ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Введение ребенка в яркий, эмоциональный мир музыкального искусства начинается с раннего возраста - первого и второго года жизни. Задачи музыкального воспитания на этом этапе следующие:

1) вызывать у детей чувство радости и побуждать их к активности;

2) дать возможность получать яркие музыкальные впечатления;

3) привить интерес и любовь к музыке, развивать музыкальную восприимчивость и музыкальную активность ребенка. Поэтому основу музыкальных занятий в раннем возрасте составляет в ос­новном слушание пения педагога, звучания различных детских му­зыкальных инструментов и игрушек, мерлитона, губной гармошки. Занятия с использованием фортепиано начинаются лишь с третье­го года жизни.

Развитие музыкальной восприимчивости и активности детей на музыкальных занятиях тесно связано с их радостными пережива­ниями и обусловлено игровыми приемами воспитательных воздей­ствий. Чем интереснее, разнообразнее и радостней содержание музыкального материала занятий, тем более они способствуют проявлению голосовых, двигательных активных реакций ребенка (эмоциональные возгласы, общее оживление, ритмичный говорок, улыбка, попытки произвести те или иные, связанные со звуками музыки действия).

В первые годы жизни эмоциональное состояние детей и их от­ношение к окружающему играет огромную роль в развитии. Вы­сокая пластичность всего организма и нервно-психической дея­тельности способствует быстроте обучаемости, а систематичность учебно-воспитательных (в том числе и музыкальных) воздействий позволяет легко осуществлять взаимосвязь физического и психи­ческого развития ребенка, полнее использовать его богатые при­родные возможности без ущерба для здоровья и нервной системы. Однако необходимо помнить, что поведение, устойчивость внима­ния, работоспособность маленького ребенка в основном зависят от того, нравится ему что-либо, интересно, доставляет удовольствие или нет. Хороший результат дает только то, что ребенок восприни­мает охотно, с желанием. Особенно высока у детей потребность в двигательной активности. Ограничение движений, однообразие впечатлений от окружающего ведут к резкому отставанию в пси­хическом развитии. Маленьких детей привлекает все яркое, дви­жущееся, звучащее, блестящее. Рано формируется у детей и потреб­ность общения со взрослыми. В конце второго месяца жизни ребенка лицо говорящего взрослого является для него наиболее сильным раздражителем, вызывающим сначала длительное сосредоточение, затем радость. Мимика, жесты, действия взрослого с предметами вызывают желание повторить их. В то же время для действий ребенка характерна незавершенность, для формирующихся умений и навыков - неустойчивость. Дети легко отвлекаются по самым незначительным поводам. Например, сосредоточение во время му­зыкальной деятельности легко нарушают скрип двери, шум за ок­ном, приход постороннего лица. Процесс развития детей раннего возраста неравномерный и скачкообразный. На каждом возрастном этапе наблюдаются приоритетные направления развития. Напри­мер, до полутора лет активный словарь ребенка составляет всего лишь более сорока слов, а в два года включает 300-400 слов. При­обретенное умение на какой-то период времени становится доми­нирующим (ребенок «неудержимо» ходит, бегает и т. д.). Однако от начала действия какого-либо раздражителя до ответной реак­ции ребенка проходит какое-то время, т. е. имеет место «запаздыва­ющая реакция». Построение музыкальных занятий должно быть обусловлено особенностями нервно-психического развития детей раннего возраста.

На первом году жизни в первом полугодии обычно проводятся пятиминутные индивидуальные занятия, состоящие из слушания музыки и игры-пляски. Во втором полугодии - семиминутные ин­дивидуальные занятия, состоящие из слушания музыки, музыкаль­но-двигательного показа и игры-пляски.

На втором году жизни в первом полугодии занятия проводятся индивидуально по 5-7 минут и состоят из слушания музыки, му­зыкально-двигательного показа и игр-плясок, однако содержание занятий расширяется. В каждом разделе занятия педагог побужда­ет детей к проявлению большей самостоятельности, двигательной активности. Во втором полугодии для проведения занятий детей объединяют в небольшие подгруппы (2-5 детей). С ними прово­дятся: слушание музыки, музыкально-двигательные показы, игры и пляски. Длительность занятий - 12-15 минут. Четкую структуру занятий для этого возраста определить довольно трудно, так как она зависит от важных приобретений ребенка: он начинает ходить, говорить, действовать с предметами. Детям трудно сохранить одну и ту же позу, они быстро устают от однообразных действий. Цент­ральным объектом музыкальных занятий становится игрушка, ко­торая и стимулирует детскую музыкальную деятельность.

К третьему году жизни ребенок уже обладает некоторым опы­том простейшей музыкальной деятельности. У детей возникает ак­тивное желание выполнять действия без помощи взрослого, про­является самостоятельность: наблюдается дальнейшее развитие наглядно-действенного мышления, элементарных речевых сужде­ний об окружающем, образование новых форм отношений между собой - постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к про­стейшей совместной игровой деятельности. Совершенствуется ко­ординация движений; детей обучают ходьбе и бегу в разных направ­лениях, ориентировке в пространстве комнаты и коллективных действиях, элементарным плясовым движениям. Структура заня­тий становится более определенной, их проводят с использовани­ем фортепиано, аккордеона. Занятия длятся 15 минут и состоят из упражнений, слушания музыки, пения-подпевания, игры и пляски. В начале года педагог занимается с небольшими подгруппами де­тей, затем постепенно переходит к занятиям со всей группой.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 223.