Содержание
Введение……………………………………………………………………………. | 4 |
Раздел 1. Экономика и экономическая наука…………………………...……….. | 5 |
1.1. Основные концепции экономики……………………………………... 1.2. Собственность. Конкуренция…………………………………………. 1.3. Рыночная экономика и принципы ее функционирования…………... 1.4. Предприятия в условиях рыночной экономики……………………… | 5 13 15 21 |
Раздел 2. Основные положения законодательства, регулирующего трудовые отношения.................................................................................................................. | 33 |
2.1. Правовое регулирование экономических отношений………………. 2.2. Трудовые отношения в рыночных условиях…………………………. 2.3. Основные нормативно-правовые акты, регулирующие трудовые отношения………………………………………………………………………….. 2.4. Законодательство РФ о трудоустройстве и занятости населения…... 2.5. Правовая форма производственных отношений. Трудовой договор.. 2.6. Правовое регулирование заработной платы………………………….. | 33 39 44 48 56 67 |
Список рекомендуемой литературы……………………………………………… | 75 |
Введение
Общепрофессиональная дисциплина «Экономические и правовые основы производственной деятельности» включает наиболее значимые темы и разделы, успешное изучение которых является одной из теоретических основ профессиональной подготовки студентов.
Цель дисциплины – сформировать у студентов систему знаний и умений в области экономических и правовых основ регулирования производственной деятельности.
В результате изучения общепрофессиональной дисциплины в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 260807.01 Повар, кондитер обучающиеся должны:
уметь:
1. ориентироваться в общих вопросах экономики производства пищевой продукции;
2. применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях;
3. защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства.
знать:
1. принципы рыночной экономики;
2. организационно-правовые формы организаций;
3. основные положения законодательства, регулирующего трудовые отношения;
4. механизмы формирования заработной платы;
5. формы оплаты труда.
Тема 2.2. Трудовые отношения в рыночных условиях
Понятие трудового права
Трудовое право - это одна из ведущих отраслей права Российской Федерации, представляющая собой систему норм права, регулирующих трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения в целях установления государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создания благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Трудовое право достаточно специфическая отрасль права, выполняющая две основные функции: производственную (экономическую) и социальную (защитную). С одной стороны, оно нацелено на правовое обеспечение экономики (производства), а с другой - на защиту человека и его прав в сфере применения труда.
Понятие трудовых отношений
Предметом трудового права являются трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения.
Статья 15 ТК дает следующее определение трудовым отношениям.
Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Помимо трудовых отношений трудовое право регулирует и «иные, непосредственно связанные с ними отношения». К ним относятся:
- отношения по обеспечению занятости и трудоустройства;
- организационно-управленческие отношения (например, между трудовым коллективом, выступающим от его имени выборным профсоюзным органом и администрацией);
- отношения по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства;
- отношения по разрешению трудовых споров;
- некоторые другие отношения.
Сторонами трудового отношения являются работник и работодатель.
Принципы трудового права
Правовые принципы - это основополагающие идеи, лежащие в основе регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. Они сформулированы в ст. 2 ТК.
Основными принципами являются следующие:
‒ свобода труда, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
‒ запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
‒ защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
‒ обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
‒ равенство прав и возможностей работников;
‒ обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
‒ обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;
‒ обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;
‒ обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
‒ сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
‒ социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
‒ обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
‒ установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;
‒ обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;
‒ обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами;
‒ обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
‒ обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
‒ обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;
‒ обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.
Источники трудового права
Источниками трудового права являются нормативные акты самого различного уровня, содержащие в себе правовые нормы.
Главное место среди источников трудового права занимает Конституция Российской Федерации, в которой закреплены основные трудовые права и свободы граждан, а также гарантии их реализации.
Конституция Российской Федерации законодательно закрепляет право каждого гражданина на свободу труда, запрет на принудительный труд, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, право на защиту от безработицы. Она признает право работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
Также Конституция гарантирует работающим по трудовому договору право на отдых. Работнику, который заключил трудовой договор, гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Вторым важным источником трудового права России являются международные договоры (конвенции).
Следующим по юридической силе источником трудового права являются федеральные конституционные законы и федеральные законы. Среди них главным источником трудового права является Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001, действующая редакция от 14.07.2013).
Нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать ТК РФ. В случае противоречий между этим кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс Российской Федерации.
Следующую ступень в иерархии источников трудового права занимают подзаконные акты, среди которых главенствующее место принадлежит указам Президента Российской Федерации, регулирующим общественные отношения в сфере труда. Также к подзаконным актам как источникам трудового права относятся и постановления Правительства Российской Федерации. Постановления Правительства, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.
Постановления, инструкции и разъяснения Федеральной службы по труду и занятости - следующие источники трудового права. Эти акты, как правило, издаются с целью дать основу для закрепления соответствующих положений на локальном уровне, обеспечения правильного, единообразного толкования и применения, разъяснения трудового законодательства.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации также могут быть источниками трудового права. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.
В пределах своей компетенции документы, содержащие нормы трудового права, могут принимать также органы местного самоуправления (городские думы, администрации, мэрии, сельсоветы и т. п.). Такие источники трудового права действуют только на территории соответствующего муниципалитета.
Широкое распространение в настоящее время получили заключаемые на различном уровне акты-соглашения между работниками и работодателями. Эти акты представляют собой результат договоренностей сторон, участвовавших в переговорах на равноправной основе.
Наконец, специфическим источником трудового права являются локальные нормативные акты, т.е. акты, действующие в пределах только той организации, в которой они были приняты.
Примером локальных нормативных актов могут служить правила внутреннего трудового распорядка, положение о премировании или положение организации о вознаграждении по итогам работы за год и т.д.
Список рекомендуемой литературы
Нормативные документы:
1. «Гражданский кодекс Российской Федерации» (ГК РФ) от 30.11.1994 N51-ФЗ (ред. от 03.07.2013).
2. «Трудовой кодекс Российской Федерации» (ТК РФ) от 30.12.2001 N197-ФЗ (ред. от 14.07.2013).
3. ФЗ "Об акционерных обществах" от 26.12.1995 N208-ФЗ (ред. от 05.04.2013).
4. ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.1998 N14-ФЗ (ред. от 02.01.2013).
Учебные издания:
1. Гомола А.И. Гражданское право: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. – 5-е изд., испр. и доп. – М., 2007.
2. Карпенко Е.А., Ларионова В.А., Ольхова Л.А. и др. Экономика отрасли: торговля и общественное питание: учебное пособие. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009.
3. Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности/ В.В. Румынина.- М.: Академия, 2007.
4. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организаций (предприятий): учеб. / под ред. И.В. Сергеева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.
5. Трудовое право России / под ред. Ю.П. Орловского, А.Ф. Нуртдинова - М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2008.
6. Тыщенко А.И. Правовое обеспечение профессиональной деятельности/А.И. Тыщенко.- Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
7. Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства. Учебник для НПО. – М., 2004.
8. Экономика организаций (предприятий)/ под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара [Текст] – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
9. Экономика предприятий торговли и общественного питания/ под ред. Т.И.Николаевой, Н.Р.Егоровой [Текст] – М.: КНОРУС, 2008.
Дополнительная литература:
1. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций [Текст] / М.: ИНФРА-М, 2007.
2. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия [Текст] / М.: Финансы и статистика, 2002.
3. Ефимова О.П. Экономика общественного питания [Текст] /Мн.: Новое знание, 2006.
4. Маврин С.П. Трудовое право России/ С.П. Маврин., Филлипова М.В., Хохлов Е.Б.- СПб.: Издательский Дом СПбГУ, 2005.
5. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия [Текст] / М.: ИНФРА-М, 2005.
6. Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Экономика предприятия: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.
7. Экономика предприятия (фирмы): Практикум / Под ред. проф. О.И. Волкова, проф. В.Я. Позднякова. – М., 2007.
Справочная литература:
1. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007.
2. Словарь Борисов А.Б. Большой экономический словарь. - М.: Книжный мир, 2003.
Интернет ресурсы:
1. http://www.consultant.ru/ - законодательство РФ, кодексы и законы в последней редакции. Удобный поиск законов, кодексов, приказов и других документов. Не требует регистрации, доступ свободный.
2. http://www.aup.ru/ - административно-управленческий портал, не требует регистрации, доступ свободный.
3. http://allpravo.ru/ - информационно-правовой портал, не требует регистрации, доступ свободный.
4. http://www.zonazakona.ru/ - информационно-правовой портал, не требует регистрации, доступ свободный.
[1] Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с.
[2] Словарь Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003. — 895 с.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………. | 4 |
Раздел 1. Экономика и экономическая наука…………………………...……….. | 5 |
1.1. Основные концепции экономики……………………………………... 1.2. Собственность. Конкуренция…………………………………………. 1.3. Рыночная экономика и принципы ее функционирования…………... 1.4. Предприятия в условиях рыночной экономики……………………… | 5 13 15 21 |
Раздел 2. Основные положения законодательства, регулирующего трудовые отношения.................................................................................................................. | 33 |
2.1. Правовое регулирование экономических отношений………………. 2.2. Трудовые отношения в рыночных условиях…………………………. 2.3. Основные нормативно-правовые акты, регулирующие трудовые отношения………………………………………………………………………….. 2.4. Законодательство РФ о трудоустройстве и занятости населения…... 2.5. Правовая форма производственных отношений. Трудовой договор.. 2.6. Правовое регулирование заработной платы………………………….. | 33 39 44 48 56 67 |
Список рекомендуемой литературы……………………………………………… | 75 |
Введение
Общепрофессиональная дисциплина «Экономические и правовые основы производственной деятельности» включает наиболее значимые темы и разделы, успешное изучение которых является одной из теоретических основ профессиональной подготовки студентов.
Цель дисциплины – сформировать у студентов систему знаний и умений в области экономических и правовых основ регулирования производственной деятельности.
В результате изучения общепрофессиональной дисциплины в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 260807.01 Повар, кондитер обучающиеся должны:
уметь:
1. ориентироваться в общих вопросах экономики производства пищевой продукции;
2. применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях;
3. защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства.
знать:
1. принципы рыночной экономики;
2. организационно-правовые формы организаций;
3. основные положения законодательства, регулирующего трудовые отношения;
4. механизмы формирования заработной платы;
5. формы оплаты труда.
Раздел 1. Экономика и экономическая наука
Тема 1.1. Основные концепции экономики
Экономика как хозяйственная система
Понятие «экономика» имеет двойное значение.
1.Экономика – хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.
2.Экономика – наука о хозяйстве, способах его ведения и управления им, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов.
Так как в первом значении «экономика» является хозяйственной системой, а система – это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство, то имеются признаки системы:
1. Некая целостность, общность условий существования (экономика как система имеет цель — обеспечение и удовлетворение потребностей людей);
2. Наличие определенной структуры – компонентов, подсистем, элементов;
3. Наличие коммуникаций – связей и отношений между элементами системы;
4. Взаимодействие данной системы и других систем;
5. Качественная определенность, т.е. признак, позволяющий отделять данную систему от иных систем.
В любой системе, в том числе хозяйственной, присутствуют компоненты:
‒ производство (включает процессы распределения, обмена и потребления);
‒ производственные ресурсы или факторы производства – труд, земля, капитал, предпринимательство;
‒ результаты хозяйственной деятельности, которые распределяются, обмениваются и потребляются;
‒ социально-экономические отношения, которые объединяют все компоненты экономической деятельности общества;
‒ организационно - правовые формы хозяйственной деятельности, которые
регулируют всю экономическую деятельность общества.
Понятие микроэкономики и макроэкономики
Микроэкономика - наука, изучающая функционирование экономических агентов в ходе их производственной, распределительной, потребительской и обменной деятельности.
Микроэкономика занимается исследованием следующих основных направлений:
1. Проблема потребителя - почему агенты выбирают именно такие наборы благ (как правило, для конечного потребления).
2. Проблема производителя - как и почему агенты-производители выбирают именно такие наборы факторов производства и структуры выпуска.
3. Рыночное равновесие и структура рынка.
4. Общее равновесие - как и почему формируются цены на товары и услуги, как происходит обмен при различных предположениях; когда рынок экономически эффективен.
5. Асимметрия информации - как и почему несовпадение информационных множеств экономических агентов может привести к экономической неэффективности.
6. Внешние эффекты (экстерналии) - как и почему возможно своим выбором косвенно повлиять на решения других
7. Общественные блага: как и почему существование некоторых типов экономических благ может привести к экономической неэффективности.
Макроэкономика - наука, изучающая функционирование экономики в целом, экономической системы как единого целого, совокупность экономических явлений.
Макроэкономическими проблемами можно назвать:
1. Экономический рост, экономические циклы: Что такое экономический рост? Как определить темпы экономического роста? Какие факторы могут влиять на экономический рост? Как экономический рост влияет на развитие рассматриваемой страны?
2. Безработица: Кто такие безработные? Является ли безработица положительным или губительным фактором для экономики? Как бороться с безработицей? Как определить различные уровни безработицы в стране?
3. Общий уровень цен: Что подразумевают под общим уровнем цен? Как изменения в ценовом уровне влияют на состояние экономики? Что такое инфляция? Какая инфляция полезна, а какая вредна?
4. Денежное обращение, уровень ставки процента: Какова роль денег в макроэкономике? Что влияет на общую ставку процента и на что она влияет в экономике?
5. Государственный бюджет: Как государство регулирует свои доходы и расходы? Как зависят такие критерии как благосостояние общества или развитие бизнеса в стране от изменений в государственном бюджете?
6. Торговый баланс: Как страна осуществляет международную торговлю с другими странами? Как изменения в экспорте и импорте влияют на валютный курс, развитие рассматриваемой страны, состояние мировой экономики?
Главные вопросы экономики
Так как потребности безграничны, а ресурсы ограничены общество не в состоянии удовлетворять все потребности, поэтому оно вынуждено решать какие товары необходимо производить, а от каких в определённых условиях следует отказаться. Возникает проблема рационального ведения хозяйства. Эта проблема всегда была и будет.
Проблема эффективности: это основная проблема экономической теории, которая исследует пути наилучшего использования ограниченных ресурсов, для наибольшего удовлетворения безграничной потребности.
Главной экономической задачей является: выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов производства.
Любое общество ищет ответы на 3 вопроса:
Что? из товаров и услуг должно быть произведено и в каком количестве.
Как? эти товары и услуги надо производить.
Для кого? Кто купит и сможет использовать эти товары и услуги?
Потребности, блага и ресурсы. Ограниченность ресурсов
Потребность – это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности развития личности и общества.
Непрерывное возрастание потребностей подтверждается экономической эволюцией человечества. В течение каждых 10 лет количество видов товаров и услуг увеличивается более чем в 2 раза. Эта историческая закономерность называется законом возвышения потребностей.
Потребности делятся на:
─ первичные, удовлетворяющие жизненно важные нужды человека (одежда, питание, жильё);
─ вторичные, к которым относится всё остальное.
Средства, с помощью которых, удовлетворяются потребности, называются благами.
Одни блага имеются в неограниченном количестве (воздух), другие ― в ограниченном, и именно их называют экономическими благами.
Способность блага удовлетворять потребность называют полезностью. В рыночной экономике, где экономические блага продаются и покупаются, их называют товарами и услугами (часто просто товарами, продуктами, продукцией).
Классификация благ, как и потребностей, отличается большим разнообразием (табл. 1).
Таблица 1
Классификация благ
Критерий классификации | Виды благ |
1 | 2 |
1. По источникам возникновения | Экономические блага (ограниченные) – это блага, которые являются результатом экономической деятельности. Неэкономические блага (естественные) - даровые, свободно предоставляемые природой, например, воздух, вода, солнечный свет и др. |
Таблица 1 продолжение
2. По функциональному назначению и роли в воспроизводстве | Потребительские блага – это блага, предназначенные для непосредственного удовлетворения человеческих потребностей. Ими являются конечные товары и услуги. Производственные блага – это блага, используемые в процессе производства, представленные производственными ресурсами (станками, машинами, оборудованием, зданиями, землей, профессиональными навыками и т.д.). |
3. В зависимости от количества потребителей | Общественные блага – это те блага, которыми пользуются все без исключения граждане страны (национальная оборона, законотворчество, общественный порядок). Частные блага предоставляются только тем, кто за них заплатил (поездка в общественном транспорте, посещение кинотеатра, обед в ресторане и т.д.). |
4. По роли в потреблении | Предметы первой необходимости (пища, одежда, жильё). Предметы не первой необходимости (изделия из драгоценных металлов, картины, яхты и др.) |
5. По продолжительности использования | Длительного пользования (здания, сооружения, мебель, бытовая техника станки, машины и т.д.). Разового пользования (продукты питания, сырьё, топливо). |
6. По характеру удовлетворения потребностей | Взаимозаменяемые - это блага, которые могут заменять друг друга в удовлетворении одной и той же потребности (нефть и газ как топливо). Взаимодополняемые – это блага, которые удовлетворяют какую-либо потребность только при совместном использовании (автомобиль и бензин). |
7. По сфере производства | Материальные блага – это естественные дары природы (земля); продукты производства (продукты питания, здания, сооружения, машины, инструменты и т.д.). Нематериальные блага – это блага, воздействующие на развитие способностей человека; они создаются в непроизводственной сфере: здравоохранении, искусстве, кино, музеях, театрах и т.д. |
Экономические ресурсы – природные, людские и произведенные человечеством ресурсы, которые используются для производства благ.
Все ресурсы делятся согласно приведённой схеме (рис. 1).
Ресурсы | |
Материальные Людские | |
Труд Земля Капитал Предпринимательство
|
Рис. 1. Классификация ресурсов.
Капитал – это все произведенные средства, используемые в производстве товаров и услуг и доставку их потребителю. Это здания, сооружения, машины, оборудование, процесс использования капитальных товаров для расширения и совершенствования производства называют инвестированием.
Труд – физический и умственный, способности людей применяемые в производстве товаров и услуг.
Предпринимательская способность – это особый вид человеческих ресурсов, который заключаются в способности наиболее эффективно использовать все факторы производства.
Земля – это все естественные ресурсы (пахотные земли, леса, водные ресурсы, полезные ископаемые).
Ограниченность ресурсов - экономическое понятие, выражающее конечность, редкость, дефицитность ресурсов, доступных человеку и человечеству в каждый конкретный момент, относительную их недостаточность в сравнении с безграничными человеческими потребностями, для удовлетворения которых эти ресурсы употребляются.
Альтернативная стоимость. Факторы производства и факторные доходы
Альтернативная стоимость - альтернативные издержки - стоимость производства товара или услуги, измеряемая с точки зрения потерянной (упущенной) возможности производства другого вида товара или услуг, требующих тех же затрат ресурсов; цена замены одного блага другим. Если при выборе из двух возможных благ и их источников потребитель (покупатель) отдает предпочтение одному, жертвуя другим, то второе благо есть альтернативная цена первого. Так что альтернативная стоимость блага есть цена потери, на которую готов идти потребитель, чтобы получить возможность приобрести желаемое благо[1].
Факторы производства (табл. 2.):
1. ресурсы, с помощью которых можно организовать производство благ;
2. используемые в производстве ресурсы, от которых в определяющей степени зависят количество, объём выпускаемой продукции;
3. факторы, используемые при производстве товаров и услуг.
Таблица 2
Фактор производства | Факторный доход |
1 | 2 |
Труд (совокупность физических и умственных способностей людей) | Заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты |
Земля (все виды природных ресурсов) | Рента - регулярно получаемый доход с капитала, облигаций, имущества, земли. |
Капитал: 1) физический (реальный); 2) финансовый (денежный). | Процент - доход, получаемый владельцем денежных средств, от предоставления их на время другим экономическим субъектам. Представляет собой компенсацию, выплачиваемую за пользование финансовыми средствами. |
Предпринимательские способности | Прибыль - разница между доходами (выручкой от реализации товаров и услуг) и затратами на производство или приобретение и сбыт этих товаров и услуг. |
Типы экономических систем
Экономическая система - способ организации хозяйственной жизни общества, другими словами - это способ принятия решений о том, ЧТО? КАК? и ДЛЯ КОГО? производить (рис. 2).
Типы экономических систем | |||
|
| ||
Традиционная | Командная | ||
Традиции, передающиеся из поколения в поколение, определяют, какие товары и услуги, как и для кого производить. Отсталая технология производства. Преобладание ручного труда. Многоукладность экономики. Консерватизм и неприятие нововведений. | Экономические решения принимают в основном представители государственной власти. Отсутствие у производителей свободы выбора. Отсутствие у производителей заинтересованности в повышении эффективности производства. | ||
| |||
Рыночная | Смешанная | ||
| |||
Свободное решение основных экономических вопросов на основе рыночных механизмов регулирования. Преобладание частной собственности. Экономические субъекты осуществляют деятельность в соответствии со своими личными экономическими интересами. Свободная конкуренция. Минимальное влияние государства. |
| Одновременное сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и госу-дарственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни. Недостатки рыночной экономики сглаживаются государственным регулированием. Участие государства в предоставлении социальных благ. |
Рис. 2. Классификация типов экономических систем.
Тема 1.2. Собственность. Конкуренция
Собственность: понятие, формы, виды, субъекты и объекты собственности
Собственность — это отношение лица к принадлежащей ему вещи как к своей, которое выражается во владении, пользовании и распоряжении ею, а также в устранении вмешательства всех третьих лиц в сферу власти собственника (ст. 209 ГК РФ).
Владение — фактическое обладание вещью, под которым понимается прежде всего субъективное право на защиту объекта собственности от посягательств третьих лиц.
Пользование — извлечение из вещи полезных свойств путем ее потребления в производственных или бытовых целях.
Распоряжение — совершение в отношении объекта собственности действий, определяющих его судьбу, таких как отчуждение, сдача внаем, залог и т. д. вплоть от уничтожения.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие законодательству и не нарушающие права и законные интересы других лиц.
Право собственности – система норм права, закрепляющих и охраняющих отношения в обществе по присвоению продуктов производства, а также средств, позволяющих собственнику осуществлять права владения, пользования, распоряжения имуществом. В субъективном смысле – конкретные правомочия собственника по принадлежности конкретного имущества и возможности поведения в отношении этого имущества.
Содержание собственности заключается в том, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, но эти действия не должны противоречить закону и иным правовым актам, а также нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц.
Формы: частная, государственная и муниципальная собственность. Виды: общая (долевая и совместная) и отдельного лица.
Основание возникновения – юридические факты, наличие которых необходимо для возникновения права собственности.
Экономическая теория выделяет субъекты и объекты собственности. К субъектам собственности относят тех физических и юридических лиц, между которыми возникают отношения собственности: частные лица, коллективы, общества (государства).
Объекты – это то, по поводу чего складываются отношения собственности: средства производства, предметы потребления, ресурсы, рабочая сила, деньги, готовый продукт.
Конкуренция: понятие, виды. Антимонопольное законодательство
Конкуренция — это экономическое соперничество между фирмами с целью достижения поставленной цели.
Основные черты конкуренции представлены на рис. 3.
Рис. 3. Конкуренция: основные черты.
Антимонопольное законодательство - защита покупателя от монополии производителя путем экономических, организационных и юридических мер (система налоговых ставок, кредитов, ценообразования; образования малых предприятий и поощрение конкуренции; система наказаний "за сговор фирм", недостоверную рекламу и т.д.).
Тема 1.3. Рыночная экономика и принципы ее функционирования
Рыночная экономика: принципы, основные черты
Рыночная экономика - экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов[2].
Основные черты рыночной экономики:
‒ конкуренция;
‒ многообразие форм собственности (частной, коллективной, государственной, общинной);
‒ полная административная независимость и самостоятельность товаропроизводителя - товаропроизводитель - собственник результатов своего труда;
‒ свободный выбор поставщиков сырья и покупателей продукции;
‒ ориентирована на рынок покупателя.
Рынок: понятие, функции, классификация
Рынок — совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями.
К функциям рынка относятся:
1. информационная - рынок даёт его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;
2. посредническая - рынок выступает посредником между производителем и
потребителем;
3. ценообразующая - цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учётом конкуренции;
4. регулирующая - рынок приводит в равновесие спрос и предложение;
5. стимулирующая - рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг;
6. координирующая - рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.
Субъектами рынка выступают собственники товаров, производители услуг, владельцы денег. Объекты рынка - материальные блага, факторы производства, ресурсы, товары и услуги, по поводу которых субъекты рынка вступают во взаимодействие, в рыночные отношения.
Формами организации рынка служат базар, магазин, аукцион и т. д.
Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков, а значит, имеет собственную структуру и инфраструктуру.
Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка. Классификация структуры рынка показана в табл. 3.
Таблица 3
Классификация структуры рынка
Признак | Характеристика |
1 | 2 |
По территориальному признаку | Местный, региональный, национальный, мировой |
По субъектам, вступающим в обмен | Рынок потребителей, производителей, промежуточных продавцов, государственных учреждений |
Таблица 3 продолжение
По объектам обмена | Рынки средств производства, рынок товаров и услуг, финансовый рынок, рынок интеллектуальной собственности |
По степени конкуренции | Конкурентный (совершенная конкуренция), с монополистической конкуренцией, олигопольный, монополия |
С учётом ассортимента | Замкнутый, насыщенный, смешанный |
По степени насыщенности | Равновесный (спрос = предложение), дефицитный (спрос > предложение), избыточный (спрос < предложение) |
По степени развитости экономической свободы | Свободный, регулируемый |
По характеру продаж | Оптовый, розничный |
Закон спроса и предложения
Закон спроса и предложения — объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложения товаров на рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом
Рис. 4. Поиск «точки равновесия»: изменение цены (P) и количества товара (Q) как следствие изменения спроса (D) и предложения (S).
Спрос – это количество товара, которое покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период времени.
Объём и структура спроса зависит от цен на товар и от неценовых факторов, таких как доходы потребителей, цены на товары-заменители, цены на сопутствующие товары, мода и другие факторы.
Закон спроса: Рост цен приводит к снижению величины спроса на товар при прочих равных условиях.
Факторы изменения спроса:
1. Доходы покупателя.
2. Покупательские ожидания.
3.Наличие (отсутствие) на рынках взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров.
4. Субъективное предпочтение и вкусы потребителей.
Существенную роль может сыграть специфика покупательской психологии, конкуренция покупателей, например эффект толпы.
Эластичность спроса — это показатель, выражающий колебания совокупного спроса, вызванные изменением цен на товары и услуги.
Реакция потребителей на изменение цены товара может быть сильной, слабой, нейтральной. Каждый из них порождает соответствующий спрос: эластичный, неэластичный, единичный. Возможны варианты, когда спрос оказывается абсолютно эластичным или совершенно неэластичным.
Эластичность спроса измеряется количественно через коэффициент эластичности по формуле:
(1)
где K o - коэффициент эластичности спроса;
Q - процент изменения количества продажи;
P — процент изменения цены.
Как правило, существуют товары с разной эластичностью по цене. В частности, хлеб и соль являются примерами неэластичного спроса. Повышение или снижение на них цен в целом не влияет на количество их потребления.
Предложение ― это готовность фирм, изготовителей и продавцов товара предоставить на рынок определённое количество товаров по данной цене.
Закон предложения: с ростом цен на товар увеличивается объём предложений этого товара при прочих равных условиях. Закон предложения характеризует прямую зависимость между количеством выпуска и ценой товаров.
Факторы изменения предложения:
1. Уровень технологии производства.
2. Влияние государства. Налоговая поддержка, субсидии, льготы, кредиты и т.п.
3. Наличие (отсутствие) на рынке взаимозаменяемых и взаимодополняемых ресурсов и факторов производства.
Эластичность предложения — показатель, воспроизводящий изменения совокупного предложения, которые происходят в связи с ростом цен.
Эластичность предложения вычисляется через коэффициент эластичности предложения по формуле:
(2)
где K m - коэффициент эластичности предложения;
G - процент изменения количества предлагаемого товара;
F - процент изменения цены
Рыночное равновесие и равновесная цена
Рыночное равновесие - ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению; объём продукта и его цену называют равновесными или ценой рыночного клиринга. Такая цена имеет тенденцию в отсутствие изменений спроса и предложения оставаться неизменной.
Рыночное равновесие характеризуется равновесной ценой и равновесным объёмом.
Равновесная цена - цена, при которой объём спроса на рынке равен объёму предложения.
На графике спроса и предложения она определяется в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения.
Равновесный объём - объём спроса и предложения товара при равновесной цене.
Виды рыночного равновесия. Равновесие бывает устойчивым и неустойчивым. Если после нарушения равновесия рынок приходит в состояние равновесия и устанавливаются прежние равновесные цена и объём, то равновесие называют устойчивым. Если после нарушения равновесия устанавливается новое равновесие и изменяется уровень цен и объём спроса и предложения, то равновесие называют неустойчивым.
Функции равновесной цены: распределительная, информационная, стимулирующая, балансирующая, нормирующая.
Роль государства в рыночной экономике
Основная роль государства в современной рыночной экономике заключается в регулировании бюджета и финансовой системы. Государство собирает налоги с предпринимателей и планирует государственный бюджет, который необходим для финансирования таких важных сфер экономики как здравоохранение, выплата пенсий и пособий, образование, оборона, судебная и пенитенциарная системы. Налоги являются важнейшим источником доходов государства в большинстве стран с рыночной экономикой. Поэтому эффективность сбора налогов и перераспределения бюджетных средств предопределяет уровень благосостояния народа, и в особенности малоимущего и нетрудоспособного населения.
Большую роль в экономике играет стабильность финансовой и банковской систем. Регулирование денежной массы в экономике целиком возложено на государство. Оно может также влиять на курс национальной валюты и процентные ставки, с целью обеспечить благоприятные условия для предпринимателей и банков. Государство определяет размер ставки рефинансирования, от которой зависит множество показателей экономики. Для предотвращения краха финансовой системы во время кризисов государство поддерживает резервные фонды и золотые запасы.
Регулирование рынка на законодательном уровне также возложено на государство. Государство должно препятствовать появлению монополий, следить за качеством производимых товаров и оказываемых услуг, а также обеспечивать эффективные механизмы регулирования банкротств и судебных споров между предпринимателями. Антимонопольное законодательство призвано сохранить конкуренцию на рынке и предотвратить появление монополий. Государство защищает местных производителей от дешевого импорта товаров и притока слишком дешевой рабочей силы.
От эффективности государственного регулирования рынка во многом зависит благосостояние каждой страны, и по уровню жизни того или иного народа можно судить, насколько хорошо или плохо государство регулирует его рынок.
Тема 1.4. Предприятие в условиях рыночной экономики
Предприятие: понятие, признаки, цели, задачи, функции
В соответствии с Гражданским кодексом (статья 132) предприятием, как объектом прав, признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В имущественный комплекс входит все движимое и недвижимое имущество (земля, задания, продукция, деньги, права, долги).
С правовой точки зрения предприятием является самостоятельный хозяйственный субъект, созданный для производства продукции или оказания услуг с целью получения прибыли и удовлетворения потребностей других предприятий и населения.
Основой предприятия является профессионально организованный коллектив, который с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготавливает нужную потребителю продукцию или оказывает услуги.
Для предприятия, как субъекта рыночных отношений характерны следующие признаки: производственно-техническое единство, которое отражает общность процессов производства, капитала и технологии; организационное единство - наличие внутренней структуры и определенного порядка управления, основанного на единоначалии; экономическое единство, которое выражается в общности материальных, финансовых, технических ресурсов и экономических результатов деятельности.
Основными чертами предприятия, как юридического лица являются:
1. Наличие обособленного имущества, которое отражается в балансе, и имущественной ответственности;
2. Наличие расчетного счета в банке;
3. Оперативно-хозяйственная и экономическая самостоятельность;
4. Возможность выступать в хозяйственном обороте от своего имени (наличие наименования и печати).
Каждое предприятие имеет свою миссию, цели и задачи.
Миссия предприятия – это философия и смысл существования предприятия. В миссии детализируется статус предприятия, декларируются принципы работы, указываются намерения руководства, дается определение характерных черт предприятия.
Цель предприятия – конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться предприятие.
К высшим целям предприятия относится соблюдение ограничений (условий), которые определяются законодательством и общественным мнением: защита окружающей среды, применение прогрессивных технологий, сохранение конкурентной среды, обеспечение демократических свобод.
Основные цели предприятия по их направленности делятся на цели материальные, стоимостные и социальные:
1. Материальные цели состоят в достижении определенных материальных результатов и могут быть измерены в физических или денежных единицах.
2. Стоимостные (денежные) цели – проявляются в достижении финансовых результатов (прибыли), финансовых показателей (выручка, затраты), или показателей финансового состояния (наличие денежных средств). Стоимостные цели реализуются через цели материальные. Могут быть измерены абсолютными показателями (прибыль) или относительными показателями (рентабельность).
3. Социальные (гуманитарные) цели проявляются во взаимоотношениях между людьми на самом предприятии и с общественностью.
Задачи предприятия – это количественно измеримые результаты. Определяются интересами владельца предприятия, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия, внешней средой.
Основная задача предприятия на входе воспринять факторы производства, переработать их и на выходе получить продукцию, необходимую обществу.
К задачам предприятия относятся:
- возмещение затрат и получение дохода от реализации продукции, что позволяет удовлетворять экономические и социальные запросы трудового коллектива и владельца предприятия;
- обеспечение потребителей продукцией предприятия в соответствии с договорами и рыночным спросом;
- создание рабочих мест для населения;
- обеспечение персонала заработной платой;
- недопущение сбоев в работе предприятия;
- охрана окружающей среды;
- стабильное наращивание темпов роста объема производства и дохода предприятия.
К основным функциям предприятия относятся:
1. Финансовая и кредитная - включает управление финансами (формирование источников финансовых ресурсов, управление затратами, бухгалтерский учет, контроль и осуществление расчетов).
2. Кадровая (управление кадрами) - состоит в обеспечении производства трудовыми ресурсами (наем, подготовка, техника безопасности, условия труда), организация заработной платы (стимулирование труда).
3. Материально-техническое обеспечение - заключается в обеспечении предприятия всеми видами материальных ресурсов, формировании запасов, заключении договоров на поставку товароматериальных ценностей.
4. Маркетинг - включает изучение рынка товаров и услуг, формирование спроса, рекламную деятельность, ценообразование, управление процессами обмена.
5. Производственная - представляет собой обеспечение функционирования производственного процесса. Выполнение производственной функции включает организацию производства и управление предприятием.
Классификация предприятий
Основные признаки классификации предприятий представлены в табл.4.
Таблица 4
Классификация предприятий
Признаки классификации | Характеристика |
1 | 2 |
По отраслевой и предметной специализации | Административно-организационные (принадлежность к ведомству) и продуктовые (принадлежность к определенному виду продукции) |
По структуре производства | Узкоспециализированные (выпускают ограниченный ассортимент продукции массового производства, например, сталь); многопрофильные (выпускают продукцию широкого ассортимента или различного назначения), комбинированные (производства, в которых один вид продукции или сырья превращается в другой вид, например, сырье-пряжа |
По мощности производственного потенциала (размер предприятия) | Малые, средние и крупные (учитывается численность персонала, стоимостной объем выпуска продукции, стоимость средств производства) |
По характеру деятельности | Предприятия, производящие материальные блага (товары) и услуги |
По назначению готовой продукции | Предприятия, производящие средства производства и производящие предметы потребления |
По масштабу производства однотипной продукции | Определяются по коэффициенту закрепления операций или коэффициенту серийности: массовое (1-3), крупносерийное (4-10), среднесерийное (11-20), мелкосерийное (20-40), единичное (более 40) производство |
По доминирующему фактору производства | Трудоемкие, капиталоемкие, материалоемкие, наукоемкие предприятия |
По форме собственности | Частные, государственные предприятия |
Организационно-правовые формы предприятий
Хозяйственной деятельностью могут заниматься физические и юридические лица.
Физические лица могут заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью, не принимая статуса юридического лица.
Юридические лица (организации) могут быть коммерческими и некоммерческими (рис. 5).
Юридические лица (организации) |
Коммерческие (основная цель – получение прибыли) |
Некоммерческие (получение прибыли не является основной целью) |
хозяйственные товарищества |
хозяйственные общества |
производственные кооперативы |
государственные и муниципальные унитарные предприятия |
потребительские кооперативы |
фонды |
учреждения |
общественные и религиозные организации |
Рис. 5. Классификация юридических лиц.
Хозяйственными товариществами признаются коммерческие организации с уставным (складочным) капиталом, разделенным на доли (вклады) участников (учредителей).
Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полных товариществ и товариществ на вере (коммандитных).
Полное товарищество имеет следующие основные признаки:
1. Два и более участников (предпринимателей или юридических лиц), являющихся полными товарищами;
2. Действует на основании учредительного договора, подписанного всеми участниками;
3. Участники несут солидарную субсидиарную ответственность по обязательствам товарищества, принадлежащим им имуществом.
4. Управление полным товариществом осуществляется по общему согласию всех участников. Каждый участник имеет один голос. Решение принимается, как правило, большинством голосов;
5. Члены товарищества принимают непосредственное участие в деятельности товарищества.
В товариществе на вере (коммандитном товариществе) имеется два вида участников:
- полные товарищи (комплементарии), которые участвуют в работе товарищества;
- вкладчики (коммандисты), которые только вносят вклады в имущество товарищества, но не участвуют в его работе, не имеют право голоса, имеют право знакомиться с финансовой деятельностью товарищества, получают прибыль в пределах сумм вкладов, отвечают по долгам или несут риск убытков в пределах вкладов в имущество товарищества.
Товарищества, как организационно-правовая форма организации предпринимательской деятельности имеют недостатки:
- каждый товарищ несет полную и неограниченную ответственность по долгам всем своим имуществом;
- риск распада товарищества в случае нарушения доверительных отношений между товариществами;
- неустойчивость данной организационной формы, так как, выбывая из товарищества, участник забирает свою долю из складочного капитала.
Хозяйственными обществами называются коммерческие организации с уставным капиталом, разделенным на доли (вклады) учредителей: общество с ограниченной ответственностью (ООО), общество с дополнительной ответственностью (ОДО), акционерное общество (АО).
В обществе с ограниченной ответственностью:
1. Участниками могут быть одно лицо или несколько лиц, число участников не должно превышать 50;
2. Уставный капитал разделен на доли, величина которых отражена в уставных документах. Величина уставного капитала – это минимальный размер имущества, который гарантирует интересы кредиторов. Объединение капиталов не требует личного участия членов общества в его работе. Минимальный размер уставного капитала 100 МРОТ.
3 Учредительными документами является учредительный договор и устав или только устав, если общество организовано одним участником;
4. Участники общества не отвечают по обязательствам общества и несут ограниченную ответственность по долгам в пределах вклада в уставный капитал;
5. Высшим органом управления является общее собрание. Текущее руководство осуществляет исполнительный орган, который подчинен общему собранию;
6. Участник может выйти из общества в любое время, ему должна быть выплачена стоимость части имущества в размере доли его вклада в уставный капитал.
В обществе с дополнительной ответственностью расширена ответственность его участников:
1. Участники несут субсидиарную ответственность по долгам общества;
2. Размер ответственности ограничен одинаковым для всех участников кратным размером к стоимости сделанных вкладов;
Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих одинаковые права участников общества (акционеров) по отношению к обществу:
1. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционеры вправе отчуждать принадлежащие им акции и покупать новые.
2. Общество несет ответственность по своим обязательствам и не несет ответственности по обязательствам акционеров.
3. Акции могут покупаться и продаваться на фондовом рынке, что позволяет перемещать капиталы в эффективные отрасли в соответствии с рыночной конъюнктурой.
4. Акционер имеет право продавать или передавать свои акции и не может требовать своей доли уставного капитал при выходе из общества, что делает данную организационную форму одной из наиболее устойчивых.
5. Органами управления акционерного общества являются: общее собрание акционеров (высший орган), правление (дирекция), наблюдательный совет, председатель правления, генеральный директор.
Акционерные общества бывают открытыми и закрытыми.
В открытом акционерном обществе (ОАО):
1. проводится открытая подписка на выпускаемые акции;
2. акции могут свободно продаваться и покупаться на фондовом рынке;
3. акционеры могут отчуждать принадлежащие им акции бес согласия других акционеров;
4. минимальный размер уставного капитала не менее 1000 МРОТ;
5. годовой отчет, бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках ежегодно публикуется для всеобщего сведения.
В закрытом акционерном обществе (ЗАО):
1. акции распространяются только среди его учредителей или среди работников данной организации;
2. акционеры имеют преимущественное право приобретения акции;
3. минимальный размер уставного капитала может быть не менее 100 МРОТ;
4. годовой отчет, бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках может публиковаться только по решению самого общества.
Производственным кооперативом признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности: производство, переработка, сбыт продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание
других услуг.
Организация производственного кооператива основана:
1. На личном трудовом или ином участии членов кооператива в его деятельности.
2. В объединении его членами имущества в виде паевых взносов.
3. Количество членов в кооперативе не должно быть менее 5.
4. Предусмотрено участие в деятельности кооператива юридических лиц.
5. Члены кооператива несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива.
6. Учредительным документом является устав, который утверждается общим собранием, которое является высшим органом управления кооператива.
7. Прибыль распределяется в соответствии с трудовым участием, после ликвидации кооператива имущество распределяется аналогично.
Унитарным предприятием является коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество:
1. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам, в том числе между работниками организации Имущество находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
2. Предприятие отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника этого имущества.
3. органом управления унитарного предприятия выступает руководитель (директор), который назначается собственником, либо уполномоченным органом.
Унитарные предприятия бывают двух видов: предприятие, основанное на праве полного хозяйственного ведения и на праве оперативного управления.
Унитарное предприятие, основанное на праве полного хозяйственного ведения:
1. Создается по решению уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления.
2. Учредительным документом является устав.
3. Может создать другое унитарное предприятие в качестве юридического лица путем передачи ему части своего имущества в полное хозяйственное ведение.
Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие):
1. Создается по решению правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности.
2. РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.
3. Может быть реорганизовано или ликвидировано только по решению Правительства РФ.
Общественное питание как отрасль народного хозяйства. Предприятия общественного питания
Общественное питание - отрасль народного хозяйства, совокупность предприятий, занимающихся производством, реализацией и организацией потребления кулинарной продукции.
В состав отрасли общественного питания входят:
‒ Предприятия общественного питания - осуществляют производство кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, а также их реализацию и (или) организацию потребления.
‒ Заготовочные предприятия, или цехи общественного питания - осуществляют централизованное механизированное производство полуфабрикатов, кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, снабжая ими доготовочные предприятия, магазины кулинарии и предприятия розничной торговли.
‒ Доготовочные предприятия (общественного питания) - осуществляют приготовление блюд из полуфабрикатов и кулинарных изделий, их реализацию и организацию потребления.
Сюда также входят специализированные предприятия общепита разных типов, которые вырабатывают и реализуют однородную по ассортименту кулинарную продукцию с учётом специфики обслуживания и организации досуга потребителей. В их числе - рестораны, кафе, кафетерии, столовые, пивные, пельменные, закусочные, пирожковые, пышечные и т. п.
Предприятие общественного питания - общее название организации, которая оказывает услуги общественного питания посредством: производства кулинарной продукции, её реализации и организации питания различных групп населения.
Классификация предприятий общественного питания:
‒ Ресторан - предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные. Отличается повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией отдыха посетителей. По ассортименту реализуемой продукции рестораны могут специализироваться как: рыбные, пивные, с национальной кухней и т. д.
‒ Бар - отличается ограниченным ассортиментом продукции: алкогольные и безалкогольные напитки, закуски, десерты, мучные кондитерские и булочные изделия. Рабочие помещения баров не предусматривают приготовление блюд, а также мытьё жирной посуды. Способ реализации - через барную стойку. По ассортименту бары подразделяются на: молочные, пивные, винные, коктейль-бары, гриль-бары и т. п. По специфике дополнительного сервиса - видеобар, варьете-бар, спорт-бар и др. По времени функционирования также различают дневные и ночные бары.
‒ Кафе - предприятие по организации питания и отдыха посетителей с ограниченным по сравнению с рестораном ассортиментом продукции. По ассортименту реализуемой продукции подразделяются на: кафе-мороженое, кафе-кондитерская, кафе-молочная; по контингенту на - молодёжное, детское и др.
‒ Столовая - общедоступное или обслуживающее определённый контингент предприятие питания, производящее и реализующее кулинарную продукцию. По ассортименту реализуемых блюд столовые разделяются на общего типа и диетическую. Диетическая столовая специализируется на приготовлении и реализации диетических блюд.
‒ Столовая-раздаточная - предприятие питания, реализующее привозимую готовую кулинарную продукцию.
‒ Закусочная - предприятие питания с ограниченным ассортиментом блюд несложного приготовления, предназначенное для быстрого обслуживания посетителей. По ассортименту реализуемой продукции закусочные подразделяются на предприятия общего типа и специализированные: пельменную, сосисочную, блинную, пирожковую, пончиковую, чебуречную, шашлычную, чайную, пышечная и пр.; по типу реализации - закусочная, бистро, кафетерий и т. д.
‒ Пиццерия - разновидность современного предприятия питания, которое может объединять в себе как формат кафе, так и ресторана. Пиццерии в формате ресторана нередко называют тратториями, за расширенное меню и более высокую торговую наценку по сравнению с пиццериями работающими по формату кафе. В любом случае в меню обоих форматов должен быть широкий выбор пиццы.
‒ Магазины кулинарии - предприятие общественного питания, имеющее собственное кулинарное производство и реализующее потребителям кулинарные изделия, полуфабрикаты, мучные булочные и кондитерские изделия и покупные продовольственные товары. Допускается организация кафетерия в торговом зале магазина кулинарии.
‒ Киоск (продажа кебабов, шаурмы, хот-догов и тп.).
Комплексные предприятия общественного питания одновременно осуществляют функции нескольких специализированных предприятий питания, например: ресторан, кафе, закусочная и магазин кулинарии.
Предприятия общепита могут располагаться как в общественных местах, доступных для всех граждан (так называемая общедоступная сеть), так и на территории учреждений и предприятий, обслуживая только работающих там лиц (так называемая закрытая сеть). В общедоступной сети выделяются, помимо отдельных предприятий разных собственников, единоуправляемые группы технологически взаимосвязанных предприятий питания и сопутствующих предприятий. Эти подсети - при наличии единого собственника - также носят названия «сетей питания» с организационной точки зрения. Крупнейшие из них имеют фирменные («Русское бистро», «Макдоналдс») или функциональные («Сеть школьных столовых») наименования.
В экономическом анализе и при проектировании предприятия общественного питания характеризуются такими показателями, как вместимость (количество мест в обеденном зале), производительность (количество блюд, производимых в смену).
Дата: 2018-11-18, просмотров: 460.