Целевая программа – это совокупность выполняемых мероприятий (оказываемых услуг), взаимоувязанных по срокам, исполнителям и ресурсам, и направленных на достижение определенной цели (задачи). По сути, целевая программа – это программа действий по достижению поставленных целей, сбалансированная по ресурсам (финансовым, кадровым и др.).
Применение целевых программ призвано обеспечить прямую взаимосвязь между распределением ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования.
Целевые программы по уровню их разработки и утверждения делятся на федеральные, региональные и муниципальные.
В 1995 г. было принято Постановление Правительства РФ, которым утверждался порядок разработки и реализации федеральных целевых программ (ФЦП). В соответствии с этим порядком ФЦП представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного экономического, экологического и т.д. развития в Российской Федерации.
Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.
Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.
Основными особенностями использования целевых программ на региональном уровне являются необходимость согласования интересов различных субъектов (государства, региона, муниципальных образований, населения, хозяйствующих субъектов); нацеленность на комплексное решение социальных проблем территорий; более широкие возможности (по сравнению с федеральными целевыми программами) для взаимодействия власти и бизнеса в регионе.
По видам, согласно действующему бюджетному законодательству, целевые программы делятся на долгосрочные, ведомственные и федеральную адресную инвестиционную программу.
Долгосрочная целевая программа - комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям, срокам осуществления и показателям результативности мероприятий, направленных на решение проблем системного характера в сфере социально-экономического развития территории. Долгосрочные целевые программы разрабатываются органом исполнительной власти соответствующего уровня и утверждаются соответствующим законодательным органом, представительным органом местного самоуправления.
Ведомственная целевая программа - утверждаемый субъектом бюджетного планирования, либо выделяемый им в аналитических целях комплекс мероприятий (направлений расходования бюджетных средств), направленных на решение конкретной тактической задачи (в том числе на исполнение действующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов).
Особое место в ряду целевых программ занимает федеральная адресная инвестиционная программа, которая объединяет бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета. Федеральная адресная инвестиционная программа состоит из 2 частей. Первая часть (открытая) содержит не относящиеся к государственной тайне сведения об объектах капитального строительства. Вторая часть (закрытая) содержит относящиеся к государственной тайне сведения об объектах капитального строительства.
Муниципальные целевые программы являются одним из инструментов реализации комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований и программно-целевого планирования. Правовым основанием для их формирования является статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 7 мая 2013 года N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса" (далее - Федеральный закон от 7 мая 2013 года N 104-ФЗ).
Основными принципами формирования и реализации муниципальных программ являются:
1) взаимосвязь с документами стратегического планирования, определяющими цели и задачи социально-экономического развития муниципального образования, - стратегией социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочную перспективу (при наличии), программой социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочную перспективу;
2) согласованность с целями и задачами социально-экономического развития Региона, определенными в стратегии социально-экономического развития Региона на долгосрочную перспективу, программе социально-экономического развития на среднесрочную перспективу, государственных программах Региона;
3) максимальный охват сфер, направлений деятельности органов местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения, полномочий по решению вопросов местного значения, реализации переданных в установленном порядке полномочий с других уровней бюджетной системы;
4) установление измеримых результатов реализации муниципальной программы;
5) согласованность в полной мере с бюджетом муниципального образования;
6) интеграция мер муниципального правового регулирования (правоустанавливающих, правоприменительных, контрольных), финансовых инструментов (налоговых, имущественных, тарифных, долговых, иных) для достижения целей муниципальных программ;
7) определение должностных лиц и структурных подразделений, ответственных за реализацию муниципальных программ и достижение конечных результатов;
8) проведение ежегодной оценки эффективности муниципальных программ с возможностью их корректировки или досрочного прекращения по результатам такой оценки, установление ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации муниципальной программы.
Муниципальные программы утверждаются администрацией муниципального образования.
Порядок принятия решений о разработке муниципальных программ, формирования и реализации указанных программ устанавливается правовым актом администрации муниципального образования.
Основные понятия, используемые в разработке муниципальных программ
Муниципальная программа - документ муниципального стратегического планирования, представляющий собой комплекс взаимоувязанных по задачам, срокам и ресурсам мероприятий и инструментов, реализуемых органами местного самоуправления в целях достижения целей и задач социально-экономического развития муниципального образования в определенной сфере деятельности. Разрабатывается в соответствии с требованиями статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Долгосрочная целевая программа - документ, разработанный в соответствии с требованиями статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей до принятия Федерального закона от 7 мая 2013 года N 104-ФЗ.
Ведомственная целевая программа - документ, разрабатываемый в соответствии с требованиями статьи 179.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Программная структура (формат) бюджета - распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям (государственным (муниципальным) программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов и (или) по целевым статьям (государственным (муниципальным) программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), а также по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов.
Подпрограмма муниципальной программы (подпрограмма) - комплекс взаимоувязанных по срокам и ресурсам мероприятий и инструментов, реализуемых органами местного самоуправления в целях решения конкретных задач в рамках муниципальной программы.
Сфера реализации муниципальной программы - сфера социально-экономического развития, на решение проблем и (или) задач в которой направлена соответствующая муниципальная программа.
Цель муниципальной программы - планируемый за период реализации муниципальной программы конечный результат социально-экономического развития муниципального образования посредством реализации мероприятий муниципальной программы.
Задача муниципальной программы - совокупность взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение цели (целей) реализации муниципальной программы.
Основное мероприятие муниципальной программы - совокупность взаимосвязанных действий, направленных на решение задачи муниципальной программы (подпрограммы).
Мероприятие муниципальной программы - совокупность взаимосвязанных действий, направленных на решение задачи муниципальной программы (подпрограммы), в составе основного мероприятия.
Целевой показатель (индикатор) - количественно выраженная характеристика достижения цели или решения задачи.
Конечный результат - характеризуемое количественными и (или) качественными показателями состояние (изменение состояния) в сфере социально-экономического развития муниципального образования, которое отражает положительный результат от реализации муниципальной программы (подпрограммы).
Непосредственный результат - итог реализуемых мероприятий муниципальной программы (подпрограммы).
Координатор муниципальной программы - заместитель главы администрации, руководитель аппарата администрации, определенный в качестве координатора муниципальной программы, организующий разработку, согласование и реализацию муниципальной программы, отвечающий за достижение целей и задач (конечных результатов) муниципальной программы.
Координатор муниципальной подпрограммы - заместитель главы администрации, руководитель структурного подразделения администрации, определенный в качестве координатора муниципальной подпрограммы, организующий разработку, согласование и реализацию муниципальной подпрограммы, отвечающий за достижение целей и задач (конечных результатов) муниципальной подпрограммы.
Ответственный исполнитель муниципальной программы (подпрограммы) - структурное подразделение администрации муниципального образования, определенное ответственным исполнителем муниципальной программы (подпрограммы), ответственное за разработку и реализацию муниципальной программы (подпрограммы), достижение целей и задач (конечных результатов) муниципальной программы (подпрограммы), а также непосредственных результатов реализуемых им мероприятий.
Соисполнитель муниципальной программы (подпрограммы) - структурное подразделение администрации муниципального образования, определенное соисполнителем муниципальной программы (подпрограммы), участвующее в разработке и реализации мероприятий муниципальной программы (подпрограммы), отвечающее за достижение непосредственных результатов этих мероприятий.
Участники муниципальной программы (подпрограммы) - ответственные исполнители, соисполнители, территориальные органы государственной власти регион, органы местного самоуправления поселений, муниципальные и иные организации, а также физические лица, задействованные в реализации мероприятий муниципальной программы (подпрограммы).
Результативность муниципальной программы (подпрограммы) - степень достижения запланированных результатов.
Эффективность муниципальной программы (подпрограммы) - соотношение достигнутых результатов к затраченным на их достижение ресурсам.
Основные параметры муниципальной программы - цели, задачи, основные мероприятия, конечные результаты реализации муниципальной программы (подпрограммы), непосредственные результаты реализации основных мероприятий, сроки их достижения, объем ресурсов в разрезе подпрограмм, основных мероприятий и мероприятий.
Факторы риска - вероятные явления, события, процессы, не зависящие от участников муниципальной программы и негативно влияющие на основные параметры муниципальной программы.
Муниципальные целевые программы могут быть текущими и перспективными и являются составными частями соответствующих планов. Расходы на реализацию целевых программ формируют бюджет развития муниципального образования. Как уже отмечалось, проблемы социально-экономического развития муниципальных образований могут решаться целевыми программами разных уровней. Поэтому органы местного самоуправления должны одинаково хорошо владеть технологией разработки, утверждения и реализации целевых программ, имеющих различный статус.
Муниципальная целевая программа в общем случае должна включать следующие разделы:
- описание проблемы, на решение которой направлена целевая программа;
- социально-экономическое положение и основные направления развития муниципального образования, обосновывающие необходимость осуществления данной программы;
- цели, задачи, сроки и этапы реализации программы, а также целевые индикаторы и показатели, характеризующие достижение ее результатов; - система программных мероприятий;
- механизм реализации программы;
- ресурсное обеспечение программы;
- оценка социально-экономической и экологической эффективности программы;
- организация управления программой и контроль хода ее реализации.
Муниципальная целевая программа должна иметь паспорт, составляемый по специальной форме. Важнейшей ее составляющей является система целевых индикаторов и показателей, характеризующих ее эффективность. Это требование связано с необходимостью повышения результативности бюджетных расходов.
Проблемные муниципальные целевые программы могут разрабатываться по разным направлениям:
- создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата;
- нормативно-правовые преобразования;
- формирование благоприятного социального климата для деятельности и здорового образа жизни населения;
- оздоровление окружающей среды и предупреждение чрезвычайных ситуаций;
- содействие реформированию промышленности;
- развитие инфраструктуры транспорта, связи и обеспечение бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства;
- развитие межрегиональных и международных связей муниципального образования и т.п.
Программа создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата предполагает проведение институциональных преобразований, направленных на развитие финансовой инфраструктуры: создание муниципальных или привлечение на территорию филиалов бизнес-центров, консалтинговых фирм, страховых компаний, залоговых фондов; упрощение процедуры регистрации и лицензирования (реализация принципа одного окна, создание условий для развития малых и средних предприятий).
Программы нормативно-правовых преобразований подразумевают урегулирование специфики трудовых отношений, создание прозрачных и стабильных правил осуществления экономической деятельности, стимулирующих развитие предпринимательской инициативы, дебюрократизацию экономики - упорядочение регулирующих, контрольно-ревизионных функций органов местного самоуправления, сокращение административного вмешательства в предпринимательскую деятельность, повышение эффективности управления муниципальной собственностью.
Социальные программы могут включать: развитие и техническое переоснащение объектов здравоохранения; развитие службы охраны материнства и детства; проведение мероприятий по борьбе с социально опасными заболеваниями; развитие материальной базы объектов образования; строительство и техническое переоснащение объектов культуры, физкультуры и спорта и т.д.
Экологические программы могут предусматривать проведение мероприятий по оздоровлению окружающей среды и предупреждению чрезвычайных ситуаций, мониторинг зон кризисного состояния, оценку экологического состояния территории и его влияния на здоровье населения, стимулирование инвестиций, направленных на снижение негативной нагрузки на окружающую среду.
Программы содействия реформированию промышленности включают разработку мер содействия техническому перевооружению и модернизации предприятий, находящихся на территории муниципального образования.
Программы развития инфраструктуры предусматривают мероприятия по развитию городского транспорта, связи, обеспечению бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства, внедрению энергосберегающих технологий, повышению эффективности работы систем жизнеобеспечения, предотвращению аварий техногенного характера.
Программы развития межмуниципальных, межрегиональных и международных связей муниципального образования подразумевают урегулирование специфики этих отношений.
При разработке муниципальных целевых программ необходимо оценивать каждое программное мероприятие по ряду критериев: цель и решаемая проблема, планируемые объемы производства продукции или услуг (для инвестиционных проектов), сроки реализации, объемы и источники финансирования, показатели эффективности (платежи в бюджеты всех уровней, сроки окупаемости, количество новых рабочих мест) и т.д.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 1235.