Государственный бюджет и его структура

Государственный бюджет- это годовой план государственных рас­ходов и источников их покрытия. Внебюджетные фонды - это денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включённые в госбюджет. В зависимости от административно-территориального устройства той или иной страны бюджеты соответственно бывают центральными, областными, земельными, региональными, местными и т д. Гос бюджет всегда представляет собой компромисс, отражающий соотношение сил основных групп носителей различных социально-экономических интересов в стране.

Если расходы бюджета равны его доходам, бюджет называется сба­лансированным, если расходы превышают доходы, то образуетсябюджет­ный дефицит, если доходы превышают расходы, то образуетсяпрофицит бюджета.

Причины возникновения дефицита бюджета:

· долгосрочные тенденции в динамике налоговых поступлений;

· стадией воспроизводственного цикла, в котором находится экономика страны.

· текущая политика правительства в области бюджетных расходов и до ходов, которая может игнорировать, либо в недостаточной степени учитывать долгосрочные цели социально-экономического развития.

Дефицит бюджета покрывается за счёт внутренних и внешних зай­мов, что соответственно образует внутренний и внешний государствен­ный долг. Внутреннее заимствование осуществляется в видекредитовЦентрального банка, что означает дополнительную эмиссию денег и яв­ляется мощным толчком инфляции, а также путём выпуска государствен­ных облигаций. Внешнее заимствование означает получение кредитов у различных государств и международных организаций.

Политика, которую проводит правительство в отношении государ­ственного бюджета, называется бюджетно-налоговойилифискальнойпо­литикой. Если правительство целенаправленно стремится изменить со­вокупный спрос и объём производства, оно может осуществить опреде­лённые изменения вгосударственных расходахиналогах. Такая поли­тика называетсяДискреционная фискальная политика. Главная задача этой политики - противодействие циклическим изменениям совокупного спроса и объёмов производства в стране. Во время спада дефицит бюд­жета увеличивается, во время подъёма - бюджет имеет превышение доходов над расходами. Фискальная политика, которая приводит к расширению со­вокупных расходов, называетсяэкспансионистской. Политика, которая приводит к уменьшению совокупных расходов, называетсярестриктивной.

Если правительство не стремится целенаправленно менять ставки налогов и позволяет налоговым поступлениям снижаться во время спада экономики, то такая политика называется автоматическая фискальная политика.

Большую роль в анализе всех этих процессов сыграл Ди. Кейнс. Докейнсианская политика: во время спада поднимать ставки налога, чтобы не допустить уменьшения поступлений в бюджет. Кейнсианская политика: во время спада понижать ставки налога и увеличивать де­фицит бюджета. Важен не ежегодно сбалансированный бюджет, а сба­лансированный в ходе экономического цикла.

Государственный долг растёт в разных странах разными темпами. Превышение государственного долга над ВВП более чем в 2,5 раза счи­тается опасным для стабильности экономики, особенно для устойчивого денежного обращения. Наиболее тяжёлыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выкладывать основную сумму с высо­кими процентами. Особая проблема внешний долг. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической деятельности, например, 20-30%, то привлекать новые займы из-за рубежа становится трудно.

 

Структура государственного бюджета

Бюджет имеет доходную и расходную части, которые в планируемой перспективе должны быть сбалансированы.

Роль бюджета в национальной экономике значительна:

1. Госбюджет является частью финансов страны, которую контролирует государство, поэтому с помощью бюджета государство способно вмешиваться в рыночные механизмы.

2. Бюджет является способом аккумуляции денежных средств для решения крупных, глобальных экономических проблем.

3. Наличие бюджета позволяет решать сложные социальные проблемы (бедности, безработицы, голода, грамотности, здоровья нации и др.).

Государственный бюджет составляется правительством и утверждается, принимается высшими законодательными органами. Таким образом, в руках государства появляются значительные финансовые инструменты воздействия на экономические процессы. Как правило, это государственные закупки, дотации, трансфертные платежи (TR), инвестиции (I).

Государственные закупки – это спрос правительства на товары и услуги. Социальные выплаты (трансферты) – это платежи, которые осуществляются без соответствующего предоставления их получателям каких-либо товаров и услуг.

Принципы построения госбюджета:

1. Единство бюджетной системы (единство бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации и политики, форм бюджетных документов и отчетности).

2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.

3. Самостоятельность бюджетов всех уровней (у каждого свои источники средств, свои расходы).

4. Сбалансированность бюджета (нет дефицита.).

5. Эффективное и экономичное использование бюджетных средств.

6. Достоверность бюджета (надежность показателей и их адекватность экономическому положению).

7. Полнота отражения доходов и расходов бюджета.

8. Гласность.

9. Адресный и целевой характер использования бюджетных средств.

В основе современной фискальной политики лежат следующие положения, разработанные Кейнсом: 1) как правило, экономика функционирует не в состоянии полной занятости ресурсов и поэтому нуждается в государственном регулировании Для достижения экономического потенциала и роста выпуска кейнсианцы предлагают государству стимулировать совокупный спрос через рост государственных расходов, сокращение налогов и снижение процентной ставки; 2) инвестиции часто не равны сбережениям (и поэтому не поддерживают макроэкономическое равновесие), поскольку они зависят от ставки процента, а величина сбережений зависит в основном от величины дохода. Процентная ставка здесь играет второстепенную роль.

Потребительские расходы являются стабильным компонентом совокупного спроса (при отсутствии государственных мер по их изменению), поскольку, домохозяйства на изменения своего дохода отвечают не изменением своих расходов, а изменением своих сбережений. Данная стабильность обусловлена тем, что на динамику потребления и сбережения влияет множество факторов, которые зачастую оказывают противоположное влияние. Основными факторами - являются: доход домохозяйств и накопленное ими богатство, их ожидания, насыщенность потребительского рынка, уровни цен, налогообложения и процентной ставки.

Простейшая функция потребления имеет вид:

С = а + b(Y-Т), где

С - потребительские расходы;

а - автономное потребление, его величина не зависит от изменения текущего располагаемого дохода;

b - предельная склонность к потреблению; Y - доход; Т - налоговые платежи;

(Y-Т) = Yd - располагаемый доход (доход после уплаты налогов).

Т = tY, где t - налоговая ставка. Поэтому функцию потребления можно записать так

С = а + b(Y - tY) С = а + b(1 - t)Y

Предельная склонность к потреблению (marginal propensity to consume - MPC или b) - отношение прироста потребительских расходов (ДС) к приросту располагаемого дохода (Д Yd).

Средняя склонность к потреблению (average propensity to consume -APC) - доля располагаемого дохода, которую домохозяйства расходуют на потребление.

Простейшая функция сбережений имеет вид: S = -а + s(Y-Т), где

S - величина сбережений в частном секторе; а - автономное потребление;

s - предельная склонность к сбережению; Y - доход; Т - налоговые платежи;

Предельная склонность к сбережению (average propensity to save - APS или s) - отношение прироста сбережений (ДS) к приросту располагаемого дохода (Д Yd) Yd = С + S, следовательно ДYd = ДС + ДS. MPC + MPS = 1, т.е. b + s = 1 или s = 1 - b .

Средняя склонность к сбережению (average propensity to save - APS) - доля располагаемого дохода, которую домохозяйства сберегают.

В краткосрочном периоде рост располагаемого дохода приводит к сокращению АРС и росту APS, (т.е доля затрат на потребление возрастает, а доля сбережений сокращается). В долгосрочном периоде АРС стабилизируется т.к. домохозяйства становятся уверенными, что их доходы останутся такими же высокими и в будущем и у них появляются новые расходы. Например, покупка дорогостоящих товаров, соответствующих их новому статусу богачей, коллекционирование, и т.д...

Второй компонент совокупного спроса - инвестиции, в отличие от потребительских расходов отличаются гораздо большей изменчивостью. На динамику их изменения влияют следующие факторы: ожидаемая норма чистой прибыли, реальная ставка процента, уровень налогообложения, изменения в технологии производства, величина основного капитала, экономические ожидания, политическая стабильность, динамика совокупного дохода, открытие новых месторождений полезных ископаемых. Также следует выделить факторы нестабильности инвестиций: продолжительные сроки службы оборудования, нерегулярность инноваций, изменчивость ожиданий инвесторов, циклические колебания ВНП, изменения на международных рынках.

Функция инвестиций имеет следующий вид:

I = e - dR + гY, где

e - автономные инвестиции, определяемые внешними факторами (запасы полезных ископаемых, политическая стабильность Как правило, фондовые рынки очень чувствительны к таким событиям как выборы нового президента страны, забастовки, политические скандалы и т.п. и т.д.);

d - эмпирический коэффициент чувствительности инвестиций к динамике ставки процента;

R - реальная ставка процента;

(e - dR) - автономные инвестиционные расходы;

г - предельная склонность к инвестированию;

Y - совокупный доход;

гY - стимулированные инвестиционные расходы.

Предельная склонность к инвестированию (г) - это отношение прироста инвестиций (ДI) к приросту дохода (ДY).

Несовпадение планов S и I обусловлена колебаниями фактического выпуска вокруг потенциального, а также неравенством фактического и потенциального уровней безработицы, поэтому циклическая безработица имеет вынужденный, а не добровольный характер и является экономической закономерностью.

Фактические инвестиции состоят из запланированных и незапланированных инвестиций (непредусмотренные изменения инвестиций в товарно-материальные запасы). Незапланированные инвестиции выравнивают фактические S и I, за счёт чего достигается макроэкономическое равновесие.

Аналогично реальные расходы состоят из запланированных (сумма планируемых C, I, G, Xn) и незапланированных расходов. Последние, обусловлены непредвиденными изменениями цен, объёмов продаж и т.д. Функция планируемых расходов Е = C + I + G + Xn графически изображается как функция потребления С = а + b(Y-Т), которая смещена вверх на величину I + G + Xn , данный рисунок получил название «крест Кейнса».

Линия планируемых расходов пересекает линию равенства реальных и планируемых расходов в точке A, где доход равен планируемым расходам и достигается равенство планируемых и фактических инвестиций и сбережений в результате чего устанавливается макроэкономическое равновесие.

Проекция данной точки на ось Y позволяет найти равновесный выпуск - Y0. Фактический выпуск всегда стремится к равновесному. Например, если фактический выпуск больше равновесного (Y1 > Y0), то покупатели приобретают меньше товаров, чем фирмы производят, а нереализованная продукция принимает форму ТМЗ, возросшие запасы вынуждают фирмы сократить производство и занятость, в результате чего ВВП сокращается и постепенно Y1 сокращается до Y0, где AD=AS. Наоборот, если Y2 < Y0, то спрос превышает производство, и незапланированные запасы фирм сокращаются, это стимулирует производство и занятость в итоге Y2возрастает доY0, и снова соблюдается равенство AD=AS.

Однако, не всегда равновесный ВНП равен потенциальному. Если равновесный выпуск Y0 ниже потенциального Y*, это свидетельствует о недостаточности совокупного спроса, совокупных расходов для обеспечения полной занятости ресурсов, хотя и достигнуто равенство AD=AS. Недостаточность совокупного спроса оказывает депрессивное воздействие на экономику и возникает рецессионный разрыв. Рецессионный разрыв - величина, на которую должен возрасти совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы повысить равновесный ВНП до неинфляционного уровня полной занятости Для этого необходимо принять меры по стимулированию совокупного спроса, например, увеличить государственные расходы, сократить налоги или увеличить денежную массу. . То есть «переместить» равновесие из точки А в точку В (поднять вверх линию планируемых расходов на величину рецессионного разрыва).

Наоборот, если Y0 >Y*, то это свидетельствует о избыточности совокупных расходов. Это вызывает скачок цен (фирмы не могут повысить выпуск т.к все ресурсы уже заняты и повышение спроса приводит в основном лишь к росту цен). В результате возникает инфляционный разрыв.

Инфляционный разрыв - величина на которую должен сократиться совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы снизить равновесный ВНП до неинфляционного уровня полной занятости (опустить линию планируемых расходов на величину инфляционного разрыва).

То есть мы имеем убывающую геометрическую прогрессию, следовательно

или , где

mg - мультипликатор государственных расходов в закрытой экономике или простой мультипликатор Кейнса. Это множитель, который показывает на какую величину изменяется равновесный выпуск при изменении государственных расходов на единицу.

Формулу простого мультипликатора государственных расходов также можно получить из следующей системы уравнений:

Подставляя уравнение (2) в уравнение (1) получаем

Y=(a + bY) + I + GY- bY= a + I + GY(1 - b) = a + I + G ;

Введение налогов снижает эффект мультипликатора.

Y= a + b(1-t)Y + I + G Y- b(1-t)Y= a + I + G Y(1 - b(1-t)) = a + I + G

;

В открытой экономике мультипликативный эффект государственных расходов снижается т.к. часть прироста дохода расходуется на покупку импортных товаров. Это приводит к росту доходов импортёров, а не отечественных производителей. В этом случае уравнение мультипликатора государственных расходов в открытой экономике, с учётом налогообложения - mt,og находится в результате решения следующей системы уравнений:

g - автономный чистый экспорт

m! - предельная склонность к импортированию.

,

гдеДМ - изменение расходов на импорт;

ДY - изменение дохода.

Подставляя уравнения (2) и (3) в уравнение (1) находим

Затем, аналогично предыдущим двум случаям находим

Рассматривая механизм мультипликатора нельзя забывать, что он действует как в сторону увеличения равновесного дохода, так и в сторону его сокращения. Поэтому правительство должно с особой тщательностью продумывать решения о сокращении государственных расходов. Например, для ликвидации бюджетного дефицита правительство решает сократить государственные расходы на 100 млрд. тенге, при этом оно предполагает, что совокупный доход в экономике также сократится не более чем на эту же сумму. Однако, вопреки ожиданиям правительства сокращение совокупного дохода составит не 100 млрд. тенге, а около 300 млрд. тенге, что повлечёт за собой множество социально-экономических проблем.

Другой инструмент фискальной политики - регулирование налогов также оказывает мультипликативное воздействие на изменение равновесного уровня дохода. Как уже отмечалось ранее, с целью стимулирования экономики правительство также может сократить налоги. Допустим, налоговые платежи сократились на ДТ. Это приведёт к росту располагаемого дохода на эту же величину и соответственно к росту потребительских расходов на величину (ДТ?b). В результате кривая потребительских расходов сдвигается вверх и равновесный объём выпуска возрастает на величину

.

Уравнение мультипликатора налогов примет следующий вид

, где

mt - простой мультипликатор налогов.

При налоговой ставке t уравнение мультипликатора налогов примет следующий вид

, где

mtt - мультипликатор налогов при налоговой ставке t.

В открытой экономике это уравнение примет следующий вид

, где

mt,ot - мультипликатор налогов в открытой экономике.

Рассмотренные нами 2 инструмента фискальной политики приводят к дисбалансу государственного бюджета, что ограничивает сферу их применения. Поэтому на практике правительство часто использует мультипликатор сбалансированного бюджета - когда госрасходы и налоги одновременно изменяются на одну и ту же величину. Величина этого мультипликатора не превышает 1. Это значит, что если госрасходы и налоги возрастут на 1, то равновесный объём производства также увеличится максимум на 1. С одной стороны это не увеличивает бюджетный дефицит, а с другой повышает равновесный объём производства т.к. величина мультипликатора госрасходов больше чем мультипликатора налогов. Поэтому при стимулирующей фискальной политике правительство обычно повышает государственные расходы, а при сдерживающей политике увеличиваются налоги. Если основной целью является быстрое сокращение инфляции то правительство может пойти на сокращение государственных расходов но при этом произойдёт снижение уровня жизни населения.

Монетизация приводит к возникновению двух близких по сущности эффектов: «сеньораж» и «инфляционный налог».

Сеньораж - доход государства от его монопольного права печатания денег.

Печатание денег фактически ничего не стоит (например, выпуск банкноты номиналом в 100 долларов обходится резервной системе США не более чем в 10 центов), а банкноты и монеты обмениваются правительством на товары и услуги. Поэтому, сеньораж может быть измерен покупательной способностью денег, выпущенных в обращение за данный период.

,

где М - денежный агрегат М1 в данном году

М-1 - денежный агрегат М1 в предыдущем году

Р - уровень цен в данном году.

Так, например, в 2004г. Правительство Казахстана получила сеньораж в размере 132 млрд. тенге, что составляет 10,3% от общей суммы всех поступлений в госбюджет. В 2005г. эти величины соответственно составили 30 млрд. тенге и 1,4%. А в 2007г 127,7 млрд. тенге и 4,7%. Статистика мировой экономики показывает, что в развитых странах доля сеньоража в доходах госбюджета колеблется от 3,5% до 8%. Рекордсменом здесь является Боливия, где в 1979 - 1985 гг. данная доля достигла 139%, т.е. более чем на треть превысила все другие источники доходов госбюджета вместе взятые, что привело к очень тяжёлой гиперинфляции.

Итак, допустим, у Вас на руках имеется наличность в размере 100 тыс. тенге, государство в лице Национального банка печатает дополнительное количество денег, и инфляция повышается до 10%. Поэтому, теперь покупательная способность Ваших денег составит уже не 100 тыс. тенге, а только 90 тыс. тенге. Таким образом, 10 тыс. тенге - величина инфляционного налога перераспределилась от Вас в пользу государства (т.е. эмитента банкнот).

Размер инфляционного налога рассчитывается по следующей формуле:

, где

IT - размер инфляционного налога в год t,

Рt - уровень цен в год t,

Рt -1 - уровень цен в предыдущий год,

М - денежный агрегат М1.

Погашение бюджетного дефицита посредством выпуска государственных займов (облигаций) является, пожалуй, наиболее часто использующимся инструментом в развитых странах. Однако, это приводит к увеличению средней рыночной ставки процента. Поскольку правительство вынуждено повышать ставку вознаграждения по облигациям государственного займа, чтобы последние стали привлекательным объёктом капиталовложений. В результате происходит сокращение инвестиций и чистого экспорта, а также частично и потребительских расходов, поэтому эффективность фискальной политики уменьшается. Таким образом, угроза инфляции не устраняется, а лишь на некоторое время откладывается.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 45.