Тип восприятия индивидом группы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Индивидуалистический

Коллективистский

Прагматический

1в 2а 3б 4б 5б 6б 7в 8а 9б 10б 11а 12а 13в 14б 1б 2в 3в 4а 5в 6а 7а 8в 9а 10в 11в 12б 13б 14а 1а 2б 3а 4в 5а 6в 7в 8б 9в 10а 11б 12в 13а 14в            

 

 

При обработке данных «индивидуалистический» тип восприятия испытуемым группы обозначьте буквой «И», «прагматический» - «П», «коллективистский» – «К». Результат испытуемого записывается в виде следующего многочлена: LИ + МП + NK, где L – количество баллов, полученное испытуемым по «индивидуалистическому» типу восприятия, М – «прагматическому», N – «коллективистскому». Например: 4И + 6П + 4К.

 

 

Таблица 8.3.

 

Ответный бланк

 

Фамилия_______________________Группа____________Дата______________

 

1. А Б В 4. А Б В 7. А Б В 10. А Б В 13. А Б В
2. А Б В 5. А Б В 8. А Б В 11. А Б В 14. А Б В
3. А Б В 6. А Б В 9. А Б В 12. А Б В    

 

 

Психологическая структура, роли и отношения

В трудовом коллективе.

 

Трудовые коллективы отличаются друг от друга, прежде всего, психологически, и эти различия проявляются в характере внутреннего морально-психологического климата, состоянии и степени сплоченности их участников.

     
 

 


Морально-психологический климат в трудовом коллективе зависит от следующих факторов:

организации труда и управления;

дисциплины и охраны труда;

воздействия вышестоящих административных организаций, государственных учреждений, других коллективов;

уровня механизации и автоматизации;

способов производства, распределения и потребления материальных ценностей;

системы оплаты труда;

уровня технической эстетики и культуры производства;

квалификационно-образовательного уровня коллектива;

творческого и интеллектуального потенциала работников;

физического и духовного развития коллектива;

системы нравственного воспитания коллектива, формирования моральных и этических принципов;

социально-психологических характеристик личностей;

системы психологических установок;

условий быта и отдыха членов коллектива.

Одной из составляющих морально - психологического климата являются психологические характеристики трудового коллектива, к которым относятся:

Совместимость.

Сплоченность.

Организованность.

Направленность

Сработанность.

Конформизм.

Групповое давление.

1. Совместимость зависит от особенностей характеров членов коллектива, доминирующих чувств, интересов, склонностей общающихся.

 

 

 


В основе совместимости лежит соответствие темпераментов членов коллектива, профессиональных и моральных качеств.

Условиями, обеспечивающими социально-психологическую совместимость, считаются:

соответствие возможностей каждой личности содержанию его деятельности. Это обеспечивает нормальное функционирование трудового коллектива, отсутствие у его членов зависти по отношению к успехам других;

близость или совпадение моральных позиций, которое создает основу для возникновения взаимного доверия между людьми;

однородность основных мотивов деятельности и индивидуальных устремлений членов трудового коллектива, которая способствует лучшему взаимопониманию;

возможность реального взаимного дополнения и органического соединения способностей каждой личности в трудовом и творческом процессе;

рациональное распределение функций между членами коллектива, при котором ни один из них не может добиться успеха за счет другого.

2. Сплоченность характеризует в коллективах степень тесноты общения между личностями и зависит от размера группы, социальной однородности ее членов (при разнородности возникают группировки), достигнутых успехов, наличия внешней опасности.

 

 


Сплоченность обусловлена:

необходимостью взаимопомощи;

необходимостью поддержки друг друга в деле достижения тех или иных целей;

взаимными эмоциональными предпочтениями;

пониманием роли коллективного начала в обеспечении тех или иных гарантий.

В сплоченных коллективах теснее общение, выше самооценка личности, но имеют место неприязненное отношение к посторонним, самонадеянность, утрата критичности и чувства реальности, единомыслие, чувство неуязвимости, самоуверенность, фильтрация информации.

Разногласия у сплоченного коллектива обычно бывают не по целям, а по средствам их достижения. Разногласия у не сплоченного коллектива возникают по всем вопросам, что отрицательно сказывается на взаимоотношениях и, рано или поздно, приводит к его распаду.

Результатом сплоченности коллектива является улучшение индивидуальной адаптации к окружающим и более активное вовлечение людей в его деятельность, ощущение ими личной безопасности.

3. Организованность предполагает повышение степени ответственности отдельных личностей и всего коллектива при достижении общих целей и в случае необходимости защиты коллективных интересов.

 

 

 


В неорганизованных трудовых коллективах, как правило, никто не хочет брать на себя ответственность при преодолении трудностей.

4. Направленность характеризует ориентированность личностей в трудовом коллективе, обуславливает его цели и мотивы.

 

 


5. Сработанность характеризует степень взаимопонимания членов коллектива при выполнении определенных трудовых функций.

 

 

 


6. Конформизм характеризуется тем, что в коллективе формируется групповое единомыслие, основанное на подавлении отдельной личностью своих действительных взглядов на какое-либо явление и поддержке общего мнения с тем, чтобы не нарушать гармонию коллектива.

 

 

 


Степень конформизма зависит от определенности и сложности решаемой задачи, положения человека в группе, значения группы для него. Так, индивиды с высоким статусом подвержены меньшему давлению, а чем привлекательнее группа для человека, чем ближе ему общие цели, тем он больше подчиняется ей.

С точки зрения интересов коллектива в целом конформизм имеет немало положительных сторон:

обеспечивает выживаемость коллектива в критические моменты;

облегчает организацию совместной деятельности людей;

избавляет членов коллектива от раздумий, как себя вести;

придает поведению работников стандартность в обычных ситуациях и предсказуемость – в нестандартных;

облегчает интеграцию в коллективе.

Без конформизма не может быть сплоченного коллектива, и поэтому новички, прежде чем будут приняты в него, проходят проверку на преданность ему, т.е. на способность к конформистскому поведению. И если таковая отсутствует, человек, вряд ли сможет найти в коллективе для себя место.

Конформизм придает коллективу индивидуальность, поскольку все его члены строго придерживаются совместно выработанной системы общих ценностей и норм, которая создается на основе ассимиляции и приспособления того, что привносит в трудовой коллектив каждый.

7. Групповое давление – едва ли не самый сильный способ воздействия на поведение человека в рамках коллектива, и, оказавшись в одиночестве, он часто ему уступает, даже если прав, поскольку в противном случае давление может перерасти в открытое принуждение. В то же время член коллектива с высоким статусом может себе позволить в значительной степени игнорировать нормы.

Нормы и правила усиливают внутригрупповое давление и создают основу контроля со стороны коллектива за поведением своих членов. С ростом сплоченности группы ее давление и контроль до определенного предела усиливаются (правда, одновременно уменьшается сама категоричность требований и норм), а затем постепенно могут переноситься вовне, на окружающие коллективы и даже официальное руководство.

 

 


В зависимости от своего характера и других личных качеств люди по-разному относятся к нормам поведения и групповому давлению. Вероятность признать ту или иную ценность или выбрать ту или иную позицию зависит от степени приверженности ей, доверия ее носителям, уверенности в себе, твердости убеждений.

Схема основных психологических характеристик трудового коллектива представлена на рисунке 8.4.

По психологической структуре делового общения выделяют следующие типы трудовых коллективов:

Пирамидальный.

Случайный.

Открытый.

Коллектив синхронного типа.

1. Пирамидальный коллектив является системой закрытого типа и характеризуется:

иерархическим построением, т.е. чем выше положение члена коллектива, тем выше его права и влияние;

информационными потоками с направлением сверху вниз (приказы и распоряжения) и снизу вверх (отчеты);

жестким иерархическим положением каждого члена коллектива;

определенным консерватизмом и почитанием устоявшегося порядка и традиций;

беспрекословным подчинением членов коллектива руководителю;

Пирамидальные коллективы встречаются в армии, в налаженном производстве, а также в экстремальных ситуациях.

 

Основные психологические

характеристики коллектива

 

Совместимость
 
Сплоченность
 
Организованность
 
Сработанность
 
Направленность
 
Конформизм
 
Групповое давление

 

Рис. 8.4. Схема основных психологических характеристик коллектива

 

2. Случайный коллектив  характеризуется тем, что каждый его член принимает решения самостоятельно. Люди относительно независимы, двигаются в разные стороны, но что-то их объединяет. Такие группы встречаются в творческих коллективах, а также в ситуации рыночной неопределенности и типичны для новых коммерческих структур.

3. Открытый коллектив характеризуется тем, что каждый его член имеет право на инициативу, но все вместе открыто обсуждают актуальные вопросы и проблемы. Главное для них – общее дело. Для таких коллективов присуща эмоциональная открытость, крепкие неформальные отношения людей.

4. Коллектив синхронного типа характеризуется тем, что все люди находятся в разных местах, но все двигаются в одном направлении, так как все знают общую цель. У всех членов коллектива один образ, одна модель, и хотя каждый работает самостоятельно, но все – синхронно, даже без обсуждения и согласования.

 

Отношения в коллективе возникают между людьми, как носителями определенных социальных ролей, предполагающих постоянство поведения в соответствии с более или менее четко установленным эталоном.

 

 


Роль определяет, как нужно вести себя по отношению к другим и что можно ожидать от них. С ролью всегда связываются определенные права, обязанности и ожидания, и личность, не оправдывающая их, подвергается санкциям, а оправдывающая ожидания окружающих – поощрению. Разные люди часто имеют различные представления об одной и той же роли и неодинаково ведут себя в ней. Роли в коллективе подразделяются на «производственные» (функциональные и социальные) и «межличностные». Специалисты выделяют следующие восемь производственных ролей.

Координатор.

Генератор идей.

Энтузиаст.

Контролер-аналитик.

Искатель выгоды.

Исполнитель.

Помощник.

Шлифовщик.

1. Координатор – это член коллектива , который пользуется уважением и умеющий работать с людьми. Координатор обладает наибольшими организаторскими способами и становится обычно в силу этого руководителем коллектива независимо от своих знаний и опыта. Его главная обязанность – уметь работать с теми, кто такими знаниями и опытом обладает, и направлять их активность на достижение поставленных целей.

2. Генератор идей – это работник, стремящийся докопаться до истины. Генератор идей, как правило, самый способный и талантливый член коллектива. Разрабатывает варианты решения любых, стоящих перед ним проблем, но в силу своей пассивности, несобранности и т.п., он не способен воплотить свои идеи на практике.

3. Энтузиаст – член коллектива, берущийся сам за новое дело и воодушевляющий других. Энтузиаст - самый активный член коллектива; он увлекает своим примером окружающих на действия по реализации поставленной цели.

4. Контролер-аналитик – работник, способный трезво оценить выдвинутую идею, возникшую проблему. Контролер-аналитик сам творчески мыслить не способен, но вследствие глубоких знаний, опыта, эрудиции может должным образом оценить идею, выявить ее сильные и слабые стороны, подтолкнуть других к работе по ее дальнейшему совершенствованию. 

5. Искатель выгоды – это член коллектива, который всегда интересуется внешней стороной дела. Он исполнителен и может быть хорошим посредником между людьми, поскольку обычно он самый популярный член коллектива. Искатель выгод - посредник во внутренних и внешних отношениях, придающий определенное единство действиям членов коллектива.

6. Исполнитель – работник, умеющий воплотить идею в жизнь, способен к кропотливому труду, но часто «тонет» в мелочах. Исполнитель добросовестно реализует чужие идеи, но нуждается при этом в постоянном руководстве и подбадривании.

7. Помощник - человек, который лично ни к чему не стремится, довольствуется вторыми ролями, не желает занять ни чье место в коллективе, но готов всегда оказать содействие другим в работе и в жизни.

8. Шлифовщик обладает широким взглядом на проблему и поэтому при необходимости умеет «увязать» ее решение с другими задачами коллектива.

Роли и отношения, возникающие в коллективе, представлены на рисунке 8.5.

По ролям, связанным с межличностными отношениями, членов коллектива обычно делят на группы:

ведущих, которые образуют лица, привлекательные для окружающих (авторитетные, честолюбивые м т.д.);

ведомых, которые образуют все остальные лица, включая личностей, с которыми сотрудничают только вынужденно.

С точки зрения отношения к группе и ее нормам выделяются:

конформисты – лица, которые безоговорочно принимают существующий порядок вещей в коллективе, господствующие в группе мнения. Конформисты приспосабливаются к ним на основе отказа от самостоятельных мыслей и действий.

нонконформисты – лица, согласные с позицией трудового коллектива, но выступающие против этой позиции по определенным внешним причинам;

негативисты – лица, не признающие мнения группы, в том числе и с ущербом для себя, часто из-за духа противоречия.

Функционирование работников в коллективе подчинено определенным законам, среди которых особо можно выделить два:

Закон сохранения личного положения, достоинства, социального статуса;

Закон компенсации недостатка одних способностей другими, а также опытом и навыками работы.

Степень признания, которой группа наделяет своих членов, получила название престиж.

 

 


Роли и отношения, возникающие

в коллективе

 

Координатор
 
Генератор идей
 
Энтузиаст
 
Контролер-аналитик
 
Искатель выгоды
 
Исполнитель
 
Помощник
 
Шлифовщик

 

Рис. 8.5. Роли и отношения, возникающие в коллективе.

 

В соответствии с уровнями на шкале престижа, люди разделяются на ряд социальных позиций, каждой из которых присущи свои нормы поведения и ожидания. На первом месте в этой шкале – лидер. Престижная позиция динамична и не закрепляется за человеком навсегда, поэтому он может перемещаться по шкале престижа.

Выделяют следующие типы престижа:

личный, основанный на индивидуальных чертах личности;

функциональный, связанный с полномочиями в организационной иерархии трудового коллектива;

позиционный – на основе оценки личности коллегами по работе.

 

 


Для повышения престижа каждый член коллектива будет прикладывать максимум усилий и действовать в зависимости от личных качеств по-разному. С одной стороны, личность может улучшать результативность и повышать качество работы, всемерно совершенствовать себя, т.е. иметь позитивную направленность. С другой стороны, личность может заниматься различного рода интригам, пользоваться бюрократическими приемами.

Таким образом, для того, чтобы трудовой коллектив успешно справлялся с выполнением заданной цели, он должен не только состоять из хороших специалистов. Члены коллектива, как личности, должны в своей совокупности соответствовать необходимому набору ролей и иметь соответствующую мотивацию своей деятельности. При распределении официальных должностей нужно исходить из пригодности личностей к выполнению той или иной роли, а не из личных симпатий или антипатий руководителя.

 

Тест

«Групповые роли»[2]

 

Инструкция

В каждом разделе распределите сумму в 10 баллов между утверждениями, которые, по вашему мнению, лучше всего характеризуют ваше поведение. Эти баллы можно распределить между несколькими утверждениями. В редких случаях все 10 баллов можно распределить между всеми утверждениями или отдать все 10 баллов какому-либо одному утверждению. Занесите баллы в прилагаемую таблицу 8.5.












Опросник

 

1. Что, по моему мнению, я могу привнести в групповую работу:

А. Я быстро нахожу новые возможности.

Б. Я могу работать хорошо со множеством людей.

В. У меня хорошо получается выдвигать новые идеи.

Г. У меня получается помогать другим людям выдвигать их идеи.

Д. Я способен очень эффективно работать и мне нравится интенсивная работа.

Е. Я согласен быть непопулярным, если в итоге это приведет к хорошим результатам.

Ж. В привычной обстановке я работаю быстро.

З. У меня нет предубеждений, поэтому я всегда даю возможность альтернативного действия.

2. У меня есть недостатки в групповой работе, возможно это то, что:

А. Я очень напряжен, пока мероприятие не продумано, не проконтролировано, не проведено.

Б. Я даю слишком большую свободу людям, точку зрения я считаю обоснованной.

В. У меня есть слабость много говорить самому, пока, наконец, в группе не появляются новые идеи.

Г. Мой собственный взгляд на вещи мешает мне немедленно разделять энтузиазм коллег.

Д. Если мне нужно чего-то достичь, я бываю авторитарен.   

Е. Мне трудно поставить себя в позицию руководителя, так как я боюсь разрушать атмосферу сотрудничества в группе.

Ж. Я сильно увлекаюсь собственными идеями и теряю нить происходящего в группе.

З. Мои коллеги считают, что я слишком беспокоюсь о несущественных деталях и переживаю, что ничего не получится.

3. Когда я включен в работу с другими:

А. Я влияю на людей, не подавляя их.

Б. Я очень внимателен, так что ошибок из-за небрежности быть не может.

В. Я готов настаивать на каких-то действиях, чтобы не потерять время и не упустить из виду главную цель.

Г. У меня всегда есть оригинальные идеи.

Д. Я всегда готов поддержать хорошее предложение в общих интересах.

Е. Я очень внимательно отношусь к новым идеям и предложениям.

Ж. Окружающим нравится моя холодная рассудительность.

З. Мне можно доверить проследить, чтобы вся основная работа была выполнена.

 4. В групповой работе для меня характерно, что:

А. Я очень заинтересован хорошо знать своих коллег.

Б. Я спокойно разделяю взгляды окружающих или придерживаюсь взглядов большинства.

В. У меня всегда найдутся хорошие аргументы, чтобы опровергнуть ошибочные предложения.

Г. Я думаю, что у меня есть дар выполнить работу, как только ее план нужно приводить в действие.

Д. У меня есть склонность избегать очевидного, а предлагать что-то неожиданное.

Е. Все, что я делаю, я стараюсь довести до совершенства.

Ж.Я готов устанавливать контакты и вне группы.

З. Хотя меня интересуют все точки зрения, я, не колеблясь, могу принять решение собственное, если это необходимо.

5. Я получаю удовольствие от своей работы, потому что:

А. Мне нравится анализировать ситуации и искать правильный выбор.

Б. Мне нравится находить практические решения проблемы.

В. Мне нравится чувствовать, что я влияю на установление хороших взаимоотношений.

Г. Мне приятно оказывать сильное влияние при принятии решений.

Д. У меня есть возможность встречаться с людьми, которые могут предложить что-то новое.

Е. Я могу добиться согласия людей по поводу хода выполнения работы.

Ж. Мне нравится сосредотачивать собственное внимание на выполнение поставленных задач.

З. Мне нравится работать в области, где я могу применять свое воображение и творческие способности.

6. Если я неожиданно получил трудное задание, которое надо выполнять в ограниченное время и с незнакомыми людьми.

А. Я буду чувствовать себя загнанным в угол, пока не найду выход из тупика и не выработаю свою линию поведения.

Б. Я буду работать с тем, у кого окажется наилучшее решение, даже если он мне не симпатичен.

В. Я попытаюсь найти людей, между которыми я смогу разделить на части это задание, таким образом уменьшить объем работы.

Г. Мое врожденное чувство времени не позволит мне отстать от графика.

Д. Я верю, что буду спокойно, на пределе своих способностей идти прямо к цели.

Е. Я буду добиваться намеченной цели вопреки любым затруднительным ситуациям.

Ж. Я готов взять осуществление работы на себя, если увижу, что группа не справляется.

З. Я устрою обсуждение, чтобы стимулировать людей высказывать новые идеи и искать возможности продвижения к цели.

7. Что касается проблем, которые у меня возникают, когда я работаю в группе:

А. Я всегда показываю нетерпение, если кто-то тормозит процесс .

Б. Некоторые люди критикуют меня за то, что я слишком аналитичен и мне не хватает интуиции.

В. Мое желание убедиться, что работа выполняется на самом высоком уровне, вызывает недовольство.

Г. Мне очень быстро все надоедает, и я надеюсь только на одного-двух человек, которые могут воодушевить меня.

Д. Мне трудно начать работу, если я четко не представляю своей цели.

Е. Иногда мне бывает трудно объяснить другим какие-либо сложные вещи, которые приходят мне на ум.

Ж. Я понимаю, что я требую от других сделать то, что сам сделать не могу.

З. Если я наталкиваюсь на реальное сопротивление, то мне трудно четко изложить мою точку зрения.

 

Таблица 8.5.

Таблица ответов испытуемого

Вопрос А Б В Г Д Е Ж З
1
2
3
4
5
6
7

Подведите итоги

Постройте таблицу в соответствии с приведенной ниже таблицей 8.6 – «образцом-ключом», вписывая по каждому вопросу рядом с соответствующей буквой то количество баллов, которое вы дали этому варианту ответа в таблице ответов испытуемого.

Найдите сумму баллов по каждому из I-VIII столбцов.

Выделите те столбцы-роли, где набраны наибольшие суммы. Эти роли вы чаще выполняете в группе (рис. 8.6.).

Прочтите и проанализируйте описания ролей в групповом взаимодействии: I роль – председатель; II роль – координатор; III роль – генератор идей; IV роль – контролер-аналитик; V роль – организатор работы; VI роль – организатор группы; VII роль – энтузиаст; VIII роль – шлифовщик.

 

Таблица 8.6.

 

«Образец-ключ» для подведения итогов испытуемого

Роли
Вопросы

I II III IV V VI VII VIII
1 Г Е В З Ж Б А Д
2 Б Д Ж Г А Е В З
3 А В Г Ж З Д Е Б
4 З Б Д В Г А Ж Е
5 Е Г З А Б В Д Ж
6 В Ж А Д Е Б З Г
7 Ж А Е Б Д З Г В
Сумма                

 

I – председатель. Функции: впитывает всевозможные мнения и принимает решения. Свойства: умеет слушать, хорошо говорит, логичный, решительный. Тип: спокойный, стабильный тип личности, нуждается в высокомотивированной группе.

II – координатор. Функции: лидер, соединяет усилия членов группы в единое целое. Свойства: динамичный, решительный, напористый. Тип: доминирующий экстраверт, нуждается в компетентной, умелой группе.

I и II – два противоположных подхода к общему управлению группой.

III – генератор идей. Функции: источник идей. Свойства: умен, богатое воображение, креативность. Тип: нестандартная личность, нуждается в мотивированном окружении, которое будет воспринимать его идеи.

 

     
II - координатор
 
I - председатель


                                 

 


VI – организатор группы
    

     
 


VIII - шлифовщик
VII – энтузиаст
          

Рис. 8.6. Характеристика ролей в управленческой команде

 IV – контролер-аналитик. Функции: анализ и логические выводы, контроль. Свойства: аналитичность, интеллектуальность, эрудированность, «якорь группы», возвращает к реальности. Тип: рассудительный, волевой тип личности, нуждается в постоянном притоке информации и новых идей.

 V – организатор работы. Функции: преобразование идей в конкретные задания и организация их выполнения. Свойства: организатор, волевой, решительный. Тип: волевой тип личности, нуждается в предложениях и идеях группы.




VI – организатор группы. Функции: способствует согласию группы, улаживает разногласия, знает потребности, проблемы членов группы. Свойства: чувствительность, дипломатичность, доброта, коммуникативность. Тип: эмпативный и коммуникативный тип личности, нуждается в постоянном контакте со всеми членами группы.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 355.