Природные свойства личности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Внутренние факторы

Факторы, влияющие на поведение личности

Система мотивов личности.

Круг общения личности.

Внешние факторы

2. Роль личности. 3. Статус личности.

 

Рис. 7.17. Основные факторы, влияющие на поведение личности.

 

Внутренние факторы.

К основным внутренним факторам, характеризующим поведение личности, относятся:

1. Природные свойства личности, его индивидуально - психологические особенности. Они закладываются от рождения и характеризуются той или иной степенью выраженности:

· активности, которая выражается в стремлении к разного рода деятельности, проявлении себя, силе и быстроте протекания психических процессов, двигательной реакции, т.е. выступает как свойство деятельности индивида. Активность, проявляющаяся в динамичности поведения людей, может быть высокой или низкой. Высокая активность членов организации полезна для нее, способствует росту результативности, однако она требует постоянного контроля, поскольку, перейдя некий предел, становится разрушительной. Крайним выражением активности является, с одной стороны: большая энергия, стремительность в движении, деятельности, речи. А с другой стороны: вялость, пассивность психической деятельности, речи, жестикуляции.

· эмоциональности, которая может быть высокой или низкой. Внешне эмоциональность выражается в эмоциях, которые могут быть положительными (радость, удовольствие) или отрицательными (страх). Первые вызывают стремление человека продлить действие соответствующего раздражителя, а вторые – избежать его. Это дает возможность руководителю, воздействуя на эмоции, управлять поведением подчиненных. Устойчивые и продолжительные эмоции, возникающие у человека по отношению к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира, называются чувствами. Чувства (например, преданность организации) можно в определенной степени формировать, направляя, таким образом, поведение личности в нужную сторону.

s первичности или вторичности. В основе свойства первичности или вторичности лежат такие особенности нервной деятельности человека, как: сила, уравновешенность, подвижность.

- Сила проявляется в возможности субъекта сохранять нормальную работоспособность в условиях значительного колебания нервных и эмоциональных нагрузок.

- Уравновешенность проявляется в неизменности поведения. При этом, в случае неуравновешенности, будет преобладать нервное возбуждение или, наоборот, заторможенность.

- Подвижность выражается в быстроте перехода от одного вида деятельности к другому, умении легко приспосабливаться к быстрой смене ситуации. Лицам с первичными свойствами характера это легко удается. Они быстро приспосабливаются к новой обстановке, хорошо в ней ориентируются, склонны к авантюрам, но в то же время не уверены в себе, не способны к длительной рутинной работе. Люди, черты характера которых вторичны, обладают терпеливостью, стабильностью поведения, верностью принципам и привычкам. Они уверены в себе, слабо подвержены чужому влиянию, работоспособны, но с трудом приспосабливаются к новому.

2. Система мотивов личности включает в себя:

· потребности, к которым относятся биологические, психологические и социальные;

· интересы – осознание соответствующей потребности;

· чувства по отношению к различным сторонам жизни и конкретным объектам;

· убеждения, ценности.

Система мотивов личности имеет одно из решающих значений для организации делового общения, а также для достижения делового и профессионального успеха.

Внешние факторы.

К внешним факторам, влияющим на поведение работников, относятся: круг общения личности, роль личности, статус личности.

1. Круг общения личности, который может быть личным, включающим эмоциональные связи, и служебным, предопределяемым должностными связями. На практике выделяются:

· круг ближайшего общения, куда входят не более пяти человек, с которыми можно обсуждать любые проблемы, не боясь утечки информации;

· круг периодического общения, где рассматриваются только официальные вопросы, регулярно возникающие в процессе функционирования организации;

· круг эпизодического общения, охватывающий в потенциале всех сослуживцев и личных знакомых.

В каждом конкретном круге общения складывается своя микросреда, во многом определяющая взаимодействие лиц в рамках деловых отношений.

При переходе в другой круг общения, когда прежние взаимосвязи частично рушатся и обесцениваются, а новые еще не складываются, человек временно попадает как бы в определенный вакуум, в который, особенно если речь идет о руководителе, могут устремиться случайные, в том числе и корыстные, люди, желающие как можно скорее утвердиться в глазах нового руководителя. Поскольку удачное овладение кругом общения предшественника является одной из важнейших предпосылок успешной адаптации в новом коллективе, к этому процессу необходимо подходить тщательно и осторожно.

2. Роль личности характеризуется совокупностью действий, ожидаемых от человека в соответствии с его индивидуальными психологическими особенностями и местом в управленческой иерархии. Роли, выполняемые человеком, различаются:

· способом получения;

· направленностью;

· степенью определенности;

· формализацией эмоциональности.

Роль личности диктует правила поведения и делает предсказуемыми поступки других. На ролевое поведение влияют:

· характер личности;

· истолкование им своей роли, ее приемлемость;

· соответствие роли возможностям и желаниям личности.

3. Статус личности, который может быть обусловлен происхождением человека или его профессионально-должностным положением.

 

В соответствии с этим статус личности бывает:

· Формальный статус личности, который определяется должностью его обладателя, привилегиями, заработком, значимостью решаемых им задач. Формальный статус отражает место личности в профессионально-должностной иерархии и обеспечивает совокупность условий, связанных с данной должностью.

Служебное положение (статус) руководителя характеризуется обеспеченностью обслуживающим персоналом, транспортом, доступом к источникам информации, другими льготами и привилегиями, а также прямыми контактами с вышестоящими руководителями, допуском в те или иные круги общения. Руководители, формально занимающие один и тот же пост, но работающие в разных организациях, имеют различное служебное положение.

· Неформальный статус определяется личными свойствами человека, которые позволяют влиять на окружающих за счет таких факторов, как пол, возраст, знания, опыт, культура, связи, нравственные качества. Неформальный статус получил название авторитет.

 

 

 


 Авторитет формируется и поддерживается не только стихийно, но и целенаправленно с помощью различных мероприятий, ритуалов, распространения специальной информации. Сознательная фальсификация распространяемой информации, неискреннее поведение людей и особенности восприятия действительности приводят к формированию ложного авторитета, существующего как в сознании окружающих, так и в представлении личности о самом себе.

На практике авторитету личности могут угрожать следующие ситуации:

· неблагоприятный морально-психологический климат в организации;

· целенаправленная деятельность соперников по подрыву авторитета;

· случайные неудачи и т.п.

Действительно авторитетному человеку бояться их не приходится, поскольку своими активными действиями на общее благо он без труда может восстановить доверие окружающих.

Обладатель ложного авторитета сделать этого не в состоянии. Постоянное опасение разоблачения формирует у него своеобразный психологический комплекс угрожаемого авторитету, толкающий человека не на совершенствование себя и своей деятельности, а на защиту любой ценой своих позиций. В этом случае возможны следующие изменения в поведении личности:

· уход от ситуаций, в которых проявляется некомпетентность, неспособность выполнять ту или иную работу;

· блокирование нежелательной информации;

· подкуп (например, в виде ослабления требований);

· угрозы и шантаж по отношению к окружающим;

· дистанцирование от других сотрудников (высокомерное поведение и т.д.);

· запутывание многословными рассуждениями;

· раздача невыполнимых обещаний и т.д.

 


Тест

«Ведущий или ведомый?»[4]

 

Каждый из нас подвержен влиянию других людей и, в свою очередь, сам влияет на них с той или иной целью. Руководители, политики, педагоги, врачи, журналисты делают это в силу специфики своей профессии. Если вы хотите знать, обладаете ли вы способностью влиять на окружающих, испытайте себя с помощью теста, разработанного польскими психологами.

 

Инструкция

 

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы, используя варианты «да» или «нет».

 

Опросник

1. Как, по-вашему, подошла ли вам профессия актера или политика?

2. Раздражают ли вас люди, которые стремятся одеваться и вести себя экстравагантно?

3. Можете ли вы разговаривать с другим человеком о ваших интимных проблемах?

4. Сразу ли вы реагируете на малейшие проявления неверной трактовки ваших слов и поступков?

5. Чувствуете ли вы дискомфорт, когда другие добились успеха в той сфере, где вы сами хотели его добиться?

6. Любите ли вы заниматься каким-нибудь трудным делом, чтобы показать, что вы способны на это?

7. Могли бы вы посвятить всего себя достижению чего-нибудь выдающегося?

8. Устраивает ли вас один и тот же круг друзей?

9. Предпочитаете ли вы вести жизнь размеренную, расписанную по часам?

10. Любите ли вы менять мебель в квартире?

11. Нравиться ли вам делать что-нибудь всякий раз по-новому?

12. Любите ли вы осаживать того, кто, по-вашему, слишком самоуверен?

13. Нравится ли вам демонстрировать в своей компании, что ваш начальник или лицо, почитаемое за авторитет, оказывается неправым?

 

Подведите итоги

Подсчитайте сумму баллов, используя ключ. Вы получаете 5 баллов за ответ «да» на вопросы: 1,3,4,5,6,7,10,11,12,13 и за ответ «нет» на вопросы: 2,8,9. Оцените свой результат.

 

Если вы набрали от 65 до 50 баллов, то вы – человек, обладающий хорошими задатками, чтобы эффективно влиять на окружающих, изменять их мнения, советовать им, управлять ими. Во взаимоотношениях с людьми вы чувствуете себя вполне уверенно. Вы убеждены, что человек не должен замыкаться в себе, избегать людей, держаться в стороне и думать только о себе. Вы чувствуете в себе потребность что-то делать для окружающих, руководить ими, указывать им на ошибку, учить их, чтобы пробуждать в них интерес к внешнему миру. Тех, кто не разделяет ваши принципы, вы способны убеждать без особых церемоний. Вы это умеете. Однако вам надо следить за тем, чтобы ваше отношение к людям не принимало крайних проявлений. Иначе вы превратитесь в фанатика и тирана.

Если вы набрали от 49 до 35 баллов, то вы обладаете некоторым влиянием на других, способность влияния выражена умеренно.

Если вы набрали от 34 до 0 баллов, то, увы, вы бываете малоубедительны даже тогда, когда абсолютно правы. Вы считаете, что ваша (и окружающих) жизнь должна быть построена на принципах дисциплины, здравого смысла и хороших привычек, а ее течение должно быть хорошо прогнозируемым. Вы не любите ничего делать через силу. Иногда вы бываете чрезмерно не уверены в себе и из-за этого не можете достичь намеченного, в результате оказываетесь несправедливо обделенным.

 

 

 



Резюме

· Личность – это совокупность индивидуальных социальных и психологических качеств, характеризующих человека и позволяющих ему активно и сознательно действовать.

· На эффективность делового общения существенное влияние оказывают такие элементы личности, как направленность, способности и типы мышления.

· Темперамент – закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности. Темперамент характеризуется экстраверсией и интроверсией. По классификации Гиппократа выделяют следующие типы темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.

· Характер – устойчивый индивидуальный склад человека, совокупность наиболее ярко выраженных психических свойств, определяющих индивидуальное поведение. Основными элементами структуры характера являются симптомокомплексы (черты, характеризующие отношение человека к другим людям, к своему делу, к себе, к вещам) и свойства, присущие характеру как целому (степень глубины, цельность, степень устойчивости или изменчивости, степень активности, сила).

· Поведение – это форма взаимодействия личности с окружающей средой. На поведение влияют различные факторы: природные свойства личности, мотивы (внутренние факторы), а также круг общения, роль и статус личности (внешние факторы).

· Организовать конструктивное деловое общение возможно только с учетом характеров сотрудников. К основным типам характера относятся: гиперактивный, аутистический, лабильно-циклоидный, демонстративный, «застревающий», психастенический, конформный, неустойчивый.

· Важное значение в организации эффективного делового общения играет саморазвитие личности, которое состоит из двух компонентов: совершенствование сознания (развитие речи, внимания, восприятия, памяти, воображения, эмоций, воли) и развития мышления.

 



Вопросы для самоконтроля

1. Сформулируйте определение понятия «личность». Дайте краткую характеристику качеств личности.

2. Охарактеризуйте основные типы направленности личности.

3. Назовите группы, в которые можно объединить способности.

4. Установите взаимосвязь между способностями, задатками и навыками.

5. Сформулируйте определение понятия «мышления». Дайте характеристику типов мышления. Какое влияние оказывает тип мышления на деловые отношения?

6. Дайте определение понятия «темперамент». Охарактеризуйте типы темперамента (по классификации Гиппократа). Назовите психологические особенности экстравертов и интровертов.

7. Назовите основные элементы структуры характера.

8. Перечислите внутренние и внешние факторы, влияющие на поведение личности.

9. Назовите основные типы характера личности, дайте их краткую характеристику, проанализируйте их влияние на деловое общение.

10. Перечислите, какие компоненты входят в понятие «развитие личности». Развитием каких психических процессов характеризуется совершенствование сознания? Назовите основные мыслительные операции.

 


[1] См.: Немов Р.С. Психология. Учеб.: В 3 кн. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. М., 1998. С. 473-477.

[2] Atkinson J/ et all/ A theory of achievement motivation/ N-Y., 1966.

[3] Психологические аспекты подбора и проверки персонала / Сост. Н.А Литвинцева. С. 127 и др. Энциклопедия практического самопознания / Сост. И автор коммент. А.И. Красило. М., 1994. С.41-42; Батаршев А.В. Указ. Соч. С. 121-128.

[4] Москвина Л. Энциклопедия психологических тестов. М., 1997. С. 100-101


Дата: 2018-11-18, просмотров: 254.