Тема 1. 1 Размещение на судне элементов СЭУ и вспомогательных механизмов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План лекции:

1. Размещение на судне главных элементов СЭУ.

2. Энергетические установки судов с электродвижением.

1.Размещение на судне главных элементов СЭУ.

Энергетическую установку размещают на судне в специаль­ных помещениях, которые называются отделениями. В зависи­мости от типа установки различают: котельные отделе­ния, в которых размещают главные котлы с обслуживающими их механизмами; машинные отделения, в которых располагают главные двигатели с обслуживающими их механиз­мами; отделения вспомогательных механиз­мов, в которых размещают механизмы судовой электростанции, испарительные установки, рефрижераторные установки и пр.

· На большинстве гражданских судов все отделения энергетиче­ской установки находятся в одном водонепроницаемом отсеке (рис. 9.2) и только на очень крупных судах, например на океан­ских пассажирских лайнерах, — в нескольких отсеках.

· Чаще всего ее располагают в кормовой части судна либо в корму от середины судна и, реже, в средней части.

· Главная силовая установка, электростанция, часть вспомогательных механизмов, оборудование, аппараты и другие элементы систем, обслуживающих СЭУ, расположены в машинном отделении. На платформе машинного отделения с правого борта имеется механическая мастерская. В котельном отделении находятся: котел и теплообменное оборудование, мусоросжигательная печь (инсенератор), сепаратор льяльных вод, аварийный пожарный электронасос, аварийный осушительный насос (самовсасывающий) и другое вспомогательное оборудование и элементы систем, обслуживающих СЭУ.

· Рис. 1. Схема компоновки машинного отделения с малооборотным дизелем. / — утилизационный котел; 2 — вспомогательный котел; 3 — испаритель; 4 — главный двигатель; 5 — валопровод; 6 — запасной гребной вал; 7 — главный распределитель­ный щит; 8 — дизель-генераторы; 9 — пост управления главным двигателем; 10 — осу­шительный насос; // — масляные электронасосы; 12 — масляные фильтры; 13 — масло­охладители; 14 — маслоочистители; 15 — насосы пресной и забортной охлаждающей воды; 16 — охладители пресной воды; 17 — баллон пускового воздуха; 18 — топливо-перекачивающие насосы; 19 — сепараторы топлива

 

На большинстве гражданских судов все отделения энергетиче­ской установки находятся в одном водонепроницаемом отсеке (рис. 9.2) и только на очень крупных судах, например на океан­ских пассажирских лайнерах, — в нескольких отсеках.Чаще всего ее располагают в кормовой части судна либо в корму от середины судна и, реже, в средней части.

Главная силовая установка, электростанция, часть вспомогательных механизмов, оборудование, аппараты и другие элементы систем, обслуживающих СЭУ, расположены в машинном отделении. На платформе машинного отделения с правого борта имеется механическая мастерская. В котельном отделении находятся: котел и теплообменное оборудование, мусоросжигательная печь (инсенератор), сепаратор льяльных вод, аварийный пожарный электронасос, аварийный осушительный насос (самовсасывающий) и другое вспомогательное оборудование и элементы систем, обслуживающих СЭУ.

Машины и оборудование холодильной установки находятся в рефрижераторном отделении, которое расположено в трюме носовой части судна, в районе 122-129 шпангоутов.Аварийный дизель-генератор со своими автономными системами установлен в специальном помещении на верхней палубе.

В зависи­мости от типа установки различают: котельные отделе­ния,в которых размещают главные котлы с обслуживающими их механизмами; машинныеотделения, в которых располагают главные двигатели с обслуживающими их механиз­мами; отделениявспомогательныхмеханиз­мов,в которых размещают механизмы судовой электростанции, испарительные установки, рефрижераторные установки и пр.На большинстве гражданских судов все отделения энергетиче­ской установки находятся в одном водонепроницаемом отсеке (рис. 9.2) и только на очень крупных судах, например на океан­ских пассажирских лайнерах, — в нескольких отсеках.Чаще всего ее располагают в кормовой части судна либо в корму от середины судна и, реже, в средней части

Расположение главного двигателя и вспомогательного оборудования.

При рас­положении главного двигателя в машинном отделении желателен короткий валопровод с главным упорным подшипником, а также достаточные площади вокруг главного двигателя для размещения наиболее крупных его деталей при ремонте. Сверху над дизелем должно быть оставлено пространство для извлечения при помощи подъемных устройств поршней со што­ками или шатунами.Главного двигателя и ВМ размещаются в машинном отделении таким образом, чтобы с постов их обслуживания обеспечивались свободные проходы к выходным путям шириной не менее 0,6 м. Ширина трапов на выходных путях и ширина дверей должна быть также не менее 0,6 м.

Каждое машинное отделение должно иметь не менее двух выходных путей, рас­положенных в противоположных концах машинное отделение, на палубу и к спа­сательным средствам (лифты не рассматриваются как выходные пути). Вспомогательное оборудование следует устанавливать как можно ближе к обслуживаемому главного двигателя и поблизости от других агрегатов, связанных общим рабочим телом и обслуживающих этот же главного двигателя. Последовательность размещения взаимосвязанных механизмов может быть как горизонтальной, так и вертикальной. Между механизмами необходимо пространство для возможности их обслуживания.

Трубопроводы должны проходить в трех взаимно перпендику­лярных направлениях: параллельно диаметральной плоскости судна, перпендикулярной к ней и перпендикулярной к основной плоскости, причем необходимо предусматривать достаточные про­странства для монтажа и обслуживания.

Механизмы, требующие постоянного наблюдения во время ра­боты, следует размещать вблизи поста управления. Механизмы, являющиеся источниками шума и вибрации, необходимо уста­навливать на элементах корпуса судна, имеющих повышенную жесткость, или подкреплять эти механизмы дополнительными кон­струкционными элементами. Такие механизмы необходимо амор­тизировать и экранировать их от постов, где длительное время находится обслуживающий персонал.

При выборе места установки любых ВМ необходимо учитывать: возможность их обслуживания минимальным количеством людей (особенно при низкой степени автоматизации энергетических установок); какой агрегат обслуживают ВМ и от функционирования какого агрегата зави­сит их работа, с какой стороны и на какой высоте к ВМ подводят рабочее тело, а также каков источник энергии.

На многих судах большая часть топливных цистерн располо­жена в носовой части машинного отделения, что в некоторой степени определяет место установки оборудования, обслуживающего топливную си­стему (перекачивающих насосов, сепараторов, фильтров, подка­чивающих насосов и др.).

Наиболее распространенное размещение центрального пульта управления на платформе над вспомогательным дизелем с увеличением использования объема машинного отделения, однако, затруд­няет возможность повышения уровня механизации грузовых опе­раций при ремонте дизель-генератор. Расположение центрального пульта управления на платформе в не­посредственной близости к главным и вспомогательным механиз­мам обеспечивает хорошее наблюдение за их работой и облегчает принятие экстренных мер в случае аварийной обстановки. Обычно вцентрального пульта управления судовых энергетических установок все схемы представляют собой типовые пульты и щиты.

Главный распределительный щит располагают на платформе в плоскости, перпендикулярной к диаметральной, как правило, по возможности ближе к источникам тока (при наличии центрального пульта управления рас­положение ГРЩ в центрального пульта управления обязательно). Аварийную электростан­цию размещают в отдельном помещении, расположенном выше линии предельного аварийного погружения судна и имеющем отдельный выход на открытую палубу.

Важнейшими факторами, влияющими на расположение меха­низмов в машинном отделении, являются состав и тип судовой электростанции (количество и марка дизель-генератор, наличие УТГ и место их установки, рас­положение и вид распределительных щитов). В машинном отделе дизель-генератор целесооб­разно устанавливать на амортизаторах параллельно диаметраль­ной плоскости, так как они являются источниками вибрации и шума. Если дизель-генератор устанавливают на платформах, то они имеют спе­циальные подкрепления. Для уменьшения влияния шума на об­служивающий персонал дизель-генератор целесообразно огораживать экраном или специальными шумоизолирующими выгородками (выгородки, однако, уменьшают пространство для обслуживания и ремонта энергетических установок). С внедрением систем дистанционного управления вцентрального пульта управления место расположения дизель-генератор с точки зрения шумности становится не столь важным.

Место установки вспомогательные генераторы зависит от способа отбора мощности: не­посредственно от главного двигателя (в носу или в корме), от редуктора или от ли­нии гребного вала. В основном вспомогательные генераторы устанавливают над настилом машинного отделения в кормовой части с одной стороны (а иногда с обеих сторон) от линии вала. УТГ устанавливается, как правило, на платформе вблизи вспомогательного или утилизационного котлов, от кото­рых он питается (в шахте машинного отделения на пути газовыпускного трубопро­вода). Когда мощность генераторов становится соизмеримой с мощностью главного двигателя, электростанция может быть вынесена вотдельноешумоизолированное помещение — вспомогательное машинное отделении.

Вспомогательные котлы, устанавливаемые в одном помещении с дизелями, в районе топочного устройства должны быть ограж­дены металлической выгородкой или иметь другие устройства, предохраняющие машинное отделение от воздействия пламени в случае его выброса из топочного устройства.

            2.Энергетические установки судов с электродвижением

Если в состав судовых энергетических установок входят высоко­оборотные главные механизмы (паровые и газовые турбины, бы­строходные двигатели внутреннего сгорания и пр.), то для пере­дачи мощности от двигателя к гребному винту кроме зубчатых редукторов применяют электропривод. Создание электрической связи между главным двигателем и гребным винтом происходит по следующей схеме: главный двигатель приводит в действие электрогенератор, а электрический ток, вырабатываемый этим генератором, — электродвигатель, соединенный с гребным валом.

Судовые энергетические установки с электродвижением раз­мещают в одном или двух отсеках. Гребной электродвигатель всегда размещают ближе к корме, насколько позволяют обводы и условия выемки гребного вала. Первичные двигатели и элек­трогенераторы устанавливают или в том же отсеке, где и гребные двигатели, или, чаще, в отдельном отсеке, расположенном в но­совой части ближе к середине судна (рис. 9.21).

· Рис. 9.21. Компоновка гребной дизель-элек­трической установки.

 

Контрольные вопросы:

 

1.Охорактеризовать размещение элементов СЭУ в машинном отделении.

2.Пояснить размещение вспомогательных механизмов на судне.

 

3.Пояснить размещение элементов СЭУ с дизель-электрической установкой.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 1571.