Тема 1.14. Виды рулевых приводов. Принцип работы,преимущества и недостатки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План лекции:

1. Виды рулевых приводов

2. Принцип работы,преимущества и недостатки.

 

Рулевой привод служит для пере­дачи усилия с рулевой машины на баллер руля.

Простейший привод — секторный с штуртросом (рисунок 17.4, а) На баллере руля закреплен сектор, который штуртросом связан с рулевой маши­ной. В качестве штуртроса исполь­зуется стальной трос или цепь. Для выбирания слабины штуртроса в него "включаются талрепы, а для смягче­ния ударов — буферные пружины. Проложенный по открытой палубе штуртрос неудобен в эксплуатации и его трудно ремонтировать в штор­мовых условиях. Поэтому этот при­вод сохранился лишь на некоторых старых небольших судах.

Идея зубчатого секторного приво­да (рисунок 17.4, б) очень проста Зубья, расположенные по дуге сектора, вхо­дят в зацепление с зубчатой шестер­ней, которая через редуктор приводится во вращение от рулевой машины. Для смягчения ударов меж­ду сектором и баллером устанавли­вают упругую связь. Конструктивно это достигается тем, что привод, кроме сектора, свободно насажен­ного на баллер, имеет также и рум­пель, который с баллером соединен жестко, а свободный конец румпеля соединяется с сектором буферными пружинами, через которые пере­даются усилия от сектора на румпель.

В настоящее время наибольшее распространение находят гидравлические приводы плунжерного, ло­пастного или винтового типов.

В гидравлическом приводе плун­жерного типа поворот баллера производится румпелем, ко­торый соединен с поршнями (плун­жерами) двух цилиндров. При пере­качке жидкости из одного цилиндра в другой поршни перемещаются и поворачивают румпель. Амортизато­ром в гидравлическом приводе явля­ется перепускной клапан, установ­ленный на дополнительном трубопро­воде, который соединяет оба цилинд­ра. При ударе волны в перо руля давление в одном из цилиндров по­вышается, клапан автоматически приоткрывается, и некоторое коли­чество жидкости переходит из одного цилиндра в другой.

Рисунок 17.4. Рулевые приводы а — секторный, б — зубчатый секторный, 1— штуртрос,

2— направляющие роульсы, 3— буферные пружины, 4— баллер руля, 5— сектор, 6— штурвал запасного привода, 7— шестер­ня, 8— сектор запасного приво­да, 9— румпель, 10— редуктор,

11— рулевой механизм

 

Лопастной гидравлический привод вместо цилиндров с поршнями имеет вращающийся пор­шень, насаженный на баллер. Пор­шень помещен в цилиндрический кор­пус, который имеет секторовидные камеры. При перекачке жидкости из одной полости камеры в другую соз­дается разность давлений, в резуль­тате чего поршень, а вместе с ним и баллер поворачиваются. Секторо­видные камеры соединены между со­бой каналами с перепускными клапа­нами, выполняющими роль аморти­заторов.

Винтовой гидравлический привод состоит из неподвиж­ного корпуса, средняя часть которого выполняет роль цилиндра. В цилиндр помещен кольцевой поршень, его внутренняя поверхность имеет вверхней части винтовые, а в ниж­ней — продольные канавки. Другой стакан с винтовыми канавками зак­реплен неподвижно к крышке кор­пуса. При подаче жидкости в рабо­чую полость цилиндра поршень полу­чает поступательное движение и, пе­ремещаясь по винтовым канавкам неподвижного стакана, поворачива­ется. Поворот поршня через стакан с продольными канавками передает­ся на баллер руля.

Согласно требованиям Регистра РФ, все морские суда имеют два рулевых привода — главный и вспо­могательный. На судах, где оба эти привода расположены ниже грузовой ватерлинии, должен быть еще один привод — аварийный. Все приводы должны действовать на баллер руля независимо друг от друга и только в виде исключения допускается, что­бы они имели некоторые общие дета­ли.

Главный рулевой привод должен обеспечивать перекладку полностью погруженного руля при максималь­ной скорости переднего хода судна с 35° одного борта до 30° другого бор­та не более чем за 28 с. При дей­ствии вспомогательного привода вре­мя перекладки руля с 15 до 15 другого борта не должно превышать 60 с. Скорость судна при этом не должна быть менее половины мак­симальной или 7 уз (в зависимости от того, какое из этих значений боль­ше). Для аварийного привода время перекладки руля не регламентирует­ся, но требуется, чтобы он обеспе­чивал перекладку руля с борта на борт при скорости переднего хода не менее 4 уз.

Главный привод должен работать от источника энергии и лишь на небольших судах его иногда делают ручным. То же относится и к вспомогательному приводу.

Управление главным рулевым при­водом должно быть предусмотрено с ходового мостика и из румпельного отделения, а вспомогательным — только из румпельного отделения.

Для удержания руля на месте, что необходимо при аварийном ремонте и при переходе с одного привода на другой, рулевое устройство имеет стопор (тормоз). Наиболее часто применяют ленточный стопор, кото­рый зажимает непосредственно баллер руля. В гидравлических приводах роль стопора выполняют клапаны, с помощью которых перекрывают тру­бопроводы.

Для ограничения угла перекладки рулевое устройство имеет ограничи­тели, допускающие перекладку руля на угол не более 35°. Они выпол­няются в виде выступов на пере руля и ахтерштевне, которые упираются друг р друга при максимальном угле перекладки. Секторные приводы име­ют палубные ограничители, в кото­рые упирается сектор. Все механические рулевые приводы имеют ко­нечные выключатели, которые отклю­чают механизм, прежде чем руль дой­дет до упора в ограничители.

Около поста управления главным и вспомогательным приводами уста­навливают рулевые указатели — ак­сиометры, которые показывают угол перекладки руля. На секторе привода или на других деталях также на­носят шкалу для определения дейст­вительного положения руля.

Контрольные вопросы:

1.​Назвать основные виды рулевых приводов на судне.

2.​ Пояснить общую конструкцию секторного рулевого привода с штуртросом.

3. Пояснить общую конструкцию зубчатого секторного рулевого привода

4. Обьяснить конструктивные особенности гидравлических рулевых приводов.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 832.