Тема 2.2. Судовые вентиляторы и системы кондиционирования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План лекции:

1. Системы вентиляции воздуха на судне.

2. Судоваясистема кондиционирования .

1.Системы вентиляции воздуха

Системой вентиляции обеспечива­ется нормальная атмосфера в судо­вых помещениях путем удаления за­грязненного воздуха и замены его свежим.

По принципу действия вентиля­ция может быть естественной и ис­кусственной.

Естественная вентиляция. Для со­здания направленного потока воз­духа используются разность давле­ния внутри и снаружи помещений, а также движение наружных потоков воздуха. В первом случае вентиля­ция происходит через иллюминаторы, двери, световые люки и другие неплотности, имеющиеся в помещениях. При использовании ветра эф­фективность вентиляции повышает применение специальных вентиляци­онных головок — дефлекторов.

Искусственная (принудительная) вентиляция. Она осуществляется при помощи механических вентиляторов.

Как естественная, так и искус­ственная вентиляция может быть трех типов: вдувная, вытяжная и комбинированная. При вдувной вен­тиляции в помещение подается све­жий воздух, чем создается некоторый напор, благодаря которому загряз­ненный воздух выходит наружу че­рез различные неплотности. В случае вытяжной вентиляции загрязненный воздух из помещения удаляется си­стемой вентиляции, а свежий воздух поступает естественным путем через иллюминаторы, двери и т. п. При комбинированной вентиляции в по­мещении имеется и вдувная, и вы­тяжная вентиляция. Это позволяет обеспечить усиленный обмен воз­духа.

Выбор типа вентиляции для от­дельных помещений зависит от их размеров и назначения. Небольшие помещения, в которых возможно зна­чительное загрязнение воздуха, наличие неприятного запаха или опасных паров (туалеты, сепараторные, ревизии топливной аппаратуры аккумуляторные) долж­ны иметь вытяжную вентиляцию. Жилые и служебные помещения обычно оборудуют вдувной вентиля­цией. Комбинированная вентиляция применяется в больших по размеру помещениях. В зависимости от на­значения этих помещений здесь могут преобладать вдувная или вытяжная вентиляция.

При искусственной вентиляции подачу и отсос воздуха производят центробежными или осевыми венти­ляторами. Воздух в них проходит через грибовидные крышки-головки, которые снабжаются предохрани­тельными сетками.

При естественной вентиляции воз­дух подается и удаляется при по­мощи дефлекторов (рис. 140), ко­торые позволяют более полно использовать ветер при вентиляции по­мещений.

Нормальный дефлектор может быть использован как для вдувной, так и для вытяжной вентиляции. В случае установки дефлектора от­верстием против ветра в него будет входить поток воздуха, создавая вдувную вентиляцию. Если отвер­стие дефлектора направлено по вет­ру, создается разрежение, в резуль­тате чего происходит отсос воздуха из помещения. Недостаток такого дефлектора — отсутствие защиты от попадания водяных брызг.

Некоторую защиту от попадания воды обеспечивает шаровой деф­лектор. В нем труба поднимается выше нижней кромки шара, и по­падающие в дефлектор брызги сте­кают вниз шара, откуда вода выте­кает на палубу.

Для обеспечения эффективно дей­ствующей вытяжной вентиляции применяют специальный эжекционный дефлектор, состоящий из двух ко­нусов. Малым конусом дефлектор устанавливают против ветра. Воз­дух, выходя из узкого конца конуса с повышенной скоростью, создает в дефлекторе разрежение, благода­ря чему происходит отсос воздуха из помещения.

Надежная работа системы венти­ляции может быть обеспечена только при правильном положении дефлек­тора по отношению к ветру и при достаточной защите от попадания воды. Поэтому дефлекторы необхо­димо располагать в наиболее высо­ких местах, не заливаемых водой во время шторма. Дефлекторы уста­навливают на прочных комингсах вы­сотой до 900 мм. Каждый дефлектор имеет прочную крышку, которую в штормовую погоду закрывают.

Все закрытия системы вентиляции должны иметь маркировку, которую наносят черной или белой краской внутри кольца диаметром 120 мм.

З

Рис 140. Дефлекторы:

а — нормальный, б—шаровой, в — эжекционный

акрытия на фильтропоглотителях специальной судовой вентиляции маркируют буквой «X». Эти закры­тия открывают по химической тре­воге.

Запорные устройства вентиляции машинных помещений маркируют буквой «С», а помещений для хра­нения взрывчатых веществ и акку­муляторов — буквой «Б».

Все остальные запорные устрой­ства судовой вентиляции маркируют буквой «Т». Закрытия с маркиров­кой «С», «Б», «Т» должны быть за­драены по общесудовой химической тревоге.

От дефлекторов или механических вентиляторов воздух в помещения подводится по вентиляционным ка­налам — воздухопроводам. Их де­лают из стальных или алюминиевых листов толщиной 1—3 мм. Обычно применяют вентиляционные трубы прямоугольного сечения.

На воздухопроводах системы вен­тиляции наносят два отличительных кольца голубого цвета. На противо­химической вентиляции между отли­чительными кольцами накрашивают предупреждающий знак желтого цвета с черными диагональными по­лосками.

Систему вентиляции на судах вы­полняют по групповому принципу, т. е. на несколько помещений уста­навливается дефлектор. В отдельные группы выделяется вентиляция ма­шинно-котельного отделения и грузо­вых трюмов.

На небольших судах для венти­ляции машинного отделения уста­навливают 2—4 дефлектора, которые выводят через шахты. Один из вен­тиляционных каналов подводят к центральному посту управления (ЦПУ). Все дефлекторы имеют привод для их поворота из машин­ного отделения. На крупных судах машинное отделение оборудуют ис­кусственной вентиляцией. Во всех этих случаях применяется вдувная вентиляция или комбинированная с преобладанием вдувной.

Вентиляция грузовых трюмов должна обеспечить сохранность пе­ревозимых грузов. 2—4 вентилятора естественной вентиляции распола­гают по углам трюма. Для облег­чения использования в шторм часть вентиляторов совмещают с колон­ками грузовых стрел. На ролкерах посредством вентиляции удаляются выхлопные токсичные газы, выде­ляющиеся при работе автопогрузчи­ков, а также пары бензина. Поэтому здесь устанавливают мощную систе­му принудительной вентиляции с большой кратностью воздухообмена.

Вентиляция трюмов наружным воздухом вызывает отпотевание корпуса и груза. Поэтому некото­рые суда имеют систему вентиляции трюмов с подсушкой воздуха (рис. 141), где применен пористый или жидкий влагопоглотитель. Через одну часть (влагопоглощающую) продувают наружный воздух и осу­шенным направляют в трюм. Во вторую часть (восстанавливающую) подают нагретый воздух, который удаляет из адсорбента избыток влаги.

2.Система кондиционирования.

В этой системе воздух в зависимости от внешних условий подогревается или охлаждается, или очищается (рис. 142). Наружный воздух за­сасывается вентилятором через фильтр и направляется для подо­грева или охлаждения в калорифер. После калорифера воздух проходит через увлажнитель и влагоотделитель.

Все эти агрегаты образуют цен­тральный кондиционер. После кон­диционера обработанный воздух по вентиляционным каналам подается в помещения.

Р азличают два основных типа систем кондиционирования воздуха: низконапорные, а также высокона­порные.

Рис. 141. Воздухоосушительная уста­новка:

1— воздухоохладитель; 2— воздухонагре­ватель; 3— адсорбирующий элемент (реактируемый); 4—вентилятор реактируемого воздуха; 5— вентилятор осушаемого возду­ха; 6— заслонка; 7— адсорбирующий эле­мент (осушающий); 8— заслонка

Рис 142 Система кондиционирования воздуха:

а — низконапорная, б — высоконапорная одноканальная, в — высоконапорная двухканальная; Ф — фильтр; ВП — воздухоподогреватель; ВО — воздухоохладитель, У — увлажнитель; Э — элиминар (влагоотделитель), 1—воздухопровод рециркуляции, 2— вытяжной вентилятор; 3— воздухопровод вытяжной вентиляции; 4— воздухораспределитель; 5— воздухопровод, 6— вентилятор; 7— центральный кондиционер, 8— каютный кондиционер, 9— смеситель

В низконапорной системе обра­ботка воздуха полностью произво­дится в центральном кондиционере, откуда воздух в помещение подается под давлением 1—2 кПа. Такая си­стема имеет ограниченные возмож­ности местного регулирования тем­пературы и поэтому ее удобно при­менять только в больших помеще­ниях и в помещениях с одинаковым тепловым режимом.

В высоконапорной системе воздух в центральном кондиционере нагре­вается только до температуры 10— 15°С. Окончательный нагрев возду­ха до 20—25°С производится в каютных кондиционерах, оборудо­ванных водяными или электриче­скими калориферами. Обработанный в центральном кондиционере воздух подается в систему под давлением 3—5 кПа и выходит в каютные кон­диционеры с повышенной скоростью, что вызывает подсос (эжектирование) воздуха из помещения, кото­рый при этом подогревается в мест­ном калорифере. В результате из кон­диционера выходит воздушная смесь необходимой температуры. Такой местный подогрев позволяет регу­лировать температуру в каждом по­мещении.

Без местного подогрева регули­рование температуры производится в двухканальной системе кондицио­нирования воздуха. В этом случае обработка воздуха производится в двух центральных кондиционерах. Часть воздуха обрабатывается только в одном кондиционере и на­правляется в помещения. Другая часть проходит оба кондиционера и нагревается (охлаждается) до бо­лее высокой (низкой) температуры. Эта часть воздуха по другому воз­духопроводу также подается в поме­щение. Смешивание двух воздуш­ных потоков производится в кают­ных смесителях (воздухораспреде­лителях). Изменяя количество пода­ваемого более или менее нагретого (охлажденного) воздуха, можно регулировать температуру в поме­щении.

Контрольные вопросы:

1.Пояснить назначение и состав судовой системы ветиляции.

2.Обьяснить системы кондиционирования на судне.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 564.