План лекции:
1.Необходимость профилактические работы и ремонт судовой дизельной установки.
2.Профилактические работы и ремонт судовой дизельной установки.
1. Необходимость профилактические работы и ремонт судовой дизельной установки.
Длительная, безотказная работа судовой дизельной установки возможна только в том случае, если экипаж судна во главе с механиком не только хорошо ее знает и технически грамотно использует, но и обслуживает активно. Под активным техническим обслуживанием подразумевается такое обслуживание, при котором экипаж не ждет появления каких-либо неполадок и дефектов в силовой установке, а путем системы периодических осмотров, проверок, обмеров и других работ своевременно обнаруживает зарождающиеся дефекты и предупреждает их дальнейшее развитие.
Анализ нарушений нормальной работы и аварий судовых двигателей показывает, что в подавляющем большинстве случаев таким явлениям предшествует некоторый период работы, в течение которого постепенно назревают необходимые для них условия. Например, серьезным повреждениям или поломке отдельных деталей двигателя обычно предшествует нарушение нормального режима смазки или охлаждения, ослабление крепления, развитие трещины, чрезмерный износ и т. п.
Внимательное наблюдение за работой и состоянием механизмов позволяет вовремя обнаружить назревание неисправностей и активными действиями предупредить их.
Осмотры деталей, проверка креплений и зазоров, замена ненадежных деталей, смена масла, промывка фильтров и другие работы, имеющие целью своевременно обнаружить и устранить причины, способные при дальнейшей
работе привести к усиленному износу, срыву нормальной работы или аварии двигателя, называются профилактическими мероприятиями.
Профилактические мероприятия по характеру и объему входящих в них работ подразделяются на «профилактические осмотры» («технические уходы») и «планово-предупредительные ремонты».
Профилактические осмотры состоят из внешних осмотров, проверок и других мелких работ, как правило, не связанных со значительной разборкой и потому не нарушающих нормальной эксплуатационной готовности механизмов. Эти работы выполняются обычно во время межрейсовых стоянок или на ходу, и специального времени для их выполнения в плане эксплуатации теплохода не предусматривается.
Планово-предупредительные ремонты состоят из вскрытия внутренних узлов для их осмотра, замены изношенных деталей, сложных регулировочных работ, притирки клапанов и т. п. Эти работы выводят дизели из состояния эксплуатационной готовности, и потому для их выполнения в плане работы теплохода предусматривается специальное время.
Систематическое, тщательное выполнение всех профилактических мероприятий гарантирует надежную работу судовой силовой установки, исключает или сводит к минимуму возможность выхода из строя или нарушения нормальной работы двигателей и обслуживающих их механизмов и систем. Эксплуатируемая таким образом установка во время ходовых вахт не требует пристального внимания, что особенно важно при эксплуатации судов методом совмещения профессий.
При работе с совмещением профессий малочисленность экипажа и широкий круг обязанностей его членов мешают тщательному и полному выполнению всех профилактических мероприятий, поэтому в настоящее время разрабатываются методы выполнения этих работ в пунктах стоянки силами специальных береговых бригад или станций технического обслуживания.
Профилактические работы:
1. Очистка, окраска или смазка внешних поверхностей отдельных деталей дизеля, вспомогательных механизмов и трубопроводов для защиты их от коррозии и поддержания опрятного вида.
2. Контрольные осмотры деталей и узлов для выявления появившихся на них дефектов.
3. Проверка затяжки гаек шпилек, болтов и других резьбовых соединений.
4. Проверка плотности соединений и сальниковых устройств, при необходимости их подтяжка.
5. Проверка зазоров в соединениях подвижных деталей и их подрегулировка.
6. Определение путем измерений степени износа некоторых деталей.
7. Проверка работы и регулировка топливных насосов и форсунок.
8. Смена смазки.
9. Промывка фильтров.
10. Очистка и осмотр внутренних полостей рабочих цилиндров, рубашек охлаждения, картера, отстойников, газовыпускных трактов, турбонагнетателей, холодильников и т. п.
11. Притирка клапанов.
12. Смена отдельных деталей и узлов, имеющих дефекты и тех, дальнейшая работа которых, судя по степени их износа или числу проработанных часов, ненадежна.
13. Контрольнаяопрессовка систем трубопроводов и отдельных внутренних полостей.
14. Проверка контрольно-измерительных приборов, автоматических устройств и систем.
Профилактические работы проводятся по заранее составленному механиком плану. Периодичность проведения профилактических работ, принятая в системе Министерства речного флота, следующая: ежедневный уход и профилактические работы через каждые 50; 100 (только для быстроходных дизелей); 500; 1000 и 2000 ч работы дизеля.
Рекомендованные периоды проведения профилактических работ в условиях эксплуатации флота, как правило, строго не выдерживаются, так как указанные круглые числа часов работы дизелей чаще всего попадают на ходовое время. Поэтому механик должен разумно корректировать сроки выполнения профилактических работ, немного изменяя их в ту или другую сторону в зависимости от технического состояния дизелей, продолжительности и условий ближайших межрейсовых стоянок.
В подготовке и проведении профилактических работ механику помогают его помощники и мотористы, за каждым из которых в порядке заведывания закреплены определенные механизмы и системы.
Основанием для включения в план профилактических работ тех или иных конкретных операций служат:
а) соответствующие приказы МРФ, указания группового механика или представителя Регистра и рекомендации теплотехников;
б) рекомендации по составу профилактических работ Руководства по эксплуатации данного типа двигателя;
в) обнаруженные командой ненормальности в работе двигателя или обслуживающих его систем;
г) опыт эксплуатации данного типа двигателя и материалы предыдущих профилактических осмотров и проверок.
Успешному выполнению профилактических работ способствует четкое распределение обязанностей между работающими в соответствии с их квалификацией и опытом, предварительная подготовка необходимых запасных частей, инструмента, измерительных приборов и приспособлений.
В процессе длительной эксплуатации вследствие износа рабочих деталей техническое состояние двигателя ухудшается, т. е. понижаются его технико-экономические показатели работы и надежность. В случае аварии (поломки) двигатель может полностью утратить работоспособность.
Для восстановления до нормального уровня технического состояния аварийного или изношенного двигателя необходимо его отремонтировать.
По своему характеру ремонты делятся на планово-предупредительные и аварийные. Необходимость и сроки проведения планово-предупредительных ремонтов устанавливаются заранее на основании результатов систематического наблюдения за техническим состоянием двигателя.
В эту группу входят навигационные, текущие, средние и капитальные ремонты. Аварийные ремонты — ремонты внеплановые, вызванные необходимостью восстановить утраченную в результате аварии нормальную работоспособность двигателя. Вообще всякий внеплановый ремонт, срывающий график нормальной эксплуатации судна, даже если он не является следствием аварии, считается аварийным.
При технически грамотной, нормальной эксплуатации судовых двигателей аварийные ремонты — явление исключительное редкое.
Своевременное и высококачественное выполнение ремонтов судовых двигателей — одно из основных условий, обеспечивающих безаварийную, рентабельную работу флота.
Контрольные вопросы:
Дата: 2018-11-18, просмотров: 734.