План лекции:
1. Ознакомление с устройством якороно-швартовых механизмов.
1.Ознакомление с устройством и принципом работы брашпиля.
Швартовное устройство располагается в носовой и кормовой части судна и включает в себя: швартовные тросы, кнехты, клюзы, киповые планки и роульсы, швартовные механизмы (лебедки, шпили и брашпили), кранцы, стопоры, бросательные концы, противокрысиные щитки. На рисунке1 показаны составные части швартовного устройства судна.
Рис 1. Элементы швартовного устройства: а —кнехт двойной прямой; б — кнехт двойной крестовый; в- клюз швартовный литой; г — киповая планка с двумя роульсами; а —киповая планка с тремя роульсами; е — клюз с поворотной обоймой; ж —вьюшка швартовная; з — стопор стационарный для швартова; а —бросательный конец; к—кранец мягкий; л — автоматическая швартовная лебедка
Рис 1. Элементы швартовного устройства.
2.Якорное устройство
Якорное устройство (рис. 6.9) должно:
— обеспечивать надежную стоянку судна на рейдах и в открытом море;
— удерживать на месте судно, стоящее одновременно на якоре (якорях) и на швартовах;
— служить одним из средств снятия судна с мели;
— способствовать управлению судном в стесненных условиях плавания.
Каждое судно должно иметь якорное снабжение, а также стопоры для крепления становых якорей по-походному, устройства для крепления и отдачи коренных концов якорных цепей, механизмы для отдачи и подъема становых якорей и для удержания на них судна при отданных якорях.
Для снабжения судов допускаются якоря следующих типов: Холла, Грузона, адмиралтейские,Матросова. (рис. 6.10).
К судовым якорям относятся: становые, запасные, стоп-анкеры, верпы, дреки, ледовые и кошки.
Становые якоря постоянно заведены в клюзы и служат для постановки на якорь (рис. Запасные якоря по
Якорные цепи должны комплектоваться из отдельных смычек. Смычки должны соединяться между собой соединительными звеньями (рис. 6.12). В зависимости от расположения в цепи смычки разделяются:
— на якорную, крепящуюся к якорю;
— на промежуточные;
— на коренную, крепящуюся к устройству для отдачи цепи.
Якорная смычка должна иметь вертлюг, предотвращающий закручивание цепи, и концевую скобу, соединяемую со скобой якоря.
Промежуточные смычки должны иметь длину не менее 25 и не более 27,5 м и состоять из нечетного числа звеньев. Общая длина двух цепей, определенная по таблицам снабжения, представляет собой только сумму длин промежуточных смычек без якорных и коренных смычек. Если полученное число промежуточных смычек нечетное, то цепь правого борта должна иметь на одну промежуточную смычку больше, чем цепь левого борта.
Коренная смычка должна состоять из специального звена увеличенных размеров (с тем, однако, чтобы оно свободно проходило по звездочке якорного механизма), крепящегося к устройству для отдачи цепи, и минимального числа общих и увеличенных звеньев, необходимого для оформления отрезка цепи в самостоятельную смычку.
на форштевень, не останавливались на звездочке и в подобных положениях.
Якорные цепи обязательно маркируют. Способов маркировки применяется несколько. Один из них следующий:
— на первой смычке — последнее звено с распоркой первой смычки и первое звено с распоркой второй смычки окрашивают в белый цвет, а на распорки этих звеньев кладут марки из нескольких шлагов отожженной (мягкой) проволоки;
— на второй смычке — два звена с распорками в конце второй смычки и два таких же звена в начале третьей смычки окрашивают в белый цвет, а на распорки вторых звеньев накладывают проволочные шлаги;
— на третьей смычке — окрашивают соответственно по три звена с распорками третьей и четвертой смычек, а проволочные шлаги накладывают на распорки третьих звеньев.
Такую же разбивку производят на четвертой и пятой смычках. Начиная с конца шестой смычки, порядок разбивки повторяют.
При отдаче или подъеме якоря необходимо довольно точно знать, сколько якорной цепи вытравлено за борт. Об этом находящийся на баке помощник капитана сообщает на мостик.
Коренная смычка якорной цепи крепится в цепном ящике к корпусу при помощи специального устройства, имеющего привод на верхнюю палубу Усилием, прилагаемым к рукоятке привода, освобождается откидной гак с заложенным за него концевым звеном, в результате чего якорная цепь полностью отдается.Якорную цепь на судах укладывают в цепной ящик — расположенный под брашпилем (рис. 2.10). Цепные ящики — узкие и высокие, что облегчает самоукладывание цепи без опасности ее заваливания. Укладка якорной цепи в такой ящик требует только надзора.
Стопоры. Каждая якорная цепь должна иметь не менее трех стопоров. Стопоры разделяются на стационарные и переносные. Палубные стопоры бывают двух типов — винтовые и с накидным палом
(рис. 6.18 — 6.20). Винтовые стопоры применяются для якорных цепей, калибр которых не превышает 72 мм. Для цепей большего диаметра — стопоры с накидным палом. Все палубные стопоры предназначены для надежного крепления якорной цепи при якорях, втянутых в клюзы.
К переносным палубным стопорам относятся цепные стопоры, состоящие из куска цепи, один конец которой крепят за обух на палубе или за кнехты, а другой конец, снабженный глаголь-гаком или вилкой (каргой), закладывают в якорную цепь.
Ленточный стопор относится к стационарным и располагается на брашпиле. Удержание якорной цепи при отданном якоре осуществляется при помощи ленточного стопора.
Якорные и палубные клюзы служат для пропуска якорной цепи в корпусе судна. Палубные клюзы закрываются специальными крышками для предотвращения попадания воды на палубу и в цепные ящики.
Подъемные механизмы якорного устройства бывают с горизонтально расположенным ведущим валом — брашпили, с вертикально расположенным – шпили и якорно-швартовные лебедки.
Брашпиль (шпиль) — это электрическая или гидравлическая машина, служащая для отдачи и выборки якоря (рис. 6.22). Шпили на баке в основном устанавливаются на судах большого водоизмещения, пассажирских и специализированных.
Устройство шпилей
Большинство судов имеют два становых якоря в носовой части и стоп-анкер (меньший по массе якорь) в кормовой части. Поэтому в носовой части судна устанавливают, как правило, брашпиль с двумя звездочками и швартовными барабанами, а в кормовой части — якорно-швартовный шпиль. Исключение составляют суда катамаранного типа, у которых в носовой части каждого корпуса смонтированы шпили. На буксирах-толкачах для выполнения якорно-швартовных операций иногда используют буксирные лебедки. На судах небольшой мощности устанавливают, как правило, один носовой якорношвартовный шпиль.
Механизм шпиля обычно имеет две части: верхнюю, состоящую из швартовного барабана 1 (рис. 132, а) со звездочкой, и нижнюю, включающую электродвигатель 3 и редуктор 2. По расположению привода шпили могут быть двухпалубные (рис. 132,а) и однопалубные (рис. 132,6, в). У двухпалубных шпилей электродвигатель с редуктором смонтированы на нижней палубе, а швартовный барабан — на верхней. Электрические однопалубные шпили могут иметь надпалубное
(см. рис. 132,6) или подпалубное (см. рис. 132,в) расположение электродвигателя. При подпалубном расположении электродвигателя 2 обслуживают привод через вырез в палубе или люки фундамента шпиля, снабженные водонепроницаемыми крышками.
Электрические якорно-швартовные шпили изготавливают с запасным ручным приводом, если они предназначены для работы с якорными цепями калибром до 28 мм (в морских условиях) и до 34 мм (в речных условиях.
Рис. 132. Схемы расположения шпилей
Контрольные вопросы:
1.Охарактеризовать состав и назначение якорно-швартовых механизмов на судне.
2. Определить общий состав и назначение швартовых устройств на судне.
3. Определить типы и характеристики применяемых якорей на судах.
4. Охарактеризовать общее устройство брашпиля.
5.Охарактеризовать общее устройство шпиля.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 1175.