1.Назначение и структура судовой электроэнергетической установки.
Судовая электроэнергетическая установка (СЭЭУ) представляет собой сложный технический комплекс, состоящий из различных видов электрооборудования, обеспечивающего процессы генерирования и распределения электроэнергии между приемниками, преобразующими электроэнергию в другие виды энергии (механическую, тепловую, световую, химическую и т.п.).
В состав судовой электроэнергетической установки входят:
· судовая электроэнергетическая система (СЭЭС);
· общесудовые приемники электроэнергии;
· гребная электрическая установка (ГЭУ),
Структура СЭЭУ приведена на рис. 1.1.
СЭС называют технический комплекс, состоящий из источников электроэнергии и главного распределительного щита (ГРЩ), основным назначением которой является производство электроэнергии необходимого количества и качества во всех режимах эксплуатации судна.
Судовые электростанции подразделяютна основные, аварийные и специальные. Основная СЭС обеспечивает электроэнергией общесудовые приемники во всех эксплуатационных режимах работы судна, включая аварийный (пожар, пробоина). АварийнаяСЭС обеспечивает питанием только особо важные приемники в случае отказа основной.
Электрические распределительные сети состоят из:
- электрораспределительных щитов (РЩ);
- кабельных линий электропередачи, передающих электроэнергию от источников или распределительных щитов (РЩ) к приемникам;
- преобразователей электроэнергии, обеспечивающих питание локальных сетей, таких как сеть переносного рабочего освещения, трансляционная сеть и т.д.
На судах с ГЭУ движение обеспечивается за счет работы гребных электродвигателей (ГЭД), которые получают питание или от специальной, или от основной электростанции.
В единых СЭЭС производимая электроэнергия расходуется на общесудовые нужды и обеспечение движения судна.
2.Структура и источники электроэнергии судовой электроэнергетической системы
В состав судовой электроэнергетической установки, без учета ЭУ, входят следующие основные элементы (рис. 1.6):
источники электроэнергии в виде генераторных агрегатов, электрохимических элементов и внешней по отношению к судну (береговой) системы электроснабжения;
· электрораспределительные устройства, включая главный распределительный щит (ГРЩ);
· электрическая сеть судна, обеспечивающая передачу электрической энергии от источников к приемникам электроэнергии;
· приемники электрической энергии.
В судовых электроэнергетических установках используются напряжения:
12 В, 24 В - в устройствах переносного освещения;
42 В - в переносном инструменте с питанием его через стационарные штепсельные розетки;
220 В, 380 В - в постоянно подсоединенном к сети электрооборудовании.
Как правило, напряжение источников электроэнергии равно 400 В(450 В при частоте 60 Гц), а в сети освещения судна применяют напряжение 220 В. В установках переменного тока требуемое напряжение легко получается с помощью трансформаторов.
Являясь основным источником электрической энергии судовых электростанций, генераторный агрегат (ГА) состоит из приводного двигателя и электромашинного генератора. Приводной двигатель выполняет преобразование энергии топлива (пара) в механическую энергию, обеспечивая вращение вала генератора электрической энергии. В качестве приводных двигателей ГА применяют дизели, паровые и газовые турбины.
Генераторы могут приводиться во вращение через механическую передачу или непосредственно от вала главного двигателя. В этом случае их называют валогенераторами. Такие установки, учитывая свойство обратимости электрических машин, в принципе, могут обеспечить аварийный ход судна при отказе главного двигателя. Работая в режиме электродвигателя, электрическая машина осуществляет вращение гребного винта (аварийный ход) за счет электрической энергии, получаемой от генераторов судовой электростанции. Применение таких установок позволяет существенно повысить безопасность плавания судна.
В ГА применяют генераторы как постоянного, так и переменной тока, независимо от типа приводного двигателя. Наиболее распространены на судах дизель-генераторы, имеющие в составе синхронные генераторы переменного тока Основными техническими характеристиками синхронного генератора являются: мощность, частота вращения, напряжение, коэффициент мощности, коэффициент полезного действия, масса и габариты, напряжение и ток возбуждения, сопротивления обмоток.
Генераторы имеют различную конструкцию, воздушное или водяного охлаждение, разные схемы системы возбуждения и другие особенности Некоторые характеристики судовых синхронных генераторов отечественного производства представлены в табл. 1.2.
Работу дизель-генератора (ДГ) обеспечивает ряд систем (рис. 1.7), в составе которых применяют различные виды электрооборудования: электронасосы, электромагнитные клапаны, датчики и т.д. Качество электроэнергии во многом определяется работой ГА. В связи с этим классификационные общества предъявляют к ним следующие требования.
ГРЩ (см. рис. 1.6) представляет собой закрытый металлическими панелями каркас, в котором смонтированы коммутацино-защитные аппараты, измерительные приборы, сигнальные устройства и другие средства управления генераторными агрегатами СЭС и распределением электроэнергии по судну. Подключение оборудования производится к шинам ГРЩ, представляющим собой медные полосы, проходящие по всей длине щита и располагаемые в верхней его части.. Генераторы с приемниками через ГРЩ соединяются кабелями, составляющими электрическую сеть судна. Кабель подключается к шинам ГРЩ через коммутационно-защитный аппарат - автоматический воздушный выключатель или пакетный выключатель с предохранителями.
Приемники электроэнергии судна подразделяют на ряд групп:
электроприводы,
осветительное
оборудование,
электронагревательные приборы,
навигационное оборудование и радиооборудование,
приборы контроля и управления.
. Электроснабжение основных / и резервных 2 приемников одного назначения производят от разных секций ГРЩ Особо ответственные приемники б, 7, обеспечивающие безопасность судна и экипажа, получают питание не только от ГРЩ, но и от аварийного распределительного щита. Система управления судовой электрической станции (см. рис. 1.5) обеспечивает управление, защиту и контроль (мониторинг) оборудования электростанции в нормальных, аварийных и послеаварийных режимах, осуществляя при этом следующие операции:
Устройство управления размещают в ГРЩ либо в специальных щитах и пультах. Датчики и исполнительные органы системы управления располагаются в ГРЩ и на генераторных агрегатах.
Техническая эксплуатация оборудования электростанции производится в соответствии с требованиями «Правил технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций» и рекомендациями заводов-изготовителей оборудования.
Контрольные вопросы:
1.Охарактеризовать состав и назначение СЭЭУ.
2.Пояснить структуру, источники и потребители электроэнергии судовой электросети.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 1386.