Законодательство РФ о трудоустройстве и занятости населения
В нашей стране основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в сфере правового регулирования занятости, является Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации».
В настоящее время на государственном уровне вопросами занятости и трудоустройства граждан занимается Федеральная служба по труду и занятости (Роструд).
В соответствии с Законом о занятости занятыми считаются граждане:
1) работающие по трудовому договору;
2) занимающиеся предпринимательской деятельностью;
3) занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по
договорам;
4) выполняющие работы (оказывающие услуги) по договорам гражданско-правового характера, в том числе по авторским договорам;
5) являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
6) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
7) проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
8) проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях;
9) временно отсутствующие на рабочем месте по уважительной причине;
10) являющиеся учредителями (участниками) организаций.
В соответствии с Законом о занятости безработными признаются граждане, которые:
1) трудоспособны (т. е. достигли 16 лет и не получают пенсию по старости или за выслугу лет);
2) не имеют работы и заработка (дохода);
3) зарегистрированы в органах занятости в целях поиска подходящей работы;
4) ищут работу, и готовы приступить к ней.
Право граждан на социальную защиту от безработицы
Гражданин, признанный безработным, приобретает специфические права.
Общим для всех безработных является право на получение помощи государства в поиске работы и в трудоустройстве. Для оказания безработным такой помощи органы занятости формируют банки вакансий на основании данных, предоставляемых им работодателями. К другим правам безработных относятся права, перечисленные ниже.
1. Право на получение бесплатной информации от органов службы занятости.
2. Право на бесплатную профессиональную ориентацию.
3. Право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости.
4. Право на обжалование решений, действий и бездействия органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5. Право на социальную поддержку, включая пособие по безработице, стипендию в период профессиональной подготовки, повышение квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, оплату периода временной нетрудоспособности.
Выплата пособий по безработице
Пособие по безработице - это ежемесячные денежные выплаты, осуществляемые из пенсионного фонда для социальной поддержки безработных.
Решение о назначении подобия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.
1. Гражданам, уволенным по любым основаниям, кроме увольнения по собственному желанию без уважительных причин и увольнения в связи с виновными действиями, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу продолжительностью не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей), а также уволенным с военной службы, из органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы начисляется:
- в первые три месяца безработицы – в размере 75 % от их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по постоянному месту работы (службы);
- в следующие четыре месяца – в размере 60 %;
- в дальнейшем – в размере 45;
- в дальнейшем – в размере минимальной величины пособия по безработице.
2. Для безработных граждан:
- ищущих работу впервые (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности);
- стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
- уволенных из организаций в течение двенадцати месяцев предшествующих началу безработицы, и имевших в этот период оплачиваемую работу продолжительностью менее двадцати шести календарных недель;
- уволенных по собственному желанию без уважительных причин;
- уволенных в связи с совершением ими виновных действий.
Для перечисленных категорий граждан пособие по безработице устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице.
Продолжительность выплаты пособия для лиц, которым пособие исчисляется из среднего заработка, в каждом периоде безработицы, по общему правилу, не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.
Выплата пособия по безработице прекращается в случаях:
1) при трудоустройстве безработного и признании его занятым.
2) длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;
3) попытки получения или получения пособия обманным путем.
4) назначение денежной выплаты социального характера - стипендии в связи с обучением по направлению органов занятости;
5) назначения в соответствии с пенсионным законодательством пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет.
Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:
1) отказа безработного от двух вариантов подходящей работы;
2) отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан;
3) явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ;
4) увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
5) отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;
6) нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного;
7) самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости.
Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25 % на срок до одного месяца в случаях:
1) неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости;
2) отказа без уважительных причин от явки в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).
Лицам, направленным органами службы занятости на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в период их обучения выплачивается стипендия, размер которой определяется исходя из тех же критериев, что и размер пособия по безработице.
В особом порядке устанавливается размер стипендии гражданам, утратившим способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания. Эта стипендия выплачивается за счет средств соответствующих организаций в размере 100 % среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но в пределах минимальных и максимальных размеров пособия по безработице.
Стипендия начисляется с первого дня обучения. Ее размер может быть
уменьшен на 25 % сроком на один месяц или выплата ее может быть приостановлена на срок до одного месяца в случаях неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительной причины. Органы службы занятости при необходимости могут также оплачивать стоимость проезда и расходы, связанные с проживанием граждан, направленных службой занятости на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку в другую местность.
Гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, стипендия в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости выплачивается в повышенном размере.
Целью деятельности органов государственной службы занятости является подбор подходящей для безработного работы и его трудоустройство. В случае отсутствия такой работы в качестве меры временной помощи законодательство о занятости рассматривает организацию органами службы занятости общественных работ. Общественная работа – это общедоступная трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.
Привлечение к общественным работам допускается только на добровольной основе. Исключение сделано для граждан, указанных в Законе о занятости (это лица ранее не работавшие, либо имеющие длительных перерыв в работе, либо уволенные за нарушение трудовой дисциплины более одного раза в течение года, предшествовавшего началу безработицы), для которых общественные работы признаются подходящей работой, и отказ от участия в них лишает указанных граждан прав, предоставляемых безработным.
При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности безработного.
Преимущественным правом направления на общественные работы
пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев. С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. В период участия в общественных работах безработным гражданам, а также несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет может оказываться материальная помощь.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 450.