Тема 2.7Техническая эксплуатация котельных установок.Пуск обслуживание судовой котельной установки

План лекции:

1. Подготовка и пуск котла в работу.

2. Обслуживание котла во время работы.

3. Техника безопасности при обслуживании паровых котлов.

 

1.Подготовка и пуск котла в работу.

Пуск котла является одной из ответственных операций. Перед подготовкой котла к пуску в соответствии с Правилами технической эксплуатации и инструкциями завода-строителя производят детальный осмотр котла, проверку работоспособности всех его элементов и узлов. Осматривают также все приборы, средства автоматизации, защиты и управления. В котельном отделении необходимо убрать посторонние предметы, проверить исправность противопожарного оборудования, приспособлений и инструментов, необходимых для обслуживания котла. Убедиться, что воздушный кран на пароводяном коллекторе открыт. Провентилировать топку и газоходы котла в течение 3-10 минут для исключения возможности взрыва смеси горючих газов и воздуха. Растопку котла производят следующим образом. Запускают растопочный топливный насос на дизельном топливе. Затем включают электровентилятор, вентилируют топку, зажигают электровоспламенителем растопочную форсунку, работающую на дизельном топливе. На котлах с автоматическим управлением розжиг котла производится в соответствии с установленной программой. Время подъема пара определяется конструктивными характеристиками котла согласно инструкции завода-строителя. С начала растопки контролируют уровень воды в пароводяном коллекторе, периодически продувая водоуказательные приборы (ВУП). Продувку ВУП производят до тех пор, пока давление в пароводяном коллекторе достигнет 0,5-1,0 кг/см2. После этого продувка ВУП необходима лишь для прогрева стекол по мере повышения давления и перед включением котла в паропровод. Когда из воздушных клапанов появится непрерывная струя пара, их закрывают. Затем при давлении пара около 2 кг/см2 продувают манометры и следят за подъёмом давления. Для продувки водоуказательного прибора необходимо: - открыть нижний канал продувания водомерной колонки; - закрыть паровой клапан водомерной колонки открыть паровой клапан и затем закрыть водяной клапан; - открыть водяной клапан и закрыть нижний клапан продувания, после чего уровень воды в водоуказательном приборе должен установиться в нормальное положение (несколько выше, чем до продувания). По достижении половины рабочего давления пара в котле проверить уровень воды, удостовериться в правильном действии водоуказательных приборов, манометров и предохранительных клапанов. После этого котел можно соединить с главным паропроводом. Повышение давления пара в котле до рабочего должно происходить по возможности медленно для обеспечения равномерного прогревания кирпичной кладки котла. В течение всего времени подъема пара следует проводить осмотр котла с целью обнаружения утечек воды и пара. Обжатие крышек лазов, горловин и фланцев необходимо осуществлять только специальным инструментом без ударов (при давлении пара не более 5 кг/см2). При достижении давления пара 6-8 кг/см2, достаточного для обеспечения бытовых нужд судна, котел можно подключить к магистрали. Перед включением котла в магистраль надо, постепенно приоткрывая клапан, прогреть паропровод и продуть его в течение не менее 15 мин. С момента подачи пара на бытовые нужды можно приступить к переводу котла на основное топливо – мазут. Для этого нужно подать пар на расходные цистерны, прогреть топливо до температуры 60оС, спустить отстой, проверить работу Б3К на приёмных трубках расходных цистерн. Затем включить форсуночный насос, подать пар на топливо-подогреватель и с помощью системы рециркуляции прогреть мазут, для чего включить работающую форсунку, остановить растопочный насос дизельного топлива и закрыть разобщительный трехходовой клапан. Затем нужно провести повторный розжиг котла на мазуте: провентилировать топку в течение не менее 3 минут; установить давление топлива перед форсункой 4 кг/см2 и воздуха 0,5 кг/ см2; зажечь форсунку, отрегулировать подачу топлива и воздуха , обеспечив режим полного горения топлива. До включения в действие регуляторов давления топлива и воздуха, регулирование их расхода осуществляется вручную. Подъем пара можно считать законченным, когда в котле будет достигнуто рабочее давление. Уровень воды в котле должен быть не выше рабочего во избежание уноса воды в паропровод. После этого нужно провести верхнее продувание и проверку действия предохранительных клапанов, водоуказателей, питательных средств и защиты котла. После включения котла в работу необходимо ввести в действие системы автоматического управления и защиты в соответствии с инструкцией завода-изготовителя по эксплуатации данного котла. Перед увеличением нагрузки котла необходимо сменить на форсунках растопочные распылители на основные. Подготовку второго котла к действию проводят аналогично первому. Второй котел сразу же заполняют деаэрированной водой, а для розжига применяют то же топливо, на котором работает первый котел. В случае включения второго котла на параллельную работу с действующим давление пара в них необходимо выровнять или создать в подключаемом котле на 0,5-1,0 кг/см2 выше. Только после этого можно открывать разобщительные клапаны.

 

Обслуживание котла во время работы .

Во время действия котла для его обслуживания должны быть созданы условия его безопасной и экономичной работы. С этой целью необходимо: поддерживать заданные температуру и уровень воды по ВУП, температуру и давление пара, температуру уходящих газов; обеспечивать бездымное горение при малых коэффициентах избытка воздуха, требуемое качество котловой и питательной воды, нормальную работу деаэрационной установки и водонагревателей; содержать в исправном состоянии форсунки, арматуру, изоляцию котла и паропроводов; своевременно очищать поверхности нагрева с помощью сажеобдувочных устройств, используя результаты замера температур уходящих газов и перегретого пара. Сажеобдувку поверхности нагрева утилизационных котлов производят по результатам перепада давления уходящих газов до и после утиль котла (нормальный перепад 75 мм.водяного столба; при достижении перепада 125 мм. в ст. и выше требуется сажеобдувка). За действующим котлом и обслуживающими его механизмами ведётся наблюдение по показаниям контрольно-измерительных приборов, сигналам аварийно-предупредительной сигнализации и путём осмотров котельной установки. Во время работы котла необходимо контролировать: уровень воды в котле, давление пара, температуру пара, давление и температуру питательной воды на входе в котел, давление и температуру топлива, поступающего в форсунку, расход топлива и его уровень в расходных цистернах, давление и температуру воздуха перед топкой, температуру уходящих газов, химический состав котловой и питательной воды, расход воды по вахтам и суточный. В котле во время работы происходят сложные физико-химические процессы, которые могут вызвать отклонения основных параметров рабочих тел от заданных значений. Так, загрязнение наружной поверхности нагрева влияет на температуру перегретого пара. Если отложения сажи находятся на трубных пучках перед пароперегревателем, то температура перегретого пара будет повышаться, а при загрязнении поверхности пароперегревателя будет понижаться. О загрязнении поверхностей нагрева можно судить и по увеличению температуры уходящих газов. Основное средство борьбы с загрязнением – своевременное применение сажеобдувочных устройств. При нормальных условиях эксплуатации котла сажеобдувку производят один раз в сутки. Снижению температуры перегретого пара способствует и повышенная влажность пара, поступающего в пароперегреватель. Увеличение влажности пара может быть связано с ростом солесодержания котловой воды, её вспениванием в пароводяном коллекторе и повышением уноса влаги в паросборную трубу. О воздействии этого фактора на температуру перегретого пара можно судить по резкому колебанию уровня в ВУП. Увеличение коэффициента избытка воздуха приводит к снижению КПД котла. Изменение коэффициента избытка воздуха может быть связано с ухудшением процесса горения, нарушением в системе автоматического регулирования или подсоса воздуха через неплотности внутреннего кожуха. Наибольшее воздействие на работу котла оказывает изменение расхода топлива и качество его сжигания, а для утилизационных котлов – смена режима работы главного двигателя, что требует соответствующего регулирования элементов и устройств котла, обеспечивающих необходимые количества рабочих сред и их параметры.

 

Техника безопасности при обслуживании паровых котлов.

Правила техники безопасности предъявляют высокие требования к обслуживающему котёл персоналу. К работе в котельном отделении (КО) допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, прошедшие медосмотр, и имеющие свидетельство на право обслуживать паровые котлы. Во время вахты они должны носить спецодежду и безопасную обувь. Персонал КО обязан поддерживать чистоту и порядок. Настил КО должен быть выполнен из рифлёных стальных листов, всегда прочно закрепленных, а все вырезы в них должны быть закрыты. Масло или мазут, пролитые на палубу, следует немедленно убрать. Техническую эксплуатацию действующего котла необходимо осуществлять с соблюдением Правил технической эксплуатации и инструкций завода-изготовителя. Подготовку котла к действию следует начинать с осмотра всех элементов котла и топочной камеры, чтобы убедиться в отсутствии каких-либо повреждений. Для удаления взрывоопасной газовоздушной смеси топку нужно вентилировать в течение не менее 3 минут. При выведении котла из действия для осмотра и проведения работ внутри него необходимо надёжно разобщить его с действующим котлом, для чего следует поставить разобщительные заглушки между фланцами всех присоединённых к котлу паропроводов и трубопроводов. Котёл открывают только под руководством ответственного лица. Запрещается: затягивать гайки на элементах котлов и паропроводах под давлением; выполнять ремонтные работы с ударами и сверлением; открывать люки и лазы на котле, не отключенном от действующих котлов; проникать в котёл, если на всех трубах, соединяющих его с другими котлами, нет заглушек, замков, на разобщительных клапанах - плакатов «В котле люди»; использовать в пароводяном коллекторе или топке котла электрические лампы напряжением выше 24В; работать во внутреннем пространстве котла при температуре выше 50°С без предварительной вентиляции и без вахтенного у люка котла, наблюдающего за теми, кто работает внутри. Все ремонтные работы следует производить при участии и под руководством механика, ответственного за состояние котла. Котёл запрещено вводить в действие, если обнаружены: течь в коллекторах, камерах или в трубах; неисправность питательных средств, отсутствие или неисправность хотя бы одного предохранительного клапана, водоуказательного прибора или манометра; неисправность клапана нижнего продувания, а так же если число заглушенных труб превышает 10% их общего числа. Для предохранения от ожогов и уменьшения тепловых потерь котла дымоходы и паропроводы обязательно изолируют. Температура на поверхности изоляции должна быть не более 60 °С. Необходимо строго следить за плотностью топливных трубопроводов, арматуры, насосов, содержать льяла чистыми и сухими, не допускать скоплений мазута в топке и под насосами. Котельное отделение должно быть оборудовано противопожарными средствами.


Контрольные вопросы:

1. В каких случаях запрещается эксплуатация судовых водотрубных котлов.

2. Как осуществляют эксплуатацию и техническое обслуживание водотрубного котла.


Дата: 2018-11-18, просмотров: 38.