Специфика делового общения в малых группах
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Когда в трудовом коллективе сложилась определенная система межличностных отношений, начинается формирование малых групп, к которым можно отнести, так называемые, команды, рабочие группы, неформальные группы и другие небольшие коллективы, члены которых объединены общей профессиональной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, способствующем возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых отношений.

Термин «команда» применяется в теории и практики делового общения в нескольких значениях. Нередко этот термин используется для характеристики таких качеств коллектива как:

уровень сплоченности сотрудников;

приверженность работников ценностям корпоративной культуры;

понимание взаимосвязи собственного благополучия и процветания фирмы.

В США уже в 60-е годы прочно утвердился термин «команда» и производный от него «дух команды» (team spirit). Во многом это связано с именем Джона Кеннеди и имиджем «команды президента».

В Японии чувство принадлежности к команде, фирменная солидарность воспитывается на основе принципа «фирма – единая семья» (firm as one family).

 

 

 


Команде присуща внутренняя организация, т.е. институты, нормы контроля, образцы деятельности.

По мнению специалистов, основными признаками команды (то, что делает группу людей командой) являются:

Пространственное и временное соприсутствие людей, которое дает членам команды возможность для личных контактов.

Наличие постоянной цели для совместной деятельности. Реализация общей цели способствует в определенном смысле реализации потребностей каждого члена команды и в то же время соответствует общим потребностям. Существует три типа целей:

· ближние перспективы, т.е. цели, которые быстро во времени реализуются и выражают потребность группы;

· вторичные цели – более длительны во времени и выводят команду на интересы вторичного коллектива (интересы фирмы в целом);

· дальние перспективы объединяют рабочую группу с проблемами функционирования всей фирмы.

Цели совместной деятельности цементируют команду в одно целое, определяют внешнюю формально-целевую структуру группы.

Организующее начало, которое может быть персонифицировано в каком-либо из членов команды (в лидере, руководителе), а может быть и распределено между членами. В этом случае лидерство носит ситуационно-специфический характер, т.е. в определенной ситуации человек, более продвинутый в данной области, принимает на себя функции лидера.

Разделение и дифференциация персональных ролей, характеризуется тем, что активность членов команды не является однородной. Каждый член команды вносит свой вклад в совместную деятельность.

Наличие эмоциональных отношений между членами команды, которые влияют на групповую активность. Данный признак может приводить к разделению группы на подгруппы, формирует внутреннюю структуру межличностных отношений в команде.

Выработка специфической групповой культуры характеризуется наличием в команде определенных норм, правил, стандартов жизни, поведения, определяющего ожидания членов команды по отношению друг к другу. Эти нормы – важнейший признак групповой целостности. Отклонение от групповых стандартов, норм, как правило, позволяется только лидеру.

Схема основных признаков команды представлена на рисунке 8.2.

 

Основные признаки команды

 

Пространственное и временное соприсутствие людей
 
Наличие постоянной цели
 
Организующее начало
 
Разделение и дифференциация персональных ролей
 
Наличие эмоциональных отношений между членами команды
 
Выработка специфической групповой культуры

 

Рис. 8.2. Основные признаки команды.

 

На основе собственных ценностей и совпадающих ценностных ориентаций, в команде развивается специфическое чувство общности, выражаемое местоимением «мы». Это сознание «мы» является выражением психологической связи, объединяющей членов команды, основой общности действий и корпоративной связи.

Как мощная и активная социальная группа с положительной ориентацией по отношению к стратегическим целям и корпоративным ценностям, команда дает лидеру возможность целенаправленно влиять на процессы самоорганизации и саморегуляции неформальной структуры и, следовательно, сближать ее с формальной структурой фирмы.

Команда создается для решения конкретных задач или выполнения отдельных функций, проектов и объединяет лиц с разнообразными знаниями и навыками, даёт им возможность учиться друг у друга, обеспечивает взаимную поддержку. Команда обычно независима от основного коллектива, а иногда полностью автономна. Она может осуществлять давление на участников коллектива, и часто конфликтна.

Команды характеризуются:

ясными вдохновляющими целями;

эффективной структурой;

особо высокой компетентностью работников;

климатом сотрудничества;

стремлением к хорошей работе, становящимся нормой;

внешней поддержкой;

всеобщим признанием и опёкой руководства.

Обычно команды защищают свои границы, себя от давления и привлекают внимание важных людей к своей работе, следят за политической ситуацией в организации и создают альянсы с другими командами. Люди будут эффективно работать в составе команды, если смогут исполнять предпочитаемые ими роли. Знание руководителем этих ролей позволяет формировать команду из нужных лиц.

В России распространение получил термин «рабочая группа», под которым понимается коллектив единомышленников, сплоченных вокруг своего лидера, который зачастую является и высшим должностным лицом в данной организации или в ее структурном подразделении (если речь идет о рабочей группе подразделения).

 

 


Главным в содержании понятия «рабочая группа», как и в понятии «команда», независимо от масштабных различий формальных организационных структур, является то, что этот термин характеризует, прежде всего, неформальную сторону организации.

Общепризнанно, что неформальная структура выступает частью любой организации, существует рядом с формальной, дополняет ее и регулирует многие весьма важные для организации отношения.

Дополнив формальную структуру, неформальная принимает на себя не решаемые ею задачи, создает новые общности, новые комбинации людей и ролей, базирующиеся на взаимосвязи и взаимоучете интересов, единстве ценностных ориентаций.

Неформальная внутренняя организация команды или рабочей группы  может быть необычайно эффективной в деле руководства поведением своих членов и может придавать команде большую устойчивость, что исключительно важно в условиях нарастающей конкуренции.

Любая команда (рабочая группа) – это сложный социальный и профессиональный организм, обладающий способностью к саморегулированию, наличием прямых, обратных и горизонтальных связей. Но вместе с тем, ему присущ ряд черт, характерных для организации:

разделение функций между сотрудниками, закрепленное в правилах и инструкциях;

должностная иерархия, порядок подчиненности;

лояльность каждого сотрудника по отношению к своей команде;

система позитивных и негативных санкций (отсюда особая роль руководителей в рабочей группе).

Команда или рабочая группа может состоять из различного количества работников. Внутри команды могут организовываться внутренние группы, различающиеся, как по количеству, объединяемых ими членов, так и по внутренним связям и отношениям между ними. К таким группам относятся:

диады и триады – группы, состоящие из двух – трех человек. В этих группах наиболее близкие и равноправные отношения между участниками. Диады легче всего разрушаются, но отношения между членами приносят им наибольшее удовлетворение. В триаде рано или поздно происходит сближение между двумя и исключение третьего, который может играть роль посредника, оппортуниста или властителя.

квартеты и квинтеты – группы, состоящие из четырех – пяти человек. В этих группах могут обосабливаться пары с более тесными взаимосвязями; возникать структуры типа «звезды» с центральным участником, диктующим остальным свою волю, либо «цепочки» с ослабленными контактами.

Увеличение размера группы влияет на поведение ее членов. Более крупные группы продуктивнее, но в них меньше согласия между участниками и меньше конформизм. В таких группах чаще наблюдается социальное неравенство и трудности в налаживании контактов. В этом случае членов таких групп характеризует низкий моральный дух, безразличное отношение к делу, ослабленные связи, нежелание сотрудничать друг с другом.

Малый коллектив проще превратить в хорошо взаимодействующее целое, внедрить самоуправление. Самоуправляемые коллективы могут различаться по такому специфическому признаку, как степень коллективности принимаемых решений. Если она минимальна, совместно определяются только основные направления деятельности, которые в дальнейшем конкретизируются в индивидуальном порядке, и каждый действует независимо друг от друга. В других случаях самостоятельно определяется также и то, кто чем будет заниматься, но текущая деятельность не координируется, и члены коллектива лишь в необходимых случаях оказывают друг другу требуемую помощь.

Команде (рабочей группе) присущи следующие общие закономерности:

Коллектив рабочей группы будет неизбежно структурироваться.

Коллектив развивается (прогресс либо регресс, но динамические процессы в коллективе происходят).

Флуктуация, изменение места человека в команде, может происходить неоднократно.

 

 


В рамках анализа делового общения между членами команды или рабочей группы можно выделить три сферы отношений:




Профессиональную.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 334.