Учет в системе управления предприятием
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Смысловой модуль 1.

Учет в системе управления предприятием

Тема 1. Сущность и виды учета на предприятии

Вопросы, рассматриваемые в теме:

Понятие о хозяйственном учете, его виды. Учетные измерители

Сущность бухгалтерского учета, его цель и функции

Нормативно-правовое обеспечение бухгалтерского учета

Формы организации бухгалтерского учета

Понятие о хозяйственном учете, его виды. Учетные измерители

Хозяйственный учет – это наблюдение, измерение, регистрация и систематизация фактов и явлений социально–экономической жизни. Результаты наблюдения выражаются с помощью цифр и фиксируются, прежде всего, в количественном измерении. Получив количественное обозначение хозяйственного явления, можно дать ему качественную характеристику.

Объектом хозяйственного учета является деятельность предприятий, организаций, учреждений.

Хозяйственный учет имеет информационное и контрольное значение. С помощью учета получают сведения обо всех процессах, операциях, фактах, явлениях, имеющих место в деятельности предприятия (сколько и что производит предприятие, сколько реализовано, численность работающих, количество часов работы машин, оборудования, какова себестоимость и т.д.). Наблюдение, отражение, обобщение фактов и явлений это не конечная цель хозяйственного учета. Учет осуществляется не ради учета, а ради воздействия на хозяйственные процессы и результаты деятельности предприятия. Учет ведется с целью контроля и управления.

Для предприятий Украины ведение хозяйственного учета является обязательным и имеет силу закона.

В соответствии со статьей 19 Хозяйственного кодекса Украины государство осуществляет контроль хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования в сфере хранения и использования средств, материальных ценностей субъектами хозяйствования, а также за состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

С помощью учетных данных характеризуется фактическое (отчетное) состояние управляемого объекта. В зависимости от характера учетных сведений и способов их получения различают 3 вида хозяйственного учета:

    1) статистический;

     2) оперативный (оперативно-технический);

     3) бухгалтерский.

Статистический учет представляет собой систему сбора и обработки данных о наиболее массовых, наиболее качественных и типичных явлениях хозяйственной и общественной жизни. С помощью этого учета не только фиксируется фактическое состояние важнейших показателей, но и устанавливаются тенденции и закономерности в их развитии. Перечень объектов хозяйственной деятельности, по которым предприятие ведет учет, определяется формами статистической отчетности, которые разрабатывает и утверждает Государственный комитет статистики Украины. Каждое предприятие обязательно регистрируется в местных статистических отделах (управлениях) и в установленном порядке отчитывается перед ними. Важнейшими статистическими показателями, например, для предприятий торговли являются: товарооборот, товарные запасы, их структура, прибыль. Для предприятий транспорта такими показателями являются: количество перевезенных грузов или пассажиров, себестоимость перевозок, прибыль. Перечень показателей зависит от вида деятельности предприятия. Органы статистики сводят, обобщают их в отраслевом и территориальном разрезах. К явлениям общественной жизни, которые отражаются в статистическом учете, относятся: численность населения, его национальный и половой состав, рождаемость, покупательная способность населения и т.п. Для изучения массовых явлений хозяйственной и общественной жизни статистика использует способы сплошного и выборочного наблюдения (перепись населения, материальных ценностей).

Обобщая показатели предприятий, организаций, учреждений Госкомстат Украины получает информацию о состоянии макроэкономики, социальной и общественной сферы.

Оперативный (оперативно-технический) учет – система текущего наблюдения, отражения и контроля за отдельными важнейшими показателями хозяйственной деятельности предприятий. С помощью этого учета получают сведения о явке на работу, обеспечении предприятия сырьем (товарами), загрузке и работе оборудования, выполнении плана выпуска продукции в производственных предприятиях или плана товарооборота в торговых предприятиях. Особенность оперативного учета: быстрота съема (получения) информации, ее передача и использование для нужд руководства. Оперативный учет ведут практически все службы аппарата управления, работники цехов, складов, материально ответственные лица. От оперативного учета не всегда требуется абсолютная точность информации, главное – ее оперативность и принятие управленческих решений. Это внутренний учет, который ведется с целью оперативного вмешательства в ход основной хозяйственной деятельности в случае сбоев машин, оборудования, снабжения, производства, отгрузки, реализации и других процессов. Он необходим для управления конкретной хозяйственной операцией в конкретных условиях, складывающихся в конкретное время (час, день, декаду). Данные оперативного учета могут фиксироваться в книгах, ведомостях, картах, а могут просто передаваться по телефону руководителю соответствующего подразделения. Чем сложнее и больше деятельность предприятия, тем важнее оперативный учет. Без него повседневное управление предприятием практически невозможно.

Бухгалтерский учет система непрерывного, сплошного, взаимосвязанного, документально обоснованного отражения и контроля хозяйственно-финансовой деятельности предприятий. Он ведется во всех предприятиях независимо от вида деятельности и формы собственности.

Все виды учета используются в единстве, дополняют друг друга и позволяют получать необходимую информацию о фактической реальности, об итогах деятельности предприятия, основное назначение которой – управление.

В процессе планирования, учета, контроля хозяйственной деятельности используются следующие основные измерители:

- натуральные;

- трудовые;

- денежный.

 Натуральные измерители – меры длины, веса, объема работы, мощности (килограммы, штуки, метры). Используются для измерения однородных объектов и обеспечивают их количественное и качественное отражение. Натуральные измерители позволяют вести учет и контроль ценностей в их натурально-вещественном виде, обеспечивать сохранность средств, анализировать наличие средств по конкретным наименованиям, сортам, артикулам.

 Трудовые измерители используются для определения затраченного труда и характеризуют количество рабочих часов, рабочих дней, отработанных каждым работником, что необходимо для начисления зарплаты.  

Денежный (стоимостной) измеритель – универсальный, обобщающий измеритель, позволяющий с помощью соответствующих цен, тарифов измерять и обобщать все средства в денежной оценке. В качестве денежного измерителя выступает национальная и иностранная валюта (гривни, рубли, доллары). Используя денежный измеритель, определяют себестоимость, сумму расходов и доходов, объем реализации, прибыли, осуществляют расчеты с предприятиями и лицами.

Для характеристики экономических явлений могут быть использованы и другие показатели: проценты, индексы, средние величины. Эти измерители особенно имеют место в статистическом учете, а также при анализе хозяйственной деятельности предприятия.

Таблица 1.1 - Разница между управленческим и финансовым учетом

Финансовый учет Управленческий учет

1. Пользователи информации

внешние пользователи (налоговые, органы статистики, контрагенты) внутренние пользователи (для принятия управленческих решений; руководство предприятия)

2. Уровень стандартизации

жестко регламентирован стандартами учета менее жесткие требования, главное, чтобы отражал достоверную информацию

3. Использование двойной записи

является обязательным не обязательно

4. Степень открытости

информация о финансовом учете отражается в финансовой отчетности предприятия, которая является публикуемой данные управленческого учета используются только для внутреннего пользования и являются строго конфиденциальными

Задания для самопроверки знаний

Задание 1.1

Условие задания:

1. Укажите, какие из следующих событий отражаются в оперативном, статистическом или бухгалтерском учете.

 

Материал для выполнения задания:

Таблица 1.2 – Распределения событий по видам учета

Факты (события) Вид хозяйственного учета
1 2
Начисление заработной платы  
Списание реализованных товаров  
Выполнение товарооборота  
Определение уровня производительности труда  
Определение рентабельности предприятия  
Определение состава товарных запасов  
Выполнение условий поставки товаров  
Пополнение ассортимента товаров  
Выплачена из кассы заработная плата работникам  
Выход сотрудников на работу  
Поступление от поставщика материалов  
Обеспеченность работников предприятия жильем  
Определение уровня температуры плавки в печах  
Списание по акту непригодных к дальнейшему использованию основных средств  

Задание 1.2

 

Условие задания:

1. Выполнить группировку пользователей бухгалтерской информации в по отношению к предприятию и финансовому интересу. 

 

Материал для выполнения задания:

1. Деловые партнеры, аудиторские фирмы, банки, менеджеры, покупатели и заказчики, Пенсионный фонд, финансовые аналитики, собственники, инвесторы, поставщики, руководители подразделений, налоговые органы, суд, органы государственной статистики, управленческий персонал, профсоюзы, небанковские финансовые учреждения, будущие акционеры, Фонд социального страхования.

Таблица 1.3 – Группировка пользователей учетной информации

Пользователи информации по отношению к предприятию Пользователи, имеющие прямой финансовый интерес Пользователи, не имеющие прямой финансовый интерес Пользователи без финансового интереса
Внутренние
Внешние      

 

 

Тема 2.

Задания для самопроверки ЗНАНИЙ

Задание 2.1

Условие задания

1. Сгруппировать в таблице хозяйственные ресурсы предприятия по следующим группам: основные средства, производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция, денежные средства, средства в расчетах.

2. Подсчитать итоги по каждой классификационной группе и общий итог.

Материал для выполнения задания:

Таблица 2.1 - Состав хозяйственных ресурсов мебельной фабрики «Каштан» по состоянию на 31 января 20Х1 года

Хозяйственные ресурсы Сумма, у.е.
1 2 3
1 Фурнитура на складе 50000
2 Производственное оборудование 200000
3 Наличные деньги в кассе 1500
4 Масло машинное на складе 500
5 Задолженность покупателей за реализованную готовую продукцию 3000
6 Ткань, раскроенная для обивки диванов, в цеху 5000
7 Нитки на складе 1000
8 Диваны на складе 21000
9 Здание фабрики 800000
10 Кресла на складе 18000
11 Денежные средства на текущем счете в банке 50000
12 Задолженность менеджера Михайлова Ю.В. по авансу, выданному на служебную командировку 200
Итого 1150200

Задание 2.2

Условие задания:

 

1. Сгруппировать в таблице источники образования хозяйственных ресурсов предприятия по следующим группам: собственный капитал, обязательства.

2. Подсчитать итоги по каждой классификационной группе и общий итог.

Материал для выполнения задания:

Таблица 2.2 - Состав источников образования хозяйственных ресурсов мебельной фабрики «Каштан» по состоянию на 31 января 20Х1 г.

Источники хозяйственных ресурсов Сумма, у.е.
1 2 3
1 Уставный капитал 900000
2 Задолженность предприятию «А.Б.К» по фурнитуру 30000
3 Задолженность работникам производства по заработной плате 25000
4 Задолженность банку «Бонус» по краткосрочному кредиту 40000
5 Задолженность фабрике «Восток» за ткань 40200
6 Задолженность управленческому персоналу по заработной плате 20000
7 Задолженность Энергосбыту за электроэнергию 4000
10 Дополнительный капитал 15000
11 Прибыль 76000
Итого 1150200

 

Задание 2.3

Условие задания:

1. Выполнить группировку хозяйственных средств мебельной фабрики «Каштан» на необоротные активы, оборотные активы, собственный капитал, обязательства, используя условие задач 2.1 и 2.2 данной темы.

Задание 2.4

Условие задания:

1. Сгруппировать в таблице хозяйственные ресурсы предприятия по следующим группам: основные средства, производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция, денежные средства, средства в расчетах.

2. Подсчитать итоги по каждой классификационной группе и общий итог.

 

Материал для выполнения задания:

Таблица 2.3 - Состав хозяйственных ресурсов швейной фабрики «Володарка» по состоянию на 01 января 20Х1 года:

Хозяйственные ресурсы Сумма, у.е.
1 2 3
1 Ткань костюмная на складе 53000
2 Швейные машины в швейном цеху 40000
3 Наличные деньги в кассе 500
4 Сатин на складе 9000
5 Задолженность экспедитора Кравченко А.Н. за аванс, выданный на хозяйственные расходы 40
6 Ткань, раскроенная для пошива костюмов в закройном цеху 8500
7 Нитки швейные на складе 2000
8 Брюки шерстяные на складе 21700
9 Здание фабрики 210000
10 Задолженность универмага за проданные швейные изделия 18400
11 Пиджаки шерстяные на складе 8800
12 Драп для пошива пальто на складе 48000
13 Сатин, раскроенный для пошива костюмов в закройном цеху 1000
14 Гладильные прессы в отделочном цеху 7000
15 Остаток денежных средств на текущем счете в банке 53500
16 Задолженность инженера Лысенко Л.В. за аванс, выданный на служебную командировку 120
17 Костюмы мужские на складе 7500
18 Пуговицы костюмные на складе 400
19 Мотовозки в подготовительном цеху 3000
20 Брюки, сшитые в швейном цеху 2500
Итого 494960

 

Таблица 2.4 – Группировка хозяйственных ресурсов швейной фабрики «Володарка» по состоянию на 31 января 20Х1 года

Хозяйственные ресурсы Сумма, у.е.
1 2
1. Основные средства:  
 
2. Производственные запасы:  
 
3. Незавершенное производство:  
 
4. Готовая продукция:  
 
5. Денежные средства:  
 
6. Средства в расчетах:  
 
Всего  

 

 

Тема 3.

 Счет а бухгалтерского учета и двойная запись

Вопросы, рассматриваемые в теме:

План счетов бухгалтерского учета, построение и значение

Активный счет

Дебет Кредит
Сальдо начальное  
  Увеличение   + (плюс)     Уменьшение   - (минус)
Оборот (+) Оборот (-)
Сальдо конечное  


Сальдо конечное активного счета определяется по формуле:

С к = Сн  + Об Дт  - Об Кт


Пассивный счет

Дебет Кредит
  Сальдо начальное
  Уменьшение   - (минус)     Увеличение   + (плюс)  
Оборот (-) Оборот (+)
  Сальдо конечное

 

Сальдо конечное пассивного счета определяется по формуле:

С к = Сн  + Об Кт - Об Дт  

 

К характерным чертам построения активно-пассивных счетов расчетов относятся:

1) Начальное сальдо может быть либо дебетовым, или кредитовым.

2) При дебетовом начальном остатке записи по дебету означают увеличение, а по кредиту - уменьшение дебиторской задолженности. При кредитовом сальдо, наоборот, записи по дебету означают уменьшение, а по кредиту - увеличение кредиторской задолженности.

3) Конечный остаток также может быть либо дебетовым, или кредитовым.

4) В зависимости от характера активно-пассивного счета остатки показываются в балансе в активе (если сальдо дебетовое) или в пассиве (если сальдо кредитовое).

Большинство активно-пассивных счетов по учету расчетов могут иметь одновременно сальдо дебетовое и кредитовое. Такой двойной остаток называется «развернутое сальдо», которое сворачивать нельзя, потому что это приводит к искажению информации о действительном состоянии задолженности по расчетам. Поэтому, дебетовое сальдо, которое показывает наличие дебиторской задолженности по отдельным расчетам, необходимо отражать в активе баланса, а кредитовое сальдо, показывающее наличие кредиторской задолженности, следует записывать в пассиве баланса.

План счетов бухгалтерского учета, построение и значение

Указание корреспонденции счетов, т. е. бухгалтерской проводки, осуществляется с помощью счетов бухгалтерского учета. Их перечень приведен Плане счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденном приказом Министерством финансов Украины от 30.11.99 г.

План счетов – это систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета, предназначенный для отражения хозяйственных операций и накопления бухгалтерской информации о деятельности предприятия, необходимой пользователям для принятия решений.

Методологической основой действующего Плана счетов являются:

- Закон «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»;

- Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) и национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета (П(С)БУ);

- общепринятые принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

На сегодня применяют четыре планы счетов:

1) План счетов бухгалтерского учета предприятий и организаций;

2) План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений;

3) План счетов бухгалтерского учета Национального банка Украины;

4) План счетов бухгалтерского учета банков Украины.

План счетов состоит из 9 основных классов и класс 0:

Ø Класс 1. Необоротные активы – счета 10 – 19.

Ø Класс 2. Запасы – счета 20 – 28.

Ø Класс 3. Денежные средства, расчеты и прочие активы – счета 30 – 39.

Ø Класс 4. Собственный капитал и обеспечение обязательств – счета 40 – 49.

Ø Класс 5. Долгосрочные обязательства – счета 50 – 55.

Ø Класс 6. Текущие обязательства – счета 60 – 69.

Ø Класс 7. Доходы и результаты деятельности – счета 70 – 79.

Ø

активные
Класс 8. Расходы по элементам – счета 80 – 85.

Ø Класс 9. Расходы деятельности – счета 90 – 98.

Ø Класс 0. Забалансовые счета – счета 01 – 09. Этот класс представляет счета, учитывающие активы, не принадлежащие предприятию.

Характеристика Плана счетов предприятий и организаций приведена в табл. 4.1.

Таблица 3.1 - Краткое содержание Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций

Номер и название класса Характеристика
1 2
Класс 1. Необоротные активы Счета этого класса предназначены для обобщения информации о наличии и движении основных средств, других необоротных материальных активов, нематериальных активов, долгосрочных финансовых инвестиций, капитальных инвестиций, долгосрочной дебиторской задолженности и других необоротных активов, а также износа основных средств. На счетах этого класса с соответствующим ведением аналитического учета обобщается информация о наличии и движении необоротных активов, принадлежащих предприятию на правах собственности, полученных на правах хозяйственного ведения, оперативного управления, полученных в финансовый лизинг, в доверительное управление или по договору аренды целостного имущественного комплекса.
Класс 2. Запасы Объединяет счета, обобщающие информацию о наличии и движении принадлежащих предприятию готовой продукции, товаров, предметов труда, предназначенных для обработки, переработки, использования в производстве и для хозяйственных нужд, а также средств труда, которые предприятие включает в состав малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
Класс 3.Денежные средства, расчеты и прочие активы Включает счета, предназначенные для обобщения информации о наличии и движении денежных средств (в национальной и иностранной валюте в кассах, на расчетных (текущих), валютных и других счетах в банках), электронных денег, денежных документов, краткосрочных векселей полученных и финансовых инвестиций, дебиторской задолженности, резерва сомнительных долгов и расходов будущих периодов. Денежные средства в иностранной валюте, операции с ними и расчеты иностранной валютой на счетах этого класса учитываются в гривнях в сумме, определяемой путем пересчета иностранной валюты по курсу Национального банка Украины. Одновременно денежные средства, финансовые инвестиции и расчеты отражаются в той валюте, в которой производятся расчеты и платежи.
Класс 4.Собственный капитал и обеспечение обязательств Охватывает счета для обобщения информации о состоянии и движении средств разновидностей собственного капитала - уставного, паевого, в оценке, дополнительного, резервного, изъятого, неоплаченного, а также нераспределенных прибылей (непокрытых убытков), целевых поступлений, обеспечений будущих расходов и платежей, страховых резервов.
Класс 5. Долгосрочные обязательства Счета этого класса предназначены для учета данных и обобщения информации о: задолженности предприятия банкам по полученным от них кредитам, которая не является текущим обязательством (задолженность, не подлежащая погашению в течение операционного цикла предприятия или в течение двенадцати месяцев с даты баланса); задолженность предприятия по обязательствам с привлечением заемных средств (кроме кредитов банков), на которые начисляются проценты; сумму налога на прибыль, подлежащих уплате в будущих периодах вследствие временной разницы между учетной и налоговой базами оценки; задолженность по выданным долгосрочным векселям и распространенным облигациям.
Класс 6. Текущие обязательства Объединяет счета, обобщающие информацию об обязательствах, которые будут погашены в обычном ходе операционного цикла предприятия или должны быть погашены в течение двенадцати месяцев с даты баланса. На счетах этого класса ведется учет краткосрочных займов, долгосрочных обязательств, стали текущей задолженностью со сроком погашения на дату баланса не более двенадцати месяцев, краткосрочных векселей выданных, расчетов с поставщиками и подрядчиками, расчетов по налогам и платежам, расчетов по страхованию, расчетов по оплате труда, расчетов с участниками, а также других расчетов и операций, доходов будущих периодов. На отдельных субсчетах синтетических счетов 63, 64, 65, 68 сальдо на конец месяца может быть не только кредитовым, но и дебетовым. Такие показатели не сворачиваются, а сальдо синтетического счета определяется развернуто по дебету и кредиту как сумма соответствующего сальдо на субсчетах.
Класс 7. Доходы и результаты деятельности Охватывает счета, предназначенные для обобщения информации о доходах от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Состав доходов и порядок их признания определяются соответствующими положениями (стандартами) бухгалтерского учета.
Класс 8. Расходы по элементам Включает счета, предназначенные для обобщения информации о расходах предприятия в течение отчетного периода. На счетах этого класса, кроме счета 85 «Прочие расходы», ведется учет расходов операционной деятельности по следующим элементам расходов: материальные расходы, расходы на оплату труда, отчисления на социальные мероприятия, амортизация и прочие операционные расходы. Счет 85 применяется для обобщения информации о расходах, связанных с инвестиционной и финансовой деятельностью, а также о других расходах деятельности.
Класс 9. Расходы деятельности Счета этого класса применяются для обобщения информации о расходах операционной, инвестиционной, финансовой и иной деятельности предприятия.
Класс 0. Забалансовые счета Забалансовые счета предназначены для обобщения информации о наличии и движении: ценностей, которые не принадлежат предприятию, но временно находятся в его пользовании, распоряжении или на хранении (объекты операционной аренды основных средств, материальные ценности на ответственном хранении, переработке, комиссии, монтаже); условных прав и обязательств предприятия (залога, гарантии, обязательств); бланков строгого учета; списанных активов (недостачи ценностей, дебиторская задолженность) для наблюдения за возможностью их возмещения виновными лицами (должниками) амортизационных отчислений.

В плане счетов указываются номера счетов их названия. Номер счета трехзначный:

1 – номер класса;

2 – номер счета в классе;

     3 – номер субсчета, т.е. счета второго порядка.

Структура Плана счетов ориентирована на потребности составления финансовой отчетности. Поэтому в Плане разграничены балансовые счета, которые объединены в классы по разделам актива (1, 2, 3 класса), пассива баланса (4, 5, 6 классы) и номинальные счета, предназначенные для учета расходов, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия (7, 8, 9 классы). Таким образом, показатели разделов баланса заполняются по данным счетов 1-6 классов, а показатели Отчета о финансовых результатах - по данным счетов 7-8 классов.

В Плане счетов учтено экономическое содержание счетов и их назначение, исходя из кругооборота хозяйственных средств.

План счетов должен обеспечить получение информации для внутренних и внешних пользователей, удовлетворение информационных потребностей различных уровней управления и составления форм финансовой отчетности непосредственно по данным счетов.

Для обеспечения правильного использования счетов при отражении хозяйственных операций одновременно с принятием Плана счетов Министерство финансов Украины разрабатывает и утверждает Инструкцию по его применению. В ней приводятся, как правило, характеристика экономического содержания, назначение и структура каждого счета, типовая корреспонденция счетов, даются указания о порядке организации аналитического учета.

Приказом Минфина от 09.12.2011 г. №1591 «О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Министерства финансов Украины по бухгалтерскому учету» внесены изменения в План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций (приказ Минфина от 30.11.99 №291). Приведенная новая его редакция.

Обновленный План счетов не содержит субсчетов, но предприятия могут самостоятельно вводить субсчета, исходя из потребностей управления, контроля, анализа и отчетности, а также использовать субсчета, определенные Инструкцией по применению Плана счетов (приказ Минфина №291 от 30.11.99 г.).

ВНИМАНИЕ! Действие используемых ранее субсчетов никоим образом не отменяется!

Субсчета к синтетическим счетам вводятся предприятием самостоятельно, исходя из потребностей управления, контроля, анализа и отчетности.

Предприятия же, которые используют Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденную приказом Министерства финансов Украины от 30.11.99 N291, используют субсчета, определенные этой Инструкцией (то есть для действующих предприятий порядок не изменяется).

Таким образом, План счетов и Инструкция по его применению является важным средством государственного регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности, осуществляется с целью создания единых правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, которая является обязательной для всех предприятий, гарантирует и защищает интересы пользователей учетной информации.

 

Задания для самопроверки ЗНАНИЙ

Задание 3.1

Условия задания:

 

1. Открыть бухгалтерский счет №301 "Касса в национальной валюте, записать на него сальдо начальное.

2. На основании хозяйственных операций составить бухгалтерские проводки. Выполнить записи в журнал регистрации хозяйственных операций.

3. Записать на счет №301 хозяйственные операции, подсчитать обороты за месяц и определить сальдо на конец месяца.

 

Материал для выполнения задания:

Сальдо по счету №301 "Касса в национальной валюте" по состоянию на 01 декабря 20Х1р. составило 250 у.е.

1. Поступили деньги в кассу с текущего счета в банке - 10000 у.е.

2. Возвращен в кассу неиспользованный остаток подотчетных сумм - 40 у.е.

3. Выплачена из кассы заработная плата работникам - 9800 у.е.

4. Сданы деньги из кассы в банк для зачисления на текущий счет - 200 у.е.

5. Поступили в кассу платежи от покупателей - 500 у.е.

6. Выплачено из кассы кредитору за аренду помещения - 600 у.е.

Задание 3.2

Условие задания:

1. По нижеприведенным данным из Главной книги открыть бухгалтерские счета и записать на них начальное сальдо.

2. Открыть журнал регистрации хозяйственных операций, записать в него все операции и указать по ним корреспондирующие счета.

3. Записать на счетах хозяйственные операции магазина за март месяц.

4. Подсчитать обороты по счетам и определить сальдо на конец месяца.

5. Составить баланс магазина по состоянию на конец месяца.

Материал для выполнения задания:

 

Таблица 3.3 - Сальдо бухгалтерских счетов магазина по состоянию на 01.03.20Х1 г.

Счета активные Сумма, у.е. Счета пассивные Сумма, у.е.
1 2 3 4
10 «Основные средства» 13500 40 «Зарегистрированный (паевой) капитал» 18500
131 «Износ основных средств» (2800) 44 «Прибыль нераспределенная» 770
282 «Товары в торговле» 7200 60 «Краткосрочные кредиты» 1000
284 «Тара» 1350 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 2400
285 «Торговая наценка» (2100) 64 «Расчеты по налогам и платежам» 1050
30 «Касса» 400 66 «Расчеты по выплатам работникам» 950
31 «Счета в банках» 3000
36 «Расчеты с покупателями и заказчиками» 2700
377 «Расчеты с прочими дебиторами» 1420
БАЛАНС 24670 БАЛАНС 24670

 

Таблица 3.4 – Хозяйственные операции магазина за март 20Х1 р.

№ п/п Содержание операций Дебет Кредит Сумма, у.е.
1 2 3 4 5
1 Поступили от поставщика товары, расчет за которые не произведен 800
2 С текущего счета в банке получены деньги в кассу для выплаты заработной платы 1000
3 Выплачена из кассы заработная плата работникам предприятия 850
4 Перечислена с текущего счета в банке задолженность поставщикам 1400
5 Зачислены на текущий счет в банке платежи от дебиторов 1420
6 Выдано из кассы под отчет на хозяйственные нужды 200
7 Перечислено с текущего счета в банке в погашение задолженности перед бюджетом 750
8 Поступили в магазин от поставщика основные средства 3000
9 Получен авансовый отчет подотчетного лица по приобретенным материалам 180
10 Перечислено с текущего счета в банке в погашение краткосрочного кредита 1000
Оборот за месяц ?

 

Задание 3.3

Условие задания:

1. На основании ниже приведенных данных из Главной книги открыть счета бухгалтерского учета и записать В к ним сальдо на 1 января.

2. Открыть журнал регистрации хозяйственных операций, записать в него все операции, указывая за ними корреспондирующие счета.

3. Показать на счетах операции магазины за январь.

4. Подсчитать обороты за месяц по счетам и определить по каждому счету конечное сальдо.

5. Составить баланс магазина состоянию на конец месяца.

Материал для выполнения задания:

Таблица 3.5 - Сальдо бухгалтерских счетов магазина по состоянию

На 01.01.20Х1 г.

Счета активные Сумма, у.е. Счета пассивные Сумма, у.е.
10 «Основные средства» 73090 40 «Зарегистрированный (паевой) капитал» 160320
22 «МБП» 640 44 «Прибыль нераспределенная» 12270
282 «Товары в торговле» 164720 60 «Краткосрочные кредиты» 43640
30 «Касса» 330 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 36070
31 «Счета в банках» 14960 66 «Расчеты по выплатам работникам» 3910
36 «Расчеты с покупателями и заказчиками» 1730 685 «Расчеты с прочими кредиторами» 1230
372 «Расчеты с подотчетными лицами» 100
377 «Расчеты с прочими дебиторами» 1870
БАЛАНС 257440 БАЛАНС 257440

Таблица 3.6 – Хозяйственные операции за январь 20Х1 р.

№ п/п Содержание операций Дебет Кредит Сумма, у.е.
1 2 3 4 5
1 Зачислен на текущий счет в банке краткосрочный кредит 7800
2 Поступили на текущий счет деньги от покупателей 1200
3 С текущего счета в банке переданы деньги в кассу на выплату заработной платы 3900
4 Выданы из кассы деньги под отчет завмагу на хозяйственные нужды 40
5 На текущий счет в банке поступило в погашение долга от дебиторов 720
6 Выдана из кассы заработная плата работникам предприятия 3850
7 Получен от заведующего магазином отчет об использовании подотчетных сумм на покупку материалов 38
8 Поступили от поставщика товары, расчеты за которые не произведены 19800
9 За счет краткосрочного кредита банка оплачена задолженность поставщику за товары 19650
10 С текущего счета в банке перечислена задолженность разным кредиторам 1200
Оборот за месяц ?

 

Задание 3.4

Условие задания:

1. По нижеприведенным хозяйственным операциям необходимо определить счета, по которым произошло движение.

2. Каким образом хозяйственные операции повлияли на значение показателей по счетам?

3. Выполнить записи в журнал регистрации и учета хозяйственных операций, при этом указать корреспондирующие счета.

Материал для выполнения задания:

Таблица 3.7 - Хозяйственные операции магазина «Калина» за март 20Х1 г.

№ п/п

Содержание хозяйственных операций

Корреспонденция счетов

Сумма, у.е.

Дебет Кредит 1 2 3 4 5 1 Получены от поставщиков товары, расчет за которые еще не осуществлен 20000 2 Поступили платежи от дебиторов на текущий счет в банке 18000 3 Реализованы товары покупателям за наличный расчет 170000 4 С текущего счета в банке получены деньги в кассу для выплаты заработной платы 12000 5 Выплачена из кассы заработная плата работникам предприятия 10000 6 Получены от поставщиков МБП, расчет за которые еще не осуществлен 2000 7 С текущего счета в банке перечислена задолженность разным кредиторам 10000 8 На текущий счет в банке получен краткосрочный кредит 8000 9 Получен в кассу предприятия неиспользованный остаток подотчетных сумм 200 Итого ?

 

 

Задание 3.5

Условие задания:

1. На основе приведенного ниже баланса открыть бухгалтерские счета и записать на них сальдо на 01.08 20Х1г.

2. Отразить на счетах хозяйственные операции завода «Буран» за август текущего года.

3. Подсчитать итоги записей на счетах и определить остатки на 31.08. текущего года.

4. Составить баланс на 31.08. текущего года.

Материал для выполнения задания:

Таблица 3.8 - Баланс завода «Буран» на 01.08.20Х1 г.

Актив Сумма Пассив Сумма
1 2 3 4
Основные средства 120500 Зарегистрированный (паевой) капитал 150000
Сырье и материалы 50000 Расчеты с поставщиками и подрядчиками 13500
Касса в национальной валюте 500 Расчеты по оплате труда 12000
Текущий счет в национальной валюте 23200 Краткосрочные кредиты 3000
Расчеты с подотчетными лицами 300 Прибыль нераспределенная 16000
Баланс ? Баланс ?

Таблица 3.9 – Операции завода за август 20Х1 г.

Содержание хозяйственной операции Сумма, у.е.
1 2 3
1 Оприходованы материалы, поступившие от поставщика 8000
2 Получены деньги в кассу с текущего счета в банке 11000
3 По распоряжению собственников доля прибыли на этапе распределения присоединена к уставному капиталу предприятия 5000
4 На текущий счет в банке зачислен краткосрочный кредит 6000
5 Выданы деньги из кассы подотчетным лицам 500
6 Выдана из кассы заработная плата работникам предприятия 10000
7 Поступили бесплатно основные средства 6500
8 На основе отчета подотчетного лица получены канцелярские принадлежности 620
9 Выданы подотчетному лицу из кассы деньги, излишне перерасходованные на покупку канцелярии ?
10 С текущего счета в банке перечислена задолженность для погашения кредита 7000
Итого ?

 

Тема 6.

 Документация и инвентаризация

Вопросы, рассматриваемые в теме:

6.1 Учетные документы, их назначение. Требования к содержанию и оформлению документов

Классификация документов

Классификация документов

Правильному составлению и использованию документов помогает их группировка по однородным признакам.

Классификация документов:

1) по назначению:

а) распорядительные (приказ, распоряжение, наряд);

б) исполнительные (оправдательные), в которых фиксируется факт совершения операции (накладные, приходный кассовый ордер, выписка банка);

в) документы бухгалтерского оформления (расчеты, справки);

г) комбинированные, которые содержат распоряжение и подтверждают фактическое совершение операции (расходный кассовый ордер, доверенность);

2) по месту составления:

а) внутренние;

б) внешние;

3) по степени обобщения учетных данных:

а) первичные документы – оформляют саму операцию и те изменения, которые она вызвала;

б) сводные – обобщают данные первичных документов (товарный отчет, материальный отчет, отчет кассира, выписка банка, авансовый отчет);

4) по технике формирования:

а) бумажные носители информации, т.е. документы, составленные вручную;

б) машиносчитываемые носители информации, т.е. документы, составленные с помощью вычислительной техники;

5) по характеру учитываемых операций:

 а) товарные (материальные) – содержат сведения о ТМЦ в натурально-                      стоимостном измерении (накладная, товарно-транспортная накладная, спецификация);

 б) кассовые – содержат данные о движении наличных денег в кассе (приходные и расходные кассовые ордера);

 в) банковские документы (платежные поручения, чеки, аккредитивы), которые используются для безналичных расчетов;

 г) документы по оплате труда (табель использования рабочего времени, лицевой счет, расчетно-платежная ведомость);

 д) документы по инвентаризации (приказ, инвентаризационная опись, акт инвентаризации наличия денежных средств, сличительная ведомость);

 е) документы по оформлению движения основных средств (акт ввода-передачи, акт ликвидации основных средств).

Смысловой модуль 1.

Учет в системе управления предприятием

Дата: 2018-11-18, просмотров: 574.