Тема 2.3. Основные нормативно-правовые акты, регулирующие трудовые отношения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные нормативно-правовые акты, регулирующие трудовые отношения

Фактической основой современного трудового права России выступает разветвленная система нормативных правовых актов, в которую включаются:

‒ законодательные акты, представленные Конститу­цией РФ, конституциями и уставами субъектов Российской Феде­рации, Трудовым кодексом РФ, трудовыми кодексами субъектов Российской Федерации, отдельными законами (как федеративными, так и региональными);

‒ нормативные Указы Президента РФ;

‒ Постановления и иные акты Правительства РФ, а также акты выс­ших органов исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции;

‒ акты министерств и ведомств РФ, в том числе упраздненного Минтруда РФ, акты отраслевых и функциональных органов испол­нительной власти субъектов Российской Федерации;

‒ правовые акты органов муниципальной власти и местного самоуправления;

‒ локальные нормативные акты.

Законы как источники трудового права России по органам их принятия и юридической силе можно классифицировать на следующие три группы:

1) федеральные конституционные законы;

2) федеральные законы;

3) законы субъектов Российской Федерации.

Особое место среди конституционных законов принадлежит Конституции Российской Федерации и Декларации прав и свобод человека и гражданина. Главенствующая роль этих актов среди всех других источников трудового права вызвана тем, что они обладают юридическим верховенством над всеми иными источниками трудового права, а также тем, что их содержание предусматривает фунда­ментальные трудовые права и свободы человека и гражданина, оп­ределяющие смысл, содержание и применение всего трудового права.

К числу важнейших федеральных законов о труде относится Трудовой кодекс Российской Федерации.

Помимо Трудового кодекса, на уровне Российской Федерации действует ряд других федеральных законов, посвященных регули­рованию социально-трудовых отношений. За годы реформ были при­няты новые законы, такие как:

‒ Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации»;

‒ Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях»;

‒ Закон РФ «О государственных га­рантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»;

‒ ФЗ «О порядке разре­шения коллективных трудовых споров»;

‒ ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;

‒ ФЗ «Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы»;

‒ ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социаль­но-трудовых отношений»;

‒ ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»;

‒ ФЗ «Об объединениях работодателей».

К числу законодательных актов, регулирующих трудовые от­ношения в России, относятся и законы субъектов Российской Феде­рации.

Следующую ступень в иерархии нор­мативных источников правового регулирования социально-трудовых отношений занимают нормативные указы Президента Российской Федерации, которые после федеральных законов обладают высшей юридической силой среди всех нормативных актов. Примером таких источников трудового права могут служить Указ Президента РФ «О некоторых мерах по обеспечению госу­дарственного управления экономикой», который предусмотрел особые требования к содержанию трудового договора, заключаемого с ру­ководителями федеральных государственных предприятий.

На всех остальных уровнях иерархии источников нормативного регулирования располага­ются подзаконные нормативные правовые акты, высшей юридической силой среди которых обладают Постановления Правительства России. В качестве примеров такого рода актов можно привести Постановле­ния Правительства:

-  «О дифференциации в ус­ловиях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки»;

-  «Об утверждении Положения о порядке расследования и учета несчастных случаев на производ­стве» и многие другие.

Министерства, ведомства и комитеты Российской Федерации издают административные акты по вопросам, отнесенным к их ком­петенции, и, в частности, по вопросам регулирования отношений, относящихся к предмету трудового права. Эти акты обычно распро­страняются только на работников соответствующих отраслей. В то же время акты некоторых министерств и ведомств, например, таких как Министерство здравоохранения РФ, Федеральная служба заня­тости РФ, а в недавнем прошлом - Федеральная миграционная служба и Министерство труда и социальной защиты населения РФ, могут носить межотраслевой характер.

В пределах своей компетенции документы, содержащие нормы трудового права, могут принимать также органы местного само­управления (городские думы, администрации, мэрии, сельсоветы и т. п.). Такие источники трудового права действуют только на тер­ритории соответствующего муниципалитета.

Локальные нормативные акты занимают низшую ступень в системе нормативных источников правового регулирования социаль­но-трудовых отношений.

К числу локальных нормативных актов относятся правила внут­реннего трудового распорядка конкретной организации, положения о премировании, о вознаграждении по итогам работы организации за год, о доплатах и надбавках, поощрительных и дополнительных отпусках, графики сменности, графики отпусков, должностные инструкции, тарифные характеристики и пр.

Субъекты трудового права

Субъекты трудового права - это участники трудовых и иных связанных с ними отношений.

Виды субъектов трудового права:

‒ Граждане (работники);

‒ Работодатели (предприятия, организации, учреждения);

‒ Представители работников и работодателей;

‒ Профсоюзные комитеты;

‒ Социальные партнеры;

‒ Органы службы занятости и трудоустройства;

‒ Органы по рассмотрению трудовых споров, надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда.

Правоспособность и дееспособность

Чтобы быть субъектом трудового права надо обладать трудовой правосубъектностью т.е. быть:

‒ правоспособным;

‒ дееспособным;

‒ диликтоспособным.

Тру­довая правоспособность - это способность иметь субъективные трудовые права и нести трудовые обя­занности.

Трудовая дееспособность - это способность своими действиями осуществлять трудовые права и трудовые обязанности.

Трудовая деликтоспособность - способность совершать право­нарушения и нести за них юридическую ответственность.

Трудовая правосубъектность работника по общему правилу возникает с 16 лет. Это означает, что именно с 16 лет гражданин приобретает возможность вступать в трудовые правоотношения, заключая трудовой дого­вор. Из этого правила закон допускает исключения. В некоторых случаях трудовой договор может быть зак­лючен и с гражданами, не достигшими 16 лет. Одна­ко условия труда этой категории граждан устанавли­ваются специальными нормами законодательства. Правовое регулирование труда работников в возрасте до 18 лет также имеет свои особенности.

Работодатели - индивидуальные предпринимате­ли и юридические лица - приобретают трудовую пра­восубъектность с момента их государственной регис­трации.

Правоспособность - способность при определенных условиях владеть правами.

Дееспособность - способность совершать юридически значимые действия.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 442.