Сущность бухгалтерских счетов, их построение
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В балансе активы, капитал и обязательства предприятия обобщаются ежемесячно по состоянию на последнее число отчетного периода. Однако, события, происходящие в хозяйственной деятельности предприятия в течение определенного периода времени, вызывают изменения в составе его активов, капитала и обязательств. Эти изменения можно увидеть, если сравнить данные статей баланса, а также итоговые показатели на начало и конец отчетного периода. Вместе с тем, самих хозяйственных операций, их экономического содержания в бухгалтерском балансе увидеть невозможно, так как в нем отражаются, как указывалось в предыдущей теме, только наличие (остатки) активов, капитала и обязательств.

Для контроля хозяйственных операций, других событий в деятельности предприятия и тех изменений, которые они вызывают, необходимо обеспечить их текущий учет. Для непрерывного учета изменений по той или иной статье баланса открываются бухгалтерские счета, в которых находят свое отражение текущие хозяйственные операции.

Первоначально все хозяйственные операции и события отражаются в первичных документах и других носителях информации. Однако документы дают разрозненную характеристику учитываемых объектов. В них отражается только одна операция. Поэтому существует необходимость в группировке однородных операций, накоплении информации, подведении итогов деятельности предприятия. Таким способом группировки и систематизации хозяйственных операций по их экономической однородности в бухгалтерском учете являются счета. Это важнейший и специфический элемент метода бухгалтерского учета.

Счета бухгалтерского учета – способ текущего отражения, группировки хозяйственных операций по экономически однородным признакам с целью с целью систематического контроля за наличием и изменениями активов, капитала и обязательств в процессе хозяйственной деятельности предприятия.

Особенности бухгалтерских счетов как элемента метода бухгалтерского учета:

1) бухгалтерские счетаспособ вторичного отражения хозяйственных операций и тех изменений, которые они вызывают в структуре активов, капитала и обязательств (первичное отражение операции получают в документах);

2) бухгалтерские счета – способ систематизации и группировки экономически однородных объектов. Например, на счете «Товары» учитываются только материальные ценности, приобретенные предприятием с целью дальнейшей перепродажи; на счете «Касса» учитываются только наличные деньги, находящиеся на хранении в кассе предприятия.

3) бухгалтерские счета – способ накопления и обобщения информации о наличии и движении средств предприятия. Счета являются основой для составления баланса и финансовой отчетности. Система счетов дает возможность определять важнейшие показатели хозяйственно-финансовой деятельности: финансовые результаты, себестоимость, объем реализации, состояние расчетов, наличие каждого вида средств и т.п.

Особенностью бухгалтерских счетов является то, что в них отражается и состояние средств, и их движение. В этом отличие счетов от баланса, где отражается только состояние средств, и от документов, в которых фиксируется только движение средств.

Связь счетов с документами и балансом самая тесная. Бухгалтерские счета открываются на основании данных баланса. Хозяйственные операции на счетах записываются на основе документов. Записи на счетах ежемесячно обобщаются и рассчитываются остатки объектов учета на конец месяца. В свою очередь, конечные остатки по бухгалтерским счетам являются основой для составления нового баланса. В большинстве случаев бухгалтерский счет соответствует определенной статье баланса, однако есть некоторые счета, остатки по которым отражаются в балансе общей суммой по одной статье. Например, по статье баланса «Запасы» указывается общая стоимость активов, которые признаются запасами в соответствии с Положением (стандартом) бухгалтерского учета 9 «Запасы», утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 20 октября 1999 года № 246. Поэтому эта статья показывает сумму остатков по нескольким счетам, которые предназначены для учета различных запасов: «Производственные запасы», «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы», «Готовая продукция», «Товары», другие. Обобщение данных по таким счетам объясняется необходимостью придерживаться принципа существенности учетной информации, что определяет ее способность влиять на решения пользователей.

В случае соответствия признакам существенности может быть отдельно приведена в дополнительных статьях баланса информация о стоимости производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции и товаров по соответствующим счетам. В итог баланса включается общая стоимость запасов, информация о стоимости отдельных составляющих запасов приводится в дополнительных статьях в пределах общей суммы.

Каждую существенную статью следует приводить в финансовой отчетности отдельно, а несущественные статьи объединять со статьями, подобными по характеру или функциям. Существенность статьи определяется ее величиной и характером, что рассматривается вместе. Отдельные, одинаковые по характеру объекты бухгалтерского учета, целесообразно объединять в одну статью, даже если величина каждого вида объектов является существенной.

Каждый счет имеет название и номер (код, шифр), имеет двустороннее построение, т. е. две противоположные стороны:

Ø левая сторона – дебет;

Ø правая сторона – кредит.

Это условное обозначение дает возможность записывать изменения активов, капитала, обязательств в виде уменьшения и увеличения на противоположных сторонах бухгалтерского счета.

Каждый счет содержит такие показатели:

1) сальдо начальное (сокращенно Сн.) – остаток, наличие на начало отчетного периода;

2) оборот – итог операций, итог изменений за определенный период времени (как правило за месяц) (в подсчет оборота никогда не включается начальное сальдо). Обороты рассчитываются отдельно по дебету (сокращенно ОбДт) и по кредиту счета (сокращенно ОбКт);

3) сальдо конечное – новое состояние на конец отчетного периода (сокращенно Ск).

По отношению к балансу бухгалтерские счета делятся на:

Ø активные – на них ведется учет наличия и движения активов предприятия, сальдо таких счетов отражается преимущественно в активе баланса. К активным счетам относятся: «Основные средства», «Производственные запасы», «Готовая продукция», «Товары», «Касса», «Счета в банках» и др.;

Ø пассивные – на них ведется учет наличия и движения капитала и обязательств предприятия, сальдо по таким счетам отражается в пассиве баланса. К пассивным счетам относятся: «Уставный капитал», «Резервный капитал», «Резервный капитал» и др.

Ø активно-пассивные - они могут иметь в зависимости от определенной ситуации или дебетовое сальдо, или кредитовое. Если на активно-пассивном счете определено сальдо по дебету, то он имеет значение активного счета, а потому записывается в активе баланса. И, наоборот, если на таком счете определено кредитовое сальдо, то счет приобретает значение пассивного счета, и должен быть записан в пассив баланса. К таким счетам относятся: «Расчеты по налогам и платежам», «Внутренние расчеты», «Финансовые результаты» и др.

Значения дебета и кредита у активных и пассивных счетов неодинаково.

Поскольку хозяйственные ресурсы размещены в балансе в левой части - активе, то и остатки ресурсов, а также их увеличение на активных счетах записывается в левой части счетов - по дебету.

Источники хозяйственных ресурсов отражаются в балансе в правой части (пассиве), следовательно, и остатки источников ресурсов, и их увеличение на пассивных счетах записываются в правой стороне счета - по кредиту.

Активный счет

Дебет Кредит
Сальдо начальное  
  Увеличение   + (плюс)     Уменьшение   - (минус)
Оборот (+) Оборот (-)
Сальдо конечное  


Сальдо конечное активного счета определяется по формуле:

С к = Сн  + Об Дт  - Об Кт


Пассивный счет

Дебет Кредит
  Сальдо начальное
  Уменьшение   - (минус)     Увеличение   + (плюс)  
Оборот (-) Оборот (+)
  Сальдо конечное

 

Сальдо конечное пассивного счета определяется по формуле:

С к = Сн  + Об Кт - Об Дт  

 

К характерным чертам построения активно-пассивных счетов расчетов относятся:

1) Начальное сальдо может быть либо дебетовым, или кредитовым.

2) При дебетовом начальном остатке записи по дебету означают увеличение, а по кредиту - уменьшение дебиторской задолженности. При кредитовом сальдо, наоборот, записи по дебету означают уменьшение, а по кредиту - увеличение кредиторской задолженности.

3) Конечный остаток также может быть либо дебетовым, или кредитовым.

4) В зависимости от характера активно-пассивного счета остатки показываются в балансе в активе (если сальдо дебетовое) или в пассиве (если сальдо кредитовое).

Большинство активно-пассивных счетов по учету расчетов могут иметь одновременно сальдо дебетовое и кредитовое. Такой двойной остаток называется «развернутое сальдо», которое сворачивать нельзя, потому что это приводит к искажению информации о действительном состоянии задолженности по расчетам. Поэтому, дебетовое сальдо, которое показывает наличие дебиторской задолженности по отдельным расчетам, необходимо отражать в активе баланса, а кредитовое сальдо, показывающее наличие кредиторской задолженности, следует записывать в пассиве баланса.

План счетов бухгалтерского учета, построение и значение

Указание корреспонденции счетов, т. е. бухгалтерской проводки, осуществляется с помощью счетов бухгалтерского учета. Их перечень приведен Плане счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденном приказом Министерством финансов Украины от 30.11.99 г.

План счетов – это систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета, предназначенный для отражения хозяйственных операций и накопления бухгалтерской информации о деятельности предприятия, необходимой пользователям для принятия решений.

Методологической основой действующего Плана счетов являются:

- Закон «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»;

- Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) и национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета (П(С)БУ);

- общепринятые принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

На сегодня применяют четыре планы счетов:

1) План счетов бухгалтерского учета предприятий и организаций;

2) План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений;

3) План счетов бухгалтерского учета Национального банка Украины;

4) План счетов бухгалтерского учета банков Украины.

План счетов состоит из 9 основных классов и класс 0:

Ø Класс 1. Необоротные активы – счета 10 – 19.

Ø Класс 2. Запасы – счета 20 – 28.

Ø Класс 3. Денежные средства, расчеты и прочие активы – счета 30 – 39.

Ø Класс 4. Собственный капитал и обеспечение обязательств – счета 40 – 49.

Ø Класс 5. Долгосрочные обязательства – счета 50 – 55.

Ø Класс 6. Текущие обязательства – счета 60 – 69.

Ø Класс 7. Доходы и результаты деятельности – счета 70 – 79.

Ø

активные
Класс 8. Расходы по элементам – счета 80 – 85.

Ø Класс 9. Расходы деятельности – счета 90 – 98.

Ø Класс 0. Забалансовые счета – счета 01 – 09. Этот класс представляет счета, учитывающие активы, не принадлежащие предприятию.

Характеристика Плана счетов предприятий и организаций приведена в табл. 4.1.

Таблица 3.1 - Краткое содержание Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций

Номер и название класса Характеристика
1 2
Класс 1. Необоротные активы Счета этого класса предназначены для обобщения информации о наличии и движении основных средств, других необоротных материальных активов, нематериальных активов, долгосрочных финансовых инвестиций, капитальных инвестиций, долгосрочной дебиторской задолженности и других необоротных активов, а также износа основных средств. На счетах этого класса с соответствующим ведением аналитического учета обобщается информация о наличии и движении необоротных активов, принадлежащих предприятию на правах собственности, полученных на правах хозяйственного ведения, оперативного управления, полученных в финансовый лизинг, в доверительное управление или по договору аренды целостного имущественного комплекса.
Класс 2. Запасы Объединяет счета, обобщающие информацию о наличии и движении принадлежащих предприятию готовой продукции, товаров, предметов труда, предназначенных для обработки, переработки, использования в производстве и для хозяйственных нужд, а также средств труда, которые предприятие включает в состав малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
Класс 3.Денежные средства, расчеты и прочие активы Включает счета, предназначенные для обобщения информации о наличии и движении денежных средств (в национальной и иностранной валюте в кассах, на расчетных (текущих), валютных и других счетах в банках), электронных денег, денежных документов, краткосрочных векселей полученных и финансовых инвестиций, дебиторской задолженности, резерва сомнительных долгов и расходов будущих периодов. Денежные средства в иностранной валюте, операции с ними и расчеты иностранной валютой на счетах этого класса учитываются в гривнях в сумме, определяемой путем пересчета иностранной валюты по курсу Национального банка Украины. Одновременно денежные средства, финансовые инвестиции и расчеты отражаются в той валюте, в которой производятся расчеты и платежи.
Класс 4.Собственный капитал и обеспечение обязательств Охватывает счета для обобщения информации о состоянии и движении средств разновидностей собственного капитала - уставного, паевого, в оценке, дополнительного, резервного, изъятого, неоплаченного, а также нераспределенных прибылей (непокрытых убытков), целевых поступлений, обеспечений будущих расходов и платежей, страховых резервов.
Класс 5. Долгосрочные обязательства Счета этого класса предназначены для учета данных и обобщения информации о: задолженности предприятия банкам по полученным от них кредитам, которая не является текущим обязательством (задолженность, не подлежащая погашению в течение операционного цикла предприятия или в течение двенадцати месяцев с даты баланса); задолженность предприятия по обязательствам с привлечением заемных средств (кроме кредитов банков), на которые начисляются проценты; сумму налога на прибыль, подлежащих уплате в будущих периодах вследствие временной разницы между учетной и налоговой базами оценки; задолженность по выданным долгосрочным векселям и распространенным облигациям.
Класс 6. Текущие обязательства Объединяет счета, обобщающие информацию об обязательствах, которые будут погашены в обычном ходе операционного цикла предприятия или должны быть погашены в течение двенадцати месяцев с даты баланса. На счетах этого класса ведется учет краткосрочных займов, долгосрочных обязательств, стали текущей задолженностью со сроком погашения на дату баланса не более двенадцати месяцев, краткосрочных векселей выданных, расчетов с поставщиками и подрядчиками, расчетов по налогам и платежам, расчетов по страхованию, расчетов по оплате труда, расчетов с участниками, а также других расчетов и операций, доходов будущих периодов. На отдельных субсчетах синтетических счетов 63, 64, 65, 68 сальдо на конец месяца может быть не только кредитовым, но и дебетовым. Такие показатели не сворачиваются, а сальдо синтетического счета определяется развернуто по дебету и кредиту как сумма соответствующего сальдо на субсчетах.
Класс 7. Доходы и результаты деятельности Охватывает счета, предназначенные для обобщения информации о доходах от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Состав доходов и порядок их признания определяются соответствующими положениями (стандартами) бухгалтерского учета.
Класс 8. Расходы по элементам Включает счета, предназначенные для обобщения информации о расходах предприятия в течение отчетного периода. На счетах этого класса, кроме счета 85 «Прочие расходы», ведется учет расходов операционной деятельности по следующим элементам расходов: материальные расходы, расходы на оплату труда, отчисления на социальные мероприятия, амортизация и прочие операционные расходы. Счет 85 применяется для обобщения информации о расходах, связанных с инвестиционной и финансовой деятельностью, а также о других расходах деятельности.
Класс 9. Расходы деятельности Счета этого класса применяются для обобщения информации о расходах операционной, инвестиционной, финансовой и иной деятельности предприятия.
Класс 0. Забалансовые счета Забалансовые счета предназначены для обобщения информации о наличии и движении: ценностей, которые не принадлежат предприятию, но временно находятся в его пользовании, распоряжении или на хранении (объекты операционной аренды основных средств, материальные ценности на ответственном хранении, переработке, комиссии, монтаже); условных прав и обязательств предприятия (залога, гарантии, обязательств); бланков строгого учета; списанных активов (недостачи ценностей, дебиторская задолженность) для наблюдения за возможностью их возмещения виновными лицами (должниками) амортизационных отчислений.

В плане счетов указываются номера счетов их названия. Номер счета трехзначный:

1 – номер класса;

2 – номер счета в классе;

     3 – номер субсчета, т.е. счета второго порядка.

Структура Плана счетов ориентирована на потребности составления финансовой отчетности. Поэтому в Плане разграничены балансовые счета, которые объединены в классы по разделам актива (1, 2, 3 класса), пассива баланса (4, 5, 6 классы) и номинальные счета, предназначенные для учета расходов, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия (7, 8, 9 классы). Таким образом, показатели разделов баланса заполняются по данным счетов 1-6 классов, а показатели Отчета о финансовых результатах - по данным счетов 7-8 классов.

В Плане счетов учтено экономическое содержание счетов и их назначение, исходя из кругооборота хозяйственных средств.

План счетов должен обеспечить получение информации для внутренних и внешних пользователей, удовлетворение информационных потребностей различных уровней управления и составления форм финансовой отчетности непосредственно по данным счетов.

Для обеспечения правильного использования счетов при отражении хозяйственных операций одновременно с принятием Плана счетов Министерство финансов Украины разрабатывает и утверждает Инструкцию по его применению. В ней приводятся, как правило, характеристика экономического содержания, назначение и структура каждого счета, типовая корреспонденция счетов, даются указания о порядке организации аналитического учета.

Приказом Минфина от 09.12.2011 г. №1591 «О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Министерства финансов Украины по бухгалтерскому учету» внесены изменения в План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций (приказ Минфина от 30.11.99 №291). Приведенная новая его редакция.

Обновленный План счетов не содержит субсчетов, но предприятия могут самостоятельно вводить субсчета, исходя из потребностей управления, контроля, анализа и отчетности, а также использовать субсчета, определенные Инструкцией по применению Плана счетов (приказ Минфина №291 от 30.11.99 г.).

ВНИМАНИЕ! Действие используемых ранее субсчетов никоим образом не отменяется!

Субсчета к синтетическим счетам вводятся предприятием самостоятельно, исходя из потребностей управления, контроля, анализа и отчетности.

Предприятия же, которые используют Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденную приказом Министерства финансов Украины от 30.11.99 N291, используют субсчета, определенные этой Инструкцией (то есть для действующих предприятий порядок не изменяется).

Таким образом, План счетов и Инструкция по его применению является важным средством государственного регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности, осуществляется с целью создания единых правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, которая является обязательной для всех предприятий, гарантирует и защищает интересы пользователей учетной информации.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 478.