Концепция социально-экономического развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На этапе разработки концепции развития муниципального обра­зования, прежде всего, должна быть сформирована согласованная система идей и взглядов власти, бизнеса и населения о стратеги­ческих целях и приоритетных направлениях социально-экономи­ческого развития городского округа, муниципального района, вхо­дящих в него поселений, а также этапах реализации намеченных целей и задач.

Алгоритм формирования концепции социально-экономическо­го развития муниципального образования:

Определение стратегического видения, миссии, целей развития муниципального образования и политики долговременного взаимодействия власти, бизнеса и населения

1. Доведение до населения результатов текущего состояния экономики и социальной сферы МО

2. Изучение мнения основных групп населения о путях и долгосрочных целях развития МО

3. Анализ устойчивых конкурентных преимуществ МО в контексте долговременных трендов развития региональных, федерального и мирового рынков

4. Анализ путей развития схожих административно-территориальных образований

5. Формирование альтернативных вариантов (сценариев) устойчивого развития МО в контексте сохранения конкурентоспособности на рынках финансов, товаров и услуг

6. Выбор концепции развития МО на основе консенсуса интересов населения, бизнес-структур и органов власти, утверждение его в органах представительной власти МО и согласование с исполнительной властью региона

7. Формирование пакета основных первоочередных, среднесрочных и долгосрочных целей и задач в рамках выбранной концепции

Результаты – формулирование стратегических целей и основных приоритетов развития муниципального образования на основе формализованного консенсуса интересов населения, бизнеса, органов местного самоуправления и учета приоритетов развития региона

Основная задача концепции - четкое формулирование мис­сии муниципального образования, стратегии и идеологии его развития на длительный период времени.

Конкретный период, который должна охватывать концепция раз­вития городского округа и муниципального района, может быть различным, но он должен быть не менее 10 лет (т.е. не менее двух среднесрочных периодов планирования их социально-экономи­ческого развития) и не более горизонта действия стратегии субъ­екта Российской Федерации.

Анализ теории и практики территориального планирования позволяет выделить пять обобщенных групп стратегических целей, реализация которых позволяет обеспечить устойчивое развитие муниципальных образований как на уровне муници­пального района, городского округа, так и на уровне городско­го, сельского поселения:

· Первая группа стратегических целей касается повышения бла­госостояния или качества жизни населения.

· Вторая группа стратегических целей направлена на рост эко­номического потенциала муниципальных образований как опре­деляющего условия обеспечения их конкурентоспособности на рынках товаров и услуг.

· Третья группа стратегических целей направлена на развитие человеческого капитала.

· Четвертая группа стратегических целей касается обеспечения безопасности жизни местного сообщества.

· Пятая группа стратегических целей направлена на улучше­ние (восстановление) среды обитания.

При определении целей муниципальных образований необходимо руководствоваться следующими критериями:

· цели должны соответствовать области компетенции субъекта планирования; должна существовать четкая связь цели с основной деятельностью субъекта планирования;

· достижение цели можно проверить, в том числе и прежде всего, с помощью количественных индикаторов;

· реализация цели должна быть обеспечена объективными ресур­сами;

· цели социально-экономического развития муниципального об­разования должны быть согласованы и синхронизированы с сис­темой целей развития региона и страны.

Стратегические цели социально-экономического развития му­ниципальных образований, сформулированные в концепции, должны учитывать долгосрочные цели развития, расположенных на их территории градообразующих предприятий и объектов ре­гиональной и федеральной инфраструктуры.

Правильно сформулированная система целей должна отражать набор актуальных потребностей местного сообщества, предполагать высокую степень свободы местного сообщества в выборе возможных способов и средств их достижения.

1.2.3. Стратегический план социально-эконо­мического развития

Стратегический план социально-экономического развития му­ниципального образования является по своей сути и содержанию механизмом реализации стратегических целей, сформулирован­ных в концепции его развития. В связи с этим, данный раздел ком­плексной программы социально-экономического развития реко­мендуется выполнять для муниципальных образований на уров­не городских округов, муниципальных районов и крупных город­ских поселений.

Отправным пунктом разработки стратегического плана являет­ся сформированная в концепции система согласованных стратеги­ческих целей и приоритетов развития муниципального образова­ния, а также инструментов и механизмов их реализации.

Отличительной чертой стратегического плана в сравнении с планом долгосрочным является его направленность только на са­мое главное - обеспечение реализации стратегических приорите­тов социально-экономического развития муниципального образо­вания.

Перечисленные выше условия и определяют, в основном, структуру стратегического плана муниципального образова­ния. Как правило, он состоит из трех разделов.

1. Первый раздел включает в себя заключительную часть концеп­ции развития муниципального образования, т. е. систему согласо­ванных приоритетов его развития, составляющих стратегический выбор муниципального образования, и содержащую пакет локаль­ных первоочередных, среднесрочных и долгосрочных целей и за­дач, а также (при необходимости) актуализированный анализ те­кущего состояния внутренней и внешней среды муниципального образования.

2. Второй раздел содержит базовый сценарий реализации стра­тегических приоритетов муниципального образования, обес­печивающий наибольшую вероятность реализации стратеги­ческих целей и задач. Базовый сценарий выбирается на основе технико-экономического сравнения вероятных вариантов (сце­нариев) социально-экономического развития муниципальных образований сценария. Основными требованиями к формиро­ванию сценариев являются:

· реалистичность;

· отсутствие антагонистических противоречий со стратеги­ческими интересами субъекта Российской Федерации;

· минимизация использования бюджетных ресурсов (так как бюджет, прежде всего, является гарантом текущего финансиро­вания предметов ведения местного значения) и максимизация иных ресурсов, как внутренних, так и внешних, на всех вре­менных периодах реализации стратегических приоритетов му­ниципального образования;

· наличие вариантов устойчивого материального обеспече­ния реализации сценариев;

· обоснованность траекторий развития событий при тех или иных условиях финансирования стратегических целей;

· согласованность со стратегическими интересами субъектов муниципального планирования и управления.

Можно выделить следующие типы сценариев:

· Инерционный - сценарий, ориентированный на развитие муниципального образования под воздействием сложившихся на начало планового периода тенденций в рамках сформиро­вавшейся ранее событийной траектории. Сценарий предпола­гает вялотекущие процессы реформирования рыночных отноше­ний, консервации имеющихся противоречий, пассивное отноше­ние к будущему муниципального образования со стороны субъек­тов территориального планирования и управления.

· Инновационный - сценарий, ориентированный на траекторию развития муниципального образования, принципиально отлич­ную от предпланового периода. Сценарий предполагает форми­рование новых отношений гражданского сообщества, бизнеса и власти, новых вариантов муниципального хозяйствования, но­вый импульс развития рыночных отношений, новые формы и методы лоббирования местных товаропроизводителей на вне­шних рынках и т. д.

· Переходный - сценарий, предполагающий наличие на опреде­ленных этапах как инерционных, так и инновационных траекто­рий развития муниципального образования.

 

3. Третий раздел стратегического плана должен содержать меха­низм реализации базового сценария стратегических приоритетов развития муниципального образования, в том числе:

· этапы реализации сценария;

· перечень нормативно-правовых актов, которые необходимо разработать и принять для правового обеспечения выбранной тра­ектории развития событий;

· принципы, формы, методы и инструменты управленческого воздействия на процесс выбранного сценария реализации страте­гических приоритетов развития муниципального образования;

· размеры и состав ресурсов, необходимых для реализации вы­бранного сценария стратегических приоритетов развития муни­ципального образования;

· предложения по финансированию реализации стратегических приоритетов муниципального образования за счет средств бюдже­тов всех уровней;

· основные принципы мониторинга реализации стратегических приоритетов муниципального образования в рамках мониторин­га реализации комплексного плана его социально-экономическо­го развития.

Планы социально-экономического развития

Структура плановой составляющей комплексной програм­мы социально-экономического развития в виде следующих взаи­мосвязанных документов:

· для городского округа, муниципального района - это текущий (годовой) план, среднесрочный план (5 лет) и долгосрочный план (10 лет);

· для городского, сельского поселений - это текущий (годовой) план и среднесрочный план (5 лет).

1.3.1. Долгосрочный план социально-экономического развития

Долгосрочный план на уровне городского округа, муниципаль­ного района, как уже было сказано выше, должен составляться на срок не менее 10 лет. То есть срок его действия, с одной стороны, должен не превышать горизонтов планирования социально-эконо­мического развития субъекта Российской Федерации, а с другой стороны, быть не менее сроков действия двух собственных сред­несрочных планов. Алгоритм формирования долгосрочного пла­на социально-экономического развития муниципального образо­вания приведен на рисунке 2.7.

Содержание долгосрочного плана должно удовлетворять как ми­нимум трем основным требованиям:

· долгосрочный план не должен быть чрезмерно объемным, так как это всего лишь раздел комплексной программы;

· построение разделов долгосрочного плана должно обеспечивать возможность актуализации их показателей по мере реализации ло­кальных, среднесрочных целей, задач и программ или изменения внешней среды.

· первый этап реализации долгосрочного плана - это реализация годового плана, второй - среднесрочного. Поэтому «шаги» показа­телей долгосрочного плана должны равняться пяти годам, т.е. пери­оду среднесрочного планирования, а среднесрочного, соответствен­но, одному году.

Синхронизация реализации стратегических приоритетов развития муниципального образования с реализацией долгосрочных муниципальных целевых программ, инвестиционных бизнес-проектов по задачам, этапам и ресурсам, необходимым для реализации каждого этапа:

1. Актуализация аналитических данных, полученных на первом этапе планирования; формирование модели современного облика территории

2. Формализация концептуальных и текущих целей и задач на планируемый период в системы показателей – индикаторов социально-экономического развития, отражающих перспективный облик территории

3. Определение этапов и вариантов достижения запланированных индикаторов, поставленных целей и задач, а также систем показателей для оценки результатов их реализации

4. Расчет ресурсного обеспечения, необходимого для реализации этапов и вариантов муниципального образования в запланированные сроки

5. Оценка возможностей собственной экономики в ресурсном обеспечении стратегических целей и иных планов и программ муниципального образования и определение величины, форм и методов привлечения внешних ресурсов

6. Формирование направлений деятельности по реализации целей и задач долгосрочного плана, величины, форм и методов их ресурсного обеспечения, определение ответственных за направления

7. Разработка инвестиционных, целевых программ, инвестиционных проектов, конкретных мероприятий по реализации поставленных целей; Формирование механизма реализации плана

Результаты: подготовленный для рассмотрения в органах представительной власти раздел комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования, формулирующий основные направления деятельности местного сообщества на долгосрочную перспективу и обеспечивающий реализацию в плановый период стратегических целей и задач, а также целей и задач, подчиненных решению проблем жизнеобеспечения муниципального образования как пространственной территориально-хозяйственной системы.

Учитывая необходимость обеспечения одновременного испол­нения стратегических приоритетов и текущих вопросов жизнеде­ятельности муниципального образования, при разработке долго­срочного плана необходимо исследовать следующие группы вопро­сов:

Первая группа вопросов. «Основные проблемы социально- экономического развития муниципального образования на плани­руемый период»:

· · проблемы развития промышленности;

· · проблемы развития энергетики;

· · проблемы транспортного комплекса и связи;

· · проблемы развития агропромышленного комплекса;

· · проблемы развития жилищно-коммунального хозяйства;

· · проблемы охраны окружающей среды;

· · проблемы социальной сферы;

· · проблемы развития рыночной инфраструктуры;

· · проблемы развития местного потребительского рынка;

· · проблемы малых поселений.

При формировании итогов исследования следует придерживать­ся ряда апробированных на практике рекомендаций. В них долж­ны найти отражение, как минимум, следующие основные направ­ления:

1. Экономическая перспектива городского округа, муниципально­го района, городских и сельских поселений, в том числе:

1.1. Возможные варианты направлений развития промышлен­ности территории.

1.2. Возможные проблемы развития сельского хозяйства и свя­занных с ним сфер деятельности с учетом природно-ресурсного потенциала и экономического состояния агропромышленного ком­плекса, модернизации, интенсификации производства; создание экономических, правовых и хозяйственных условий для нормаль­ного функционирования личного подсобного хозяйства; создание кооперативных межхозяйственных перерабатывающих предпри­ятий с участием муниципальных властей и т.д.

1.3. Возможные проблемы и направления развития муниципаль­ной экономики как предпосылка надлежащего исполнения закреп­ленных за муниципальным образованием вопросов местного зна­чения и реализации полномочий органов местного самоуправле­ния.

 

2. Формирование и развитие инфраструктуры территории.

2.1. На основе анализа реформирования жилищно-коммуналь­ной сферы формулируются проблемы и перспективы развития систем водоснабжения, канализации, газификации, электроснаб­жения территории с применением новых энергосберегающих тех­нологий.

2.2. При разработке направлений в области жилищного строи­тельства необходимо обратить внимание на проблемы финансо­вой поддержки населения в строительстве, проведении ремонта и реконструкции жилья, в частности, должны быть рассмотрены проблемы развития ипотеки при участии муниципального бюдже­та, накопительного кредитования и т.д.

2.3. В соответствии с принятой в концепции политикой по со­вершенствованию расселения должны быть также освещены про­блемы и задачи по развитию дорожной сети. При разработке пла­на развития инженерно-транспортной инфраструктуры необходи­мо учесть, что с социальной точки зрения все поселения, в том числе малые и удаленные, должны быть снабжены подъездными дорогами с твердым покрытием.

2.4. Развитие средств связи должно рассматриваться только на основе новых технологий, которые могут обеспечить не только те­лефонную коммутацию, но и повысить доступность глобальных информационных потоков, обеспечив тем самым повышение кон­курентоспособности территории.

2.5. Возможные направления развития рыночной инфраструкту­ры: создание бизнес-центров и бизнес-инкубаторов, формирова­ние современного рынка банковских и страховых услуг, расши­рение стационарной торговли и т.д. должны быть тесно увязаны с аналогичными направлениями развития инфраструктуры субъек­та Российской Федерации или органично входить в них.

 

3. Проблемы формирования и развития социальной сферы

3.1. Важнейшей составляющей частью разработки долгосрочного плана развития территории должен быть демографический прогноз, на основе которого вырабатывается комплексный под­ход, включающий в себя решение целого ряда проблем: доступ­ность жилья и медицинского обслуживания (особенно матерям и детям), наличие работы для трудоспособного населения, социаль­ная помощь малоимущим слоям, профилактика заболеваемости и преступности детей и подростков и т.п.

3.2. При определении приоритетов развития рынка труда следу­ет учитывать, что существующая в настоящее время концепция за­нятости трактует ее как деятельность граждан, связанную с удов­летворением личных и общественных потребностей, не противо­речащую законодательству и приносящую, как правило, зарабо­ток. Планирование состояния на рынке труда базируется на сопос­тавлении прогноза развития демографической ситуации и выяв­ленной потребности в рабочих местах, масштабах создания новых рабочих мест исходя из запланированных экономических преоб­разований. При этом необходимо основываться на таких показате­лях, как уровень образования, квалификационные характеристики населения, половозрастная структура.

3.3. В ходе работы над долгосрочным планом социально-экономи­ческого развития муниципального образования должна быть обя­зательно проанализирована перспективная занятость различных социальных и возрастных групп населения (молодежи, рабочих, служащих, пенсионеров). Сопоставляя прогноз занятости и раз­вития демографической ситуации, необходимо оценить масштабы безработицы, в том числе скрытой (неполная занятость, отпуск по вине администрации).

3.4. В основу муниципальной социальной политики должны быть заложены социальные нормативы, разработанные в рамках специ­альных государственных или региональных программ и являющие­ся инструментом, корректирующим потребности района, города, по­селения по их реализации. Наряду с оптимизацией структуры прина­длежащих муниципалитетам объектов социальной сферы, качествен­ного улучшения их работы, в плане должны быть предусмотрены ме­ры по привлечению в данный сектор частных инвестиций. Направ­ления и перспективы развития социальной инфраструктуры оп­ределяются с учетом степени развития экономики, состояния фи­нансов муниципального образования, уровня жизни населения, структуры хозяйства, плотности населения, а также с учетом рож­даемости, демографической структуры населения, средней про­должительности жизни.

3.5. Состояние системы здравоохранения характеризует отно­шение общества не только к проблеме предотвращения и преодоления болезни, но и в более широком плане к развитию челове­ка. В связи с этим в долгосрочном плане должны найти освеще­ние проблемы реформирования отрасли здравоохранения с уче­том реализации задач, сформулированных национальным проек­том «Здоровье». Проблемы оптимизации системы финансирова­ния и управления медицинских учреждений, обеспечения гаран­тий оказания гражданам законодательно установленного объема и качества бесплатных медицинских услуг, организации эффек­тивной системы учреждений медицинского обслуживания, пре­доставляющей населению возможность получить квалифициро­ванную медицинскую помощь, контроля наличия в муниципаль­ных аптечных учреждениях жизненно необходимых лекарствен­ных препаратов и др.

3.6. При разработке направлений по усилению социально­го обеспечения населения необходимо рассмотреть проблемы и меры по повышению эффективности социальных пособий и других форм помощи малоимущим семьям на основе адресного принципа ее предоставления и контроля, снижению социально­го неравенства и т.д.

3.7. Основываясь на прогнозе развития демографической ситу­ации, необходимо совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации определить направления, способс­твующие созданию равных условий доступности образовательных услуг для жителей любой территории, а также направления совер­шенствования системы профессионального образования.

3.8. При разработке рекомендаций по совершенствованию культурной сферы следует учесть, что важнейшими долговре­менными задачами культурно-просветительской работы должно быть формирование нового менталитета жителей, в основе кото­рого лежит стремление улучшать собственную жизнь эффектив­ным трудом, развитие потребностей в культурном проведении досуга и обеспечение возможности их реализации.

3.9. Так как личная безопасность населения является составля­ющей понятия «качество жизни» жителей любой территории, в данном разделе долгосрочного плана должны быть рассмотрены такие направления, как кадровое, организационное, финансовое и материально-техническое укрепление муниципальной милиции по обеспечению общественной безопасности. Создание, подде­ржка и развитие системы муниципальной и негосударственной деятельности в области профилактики и лечения наркозависи­мости, профилактика детской и подростковой беспризорности и преступности; система социальной адаптации лиц, освободив­шихся из мест лишения свободы, и др.

4. Экологическая политика во все большей степени высту­пает одним из критериев инвестиционной привлекательности территории, поэтому она должна являться важной составляю­щей частью долговременных планов и программ. Основная за­дача муниципальной экологической политики должна быть на­правлена на выполнение задач, определенных в пунктах 7, 8, 9, 10, 14, 21 и 24 статьи 15, а также в пунктах 25 - 32 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российс­кой Федерации».

5. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного само­управления в Российской Федерации» развитие потребительско­го рынка отнесено к вопросам местного значения. Основные по­казатели развития потребительского рынка, отражающие нали­чие платежеспособного спроса населения и наличие товара и ус­луг в необходимом количестве и необходимого качества, являют­ся для муниципальных образований бюджетообразующими. Это определяет необходимость и важность рассмотрения проблем развития потребительского рынка с точки зрения максимального обеспечения населения собственными видами доступных и ка­чественных товаров и услуг.

6. В случае наличия на территории муниципального образо­вания труднодоступных и малых населенных пунктов с разру­шенной и не подлежащей восстановлению экономической базой, долгосрочный план должен содержать отдельный раздел, опре­деляющий действия населения и власти на плановый период по данной проблеме (изменение статуса населенного пункта; меры по сносу бесхозных домов; использование бесхозных земель для летнего выпаса скота, а также в качестве садово-дачных участ­ков и т.д.).

Вторая группа вопросов. «Ресурсы длительного пользования и ре­зервы социально-экономического развития муниципального образо­вания»:

· · наличие свободных земельных ресурсов, пригодных для раз­вития сельского хозяйства;

· · наличие подготовленных площадок, пригодных для промыш­ленного развития.

· · наличие природных ресурсов, которые могут представлять ин­терес для промышленного освоения;

· · наличие недоиспользованных производственных мощностей на промышленных предприятиях;

· · наличие свободных трудовых ресурсов;

· · возможность создания замкнутых технологических цепочек;

· · наличие местных ресурсов (интеллектуальных, рекреацион­ных, культурно-исторических и т.д.), обеспечивающих развитие перспективных направлений экономики;

· · возможность кооперации с другими территориями;

· · другие ресурсы и резервы.

Третья группа вопросов. «Цели и задачи комплексного соци­ально-экономического развития муниципального образования на долгосрочную перспективу»:

· · стратегическая цель комплексной программы социально-эко­номического развития муниципального образования и локальные цели, планируемые к реализации в плановый период;

· · социальные цели и задачи программы;

· · цели и задачи развития промышленного производства;

· · повышение использования потенциала сельскохозяйственно­го производства;

· · расширение малого бизнеса;

· · цели и задачи развития топливно-энергетического комплекса;

· · совершенствование развития транспортной системы и связи;

· · развитие инвестиционно-строительного комплекса;

· · развитие рыночной инфраструктуры;

· · развитие муниципального хозяйства.

Работа с третьей группой вопросов аналогична ранее выпол­ненным исследованиям при разработке целей и задач, соответс­твующих долгосрочному периоду планирования Концепции со­циально-экономического развития муниципального образова­ния.

Четвертая группа вопросов. «Оценка развития социального и экономического секторов муниципального образования на долго­срочную перспективу с учетом реализации приоритетов и задач, определенных в концепции»:

· · в области демографии;

· · в социальной сфере;

· · по уровню и качеству жизни населения;

· · оценка финансового состояния;

· · оценка развития основных промышленных предприятий и промышленности в целом;

· · оценка развития сельского хозяйства;

· · анализ развития энергетики на долгосрочную перспективу;

· · анализ развития транспортной системы;

· · анализ развития систем связи и телевещания;

· · оценка развития газопроводной сети;

· · характеристика перспективного развития системы водоснаб­жения;

· · оценка развития строительного комплекса;

· · оценка развития малого предпринимательства и изменения его ро­ли в социально-экономическом развитии муниципального образова­ния;

· · оценка развития межрайонных связей и изменения их интен­сивности и географии по мере реализации долгосрочного плана;

· · оценка размеров внутренних и внешних ресурсов (в том чис­ле инвестиционных), необходимых для реализации долгосрочно­го плана социально-экономического развития муниципального образования;

· · экспертная маркетинговая оценка внешней инвестиционной поддержки товаропроизводителей и производственной инфра­структуры муниципального образования;

· · экспертная оценка инвестиционной поддержки развития соци­альной сферы из бюджета субъекта Российской Федерации.

Экспертные оценки формируются в результате консультаций и согласований органов местного самоуправления с бизнес-струк­турами, экономическими и финансовыми подразделениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пятая группа вопросов. «Основные элементы механизма ре­ализации долгосрочного плана социально-экономического разви­тия муниципального образования»:

· · мероприятия, определяющие работу организационной струк­туры по реализации долгосрочного плана;

· · анализ и отбор долгосрочных инвестиционных предложений от бизнес-структур;

· · мероприятия, стимулирующие привлечение инвестиций;

· · мероприятия по продвижению проектов в целевые федераль­ные и региональные программы.

В ходе работ над пятой группой вопросов формируется план ме­роприятий органов местного самоуправления. В нем определяют­ся этапы реализации долгосрочного плана, формы и методы ре­ализации его основных положений, инвестиционных программ, бизнес-проектов, муниципальных целевых программ, муници­пальных фрагментов региональных и федеральных целевых про­грамм, а также конкретные должностные лица и подразделения органов местного самоуправления, ответственные за исполнение мероприятий в запланированные сроки.

Формулируются основные положения долгосрочной политики по обеспечению комфортного ведения бизнеса и эффективного использования региональных и федеральных бюджетных средств, обеспечивающую конкурентоспособность территории в борьбе за внешние инвестиции.

В ходе анализа и отбора долгосрочных инвестиционных пред­ложений от бизнес-структур» формируется перечень бизнес-про­ектов - «точек экономического роста», обеспечивающих реали­зацию долгосрочных целей социально-экономического развития муниципальных образований.

Методика анализа и проведения отбора хозяйствующих субъек­тов и инвестиционных проектов в качестве муниципальных «точек экономического роста» утверждается решением представитель­ного органа муниципального образования и публикуется, как и другие правовые акты, в местной печати.

Шестая группа вопросов. «Основные индикаторы социально- экономического развития муниципального образования на долго­срочную перспективу»:

· · основные индикаторы, характеризующие результаты реализа­ции плана;

· · прогноз основных показателей бюджета муниципального об­разования по годам на долгосрочную перспективу.

В ходе работы над шестой группой вопросов формируется и ана­лизируется перечень индикаторов, характеризующих результаты реализации плана. Состав индикаторов должен удовлетворять двум основным требованиям. Во-первых, они должны исчерпывающе раскрывать уровень реализации основных целей комплексной про­граммы социально-экономического развития муниципального об­разования в плановый период. Во-вторых, их сбор, агрегация, пост­роение динамических рядов, сравнение должны быть на основе до­статочно простых методик и алгоритмов.

Если сгруппировать цели в пять групп, как это сделано в насто­ящей работе, то в качестве индикаторов, характеризующих их до­стижение в ходе реализации долгосрочного плана, можно принять следующие:

Первая группа целей. «Повышение благосостояния и качест­ва жизни».

Повышение качества жизни.

Индикатор - индекс качества жизни.

Рост благосостояния жителей муниципального образования.

Индикаторы:

· · номинальная начисленная среднемесячная зарплата, в руб.;

· · реальная зарплата, в % к соответствующему периоду преды­дущего года;

· · прожиточный минимум (рассчитывается по региону) и его со­отношение со среднероссийским показателем;

· · просроченная задолженность по заработной плате, в руб.;

· · среднедушевые денежные доходы населения, в руб./чел.;

· · динамика среднедушевого денежного дохода, в % к соответс­твующему периоду прошлых лет;

· · реальные располагаемые денежные доходы, в % к соответству­ющему периоду прошлых лет;

· · динамика расходов на конечное потребление домашних хо­зяйств (в постоянных ценах), прирост (снижение);

· · соотношение денежных доходов и расходов населения, в %;

· · средний размер банковского депозита в расчете на одного жи­теля, в руб.;

· · доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в %;

· · доля населения с доходами ниже величины, равной удвоенно­му прожиточному минимуму, в %;

· · соотношение уровней доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения, в %;

· · отношение денежных доходов к прожиточному минимуму, в %;

· · обеспеченность населения жильем, в т.ч. благоустроенным, в кв. м/чел.

Вторая группа целей. «Рост экономического потенциала муни­ципального образования».

Индикаторы:

· · доля добавленной стоимости, произведенной по итогам реали­зации проектов, подготовленных с участием муниципальной ад­министрации в региональном итоге, в %;

· · объем производства промышленной продукции, в млн. руб.;

· · индекс физических объемов промышленного производства, в % к соответствующему периоду прошлых лет;

· · промышленное производство на душу населения, в руб./чел;

· · производительность труда на одного работающего в промыш­ленном производстве, в тыс. руб.;

· · объем производства сельскохозяйственной продукции, в млн. руб.;

· · индекс физических объемов сельскохозяйственного произ­водства, в % к соответствующему периоду прошлых лет;

· · сельскохозяйственное производство на душу населения, в руб./ чел;

· · производительность труда на одного работающего в сельско­хозяйственном производстве, в тыс. руб.;

· · доля продукции перерабатывающей промышленности (сель­ского хозяйства) муниципального образования в общем объеме производства промышленной (сельскохозяйственной) продукции региона, в %;

· · уровень загрузки основных производственных фондов (с уст­ранением сезонных факторов), в %;

· · сальдированный финансовый результат функционирования организаций реального сектора экономики (прибыль (+), убыток (-), в млн. руб.;

· · степень обеспеченности бюджета собственными доходами, %;

· · уровень конкурентоспособности предприятий основных от­раслей муниципального образования (удельный вес продукции и услуг предприятий муниципального образования на муниципаль­ном, региональном и иных рынках), в %;

· · инвестиции в основной капитал (на душу населения; по источ­никам финансирования: государственные, частные), в тыс. руб.;

· · динамика инвестиций в основной капитал, в % к соответству­ющему периоду прошлых лет;

· · уровень износа основных фондов, в %;

· · оборот розничной торговли на душу населения, в руб./чел.;

· · объем платных услуг на душу населения, в руб./чел.;

· · денежные доходы населения, в тыс. руб.;

· · уровень инфраструктурной обеспеченности муниципальных образований (в сравнении со среднероссийским), в %;

· · наличие автодорог общего пользования с твердым покрытием, в км/1000 кв. км;

· · наличие средств связи, в тел./100 семей;

· · численность экономически активного населения, в чел.;

· · распределение занятых в экономике по отраслям экономики, в %;

· · наличие рыночной инфраструктуры (текстовый материал).

Дата: 2018-09-13, просмотров: 3736.