Глава11.  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Глава11.  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

 

ЗНАЧЕНИЕ, ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ И ТРЕБОВАНИЯ,

ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

 

Музыкальная педагогика определяет в качестве основных три типа музыкальных занятий, обеспечивающих оптимальное разви­тие каждого дошкольника.

Фронтальные занятия. Наполнены различными видами музы­кальной деятельности, проводятся со всеми детьми группы.

Небольшими подгруппами, где продолжается разучивание мате­риала, усвоение которого требует от тех или иных детей больших усилий, затраты дополнительного времени. На этих занятиях разу­чиваются сюрпризные номера для праздников, развлечений.

Индивидуальные занятия, где совершенствуются навыки более одаренных детей, их исполнительское мастерство; осуществляет­ся подготовка сюрпризных моментов, также разучиваются песни, пляски, игровые роли с застенчивыми, малоактивными детьми или теми, которые по той или иной причине долгое время не посещали детский сад. Здесь же проводится проверка уровня музыкальных способностей, степени усвоения навыков.

В зависимости от содержания и структуры эти занятия подраз­деляются на типовые, тематические, по слушанию музыки, разви­тию творчества, по обучению игре на инструментах, комплексные, с доминированием одного вида деятельности.

Наиболее распространенным является типовое занятие. Оно состоит из трех частей. Первая часть осуществляет задачи активи­зации внимания, его сосредоточения на звучании музыки, внесения организованности в работу, создания рабочего настроения. Начи­нается эта часть занятия с ходьбы детей, которая должна согласо­вываться с характером, формой и средствами выразительности музыкального произведения. Обычно для ее проведения использу­ются бодрые марши. По ходу занятия даются задания на совершен­ствование основных движений: ходьбы, бега, подскоков, прыжков и различных перестроений. (Ни в коем случае нельзя вводить де­тей под звучание марша из-за двери, ибо в этом случае многие дети не начинают движение одновременно со звучанием музыки.) Так как основой жизнедеятельности организма является движение, то в первой части занятия идет обучение музыкально-ритмическим и двигательным навыкам в процессе какого-либо одного вида упраж­нений: образного, подготовительного, композиционного.

Во второй части занятия педагог переходит к пению или слуша­нию (в зависимости от интенсивности движений первой части), учитывая при этом этапы разучивания произведения. В младших группах дети поют две-три песни, перед исполнением которых проводятся музыкально-дидактические упражнения на различение высоты, тембра, силы, длительности звуков. В средней и старшей группах - три песни, перед которыми проводятся упражнения по развитию слуха в виде распевания специально подобранных попевок, исполняемых подгруппами или индивидуально. Для слушания музыки детям предлагается специальный репертуар, указанный в программе или дополнительный. Это может быть и музыкальный материал песен, игр, плясок, которые в дальнейшем будут разучи­ваться с детьми. Обычно дети слушают и анализируют одно про­изведение, но можно - для сравнения по сходству или контрас­ту - исполнить два уже знакомых произведения. После пения или слушания, когда уровень внимания падает, с детьми проводится хо­рошо разученная ранее игра или пляска (в младших группах воз­можно их соединение.) В них совершенствуются музыкально-рит­мические умения и навыки, ведется работа над выразительностью исполнения. Многократно повторяя игру или пляску, дети начина­ют выполнять ее непринужденно, придумывать варианты образных движений в играх, фигур в танцах.

После игры или пляски (без перерыва) начинается третья часть занятия, одной из задач которой является приведение возбужден­ного организма к нормальному состоянию, снижение физической нагрузки. Музыкальный руководитель играет марш спокойного характера, дети идут, постепенно выстраиваясь в колонну, останав­ливаются с окончанием звучания марша. Проводится оценка заня­тия. У старших детей спрашивают, а младшим говорят, чем они за­нимались и как, чтобы закрепить полученные ими знания. После этого педагог высказывает необходимые замечания по поводу уча­стия детей в занятии, их поведения (если это необходимо).

Методика проведения типовых занятий разработана с достаточ­ной полнотой, однако для повышения эффективности обучения педагог должен относиться к их построению творчески. В зависи­мости от сложности репертуара, степени его усвоения, особеннос­тей поведения детей музыкальный руководитель может, например, исключить слушание музыки или ритмические упражнения, танец, игру, остановиться на более углубленном разучивании только од­ной песни и т. д.

Тематическое занятие вызывает у детей более глубокий эмо­циональный отклик вследствие объединения его содержания одной темой. На таких занятиях достигается целостность, взаимосвязь всех видов детской музыкальной деятельности. Темы занятий могут быть самыми разнообразными: от игровых («Наш поезд», «Любимые игрушки», «Поездка в гости к бабушке») до учебно-познавательных («Музыкальные жанры», «О чем нам рассказыва­ет музыка», «Танцы разных народов», «Что и как рисует музыка» и т. д.). Начало, ход, окончание тематических занятий свободны от каких-либо установок. Они зависят от выдвинутых педаго­гом программных требований, особенностей развития детей дан­ной группы, используемого музыкального материала, логики развития темы.

Занятие по слушанию музыки. Обычно оно проводится с детьми, уже имеющими опыт музыкальной деятельности, обладающими определенным запасом музыкальной терминологии, т. е. в средней и старшей возрастных группах. Но и здесь оно сокращено по вре­мени, так как не включает смен деятельности, и внимание детей притупляется. Занятие по слушанию музыки обычно продолжает­ся 10 (в средней группе) и 20-25 (в старших группах) минут, его можно проводить и в вечернее время. Но это не развлечение, не концерт, ибо здесь присутствуют элементы обучения: после слуша­ния каждого произведения в грамзаписи или исполненного педаго­гом с детьми проводится его анализ. Отмечаются характер и сред­ства выразительности произведения, его жанр и форма. На таких занятиях целесообразно слушать произведения в исполнении ор­кестра, различных музыкальных инструментов, певцов, сравнивать вокальные и инструментальные произведения, программные и не­программные. Для облегчения восприятия произведений в целом в занятие включается образное и поэтическое слово педагога, пе­ние самих детей, иллюстративный материал - картинки, детали народных костюмов, образные игрушки, предметы прикладного ис­кусства и т. д. На занятие дети приходят как обычно (без маршировок), слушают 4-5 произведений (из них 1-2 незнакомых), анали­зируют их и спокойно уходят, чтобы не нарушить звучанием марша впечатлений от услышанного.

Занятия по развитию творчества также проводятся в старшем дошкольном возрасте, когда дети уже обладают некоторым объе­мом знаний, умений и навыков в области пения, музыкаль­но-ритмических движений, игры на инструментах, когда у них в до­статочной степени развиты самокритичность, самоконтроль, оце­ночные суждения, музыкальный вкус. В младших группах творчес­кие задания включаются в ту или иную деятельность на типовых, тематических, комплексных занятиях. Практикой установлено, что в содержание творческих занятий можно включать три элемента из ниже перечисленных: сочинение кратких мелодий или небольших попевок на заданный текст: выполнение образных упражнений; со­ставление пляски-импровизации; сочинение плясовых, маршевых или колыбельных мелодий на металлофоне; проведение сюжетных игр и придумывание их вариантов; сюжетных и несюжетных этю­дов; инсценирование незнакомых песен под исполнение педагога. Разумеется, составные элементы занятия должны быть не однотип­ными и глубоко затрагивать эмоциональную сферу ребенка. По­этому педагогу самому следует быть на занятии «актером» и «ре­жиссером», применять игровые приемы воздействия на детей, организовывать их активную поисковую мыслительную деятель­ность, поддерживать инициативность и самостоятельность, от­носиться ко всем творческим, даже самым элементарным прояв­лениям детей с доброжелательностью и вниманием. Необходимо вызывать у ребенка желание быть не только исполнителем, но и автором тех или иных игровых ситуаций, танцев, мелодий, т. е. раз­вивать исполнительскую и продуктивную стороны творчества дош­кольников.

Обучение игре на инструментах сначала проводится воспита­телем на индивидуальных занятиях. По мере продвижения детей в этой области музыкальный руководитель организует занятия по подгруппам и фронтальные по обучению игре в ансамбле и ор­кестре. Обычно они состоят из трех частей: ознакомление с новым произведением, показ способов звукоизвлечения мелодии и ее рит­мичного сопровождения инструментами ударной группы; совер­шенствование исполнения знакомых произведений; подбор мело­дий по слуху или их сочинение.

Комплексные занятия. На них в равной степени представлены музыка, изобразительные искусства и литература. Такие занятия обычно проводятся не часто и служат показателем уровня эстети­ческого развития детей данной группы. Они требуют согласован­ной предварительной работы музыкального руководителя и воспи­тателей. Комплексные занятия, как правило, не преследуют задач обучения чему-либо новому, а включают материал, закрепляющий умения детей в сфере художественной деятельности, расширяю­щий их знания о разнообразных видах, жанрах, средствах вырази­тельности произведений искусств. Например, детям показывают репродукции картин с осенними пейзажами, предлагают желаю­щим прочитать стихотворения об осени, затем исполняют фраг­мент пьесы П.И. Чайковского «Октябрь», беседуют о характере музыки, ее настроении и просят изобразить в рисунках свои впечатления.

Занятия с доминированием одного вида деятельности. Про­водятся они обычно тогда, когда музыкальный руководитель счи­тает необходимым уделить выработке навыков той или иной музы­кальной деятельности большего количества времени. Исключение составляет пение, так как известно, что певческий голос формиру­ется у детей лишь к возрасту 9-12 лет и до этого периода для его охраны следует удерживать их от длительного пения. На одном за­нятии рекомендуется исполнять 2-3 песни, а на вечерах досуга, праздниках - 4-5. Такие занятия позволяют наверстать упущен­ное в обучении навыкам, способствуют более углубленному изучению материала по разделам музыкально-ритмических движении, игры на инструментах, музыкально-дидактических игр. Например, дети выполняют подготовительное упражнение к несюжетной игре, затем упражнение-композицию, слушают какое-либо вокальное произведение, разучивают песню, а затем проводят сюжетную игру. В данном случае на занятии доминирует музыкально-ритмическая деятельность.

 

С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Введение ребенка в яркий, эмоциональный мир музыкального искусства начинается с раннего возраста - первого и второго года жизни. Задачи музыкального воспитания на этом этапе следующие:

1) вызывать у детей чувство радости и побуждать их к активности;

2) дать возможность получать яркие музыкальные впечатления;

3) привить интерес и любовь к музыке, развивать музыкальную восприимчивость и музыкальную активность ребенка. Поэтому основу музыкальных занятий в раннем возрасте составляет в ос­новном слушание пения педагога, звучания различных детских му­зыкальных инструментов и игрушек, мерлитона, губной гармошки. Занятия с использованием фортепиано начинаются лишь с третье­го года жизни.

Развитие музыкальной восприимчивости и активности детей на музыкальных занятиях тесно связано с их радостными пережива­ниями и обусловлено игровыми приемами воспитательных воздей­ствий. Чем интереснее, разнообразнее и радостней содержание музыкального материала занятий, тем более они способствуют проявлению голосовых, двигательных активных реакций ребенка (эмоциональные возгласы, общее оживление, ритмичный говорок, улыбка, попытки произвести те или иные, связанные со звуками музыки действия).

В первые годы жизни эмоциональное состояние детей и их от­ношение к окружающему играет огромную роль в развитии. Вы­сокая пластичность всего организма и нервно-психической дея­тельности способствует быстроте обучаемости, а систематичность учебно-воспитательных (в том числе и музыкальных) воздействий позволяет легко осуществлять взаимосвязь физического и психи­ческого развития ребенка, полнее использовать его богатые при­родные возможности без ущерба для здоровья и нервной системы. Однако необходимо помнить, что поведение, устойчивость внима­ния, работоспособность маленького ребенка в основном зависят от того, нравится ему что-либо, интересно, доставляет удовольствие или нет. Хороший результат дает только то, что ребенок восприни­мает охотно, с желанием. Особенно высока у детей потребность в двигательной активности. Ограничение движений, однообразие впечатлений от окружающего ведут к резкому отставанию в пси­хическом развитии. Маленьких детей привлекает все яркое, дви­жущееся, звучащее, блестящее. Рано формируется у детей и потреб­ность общения со взрослыми. В конце второго месяца жизни ребенка лицо говорящего взрослого является для него наиболее сильным раздражителем, вызывающим сначала длительное сосредоточение, затем радость. Мимика, жесты, действия взрослого с предметами вызывают желание повторить их. В то же время для действий ребенка характерна незавершенность, для формирующихся умений и навыков - неустойчивость. Дети легко отвлекаются по самым незначительным поводам. Например, сосредоточение во время му­зыкальной деятельности легко нарушают скрип двери, шум за ок­ном, приход постороннего лица. Процесс развития детей раннего возраста неравномерный и скачкообразный. На каждом возрастном этапе наблюдаются приоритетные направления развития. Напри­мер, до полутора лет активный словарь ребенка составляет всего лишь более сорока слов, а в два года включает 300-400 слов. При­обретенное умение на какой-то период времени становится доми­нирующим (ребенок «неудержимо» ходит, бегает и т. д.). Однако от начала действия какого-либо раздражителя до ответной реак­ции ребенка проходит какое-то время, т. е. имеет место «запаздыва­ющая реакция». Построение музыкальных занятий должно быть обусловлено особенностями нервно-психического развития детей раннего возраста.

На первом году жизни в первом полугодии обычно проводятся пятиминутные индивидуальные занятия, состоящие из слушания музыки и игры-пляски. Во втором полугодии - семиминутные ин­дивидуальные занятия, состоящие из слушания музыки, музыкаль­но-двигательного показа и игры-пляски.

На втором году жизни в первом полугодии занятия проводятся индивидуально по 5-7 минут и состоят из слушания музыки, му­зыкально-двигательного показа и игр-плясок, однако содержание занятий расширяется. В каждом разделе занятия педагог побужда­ет детей к проявлению большей самостоятельности, двигательной активности. Во втором полугодии для проведения занятий детей объединяют в небольшие подгруппы (2-5 детей). С ними прово­дятся: слушание музыки, музыкально-двигательные показы, игры и пляски. Длительность занятий - 12-15 минут. Четкую структуру занятий для этого возраста определить довольно трудно, так как она зависит от важных приобретений ребенка: он начинает ходить, говорить, действовать с предметами. Детям трудно сохранить одну и ту же позу, они быстро устают от однообразных действий. Цент­ральным объектом музыкальных занятий становится игрушка, ко­торая и стимулирует детскую музыкальную деятельность.

К третьему году жизни ребенок уже обладает некоторым опы­том простейшей музыкальной деятельности. У детей возникает ак­тивное желание выполнять действия без помощи взрослого, про­является самостоятельность: наблюдается дальнейшее развитие наглядно-действенного мышления, элементарных речевых сужде­ний об окружающем, образование новых форм отношений между собой - постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к про­стейшей совместной игровой деятельности. Совершенствуется ко­ординация движений; детей обучают ходьбе и бегу в разных направ­лениях, ориентировке в пространстве комнаты и коллективных действиях, элементарным плясовым движениям. Структура заня­тий становится более определенной, их проводят с использовани­ем фортепиано, аккордеона. Занятия длятся 15 минут и состоят из упражнений, слушания музыки, пения-подпевания, игры и пляски. В начале года педагог занимается с небольшими подгруппами де­тей, затем постепенно переходит к занятиям со всей группой.

 

МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возрас­та группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных за­дач данного занятия. Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю - оказывать помощь каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии. В старшей и подготовительно и группах детям предоставляется больше самостоятельности, но все же помощь воспитателя необходима. Он показывает движения упражнений вместе с музыкальным руководителем, исполняет пляс­ку вместе с ребенком, у которого нет пары, осуществляет контроль за поведением детей, за качеством выполнения всего программно­го материала. Воспитатель должен уметь петь песни, показывать любое упражнение, игру или танец, знать музыку для слушания и;< детского репертуара. Во время музыкальных занятий воспитатель следит за осанкой детей; произношением слов в песне, качеством усвоения материала. Роль воспитателя меняется в зависимости о i содержания музыкального занятия. Если в плане занятия намече­но дать новую песню, спеть ее может воспитатель, если предварительно разучит ее с музыкальным руководителем. Допускается и такой вариант: первый раз песню исполняет музыкальный руководитель, повторно - воспитатель. Музыкальный руководитель и воспитатель могут исполнить песню вдвоем. На следующем заня­тии воспитатель поет запев песни, а дети - припев. Воспитатель следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают ме­лодию песни, выговаривают слова. Поскольку музыкальный руко­водитель находится около инструмента, он не всегда способен за­метить, кто из детей спел то или иное слово неправильно. Если занятие посвящено слушанию музыки, воспитатель может расска­зать о содержании музыкальной пьесы, которую будет исполнять музыкальный руководитель, во время исполнения следить за тем, как дети воспринимают музыку. Когда дети мало высказываются по поводу услышанного, но подают реплики во время исполнения, воспитатель помогает им при анализе наводящими вопросами. При проведении музыкально-ритмических движений с детьми 3-4 лет воспитатель играет с ними, показывает плясовые и имитационные фигуры. В группах детей 4-5 лет он внимательно следит, правиль­но ли дети выполняют движения и кому из них надо помочь. При­сутствуя на занятиях, активно участвуя в них, воспитатель не толь­ко помогает детям, но и сам усваивает материал. Необходимо, чтобы на занятиях поочередно присутствовали оба воспитателя. Зная репертуар, они могут включать те или иные песни, игры в по­вседневную жизнь детей. Особые обязательства налагает на воспи­тателя отсутствие в детском саду музыкального руководителя, ибо процесс музыкального развития ни в коем случае не должен приос­танавливаться. Его осуществляет воспитатель в полном соответ­ствии с задачами и содержанием программы. Обычно музыкальные занятия в отсутствие музыкального руководителя проводятся с использованием вокальной музыки. Для этого воспитателю совершенно необязательно иметь хорошие певческие данные - до­статочно обычного голоса, но песни должны исполняться инто­национно и ритмически точно, выразительно. Кроме пения, воспи­татель может включать в занятие хороводные пляски, слушание музыки с использованием различных народных и детских музы­кальных инструментов, технических средств обучения, которые позволяют ознакомить детей с лучшими образцами русской и за­падной классической музыки, народным музыкальным творче­ством, слушать произведения неоднократно в различном исполне­нии на рояле, баяне, скрипке и др. Грамзапись дает возможность не только слушать музыку, но и выполнять под нее некоторые виды упражнений (ходьба, бег, подскоки, плавный шаг), игры и пляски. Таким образом, организация работы по музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении зависит от тесного рабочего взаимодей­ствия всего педагогического коллектива.

ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

 

План

I.  1.  Ходьба. Марш Н. Леви.

2.  Подготовительное упражнение — разучивание движений к русской народной пляске.

♦ Поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке. «Полянка»: русская народная мелодия в обработке Г. Фрида.

♦ Шаг на всей ступне с продвижением вперед. «Под яблонькой зеленой», русская народная песня в обработке Н. Метлова.

II. 1. Слушание музыки.

♦  Марш Д. Шостаковича

♦  Вальс Д. Кабалевского

2.  Пение

♦  Распевание на попевке «Василек».

♦  Песня «Журавли», музыка А. Лившица, слова М. Познанской.

♦ Песня «Урожайная», музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.

♦  Песня «Барабан», музыка Е. Тиличеевой, слова Н. Найденовой.

3. Игра «Будь ловким», музыка Н. Ладухина, автор движений С. Руднева.

III.  Ходьба под музыку русской народной песни «Во поле береза стояла».

   Анализ занятия

Программное содержание. В музыкально-ритмических движениях: учить детей поочередно выбрасывать левую и правую ноги вперед в прыж­ке; выполнять движения в соответствии с бодрым плясовым характером ме­лодии, ее ритмом.

В слушании: различать жанровые признаки вальса и марша.

В пении: учить детей вместе начинать и заканчивать песню, исполнять ее выразительно, отчетливо произнося слова.

Задачи. Продолжать воспитывать устойчивый интерес к разножанровой музыке, способность к оценочным суждениям.

Методические пособия. Картинки с изображением танцующих и мар­ширующих детей.

 

 

    Ход занятия

Дети входят в зал, выстраиваются в колонну у стены. Воспитатель назна­чает 2 ведущих. Звучит марш. Дети идут по залу, по сигналу воспитате­ля перестраиваются в две колонны, по окончании марша перестраиваются в две шеренги.

Педагог. Дети, сегодня мы с вами поупражняемся в выполнении следу­ющих движений: поочередное выбрасывание левой и правой ног вперед. Посмотрите, как это делает воспитатель. (Воспитатель показывает движе­ния.) А теперь вы попробуйте повторить эти движения (обращается к де­тям первой подгруппы). А вы (обращается ко второй подгруппе детей) посмотрите и оцените, кто делает движения лучше.

Дети стоят лицом друг к другу. Музыкальный руководитель играет «По­лянку». Каждая подгруппа поочередно выполняет движение, которое пока­зал воспитатель.

Музыкальный руководитель играет «Под яблонькой зеленой». Дети вы­полняют движение, оценивают его. Педагог предлагает детям, у которых дви­жение получилось лучше, показать его еще раз. Дети показывают. Обе подгруппы вновь выполняют шаги на всей ступне с продвижением вперед. Затем все садятся на места.

Педагог. Дети, сегодня мы послушаем с вами два произведения, кото­рые отличаются друг от друга по жанру. У каждого из вас есть картинки, они помогут вам ответить на вопрос, к какому жанру относится произведение. Послушайте произведение и поднимите картинку, соответствующую его

жанру.

Музыкальный руководитель играет Марш Д. Шостаковича. По окончании звучания произведения дети поднимают картинку с изображением соответ­ствующего движения. Педагог спрашивает нескольких детей, почему они подняли именно эту картинку. Обобщает их ответы. Затем играет следую­щую пьесу - Вальс Д. Кабалевского. По окончании звучания музыки дети поднимают карточки с соответствующим изображением. Педагог спраши­вает нескольких детей, почему они подняли именно эту карточку. Выслуши­вает ответы, уточняет их. Особое внимание уделяет тем детям, которые до­пустили ошибки. Вновь поочередно играет произведения.

После слушания музыки проводится распевание по подгруппам.

Педагог. Ребята, на прошлом занятии мы познакомились с новой пес­ней «Журавли». Написал ее композитор А. Лившиц. Послушайте еще раз песню и определите ее настроение.

Исполняет песню. Выслушивает ответы детей и обобщает их.

Педагог. Эту песню надо петь плавно, протяжно, немного грустно. Сейчас я спою еще раз, а вы можете мне подпевать. (Звучит песня.)

Педагог. Как кричат журавли? Что они шлют? Кого кличут за собой? Куда улетают? Кого вам жалко?

На следующем занятии мы продолжим разучивание этой песни.

Вы все хорошо знаете слова песни «Урожайная». Сейчас мы научимся правильно и вовремя начинать петь после вступления к песне.

Начинают дети петь все вместе, затем по рядам, по указанию педагога. Он оценивает точность вступления детей, обращает внимание на ясное произно­шение окончаний слов.

Педагог. Теперь попробуем исполнить песню по куплетам.

Дает детям задание: каждый ряд поет по одному куплету без остановки, а последний куплет поют все дети. После исполнения педагог отмечает, ка­кой ряд спел лучше.

Педагог. Отгадайте, как называется песня, мелодию которой я

сыграю.

Играет мелодию песни «Барабан», выслушивает ответы детей, уточняет их.

Педагог. Теперь споем эту песню все вместе и очень выразительно. (Дети поют песню.)

Педагог. Поиграем в игру «Будь ловким».

Считалкой выбирает водящего и проводит игру 5—6 раз. Звучит мелодия «Во поле береза стояла». Дети идут, постепенно выстраиваясь в колонну, и останавливаются около стены. Проводится анализ занятия.

Ход занятия

В зал вместе с воспитателем входят дети. Музыкальный руководитель здоровается с ними, предлагает сесть на стулья.

Педагог. Сегодня музыка расскажет вам о детском саде - доме, где вы проводите много-много времени, пока ваши мамы и папы работают.

Много, много дней подряд, летом и зимой

Все мы ходим в детский сад, в детский сад родной.

                                                         М. Лаписова

Послушайте песню, которая так и называется «Детский сад». Написал ее для вас композитор Аркадий Филиппенко.  

Исполняет песню.

Педагог. Какие игрушки упоминаются в песне? Выслушивает, уточняет ответы детей и исполняет песню еще раз.

Педагог.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

   Рано утром в светлый дом

Все мы радостно идем.

В этом доме - детский сад.

Он устроен для ребят.

Много книжек в доме есть

И игрушек там не счесть.

Песни, пляски, игры в нем.

В этом доме мы растем.

              А. Кузнецова

Да, у нас очень много игрушек: мячей, мишек, машин, кукол, лошадок, солда­тиков. Давайте в них превратимся! Станем солдатиками-барабанщиками!

Проводятся образные упражнения. «Барабанщики», «Лошадка». Затем дети садятся.

Педагог. Ваша любимая игрушка — лошадка. Она всегда всех катает. Давайте сделаем ей приятное, разучим про нее песенку.

Исполняется песня «Лошадка», сначала музыкальным руководителем с подпеванием детей, затем воспитателем и детьми. Отдельно пропеваются трудные для произношения слова, фразы, и только после этого дети с педаго­гами поют песню от начала до конца. Воспитатель показывает детям флажок. Воспитатель. А это что у меня в руках, как называется? Выслушивает ответы детей. Воспитатель.      

Нам солнышко сияет

И смотрит на флажки,

Как будто зажигает

Цветные огоньки.

      3. Петрова

Предлагает детям повторить знакомую песню «Флажки». Сначала всем вместе, затем девочкам, потом мальчикам по куплетам. Проводит работу над произношением слов: «мастерили», «красными», «солнышко», «сияет», «по улице». Исполняет песню еще раз. Воспитатель вносит мишку, который как бы приплясывает в ее руках. Воспитатель.

Вот как толстый мишка пляшет.

Мишка лапой деткам машет.

Долго мишенька плясал,

Поскользнулся и упал.

           И. Планида

Дети, давайте поможем мишке, потанцуем вместе с ним! Становитесь в пары: я с мишкой, мальчики с девочками.

Несколько раз проводится пляска «Сапожки». Воспитатель (от лица Мишки). Спасибо! Научили меня.

Пожелаю не скучать.

Поскорее подрастать.

Меж собою дружно жить,

Детский сад всегда любить.

       М. Познанская

Дети прощаются и уходят.

 

 

План

1. Знакомство с русской народной песней «Ходила младешенька по борочку» в обработке Н. Римского-Корсакова.

2. Продолжение знакомства с танцами:

♦ украинским народным танцем «Гопак» в обработке А. Абелян;

♦ грузинским танцем «Лезгинка», музыка Т. Шаверзашвили;

♦  чешским народным танцем «Аннушка» в обработке Н. Метлова.

3. Знакомство с польской народной песней «Висла» в обработке В. Иван­енкова, перевод С. Кондратьева.

Программное содержание. Учить определять характер и форму музы­кальных произведений. Расширять знания детей о различных народах. Обо­гатить словарь дошкольников новыми словами «Висла», «лезгинка».

Задачи. Воспитывать чувство любви к Родине, доброжелательность к дру­гим народам. Воспитывать интерес и уважение к творчеству разных народов.

Ход занятия

Дети входят в зал, садятся на стулья. Педагог говорит: «Велика наша планета Земля! И живут на ней люди разных народностей. Спрашивает: «Какие народности вы знаете?» Выслушивает ответы, уточняет их. Говорит: «По соседству с Россией живут литовцы, грузины, армяне, белорусы, украинцы и другие народности. У каждого народа своя музыка, свои танцы и песни». Исполняет русскую народную песню «Ходила младешенька по борочку» в обработке Н. Римского-Корсакова. Проводит анализ песни. Затем еще раз исполняет ее.

Исполняет украинский народный танец «Гопак». Проводит анализ этого произведения. Выслушивает ответы детей, уточняет их.

Исполняет грузинский танец «Лезгинка». Проводит анализ этого произ­ведения. Исполняет его еще раз.

Спрашивает: «Дети, какие страны мира вы знаете?» Выслушивает ответы детей, уточняет их. Говорит: «Сегодня я вам исполню два произведения раз­ных народов. Послушайте. Узнаете вы эту музыку? Что это за произведе­ние?» Выслушивает ответы детей. Говорит: «Это чешский народный танец "Аннушка". Он вам хорошо известен». Проводит анализ произведения.

Исполняет песню «Висла». Выясняет характер произведения, уточняет, что такое «Висла». Объясняет, что Висла — главная река Польши. Читает слова этой песни. Затем еще раз исполняет ее.

Говорит: «Сегодня мы слушали музыку разных народов. Музыка была и бодрая, и спокойная, и веселая, и грустная». Проводит сравнение польской песни «Висла» и украинского «Гопака». Выслушивает ответы детей, делает вывод: «Нашу огромную землю заселяют разные народы, у которых свои танцы и песни. Но все народы хотят жить в мире и дружбе».

Занятие окончено. Дети покидают зал.

 

ВАРИАНТЫ КОНСПЕКТОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ 4-5-6 ЛЕТ ДВУХКОМПЛЕКТНОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА СЕНТЯБРЬ МЕСЯЦ

(проводятся только воспитателем)

Занятие 2. Тематическое: «Наш детский сад» План

Слушание песни. «Детский сад», музыка А. Филиппенко, слова Т. Вол­гиной.

Образные упражнения. «Зайчики», музыка Ю. Рожавской; «Барабан­щики», музыка Д. Кабалевского; «Лошадки», музыка Ф. Лещинской; «Мя­чики», украинская народная мелодия в обработке Я. Степового.

  Пение. «Петина лошадка», музыка Т. Шутенко, слова В. Болдыревой; «Барабанщик», музыка М. Красева, слова М. Черной; «Конь», музыка Е. Тиличеевой, слова Н. Найденовой.

Пляска парами. Любая народная мелодия бодрого характера.

Задачи. Развивать музыкальное восприятие, умение слушать музыку, высказывать элементарные суждения об услышанном; вызвать эмоциональ­но-радостное состояние, чувство дружелюбия, ответственности за выполне­ние игровых действий младшими товарищами.

Программное содержание. Согласовывать движения с характером и фор­мой музыкальных произведений; эмоционально передавать игровые обра­зы; детям 5-6 лет уверенно петь песни второго и третьего этапа разучивания, правильно произносить слова и брать дыхание; на первом этапе разучивания песни чисто интонировать.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям сесть на стулья, и говорит, что сегодня му­зыка расскажет им о детском саде — доме, где они проводят много-много времени, пока работают их родители.

Вам, наверное, знаком

Двухэтажный новый дом?

Для кого он? Для ребят!

В этом доме детский сад.

              Н. Найденова

Детьми 6 лет и педагогом исполняется песня «Детский сад». С детьми 4-5 лет проводится беседа по ее содержанию. Песня исполняется еще раз. Дети 4—5 лет, по возможности, подпевают припев.

Воспитатель. В детском саду мы живем дружно, весело. Здесь мы и занимаемся, и отдыхаем, и играем. У нас очень много игрушек: мячей, зверушек! Есть и куклы у нас, ленточки чудесные, и забавы у нас очень интересные! Давайте поиграем в музыкальные игрушки! Заводные они, не простые. Тихо-тихо стоят, двигаться начинают лишь после завода музыкальным ключом. А как музыка перестает звучать и игрушки двигаться переста­ют, значит, завод кончился...

Проводятся образные упражнения: «Зайчики», «Барабанщики», «Лошадки» (раздельно с детьми 4, 5 и 6 лет), «Мячики» (участвуют все дети). Затем дети садятся.

Воспитатель. Ваша любимая игрушка - лошадка - всегда всех катает. Давайте сделаем ей приятное - споем про нее песенку.

Дети 5—6 лет исполняют песню «Петина лошадка». С детьми 4 лет прово­дится беседа по ее содержанию, старшие уточняют ответы, исполняют песню еще раз.

Воспитатель. Споем песню еще про одну игрушку. Но сначала отга­дайте, как она называется?» (Играет мелодию песни «Барабанщик».)

Дети отгадывают название песни и поют ее. Затем идет дифференциро­ванная работа по ее разучиванию с детьми 4 лет с привлечением к пению некоторых детей 5 лет.

Воспитатель (показывает коня). Это что такое? (Выслушивает отве­ты, предлагает всем встать и дружно хором спеть песню «Конь».)

Воспитатель. Хорошо всем дружно вместе звонкой песне подпевать, хорошо всем дружно вместе пляску парами сплясать!

Проводится пляска парами (старший встает в пару с ребенком более младшего возраста) под народную мелодию бодрого характера по усмот­рению музыкального руководителя. Движения: бег, хлопки, притопы, кру­жение, полуприседания, «фонарики». Если есть возможность детей 4 лет вывести для одевания на прогулку, то с детьми 5 и 6 лет можно провести несложную игру.

Воспитатель. После веселых игр и плясок в комнате хочется поиграть и на улице. Давайте быстро оденемся, младшим товарищам поможем и пой­дем на прогулку.

 

Занятие 3. Типовое

План

Упражнения. «Барабанщики», музыка Д. Кабалевского, Э. Парлова; Ходьба и бег — «Марш», музыка Е. Тиличеевой, «Экосез», музыка И. Гуммеля.

Слушание. «Дождик», музыка Г. Лобачева.

Музыкально-дидактическое упражнение на различение высоты звучания.

Пение. «Осень», музыка И. Кишко, слова И. Плакиды; «Урожайная», музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной; «Листопад», музыка Т. Попатен-ко, слова Е. Авдиенко.

Музыкально-ритмические движения. «Пляска парами», русская народ­ная песня «Во саду ли, в огороде», автор движений — музыкальный руково­дитель; «Игра с бубном», русская народная мелодия «Полянка», автор дви­жений Л. Михайлова.

Задачи. Те же, что и в занятии 2.

Программное содержание. Учить всех детей изменять движения в соот­ветствии с формой музыкального произведения, характером его частей,

выполнять легкий бег, ритмичную ходьбу; детей 5—6 лет — перестраиваться в три колонны, выполнять легкие поскоки; детей 4 лет — притопы, хлопки, кружение; в пении учить правильному дыханию, хорошей дикции.

 

 

    Ход занятия

Дети 4 лет сидят у одной стены, 5-6 лет - у противоположной. С детьми 4 лет проводится упражнение «Барабанщики». Затем они садятся на первый ряд стульев, стоящих у фортепиано. С детьми 5—6 лет проводится упражне­ние в ходьбе и беге врассыпную («Марш», «Экосез»). Дети садятся.

Воспитатель. Наступила осень. Опадают листья, дождик поливает землю...

Мы под дождем не заплачем,

Пусть моросит с высоты,

Мы через лужицы скачем,

И раскрываем зонты.                                                                                                             

          М. Ивенсен

Исполняется произведение «Дождик».

Воспитатель по секрету договаривается с детьми 6 лет, чтобы они без слов спели мелодию песни «Осень». Дети 4-5 лет отгадывают по их испол­нению название песни. Проводится ее разучивание с детьми 4 лет с привле­чением детей 5 лет.

Затем воспитатель в разных регистрах исполняет мелодию песни «Уро­жайная» и предлагает детям узнать, какие звуки они слышат. Дети отвеча­ют: высокие, средние и низкие. Затем дети 6 лет исполняют песню, дети 5 лет подпевают им все куплеты, а дети 4 лет - только повторение двух последних фраз куплета. Песня разучивается по отдельным фразам, куплетам, с при­влечением детей всех возрастов.

Воспитатель. Осенью, сначала одевшись в яркие наряды, деревья сбра­сывают их. Это явление природы называется листопад. Разучим про него песню.

Дети 5-6 лет разучивают песню «Листопад», дети 4-х лет слушают и под­певают.

Затем дети 4 лет самостоятельно (по указанию) исполняют парную пляс­ку на музыку «Во саду ли, в огороде» и идут одеваться, а дети 5 и 6 лет играют в «Игру с бубном». Заканчивается занятие ходьбой под марш спо­койного характера.

 

Занятие 4. Типовое

План

Упражнения. Ходьба - «Праздник веселый», музыка Д. Кабалевского, слова Викторова; подготовительное к игре с воздушными шарами, музыка М. Раухвергера.

Пение. «Барабанщик», «Урожайная», «Детский сад», музыка А. Филип­пенко, слова Т. Волгиной.

Слушание. «Походный марш», музыка Д. Кабалевского.

Пляска. «Приглашение», украинская народная мелодия в обработке Г. Теплицкого, автор движений Ф. Теплицкая.

Задачи. Воспитывать внимание, выдержку, усидчивость, развивать само­стоятельность суждений, действий; совершенствовать слуховое восприятие.

Программное содержание. Учить навыкам правильного дыхания, хоро­шей дикции, чистоты интонирования; ритмичной ходьбе с перестроением в 3 колонны, согласованию движений с характером и формой музыкальных произведений.

Ход занятия

Под исполнение на фортепиано марша «Праздник веселый» идут дети 4 лет и перестраиваются в круг. Под марш в вокальном исполнении идут дети 5 и 6 лет, обходят комнату и выстраиваются в круг позади детей 4 лет. В двух кругах дети исполняют подготовительное упражнение в игре с воздушными шарами на музыку М. Раухвергера (легкий бег по кругу, помахивание кис­тью правой руки, поднятой над головой, плавные полуприседания, круже­ние). В круг младших встают двое детей 6 лет, и четырехлетки, глядя на них, выполняют упражнение. Затем они садятся к фортепиано. Дети 5-6 пет идут по комнате (под музыку любого двухчастного марша) и перестраиваются в 3 колонны. По окончании музыки — садятся у фортепиано. Музыкальный руководитель имитирует игру на барабане в разных регистрах. Спрашивает детей: «Какой барабан играет, маленький, средний или большой?» Выслуши­вает и уточняет ответы детей. Задает следующие вопросы: «Какими звуками изображается маленький барабан?» (средний, большой). Предлагает детям 6 лет спеть первый куплет песни «Барабанщик», а детям 5 лет — второй куп­лет. Дети 4 лет во время отыгрыша и заключения пальчиками имитируют игру на барабане. Затем песню с воспитателем поют дети 4 лет и, наконец, все дети вместе.

Воспитатель исполняет вступление к песне «Урожайная». Просит детей отгадать, какую песню они будут сейчас разучивать. Старшие дети отгады­вают, отвечают на вопрос, какой композитор ее написал. Идет совершен­ствование песни с детьми 5—6 лет и ее разучивание с детьми четырех лет. Педагог выразительно читает текст песни «Детский сад» и предлагает детям подпевать. Далее поочередно по куплетам песню поют дети 5 и 6 пет, четы­рехлетки подпевают. Самостоятельно они поют припев песни. В процессе разучивания песни дети оценивают пение товарищей.

Воспитатель говорит о том, что дети на каждом занятии маршируют. Мар­ши бывают бодрые, спокойные, торжественные. Под марш можно петь пес­ню. Много маршей написали композиторы для детей и взрослых. Предла­гает послушать «Походный марш». Исполняет его, спрашивает детей 4 лет: «О чем рассказала вам музыка марша?» Выслушивает и уточняет ответы. Спрашивает всех детей: «Каков характер этого марша?» Уточняет ответы. Исполняет произведение еще раз. Предлагает всем встать и занять места вдоль стен комнаты, а двоим детям шести лет начать пляску «Приглашение».

Постепенно в пляску включаются все дети. Воспитатель следит за качеством выполнения движений. Дети 6 лет помогают четырехлетним освоить танце­вальные движения. По окончании пляски дети идут парами, останавливаются. Воспитатель дает оценку занятию.

 

Глава11.  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

 

ЗНАЧЕНИЕ, ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ И ТРЕБОВАНИЯ,

Дата: 2018-11-18, просмотров: 677.