Глава11. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
ЗНАЧЕНИЕ, ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ И ТРЕБОВАНИЯ,
ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
Музыкальная педагогика определяет в качестве основных три типа музыкальных занятий, обеспечивающих оптимальное развитие каждого дошкольника.
Фронтальные занятия. Наполнены различными видами музыкальной деятельности, проводятся со всеми детьми группы.
Небольшими подгруппами, где продолжается разучивание материала, усвоение которого требует от тех или иных детей больших усилий, затраты дополнительного времени. На этих занятиях разучиваются сюрпризные номера для праздников, развлечений.
Индивидуальные занятия, где совершенствуются навыки более одаренных детей, их исполнительское мастерство; осуществляется подготовка сюрпризных моментов, также разучиваются песни, пляски, игровые роли с застенчивыми, малоактивными детьми или теми, которые по той или иной причине долгое время не посещали детский сад. Здесь же проводится проверка уровня музыкальных способностей, степени усвоения навыков.
В зависимости от содержания и структуры эти занятия подразделяются на типовые, тематические, по слушанию музыки, развитию творчества, по обучению игре на инструментах, комплексные, с доминированием одного вида деятельности.
Наиболее распространенным является типовое занятие. Оно состоит из трех частей. Первая часть осуществляет задачи активизации внимания, его сосредоточения на звучании музыки, внесения организованности в работу, создания рабочего настроения. Начинается эта часть занятия с ходьбы детей, которая должна согласовываться с характером, формой и средствами выразительности музыкального произведения. Обычно для ее проведения используются бодрые марши. По ходу занятия даются задания на совершенствование основных движений: ходьбы, бега, подскоков, прыжков и различных перестроений. (Ни в коем случае нельзя вводить детей под звучание марша из-за двери, ибо в этом случае многие дети не начинают движение одновременно со звучанием музыки.) Так как основой жизнедеятельности организма является движение, то в первой части занятия идет обучение музыкально-ритмическим и двигательным навыкам в процессе какого-либо одного вида упражнений: образного, подготовительного, композиционного.
Во второй части занятия педагог переходит к пению или слушанию (в зависимости от интенсивности движений первой части), учитывая при этом этапы разучивания произведения. В младших группах дети поют две-три песни, перед исполнением которых проводятся музыкально-дидактические упражнения на различение высоты, тембра, силы, длительности звуков. В средней и старшей группах - три песни, перед которыми проводятся упражнения по развитию слуха в виде распевания специально подобранных попевок, исполняемых подгруппами или индивидуально. Для слушания музыки детям предлагается специальный репертуар, указанный в программе или дополнительный. Это может быть и музыкальный материал песен, игр, плясок, которые в дальнейшем будут разучиваться с детьми. Обычно дети слушают и анализируют одно произведение, но можно - для сравнения по сходству или контрасту - исполнить два уже знакомых произведения. После пения или слушания, когда уровень внимания падает, с детьми проводится хорошо разученная ранее игра или пляска (в младших группах возможно их соединение.) В них совершенствуются музыкально-ритмические умения и навыки, ведется работа над выразительностью исполнения. Многократно повторяя игру или пляску, дети начинают выполнять ее непринужденно, придумывать варианты образных движений в играх, фигур в танцах.
После игры или пляски (без перерыва) начинается третья часть занятия, одной из задач которой является приведение возбужденного организма к нормальному состоянию, снижение физической нагрузки. Музыкальный руководитель играет марш спокойного характера, дети идут, постепенно выстраиваясь в колонну, останавливаются с окончанием звучания марша. Проводится оценка занятия. У старших детей спрашивают, а младшим говорят, чем они занимались и как, чтобы закрепить полученные ими знания. После этого педагог высказывает необходимые замечания по поводу участия детей в занятии, их поведения (если это необходимо).
Методика проведения типовых занятий разработана с достаточной полнотой, однако для повышения эффективности обучения педагог должен относиться к их построению творчески. В зависимости от сложности репертуара, степени его усвоения, особенностей поведения детей музыкальный руководитель может, например, исключить слушание музыки или ритмические упражнения, танец, игру, остановиться на более углубленном разучивании только одной песни и т. д.
Тематическое занятие вызывает у детей более глубокий эмоциональный отклик вследствие объединения его содержания одной темой. На таких занятиях достигается целостность, взаимосвязь всех видов детской музыкальной деятельности. Темы занятий могут быть самыми разнообразными: от игровых («Наш поезд», «Любимые игрушки», «Поездка в гости к бабушке») до учебно-познавательных («Музыкальные жанры», «О чем нам рассказывает музыка», «Танцы разных народов», «Что и как рисует музыка» и т. д.). Начало, ход, окончание тематических занятий свободны от каких-либо установок. Они зависят от выдвинутых педагогом программных требований, особенностей развития детей данной группы, используемого музыкального материала, логики развития темы.
Занятие по слушанию музыки. Обычно оно проводится с детьми, уже имеющими опыт музыкальной деятельности, обладающими определенным запасом музыкальной терминологии, т. е. в средней и старшей возрастных группах. Но и здесь оно сокращено по времени, так как не включает смен деятельности, и внимание детей притупляется. Занятие по слушанию музыки обычно продолжается 10 (в средней группе) и 20-25 (в старших группах) минут, его можно проводить и в вечернее время. Но это не развлечение, не концерт, ибо здесь присутствуют элементы обучения: после слушания каждого произведения в грамзаписи или исполненного педагогом с детьми проводится его анализ. Отмечаются характер и средства выразительности произведения, его жанр и форма. На таких занятиях целесообразно слушать произведения в исполнении оркестра, различных музыкальных инструментов, певцов, сравнивать вокальные и инструментальные произведения, программные и непрограммные. Для облегчения восприятия произведений в целом в занятие включается образное и поэтическое слово педагога, пение самих детей, иллюстративный материал - картинки, детали народных костюмов, образные игрушки, предметы прикладного искусства и т. д. На занятие дети приходят как обычно (без маршировок), слушают 4-5 произведений (из них 1-2 незнакомых), анализируют их и спокойно уходят, чтобы не нарушить звучанием марша впечатлений от услышанного.
Занятия по развитию творчества также проводятся в старшем дошкольном возрасте, когда дети уже обладают некоторым объемом знаний, умений и навыков в области пения, музыкально-ритмических движений, игры на инструментах, когда у них в достаточной степени развиты самокритичность, самоконтроль, оценочные суждения, музыкальный вкус. В младших группах творческие задания включаются в ту или иную деятельность на типовых, тематических, комплексных занятиях. Практикой установлено, что в содержание творческих занятий можно включать три элемента из ниже перечисленных: сочинение кратких мелодий или небольших попевок на заданный текст: выполнение образных упражнений; составление пляски-импровизации; сочинение плясовых, маршевых или колыбельных мелодий на металлофоне; проведение сюжетных игр и придумывание их вариантов; сюжетных и несюжетных этюдов; инсценирование незнакомых песен под исполнение педагога. Разумеется, составные элементы занятия должны быть не однотипными и глубоко затрагивать эмоциональную сферу ребенка. Поэтому педагогу самому следует быть на занятии «актером» и «режиссером», применять игровые приемы воздействия на детей, организовывать их активную поисковую мыслительную деятельность, поддерживать инициативность и самостоятельность, относиться ко всем творческим, даже самым элементарным проявлениям детей с доброжелательностью и вниманием. Необходимо вызывать у ребенка желание быть не только исполнителем, но и автором тех или иных игровых ситуаций, танцев, мелодий, т. е. развивать исполнительскую и продуктивную стороны творчества дошкольников.
Обучение игре на инструментах сначала проводится воспитателем на индивидуальных занятиях. По мере продвижения детей в этой области музыкальный руководитель организует занятия по подгруппам и фронтальные по обучению игре в ансамбле и оркестре. Обычно они состоят из трех частей: ознакомление с новым произведением, показ способов звукоизвлечения мелодии и ее ритмичного сопровождения инструментами ударной группы; совершенствование исполнения знакомых произведений; подбор мелодий по слуху или их сочинение.
Комплексные занятия. На них в равной степени представлены музыка, изобразительные искусства и литература. Такие занятия обычно проводятся не часто и служат показателем уровня эстетического развития детей данной группы. Они требуют согласованной предварительной работы музыкального руководителя и воспитателей. Комплексные занятия, как правило, не преследуют задач обучения чему-либо новому, а включают материал, закрепляющий умения детей в сфере художественной деятельности, расширяющий их знания о разнообразных видах, жанрах, средствах выразительности произведений искусств. Например, детям показывают репродукции картин с осенними пейзажами, предлагают желающим прочитать стихотворения об осени, затем исполняют фрагмент пьесы П.И. Чайковского «Октябрь», беседуют о характере музыки, ее настроении и просят изобразить в рисунках свои впечатления.
Занятия с доминированием одного вида деятельности. Проводятся они обычно тогда, когда музыкальный руководитель считает необходимым уделить выработке навыков той или иной музыкальной деятельности большего количества времени. Исключение составляет пение, так как известно, что певческий голос формируется у детей лишь к возрасту 9-12 лет и до этого периода для его охраны следует удерживать их от длительного пения. На одном занятии рекомендуется исполнять 2-3 песни, а на вечерах досуга, праздниках - 4-5. Такие занятия позволяют наверстать упущенное в обучении навыкам, способствуют более углубленному изучению материала по разделам музыкально-ритмических движении, игры на инструментах, музыкально-дидактических игр. Например, дети выполняют подготовительное упражнение к несюжетной игре, затем упражнение-композицию, слушают какое-либо вокальное произведение, разучивают песню, а затем проводят сюжетную игру. В данном случае на занятии доминирует музыкально-ритмическая деятельность.
С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Введение ребенка в яркий, эмоциональный мир музыкального искусства начинается с раннего возраста - первого и второго года жизни. Задачи музыкального воспитания на этом этапе следующие:
1) вызывать у детей чувство радости и побуждать их к активности;
2) дать возможность получать яркие музыкальные впечатления;
3) привить интерес и любовь к музыке, развивать музыкальную восприимчивость и музыкальную активность ребенка. Поэтому основу музыкальных занятий в раннем возрасте составляет в основном слушание пения педагога, звучания различных детских музыкальных инструментов и игрушек, мерлитона, губной гармошки. Занятия с использованием фортепиано начинаются лишь с третьего года жизни.
Развитие музыкальной восприимчивости и активности детей на музыкальных занятиях тесно связано с их радостными переживаниями и обусловлено игровыми приемами воспитательных воздействий. Чем интереснее, разнообразнее и радостней содержание музыкального материала занятий, тем более они способствуют проявлению голосовых, двигательных активных реакций ребенка (эмоциональные возгласы, общее оживление, ритмичный говорок, улыбка, попытки произвести те или иные, связанные со звуками музыки действия).
В первые годы жизни эмоциональное состояние детей и их отношение к окружающему играет огромную роль в развитии. Высокая пластичность всего организма и нервно-психической деятельности способствует быстроте обучаемости, а систематичность учебно-воспитательных (в том числе и музыкальных) воздействий позволяет легко осуществлять взаимосвязь физического и психического развития ребенка, полнее использовать его богатые природные возможности без ущерба для здоровья и нервной системы. Однако необходимо помнить, что поведение, устойчивость внимания, работоспособность маленького ребенка в основном зависят от того, нравится ему что-либо, интересно, доставляет удовольствие или нет. Хороший результат дает только то, что ребенок воспринимает охотно, с желанием. Особенно высока у детей потребность в двигательной активности. Ограничение движений, однообразие впечатлений от окружающего ведут к резкому отставанию в психическом развитии. Маленьких детей привлекает все яркое, движущееся, звучащее, блестящее. Рано формируется у детей и потребность общения со взрослыми. В конце второго месяца жизни ребенка лицо говорящего взрослого является для него наиболее сильным раздражителем, вызывающим сначала длительное сосредоточение, затем радость. Мимика, жесты, действия взрослого с предметами вызывают желание повторить их. В то же время для действий ребенка характерна незавершенность, для формирующихся умений и навыков - неустойчивость. Дети легко отвлекаются по самым незначительным поводам. Например, сосредоточение во время музыкальной деятельности легко нарушают скрип двери, шум за окном, приход постороннего лица. Процесс развития детей раннего возраста неравномерный и скачкообразный. На каждом возрастном этапе наблюдаются приоритетные направления развития. Например, до полутора лет активный словарь ребенка составляет всего лишь более сорока слов, а в два года включает 300-400 слов. Приобретенное умение на какой-то период времени становится доминирующим (ребенок «неудержимо» ходит, бегает и т. д.). Однако от начала действия какого-либо раздражителя до ответной реакции ребенка проходит какое-то время, т. е. имеет место «запаздывающая реакция». Построение музыкальных занятий должно быть обусловлено особенностями нервно-психического развития детей раннего возраста.
На первом году жизни в первом полугодии обычно проводятся пятиминутные индивидуальные занятия, состоящие из слушания музыки и игры-пляски. Во втором полугодии - семиминутные индивидуальные занятия, состоящие из слушания музыки, музыкально-двигательного показа и игры-пляски.
На втором году жизни в первом полугодии занятия проводятся индивидуально по 5-7 минут и состоят из слушания музыки, музыкально-двигательного показа и игр-плясок, однако содержание занятий расширяется. В каждом разделе занятия педагог побуждает детей к проявлению большей самостоятельности, двигательной активности. Во втором полугодии для проведения занятий детей объединяют в небольшие подгруппы (2-5 детей). С ними проводятся: слушание музыки, музыкально-двигательные показы, игры и пляски. Длительность занятий - 12-15 минут. Четкую структуру занятий для этого возраста определить довольно трудно, так как она зависит от важных приобретений ребенка: он начинает ходить, говорить, действовать с предметами. Детям трудно сохранить одну и ту же позу, они быстро устают от однообразных действий. Центральным объектом музыкальных занятий становится игрушка, которая и стимулирует детскую музыкальную деятельность.
К третьему году жизни ребенок уже обладает некоторым опытом простейшей музыкальной деятельности. У детей возникает активное желание выполнять действия без помощи взрослого, проявляется самостоятельность: наблюдается дальнейшее развитие наглядно-действенного мышления, элементарных речевых суждений об окружающем, образование новых форм отношений между собой - постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшей совместной игровой деятельности. Совершенствуется координация движений; детей обучают ходьбе и бегу в разных направлениях, ориентировке в пространстве комнаты и коллективных действиях, элементарным плясовым движениям. Структура занятий становится более определенной, их проводят с использованием фортепиано, аккордеона. Занятия длятся 15 минут и состоят из упражнений, слушания музыки, пения-подпевания, игры и пляски. В начале года педагог занимается с небольшими подгруппами детей, затем постепенно переходит к занятиям со всей группой.
МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возраста группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия. Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю - оказывать помощь каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии. В старшей и подготовительно и группах детям предоставляется больше самостоятельности, но все же помощь воспитателя необходима. Он показывает движения упражнений вместе с музыкальным руководителем, исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары, осуществляет контроль за поведением детей, за качеством выполнения всего программного материала. Воспитатель должен уметь петь песни, показывать любое упражнение, игру или танец, знать музыку для слушания и;< детского репертуара. Во время музыкальных занятий воспитатель следит за осанкой детей; произношением слов в песне, качеством усвоения материала. Роль воспитателя меняется в зависимости о i содержания музыкального занятия. Если в плане занятия намечено дать новую песню, спеть ее может воспитатель, если предварительно разучит ее с музыкальным руководителем. Допускается и такой вариант: первый раз песню исполняет музыкальный руководитель, повторно - воспитатель. Музыкальный руководитель и воспитатель могут исполнить песню вдвоем. На следующем занятии воспитатель поет запев песни, а дети - припев. Воспитатель следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова. Поскольку музыкальный руководитель находится около инструмента, он не всегда способен заметить, кто из детей спел то или иное слово неправильно. Если занятие посвящено слушанию музыки, воспитатель может рассказать о содержании музыкальной пьесы, которую будет исполнять музыкальный руководитель, во время исполнения следить за тем, как дети воспринимают музыку. Когда дети мало высказываются по поводу услышанного, но подают реплики во время исполнения, воспитатель помогает им при анализе наводящими вопросами. При проведении музыкально-ритмических движений с детьми 3-4 лет воспитатель играет с ними, показывает плясовые и имитационные фигуры. В группах детей 4-5 лет он внимательно следит, правильно ли дети выполняют движения и кому из них надо помочь. Присутствуя на занятиях, активно участвуя в них, воспитатель не только помогает детям, но и сам усваивает материал. Необходимо, чтобы на занятиях поочередно присутствовали оба воспитателя. Зная репертуар, они могут включать те или иные песни, игры в повседневную жизнь детей. Особые обязательства налагает на воспитателя отсутствие в детском саду музыкального руководителя, ибо процесс музыкального развития ни в коем случае не должен приостанавливаться. Его осуществляет воспитатель в полном соответствии с задачами и содержанием программы. Обычно музыкальные занятия в отсутствие музыкального руководителя проводятся с использованием вокальной музыки. Для этого воспитателю совершенно необязательно иметь хорошие певческие данные - достаточно обычного голоса, но песни должны исполняться интонационно и ритмически точно, выразительно. Кроме пения, воспитатель может включать в занятие хороводные пляски, слушание музыки с использованием различных народных и детских музыкальных инструментов, технических средств обучения, которые позволяют ознакомить детей с лучшими образцами русской и западной классической музыки, народным музыкальным творчеством, слушать произведения неоднократно в различном исполнении на рояле, баяне, скрипке и др. Грамзапись дает возможность не только слушать музыку, но и выполнять под нее некоторые виды упражнений (ходьба, бег, подскоки, плавный шаг), игры и пляски. Таким образом, организация работы по музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении зависит от тесного рабочего взаимодействия всего педагогического коллектива.
ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
План
I. 1. Ходьба. Марш Н. Леви.
2. Подготовительное упражнение — разучивание движений к русской народной пляске.
♦ Поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке. «Полянка»: русская народная мелодия в обработке Г. Фрида.
♦ Шаг на всей ступне с продвижением вперед. «Под яблонькой зеленой», русская народная песня в обработке Н. Метлова.
II. 1. Слушание музыки.
♦ Марш Д. Шостаковича
♦ Вальс Д. Кабалевского
2. Пение
♦ Распевание на попевке «Василек».
♦ Песня «Журавли», музыка А. Лившица, слова М. Познанской.
♦ Песня «Урожайная», музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.
♦ Песня «Барабан», музыка Е. Тиличеевой, слова Н. Найденовой.
3. Игра «Будь ловким», музыка Н. Ладухина, автор движений С. Руднева.
III. Ходьба под музыку русской народной песни «Во поле береза стояла».
Анализ занятия
Программное содержание. В музыкально-ритмических движениях: учить детей поочередно выбрасывать левую и правую ноги вперед в прыжке; выполнять движения в соответствии с бодрым плясовым характером мелодии, ее ритмом.
В слушании: различать жанровые признаки вальса и марша.
В пении: учить детей вместе начинать и заканчивать песню, исполнять ее выразительно, отчетливо произнося слова.
Задачи. Продолжать воспитывать устойчивый интерес к разножанровой музыке, способность к оценочным суждениям.
Методические пособия. Картинки с изображением танцующих и марширующих детей.
Ход занятия
Дети входят в зал, выстраиваются в колонну у стены. Воспитатель назначает 2 ведущих. Звучит марш. Дети идут по залу, по сигналу воспитателя перестраиваются в две колонны, по окончании марша перестраиваются в две шеренги.
Педагог. Дети, сегодня мы с вами поупражняемся в выполнении следующих движений: поочередное выбрасывание левой и правой ног вперед. Посмотрите, как это делает воспитатель. (Воспитатель показывает движения.) А теперь вы попробуйте повторить эти движения (обращается к детям первой подгруппы). А вы (обращается ко второй подгруппе детей) посмотрите и оцените, кто делает движения лучше.
Дети стоят лицом друг к другу. Музыкальный руководитель играет «Полянку». Каждая подгруппа поочередно выполняет движение, которое показал воспитатель.
Музыкальный руководитель играет «Под яблонькой зеленой». Дети выполняют движение, оценивают его. Педагог предлагает детям, у которых движение получилось лучше, показать его еще раз. Дети показывают. Обе подгруппы вновь выполняют шаги на всей ступне с продвижением вперед. Затем все садятся на места.
Педагог. Дети, сегодня мы послушаем с вами два произведения, которые отличаются друг от друга по жанру. У каждого из вас есть картинки, они помогут вам ответить на вопрос, к какому жанру относится произведение. Послушайте произведение и поднимите картинку, соответствующую его
жанру.
Музыкальный руководитель играет Марш Д. Шостаковича. По окончании звучания произведения дети поднимают картинку с изображением соответствующего движения. Педагог спрашивает нескольких детей, почему они подняли именно эту картинку. Обобщает их ответы. Затем играет следующую пьесу - Вальс Д. Кабалевского. По окончании звучания музыки дети поднимают карточки с соответствующим изображением. Педагог спрашивает нескольких детей, почему они подняли именно эту карточку. Выслушивает ответы, уточняет их. Особое внимание уделяет тем детям, которые допустили ошибки. Вновь поочередно играет произведения.
После слушания музыки проводится распевание по подгруппам.
Педагог. Ребята, на прошлом занятии мы познакомились с новой песней «Журавли». Написал ее композитор А. Лившиц. Послушайте еще раз песню и определите ее настроение.
Исполняет песню. Выслушивает ответы детей и обобщает их.
Педагог. Эту песню надо петь плавно, протяжно, немного грустно. Сейчас я спою еще раз, а вы можете мне подпевать. (Звучит песня.)
Педагог. Как кричат журавли? Что они шлют? Кого кличут за собой? Куда улетают? Кого вам жалко?
На следующем занятии мы продолжим разучивание этой песни.
Вы все хорошо знаете слова песни «Урожайная». Сейчас мы научимся правильно и вовремя начинать петь после вступления к песне.
Начинают дети петь все вместе, затем по рядам, по указанию педагога. Он оценивает точность вступления детей, обращает внимание на ясное произношение окончаний слов.
Педагог. Теперь попробуем исполнить песню по куплетам.
Дает детям задание: каждый ряд поет по одному куплету без остановки, а последний куплет поют все дети. После исполнения педагог отмечает, какой ряд спел лучше.
Педагог. Отгадайте, как называется песня, мелодию которой я
сыграю.
Играет мелодию песни «Барабан», выслушивает ответы детей, уточняет их.
Педагог. Теперь споем эту песню все вместе и очень выразительно. (Дети поют песню.)
Педагог. Поиграем в игру «Будь ловким».
Считалкой выбирает водящего и проводит игру 5—6 раз. Звучит мелодия «Во поле береза стояла». Дети идут, постепенно выстраиваясь в колонну, и останавливаются около стены. Проводится анализ занятия.
Ход занятия
В зал вместе с воспитателем входят дети. Музыкальный руководитель здоровается с ними, предлагает сесть на стулья.
Педагог. Сегодня музыка расскажет вам о детском саде - доме, где вы проводите много-много времени, пока ваши мамы и папы работают.
Много, много дней подряд, летом и зимой
Все мы ходим в детский сад, в детский сад родной.
М. Лаписова
Послушайте песню, которая так и называется «Детский сад». Написал ее для вас композитор Аркадий Филиппенко.
Исполняет песню.
Педагог. Какие игрушки упоминаются в песне? Выслушивает, уточняет ответы детей и исполняет песню еще раз.
Педагог.
Рано утром в светлый дом
Все мы радостно идем.
В этом доме - детский сад.
Он устроен для ребят.
Много книжек в доме есть
И игрушек там не счесть.
Песни, пляски, игры в нем.
В этом доме мы растем.
А. Кузнецова
Да, у нас очень много игрушек: мячей, мишек, машин, кукол, лошадок, солдатиков. Давайте в них превратимся! Станем солдатиками-барабанщиками!
Проводятся образные упражнения. «Барабанщики», «Лошадка». Затем дети садятся.
Педагог. Ваша любимая игрушка — лошадка. Она всегда всех катает. Давайте сделаем ей приятное, разучим про нее песенку.
Исполняется песня «Лошадка», сначала музыкальным руководителем с подпеванием детей, затем воспитателем и детьми. Отдельно пропеваются трудные для произношения слова, фразы, и только после этого дети с педагогами поют песню от начала до конца. Воспитатель показывает детям флажок. Воспитатель. А это что у меня в руках, как называется? Выслушивает ответы детей. Воспитатель.
Нам солнышко сияет
И смотрит на флажки,
Как будто зажигает
Цветные огоньки.
3. Петрова
Предлагает детям повторить знакомую песню «Флажки». Сначала всем вместе, затем девочкам, потом мальчикам по куплетам. Проводит работу над произношением слов: «мастерили», «красными», «солнышко», «сияет», «по улице». Исполняет песню еще раз. Воспитатель вносит мишку, который как бы приплясывает в ее руках. Воспитатель.
Вот как толстый мишка пляшет.
Мишка лапой деткам машет.
Долго мишенька плясал,
Поскользнулся и упал.
И. Планида
Дети, давайте поможем мишке, потанцуем вместе с ним! Становитесь в пары: я с мишкой, мальчики с девочками.
Несколько раз проводится пляска «Сапожки». Воспитатель (от лица Мишки). Спасибо! Научили меня.
Пожелаю не скучать.
Поскорее подрастать.
Меж собою дружно жить,
Детский сад всегда любить.
М. Познанская
Дети прощаются и уходят.
План
1. Знакомство с русской народной песней «Ходила младешенька по борочку» в обработке Н. Римского-Корсакова.
2. Продолжение знакомства с танцами:
♦ украинским народным танцем «Гопак» в обработке А. Абелян;
♦ грузинским танцем «Лезгинка», музыка Т. Шаверзашвили;
♦ чешским народным танцем «Аннушка» в обработке Н. Метлова.
3. Знакомство с польской народной песней «Висла» в обработке В. Иваненкова, перевод С. Кондратьева.
Программное содержание. Учить определять характер и форму музыкальных произведений. Расширять знания детей о различных народах. Обогатить словарь дошкольников новыми словами «Висла», «лезгинка».
Задачи. Воспитывать чувство любви к Родине, доброжелательность к другим народам. Воспитывать интерес и уважение к творчеству разных народов.
Ход занятия
Дети входят в зал, садятся на стулья. Педагог говорит: «Велика наша планета Земля! И живут на ней люди разных народностей. Спрашивает: «Какие народности вы знаете?» Выслушивает ответы, уточняет их. Говорит: «По соседству с Россией живут литовцы, грузины, армяне, белорусы, украинцы и другие народности. У каждого народа своя музыка, свои танцы и песни». Исполняет русскую народную песню «Ходила младешенька по борочку» в обработке Н. Римского-Корсакова. Проводит анализ песни. Затем еще раз исполняет ее.
Исполняет украинский народный танец «Гопак». Проводит анализ этого произведения. Выслушивает ответы детей, уточняет их.
Исполняет грузинский танец «Лезгинка». Проводит анализ этого произведения. Исполняет его еще раз.
Спрашивает: «Дети, какие страны мира вы знаете?» Выслушивает ответы детей, уточняет их. Говорит: «Сегодня я вам исполню два произведения разных народов. Послушайте. Узнаете вы эту музыку? Что это за произведение?» Выслушивает ответы детей. Говорит: «Это чешский народный танец "Аннушка". Он вам хорошо известен». Проводит анализ произведения.
Исполняет песню «Висла». Выясняет характер произведения, уточняет, что такое «Висла». Объясняет, что Висла — главная река Польши. Читает слова этой песни. Затем еще раз исполняет ее.
Говорит: «Сегодня мы слушали музыку разных народов. Музыка была и бодрая, и спокойная, и веселая, и грустная». Проводит сравнение польской песни «Висла» и украинского «Гопака». Выслушивает ответы детей, делает вывод: «Нашу огромную землю заселяют разные народы, у которых свои танцы и песни. Но все народы хотят жить в мире и дружбе».
Занятие окончено. Дети покидают зал.
ВАРИАНТЫ КОНСПЕКТОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ 4-5-6 ЛЕТ ДВУХКОМПЛЕКТНОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА СЕНТЯБРЬ МЕСЯЦ
(проводятся только воспитателем)
Занятие 2. Тематическое: «Наш детский сад» План
Слушание песни. «Детский сад», музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.
Образные упражнения. «Зайчики», музыка Ю. Рожавской; «Барабанщики», музыка Д. Кабалевского; «Лошадки», музыка Ф. Лещинской; «Мячики», украинская народная мелодия в обработке Я. Степового.
Пение. «Петина лошадка», музыка Т. Шутенко, слова В. Болдыревой; «Барабанщик», музыка М. Красева, слова М. Черной; «Конь», музыка Е. Тиличеевой, слова Н. Найденовой.
Пляска парами. Любая народная мелодия бодрого характера.
Задачи. Развивать музыкальное восприятие, умение слушать музыку, высказывать элементарные суждения об услышанном; вызвать эмоционально-радостное состояние, чувство дружелюбия, ответственности за выполнение игровых действий младшими товарищами.
Программное содержание. Согласовывать движения с характером и формой музыкальных произведений; эмоционально передавать игровые образы; детям 5-6 лет уверенно петь песни второго и третьего этапа разучивания, правильно произносить слова и брать дыхание; на первом этапе разучивания песни чисто интонировать.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям сесть на стулья, и говорит, что сегодня музыка расскажет им о детском саде — доме, где они проводят много-много времени, пока работают их родители.
Вам, наверное, знаком
Двухэтажный новый дом?
Для кого он? Для ребят!
В этом доме детский сад.
Н. Найденова
Детьми 6 лет и педагогом исполняется песня «Детский сад». С детьми 4-5 лет проводится беседа по ее содержанию. Песня исполняется еще раз. Дети 4—5 лет, по возможности, подпевают припев.
Воспитатель. В детском саду мы живем дружно, весело. Здесь мы и занимаемся, и отдыхаем, и играем. У нас очень много игрушек: мячей, зверушек! Есть и куклы у нас, ленточки чудесные, и забавы у нас очень интересные! Давайте поиграем в музыкальные игрушки! Заводные они, не простые. Тихо-тихо стоят, двигаться начинают лишь после завода музыкальным ключом. А как музыка перестает звучать и игрушки двигаться перестают, значит, завод кончился...
Проводятся образные упражнения: «Зайчики», «Барабанщики», «Лошадки» (раздельно с детьми 4, 5 и 6 лет), «Мячики» (участвуют все дети). Затем дети садятся.
Воспитатель. Ваша любимая игрушка - лошадка - всегда всех катает. Давайте сделаем ей приятное - споем про нее песенку.
Дети 5—6 лет исполняют песню «Петина лошадка». С детьми 4 лет проводится беседа по ее содержанию, старшие уточняют ответы, исполняют песню еще раз.
Воспитатель. Споем песню еще про одну игрушку. Но сначала отгадайте, как она называется?» (Играет мелодию песни «Барабанщик».)
Дети отгадывают название песни и поют ее. Затем идет дифференцированная работа по ее разучиванию с детьми 4 лет с привлечением к пению некоторых детей 5 лет.
Воспитатель (показывает коня). Это что такое? (Выслушивает ответы, предлагает всем встать и дружно хором спеть песню «Конь».)
Воспитатель. Хорошо всем дружно вместе звонкой песне подпевать, хорошо всем дружно вместе пляску парами сплясать!
Проводится пляска парами (старший встает в пару с ребенком более младшего возраста) под народную мелодию бодрого характера по усмотрению музыкального руководителя. Движения: бег, хлопки, притопы, кружение, полуприседания, «фонарики». Если есть возможность детей 4 лет вывести для одевания на прогулку, то с детьми 5 и 6 лет можно провести несложную игру.
Воспитатель. После веселых игр и плясок в комнате хочется поиграть и на улице. Давайте быстро оденемся, младшим товарищам поможем и пойдем на прогулку.
Занятие 3. Типовое
План
Упражнения. «Барабанщики», музыка Д. Кабалевского, Э. Парлова; Ходьба и бег — «Марш», музыка Е. Тиличеевой, «Экосез», музыка И. Гуммеля.
Слушание. «Дождик», музыка Г. Лобачева.
Музыкально-дидактическое упражнение на различение высоты звучания.
Пение. «Осень», музыка И. Кишко, слова И. Плакиды; «Урожайная», музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной; «Листопад», музыка Т. Попатен-ко, слова Е. Авдиенко.
Музыкально-ритмические движения. «Пляска парами», русская народная песня «Во саду ли, в огороде», автор движений — музыкальный руководитель; «Игра с бубном», русская народная мелодия «Полянка», автор движений Л. Михайлова.
Задачи. Те же, что и в занятии 2.
Программное содержание. Учить всех детей изменять движения в соответствии с формой музыкального произведения, характером его частей,
выполнять легкий бег, ритмичную ходьбу; детей 5—6 лет — перестраиваться в три колонны, выполнять легкие поскоки; детей 4 лет — притопы, хлопки, кружение; в пении учить правильному дыханию, хорошей дикции.
Ход занятия
Дети 4 лет сидят у одной стены, 5-6 лет - у противоположной. С детьми 4 лет проводится упражнение «Барабанщики». Затем они садятся на первый ряд стульев, стоящих у фортепиано. С детьми 5—6 лет проводится упражнение в ходьбе и беге врассыпную («Марш», «Экосез»). Дети садятся.
Воспитатель. Наступила осень. Опадают листья, дождик поливает землю...
Мы под дождем не заплачем,
Пусть моросит с высоты,
Мы через лужицы скачем,
И раскрываем зонты.
М. Ивенсен
Исполняется произведение «Дождик».
Воспитатель по секрету договаривается с детьми 6 лет, чтобы они без слов спели мелодию песни «Осень». Дети 4-5 лет отгадывают по их исполнению название песни. Проводится ее разучивание с детьми 4 лет с привлечением детей 5 лет.
Затем воспитатель в разных регистрах исполняет мелодию песни «Урожайная» и предлагает детям узнать, какие звуки они слышат. Дети отвечают: высокие, средние и низкие. Затем дети 6 лет исполняют песню, дети 5 лет подпевают им все куплеты, а дети 4 лет - только повторение двух последних фраз куплета. Песня разучивается по отдельным фразам, куплетам, с привлечением детей всех возрастов.
Воспитатель. Осенью, сначала одевшись в яркие наряды, деревья сбрасывают их. Это явление природы называется листопад. Разучим про него песню.
Дети 5-6 лет разучивают песню «Листопад», дети 4-х лет слушают и подпевают.
Затем дети 4 лет самостоятельно (по указанию) исполняют парную пляску на музыку «Во саду ли, в огороде» и идут одеваться, а дети 5 и 6 лет играют в «Игру с бубном». Заканчивается занятие ходьбой под марш спокойного характера.
Занятие 4. Типовое
План
Упражнения. Ходьба - «Праздник веселый», музыка Д. Кабалевского, слова Викторова; подготовительное к игре с воздушными шарами, музыка М. Раухвергера.
Пение. «Барабанщик», «Урожайная», «Детский сад», музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.
Слушание. «Походный марш», музыка Д. Кабалевского.
Пляска. «Приглашение», украинская народная мелодия в обработке Г. Теплицкого, автор движений Ф. Теплицкая.
Задачи. Воспитывать внимание, выдержку, усидчивость, развивать самостоятельность суждений, действий; совершенствовать слуховое восприятие.
Программное содержание. Учить навыкам правильного дыхания, хорошей дикции, чистоты интонирования; ритмичной ходьбе с перестроением в 3 колонны, согласованию движений с характером и формой музыкальных произведений.
Ход занятия
Под исполнение на фортепиано марша «Праздник веселый» идут дети 4 лет и перестраиваются в круг. Под марш в вокальном исполнении идут дети 5 и 6 лет, обходят комнату и выстраиваются в круг позади детей 4 лет. В двух кругах дети исполняют подготовительное упражнение в игре с воздушными шарами на музыку М. Раухвергера (легкий бег по кругу, помахивание кистью правой руки, поднятой над головой, плавные полуприседания, кружение). В круг младших встают двое детей 6 лет, и четырехлетки, глядя на них, выполняют упражнение. Затем они садятся к фортепиано. Дети 5-6 пет идут по комнате (под музыку любого двухчастного марша) и перестраиваются в 3 колонны. По окончании музыки — садятся у фортепиано. Музыкальный руководитель имитирует игру на барабане в разных регистрах. Спрашивает детей: «Какой барабан играет, маленький, средний или большой?» Выслушивает и уточняет ответы детей. Задает следующие вопросы: «Какими звуками изображается маленький барабан?» (средний, большой). Предлагает детям 6 лет спеть первый куплет песни «Барабанщик», а детям 5 лет — второй куплет. Дети 4 лет во время отыгрыша и заключения пальчиками имитируют игру на барабане. Затем песню с воспитателем поют дети 4 лет и, наконец, все дети вместе.
Воспитатель исполняет вступление к песне «Урожайная». Просит детей отгадать, какую песню они будут сейчас разучивать. Старшие дети отгадывают, отвечают на вопрос, какой композитор ее написал. Идет совершенствование песни с детьми 5—6 лет и ее разучивание с детьми четырех лет. Педагог выразительно читает текст песни «Детский сад» и предлагает детям подпевать. Далее поочередно по куплетам песню поют дети 5 и 6 пет, четырехлетки подпевают. Самостоятельно они поют припев песни. В процессе разучивания песни дети оценивают пение товарищей.
Воспитатель говорит о том, что дети на каждом занятии маршируют. Марши бывают бодрые, спокойные, торжественные. Под марш можно петь песню. Много маршей написали композиторы для детей и взрослых. Предлагает послушать «Походный марш». Исполняет его, спрашивает детей 4 лет: «О чем рассказала вам музыка марша?» Выслушивает и уточняет ответы. Спрашивает всех детей: «Каков характер этого марша?» Уточняет ответы. Исполняет произведение еще раз. Предлагает всем встать и занять места вдоль стен комнаты, а двоим детям шести лет начать пляску «Приглашение».
Постепенно в пляску включаются все дети. Воспитатель следит за качеством выполнения движений. Дети 6 лет помогают четырехлетним освоить танцевальные движения. По окончании пляски дети идут парами, останавливаются. Воспитатель дает оценку занятию.
Глава11. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
ЗНАЧЕНИЕ, ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ И ТРЕБОВАНИЯ,
Дата: 2018-11-18, просмотров: 677.