Индикаторы:
· · территория, находящаяся в ведении муниципального образования, в тыс. кв. км., в том числе:
· · находящаяся в хозяйственном пользовании;
· · лесопарковые насаждения;
· · находящаяся в резерве для развития муниципального образования;
· · плотность населения, в чел./кв. км;
· · средняя обеспеченность жильем на 1 чел., в кв. м.;
· · соотношение среднедушевых денежных доходов населения и средней стоимости квадратного метра жилья, в руб./кв.м.;
· · уровень благоустройства жилья (обеспеченность жилья коммунальной инфраструктурой и связью). в %;
· · обеспеченность социальной инфраструктурой (см. индикаторы четвертой группы целей);
· · увеличение основных фондов (капитальных вложений) социальной сферы в расчете на душу населения, в %;
· · динамика состояния окружающей среды по основным показателям (изменение состояния воздушной и водной сред, почв и т.д.), в % к соответствующему периоду прошлых лет.
Анализ динамики основных индикаторов реализации долгосрочных целей и общих итогов социально-экономического развития муниципальных образований и долгосрочных является основой для укрупненного прогноза двух статей муниципального бюджета: его доходной и расходной частей в начале пятого и десятого года реализации долгосрочного плана.
Седьмая группа вопросов. «Мониторинг хода реализации стратегических целей и задач долгосрочного плана социально-экономического развития муниципального образования»:
· · исследование и разработка алгоритма мониторинга реализации долгосрочного плана;
· · исследование и разработка алгоритма мониторинга соответствия хода реализации задач долгосрочного плана стратегическим приоритетам социально-экономического развития муниципального образования.
Результатом работы над седьмой группой вопросов являются предложения:
· · по срокам сбора, анализа, обобщения и публикации основных индикаторов, характеризующих достижение стратегических, и обеспечивающих их реализацию долгосрочных целей комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования;
· · мероприятия органов исполнительной власти и общественных организаций по контролю за ходом реализации плана (публичные слушания, отчеты местного самоуправления перед депутатами, коллективами работающих и населением, публикации в местной печати и т.д.).
При разработке долгосрочного плана социально- экономического развития муниципального образования, как правило, учитываются три возможных варианта развития событий: благоприятный, умеренный и неблагоприятный.
Основными критериями, определяющими отнесение событий к одному из перечисленных вариантов, являются: внутренний (уровень потенциала муниципального образования) и внешний критерии (среднегодовой индекс инфляции в стране).
Сценарию с благоприятным вариантом развития событий будут соответствовать прогнозные оценки низкого уровня или улучшающейся динамики индекса инфляции в стране и высокий, в сравнении с другими муниципальными образованиями региона, потенциал муниципального образования. Умеренный сценарий предполагает сохранение инфляции в значениях предыдущего планового периода и средний уровень потенциала муниципального образования. Ухудшающаяся динамика индекса инфляции, рост цен в плановый период и низкий собственный потенциал - основные признаки неблагоприятного сценария развития муниципального образования.
1.3.2. Среднесрочный план социально-экономического развития
Алгоритм формирования среднесрочного плана социально-экономического развития муниципального образования:
Определение индикаторов развития конкретных видов экономической деятельности и социальной жизни муниципального образования.
1. Актуализация аналитических данных, полученных на предыдущих этапах планирования; уточнение текущей модели облика территории
2. Конкретизация целей и задач на планируемый период в виде системы показателей – индикаторов социально-экономического развития, отражающих облик территории на конец планового периода. Формирование портфеля инвестиционных программ и проектов для реализации в плановый период
3. Расчет ресурсного обеспечения, необходимого для реализации инвестиционного портфеля в запланированные сроки. Инвентаризация собственных ресурсов территории и оценка их возможного вовлечения в решение целей и задач плана
4. Оценка возможностей муниципального бюджета в ресурсном обеспечении задач развития муниципального образования, в т.ч. муниципального хозяйства и определение величины, форм и методов привлечения внешних финансовых ресурсов
5. Формирование организационно-технологических цепочек и алгоритмов объединения ресурсов власти, бизнеса и городского, районного сообщества в реализации конкретных программ и проектов развития терри тории, в т.ч. муниципального сектора экономики
6. Формирование плана основных шагов и мероприятий органов власти, бизнеса и сообщества по направлению к поставленной цели с жестким закреплением источников, форм и методов финансирования
7. Разработка порядка, сроков и механизмов контроля исполнения принятых программ, алгоритма их корректировки по итогам выполнения отдельных подпрограмм или в соответствие со сроками, установленными планом
Результаты: подготовленный для рассмотрения в органе представительной власти муниципального района раздел комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования, определяющий ресурсы и основные шаги местного сообщества по реализации стратегических приоритетов и текущего развития муниципального образования на среднесрочную перспективу
При работе над среднесрочным планом особое внимание необходимо уделить следующим моментам:
· · язык документа, цели и задачи плана должны быть доступны пониманию тех, в чьих интересах он разрабатывается;
· · структура плана и его показатели должны отражать функции управления социально-экономическим развитием на уровне муниципального образования;
· · конкретизация стратегических, долгосрочных целей и задач на планируемый период в разрезе по годам в виде системы показателей - индикаторов социально-экономического развития любого муниципального образования должна производиться на основе информации, полученной только официальным путем и агрегированной на основе единых методик, разработанных и утвержденных в соответствии с действующим законодательством государственными статистическими органами;
· · системы показателей, характеризующие состояние экономики и социальной сферы муниципального образования «первого уровня» - городского, сельского поселения, должны формироваться одновременно с показателями муниципального района и учитываться в его среднесрочном плане в полном объеме;
· · разработка среднесрочного раздела комплексной программы должна базироваться, в основном, на результатах анализа и оценки социально-экономического положения и актуализированных показателей социально-экономического развития муниципальных образований, сформированных в период разработки концепции и долгосрочного плана.
Главным методологическим принципом, обеспечивающим единство долгосрочного и среднесрочного планов социально-экономического развития муниципального образования, должен быть идентичный системный подход к формированию данных плановых документов, основанный на наличии объективных взаимосвязей социально-экономических, финансовых и природных процессов во времени и пространстве.
Основными инструментами реализации среднесрочного плана являются конкретные инвестиционные программы, проекты, планы действий, а также бизнес-планы, инвестиционные, налоговые соглашения и договоры о совместной деятельности администраций муниципальных образований и бизнес-структур.
Примерный вариант структуры среднесрочного плана социально-экономического развития городских и сельских поселений:
1. Оценка исходного состояния социально-экономического развития муниципального образования:
· · Динамика и тенденции изменения основных показателей экономического и социального развития муниципального образования. Анализ тенденций развития.
· · Демографическая ситуация.
· · Развитие социальной сферы.
· · Качество и уровень жизни населения.
· · Оценка финансового со стояния.
· · Анализ развития экономики.
· · Развитие промышленных предприятий.
· · Развитие агропромышленного комплекса.
· · Уровень развития энергетики.
· · Развитие транспортной системы.
· · Развитие систем связи и телевещания.
· · Развитие газопроводной сети.
· · Характеристика системы водоснабжения.
· · Развитие строительного комплекса.
· · Развитие малого предпринимательства и его роль в социально-экономическом развитии муниципального образования.
· · Оценка развития межрайонных связей - их интенсивность и география.
· · Оценка текущих инвестиций в развитие экономики и социальной сферы муниципального образования.
2. Основные проблемы социально-экономического развития муниципального образования:
· · Проблемы развития промышленности.
· · Проблемы в развитии энергетики.
· · Проблемы транспортного комплекса и связи.
· · Проблемы развития агропромышленного комплекса.
· · Проблемы развития жилищно-коммунального хозяйства.
· · Проблемы охраны окружающей среды.
· · Проблемы социальной сферы.
· · Определение приоритетов в социально-экономическом развитии муниципального образования на среднесрочную перспективу.
3. Резервы социально-экономического развития:
· · Наличие свободных земельных ресурсов, пригодных для развития сельского хозяйства.
· · Наличие подготовленных площадок, пригодных для промышленного развития.
· · Наличие природных ресурсов, которые могут представлять интерес для промышленного освоения.
· · Наличие недоиспользованных производственных мощностей на промышленных предприятиях.
· · Наличие свободных трудовых ресурсов.
· · Возможность создания замкнутых технологических цепочек.
· · Интерес бизнесменов к экономическому развитию территории и выбору перспективных направлений развития.
· · Возможность кооперации с другими территориями.
· · Другие резервы.
4. Приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития поселения на среднесрочный период:
· · Стратегическая цель, приоритеты социально - экономического развития муниципального образования, тактические и оперативные (локальные цели), планируемые к реализации в среднесрочный период.
· · Социальные цели и задачи.
· · Экономические цели и задачи.
· · Организационные цели и задачи.
5. Финансовое обеспечение реализации задач социально-экономического развития муниципального образования в планируемый период:
· · Собственные и заемные инвестиционные вложения предприятий и организаций муниципального образования.
· · Организация финансирования из бюджетов всех уровней generic cialis pills.
· · Инвестиционная поддержка развития социальной сферы населением муниципального образования.
6. Развитие муниципального сектора экономики:
· · Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий, подведомственных органам местного самоуправления, и отраслей, реализующих вопросы местного значения, в разрезе годовых периодов среднесрочного плана.
· · Планирование застройки муниципального образования.
· · Среднесрочные муниципальные целевые программы.
· · Штатная численность работников бюджетной сферы муниципального образования.
7. Основные механизмы и инструменты реализации среднесрочного плана социально-экономического развития муниципального образования:
· · Организационные механизмы и инструменты реализации среднесрочного плана.
· · Экономические механизмы и инструменты реализации среднесрочного плана.
· · Финансовые механизмы и инструменты реализации среднесрочного плана.
8. Основные индикаторы социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочную перспективу:
· · Основные индикаторы, характеризующие результаты реализации плана.
· · Прогноз основных показателей бюджета муниципального образования по годам на среднесрочную перспективу.
9. Мониторинг хода реализации среднесрочного плана социально-экономического развития муниципального образования:
· · Методика мониторинга хода реализации плана.
· · Система показателей и индикаторов для оценки результатов реализации плана.
· · Мероприятия по контролю хода реализации среднесрочного плана.
1.3.3. Текущий (годовой) план социально-экономического развития
Текущий, годовой план социально-экономического развития муниципального образования формируется:
· · первый раз - одновременно со среднесрочным и долгосрочным планами;
· · второй и последующие разы - после принятия бюджета муниципального образования.
Вместе с тем годовое планирование отличается от среднесрочного рядом особенностей. Прежде всего, это относится к функциональному назначению годового территориального индикативного плана. С одной стороны, он является инструментом реализации среднесрочных, долгосрочных, а также стратегических целей и задач. С другой стороны, годовой план несет важную самостоятельную функцию. Его прогноз является основой планирования доходной части местного бюджета, а сам годовой план - инструментом реализации мероприятий, обеспечивающих наполнение доходной части и частичное замещение предназначенных для финансирования муниципального хозяйства средств расходной части местного бюджета. Двуединое функциональное значение годового плана диктует ряд требований к его формированию:
1. Конкретность. Годовой план, в отличие от среднесрочных и долгосрочных планов, в основном оперирует не экономическими понятиями и определениями, а показателями, системами показателей, индикаторами социально-экономического развития конкретного муниципального образования.
2. Реалистичность и сбалансированность. Годовое планирование должно быть направлено на достижение только реальных целей и задач, обеспеченных наличием реальных ресурсов, доступных муниципальному образованию. Реалистичность и сбалансированность бюджетной составляющей ресурсов достигается либо на основе прогнозов, либо расчетным путем. Последний вариант более трудоемкий, но более точный.
3. Инкорпорируемость. Структура годового плана социально- экономического развития городского округа должна обеспечивать сопоставимость его показателей с одноименными показателями развития других муниципальных образований, а также возможность интеграции его основных разделов в аналогичные разделы годовых планов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Такое же требование предъявляется к годовым планам муниципальных районов и входящих в их состав городских и сельских поселений.
4. Структурированность. Индикаторы социально-экономического развития муниципального образования в годовом плане должны быть структурированы в виде двух систем показателей.
· · Первая - это система показателей, содержащая интегрированные количественные и качественные характеристики социально- экономического развития муниципального образования на начало и конец планового периода. Данная система показателей помимо функций целеполагания является основой для расчета доходной части бюджета.
· · Вторая - система показателей, содержащая количественные и качественные характеристики реализации запланированных на год этапов стратегических и текущих целей, задач, проектов, а также количественные характеристики необходимых для этого ресурсов. Данная система показателей также несет на себе две функции: функцию целеполагания и функцию обоснования величины и структуры инвестиционной составляющей расходной части бюджета муниципального образования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Основная учебная литература
1. Нешитой А.С. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник: [Электронный ресурс] -Дашков и К 2013 г. 640 с.: http://www.knigafund.ru
2. Нешитой А.С. Инвестиции: Учебник: [Электронный ресурс]-Дашков и К 2012 г. 372 с.: http://www.knigafund.ru.
3. Инвестиционное проектирование: Учебник/Балдин К.В., Рукосуев А.В., Передеряев И.И., Голов Р.С. :[Электронный ресурс] -Дашков и К 2014 г. 366 с. http://www.knigafund.ru.
4. Фридман А.М. Финансы организации (предприятия): Учебник. [Электронный ресурс]-Дашков и К 2013 г. 488 с. http://www.knigafund.ru
5. Подъяблонская Л.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник: [Электронный ресурс].- Юнити-Дана 2012 г. 1 120 с. http://www.knigafund.ru
Дополнительная учебная литература
6. Направления повышения конкурентоспособности экономических субъектов в условиях интеграции России в систему мирохозяйственных связей: монография/науч. Ред. Ю.П. Дусь, Г.Д. Боуш: [Электронный ресурс] -Издательство СО РАН 2008 г. 530 с. http://www.knigafund.ru
7. Черемных О. С., Черемных С. В., Широкова О. В. Компьютерные технологии в инвестиционном проектировании: [Электронный ресурс] - Финансы и статистика 2013 г. 193 с. http://www.knigafund.ru
8. Риск-менеджмент инвестиционного проекта: учебник/ под ред. М.В. Грачевой, А.Б. Секерина. [Электронный ресурс] - Юнити-Дана 2012 г. 544 с. http://www.knigafund.ru
Учебное издание
Иващенко Светлана Александровна
Иващенко Марина Владимировна
Воденко Константин викторович
Дата: 2018-09-13, просмотров: 1262.