План лекции:
1. Виды рулевых приводов
2. Принцип работы,преимущества и недостатки.
Рулевой привод служит для передачи усилия с рулевой машины на баллер руля.
Простейший привод — секторный с штуртросом (рисунок 17.4, а) На баллере руля закреплен сектор, который штуртросом связан с рулевой машиной. В качестве штуртроса используется стальной трос или цепь. Для выбирания слабины штуртроса в него "включаются талрепы, а для смягчения ударов — буферные пружины. Проложенный по открытой палубе штуртрос неудобен в эксплуатации и его трудно ремонтировать в штормовых условиях. Поэтому этот привод сохранился лишь на некоторых старых небольших судах.
Идея зубчатого секторного привода (рисунок 17.4, б) очень проста Зубья, расположенные по дуге сектора, входят в зацепление с зубчатой шестерней, которая через редуктор приводится во вращение от рулевой машины. Для смягчения ударов между сектором и баллером устанавливают упругую связь. Конструктивно это достигается тем, что привод, кроме сектора, свободно насаженного на баллер, имеет также и румпель, который с баллером соединен жестко, а свободный конец румпеля соединяется с сектором буферными пружинами, через которые передаются усилия от сектора на румпель.
В настоящее время наибольшее распространение находят гидравлические приводы плунжерного, лопастного или винтового типов.
В гидравлическом приводе плунжерного типа поворот баллера производится румпелем, который соединен с поршнями (плунжерами) двух цилиндров. При перекачке жидкости из одного цилиндра в другой поршни перемещаются и поворачивают румпель. Амортизатором в гидравлическом приводе является перепускной клапан, установленный на дополнительном трубопроводе, который соединяет оба цилиндра. При ударе волны в перо руля давление в одном из цилиндров повышается, клапан автоматически приоткрывается, и некоторое количество жидкости переходит из одного цилиндра в другой.
Рисунок 17.4. Рулевые приводы а — секторный, б — зубчатый секторный, 1— штуртрос,
2— направляющие роульсы, 3— буферные пружины, 4— баллер руля, 5— сектор, 6— штурвал запасного привода, 7— шестерня, 8— сектор запасного привода, 9— румпель, 10— редуктор,
11— рулевой механизм
Лопастной гидравлический привод вместо цилиндров с поршнями имеет вращающийся поршень, насаженный на баллер. Поршень помещен в цилиндрический корпус, который имеет секторовидные камеры. При перекачке жидкости из одной полости камеры в другую создается разность давлений, в результате чего поршень, а вместе с ним и баллер поворачиваются. Секторовидные камеры соединены между собой каналами с перепускными клапанами, выполняющими роль амортизаторов.
Винтовой гидравлический привод состоит из неподвижного корпуса, средняя часть которого выполняет роль цилиндра. В цилиндр помещен кольцевой поршень, его внутренняя поверхность имеет вверхней части винтовые, а в нижней — продольные канавки. Другой стакан с винтовыми канавками закреплен неподвижно к крышке корпуса. При подаче жидкости в рабочую полость цилиндра поршень получает поступательное движение и, перемещаясь по винтовым канавкам неподвижного стакана, поворачивается. Поворот поршня через стакан с продольными канавками передается на баллер руля.
Согласно требованиям Регистра РФ, все морские суда имеют два рулевых привода — главный и вспомогательный. На судах, где оба эти привода расположены ниже грузовой ватерлинии, должен быть еще один привод — аварийный. Все приводы должны действовать на баллер руля независимо друг от друга и только в виде исключения допускается, чтобы они имели некоторые общие детали.
Главный рулевой привод должен обеспечивать перекладку полностью погруженного руля при максимальной скорости переднего хода судна с 35° одного борта до 30° другого борта не более чем за 28 с. При действии вспомогательного привода время перекладки руля с 15 до 15 другого борта не должно превышать 60 с. Скорость судна при этом не должна быть менее половины максимальной или 7 уз (в зависимости от того, какое из этих значений больше). Для аварийного привода время перекладки руля не регламентируется, но требуется, чтобы он обеспечивал перекладку руля с борта на борт при скорости переднего хода не менее 4 уз.
Главный привод должен работать от источника энергии и лишь на небольших судах его иногда делают ручным. То же относится и к вспомогательному приводу.
Управление главным рулевым приводом должно быть предусмотрено с ходового мостика и из румпельного отделения, а вспомогательным — только из румпельного отделения.
Для удержания руля на месте, что необходимо при аварийном ремонте и при переходе с одного привода на другой, рулевое устройство имеет стопор (тормоз). Наиболее часто применяют ленточный стопор, который зажимает непосредственно баллер руля. В гидравлических приводах роль стопора выполняют клапаны, с помощью которых перекрывают трубопроводы.
Для ограничения угла перекладки рулевое устройство имеет ограничители, допускающие перекладку руля на угол не более 35°. Они выполняются в виде выступов на пере руля и ахтерштевне, которые упираются друг р друга при максимальном угле перекладки. Секторные приводы имеют палубные ограничители, в которые упирается сектор. Все механические рулевые приводы имеют конечные выключатели, которые отключают механизм, прежде чем руль дойдет до упора в ограничители.
Около поста управления главным и вспомогательным приводами устанавливают рулевые указатели — аксиометры, которые показывают угол перекладки руля. На секторе привода или на других деталях также наносят шкалу для определения действительного положения руля.
Контрольные вопросы:
1.Назвать основные виды рулевых приводов на судне.
2. Пояснить общую конструкцию секторного рулевого привода с штуртросом.
3. Пояснить общую конструкцию зубчатого секторного рулевого привода
4. Обьяснить конструктивные особенности гидравлических рулевых приводов.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 832.