Данный раздел для каждого муниципального образования является уникальным. Успех его реализации во многом зависит от имеющейся в муниципальном образовании системы мониторинга социально-экономических процессов. Информационная база, адекватно описывающая в понятных для населения и достаточных для разработчиков системах показателей стартовые условия развития муниципального образования, является основой правильности выбора достижимых в плановый период стратегических приоритетов устойчивого развития муниципального района, городского округа, поселения.
Источники текущего состояния социально-экономического развития муниципальных образований:
· данные территориальных органов государственной статистики, Федеральной службы по налогам и сборам и других ведомств, располагающих необходимой информацией, а также данные, представляемые на договорной основе предприятиями реального сектора экономики;
· информация о величине ресурсного и природного потенциалов, имеющихся в распоряжении отраслевых подразделений администрации муниципальных образований, а также соответствующих специализированных организаций, отвечающих за реализацию вопросов местного значения на территории муниципальных образований;
· для сельских поселений надежным источником информации являются, при их надлежащем ведении, книги похозяйственного учета.
Полученный из всех источников информационный массив должен быть сведен в единый документ - паспорт муниципального образования. При формировании паспорта муниципального образования необходимо учитывать, что он является не только информационной основой формирования комплексной программы его социально-экономического развития, но и основой для последующего мониторинга реализации данной программы. В дальнейшем паспорт должен периодически актуализироваться и быть удобным в работе, как для органов местного самоуправления, так и для органов вышестоящего уровня.
Для реализации этих условий паспорт должен удовлетворять следующим основным требованиям:
· паспорт должен базироваться на действующих информационных потоках государственной статистической, налоговой и отраслевой и иной отчетности;
· основные индикаторы, входящие в паспорт муниципальных образований, должны быть сопоставимы между собой, иметь одинаковую периодичность сбора и одинаковые алгоритмы расчета и агрегации;
· паспорт должен учитывать специфику муниципального образования;
· паспорт должен содержать оптимальное количество показателей, обеспечивающих исчерпывающий анализ текущего состояния экономического и социального секторов муниципального образования и реализации этапов плана его социально-экономического развития.
Комплексный анализ информации любой административно-территориальной единицы, как правило, проводится с применением двух наиболее действенных методологических подходов:
Исторический (историко-географический) подход позволяет разработчикам программы понять историческую логику, внутреннюю закономерность зарождения, становления и развития муниципального образования в данной географической точке, выделить движущие силы и источники, определяющие пространственные, структурные, демографические сдвиги, качественные изменения исторической миссии муниципального образования в различные периоды времени. Изучение этих аспектов развития муниципального образования позволяет с определенной достоверностью провести экстраполяцию отдельных процессов жизненного цикла муниципального образования на будущие периоды.
Историко-географический анализ необходимо начинать с общей характеристики муниципального района и его административного центра. Указать год образования, географическое расположение, размер занимаемой территории, расстояние до административного центра субъекта Федерации, количество и плотность проживающего населения, перечень входящих в состав городских и сельских поселений, природно-климатические условия, разведанные запасы природных ископаемых.
При проведении структурно-функционального анализа социально-экономического развития муниципального образования изучается:
· динамика развития ведущих секторов экономики муниципального образования за последние 3 - 5 лет (выявляются градообразующие хозяйствующие субъекты, группы хозяйствующих субъектов, объединенные общими производственно-технологическими цепочками, и формирующиеся вокруг них кластеры; определяются «узкие места» и «точки роста» муниципальной экономики);
· уровень развития малого и среднего бизнеса, причины, его сдерживающие;
· обеспеченность реального сектора экономики, социальной сферы, рыночной инфраструктуры специалистами высшего и среднего звена управления, а также кадрами основных рабочих профессий;
· инвестиционная активность в муниципальном образовании, оценивается его инвестиционный потенциал, инвестиции в жилье, инфраструктуру, основной капитал предприятий;
· научно-инновационная деятельность и ее потенциал;
· состояние финансово-бюджетной сферы, налоговый потенциал муниципального образования, финансовое положение градообразующих и градообслуживающих предприятий;
· состояние социальной и инженерной инфраструктуры в муниципальном образовании, ее соответствие региональным нормам или социальным стандартам;
· уровень жизни и социальной защиты населения муниципального образования;
· состояние потребительского рынка;
· уровень безработицы и эффективность мер, направленных на ее сокращение;
· состояние экологии;
· состояние общественной безопасности.
Для удобства дальнейшей работы все информационные и аналитических материалы целесообразно свести в три основных блока:
Первый. Современный облик муниципального образования, паспорт муниципального образования. Как уже было сказано выше - это информационная модель муниципального образования на дату начала планирования, содержащая:
· основные индикаторы развития экономики муниципального образования в целом;
· основные индикаторы развития отдельных поселений, кластеров и отраслей экономики муниципального образования;
· основные индикаторы состояния рынка труда, рынка финансов и потребительского рынка;
· основные индикаторы развития социальной сферы муниципального образования;
· сравнительные (относительно иных муниципальных образований) характеристики недостатков и преимуществ муниципального образования.
Второй. Внутренняя среда муниципального образования - информационно-аналитический блок, содержащий:
· аналитические материалы, касающиеся внутренних противоречий и условий, их порождающих, в экономическом и социальном секторах муниципального образования, а также оценку возможного позитивного или негативного влияния выявленных противоречий в плановый период;
· аналитические материалы, касающиеся внутренних потенциальных и действующих ресурсов (финансовых, трудовых, природных, культурных, рекреационных и т. д.), которые могут быть вовлечены в развитие муниципального образования.
· Для муниципальных районов, имеющих в своем составе сельские и городские поселения, необходимо дополнительно дать информационно-аналитические материалы, касающиеся внутренних противоречий и потенциальных возможностей района, обусловленных их многоуровневой структурой.
Третий. Внешняя среда муниципального образования - информационно-аналитический блок, содержащий:
· аналитические материалы, касающиеся внешних политических, экономических и социальных тенденций, которые могут оказать на развитие муниципального образования позитивные или негативные воздействия;
· аналитические материалы, касающиеся внешних потенциальных и действующих ресурсов (финансовых, трудовых, природных, культурных, рекреационных и т.д.), которые могут быть вовлечены в развитие муниципального образования.
С помощью количественного и качественного анализа внешней и внутренней среды, в которой действуют субъекты территориального планирования, уточняются и оцениваются внутренние и внешние ресурсы, которые можно привлечь для экономического развития муниципального образования, оценивается конкурентоспособность муниципального образования на рынках финансов, труда и потребительском рынке.
Алгоритм структурно-функционального анализа социально-экономического положения муниципального образования:
Оценка потенциала, внешних и внутренних факторов развития территории, проблем и ограничений развития социума и территориальной экономик
· Особенности экономико-географического положения и природные ресурсы
· Население, рынок труда и уровень жизни
· Экономика, предпринимательство и хозяйственный климат
· Инфраструктура
· Финансы и инвестиции
· Социальная сфера
· Экологическая обстановка
Результаты — наличие стратегического анализа как системы интегрированных показателей, описывающих текущее состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, его место на рынке материальных ресурсов, финансов, потребительском рынке и долю в региональном и федеральном разделении труда, т.е. описывающих потенциал муниципального образования.
В ряде случаев в рамках структурно-функционального анализа проводится интегральная оценка исходного состояния развития социального и экономического секторов муниципального образования. В общем виде интегральная оценка сводится:
· к группировкам индикаторов по выбранным признакам;
· экспертной оценке их влияния (удельного веса) на интегральную оценку состояния объекта исследования;
· выбору функций, сводящих несколько индикаторов к одному интегральному;
· · расчет интегрального показателя
Для сельских поселений основным источником структурно- функционального анализа социально-экономического положения сельских поселений являются книги похозяйственного учета. В связи с этим структурно-функциональному анализу текущего состояния социально-экономического развития на уровне поселений должна предшествовать работа по упорядочению похозяйственного учета и актуализации данных похозяйственных книг. Именно данные похозяйственного учета должны являться основой для муниципального планирования, а положительная или отрицательная динамика основных показателей, учитываемых в похозяйственном учете - индикаторами соответственно выполнения или невыполнения основных целей и задач «поселенческих» программ.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 1457.