Экономисты классической школы не только создали теорию частичного рыночного равновесия, но и сформулировали теорию общего равновесиярынков и цен. Согласно их концепции общего равновесия, в экономике может существовать лишь равновесие при полной занятости. Такой вывод опирается на закон рынков Ж.-Б. Сэя, согласно которому в экономике, основанной на разделении труда, производство каждого субъекта одновременно представляет собой спрос на результаты производства других субъектов.
В конечном счете совокупный спрос будет равен совокупному предложению.
Возникающие случаи неравновесия носят временный характер, и рыночные механизмы их быстро корректируют.
Классическая модель макроэкономического равновесия предполагает, что объем производства является функцией занятости ресурсов и технологии производства и поддерживается на потенциальном уровне механизмом гибких цен. Благодаря этому механизму рыночная экономика способна поддерживать полную занятость всех имеющихся ресурсов.
Важной особенностью классической макроэкономической модели является принцип нейтральности денег. Он предполагает отсутствие какого-либо воздействия денежной массы на реальное производство. Деньги в модели классиков нужны рыночным агентам лишь для обслуживания сделок, т. е. для выполнения чисто технической функции в процессе купли-продажи.
На этом основании классиками была сформулирована концепция классической дихотомии – системы функционирования двух параллельных рынков: реального и денежного, равновесие между которыми поддерживается через автоматические стабилизаторы. Отсюда делался вывод о нецелесообразности вмешательства государства в экономическую жизнь.
В противоположность закону рынков Ж.-Б. Сэя и классическому варианту макроэкономического равновесия английским экономистом Дж. Кейнсом был выдвинут принцип эффективного спроса, отражающий тот факт, что уровень национального производства, занятости и доходов в данный момент зависит от уровня потребительских и инвестиционных расходов в экономике.
Кейнсианская модель макроэкономического равновесия не признает автоматической связи между сбережениями и инвестициями, которую экономисты-классики усматривали при посредстве процентной ставки. Сбережения – это остаток от дохода, который не был использован на потребление.
На рисунок 6.1 (а) представлен график функции потребления Кейнса.
Yd |
C |
mpc |
S |
dissavings |
savings |
mps |
Yd |
В силу основного психологического закона Дж. Кейнса сбережения растут, когда увеличивается доход. Инвестиции же являются функцией побуждения к инвестированию и определяются отношением между ожидаемой предельной эффективностью капитала и процентной ставкой.
В отличие от классического подхода кейнсианская модель макроэкономического равновесия предполагает, что сбережения приспосабливаются к инвестициям через модификации национального дохода: прирост инвестиций приводит к росту дохода, который дает импульс сбережениям в объеме, соответствующем этому росту.
Поскольку инвестиции в модели «Кейнсианского креста» являются автономными, и не зависят ни от уровня дохода, ни от ставки процента, то для того, чтобы получить кривую совокупных (потребительских и инвестиционных) расходов необходимо кривую потребительских расходов сдвинуть параллельно вверх на величину инвестиционных расходов (рисунок 6.2).
Y
E
Рисунок 6.2 – Влияние инвестиций на кривую совокупных расходов
Кейнсианский крест графически представлен на рисунке 6.3.
E2 |
Y1 |
Y2 |
E1 |
A |
B |
C |
Y |
E |
накопление запасов |
45° |
сокращение запасов |
Однако, не всегда равновесный ВНП равен потенциальному. Если равновесный выпуск Y0 ниже потенциального Y*, это свидетельствует о недостаточности совокупного спроса, совокупных расходов для обеспечения полной занятости ресурсов, хотя и достигнуто равенство AD = AS. Недостаточность совокупного спроса оказывает депрессивное воздействие на экономику и возникает рецессионный разрыв (рисунок 4.4).
Y0 Y*Y |
Y = Е |
450 |
Е= C+I+G+Xn |
А |
B |
Рецессионный разрыв |
Е |
Рисунок 6.4 – Рецессионный разрыв
Рецессионный разрыв – величина, на которую должен возрасти совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы повысить равновесный ВНП до неинфляционного уровня полной занятости[6]. То есть «переместить» равновесие из точки А в точку В (поднять вверх линию планируемых расходов на величину рецессионного разрыва).
Наоборот, если Y0>Y*, то это свидетельствует об избыточности совокупных расходов (рисунок 6.5). Это вызывает скачок цен (фирмы не могут повысить выпуск т.к. все ресурсы уже заняты и повышение спроса приводит в основном лишь к росту цен). В результате возникает инфляционный разрыв.
Y*Y0Y |
Y = Е |
450 |
Е= C+I+G+Xn |
А |
B |
Инфляционный разрыв |
Е |
Рисунок 6.5 – Инфляционный разрыв
Инфляционный разрыв – величина, на которую должен сократиться совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы снизить равновесный ВНП до неинфляционного уровня полной занятости (опустить линию планируемых расходов на величину инфляционного разрыва).
Для графической иллюстрации равновесия на товарных рынках кеинсианцы используют модель IS (инвестиции – сбережения), известную в науке как модель Дж. Хикса. Данная модель показывает уровень дохода, для которого существует равенство между сбережениями и инвестициями при любой процентной ставке. Кривая IS имеет отрицательный наклон, поскольку снижение процентной ставки увеличивает объем инвестирования, а увеличение инвестиционных расходов влечет за собой рост национального дохода.
Угол наклона кривой IS показывает соотношение предельной склонности к сбережению и изменению процентной ставки. Чем более крутой становится кривая IS, тем выше предельная склонность к сбережению и тем менее чувствителен объем инвестиций к изменению процентной ставки. Это значит, что даже для незначительного роста инвестиций требуется существенное снижение процентной ставки.
Обобщающим результатом кейнсианской теории эффективного спроса является концепция мультипликатора. Мультипликатор – это коэффициент, показывающий увеличение национального дохода, являющегося результатом роста автономных расходов. Величина этого коэффициента К зависит от предельной склонности к потреблению МРС и предельной склонности к сбережению MPS:
Мультипликационный эффект в экономике имеет некоторое количественное отражение, которое определяется конкретными условиями. Прирост объемов производства и уровня дохода будет иметь место лишь при наличии неиспользованных ресурсов и эластичном их предложении. Если же предложение факторов не обладает эластичностью или если экономика близка к полной занятости, увеличение расходов обернется лишь повышением совокупного денежного дохода без соответствующего увеличения производства и реального дохода. Мультипликатор в этом случае приведет только к росту уровня цен.
Экономический рост на основе принципа мультипликатора способствует росту доходов и соответственно повышению предельной склонности к сбережению. Рост сбережений в условиях высокой деловой активности служит основой новых, индуцированных инвестиций, а значит, ускорения экономического роста (эффект акселератора). Однако, чем выше доход и предельная склонность к сбережению, тем ниже склонность к потреблению.
Падение желаний покупать товары и услуги снижает склонность к инвестированию, что ведет к сокращению производства, доходов и занятости.
Этот парадокс бережливости говорит, таким образом, о том, что стремление домашних хозяйств все большую часть полученных доходов сберегать оборачивается в конечном счете снижением темпов экономического роста и даже спадами производства, а значит, ростом безработицы и снижением доходов.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 647.