положение, отличающееся от предыдущего. Проворачивание дизеля воздухом запрещается во избежание попадания влаги в цилиндры.

2. При остановке дизеля более чем на 5 суток необходимо периодически (по возможности через 5-10 суток) пускать дизель на 10-15 минут на малой нагрузке.

При невозможности его пуска необходимо для предохранения топливных насосов от коррозии законсервировать их смазкой НГ-203(ГОСТ 12338-81Е), К-7 (ГОСТ 10877-76), или залить в насосы обезвоженное масло с добавлением присадки АКОР-1 (ГОСТ 15171-78). Все неокрашенные поверхности деталей смазать чистым смазочным маслом.

3. Еженедельно, для всех марок дизелей — снять индикаторные диаграммы, определить мощность, или максимальные давления (при отсутствии индикаторных приводов и наличии индикаторных кранов). Промыть воздухоочиститель и глушитель всасывания.

Определять мощность дизеля и давления Р необходимо:

- при обнаружении неполадок в работе одного или нескольких цилиндров;

- после регулирования системы топливоподачи, замены форсунки или топливного насоса, замены цилиндровой втулки и крышки;

- при переходе на новый сорт топлива.

4. Через 0,5-0,7 тыс. ч работы дизеля проверять:

- крепление дизеля к судовому фундаменту;

- состояние смазочных насосов (лубрикаторов), маслоподающих штуцеров;

- равномерность подачи топлива топливной аппаратурой, зазоры механизма газораспределения;

- отложение нагара в выпускных коллекторах и на окнах цилиндровых втулок.

5. Через 1,0-4,0 тыс. ч работы заменить масло в циркуляционной смазочной системе, очистить и промыть картер.

6. Через 1,5-5,0 тыс. ч работы частично снять цилиндровые крышки, поднять один-два поршня с выполнением необходимых работ по их техническому обслуживанию.

7. Через 4-8,0 тыс. ч промыть расходные топливные баки, демонтировать все цилиндровые крышки, поршни, разобрать подшипники верхних головок шатунов, измерить детали цилиндропоршневой группы и коленчатого вала, снять раскепы с движением и без движения, проверить техническое состояние всех деталей, выполнить необходимые профилактические работы.

При вахтенном обслуживании дизеля не реже чем 1 раз в час необходимо:

- производить обход и проверять состояние и температуру трущихся и движущихся деталей, не нарушая при этом правил техники безопасности, проверять крепления трубопроводов;

- контролировать распределение нагрузки по цилиндрам с помощью штатных специальных приборов, температуру и цвет выпускных газов;

- контролировать температуру подшипников у механизмов, обеспечивающих работу дизеля;

- следить за появлением посторонних шумов, стуков и повышенной вибрацией дизеля, турбокомпрессора, редуктора, валопровода и других механизмов.

При безвахтенном обслуживании дизеля вахтенный механик обязан контролировать по показаниям приборов (тахометров, манометров и др.) и принимать меры к своевременному устранению обнаруженных отклонений в работе дизеля. Показания приборов необходимо записывать в машинный журнал.

Дизель, выведенный из эксплуатации на срок свыше месяца, если не предполагается его разборка для ремонта, подвергается консервации в соответствии с заводской инструкцией.

3.Техническое обслуживание вспомогательных механизмов.

- проверить в действии ручные смазочные приспособления;

- проверить состояние сальников, при необходимости поджать их, избегая чрезмерного обжатия;

- поставить в рабочее положение запорную (перепускную) арматуру на распределительной коробке и на трубопроводах (баллонах), относящихся к системе механизма;

- провернуть механизм (если требуется по инструкции) вручную или спецприспособлением, чтобы убедиться в отсутствии заеданий в деталях движения;

- подать питание на приборы аварийно - предупредительной сигнализации и защиты;

- убедиться в отсутствии помех к пуску приводного двигателя (или привести его в рабочее состояние, если таковым является дизель);

- произвести пуск и возможно плавно поставить механизм под нагрузку (если приводным двигателем является дизель, нагрузку следует подавать после его прогрева на холостом ходу до рабочей температуры в соответствии с требованиями инструкции по технической эксплуатации).

После пуска механизма вахтенный механик должен, с учетом показаний контрольно - измерительных приборов, убедиться в нормальной работе механизма и установить заданный режим. При необходимости устранить неисправность - остановить механизм.

 Во время действия механизма под нагрузкой вахтенный механик обязан:

- периодически контролировать показания контрольно - измерительных приборов;

- следить за поступлением смазки к подшипникам; трущиеся поверхности деталей, не оборудованные централизованной смазкой, периодически смазывать вручную;

- следить за поступлением воды в узлы насосов с текстолитовыми и резиновыми подшипниками; следствием недостаточной смазки маслом или водой является, в частности, нагревание вала, подшипников и сальников;

- следить за температурой деталей механизма и, в случае повышения ее до предельно допустимой, принять меры усиленной подачи смазки и охлаждения или снижения нагрузки, вплоть до остановки механизма во избежание его поломки.

 Если перегрев узлов движения, подшипников и сальников, а также появление стуков и вибраций не может быть устранено изменением режима работы механизма, его необходимо остановить и доложить о неполадках старшему механику. При этом, при возможности, необходимо включить в работу резервный механизм.

 Если неисправность требует остановки такого механизма, без функционирования которого потребуется снижение скорости, переход на ручное управление судном или даже остановка главного двигателя, вахтенный механик должен немедленно доложить об этом на мостик и главному (старшему) механику.

 Во время работы механизма, во избежание несчастных случаев, обслуживающему персоналу запрещается:

- обтирать ветошью детали движения;

- поджимать сальники штоков и валов;

- замерять зазоры и выбирать слабину в узлах, находящихся в движении;

- смазывать детали и узлы в труднодоступных местах;

- перебирать сальники арматуры, находящейся под давлением (пара, масла, воды, топлива, воздуха).

Главный (старший) механик судна контролирует выполнение графика ТО вспомогательных механизмов. Наиболее практичной мерой контроля технического состояния вспомогательных механизмов является система технических обслуживаний (ТО), которые должны выполняться через установленные заводом - изготовителем выработанные механизмом моточасы (ресурс), например, через 100, 250, 500 и т.д. часов.

Во время нахождения судна в рейсе (на промысле) вскрытие и ревизия вспомогательных механизмов, работа которых связана с безопасностью судна, могут быть произведены только с разрешения капитана по докладу главного (старшего) механика.

Во время стоянки судна в порту выполнение планово - предупредительных осмотров производится по указанию главного (старшего) механика. При этом вывод из эксплуатации механизмов, обеспечивающих производственные портовые операции и безопасность стоянки судна, должен быть согласован с капитаном судна.

Контрольные вопросы:

1.Назвать нормативно-правовые документы регламентирующие техническую эксплуатацию судов.

2.Охарактеризовать ежедневное обслуживание судовых дизелей.

3. Охарактеризовать вахтенное обслуживание судовых дизелей.

4. Пояснить основные требования по техническому использованию и обслуживанию судовых вспомогательных механизмов.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 344.