Формы организации бухгалтерского учета
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для выполнения своей роли и задач бухгалтерский учет на предприятии должен быть соответствующе образом организован.

Организация учета - это стройная, планомерная система его построения, которая обеспечивает сбор, обработку, накопление и обобщение информации с целью составления финансовой отчетности в деятельности предприятия для принятия управленческих решений.

Организация учета имеет следующие задачи:

1) обеспечить методологически правильное отражение активов, капитала и обязательств предприятия, хозяйственных операций, а также результатов деятельности предприятия:

2) упорядочить учетный процесс, так как сущность всякой организации - это наведение порядка;

3) придать ему планомерность и целенаправленность;

4) обеспечить эффективность учета на основе его компьютеризации, внедрения прогрессивных форм и методов учета.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет собственник или уполномоченный орган (руководитель, который осуществляет руководство предприятием в согласовании с учредительными документами) (ст.8 п.2,3 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»).

Руководитель обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить неукоснительное выполнение всеми подразделениями (службами), работниками предприятия, имеющих отношение к учету, правомерных требований главного бухгалтера в части порядка оформления и представления документов. Документы являются основой учета.

Непосредственное отражение на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций осуществляет учетный аппарат.

Численность учетного аппарата, его размещение, структура, юридические права, определяют организационную систему (форму) учета.

В зависимости от размещения учетного аппарата различают две основные системы организации учета:

1) децентрализованную;

2) централизованную.

Децентрализованная система организации учета создается на предприятиях с территориально и организационно обособленными подразделениями, и предусматривает создание учетной аппарата в составе этих подразделений. При такой организации учета в структурных подразделениях оформляют первичные документы, обрабатывают их, ведут синтетический и аналитический учет, составляют баланс и другие формы финансовой и статистической отчетности. Отчетность предоставляется как в бухгалтерию головного предприятия, так и по требованию местных финансовых и статистических органов. Функции бухгалтерии головного предприятия при децентрализованном учете ограничиваются проверкой и обобщением показателей отчетности этих подразделений. Децентрализованная система учета была преобладающей до 1964 года.

Бухгалтерия предприятия - это самостоятельное структурное подразделение, отдел в аппарате управления. Бухгалтерию возглавляет главный бухгалтер, который подчиняется непосредственно руководителю предприятия. Функции главного бухгалтера определены в ст. 8.7 Закона. В случае отсутствия в штате главного бухгалтера руководитель (собственник) может сам вести бухгалтерский учет или назначать контролера, которому предоставляется право второй подписи на первичных документах.

При централизованной системе организации учета учетный аппарат сосредоточен в органах управления. В этом случае создается централизованная бухгалтерия (ЦБ), которая осуществляет текущий учет деятельности подведомственных предприятий. Централизация учета проводилась с 1965 года по девяностые годы. Централизованные бухгалтерии были при торгах, орсах, трестах, а в магазинах, столовых, на складах учетного аппарата либо вообще не было, либо были контролеры, состоящие в штате ЦБ.

При централизации учета происходит концентрация и централизация учетного аппарата в одном месте, появляется возможность разделения труда, создаются предпосылки для эффективного использования современной компьютерной техники. Централизованные бухгалтерии были наиболее рациональной системой организации учетного аппарата в условиях государственной формы собственности, отраслевой системы управления и наличия торговых и других объединений, управлений. В ЦБ по функциональному признаку создаются отделы (группы, секторы), в результате чего появляется возможность разделения труда работников учета, их специализации.

На организационное построение бухгалтерии и соответственно ее численность, структуру оказывает влияние ряд факторов:

1) объем и специфика деятельности предприятия, а, следовательно, и объем его учетно-экономической информации и информационных связей;

2) организационная структура самого предприятия, наличие филиалов, и структурных подразделений, их размещение, отдаленность и пр.;

3) численность работающих и, в частности, количество материально- ответственных лиц;

4) уровень компьютеризации и использования современных информационных технологий.

Учитывая эти и другие факторы, предприятие в согласовании со статьей 8.4 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» самостоятельно устанавливает организационную форму бухгалтерской работы.

Для обеспечения ведения бухгалтерского учета Законом «О бухгалтерском учете» предусмотрены следующие формы организации учета:

· введение в штат предприятия должности бухгалтера или создание бухгалтерской службы во главе с главным бухгалтером;

· пользование услугами специалиста по бухгалтерскому учету, зарегистрированного как предприниматель;

· ведение на договорных началах бухгалтерского учета централизованной бухгалтерией или аудиторской фирмой;

· самостоятельное ведение бухгалтерского учета и составление отчетности непосредственно владельцем или руководителем предприятия (кроме предприятий, отчетность которых должна обнародоваться).

Контрольные вопросы

1. Раскройте понятие хозяйственного учета.

2. Какие существуют виды хозяйственного учета?

3. В чем заключаются различия между видами хозяйственного учета?

4. Охарактеризуйте измерители, используемые в учете.

5. Дайте определение бухгалтерского учета.

6. Раскройте цель и задачи бухгалтерского учета.

7. Охарактеризуйте функции бухгалтерского учета.

8. Назовите требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету.

9. В чем заключаются различия между финансовым и управленческим учетом?

10. Назовите уровни нормативно-правового обеспечения бухгалтерского учета?

11. Какими основными нормативными документами регламентируется порядок ведения бухгалтерского учета?

12. Охарактеризуйте принципы бухгалтерского учета.

13. Кто отвечает за организацию учета на предприятии?

14. Раскройте сущность децентрализованной системы организации бухгалтерского учета.

15. Раскройте сущность централизованной системы организации бухгалтерского учета.

16. Какие формы организации бухгалтерского учета предусмотрены Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»?

 

Задания для самопроверки знаний

Задание 1.1

Условие задания:

1. Укажите, какие из следующих событий отражаются в оперативном, статистическом или бухгалтерском учете.

 

Материал для выполнения задания:

Таблица 1.2 – Распределения событий по видам учета

Факты (события) Вид хозяйственного учета
1 2
Начисление заработной платы  
Списание реализованных товаров  
Выполнение товарооборота  
Определение уровня производительности труда  
Определение рентабельности предприятия  
Определение состава товарных запасов  
Выполнение условий поставки товаров  
Пополнение ассортимента товаров  
Выплачена из кассы заработная плата работникам  
Выход сотрудников на работу  
Поступление от поставщика материалов  
Обеспеченность работников предприятия жильем  
Определение уровня температуры плавки в печах  
Списание по акту непригодных к дальнейшему использованию основных средств  

Задание 1.2

 

Условие задания:

1. Выполнить группировку пользователей бухгалтерской информации в по отношению к предприятию и финансовому интересу. 

 

Материал для выполнения задания:

1. Деловые партнеры, аудиторские фирмы, банки, менеджеры, покупатели и заказчики, Пенсионный фонд, финансовые аналитики, собственники, инвесторы, поставщики, руководители подразделений, налоговые органы, суд, органы государственной статистики, управленческий персонал, профсоюзы, небанковские финансовые учреждения, будущие акционеры, Фонд социального страхования.

Таблица 1.3 – Группировка пользователей учетной информации

Пользователи информации по отношению к предприятию Пользователи, имеющие прямой финансовый интерес Пользователи, не имеющие прямой финансовый интерес Пользователи без финансового интереса
Внутренние
Внешние      

 

 

Тема 2.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 819.