Ценностно-мировозренческую
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Межличностные отношения.

Профессиональная сфера охватывает:

отношения, складывающиеся в процессе решения производственных задач;

субординационные отношения между руководителями и подчиненными;

отношения, связанные с координацией совместной деятельности;

отношения в системе автоматизации управленческой деятельности.

Ценностно-мировозренческая сфера связана:

с взаимоотношениями между личными и корпоративными ценностями;

нравственными установками, преобладающими в конкретной социальной группе. Соотношение несовпадения нравственных установок влияет на деловое общение и может варьироваться от полной поддержки до глубокого несогласия и конфронтации.

Межличностные отношения связаны:

с реализацией потребности в общении и самоутверждении личности в рамках коллектива;

степенью удовлетворенности своей профессиональной деятельностью;

формальным и неформальным статусом.

Сферы отношений, возникающих в команде или рабочей группе, представлены на рисунке 8.3.

Для эффективной работы команды (рабочей группы), ее продуктивного функционирования необходимо наличие следующих факторов:

Технологических, включающих особенности совместного использования орудий и предметов труда, например, передовых автоматизированных информационных технологий и т.д.

Экономических, т.е. форм оплаты труда, особенностей форм собственности и т.д.

Организационных, отношений в системе «руководитель – подчиненный» и пр.

Ценностно-мировозренческих и психологической совместимости работников.

 

Сферы отношений, возникающих в команде

 

 

Профессиональная сфера

 

Отношения, складывающиеся в процессе решения производственных задач
Субординационные отношения
Отношения, связанные с координацией совместной деятельности
Отношения в системе автоматизации управленческой деятельности
   

Ценностно-мировозренческая сфера

Взаимоотношения между личными и корпоративными ценностями
Нравственные установки
   

 

 

Межличностные отношения

Реализация потребности в общении и самоутверждении личности
Степень удовлетворенности своей профессиональной деятельностью
Формальный и неформальный статус

 

Рис. 8.3. Сферы отношений, возникающие в команде или рабочей группе.

 

Большинство людей одновременно являются членами двух коллективов, т.н. они находятся под воздействием, с одной стороны, официальных целей организации, а с другой – целей команды (рабочей группы), т.е. неформального коллектива, к которому они принадлежат. Если эти цели совпадают или не противоречат друг другу, будет охотно поддерживаться официальная линия, но в случае их несовпадения предпочтение, как правило, будет отдаваться целям неформального коллектива, несмотря на возможную серьезную конфронтацию с руководством. Это объясняется тем, что неформальный коллектив всегда становится на защиту своих членов, поэтому большинство из них ценит хорошие отношения с товарищами выше благодарности руководителя и боится потерять их расположение в большей степени, чем получить выговор от начальства.

Каждая команда (рабочая группа) вырабатывает систему социального контроля. За счет использования системы социального контроля поведение членов коллектива приводится в соответствие со сложившимися ценностями и стандартами деятельности.

Система социального контроля опирается:

на привычки, т.е. укоренившиеся способы поведения в определенных ситуациях;

на обычаи – установившиеся виды поведения, которые коллектив с моральной точки зрения высоко оценивает и принуждает своих членов их признавать и придерживаться;

на санкции, представляющие собой ту или иную реакцию группы на поведение индивида в социально-значимых ситуациях;

на формальные и неформальные способы надзора за поведением и поступками людей.

Члены команды подчиняются социальному контролю группы при следующих условиях:

необходимости принятия решения в условиях цейтнота;

высокой сплоченности;

изолированности от внешней среды;

наличии готового варианта решения, устраивающего всех;

оценке внутреннего согласия, как важнейшей самостоятельной ценности.

Использование системы социального контроля делает функционирование команды (рабочей группы) более продуктивным, эффективным, с положительной ориентацией по отношению к стратегическим целям и корпоративным ценностям.

 

Тест

«Восприятие индивидом группы»[1]

В работе по формированию корпоративной культуры, созданию здорового нравственного климата в коллективе центральное место занимает налаживание хороших межличностных отношений. Характер этих отношений прямо зависит от восприятия членом группы своих коллег по работе, товарищей. Особенности индивидуального восприятия определяется многими факторами: сложившимися социальными установками, прошлым опытом, особенностями самовосприятия, степенью информированности друг о друге, ситуационным контекстом, в котором протекает межличностное взаимодействие, и т.д. Призмой, сквозь которую преломляется отношение работника к товарищам по работе, является его отношение к группе. Восприятие индивидом группы во многом детерминирует межличностные отношения.

Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных типа восприятия индивидом группы. При этом в качестве показателя типа данного восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего:

Индивид воспринимает группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для индивида. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов. Этот тип восприятия индивидом группы можно назвать «индивидуалистическим».

Индивид воспринимает группу как средство, инструмент достижения тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее «полезности» для индивида. Отдается предпочтение более компетентным, «важным» членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации. Данный тип восприятия индивидом группы можно назвать «прагматическим».

Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. На первый план для индивида выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность, как в успехе каждого члена группы, так и группы в целом, стремление внести свой вклад в групповую деятельность. Имеет место потребность в коллективных формах работы. Этот тип восприятия индивидом своей группы можно назвать «коллективистским».

Инструкция.

 

На основании трех описанных гипотетических типов восприятия индивидом группы была создана специальная анкета, выявляющая преобладание того или иного типа такого восприятия и включающая 14 пунктов-суждений. В каждом пункте анкеты содержится три альтернативных выбора, расположенных в случайном порядке. Каждая альтернатива соответствует определенному типу восприятия индивидом группы. Анкета создана с учетом специфики учебных групп и применялась для исследования перцептивных процессов в группах интенсивного обучения иностранным языкам, но адаптирована применительно к вузам.

 По каждому пункту анкеты выберите наиболее подходящую вам альтернативу их трех (обозначены буквами «а», «б» и «в»), наиболее точно выражающую вашу точку зрения. Помните, что «плохих» и «хороших» ответов в анкете нет. Букву вашего ответа («а», «б» или «в») занесите (или обведите кружочком) в лист для ответов против соответствующего номера вопроса. На каждый вопрос можно выбрать только один ответ.

Опросник

1. Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто:

а) знает больше, чем я;

б) все вопросы стремится решать сообща;

в) не отвлекает внимания преподавателя.

2. Лучшими преподавателями являются те, которые:

а) имеют индивидуальный подход;

б) создают условия для помощи со стороны других;

в) создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказаться.

3. Я рад, когда мои друзья:

а) знают больше, чем я, и могут мне помочь;

б) умеют самостоятельно, не мешая другим, добиваться успехов;

в) помогают другим, когда представиться случай.

 4. Больше всего мне не нравиться, когда в группе:

а) некому помогать;

б) мне мешают при выполнении задачи;

в) остальные слабее подготовлены.

5. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:

а) я могу получить помощь и поддержку со стороны других;

б) мои усилия достаточно вознаграждены;

в) есть возможность проявить инициативу, полезную для всех.

6. Мне нравятся коллективы, в которых:

а) каждый заинтересован в улучшении результатов всех;

б) каждый занят своим делом и не мешает другим;

в) каждый человек может использовать других для решения своих задач.

7. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые:

а) создают дух соперничества между учащимися;

б) не уделяют им достаточного внимания;

в) не создают условий для того, чтобы группа помогала своим студентам.

8. Больше всего удовлетворения в жизни дает:

а) возможность работы, когда тебе никто не мешает;

б) возможность получения новой информации от других людей;

в) возможность сделать полезное другим людям.

9. Основная роль школы (университета) должна заключаться:

а) в воспитании людей с развитым чувством долга перед другими;

б) в подготовке приспособленных к самостоятельной жизни людей;

в) в подготовке людей, умеющих извлекать помощь от общения с другими людьми.

10. Если перед группой стоит какая-то проблема, то я:

а) предпочитаю, чтобы другие решили эту проблему;

б) предпочитаю работать самостоятельно, не полагаясь на других;

в) стремлюсь внести свой вклад в общее решение проблемы.

11. Лучше всего я бы учился, если бы преподаватель:

а) имел ко мне индивидуальный подход;

б) создавал условия для оказания мне помощи со стороны других;

в) поощрял инициативу учащихся, направленную на достижение общего успеха.

12. Нет ничего хуже того случая, когда:

а) ты не в состоянии добиться успеха;

б) чувствуешь себя ненужным в группе;

в) тебе не помогают окружающие.

13. Больше всего я ценю:

а) личный успех, в котором есть доля заслуги моих друзей;

б) общий успех, в котором есть и моя заслуга;

в) успех, достигнутый ценой собственных усилий.

14. Я хотел бы:

а) работать в коллективе, в котором применяются основные приемы и методы совместной работы;

б) работать индивидуально с преподавателем;

в) работать со сведущими в данной области людьми.

 

Подведите итоги

На основании ответов испытуемого с помощью ключа, приведенного в таблице 8.2, заполните ответный бланк, приведенный в таблице 8.3. Подсчет баллов производится по каждому типу восприятия индивидом группы. Каждому выбранному ответу приписывается один балл. Баллы, набранные испытуемым по всем пунктам анкеты, суммируются для каждого типа восприятия отдельно. При этом общая сумма баллов по всем трем типам восприятия для каждого испытуемого должна быть равна 14.

Таблица 8.2.

Ключ

Дата: 2018-11-18, просмотров: 304.