Тема 2.1. Правовое регулирование экономических отношений
Понятие, признаки, структура и функции права
Важнейшим средством организации общественных отношений являются социальные регуляторы (нормы), обеспечивающие наиболее целесообразное и гармоничное функционирование общества в соответствии с потребностями его развития.
Выделяются следующие виды социальных норм:
1. нормы права - правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.
2. нормы морали (нравственности), т.е. правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняемые силой общественного мнения или внутренним убеждением;
3. нормы организаций, которые представляют собой правила поведения, устанавливаемые самими организациями и охраняемые с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций;
4. нормы обычаев, т.е. правил поведения, сложившихся в определенной общественной среде и в результате их многократного повторения вошедших в привычку людей;
5. нормы традиций выступают в виде наиболее обобщенных и стабильных правил поведения, которые возникают в связи с поддержанием выверенных временем прогрессивных устоев определенной сферы жизнедеятельности человека (семейные, профессиональные, военные, национальные и другие традиции);
6. нормы ритуалов, представляющие собой такую разновидность социальных норм, которая определяет правила поведения людей при совершении определенных обрядов и охраняется мерами морального воздействия.
Наиболее важное, главенствующее место в системе социальных норм занимают нормы права.
Право - это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.
Признаки права:
1 Социальность. Этот признак характеризует общесоциальную и классовую функции: организацию производства, распределение и перераспределение производимого продукта, регламентацию товарно-денежных отношений и отношений собственности, а также другие сферы, связанные с социальной жизнью.
2 Нормативность. Право выступает как система норм (правил поведения), характеризуемых логической структурой («если-то-иначе»), установлением масштаба, меры поведения, определяющих границы дозволенного, запрещенного, предписанного.
3 Обязательность. Правовые нормы обеспечиваются возможностью государственного принуждения, то есть наделяются не только идеологическим механизмом (авторитет, справедливость), но и возможностью неблагоприятных последствий при их нарушении.
4 Формализм. Формализм права определяется порядком создания законов, их изменением, отменой, что способствует стабилизации общества, точности применения, исполнения, соблюдения и использования правил поведения.
5 Процедурность. Право как система норм включает в себя четкие процедуры создания, применения, защиты. Процедурные правила, процессуальный порядок - характерный признак права, определяющий его связь с государственным аппаратом, прежде всего со специализированными органами - судом, полицией.
6 Неперсонифицированность. Этот признак подчеркивает то качество права, что его нормы не имеют, как правило, конкретно определенного, индивидуального адресата, а направлены неопределенному кругу лиц. С этим признаком связана и неоднократность действия нормы права, ее протяженность во времени.
7 Институциональность. Появление права связано с определенным сознательным процессом создания норм права, с правотворчеством, которое осуществляют определенные органы государства, признанием государством тех или иных возникших самоорганизационно правил поведения (обычаев) правовыми.
8 Объективность. Это естественный результат внутреннего развития регулятивной системы. Право не даруется какой либо внешней силой. Оно, как и государство, одно из условий существования политически организованного общества.
Структура нормы права включает три элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию.
Гипотеза – это элемент правовой нормы, который указывает на условия, при которых следует ею руководствоваться. В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают юридические права и обязанности.
Диспозиция - это элемент правовой нормы, который содержит указание на то, каким может или должно быть поведение при наличии условий, предусмотренных гипотезой. В зависимости от формы выражения диспозиции подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.
Санкция - это элемент правовой нормы, который определяет, какие неблагоприятные последствия могут наступить для нарушителя правил, предусмотренных диспозицией. По характеру неблагоприятных для нарушителя последствий санкции подразделяются на правовосстановительные (возместительные) и штрафные (карательные). К первым относятся: санкции гражданского, финансового, трудового, процессуального права, ко вторым - уголовного и административного права.
Под функциями права понимаются основные направления воздействия норм права на общественные отношения, поведение, сознание людей. Право, прежде всего, выполняет две основные функции: регулятивную и охранительную.
Регулятивная функция состоит в упорядочении общественных отношений, которые представляются в виде прав, обязанностей, ответственности, задач. Регулятивная функция права, прежде всего, воплощена в Конституции РФ.
Охранительная функция заключается в установлении мер ответственности за превышение прав или неисполнение обязанностей. Охранительная функция воплощена в уголовном и административном законодательстве.
Различают также политическую, идеологическую, воспитательную и иные функции.
Источники права. Нормативно-правовой акт
Под источником (формой) права понимаются способы закрепления и выражения правовых норм. Чаще всего под понятием источника права понимаются нормативно-правовые акты, законы, нормативные договоры, подзаконные акты, т.е. всё, что несёт в себе нормы права.
В теории источники права делят на: правовой обычай, юридический прецедент, нормативный акт. Это три основные формы. К правовым обычаям относят те нормы, правила поведения, которые сложились в ходе длительного исторического опыта использования и повторения модели поведения, которые передавались из поколения в поколение. Юридический прецедент создаётся в тех случаях, когда решению судебного или административного органа по какому-то конкретному делу придается законная нормативная сила и такой прецедент становится обязательным.
В нашей стране правовые обычаи и юридические прецеденты практически не признаются имеющими юридическую силу. Основным источником права выступает нормативно-правой акт.
Под нормативно-правовым актом понимается официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащей общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
По порядку принятия и юридической силе нормативно-правовые акты подразделяются на:
1. законы (обладают высшей юридической силой)
‒ Конституция РФ;
‒ Федеральные конституционные законы;
‒ Отраслевые кодексы, Федеральные законы.
2. подзаконные нормативно-правовые акты (принимаются на основе и во исполнение законов)
‒ Указы Президента РФ;
‒ Постановления Правительства РФ;
‒ Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств);
‒ Нормативные акты законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ;
‒ Нормативные акты органов местного самоуправления.
3. международные договоры и соглашения РФ (а также общепризнанные принципы и нормы международного права) составляют особую группу, которая является составной частью правовой системы России.
Каждый из нижестоящих законов и подзаконных актов не может противоречить вышестоящему. В случае юридической коллизии, т.е. противоречия нормативных актов разного уровня друг другу, должны применяться акты, обладающие бóльшей юридической силой (принцип иерархии).
В случае конкуренции правовых норм содержащихся в нормативных актах, обладающих одинаковой юридической силой следует руководствоваться следующими правилами (принципами приоритета), к основным из которых относятся:
1. Отраслевой приоритет - указанный принцип применяется в случае конкуренции норм различных отраслей права. При этом следует выяснить, какую сферу общественных отношений регулируют конкурирующие нормы. Например, если речь идет о налогообложении, то приоритет имеют нормы налогового права, если правовому регулированию подвергаются отношения в сфере гражданского товарооборота - нормы гражданского права.
2. Приоритет кодифицированного акта - приоритет нормы кодифицированного акта действует только в системе отраслевого законодательства и при условии, что сам кодекс содержит прямое указание на приоритет его норм перед иными отраслевыми нормами. В противном случае нормы кодекса каким-либо приоритетом перед нормами иных законов не обладают.
3. Приоритет специальной нормы над общей - это теоретическая аксиома уходящая корнями в Римское право, однако нередко применяемая судебными органами.
4. Последующий закон отменяет предыдущий - установление иного варианта поведения в последующем законе, с одной стороны, является указанием правоприменителю - какой закон следует применять, с другой - это одновременно и указание законодателю (самому себе) - привести ранее действовавшее нормативное положение, отмененное в порядке так называемой «фактической отмены», в соответствие с новым решением.
Право не тождественно закону. Законодательство выступает одной из форм выражения права. Практическая необходимость в различении права и закона существует потому, что не все законы соответствуют идеалам справедливости, т.е. не всегда торжествует единство должного и сущего. Сущее - закон, который есть, должное - то, каким он должен быть. Поиск последнего и составляет поиск сущности права. По этой причине закон, не отвечающий идеям права, его природе, ценностям и приоритетам личности, может в установленном порядке признаваться недействительным и, следовательно, в этом случае правом не является.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 484.