Смысловой модуль 1.
Учет в системе управления предприятием
Тема 1. Сущность и виды учета на предприятии
Вопросы, рассматриваемые в теме:
Понятие о хозяйственном учете, его виды. Учетные измерители
Сущность бухгалтерского учета, его цель и функции
Нормативно-правовое обеспечение бухгалтерского учета
Формы организации бухгалтерского учета
Понятие о хозяйственном учете, его виды. Учетные измерители
Хозяйственный учет – это наблюдение, измерение, регистрация и систематизация фактов и явлений социально–экономической жизни. Результаты наблюдения выражаются с помощью цифр и фиксируются, прежде всего, в количественном измерении. Получив количественное обозначение хозяйственного явления, можно дать ему качественную характеристику.
Объектом хозяйственного учета является деятельность предприятий, организаций, учреждений.
Хозяйственный учет имеет информационное и контрольное значение. С помощью учета получают сведения обо всех процессах, операциях, фактах, явлениях, имеющих место в деятельности предприятия (сколько и что производит предприятие, сколько реализовано, численность работающих, количество часов работы машин, оборудования, какова себестоимость и т.д.). Наблюдение, отражение, обобщение фактов и явлений это не конечная цель хозяйственного учета. Учет осуществляется не ради учета, а ради воздействия на хозяйственные процессы и результаты деятельности предприятия. Учет ведется с целью контроля и управления.
Для предприятий Украины ведение хозяйственного учета является обязательным и имеет силу закона.
В соответствии со статьей 19 Хозяйственного кодекса Украины государство осуществляет контроль хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования в сфере хранения и использования средств, материальных ценностей субъектами хозяйствования, а также за состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
С помощью учетных данных характеризуется фактическое (отчетное) состояние управляемого объекта. В зависимости от характера учетных сведений и способов их получения различают 3 вида хозяйственного учета:
1) статистический;
2) оперативный (оперативно-технический);
3) бухгалтерский.
Статистический учет представляет собой систему сбора и обработки данных о наиболее массовых, наиболее качественных и типичных явлениях хозяйственной и общественной жизни. С помощью этого учета не только фиксируется фактическое состояние важнейших показателей, но и устанавливаются тенденции и закономерности в их развитии. Перечень объектов хозяйственной деятельности, по которым предприятие ведет учет, определяется формами статистической отчетности, которые разрабатывает и утверждает Государственный комитет статистики Украины. Каждое предприятие обязательно регистрируется в местных статистических отделах (управлениях) и в установленном порядке отчитывается перед ними. Важнейшими статистическими показателями, например, для предприятий торговли являются: товарооборот, товарные запасы, их структура, прибыль. Для предприятий транспорта такими показателями являются: количество перевезенных грузов или пассажиров, себестоимость перевозок, прибыль. Перечень показателей зависит от вида деятельности предприятия. Органы статистики сводят, обобщают их в отраслевом и территориальном разрезах. К явлениям общественной жизни, которые отражаются в статистическом учете, относятся: численность населения, его национальный и половой состав, рождаемость, покупательная способность населения и т.п. Для изучения массовых явлений хозяйственной и общественной жизни статистика использует способы сплошного и выборочного наблюдения (перепись населения, материальных ценностей).
Обобщая показатели предприятий, организаций, учреждений Госкомстат Украины получает информацию о состоянии макроэкономики, социальной и общественной сферы.
Оперативный (оперативно-технический) учет – система текущего наблюдения, отражения и контроля за отдельными важнейшими показателями хозяйственной деятельности предприятий. С помощью этого учета получают сведения о явке на работу, обеспечении предприятия сырьем (товарами), загрузке и работе оборудования, выполнении плана выпуска продукции в производственных предприятиях или плана товарооборота в торговых предприятиях. Особенность оперативного учета: быстрота съема (получения) информации, ее передача и использование для нужд руководства. Оперативный учет ведут практически все службы аппарата управления, работники цехов, складов, материально ответственные лица. От оперативного учета не всегда требуется абсолютная точность информации, главное – ее оперативность и принятие управленческих решений. Это внутренний учет, который ведется с целью оперативного вмешательства в ход основной хозяйственной деятельности в случае сбоев машин, оборудования, снабжения, производства, отгрузки, реализации и других процессов. Он необходим для управления конкретной хозяйственной операцией в конкретных условиях, складывающихся в конкретное время (час, день, декаду). Данные оперативного учета могут фиксироваться в книгах, ведомостях, картах, а могут просто передаваться по телефону руководителю соответствующего подразделения. Чем сложнее и больше деятельность предприятия, тем важнее оперативный учет. Без него повседневное управление предприятием практически невозможно.
Бухгалтерский учет – система непрерывного, сплошного, взаимосвязанного, документально обоснованного отражения и контроля хозяйственно-финансовой деятельности предприятий. Он ведется во всех предприятиях независимо от вида деятельности и формы собственности.
Все виды учета используются в единстве, дополняют друг друга и позволяют получать необходимую информацию о фактической реальности, об итогах деятельности предприятия, основное назначение которой – управление.
В процессе планирования, учета, контроля хозяйственной деятельности используются следующие основные измерители:
- натуральные;
- трудовые;
- денежный.
Натуральные измерители – меры длины, веса, объема работы, мощности (килограммы, штуки, метры). Используются для измерения однородных объектов и обеспечивают их количественное и качественное отражение. Натуральные измерители позволяют вести учет и контроль ценностей в их натурально-вещественном виде, обеспечивать сохранность средств, анализировать наличие средств по конкретным наименованиям, сортам, артикулам.
Трудовые измерители используются для определения затраченного труда и характеризуют количество рабочих часов, рабочих дней, отработанных каждым работником, что необходимо для начисления зарплаты.
Денежный (стоимостной) измеритель – универсальный, обобщающий измеритель, позволяющий с помощью соответствующих цен, тарифов измерять и обобщать все средства в денежной оценке. В качестве денежного измерителя выступает национальная и иностранная валюта (гривни, рубли, доллары). Используя денежный измеритель, определяют себестоимость, сумму расходов и доходов, объем реализации, прибыли, осуществляют расчеты с предприятиями и лицами.
Для характеристики экономических явлений могут быть использованы и другие показатели: проценты, индексы, средние величины. Эти измерители особенно имеют место в статистическом учете, а также при анализе хозяйственной деятельности предприятия.
Таблица 1.1 - Разница между управленческим и финансовым учетом
| Финансовый учет | Управленческий учет |
| 1. Пользователи информации | |
| внешние пользователи (налоговые, органы статистики, контрагенты) | внутренние пользователи (для принятия управленческих решений; руководство предприятия) |
| 2. Уровень стандартизации | |
| жестко регламентирован стандартами учета | менее жесткие требования, главное, чтобы отражал достоверную информацию |
| 3. Использование двойной записи | |
| является обязательным | не обязательно |
| 4. Степень открытости | |
| информация о финансовом учете отражается в финансовой отчетности предприятия, которая является публикуемой | данные управленческого учета используются только для внутреннего пользования и являются строго конфиденциальными |
Задания для самопроверки знаний
Задание 1.1
Условие задания:
1. Укажите, какие из следующих событий отражаются в оперативном, статистическом или бухгалтерском учете.
Материал для выполнения задания:
Таблица 1.2 – Распределения событий по видам учета
| Факты (события) | Вид хозяйственного учета |
| 1 | 2 |
| Начисление заработной платы | |
| Списание реализованных товаров | |
| Выполнение товарооборота | |
| Определение уровня производительности труда | |
| Определение рентабельности предприятия | |
| Определение состава товарных запасов | |
| Выполнение условий поставки товаров | |
| Пополнение ассортимента товаров | |
| Выплачена из кассы заработная плата работникам | |
| Выход сотрудников на работу | |
| Поступление от поставщика материалов | |
| Обеспеченность работников предприятия жильем | |
| Определение уровня температуры плавки в печах | |
| Списание по акту непригодных к дальнейшему использованию основных средств |
Задание 1.2
Условие задания:
1. Выполнить группировку пользователей бухгалтерской информации в по отношению к предприятию и финансовому интересу.
Материал для выполнения задания:
1. Деловые партнеры, аудиторские фирмы, банки, менеджеры, покупатели и заказчики, Пенсионный фонд, финансовые аналитики, собственники, инвесторы, поставщики, руководители подразделений, налоговые органы, суд, органы государственной статистики, управленческий персонал, профсоюзы, небанковские финансовые учреждения, будущие акционеры, Фонд социального страхования.
Таблица 1.3 – Группировка пользователей учетной информации
| Пользователи информации по отношению к предприятию | Пользователи, имеющие прямой финансовый интерес | Пользователи, не имеющие прямой финансовый интерес | Пользователи без финансового интереса |
| Внутренние | |||
| Внешние |
Тема 2.
Задания для самопроверки ЗНАНИЙ
Задание 2.1
Условие задания
1. Сгруппировать в таблице хозяйственные ресурсы предприятия по следующим группам: основные средства, производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция, денежные средства, средства в расчетах.
2. Подсчитать итоги по каждой классификационной группе и общий итог.
Материал для выполнения задания:
Таблица 2.1 - Состав хозяйственных ресурсов мебельной фабрики «Каштан» по состоянию на 31 января 20Х1 года
| № | Хозяйственные ресурсы | Сумма, у.е. |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 | Фурнитура на складе | 50000 |
| 2 | Производственное оборудование | 200000 |
| 3 | Наличные деньги в кассе | 1500 |
| 4 | Масло машинное на складе | 500 |
| 5 | Задолженность покупателей за реализованную готовую продукцию | 3000 |
| 6 | Ткань, раскроенная для обивки диванов, в цеху | 5000 |
| 7 | Нитки на складе | 1000 |
| 8 | Диваны на складе | 21000 |
| 9 | Здание фабрики | 800000 |
| 10 | Кресла на складе | 18000 |
| 11 | Денежные средства на текущем счете в банке | 50000 |
| 12 | Задолженность менеджера Михайлова Ю.В. по авансу, выданному на служебную командировку | 200 |
| Итого | 1150200 |
Задание 2.2
Условие задания:
1. Сгруппировать в таблице источники образования хозяйственных ресурсов предприятия по следующим группам: собственный капитал, обязательства.
2. Подсчитать итоги по каждой классификационной группе и общий итог.
Материал для выполнения задания:
Таблица 2.2 - Состав источников образования хозяйственных ресурсов мебельной фабрики «Каштан» по состоянию на 31 января 20Х1 г.
| № | Источники хозяйственных ресурсов | Сумма, у.е. |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 | Уставный капитал | 900000 |
| 2 | Задолженность предприятию «А.Б.К» по фурнитуру | 30000 |
| 3 | Задолженность работникам производства по заработной плате | 25000 |
| 4 | Задолженность банку «Бонус» по краткосрочному кредиту | 40000 |
| 5 | Задолженность фабрике «Восток» за ткань | 40200 |
| 6 | Задолженность управленческому персоналу по заработной плате | 20000 |
| 7 | Задолженность Энергосбыту за электроэнергию | 4000 |
| 10 | Дополнительный капитал | 15000 |
| 11 | Прибыль | 76000 |
| Итого | 1150200 |
Задание 2.3
Условие задания:
1. Выполнить группировку хозяйственных средств мебельной фабрики «Каштан» на необоротные активы, оборотные активы, собственный капитал, обязательства, используя условие задач 2.1 и 2.2 данной темы.
Задание 2.4
Условие задания:
1. Сгруппировать в таблице хозяйственные ресурсы предприятия по следующим группам: основные средства, производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция, денежные средства, средства в расчетах.
2. Подсчитать итоги по каждой классификационной группе и общий итог.
Материал для выполнения задания:
Таблица 2.3 - Состав хозяйственных ресурсов швейной фабрики «Володарка» по состоянию на 01 января 20Х1 года:
| № | Хозяйственные ресурсы | Сумма, у.е. |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 | Ткань костюмная на складе | 53000 |
| 2 | Швейные машины в швейном цеху | 40000 |
| 3 | Наличные деньги в кассе | 500 |
| 4 | Сатин на складе | 9000 |
| 5 | Задолженность экспедитора Кравченко А.Н. за аванс, выданный на хозяйственные расходы | 40 |
| 6 | Ткань, раскроенная для пошива костюмов в закройном цеху | 8500 |
| 7 | Нитки швейные на складе | 2000 |
| 8 | Брюки шерстяные на складе | 21700 |
| 9 | Здание фабрики | 210000 |
| 10 | Задолженность универмага за проданные швейные изделия | 18400 |
| 11 | Пиджаки шерстяные на складе | 8800 |
| 12 | Драп для пошива пальто на складе | 48000 |
| 13 | Сатин, раскроенный для пошива костюмов в закройном цеху | 1000 |
| 14 | Гладильные прессы в отделочном цеху | 7000 |
| 15 | Остаток денежных средств на текущем счете в банке | 53500 |
| 16 | Задолженность инженера Лысенко Л.В. за аванс, выданный на служебную командировку | 120 |
| 17 | Костюмы мужские на складе | 7500 |
| 18 | Пуговицы костюмные на складе | 400 |
| 19 | Мотовозки в подготовительном цеху | 3000 |
| 20 | Брюки, сшитые в швейном цеху | 2500 |
| Итого | 494960 |
Таблица 2.4 – Группировка хозяйственных ресурсов швейной фабрики «Володарка» по состоянию на 31 января 20Х1 года
| Хозяйственные ресурсы | Сумма, у.е. |
| 1 | 2 |
| 1. Основные средства: | |
| 2. Производственные запасы: | |
| 3. Незавершенное производство: | |
| 4. Готовая продукция: | |
| 5. Денежные средства: | |
| 6. Средства в расчетах: | |
| Всего |
Тема 3.
Счет а бухгалтерского учета и двойная запись
Вопросы, рассматриваемые в теме:
План счетов бухгалтерского учета, построение и значение
Активный счет
| Дебет | Кредит |
| Сальдо начальное | |
| Увеличение + (плюс) | Уменьшение - (минус) |
| Оборот (+) | Оборот (-) |
| Сальдо конечное |
Сальдо конечное активного счета определяется по формуле:
С к = Сн + Об Дт - Об Кт
Пассивный счет
| Дебет | Кредит |
| Сальдо начальное | |
| Уменьшение - (минус) | Увеличение + (плюс) |
| Оборот (-) | Оборот (+) |
| Сальдо конечное |
Сальдо конечное пассивного счета определяется по формуле:
С к = Сн + Об Кт - Об Дт
К характерным чертам построения активно-пассивных счетов расчетов относятся:
1) Начальное сальдо может быть либо дебетовым, или кредитовым.
2) При дебетовом начальном остатке записи по дебету означают увеличение, а по кредиту - уменьшение дебиторской задолженности. При кредитовом сальдо, наоборот, записи по дебету означают уменьшение, а по кредиту - увеличение кредиторской задолженности.
3) Конечный остаток также может быть либо дебетовым, или кредитовым.
4) В зависимости от характера активно-пассивного счета остатки показываются в балансе в активе (если сальдо дебетовое) или в пассиве (если сальдо кредитовое).
Большинство активно-пассивных счетов по учету расчетов могут иметь одновременно сальдо дебетовое и кредитовое. Такой двойной остаток называется «развернутое сальдо», которое сворачивать нельзя, потому что это приводит к искажению информации о действительном состоянии задолженности по расчетам. Поэтому, дебетовое сальдо, которое показывает наличие дебиторской задолженности по отдельным расчетам, необходимо отражать в активе баланса, а кредитовое сальдо, показывающее наличие кредиторской задолженности, следует записывать в пассиве баланса.
План счетов бухгалтерского учета, построение и значение
Указание корреспонденции счетов, т. е. бухгалтерской проводки, осуществляется с помощью счетов бухгалтерского учета. Их перечень приведен Плане счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденном приказом Министерством финансов Украины от 30.11.99 г.
План счетов – это систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета, предназначенный для отражения хозяйственных операций и накопления бухгалтерской информации о деятельности предприятия, необходимой пользователям для принятия решений.
Методологической основой действующего Плана счетов являются:
- Закон «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»;
- Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) и национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета (П(С)БУ);
- общепринятые принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
На сегодня применяют четыре планы счетов:
1) План счетов бухгалтерского учета предприятий и организаций;
2) План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений;
3) План счетов бухгалтерского учета Национального банка Украины;
4) План счетов бухгалтерского учета банков Украины.
План счетов состоит из 9 основных классов и класс 0:
Ø
Класс 1. Необоротные активы – счета 10 – 19.
Ø Класс 2. Запасы – счета 20 – 28.
Ø Класс 3. Денежные средства, расчеты и прочие активы – счета 30 – 39.
Ø
Класс 4. Собственный капитал и обеспечение обязательств – счета 40 – 49.
Ø Класс 5. Долгосрочные обязательства – счета 50 – 55.
Ø Класс 6. Текущие обязательства – счета 60 – 69.
Ø Класс 7. Доходы и результаты деятельности – счета 70 – 79.
Ø
|
Класс 8. Расходы по элементам – счета 80 – 85.
Ø Класс 9. Расходы деятельности – счета 90 – 98.
Ø Класс 0. Забалансовые счета – счета 01 – 09. Этот класс представляет счета, учитывающие активы, не принадлежащие предприятию.
Характеристика Плана счетов предприятий и организаций приведена в табл. 4.1.
Таблица 3.1 - Краткое содержание Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций
| Номер и название класса | Характеристика |
| 1 | 2 |
| Класс 1. Необоротные активы | Счета этого класса предназначены для обобщения информации о наличии и движении основных средств, других необоротных материальных активов, нематериальных активов, долгосрочных финансовых инвестиций, капитальных инвестиций, долгосрочной дебиторской задолженности и других необоротных активов, а также износа основных средств. На счетах этого класса с соответствующим ведением аналитического учета обобщается информация о наличии и движении необоротных активов, принадлежащих предприятию на правах собственности, полученных на правах хозяйственного ведения, оперативного управления, полученных в финансовый лизинг, в доверительное управление или по договору аренды целостного имущественного комплекса. |
| Класс 2. Запасы | Объединяет счета, обобщающие информацию о наличии и движении принадлежащих предприятию готовой продукции, товаров, предметов труда, предназначенных для обработки, переработки, использования в производстве и для хозяйственных нужд, а также средств труда, которые предприятие включает в состав малоценных и быстроизнашивающихся предметов. |
| Класс 3.Денежные средства, расчеты и прочие активы | Включает счета, предназначенные для обобщения информации о наличии и движении денежных средств (в национальной и иностранной валюте в кассах, на расчетных (текущих), валютных и других счетах в банках), электронных денег, денежных документов, краткосрочных векселей полученных и финансовых инвестиций, дебиторской задолженности, резерва сомнительных долгов и расходов будущих периодов. Денежные средства в иностранной валюте, операции с ними и расчеты иностранной валютой на счетах этого класса учитываются в гривнях в сумме, определяемой путем пересчета иностранной валюты по курсу Национального банка Украины. Одновременно денежные средства, финансовые инвестиции и расчеты отражаются в той валюте, в которой производятся расчеты и платежи. |
| Класс 4.Собственный капитал и обеспечение обязательств | Охватывает счета для обобщения информации о состоянии и движении средств разновидностей собственного капитала - уставного, паевого, в оценке, дополнительного, резервного, изъятого, неоплаченного, а также нераспределенных прибылей (непокрытых убытков), целевых поступлений, обеспечений будущих расходов и платежей, страховых резервов. |
| Класс 5. Долгосрочные обязательства | Счета этого класса предназначены для учета данных и обобщения информации о: задолженности предприятия банкам по полученным от них кредитам, которая не является текущим обязательством (задолженность, не подлежащая погашению в течение операционного цикла предприятия или в течение двенадцати месяцев с даты баланса); задолженность предприятия по обязательствам с привлечением заемных средств (кроме кредитов банков), на которые начисляются проценты; сумму налога на прибыль, подлежащих уплате в будущих периодах вследствие временной разницы между учетной и налоговой базами оценки; задолженность по выданным долгосрочным векселям и распространенным облигациям. |
| Класс 6. Текущие обязательства | Объединяет счета, обобщающие информацию об обязательствах, которые будут погашены в обычном ходе операционного цикла предприятия или должны быть погашены в течение двенадцати месяцев с даты баланса. На счетах этого класса ведется учет краткосрочных займов, долгосрочных обязательств, стали текущей задолженностью со сроком погашения на дату баланса не более двенадцати месяцев, краткосрочных векселей выданных, расчетов с поставщиками и подрядчиками, расчетов по налогам и платежам, расчетов по страхованию, расчетов по оплате труда, расчетов с участниками, а также других расчетов и операций, доходов будущих периодов. На отдельных субсчетах синтетических счетов 63, 64, 65, 68 сальдо на конец месяца может быть не только кредитовым, но и дебетовым. Такие показатели не сворачиваются, а сальдо синтетического счета определяется развернуто по дебету и кредиту как сумма соответствующего сальдо на субсчетах. |
| Класс 7. Доходы и результаты деятельности | Охватывает счета, предназначенные для обобщения информации о доходах от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Состав доходов и порядок их признания определяются соответствующими положениями (стандартами) бухгалтерского учета. |
| Класс 8. Расходы по элементам | Включает счета, предназначенные для обобщения информации о расходах предприятия в течение отчетного периода. На счетах этого класса, кроме счета 85 «Прочие расходы», ведется учет расходов операционной деятельности по следующим элементам расходов: материальные расходы, расходы на оплату труда, отчисления на социальные мероприятия, амортизация и прочие операционные расходы. Счет 85 применяется для обобщения информации о расходах, связанных с инвестиционной и финансовой деятельностью, а также о других расходах деятельности. |
| Класс 9. Расходы деятельности | Счета этого класса применяются для обобщения информации о расходах операционной, инвестиционной, финансовой и иной деятельности предприятия. |
| Класс 0. Забалансовые счета | Забалансовые счета предназначены для обобщения информации о наличии и движении: ценностей, которые не принадлежат предприятию, но временно находятся в его пользовании, распоряжении или на хранении (объекты операционной аренды основных средств, материальные ценности на ответственном хранении, переработке, комиссии, монтаже); условных прав и обязательств предприятия (залога, гарантии, обязательств); бланков строгого учета; списанных активов (недостачи ценностей, дебиторская задолженность) для наблюдения за возможностью их возмещения виновными лицами (должниками) амортизационных отчислений. |
В плане счетов указываются номера счетов их названия. Номер счета трехзначный:
1 – номер класса;
2 – номер счета в классе;
3 – номер субсчета, т.е. счета второго порядка.
Структура Плана счетов ориентирована на потребности составления финансовой отчетности. Поэтому в Плане разграничены балансовые счета, которые объединены в классы по разделам актива (1, 2, 3 класса), пассива баланса (4, 5, 6 классы) и номинальные счета, предназначенные для учета расходов, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия (7, 8, 9 классы). Таким образом, показатели разделов баланса заполняются по данным счетов 1-6 классов, а показатели Отчета о финансовых результатах - по данным счетов 7-8 классов.
В Плане счетов учтено экономическое содержание счетов и их назначение, исходя из кругооборота хозяйственных средств.
План счетов должен обеспечить получение информации для внутренних и внешних пользователей, удовлетворение информационных потребностей различных уровней управления и составления форм финансовой отчетности непосредственно по данным счетов.
Для обеспечения правильного использования счетов при отражении хозяйственных операций одновременно с принятием Плана счетов Министерство финансов Украины разрабатывает и утверждает Инструкцию по его применению. В ней приводятся, как правило, характеристика экономического содержания, назначение и структура каждого счета, типовая корреспонденция счетов, даются указания о порядке организации аналитического учета.
Приказом Минфина от 09.12.2011 г. №1591 «О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Министерства финансов Украины по бухгалтерскому учету» внесены изменения в План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций (приказ Минфина от 30.11.99 №291). Приведенная новая его редакция.
Обновленный План счетов не содержит субсчетов, но предприятия могут самостоятельно вводить субсчета, исходя из потребностей управления, контроля, анализа и отчетности, а также использовать субсчета, определенные Инструкцией по применению Плана счетов (приказ Минфина №291 от 30.11.99 г.).
ВНИМАНИЕ! Действие используемых ранее субсчетов никоим образом не отменяется!
Субсчета к синтетическим счетам вводятся предприятием самостоятельно, исходя из потребностей управления, контроля, анализа и отчетности.
Предприятия же, которые используют Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденную приказом Министерства финансов Украины от 30.11.99 N291, используют субсчета, определенные этой Инструкцией (то есть для действующих предприятий порядок не изменяется).
Таким образом, План счетов и Инструкция по его применению является важным средством государственного регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности, осуществляется с целью создания единых правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, которая является обязательной для всех предприятий, гарантирует и защищает интересы пользователей учетной информации.
Задания для самопроверки ЗНАНИЙ
Задание 3.1
Условия задания:
1. Открыть бухгалтерский счет №301 "Касса в национальной валюте, записать на него сальдо начальное.
2. На основании хозяйственных операций составить бухгалтерские проводки. Выполнить записи в журнал регистрации хозяйственных операций.
3. Записать на счет №301 хозяйственные операции, подсчитать обороты за месяц и определить сальдо на конец месяца.
Материал для выполнения задания:
Сальдо по счету №301 "Касса в национальной валюте" по состоянию на 01 декабря 20Х1р. составило 250 у.е.
1. Поступили деньги в кассу с текущего счета в банке - 10000 у.е.
2. Возвращен в кассу неиспользованный остаток подотчетных сумм - 40 у.е.
3. Выплачена из кассы заработная плата работникам - 9800 у.е.
4. Сданы деньги из кассы в банк для зачисления на текущий счет - 200 у.е.
5. Поступили в кассу платежи от покупателей - 500 у.е.
6. Выплачено из кассы кредитору за аренду помещения - 600 у.е.
Задание 3.2
Условие задания:
1. По нижеприведенным данным из Главной книги открыть бухгалтерские счета и записать на них начальное сальдо.
2. Открыть журнал регистрации хозяйственных операций, записать в него все операции и указать по ним корреспондирующие счета.
3. Записать на счетах хозяйственные операции магазина за март месяц.
4. Подсчитать обороты по счетам и определить сальдо на конец месяца.
5. Составить баланс магазина по состоянию на конец месяца.
Материал для выполнения задания:
Таблица 3.3 - Сальдо бухгалтерских счетов магазина по состоянию на 01.03.20Х1 г.
| Счета активные | Сумма, у.е. | Счета пассивные | Сумма, у.е. |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 10 «Основные средства» | 13500 | 40 «Зарегистрированный (паевой) капитал» | 18500 |
| 131 «Износ основных средств» | (2800) | 44 «Прибыль нераспределенная» | 770 |
| 282 «Товары в торговле» | 7200 | 60 «Краткосрочные кредиты» | 1000 |
| 284 «Тара» | 1350 | 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» | 2400 |
| 285 «Торговая наценка» | (2100) | 64 «Расчеты по налогам и платежам» | 1050 |
| 30 «Касса» | 400 | 66 «Расчеты по выплатам работникам» | 950 |
| 31 «Счета в банках» | 3000 | ||
| 36 «Расчеты с покупателями и заказчиками» | 2700 | ||
| 377 «Расчеты с прочими дебиторами» | 1420 | ||
| БАЛАНС | 24670 | БАЛАНС | 24670 |
Таблица 3.4 – Хозяйственные операции магазина за март 20Х1 р.
| № п/п | Содержание операций | Дебет | Кредит | Сумма, у.е. |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| 1 | Поступили от поставщика товары, расчет за которые не произведен | 800 | ||
| 2 | С текущего счета в банке получены деньги в кассу для выплаты заработной платы | 1000 | ||
| 3 | Выплачена из кассы заработная плата работникам предприятия | 850 | ||
| 4 | Перечислена с текущего счета в банке задолженность поставщикам | 1400 | ||
| 5 | Зачислены на текущий счет в банке платежи от дебиторов | 1420 | ||
| 6 | Выдано из кассы под отчет на хозяйственные нужды | 200 | ||
| 7 | Перечислено с текущего счета в банке в погашение задолженности перед бюджетом | 750 | ||
| 8 | Поступили в магазин от поставщика основные средства | 3000 | ||
| 9 | Получен авансовый отчет подотчетного лица по приобретенным материалам | 180 | ||
| 10 | Перечислено с текущего счета в банке в погашение краткосрочного кредита | 1000 | ||
| Оборот за месяц | ? |
Задание 3.3
Условие задания:
1. На основании ниже приведенных данных из Главной книги открыть счета бухгалтерского учета и записать В к ним сальдо на 1 января.
2. Открыть журнал регистрации хозяйственных операций, записать в него все операции, указывая за ними корреспондирующие счета.
3. Показать на счетах операции магазины за январь.
4. Подсчитать обороты за месяц по счетам и определить по каждому счету конечное сальдо.
5. Составить баланс магазина состоянию на конец месяца.
Материал для выполнения задания:
Таблица 3.5 - Сальдо бухгалтерских счетов магазина по состоянию
На 01.01.20Х1 г.
| Счета активные | Сумма, у.е. | Счета пассивные | Сумма, у.е. |
| 10 «Основные средства» | 73090 | 40 «Зарегистрированный (паевой) капитал» | 160320 |
| 22 «МБП» | 640 | 44 «Прибыль нераспределенная» | 12270 |
| 282 «Товары в торговле» | 164720 | 60 «Краткосрочные кредиты» | 43640 |
| 30 «Касса» | 330 | 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» | 36070 |
| 31 «Счета в банках» | 14960 | 66 «Расчеты по выплатам работникам» | 3910 |
| 36 «Расчеты с покупателями и заказчиками» | 1730 | 685 «Расчеты с прочими кредиторами» | 1230 |
| 372 «Расчеты с подотчетными лицами» | 100 | ||
| 377 «Расчеты с прочими дебиторами» | 1870 | ||
| БАЛАНС | 257440 | БАЛАНС | 257440 |
Таблица 3.6 – Хозяйственные операции за январь 20Х1 р.
| № п/п | Содержание операций | Дебет | Кредит | Сумма, у.е. |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| 1 | Зачислен на текущий счет в банке краткосрочный кредит | 7800 | ||
| 2 | Поступили на текущий счет деньги от покупателей | 1200 | ||
| 3 | С текущего счета в банке переданы деньги в кассу на выплату заработной платы | 3900 | ||
| 4 | Выданы из кассы деньги под отчет завмагу на хозяйственные нужды | 40 | ||
| 5 | На текущий счет в банке поступило в погашение долга от дебиторов | 720 | ||
| 6 | Выдана из кассы заработная плата работникам предприятия | 3850 | ||
| 7 | Получен от заведующего магазином отчет об использовании подотчетных сумм на покупку материалов | 38 | ||
| 8 | Поступили от поставщика товары, расчеты за которые не произведены | 19800 | ||
| 9 | За счет краткосрочного кредита банка оплачена задолженность поставщику за товары | 19650 | ||
| 10 | С текущего счета в банке перечислена задолженность разным кредиторам | 1200 | ||
| Оборот за месяц | ? |
Задание 3.4
Условие задания:
1. По нижеприведенным хозяйственным операциям необходимо определить счета, по которым произошло движение.
2. Каким образом хозяйственные операции повлияли на значение показателей по счетам?
3. Выполнить записи в журнал регистрации и учета хозяйственных операций, при этом указать корреспондирующие счета.
Материал для выполнения задания:
Таблица 3.7 - Хозяйственные операции магазина «Калина» за март 20Х1 г.
| № п/п |
Содержание хозяйственных операций
Корреспонденция счетов
Сумма, у.е.
Задание 3.5
Условие задания:
1. На основе приведенного ниже баланса открыть бухгалтерские счета и записать на них сальдо на 01.08 20Х1г.
2. Отразить на счетах хозяйственные операции завода «Буран» за август текущего года.
3. Подсчитать итоги записей на счетах и определить остатки на 31.08. текущего года.
4. Составить баланс на 31.08. текущего года.
Материал для выполнения задания:
Таблица 3.8 - Баланс завода «Буран» на 01.08.20Х1 г.
| Актив | Сумма | Пассив | Сумма |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| Основные средства | 120500 | Зарегистрированный (паевой) капитал | 150000 |
| Сырье и материалы | 50000 | Расчеты с поставщиками и подрядчиками | 13500 |
| Касса в национальной валюте | 500 | Расчеты по оплате труда | 12000 |
| Текущий счет в национальной валюте | 23200 | Краткосрочные кредиты | 3000 |
| Расчеты с подотчетными лицами | 300 | Прибыль нераспределенная | 16000 |
| Баланс | ? | Баланс | ? |
Таблица 3.9 – Операции завода за август 20Х1 г.
| № | Содержание хозяйственной операции | Сумма, у.е. |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 | Оприходованы материалы, поступившие от поставщика | 8000 |
| 2 | Получены деньги в кассу с текущего счета в банке | 11000 |
| 3 | По распоряжению собственников доля прибыли на этапе распределения присоединена к уставному капиталу предприятия | 5000 |
| 4 | На текущий счет в банке зачислен краткосрочный кредит | 6000 |
| 5 | Выданы деньги из кассы подотчетным лицам | 500 |
| 6 | Выдана из кассы заработная плата работникам предприятия | 10000 |
| 7 | Поступили бесплатно основные средства | 6500 |
| 8 | На основе отчета подотчетного лица получены канцелярские принадлежности | 620 |
| 9 | Выданы подотчетному лицу из кассы деньги, излишне перерасходованные на покупку канцелярии | ? |
| 10 | С текущего счета в банке перечислена задолженность для погашения кредита | 7000 |
| Итого | ? |
Тема 6.
Документация и инвентаризация
Вопросы, рассматриваемые в теме:
6.1 Учетные документы, их назначение. Требования к содержанию и оформлению документов
Классификация документов
Классификация документов
Правильному составлению и использованию документов помогает их группировка по однородным признакам.
Классификация документов:
1) по назначению:
а) распорядительные (приказ, распоряжение, наряд);
б) исполнительные (оправдательные), в которых фиксируется факт совершения операции (накладные, приходный кассовый ордер, выписка банка);
в) документы бухгалтерского оформления (расчеты, справки);
г) комбинированные, которые содержат распоряжение и подтверждают фактическое совершение операции (расходный кассовый ордер, доверенность);
2) по месту составления:
а) внутренние;
б) внешние;
3) по степени обобщения учетных данных:
а) первичные документы – оформляют саму операцию и те изменения, которые она вызвала;
б) сводные – обобщают данные первичных документов (товарный отчет, материальный отчет, отчет кассира, выписка банка, авансовый отчет);
4) по технике формирования:
а) бумажные носители информации, т.е. документы, составленные вручную;
б) машиносчитываемые носители информации, т.е. документы, составленные с помощью вычислительной техники;
5) по характеру учитываемых операций:
а) товарные (материальные) – содержат сведения о ТМЦ в натурально- стоимостном измерении (накладная, товарно-транспортная накладная, спецификация);
б) кассовые – содержат данные о движении наличных денег в кассе (приходные и расходные кассовые ордера);
в) банковские документы (платежные поручения, чеки, аккредитивы), которые используются для безналичных расчетов;
г) документы по оплате труда (табель использования рабочего времени, лицевой счет, расчетно-платежная ведомость);
д) документы по инвентаризации (приказ, инвентаризационная опись, акт инвентаризации наличия денежных средств, сличительная ведомость);
е) документы по оформлению движения основных средств (акт ввода-передачи, акт ликвидации основных средств).
Смысловой модуль 1.
Учет в системе управления предприятием
Дата: 2018-11-18, просмотров: 800.