Законодательство РФ о трудоустройстве и занятости населения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Законодательство РФ о трудоустройстве и занятости населения

В нашей стране основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в сфере правового регулирования занятости, является Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации».

В настоящее время на государственном уровне вопросами заня­тости и трудоустройства граждан занимается Федеральная служба по труду и занятости (Роструд).

В соответствии с Законом о занятости занятыми считаются граждане:

1) работающие по трудовому договору;

2) занимающиеся предпринимательской деятель­ностью;

3) занятые  в    подсобных    промыслах   и   реализую­щие   продукцию  по

договорам;

4) выполняющие работы (оказывающие услуги) по договорам гражданско-правового характера, в том числе по авторским договорам;

5) являющиеся членами производственных коо­перативов (артелей);

6) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

7) проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

8) проходящие очный курс обучения в образова­тельных учреждениях;

9) временно отсутствующие на рабочем месте по уважительной причине;

10) являющиеся учредителями (участниками) орга­низаций.

В соответствии с Законом о занятости безработными при­знаются граждане, которые:

1) трудоспособны (т. е. достигли 16 лет и не получают пенсию по старости или за выслугу лет);

2) не имеют работы и заработка (дохода);

3) зарегистрированы в органах занятости в целях поиска подходящей работы;

4) ищут работу, и готовы приступить к ней.

Право граждан на социальную защиту от безработицы

Гражданин, признанный без­работным, приобретает специфические права.

Общим для всех безработных является право на получение по­мощи государства в поиске работы и в трудоустройстве. Для оказа­ния безработным такой помощи органы занятости формируют банки вакансий на основании данных, предоставляемых им работодателями. К другим правам безработных относятся права, перечисленные ниже.

1. Право на получение бесплатной информации от органов службы занятости.

2. Право на бесплатную профессиональную ориентацию.

3. Право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занято­сти.

4. Право на обжалование решений, действий и бездействия органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган занятости, а также в суд в порядке, установленном законода­тельством Российской Федерации.

5. Право на социальную поддержку, включая пособие по безра­ботице, стипендию в период профессиональной подготовки, повы­шение квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, оплату периода временной нетрудоспособности.

Выплата пособий по безработице

Пособие по безработице - это ежемесячные денежные выпла­ты, осуществляемые из пенсионного фонда для социальной под­держки безработных.

Решение о назначении подобия по безработице при­нимается одновременно с решением о признании граж­данина безработным.

1. Гражданам, уволенным по любым основаниям, кроме увольнения по собственному желанию без уважительных причин и увольнения в связи с виновными действиями, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу продолжительностью не менее 26 календарных недель на усло­виях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей), а также уволенным с военной службы, из органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполни­тельной системы начисляется:

- в первые три месяца безработицы – в размере 75 % от их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по постоянному месту работы (службы);

- в следующие четыре месяца – в размере 60 %;

- в дальнейшем – в размере 45;

- в дальнейшем – в размере минимальной величины пособия по безработице.

2. Для безработных граждан:

- ищущих работу впервые (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности);

- стремящихся возобновить трудовую деятельность после дли­тельного (более одного года) перерыва;

- уволенных из организаций в течение двенадцати месяцев предшествующих началу безработицы, и имевших в этот период оплачиваемую работу продолжительностью менее двадцати шести календарных недель;

- уволенных по собственному желанию без уважительных причин;

- уволенных в связи с совершением ими виновных действий.

 Для перечисленных категорий граждан пособие по безработице устанавливается в размере минимальной величины пособия по без­работице.

Продолжи­тельность выплаты пособия для лиц, которым пособие исчисляется из среднего заработка, в каждом периоде безработицы, по общему правилу, не может превышать 12 месяцев в суммарном ис­числении в течение 18 календарных месяцев.

Выплата пособия по безработице прекращается в случаях:

1) при трудоуст­ройстве безработного и признании его занятым.

2) длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;

3) попытки получения или получения пособия обманным путем.

4) назначение денежной выплаты социального характера - стипендии в связи с обучением по направлению органов занятости;

5) назначения в соответствии с пенсионным законодательством пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет.

Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:

1) отказа безработного от двух вариантов подходящей работы;

2) отказа по истечении трехмесяч­ного периода безработицы от участия в оплачиваемых обществен­ных работах или от направления на обучение органами службы за­нятости граждан;

3) явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, нарко­тических средств или других одурманивающих веществ;

4) уволь­нения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные зако­нодательством Российской Федерации;

5) отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;

6) нарушения безработным без ува­жительных причин условий и сроков его перерегистрации в каче­стве безработного;

7) самовольного прекращения гражданином обу­чения по направлению органов службы занятости.

Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25 % на срок до одного месяца в случаях:

1) неявки без уважительных при­чин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости;

2) отказа без уважительных причин от явки в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).

Лицам, направленным органами службы занятости на профессиональную подготовку, переподготовку и по­вышение квалификации в период их обучения выплачивается сти­пендия, размер которой определяется исходя из тех же критериев, что и размер пособия по безработице.

В особом порядке устанавливается размер стипендии гражданам, утратившим способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболе­вания. Эта стипендия выплачивается за счет средств соответствующих организаций в размере 100 % среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но в пределах минимальных и максимальных размеров пособия по безработице.

Стипендия начисляется с первого дня обучения.  Ее размер  может  быть

уменьшен на 25 % сроком на один месяц или выплата ее может быть приостановлена на срок до одного месяца в случаях неуспевае­мости или нерегулярного посещения занятий без уважительной при­чины. Органы службы занятости при необходимости могут также оплачивать стоимость проезда и рас­ходы, связанные с проживанием граждан, направленных службой занятости на профессиональную подготовку, повышение квалифи­кации или переподготовку в другую местность.

Гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, стипендия в период профессиональной под­готовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости выплачивается в повышенном размере.

Целью деятельности ор­ганов государственной службы занятости является подбор подходящей для безработного работы и его трудоустройство. В случае отсутствия такой работы в качестве меры временной помощи законодательство о занятости рассматривает организацию органами службы занятости общественных работ. Общественная работа – это общедоступная трудовая дея­тельность, имеющая социально полезную направленность и органи­зуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

Привлечение к общественным работам допускается только на добровольной основе. Исключение сделано для граждан, указанных в Законе о занятости (это лица ранее не работавшие, либо имеющие длительных перерыв в работе, либо уволенные за наруше­ние трудовой дисциплины более одного раза в течение года, пред­шествовавшего началу безработицы), для которых общественные работы признаются подходящей работой, и отказ от участия в них лишает указанных граждан прав, предоставляемых безработным.

При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности безработного.

Преимущественным  правом  направле­ния  на  общественные   работы

пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоя­щие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев. С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. В период участия в общественных работах безработным граж­данам, а также несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет может ока­зываться материальная помощь.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 450.