Когда в трудовом коллективе сложилась определенная система межличностных отношений, начинается формирование малых групп, к которым можно отнести, так называемые, команды, рабочие группы, неформальные группы и другие небольшие коллективы, члены которых объединены общей профессиональной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, способствующем возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых отношений.
Термин «команда» применяется в теории и практики делового общения в нескольких значениях. Нередко этот термин используется для характеристики таких качеств коллектива как:
уровень сплоченности сотрудников;
приверженность работников ценностям корпоративной культуры;
понимание взаимосвязи собственного благополучия и процветания фирмы.
В США уже в 60-е годы прочно утвердился термин «команда» и производный от него «дух команды» (team spirit). Во многом это связано с именем Джона Кеннеди и имиджем «команды президента».
В Японии чувство принадлежности к команде, фирменная солидарность воспитывается на основе принципа «фирма – единая семья» (firm as one family).
Команде присуща внутренняя организация, т.е. институты, нормы контроля, образцы деятельности.
По мнению специалистов, основными признаками команды (то, что делает группу людей командой) являются:
Пространственное и временное соприсутствие людей, которое дает членам команды возможность для личных контактов.
Наличие постоянной цели для совместной деятельности. Реализация общей цели способствует в определенном смысле реализации потребностей каждого члена команды и в то же время соответствует общим потребностям. Существует три типа целей:
· ближние перспективы, т.е. цели, которые быстро во времени реализуются и выражают потребность группы;
· вторичные цели – более длительны во времени и выводят команду на интересы вторичного коллектива (интересы фирмы в целом);
· дальние перспективы объединяют рабочую группу с проблемами функционирования всей фирмы.
Цели совместной деятельности цементируют команду в одно целое, определяют внешнюю формально-целевую структуру группы.
Организующее начало, которое может быть персонифицировано в каком-либо из членов команды (в лидере, руководителе), а может быть и распределено между членами. В этом случае лидерство носит ситуационно-специфический характер, т.е. в определенной ситуации человек, более продвинутый в данной области, принимает на себя функции лидера.
Разделение и дифференциация персональных ролей, характеризуется тем, что активность членов команды не является однородной. Каждый член команды вносит свой вклад в совместную деятельность.
Наличие эмоциональных отношений между членами команды, которые влияют на групповую активность. Данный признак может приводить к разделению группы на подгруппы, формирует внутреннюю структуру межличностных отношений в команде.
Выработка специфической групповой культуры характеризуется наличием в команде определенных норм, правил, стандартов жизни, поведения, определяющего ожидания членов команды по отношению друг к другу. Эти нормы – важнейший признак групповой целостности. Отклонение от групповых стандартов, норм, как правило, позволяется только лидеру.
Схема основных признаков команды представлена на рисунке 8.2.
Основные признаки команды |
| Пространственное и временное соприсутствие людей |
Наличие постоянной цели | ||
Организующее начало | ||
Разделение и дифференциация персональных ролей | ||
Наличие эмоциональных отношений между членами команды | ||
Выработка специфической групповой культуры |
Рис. 8.2. Основные признаки команды.
На основе собственных ценностей и совпадающих ценностных ориентаций, в команде развивается специфическое чувство общности, выражаемое местоимением «мы». Это сознание «мы» является выражением психологической связи, объединяющей членов команды, основой общности действий и корпоративной связи.
Как мощная и активная социальная группа с положительной ориентацией по отношению к стратегическим целям и корпоративным ценностям, команда дает лидеру возможность целенаправленно влиять на процессы самоорганизации и саморегуляции неформальной структуры и, следовательно, сближать ее с формальной структурой фирмы.
Команда создается для решения конкретных задач или выполнения отдельных функций, проектов и объединяет лиц с разнообразными знаниями и навыками, даёт им возможность учиться друг у друга, обеспечивает взаимную поддержку. Команда обычно независима от основного коллектива, а иногда полностью автономна. Она может осуществлять давление на участников коллектива, и часто конфликтна.
Команды характеризуются:
ясными вдохновляющими целями;
эффективной структурой;
особо высокой компетентностью работников;
климатом сотрудничества;
стремлением к хорошей работе, становящимся нормой;
внешней поддержкой;
всеобщим признанием и опёкой руководства.
Обычно команды защищают свои границы, себя от давления и привлекают внимание важных людей к своей работе, следят за политической ситуацией в организации и создают альянсы с другими командами. Люди будут эффективно работать в составе команды, если смогут исполнять предпочитаемые ими роли. Знание руководителем этих ролей позволяет формировать команду из нужных лиц.
В России распространение получил термин «рабочая группа», под которым понимается коллектив единомышленников, сплоченных вокруг своего лидера, который зачастую является и высшим должностным лицом в данной организации или в ее структурном подразделении (если речь идет о рабочей группе подразделения).
Главным в содержании понятия «рабочая группа», как и в понятии «команда», независимо от масштабных различий формальных организационных структур, является то, что этот термин характеризует, прежде всего, неформальную сторону организации.
Общепризнанно, что неформальная структура выступает частью любой организации, существует рядом с формальной, дополняет ее и регулирует многие весьма важные для организации отношения.
Дополнив формальную структуру, неформальная принимает на себя не решаемые ею задачи, создает новые общности, новые комбинации людей и ролей, базирующиеся на взаимосвязи и взаимоучете интересов, единстве ценностных ориентаций.
Неформальная внутренняя организация команды или рабочей группы может быть необычайно эффективной в деле руководства поведением своих членов и может придавать команде большую устойчивость, что исключительно важно в условиях нарастающей конкуренции.
Любая команда (рабочая группа) – это сложный социальный и профессиональный организм, обладающий способностью к саморегулированию, наличием прямых, обратных и горизонтальных связей. Но вместе с тем, ему присущ ряд черт, характерных для организации:
разделение функций между сотрудниками, закрепленное в правилах и инструкциях;
должностная иерархия, порядок подчиненности;
лояльность каждого сотрудника по отношению к своей команде;
система позитивных и негативных санкций (отсюда особая роль руководителей в рабочей группе).
Команда или рабочая группа может состоять из различного количества работников. Внутри команды могут организовываться внутренние группы, различающиеся, как по количеству, объединяемых ими членов, так и по внутренним связям и отношениям между ними. К таким группам относятся:
диады и триады – группы, состоящие из двух – трех человек. В этих группах наиболее близкие и равноправные отношения между участниками. Диады легче всего разрушаются, но отношения между членами приносят им наибольшее удовлетворение. В триаде рано или поздно происходит сближение между двумя и исключение третьего, который может играть роль посредника, оппортуниста или властителя.
квартеты и квинтеты – группы, состоящие из четырех – пяти человек. В этих группах могут обосабливаться пары с более тесными взаимосвязями; возникать структуры типа «звезды» с центральным участником, диктующим остальным свою волю, либо «цепочки» с ослабленными контактами.
Увеличение размера группы влияет на поведение ее членов. Более крупные группы продуктивнее, но в них меньше согласия между участниками и меньше конформизм. В таких группах чаще наблюдается социальное неравенство и трудности в налаживании контактов. В этом случае членов таких групп характеризует низкий моральный дух, безразличное отношение к делу, ослабленные связи, нежелание сотрудничать друг с другом.
Малый коллектив проще превратить в хорошо взаимодействующее целое, внедрить самоуправление. Самоуправляемые коллективы могут различаться по такому специфическому признаку, как степень коллективности принимаемых решений. Если она минимальна, совместно определяются только основные направления деятельности, которые в дальнейшем конкретизируются в индивидуальном порядке, и каждый действует независимо друг от друга. В других случаях самостоятельно определяется также и то, кто чем будет заниматься, но текущая деятельность не координируется, и члены коллектива лишь в необходимых случаях оказывают друг другу требуемую помощь.
Команде (рабочей группе) присущи следующие общие закономерности:
Коллектив рабочей группы будет неизбежно структурироваться.
Коллектив развивается (прогресс либо регресс, но динамические процессы в коллективе происходят).
Флуктуация, изменение места человека в команде, может происходить неоднократно.
В рамках анализа делового общения между членами команды или рабочей группы можно выделить три сферы отношений:
Профессиональную.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 334.