На этапе разработки концепции развития муниципального образования, прежде всего, должна быть сформирована согласованная система идей и взглядов власти, бизнеса и населения о стратегических целях и приоритетных направлениях социально-экономического развития городского округа, муниципального района, входящих в него поселений, а также этапах реализации намеченных целей и задач.
Алгоритм формирования концепции социально-экономического развития муниципального образования:
Определение стратегического видения, миссии, целей развития муниципального образования и политики долговременного взаимодействия власти, бизнеса и населения
1. Доведение до населения результатов текущего состояния экономики и социальной сферы МО
2. Изучение мнения основных групп населения о путях и долгосрочных целях развития МО
3. Анализ устойчивых конкурентных преимуществ МО в контексте долговременных трендов развития региональных, федерального и мирового рынков
4. Анализ путей развития схожих административно-территориальных образований
5. Формирование альтернативных вариантов (сценариев) устойчивого развития МО в контексте сохранения конкурентоспособности на рынках финансов, товаров и услуг
6. Выбор концепции развития МО на основе консенсуса интересов населения, бизнес-структур и органов власти, утверждение его в органах представительной власти МО и согласование с исполнительной властью региона
7. Формирование пакета основных первоочередных, среднесрочных и долгосрочных целей и задач в рамках выбранной концепции
Результаты – формулирование стратегических целей и основных приоритетов развития муниципального образования на основе формализованного консенсуса интересов населения, бизнеса, органов местного самоуправления и учета приоритетов развития региона
Основная задача концепции - четкое формулирование миссии муниципального образования, стратегии и идеологии его развития на длительный период времени.
Конкретный период, который должна охватывать концепция развития городского округа и муниципального района, может быть различным, но он должен быть не менее 10 лет (т.е. не менее двух среднесрочных периодов планирования их социально-экономического развития) и не более горизонта действия стратегии субъекта Российской Федерации.
Анализ теории и практики территориального планирования позволяет выделить пять обобщенных групп стратегических целей, реализация которых позволяет обеспечить устойчивое развитие муниципальных образований как на уровне муниципального района, городского округа, так и на уровне городского, сельского поселения:
· Первая группа стратегических целей касается повышения благосостояния или качества жизни населения.
· Вторая группа стратегических целей направлена на рост экономического потенциала муниципальных образований как определяющего условия обеспечения их конкурентоспособности на рынках товаров и услуг.
· Третья группа стратегических целей направлена на развитие человеческого капитала.
· Четвертая группа стратегических целей касается обеспечения безопасности жизни местного сообщества.
· Пятая группа стратегических целей направлена на улучшение (восстановление) среды обитания.
При определении целей муниципальных образований необходимо руководствоваться следующими критериями:
· цели должны соответствовать области компетенции субъекта планирования; должна существовать четкая связь цели с основной деятельностью субъекта планирования;
· достижение цели можно проверить, в том числе и прежде всего, с помощью количественных индикаторов;
· реализация цели должна быть обеспечена объективными ресурсами;
· цели социально-экономического развития муниципального образования должны быть согласованы и синхронизированы с системой целей развития региона и страны.
Стратегические цели социально-экономического развития муниципальных образований, сформулированные в концепции, должны учитывать долгосрочные цели развития, расположенных на их территории градообразующих предприятий и объектов региональной и федеральной инфраструктуры.
Правильно сформулированная система целей должна отражать набор актуальных потребностей местного сообщества, предполагать высокую степень свободы местного сообщества в выборе возможных способов и средств их достижения.
1.2.3. Стратегический план социально-экономического развития
Стратегический план социально-экономического развития муниципального образования является по своей сути и содержанию механизмом реализации стратегических целей, сформулированных в концепции его развития. В связи с этим, данный раздел комплексной программы социально-экономического развития рекомендуется выполнять для муниципальных образований на уровне городских округов, муниципальных районов и крупных городских поселений.
Отправным пунктом разработки стратегического плана является сформированная в концепции система согласованных стратегических целей и приоритетов развития муниципального образования, а также инструментов и механизмов их реализации.
Отличительной чертой стратегического плана в сравнении с планом долгосрочным является его направленность только на самое главное - обеспечение реализации стратегических приоритетов социально-экономического развития муниципального образования.
Перечисленные выше условия и определяют, в основном, структуру стратегического плана муниципального образования. Как правило, он состоит из трех разделов.
1. Первый раздел включает в себя заключительную часть концепции развития муниципального образования, т. е. систему согласованных приоритетов его развития, составляющих стратегический выбор муниципального образования, и содержащую пакет локальных первоочередных, среднесрочных и долгосрочных целей и задач, а также (при необходимости) актуализированный анализ текущего состояния внутренней и внешней среды муниципального образования.
2. Второй раздел содержит базовый сценарий реализации стратегических приоритетов муниципального образования, обеспечивающий наибольшую вероятность реализации стратегических целей и задач. Базовый сценарий выбирается на основе технико-экономического сравнения вероятных вариантов (сценариев) социально-экономического развития муниципальных образований сценария. Основными требованиями к формированию сценариев являются:
· реалистичность;
· отсутствие антагонистических противоречий со стратегическими интересами субъекта Российской Федерации;
· минимизация использования бюджетных ресурсов (так как бюджет, прежде всего, является гарантом текущего финансирования предметов ведения местного значения) и максимизация иных ресурсов, как внутренних, так и внешних, на всех временных периодах реализации стратегических приоритетов муниципального образования;
· наличие вариантов устойчивого материального обеспечения реализации сценариев;
· обоснованность траекторий развития событий при тех или иных условиях финансирования стратегических целей;
· согласованность со стратегическими интересами субъектов муниципального планирования и управления.
Можно выделить следующие типы сценариев:
· Инерционный - сценарий, ориентированный на развитие муниципального образования под воздействием сложившихся на начало планового периода тенденций в рамках сформировавшейся ранее событийной траектории. Сценарий предполагает вялотекущие процессы реформирования рыночных отношений, консервации имеющихся противоречий, пассивное отношение к будущему муниципального образования со стороны субъектов территориального планирования и управления.
· Инновационный - сценарий, ориентированный на траекторию развития муниципального образования, принципиально отличную от предпланового периода. Сценарий предполагает формирование новых отношений гражданского сообщества, бизнеса и власти, новых вариантов муниципального хозяйствования, новый импульс развития рыночных отношений, новые формы и методы лоббирования местных товаропроизводителей на внешних рынках и т. д.
· Переходный - сценарий, предполагающий наличие на определенных этапах как инерционных, так и инновационных траекторий развития муниципального образования.
3. Третий раздел стратегического плана должен содержать механизм реализации базового сценария стратегических приоритетов развития муниципального образования, в том числе:
· этапы реализации сценария;
· перечень нормативно-правовых актов, которые необходимо разработать и принять для правового обеспечения выбранной траектории развития событий;
· принципы, формы, методы и инструменты управленческого воздействия на процесс выбранного сценария реализации стратегических приоритетов развития муниципального образования;
· размеры и состав ресурсов, необходимых для реализации выбранного сценария стратегических приоритетов развития муниципального образования;
· предложения по финансированию реализации стратегических приоритетов муниципального образования за счет средств бюджетов всех уровней;
· основные принципы мониторинга реализации стратегических приоритетов муниципального образования в рамках мониторинга реализации комплексного плана его социально-экономического развития.
Планы социально-экономического развития
Структура плановой составляющей комплексной программы социально-экономического развития в виде следующих взаимосвязанных документов:
· для городского округа, муниципального района - это текущий (годовой) план, среднесрочный план (5 лет) и долгосрочный план (10 лет);
· для городского, сельского поселений - это текущий (годовой) план и среднесрочный план (5 лет).
1.3.1. Долгосрочный план социально-экономического развития
Долгосрочный план на уровне городского округа, муниципального района, как уже было сказано выше, должен составляться на срок не менее 10 лет. То есть срок его действия, с одной стороны, должен не превышать горизонтов планирования социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, а с другой стороны, быть не менее сроков действия двух собственных среднесрочных планов. Алгоритм формирования долгосрочного плана социально-экономического развития муниципального образования приведен на рисунке 2.7.
Содержание долгосрочного плана должно удовлетворять как минимум трем основным требованиям:
· долгосрочный план не должен быть чрезмерно объемным, так как это всего лишь раздел комплексной программы;
· построение разделов долгосрочного плана должно обеспечивать возможность актуализации их показателей по мере реализации локальных, среднесрочных целей, задач и программ или изменения внешней среды.
· первый этап реализации долгосрочного плана - это реализация годового плана, второй - среднесрочного. Поэтому «шаги» показателей долгосрочного плана должны равняться пяти годам, т.е. периоду среднесрочного планирования, а среднесрочного, соответственно, одному году.
Синхронизация реализации стратегических приоритетов развития муниципального образования с реализацией долгосрочных муниципальных целевых программ, инвестиционных бизнес-проектов по задачам, этапам и ресурсам, необходимым для реализации каждого этапа:
1. Актуализация аналитических данных, полученных на первом этапе планирования; формирование модели современного облика территории
2. Формализация концептуальных и текущих целей и задач на планируемый период в системы показателей – индикаторов социально-экономического развития, отражающих перспективный облик территории
3. Определение этапов и вариантов достижения запланированных индикаторов, поставленных целей и задач, а также систем показателей для оценки результатов их реализации
4. Расчет ресурсного обеспечения, необходимого для реализации этапов и вариантов муниципального образования в запланированные сроки
5. Оценка возможностей собственной экономики в ресурсном обеспечении стратегических целей и иных планов и программ муниципального образования и определение величины, форм и методов привлечения внешних ресурсов
6. Формирование направлений деятельности по реализации целей и задач долгосрочного плана, величины, форм и методов их ресурсного обеспечения, определение ответственных за направления
7. Разработка инвестиционных, целевых программ, инвестиционных проектов, конкретных мероприятий по реализации поставленных целей; Формирование механизма реализации плана
Результаты: подготовленный для рассмотрения в органах представительной власти раздел комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования, формулирующий основные направления деятельности местного сообщества на долгосрочную перспективу и обеспечивающий реализацию в плановый период стратегических целей и задач, а также целей и задач, подчиненных решению проблем жизнеобеспечения муниципального образования как пространственной территориально-хозяйственной системы.
Учитывая необходимость обеспечения одновременного исполнения стратегических приоритетов и текущих вопросов жизнедеятельности муниципального образования, при разработке долгосрочного плана необходимо исследовать следующие группы вопросов:
Первая группа вопросов. «Основные проблемы социально- экономического развития муниципального образования на планируемый период»:
· · проблемы развития промышленности;
· · проблемы развития энергетики;
· · проблемы транспортного комплекса и связи;
· · проблемы развития агропромышленного комплекса;
· · проблемы развития жилищно-коммунального хозяйства;
· · проблемы охраны окружающей среды;
· · проблемы социальной сферы;
· · проблемы развития рыночной инфраструктуры;
· · проблемы развития местного потребительского рынка;
· · проблемы малых поселений.
При формировании итогов исследования следует придерживаться ряда апробированных на практике рекомендаций. В них должны найти отражение, как минимум, следующие основные направления:
1. Экономическая перспектива городского округа, муниципального района, городских и сельских поселений, в том числе:
1.1. Возможные варианты направлений развития промышленности территории.
1.2. Возможные проблемы развития сельского хозяйства и связанных с ним сфер деятельности с учетом природно-ресурсного потенциала и экономического состояния агропромышленного комплекса, модернизации, интенсификации производства; создание экономических, правовых и хозяйственных условий для нормального функционирования личного подсобного хозяйства; создание кооперативных межхозяйственных перерабатывающих предприятий с участием муниципальных властей и т.д.
1.3. Возможные проблемы и направления развития муниципальной экономики как предпосылка надлежащего исполнения закрепленных за муниципальным образованием вопросов местного значения и реализации полномочий органов местного самоуправления.
2. Формирование и развитие инфраструктуры территории.
2.1. На основе анализа реформирования жилищно-коммунальной сферы формулируются проблемы и перспективы развития систем водоснабжения, канализации, газификации, электроснабжения территории с применением новых энергосберегающих технологий.
2.2. При разработке направлений в области жилищного строительства необходимо обратить внимание на проблемы финансовой поддержки населения в строительстве, проведении ремонта и реконструкции жилья, в частности, должны быть рассмотрены проблемы развития ипотеки при участии муниципального бюджета, накопительного кредитования и т.д.
2.3. В соответствии с принятой в концепции политикой по совершенствованию расселения должны быть также освещены проблемы и задачи по развитию дорожной сети. При разработке плана развития инженерно-транспортной инфраструктуры необходимо учесть, что с социальной точки зрения все поселения, в том числе малые и удаленные, должны быть снабжены подъездными дорогами с твердым покрытием.
2.4. Развитие средств связи должно рассматриваться только на основе новых технологий, которые могут обеспечить не только телефонную коммутацию, но и повысить доступность глобальных информационных потоков, обеспечив тем самым повышение конкурентоспособности территории.
2.5. Возможные направления развития рыночной инфраструктуры: создание бизнес-центров и бизнес-инкубаторов, формирование современного рынка банковских и страховых услуг, расширение стационарной торговли и т.д. должны быть тесно увязаны с аналогичными направлениями развития инфраструктуры субъекта Российской Федерации или органично входить в них.
3. Проблемы формирования и развития социальной сферы
3.1. Важнейшей составляющей частью разработки долгосрочного плана развития территории должен быть демографический прогноз, на основе которого вырабатывается комплексный подход, включающий в себя решение целого ряда проблем: доступность жилья и медицинского обслуживания (особенно матерям и детям), наличие работы для трудоспособного населения, социальная помощь малоимущим слоям, профилактика заболеваемости и преступности детей и подростков и т.п.
3.2. При определении приоритетов развития рынка труда следует учитывать, что существующая в настоящее время концепция занятости трактует ее как деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству и приносящую, как правило, заработок. Планирование состояния на рынке труда базируется на сопоставлении прогноза развития демографической ситуации и выявленной потребности в рабочих местах, масштабах создания новых рабочих мест исходя из запланированных экономических преобразований. При этом необходимо основываться на таких показателях, как уровень образования, квалификационные характеристики населения, половозрастная структура.
3.3. В ходе работы над долгосрочным планом социально-экономического развития муниципального образования должна быть обязательно проанализирована перспективная занятость различных социальных и возрастных групп населения (молодежи, рабочих, служащих, пенсионеров). Сопоставляя прогноз занятости и развития демографической ситуации, необходимо оценить масштабы безработицы, в том числе скрытой (неполная занятость, отпуск по вине администрации).
3.4. В основу муниципальной социальной политики должны быть заложены социальные нормативы, разработанные в рамках специальных государственных или региональных программ и являющиеся инструментом, корректирующим потребности района, города, поселения по их реализации. Наряду с оптимизацией структуры принадлежащих муниципалитетам объектов социальной сферы, качественного улучшения их работы, в плане должны быть предусмотрены меры по привлечению в данный сектор частных инвестиций. Направления и перспективы развития социальной инфраструктуры определяются с учетом степени развития экономики, состояния финансов муниципального образования, уровня жизни населения, структуры хозяйства, плотности населения, а также с учетом рождаемости, демографической структуры населения, средней продолжительности жизни.
3.5. Состояние системы здравоохранения характеризует отношение общества не только к проблеме предотвращения и преодоления болезни, но и в более широком плане к развитию человека. В связи с этим в долгосрочном плане должны найти освещение проблемы реформирования отрасли здравоохранения с учетом реализации задач, сформулированных национальным проектом «Здоровье». Проблемы оптимизации системы финансирования и управления медицинских учреждений, обеспечения гарантий оказания гражданам законодательно установленного объема и качества бесплатных медицинских услуг, организации эффективной системы учреждений медицинского обслуживания, предоставляющей населению возможность получить квалифицированную медицинскую помощь, контроля наличия в муниципальных аптечных учреждениях жизненно необходимых лекарственных препаратов и др.
3.6. При разработке направлений по усилению социального обеспечения населения необходимо рассмотреть проблемы и меры по повышению эффективности социальных пособий и других форм помощи малоимущим семьям на основе адресного принципа ее предоставления и контроля, снижению социального неравенства и т.д.
3.7. Основываясь на прогнозе развития демографической ситуации, необходимо совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации определить направления, способствующие созданию равных условий доступности образовательных услуг для жителей любой территории, а также направления совершенствования системы профессионального образования.
3.8. При разработке рекомендаций по совершенствованию культурной сферы следует учесть, что важнейшими долговременными задачами культурно-просветительской работы должно быть формирование нового менталитета жителей, в основе которого лежит стремление улучшать собственную жизнь эффективным трудом, развитие потребностей в культурном проведении досуга и обеспечение возможности их реализации.
3.9. Так как личная безопасность населения является составляющей понятия «качество жизни» жителей любой территории, в данном разделе долгосрочного плана должны быть рассмотрены такие направления, как кадровое, организационное, финансовое и материально-техническое укрепление муниципальной милиции по обеспечению общественной безопасности. Создание, поддержка и развитие системы муниципальной и негосударственной деятельности в области профилактики и лечения наркозависимости, профилактика детской и подростковой беспризорности и преступности; система социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и др.
4. Экологическая политика во все большей степени выступает одним из критериев инвестиционной привлекательности территории, поэтому она должна являться важной составляющей частью долговременных планов и программ. Основная задача муниципальной экологической политики должна быть направлена на выполнение задач, определенных в пунктах 7, 8, 9, 10, 14, 21 и 24 статьи 15, а также в пунктах 25 - 32 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
5. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» развитие потребительского рынка отнесено к вопросам местного значения. Основные показатели развития потребительского рынка, отражающие наличие платежеспособного спроса населения и наличие товара и услуг в необходимом количестве и необходимого качества, являются для муниципальных образований бюджетообразующими. Это определяет необходимость и важность рассмотрения проблем развития потребительского рынка с точки зрения максимального обеспечения населения собственными видами доступных и качественных товаров и услуг.
6. В случае наличия на территории муниципального образования труднодоступных и малых населенных пунктов с разрушенной и не подлежащей восстановлению экономической базой, долгосрочный план должен содержать отдельный раздел, определяющий действия населения и власти на плановый период по данной проблеме (изменение статуса населенного пункта; меры по сносу бесхозных домов; использование бесхозных земель для летнего выпаса скота, а также в качестве садово-дачных участков и т.д.).
Вторая группа вопросов. «Ресурсы длительного пользования и резервы социально-экономического развития муниципального образования»:
· · наличие свободных земельных ресурсов, пригодных для развития сельского хозяйства;
· · наличие подготовленных площадок, пригодных для промышленного развития.
· · наличие природных ресурсов, которые могут представлять интерес для промышленного освоения;
· · наличие недоиспользованных производственных мощностей на промышленных предприятиях;
· · наличие свободных трудовых ресурсов;
· · возможность создания замкнутых технологических цепочек;
· · наличие местных ресурсов (интеллектуальных, рекреационных, культурно-исторических и т.д.), обеспечивающих развитие перспективных направлений экономики;
· · возможность кооперации с другими территориями;
· · другие ресурсы и резервы.
Третья группа вопросов. «Цели и задачи комплексного социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочную перспективу»:
· · стратегическая цель комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования и локальные цели, планируемые к реализации в плановый период;
· · социальные цели и задачи программы;
· · цели и задачи развития промышленного производства;
· · повышение использования потенциала сельскохозяйственного производства;
· · расширение малого бизнеса;
· · цели и задачи развития топливно-энергетического комплекса;
· · совершенствование развития транспортной системы и связи;
· · развитие инвестиционно-строительного комплекса;
· · развитие рыночной инфраструктуры;
· · развитие муниципального хозяйства.
Работа с третьей группой вопросов аналогична ранее выполненным исследованиям при разработке целей и задач, соответствующих долгосрочному периоду планирования Концепции социально-экономического развития муниципального образования.
Четвертая группа вопросов. «Оценка развития социального и экономического секторов муниципального образования на долгосрочную перспективу с учетом реализации приоритетов и задач, определенных в концепции»:
· · в области демографии;
· · в социальной сфере;
· · по уровню и качеству жизни населения;
· · оценка финансового состояния;
· · оценка развития основных промышленных предприятий и промышленности в целом;
· · оценка развития сельского хозяйства;
· · анализ развития энергетики на долгосрочную перспективу;
· · анализ развития транспортной системы;
· · анализ развития систем связи и телевещания;
· · оценка развития газопроводной сети;
· · характеристика перспективного развития системы водоснабжения;
· · оценка развития строительного комплекса;
· · оценка развития малого предпринимательства и изменения его роли в социально-экономическом развитии муниципального образования;
· · оценка развития межрайонных связей и изменения их интенсивности и географии по мере реализации долгосрочного плана;
· · оценка размеров внутренних и внешних ресурсов (в том числе инвестиционных), необходимых для реализации долгосрочного плана социально-экономического развития муниципального образования;
· · экспертная маркетинговая оценка внешней инвестиционной поддержки товаропроизводителей и производственной инфраструктуры муниципального образования;
· · экспертная оценка инвестиционной поддержки развития социальной сферы из бюджета субъекта Российской Федерации.
Экспертные оценки формируются в результате консультаций и согласований органов местного самоуправления с бизнес-структурами, экономическими и финансовыми подразделениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пятая группа вопросов. «Основные элементы механизма реализации долгосрочного плана социально-экономического развития муниципального образования»:
· · мероприятия, определяющие работу организационной структуры по реализации долгосрочного плана;
· · анализ и отбор долгосрочных инвестиционных предложений от бизнес-структур;
· · мероприятия, стимулирующие привлечение инвестиций;
· · мероприятия по продвижению проектов в целевые федеральные и региональные программы.
В ходе работ над пятой группой вопросов формируется план мероприятий органов местного самоуправления. В нем определяются этапы реализации долгосрочного плана, формы и методы реализации его основных положений, инвестиционных программ, бизнес-проектов, муниципальных целевых программ, муниципальных фрагментов региональных и федеральных целевых программ, а также конкретные должностные лица и подразделения органов местного самоуправления, ответственные за исполнение мероприятий в запланированные сроки.
Формулируются основные положения долгосрочной политики по обеспечению комфортного ведения бизнеса и эффективного использования региональных и федеральных бюджетных средств, обеспечивающую конкурентоспособность территории в борьбе за внешние инвестиции.
В ходе анализа и отбора долгосрочных инвестиционных предложений от бизнес-структур» формируется перечень бизнес-проектов - «точек экономического роста», обеспечивающих реализацию долгосрочных целей социально-экономического развития муниципальных образований.
Методика анализа и проведения отбора хозяйствующих субъектов и инвестиционных проектов в качестве муниципальных «точек экономического роста» утверждается решением представительного органа муниципального образования и публикуется, как и другие правовые акты, в местной печати.
Шестая группа вопросов. «Основные индикаторы социально- экономического развития муниципального образования на долгосрочную перспективу»:
· · основные индикаторы, характеризующие результаты реализации плана;
· · прогноз основных показателей бюджета муниципального образования по годам на долгосрочную перспективу.
В ходе работы над шестой группой вопросов формируется и анализируется перечень индикаторов, характеризующих результаты реализации плана. Состав индикаторов должен удовлетворять двум основным требованиям. Во-первых, они должны исчерпывающе раскрывать уровень реализации основных целей комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования в плановый период. Во-вторых, их сбор, агрегация, построение динамических рядов, сравнение должны быть на основе достаточно простых методик и алгоритмов.
Если сгруппировать цели в пять групп, как это сделано в настоящей работе, то в качестве индикаторов, характеризующих их достижение в ходе реализации долгосрочного плана, можно принять следующие:
Первая группа целей. «Повышение благосостояния и качества жизни».
Повышение качества жизни.
Индикатор - индекс качества жизни.
Рост благосостояния жителей муниципального образования.
Индикаторы:
· · номинальная начисленная среднемесячная зарплата, в руб.;
· · реальная зарплата, в % к соответствующему периоду предыдущего года;
· · прожиточный минимум (рассчитывается по региону) и его соотношение со среднероссийским показателем;
· · просроченная задолженность по заработной плате, в руб.;
· · среднедушевые денежные доходы населения, в руб./чел.;
· · динамика среднедушевого денежного дохода, в % к соответствующему периоду прошлых лет;
· · реальные располагаемые денежные доходы, в % к соответствующему периоду прошлых лет;
· · динамика расходов на конечное потребление домашних хозяйств (в постоянных ценах), прирост (снижение);
· · соотношение денежных доходов и расходов населения, в %;
· · средний размер банковского депозита в расчете на одного жителя, в руб.;
· · доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в %;
· · доля населения с доходами ниже величины, равной удвоенному прожиточному минимуму, в %;
· · соотношение уровней доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения, в %;
· · отношение денежных доходов к прожиточному минимуму, в %;
· · обеспеченность населения жильем, в т.ч. благоустроенным, в кв. м/чел.
Вторая группа целей. «Рост экономического потенциала муниципального образования».
Индикаторы:
· · доля добавленной стоимости, произведенной по итогам реализации проектов, подготовленных с участием муниципальной администрации в региональном итоге, в %;
· · объем производства промышленной продукции, в млн. руб.;
· · индекс физических объемов промышленного производства, в % к соответствующему периоду прошлых лет;
· · промышленное производство на душу населения, в руб./чел;
· · производительность труда на одного работающего в промышленном производстве, в тыс. руб.;
· · объем производства сельскохозяйственной продукции, в млн. руб.;
· · индекс физических объемов сельскохозяйственного производства, в % к соответствующему периоду прошлых лет;
· · сельскохозяйственное производство на душу населения, в руб./ чел;
· · производительность труда на одного работающего в сельскохозяйственном производстве, в тыс. руб.;
· · доля продукции перерабатывающей промышленности (сельского хозяйства) муниципального образования в общем объеме производства промышленной (сельскохозяйственной) продукции региона, в %;
· · уровень загрузки основных производственных фондов (с устранением сезонных факторов), в %;
· · сальдированный финансовый результат функционирования организаций реального сектора экономики (прибыль (+), убыток (-), в млн. руб.;
· · степень обеспеченности бюджета собственными доходами, %;
· · уровень конкурентоспособности предприятий основных отраслей муниципального образования (удельный вес продукции и услуг предприятий муниципального образования на муниципальном, региональном и иных рынках), в %;
· · инвестиции в основной капитал (на душу населения; по источникам финансирования: государственные, частные), в тыс. руб.;
· · динамика инвестиций в основной капитал, в % к соответствующему периоду прошлых лет;
· · уровень износа основных фондов, в %;
· · оборот розничной торговли на душу населения, в руб./чел.;
· · объем платных услуг на душу населения, в руб./чел.;
· · денежные доходы населения, в тыс. руб.;
· · уровень инфраструктурной обеспеченности муниципальных образований (в сравнении со среднероссийским), в %;
· · наличие автодорог общего пользования с твердым покрытием, в км/1000 кв. км;
· · наличие средств связи, в тел./100 семей;
· · численность экономически активного населения, в чел.;
· · распределение занятых в экономике по отраслям экономики, в %;
· · наличие рыночной инфраструктуры (текстовый материал).
Дата: 2018-09-13, просмотров: 3860.