Словесно-логическое (рассудочное) мышление
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рассудочное мышление помогает лучше понять другого человека или группу людей и продумать способы воздействия на них. Неразвитость рассудочного мышления, нежелание думать не только подрывают авторитет предприятий, торговых фирм, но и непосредственно сказываются на размерах получаемой прибыли.

Наглядно-действенное мышление.

Характеризуется тем, что решение поставленных задач осуществляется с помощью конкретного действия, реального преобразования ситуации. Практические задачи с помощью наглядно-действенного мышления решают рабочие-ремонтники, инженерно-технический персонал и др.

Наглядно-образное мышление.

Отражает умение правильно фиксировать предмет, наблюдая его в разных ракурсах, с нескольких позиций. Такое мышление характерно для людей творческих профессий, к которым относятся архитекторы, поэты, художники и т.д.

Мышление можно также систематизировать по степени отвлеченности от отдельных качеств объекта и выделения его общих свойств. К таким типам мышления относятся конкретно-чувственное, конкретно-образное, конкретно-умозрительное, абстрактное, предвидящее.

Указанные типы мышления тесно связаны с ориентацией на профессиональную деятельность личности.

Конкретно-чувственное мышление.

Характеризуется тем, что в процессе мыслительной деятельности человеку необходимо иметь в поле зрения соответствующий объект. Конкретно-чувственное мышление достаточно иметь лицам, занимающим в структуре управления первичные должности, например табельщикам, бригадирам и т.п., которым необходимо планировать свою работу на срок не более двух месяцев, так как им необходимо наличие конкретного объекта перед глазами. Такое мышление обеспечивается образованием или некоторой специальной подготовкой продолжительностью от нескольких дней до двух лет.

Конкретно-образное мышление.

Дает возможность выполнять работу на основе полученного прежде представления об объекте, не держа его постоянно перед глазами. Такой тип мышления необходимо иметь работникам, занимающим низшие руководящие должности, например мастерам, которым требуется планировать свою деятельность на период до полугода. Для развития такого мышления необходимо профессиональное образование продолжительностью от двух до четырех лет.

Конкретно-умозрительное мышление.

Дает возможность регулировать деятельность достаточно сложных структур, элементы которых находятся в самых разнообразных взаимосвязях друг с другом. Такой тип мышления необходим руководителям небольших предприятий, ведущим специалистам крупных организаций, которым требуется планировать свою работу не менее, чем на год вперед. Конкретно-умозрительное мышление обеспечивается высшим образованием, определенными практическими знаниями и опытом.

Абстрактное мышление.

Характеризуется тем, что человеку для выполнения работы не нужна привязка к конкретным объектам вообще. В совокупности с дополнительной после вузовской подготовкой сроком до двух лет это дает возможность занимать должности руководителей крупных предприятий, их заместителей, главных специалистов, требующие от них долгосрочного планирования (например, на пятилетку).

Предвидящее мышление.

Характеризуется тем, что личности, имеющие такой тип мышления, получившие второе образование в области управления социально-экономическими процессами или ученую степень, могут достигать заранее заданных результатов на перспективу десять лет и более. Они обладают необходимым потенциалом для занятия должностей в руководстве крупнейшими объединениями и государственными учреждениями.

Мышление можно подразделять на теоретическое и практическое.

Теоретическое мышление.

Теоретическое мышление – это открытие и овладение аксиомами, правилами законами. Для развития производства на основании притока свежих сил и высокой активности управляющих, которым присуще теоретическое мышление, следует постоянно перемещать управленческие кадры.

Практическое мышление.

Функционирует в условиях дефицита времени. Человек, обладающий практическим мышлением, не составляет план действий, не выдвигает гипотезы. Практическое мышление становится действенным при богатой эрудиции руководителя, знании им принципов и методов воспитания подчиненных, технологии производства.

Мышление может быть произвольным и непроизвольным.

Произвольное мышление.

Возникает тогда, когда перед человеком стоит конкретная цель, и он проявляет волевое усилие, направленное на ее достижение.

Непроизвольное мышление.

Имеет место тогда, когда в деловом общении коллега или руководитель вызывает у человека желание теоретически объяснить какой-то факт, представленный ему на рассмотрение. Для непроизвольного мышления следует пробудить у человека любознательность, недоумение, сомнение, удивление и т.д.

Абстрактное мышление проявляется в определенных формах, к которым относятся: понятия, суждения и умозаключения.

Понятие.

Значение понятия для процесса мышления очень велико, так как сами понятия и являются той формой, которой оперирует мышление, образуя более сложные формы мышления – суждения и умозаключения.

 

 


Умение мыслить – всегда есть умение оперировать понятиями, оперировать знаниями.

Понятие может быть конкретным, когда предмет или явление в нем мыслится как нечто самостоятельно существующее («книга», «институт») и абстрактное, когда в нем мыслится свойство предмета или отношения между предметами («белизна», «ответственность», «смелость»).

Суждение.

Суждение существенно отличается от понятия. Понятие отражает совокупность существенных признаков предметов, перечисляет их, а суждение отражает их связи и отношения.

 

 


Обычно суждение (например: Роза красная) состоит из двух понятий – двух терминов суждения: субъекта (от лат. subjectum – подлежащее), то есть того, относительно чего в суждении что-либо утверждается или отрицается, и предиката (от лат. praedicatum – сказуемое), то есть словесного выражения утверждения или отрицания.

В общих суждениях что-либо утверждается или отрицается относительно всех предметов данного класса или группы (например: Все рыбы дышат жабрами). В частных суждениях это относится к некоторым представителям класса или группы (например: Некоторые студенты отличники). Единичным называется суждение, в котором что-то утверждается или отрицается об одном предмете (например: Это здание – памятник архитектуры). Всякое суждение может быть либо истинным, либо ложным, то есть соответствовать или не соответствовать реальности.

Умозаключение.

Умозаключение – это заключение, которое выводится из уже имеющихся знаний.

 


Любое умозаключение состоит из посылок, заключения и вывода. Посылками умозаключения являются исходные суждения, из которых выводится новое суждение. Это новое суждение, полученное логическим путем из посылок, называется заключением. А сам логический переход от посылок к заключению и есть вывод.

Умозаключение является наиболее сложной формой мышления. Оно осуществляется путем рассуждения. Различают три основных метода получения умозаключений при рассуждении: дедукция, индукция и аналогия.

· Дедуктивное умозаключение – ход рассуждений при получении заключения идет от более общего знания к частному (от общего к единичному). Дедукция – основное средство доказательства и основной метод выявления мотивов поведения человека. Выявляя мотивы поведения человека в коллективе, нельзя полагаться только на объяснение личности, его самоотчет. Человек не сможет дать верного ответа о причинах своего поведения, так как иногда довольно трудно проанализировать собственный поступок, а, кроме того, каждый человек стремится несколько приукрасить свое поведение. Дедуктивное умозаключение позволяет выявить мотивы поведения, характерные для данного человека. А от точности восприятия другого человека, мотивов его поведения зависит успех совместных действий.

 

 


· Индуктивное умозаключение – рассуждение идет от частного знания к общим положениям. Здесь имеет место обобщение, когда на основании повторяемости признака заключают о его принадлежности всем явлениям этого класса. Изучая ряд поступков личности, сопоставляя поступки с индивидуальными особенностями и биографией человека, можно понять процесс становления его личности, выявить возможные отклонения в деловом общении. Конечно, нельзя полагаться только на индуктивные умозаключения, так как ни один факт из жизни человека не позволяет сделать о нем однозначный вывод. Но анализ нескольких фактов из биографии сотрудника позволяет подобрать исполнителей для определенных видов работ, прогнозировать ситуации делового общения.

 

 


· Умозаключение по аналогии – делает возможным при рассуждении логический переход от известного знания об отдельном предмете на основании уподобления одного явления другому (от единичного случая к подобным единичным случаям или от частного к частному, минуя общее).

С помощью операций мышления осуществляется проникновение в глубь проблемы, стоящей перед человеком, рассматриваются основные свойства отдельных частей проблемы, находится решение задачи.

Выделяя общее в предметах или явлениях, а вместе с тем вскрывая различия между ними, человек выполняет различные мыслительные операции, представленные на рис. 7.8.

  1. Анализ.

Операции мыслительного процесса

  2. Синтез.
  3. Сравнение.
  4. Обобщение.
  5. Конкретизация.
  6. Абстрагирование.
    7. Систематизация.

 

Рис. 7.8. Основные операции мыслительного процесса.

Анализ.

Позволяет разложить сложный объект на составляющие его части или характеристики.

 


Различают два вида анализа:

1. Анализ, как мысленное разложение целого на части.

2. Анализ, как мысленное выделение в целом отдельных признаков, свойств или сторон.

Синтез.

Позволяет объединить отдельные элементы, помогает переходить от отдельных частей к целому.

 


Различают два вида синтеза:

1. Синтез, как мысленное объединение частей целого.

2. Синтез, как мысленное объединение отдельных признаков, свойств или сторон целого.

Являясь противоположными друг другу операциями, анализ и синтез в то же время неразрывно связаны между собой, благодаря чему у человека организуется сам процесс мышления. То есть, основной механизм мышления – сначала анализ, потом синтез – заключается в следующем: в процессе мышления познаваемый объект включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях и понятийных характеристиках. Из объекта, таким образом, выделяется все новое содержание, он как бы поворачивается каждый раз другой стороной, в нем выявляются все новые свойства.

Сравнение.

Сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними. Сравнивать предметы и явления можно по одному какому-то признаку и по ряду признаков и свойств. Успешное сравнение предметов и явлений возможно тогда, когда оно целенаправленно, т.е. происходит с определенной точки зрения, ради ответа на какой-то вопрос.

Обобщение.

Мысленное выделение общего в предметах и явлениях действительности и основанное на этом мысленное объединение их друг с другом. Необходимая предпосылка обобщения – сравнение предметов и явлений друг с другом.

Конкретизация.

Это операция обратная обобщению. Она заключается в применении общих законов к конкретному случаю, операции, объекту. Для конкретизации необходим анализ этого частного случая, выделение в нем таких признаков, которые соответствуют определенному правилу, понятию, закону.

Абстрагирование.

Выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которое в действительности, как самостоятельное не существует. При абстрагировании человек не фиксирует несущественные признаки и свойства предмета или явления.

Систематизация или классификация предметов или явлений.

Мысленное распределение их по группам и подгруппам в зависимости от сходства и различия друг с другом. Одни и те же предметы можно классифицировать по-разному, в зависимости от того, какой признак положен в основу классификации.

Операции мышления обычно не выступают «в чистом виде». В решении поставленной задачи человек использует тот или иной набор определенных операций для решения поставленной задачи или в процессе общения в трудовом коллективе.

Различия в мыслительной деятельности людей определяют индивидуальные особенности мышления каждого конкретного человека. Они складываются в процессе жизни, деятельности и в значительной мере обусловлены условиями обучения и воспитания. Индивидуальные особенности мышления определяют его основные характеристики, представленные на рис. 7.9.

 

  1. Широта ума.

Индивидуальные особенности мышления.

  2. Глубина ума.
  3. Последовательность мышления.
  4. Гибкость мышления.
  5. Самостоятельность мышления.
  6. Критичность мышления.
    7. Быстрота ума.

 

Рис. 7.9. Индивидуальные особенности мышления.

 

Представленные на рисунке 7.9. особенности мышления, у разных людей сочетаются и выражены по-разному, что и характеризует индивидуальные особенности их мышления в целом.

Широта ума.

Под широтой ума понимается способность охватить весь вопрос, не упуская необходимых частностей. Широта ума основывается на всесторонних и глубоких знаниях, проявляется в кругозоре человека и характеризуется разносторонностью знаний, умением мыслить творчески и рассматривать любой вопрос в многообразии его связей с другими явлениями, способностью к широким обобщениям.

Глубина ума.

Выражается в умении проникать в сущность вопроса, умении увидеть проблему, выделить в ней главное и предвидеть последствия решения. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность суждений и умозаключений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

Последовательность мышления.

Выражается в умении устанавливать логический порядок в решении различных вопросов. При этом учитывается быстрота мышления, которая определяется как умение быстро оценивать ситуацию, быстро обдумывать и принимать решения, легко переключаться на решение разных задач.

Гибкость мышления.

Выражается в свободе его от сковывающего влияния стереотипов, способность находить нетрадиционные способы решений в зависимости от изменений обстановки.

Самостоятельность мышления.

Выражается в умении человека выдвигать новые вопросы и задачи, находить новые пути их решения самостоятельно без посторонней помощи. Такое мышление не поддается внушающему стороннему влиянию.

Критичность мышления.

Это умение человека объективно оценивать свои и чужие суждения, умение отказаться от своих не соответствующих действительности высказываний, подвергать критическому рассмотрению предложения и суждения других людей.

Быстрота ума.

Проявляется в способности человека быстро разбираться в новой ситуации, обдумывать и принимать верное решение;

В деловом общении, в соответствии с преобладающим типом мышления, личности классифицируют на несколько групп, выделенных Весниным В.Р. (1998 г.).

Синтезатор.

Осуществляет интегрированный подход, ища общее в различных явлениях и стремясь к синтезу, к новому. Эта личность является теоретиком, сконцентрированным на главном, основных принципах, но при этом учитывающий другие теории. Он лучше других действует в сложных ситуациях, поощряет творчество, но излишне настойчив, конфликтен, часто безответственен.

Идеалист.

Проявляет интерес к человеческим ценностям и стремится к идеальным решениям, ценит как теорию, так и практику, сконцентрирован на процессе, взаимоотношениях, хорошо ориентируется в неопределенных ситуациях, четко формулирует цели, имеет широкий спектр взглядов, объективен. Но он затягивает решения при большом числе альтернатив, игнорирует неприятные факты, детали.

Прагматик.

По природе своей эклектик, учитывает мнение других и умеет на него влиять, сконцентрирован на результате и использует все, что помогает его немедленно получить, оставаясь безразличным к перспективе.

 


Прагматик хорошо адаптируется и ориентируется в сложных динамичных ситуациях, ищет компромиссы, экспериментирует.

Аналитик.

Осуществляет формально-логический дедуктивный подход, ища лучший вариант, отдает предпочтение теории, моделям и формулам, научным решениям, а не опыту. Сконцентрирован на деталях, искусен в планировании, хорошо ориентируется в структурированных, поддающихся просчетах ситуациях, ищет определенности, негибок, сверхосторожен, мыслит полярными категориями.

Реалист.

Осуществляет эмпирический, индуктивный подход, полагается на факты и мнения экспертов, стремится к решениям, удовлетворяющим текущие потребности и дающие конкретные результаты.

Корректировщик.

Предпочитает опыт теории, искусен в управлении определенной ситуацией с ясной целью, эмоционален, упрощает проблемы, находясь в плену у фактов, давит на окружающих ради достижения желаемого.

Особенности людей с точки зрения творчества во многом зависит от соотношения в их мышлении и деятельности активного и пассивного, конкретного и абстрактного начал. Их сочетание дает четыре типа творческих личностей:

Аккомодатор .

Сочетает действия и чувства. Он эмоционален, импульсивен, инициативен, склонен к риску, пробам и ошибкам. Основываясь на опыте и эксперименте, быстро отбрасывает ошибочные идеи, ставит цели, ищет новые модели, планирует и реализует их на практике, привлекая к себе других.

Конвергатор .

Сочетает действия и мышление. Хорошо применяет идеи на практике на основе их анализа и оценки для решения конкретных проблем, умеет предвидеть их последствия, определить приоритетные шаги.

Дивегитор .

Сочетает созерцательность и чувственность, имеет широкие культурные интересы. Это эмоциональный наблюдатель, умеющий собирать информацию, выявлять проблемы, видеть ситуацию с разных сторон, хорошее воображение позволяет ему быть генератором идей, вырабатывать альтернативы, творить.

Ассимилятор.

Сочетает созерцание и абстрактное мышление. Он осторожен, наблюдает, перепроверяет, анализирует и критически осмысливает факты, разрабатывает теории для их объяснения; ориентирован на логику, стройные теории, имеет широкие научные интересы.

Преобладание творческого потенциала зафиксировал английский ученый Р. Гибсон, который выделил следующие основные типы личностей:

Прометей.

Творчески мыслящие личности, одни из которых генерируют идеи в общем виде, а другие их подхватывают, перерабатывают и делают пригодными для практического применения, третьи ищут им применение в новых сферах. В целом, как считается, таких людей не более 6%, причем лишь у половины из них творческие способности проявляются в активной форме.

Психологическими особенностями творческих личностей являются сильные волевые качества, целеустремленность, инициатива, трудолюбие, самостоятельность, непризнание авторитетов, сомнения в истинности непреложных фактов, готовность к преодолению трудностей, фантазия.

Эрудит.

Такая личность сама уже не в состоянии творить, но, обладая глубокими и всесторонними знаниями и хорошей памятью, является первым оппонентом прометею. Таких людей несколько больше – до 25%, среди которых активных около трети.

Систематизатор фактов.

Роль такой личности сводится к первичной обработки потока информации и разделению его на более мелкие компоненты. Этих людей в целом около 20%, из которых также лишь треть принадлежит к категории активных.

Собиратели и регистраторы фактов.

Эти личности занимаются сбором, описанием, накоплением и хранением информации, которую в дальнейшем будут использовать другие.

Рядовые труженики.

Это люди, работающие над решением проблем с помощью шаблонов и готовых методик и выполняющие в основном подготовительную и вспомогательную работу.

Таким образом, доля творческих личностей и активных эрудитов не превышает 15% от всех членов коллектива, а остальные являются лишь механическими исполнителями, ждущими указаний руководства и помощи от товарищей.

Следует иметь в виду, что любая трудовая деятельность, коллективное творчество всегда основывается на индивидуальных мыслительных процессах, результаты которых затем совместно анализируются, оцениваются и обобщаются. Таким образом, при отборе и первичной обработке информации члены коллектива занимаются индивидуально и лишь затем в процессе делового общения начинается коллективная деятельность.

 

Тест

«Определение направленности личности»[2]









Инструкция

«Опросный» лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.

1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся вам равноценными. Тем не менее, мы просим вас отобрать только один из них, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает вашему мнению и более всего ценен для вас.

Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой «БОЛЬШЕ ВСЕГО».

2. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего отстоит от вашей точки зрения, наименее для вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой «МЕНЬШЕ ВСЕГО».

3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются.

Старайтесь быть максимально правдивым. Среди вариантов ответа, нет «хороших» и «плохих», поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является «правильным» или «лучшим» для вас.

Время от времени контролируйте себя, правильно ли вы записываете ответы, рядом с теми ли пунктами. В случае, если вы обнаружите ошибку, исправьте ее, но так, чтобы исправление было четко видно».

Ответ «НАИБОЛЕЕ» получает 2 балла, «НАИМЕНЕЕ» – 0 баллов, оставшийся невыбранным – 1 балл. Набранные баллы суммируются для каждого вида направленности отдельно (направленность на себя – Я; направленность на общение – О; направленность на дело – Д).            

 

Опросник

1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:

а) одобрения моей работы;

б) сознания того, что работа сделано хорошо;

в) сознания того, что меня окружают друзья.

2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол)то я хотел бы быть:

а) тренером, который разрабатывает тактику игры;

б) известным игроком;

в) выбранным капитаном команды.

3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:

а) проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;

б) вызывает интерес к предмету, так, что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете;

в) создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.

4. Мне нравится, когда:

а) радуются выполненной работе;

б) с удовольствием работают в коллективе;

в) стремятся выполнить свою работу лучше всех.

5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:

а) были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности;

б) были верны и преданы мне;

в) были умными и интересными людьми.

6. Лучшими друзьями я считаю тех:

а) с кем складываются хорошие взаимоотношения;

б) на кого всегда можно положиться;

в) кто может многого достичь в жизни.

7. Больше всего я не люблю:

а) когда у меня что-то не получается;

б) когда портятся отношения с товарищами;

в) когда меня критикуют.

8. По-моему, хуже всего, когда педагог:

а) не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними;

б) вызывает дух соперничества в коллективе;

в) недостаточно хорошо знает предмет, который преподает.

9. В детстве мне больше всего нравилось:

а) проводить время с друзьями;

б) ощущение выполненных дел;

в) когда меня за что-нибудь хвалили.

10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:

а) добился успеха в жизни;

б) по-настоящему увлечен своим делом;

в) отличается дружелюбием и доброжелательностью.

11. В первую очередь школа должна:

а) научить решать задачи, которые ставит жизнь;

б) развивать прежде всего индивидуальные способности ученика;

в) воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.

12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:

а) для общения с друзьями;

б) для отдыха и развлечений;

в) для своих любимых дел и самообразования.

13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:

а) работаю с людьми, которые мне симпатичны;

б) у меня интересная работа;

в) мои усилия хорошо вознаграждаются.

14. Я люблю, когда:

а) другие люди меня ценя;

б) испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы;

в) приятно провожу время с друзьями.

15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:

а) рассказали о каком-либо интересном деле, связанном с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать;

б) написали о моей деятельности;

в) обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.

16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:

а) имеет ко мне индивидуальный подход;

б) сумеет вызвать у меня интерес к предмету;

в) устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.

17. Для меня нет ничего хуже, чем:

а) оскорбление личного достоинства;

б) неудача при выполнении важного дела;

в) потеря друзей.

18. Больше всего я ценю:

а) успех;

б) возможности хорошей совместной работы;

в) здравый практичный ум и смекалку .

19. Я не люблю людей, которые:

а) считают себя хуже других;

б) часто ссорятся и конфликтуют;

в) возражают против всего нового.

20. Приятно, когда:

а) работаешь над важным для всех делом;

б) имеешь много друзей;

в) вызываешь восхищение и всем нравишься.

21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:

а) доступным;

б) авторитетным;

в) требовательным.

22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:

а) о том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми;

б) о жизни знаменитых и интересных людей;

в) о последних достижениях науки и техники.

23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:

а) дирижером;

б) композитором;

в) солистом.

24. Мне бы хотелось:

а) придумать интересный конкурс;

б) победить в конкурсе;

в) организовать конкурс и руководить им.

25. Для меня важнее всего знать:

а) что я хочу сделать;

б) как достичь цели;

в) как организовать людей для достижения цели.

26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:

а) другие были им довольны;

б) прежде всего, выполнить свою задачу;

в)  его не нужно было упрекать за выполненную работу.

27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:

а) в общении с друзьями;

б) просматривая развлекательные фильмы;

в) занимаясь своим любимым делом.

 

Подведите итоги

 

Подсчитайте баллы, воспользовавшись ключом в таблице 7.1.

 

Таблица 7.1.

 

Ключ к тесту

№ п/п Я О Д № п/п Я О Д
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 А Б А В Б В В А В А Б Б В А В В В Б А А Б Б А В В А А В Б А Б А В Б А В Б Б А В Б Б 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Б А А А А В Б Б В Б А В Б   В В В Б Б Б А А А В В А А А Б Б В В А В В Б А Б Б В

 

7.3. Эмоциональная сфера и темперамент личности

в деловом общении.

Отношения человека к окружающему миру не только понимаются им и проявляются в действиях, но и переживаются в виде эмоций.

 

 


Эмоции – это одна из форм отражения сознанием реального мира. Но если восприятие отражает реальный мир при непосредственном его действии на органы чувств, а мышление опосредованно отражает связи и отношения между предметами и явлениями, то эмоции отражают эти предметы не сами по себе, а в их отношении к человеку, в их значении для его потребностей и мотивов деятельности.

Эмоции человек не только переживает, но и выражает внешне вербально и невербально, а также в виде глубоких биохимических изменений в организме (выделение надпочечниками адреналина, увеличения сахара в крови и т.д.) Наблюдение за этими телесными проявлениями эмоций помогает их восприятию, что положительно сказывается на организации делового общения.

Под эмоциями или эмоциональными переживаниями, обычно подразумеваются самые разнообразные реакции человека – от бурных взрывов страсти до различных оттенков настроения. Эмоции отражают личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. К основным свойствам эмоций относятся:

Субъективный характер эмоций.

Если такие психические процессы, как восприятие и мышление, позволяют человеку достаточно объективно отражать окружающий и не зависящий от него мир, то эмоции отражают личную значимость окружения для человека. Некоторые проявления эмоций человек может сдерживать и внешне демонстрировать состояние, совершенно противоположное истинному чувству. Субъективность эмоций выражается в том, что одно и то же событие может вызвать у разных людей самые различные, а порой и противоположные эмоции. С другой стороны, даже сходные переживания у разных людей всегда будут в чем-то различаться.

Полярность эмоций.

Все эмоции отличаются полярностью, то есть обладают положительным иди отрицательным знаком: удовольствие – неудовольствие, веселье – грусть, радость – печаль и т.д. Следует, однако, отметить, что оба эти эмоциональных полюса не являются взаимоисключающими. В человеческих переживаниях они часто образуют сложное, нередко противоречивое единство, например, страстная любовь может одновременно уживаться с ненавистью. В новой и незнакомой ситуации, в новом коллективе, иногда может быть зафиксировано неопределенное по знаку, так называемое эмоциональное ориентировочное состояние. Оно обычно не является длительным и исчезает с изменением ситуации, переходя в положительную или отрицательную эмоцию.

Фазность эмоций.

Характеризует эмоции в их динамике с количественной стороны. Замечено, что в пределах одного и того же эмоционального состояния отчетливо обнаруживаются колебания его интенсивности по типу: напряжения – разрядки и возбуждения – успокоения. Так, например, гнев чаще протекает в форме ярко выраженного возбуждения, в то время как для удовольствия характерно успокоение.

Наиболее часто в эмоциональной сфере личности выделяют пять основных групп эмоциональных переживания, представленных на рис. 7. 10.

Аффект.

Это сильная, бурная, но относительно кратковременная эмоциональная реакция человека на внешний раздражитель, которая полностью захватывает психику и предопределяет сильную реакцию на ситуацию.

Аффект быстро овладевает человеком и сопровождается утратой самообладания, нарушением контроля за действиями, а также изменениями всех жизнедеятельности организма.

Формами проявлениями аффекта могут быть ярость, гнев, ужас и другие эмоциональные переживания. Перенесенный аффект может надолго фиксироваться в сознании – он может возобновляться при определенных условиях, усиливаться и проявляться порой в еще более острой форме (более подробно об аффекте см. главу 10.).

 

  1. Аффекты.

Эмоциональная сфера личности

  2. Стресс.
  3. Эмоции.
  4. Чувства.
    5. Настроения.

 

Рис. 7.10. Эмоциональная сфера личности.

 

Стресс.

Стрессовые состояния – это особые эмоциональные состояния, возникающие в ответ на экстремальные воздействия и требующие от человека мобилизации всех ресурсов организма, в том числе и нервно-психических. По выраженности стрессовое состояние занимает промежуточное положение между эмоцией и аффектом, но по длительности протекания оно приближается к настроению (более подробно о стрессе см. главу 10).

Эмоции.

Эмоция, так же как и аффект, возникает как реакция на ситуацию, но в отличии от аффекта она более длительна и менее интенсивна. Если аффект – буря, то обычная эмоция – это душевное волнение.

Эмоция возникает как реакция не только на события уже свершившиеся, но и на вероятностные или вспоминаемые. Если аффекты являются итогом какой-либо ситуации, то эмоции смещены к началу действия и предвосхищают его результат. В этом смысле они носят опережающий характер.

Кроме положительных и отрицательных, отражающих процесс удовлетворения потребностей, выделяют (Кант И.):

· стенические эмоции, стимулирующие деятельность, энергию и напряжение человека, побуждающие его к поступкам и высказываниям;

· астенические эмоции, обуславливающие пониженную активность, неуверенность, сомнение и бездеятельность.

Все эмоции можно классифицировать по качеству переживания, который выявил американский ученый К. Изард. Он выделил десять качественно различных эмоций, представленных на рис. 7.11., из которых первые три отнес к положительным, а остальные семь – к отрицательным.

 

  1. Интерес.
    2. Радость.
    3. Удивление.

Эмоции личности

  4. Страдание (горе).
  5. Гнев.
  6. Отвращение.
    7. Презрение.
    8. Страх.
    9. Стыд.
    10. Вина.

 

Рис. 7.11. Основные эмоции личности.

 

1. Интерес. Положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес-возбуждение – это чувство захваченности, любопытства.

2. Радость. Положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была невелика или неопределенна. Радость сопровождается самоудовлетворенностью и удовлетворенностью окружающим миром. Препятствия к самореализации являются препятствиями и для появления радости.

3. Удивление. Это не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция человека на внезапно возникающие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на новый объект и может переходить в интерес.

4. Страдание (горе). Наиболее распространенное отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной ( или кажущейся таковой) информации о невозможности удовлетворения важнейших потребностей, достижение которых до этого представлялось более или менее вероятным. Страдание имеет характер астенической эмоции и чаще протекает в форме эмоционального стресса. Наиболее тяжелая форма страдания – горе, связанное с безвозвратной утратой.

5. Гнев. Сильное отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаще в форме аффекта, возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей. Гнев имеет характер стенической эмоции.

6. Отвращение. Отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое или коммуникативное) вступает в резкое противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях, мотивировать агрессивное поведение. Отвращение, как и гнев, может быть, направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.

7. Презрение. Отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиция, взглядов и поведения личности с соответствующими у объекта эмоции. Жизненные позиции, взгляды, поведение другого человека представляются личности как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и этическим критериям. Человек враждебно относится к тому, кого он презирает.

8. Страх. Отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении личностью информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания, вызываемого прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого прогноза (часто недостаточно достоверного или преувеличенного). Эмоция страха может иметь как стенический, так и астенический характер и протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде устойчивого настроения подавленности и тревожности, либо в виде аффекта (ужас).

9. Стыд. Отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознанном несоответствии собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственного представления о подобающем поведении и внешнем облике.

10. Вина. Отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувства и выражающееся в сожалении и раскаянии.

Психологические исследования последних лет показывают, что главный фактор, способствующий эффективности любого вида труда, воспитания и обучения – это положительные эмоциональные переживания. В деловом общении следует помнить, что порицание, осуждение коллеги или наказание подчиненного вызывает отрицательные эмоции, а они в свою очередь не способствует творческой деятельности. Причем этот эффект наблюдается не у одного сотрудника, получившего отрицательную оценку сослуживцев или руководителя, а у значительной части членов коллектива, боящихся попасть в такое же положение.

На основании исследований ученых был выявлен основной фактор, влияющий на производительность труда. Оказалось, что такие факторы, как квалификация руководителя, его затраты времени и сил, отношение тружеников к работе, наличие необходимого для трудового процесса инвентаря и оборудования и т.д. достаточно важны для эффективной работы трудового коллектива. Однако в наибольшей степени на производительности труда сказывается положительный настрой, эффективное деловое общения. Если большинство тружеников переживают за успехи и неудачи коллег, за эффективность работы своего предприятия, за ними невольно тянутся остальные. И чем слабее работник, тем больше его успехи в труде зависят от трудового коллектива, от социально-психологического климата в нем. Результаты исследования показали: энтузиазм, оптимизм увлечение трудом передаются посредством делового общения каждому сотруднику.

Повышение эмоционального подъема в трудовом коллективе зависит от руководителя и коллег по работе.

Руководитель должен верить в необходимость качественного выполнения очередного задания, работать с удовольствием, верить в своих подчиненных, передавать свое настроение в процессе делового общения. Тогда положительные эмоции передаются членам коллектива и влияют на эффективность их работы. Не последнюю роль здесь играют положительные, притом мотивированные оценки трудовой деятельности подчиненных. Следует помнить, что достигнутый успех порождает интерес, тягу к работе, мотивирует положительное отношение к производственной деятельности. Положительное эмоциональное подкрепление, исходящее от начальника и коллег по работе, окажет активное влияние на формирование их активности, деловых интересов и потребностей.

Помнить о положительных эмоциях важно еще и потому, что отрицательные эмоции, как установлено в последние годы, являются причиной не только плохого труда, но и одной из причин многих заболеваний, в первую очередь астмы, артритов, крапивницы, простуды и даже туберкулеза.

В деловом общении важно помнить о, так называемом принципе эмоционального заражения. Работники никогда не должны забывать, что их радостное ил грустное настроение немедленно передается окружающим. А ведь настроение создает положительное или отрицательное влияние на психологический климат коллектива и, таким образом, непосредственно воздействует на эффективность труда.

В межличностном общении также следует помнить о приеме саморегуляции , который предусматривает недопустимость заражаться эмоциональным состоянием окружающих или подчиненного. Для руководителя и коллег по работе недопустим синдром эмоционального выгорания. Надо помогать подчиненному или партнерам по трудовой деятельности выходить из состояния эмоционального возбуждения, но не сгорать эмоционально вместе с ними. Саморегуляция требует держать себя в руках и не делать того, что может принести вред коллегам.

Чувства (высшие эмоции).

Чувства часто обозначают как вторичные эмоции, так как они сформировались как своеобразное обобщение соответствующих простых (первичных) эмоций.

 


Выражаются чувства тоже через эмоции, но не постоянно, а временно, в соответствии с ситуацией, причем конкретные эмоции, как формы переживания определенного чувства, могут быть самыми разнообразными.

Вторичные эмоции значительно разнообразнее, чем первичные. Поэтому при попытке их классификации у человека, единственного существа, которое осознает большинство своих чувств, создаются почти непреодолимые трудности из-за субъективного разнообразия их трактовок в словесном выражении. Однако чувства человека всегда предметны. Поэтому чаще всего их классифицируют в зависимости от предметной сферы, к которой они относятся. Отсюда можно выделить основные группы чувств, представленные на рис. 7.12.

 

  1. Моральные (нравственно-этические) чувства.
Классификация чувств   2. Интеллектуальные чувства.
      3. Праксические чувства.

 

Рис. 7.12. Основные классификационные признаки чувств.

 

1. Моральные (нравственно-этические) чувства – это переживания, которые возникают при восприятии и оценке действий, поступков или психических особенностей людей (включая себя) с позиций норм и принципов общественной морали. Близкими к ним являются эстетические чувства – переживания прекрасного или безобразного в окружающем нас мире.

2. Интеллектуальные чувства – это переживания, сопровождающие умственную деятельность. К неспецифическим интеллектуальным чувствам относятся переживания, которые бывают не только при умственной деятельности: любопытство, удивление, уверенность, сомнение, чувство нового, чувства иронии и юмора. Специфические интеллектуальные чувства порождаются исключительно процессом интеллектуальной деятельности.

3. Праксические чувства – это чувства, сопровождающие все сферы практической деятельности людей: труд, учение, спорт или игру.

 

Особый вид устойчивых чувств человека образуют страсти и увлечения. Страсть – сильное и стойкое чувство, доминирующее над другими побуждениями человека. Она направляет все мысли и поступки человека на предмет страсти и характеризуется слиянием волевых и эмоциональных моментов. То, что не связано с доминирующей страстью, кажется человеку второстепенным и отодвигается на второй план. Увлечения отличаются от страсти только их меньшей интенсивностью.

Настроение.

Настроение представляет собой общее и относительно слабо выраженное эмоциональное состояние, но окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека. Одно настроение может сохраняться неделями, а иногда и месяцами. Вызываются настроения различными событиями, обстоятельствами, а также физическим самочувствием. Причины, обусловившие настроение, человеком осознаются не всегда.

Выделяют две основные черты, которые характеризуют настроение, в отличие от других эмоциональных состояний:

1. Относительная устойчивость настроения как результат его инертности. Настроение изменяется не сразу же после случившегося, а с запаздыванием, через какое-то определенное время. Например, грустное настроение после горькой утраты длится неделями, и вывести человека из этого состояния очень непросто. Также радостный творческий подъем может продолжаться месяцами, и изменить отношение человека к делу, которым он увлечен, обычно не удается. Ровное, без крайностей настроение необходимо для успешной работы, для продуктивного делового общения.

 

В любом трудовом коллективе можно встретить людей неизменно внимательных к окружающим, приветливых, доброжелательных, чтобы ни случилось в их трудовой деятельности. Однако встречаются и другие личности., которые постоянно чем-то недовольны, все время ждут от окружающих неприятности, подвоха. Объясняют причины плохого настроения жизненными трудностями. Но, сравнивая тех и других, видишь, что дело не в неблагополучной ситуации, а в том, как человек относится к жизненным неприятностям. Это играет особенно важную роль в межличностных отношениях. Трудно общаться с личностью постоянно демонстрирующей вулканический темперамент. Можно обжечься. Гневливый человек опасен окружающим и наносит вред самому себе. Следует помнить, если плохое настроение срывается на подчиненном, сослуживце, члене семьи, то очень вероятно аналогичное поведение с их стороны. А это еще больше усугубляет плохое настроение, отравляет жизнь.

2. Изменчивость настроения под воздействием внешних обстоятельств или возникших мыслей. Такая динамика настроения мешает эффективной работе всего трудового коллектива, затрудняет контакты между сотрудниками. Чрезвычайно важно уметь контролировать себя, не поддаваться ситуации. Жизненные трудности и неудачи должны закалять характер, вырабатывать к ним «иммунитет», вызвать желание достойно преодолевать трудности и добиваться успеха.

3. Полярность настроений. Каждое психическое состояние имеет свой антоним: активность – пассивность, возбуждение – торможение и т.п. Полярность настроений заставляет задуматься о неоднозначности поведения, о том, что иногда, чтобы вызвать необходимую эмоцию, целесообразно стимулировать ее антоним у себя и своих коллег по трудовой деятельности. Неожиданность действий нередко помогает выявить необходимое настроение, добиться решающего успеха в разных видах деятельности. Для продуктивного делового общения важно избавиться от господствующего образа мыслей, предварительной настроенности на неуспех деятельности.

4. Индивидуальная зависимость настроения от структуры личности. Одни и те же воздействия на психику вызывают неодинаковое настроение у разных людей. Одинаковые раздражители вызывают у разных людей различные настроения, поэтому настроения ярче отражают особенности личности, чем психические процессы. У одних людей настроения часто меняются, они чутко реагируют на любую перемену ситуации, у других – относительно устойчивы. В большей или меньшей мере настроение отражает направленность личности человека.

 

Настроения могут одинаково называться, но существенно отличаться одно от другого. Радость от успеха может стимулировать желание работать еще лучше, а может вызвать самомнение, нежелание совершенствовать свое мастерство, мысль о собственной исключительности. Награждение почетной грамотой, правительственной наградой может быть встречено безразлично или с очень слабой радостью, рассматривая ее с точки зрения меркантильных интересов. Однако в другом случае, слабое переживание радости может быть следствием скромности, нежеланием получать то, чего не имеют товарищи.

В крепком, дружном, сплоченном коллективе неудача в работе не вызывает уныния, отчаяния. Рабочий, служащий знают, товарищи не оставят в беде, помогут. А успех не порождает самоуспокоенности, зазнайства. Коллектив того и другого не потерпит. Высокая требовательность коллектива к каждому своему члену, умение управляющего создать положительный морально-психологический климат в коллективе, вдохновить каждого подчиненного, поддержать его творческое отношение к труду, позаботиться об его хорошем настроении создают психическую готовность к работе.

 

Основу биологической подструктуры личности составляет темперамент, который в известной мере влияет на характер и стиль работы, на отношения с окружающими.

 

 

 


Темперамент определяется сочетанием экстраверсии, интроверсии и эмоциональных характеристик личности.

В начале 70-х гг. ХХ века швейцарский психиатр К.-Г. Юнг предложил характеризовать психологические особенности личности, через понятия «экстраверсия» – «интроверсия».

 

 


Экстраверсия указывает на такие психологические особенности человека, когда он сосредотачивает свои интересы на внешнем мире, внешних объектов, иногда за счет своих собственных интересов принижения личной значимости.

Экстравертам свойственны импульсивность поведения, активность в жестах, общительность, проявление инициативы (иногда излишней), социальная адаптированность, открытость внутреннего мира.

Интроверсия характеризуется фиксацией внимания личности на своих собственных интересах, своем внутреннем мире.

 

 

Интроверты свои интересы считают наиболее важными, придают им высшую ценность. Для них характерны необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, достаточно сложная социальная адаптация.

Свойства темперамента (индивидуальный тип и ритм психических процессов, степень устойчивости, напряженность волевых усилий и т.д.) являются наиболее устойчивыми индивидуальными особенностями, сохраняющимися многие годы, часто всю жизнь. Поэтому при подборе специалистов для различных видов деятельности, формировании малых коллективов, морального поощрения, работы в специальных условиях необходимо учитывать свойства темперамента.

В психологии принято пользоваться типологией темперамента древнегреческого врача Гиппократа.

Классификация типов темперамента (в основе – характерные психологические особенности) представлены на рис. 7.13.

 

  1. Сангвиник.

Типы темперамента

  2. Холерик.
  3. Флегматик.
    4. Меланхолик.

 

Рис. 7.13. Классификация типов темперамента личности.

 

Приведенные на рисунке 7.13 основные типы темперамента достаточно важно учитывать в процессе делового общения.

Сангвиник.

Это человек живой, подвижный, быстро отзывающийся на события, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности.

В деловом общении сангвиника отличает психическая активность, быстрота и живость движений, высокая работоспособность. У него быстрый темп речи, богатая мимика. Его легко можно увлечь работой, если она требует смекалки, быстроты выполнения, разнообразных действий. Однако его деятельность требуется постоянно контролировать так как он, с удовольствием взявшись за дело, быстро к нему охладевает. Сангвиник легко усваивает самые сложные объяснения начальника, улавливает его настроение, понимает смысл указаний и распоряжений руководителя. Он охотно работает в коллективе. Быстро сходится с незнакомыми людьми.

Холерик.

Характеризуется быстротой, порывистостью, страстностью, неуравновешенностью, склонностью к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения.

Холерик нередко бывает агрессивным. Живой, несдержанный, он может стать прекрасным помощником руководителя, если направить его энергию в правильном направлении. Однако его необходимо постоянно тактично контролировать и сдерживать. Холерик охотно выполняет работу, в которой максимальные напряжения сменяются периодами с меньшей нагрузкой, более спокойными. Он постоянно, в любом деле стремится к успеху, к тому, чтобы добиться большего, чем товарищи, и нуждается в систематической похвале. В случае неудач у холерика вероятны срывы, непродуманные действия, после которых часто появляется раскаяние. В деловом общении холерика следует направлять на сдерживание чувств, но не резкими замечаниями, а с глазу на глаз или замечанием, сделанным в замедленном темпе спокойным, тихим голосом, не унижая его достоинства, не оскорбляя его чувства.

Флегматик.

Это человек медлительный, невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и настроениями. Для флегматика характерны внешне слабо выраженные душевные состояния.

На рабочем месте флегматик неохотно выполняет новую, незнакомую работу. Но то, что он привык делать, у него получается хорошо, и выполняет свои функции он с удовольствием. Флегматик с трудом включается в работу, которую не выполнял раньше, не любит новые инструменты, оборудование, к которому не привык. Он нуждается в дополнительном времени для адаптации к новым условиям работы. Его занимают проблемы качества выполнения любой работы при отсутствии желания сделать больше, чем предусмотрено заданием. Флегматика не следует упрекать в медлительности. Его целесообразно поторапливать, помогая и подбадривая, но не лишая самостоятельности.

Меланхолик.

Человек легко ранимый, глубоко переживающий даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующий на окружение.

Меланхолик нуждается в идеальных условиях для работы. Успешно трудится в спокойной обстановке, не требующей частой смены характера действий и быстрых реакций. Однако часто невнимателен, так как вспоминает старые обиды, оскорбления, думает в возможной неудаче. Может работать успешно, если бодр и весел, но очень быстро бодрость сменяется апатией, вялостью, что сказывается на успехе выполнения задания. Меланхолик быстро утомляется, глубоко переживает даже незначительные промахи. Представитель меланхолического темперамента больше, чем кто-либо другой, нуждается в хорошем внимательном отношении коллег по трудовому коллективу. Для него большую роль играет эстетическое оформление рабочего места, цеха, комнаты отдыха.

Темперамент в «чистом» виде встречается крайне редко. Жизненные обстоятельства, среда, общение, воспитание могут изменить ту или иную его черту, поэтому тип темперамента, как и врожденный тип нервной системы, от которой он зависит, может несколько меняться в зависимости от условий жизни. Таким образом, в трудовом коллективе не столько важно знать, какой темперамент у коллеги по работе, сколько необходимо наблюдать за каждым сотрудником и, в соответствии с более выраженными чертами его темперамента, строить с ним деловое общение.

 

Интересный пример приводит М.И. Станкин по учету темперамента в процессе трудовой деятельности.

Несколько лет тому назад в академии МВД защищалась кандидатская диссертация. Первый пожарный в стране стал кандидатом психологических наук. С помощью существующих методик, начальник пожарной команды из Самары выявил темперамент каждого своего подчиненного и проследил, как работают представители каждого темперамента в разных условиях.

– Перед пожарной командой две основных задачи – профилактика загорания и борьба с огнем, – докладывал диссертант. – В ходе профилактики надо внимательно осмотреть самые потаенные уголки, например на чердаках зданий. Убедиться, что там нет тряпок, стружек, опасных в смысле загорания предметов. С этой работой успешно справляются меланхолики и флегматики. Самый принципиальный холерик в лучшем случае два чердака пройдет, а на третьем пропустит много нарушений. Иная ситуация обнаруживается в ходе тушения пожара. Меланхолики и флегматики оказываются сзади, отходят на второй план. В огонь идут холерики и сангвиники. Я соответственно разделил обязанности между представителями разного темперамента. И в последние годы моя команды лучшая в России, - под аплодисменты закончил диссертант.

 

Сам по себе темперамент жестко не определяет социальное поведение человека. Ни один элемент личности (ее направленности, способности и т.д.) не предопределен темпераментом, но динамические особенности проявления всех свойств личности в определенной степени зависят от него.

 





Тест Г.Айзенка

«Темперамент личности»[3]

 

Тест может использоваться для определения базовых личностных качеств и особенностей работников, которые необходимо учитывать в процессе руководства коллективом, для обеспечения психологической совместимости и повышения эффективности взаимодействия сотрудников, особенно в условиях сплоченных рабочих групп и команд.

Инструкция

В адаптивном тесте Г. Айзенка 57 вопросов, с помощью которых исследуются некоторые ваши личностные характеристики, а не умственные способности. Для того чтобы вы могли правильно определить свое место в двухфакторной модели экстравертированности и нейротизма (высокой эмоциональной устойчивостью), необходимо давать искренние ответы на все вопросы теста. На каждый предлагаемый вопрос следует ответить лишь «да» или «нет», не раздумывая, сразу же, так как важна ваша первая реакция. Среднего значения на ответы не предусмотрено. Ответы следует записывать на отдельном листе бумаги, отмечая, например, номера тех вопросов, на которые дан положительный ответ. При групповой работе, а также в случаях, когда требуется заключение экспериментатора о результатах тестирования, ответы рекомендуется записывать в протоколе занятий, форма протокола представлена в таблице 7.2

 

Таблица 7.2..      

 

ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЙ

Фамилия, имя, отчество_______________________ Дата_____________

Возраст_________ Образование__________ Профессия______________

№ п/п

Ответ

№ п/п

Ответ

№ п/п

Ответ

да нет Да нет да нет
1 7 12 15     20 21 22 38     39 40 41 57    

 

Опросник

1. Часто ли вы используете тягу к новым впечатлениям, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?

2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас понять, выразить сочувствие?

3. Считаете ли вы себя беззаботным человеком?

4. Очень ли трудно вы отказываетесь от своих намерений?

5. Обдумываете ли вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?

6. Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, даже если это вам не выгодно?

7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Быстро ли вы обычно действуете и говорите и не растрачиваете ли много времени на обдумывание?

9. Возникали ли у вас когда-нибудь чувства, что вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?

10. Верно ли, что на спор вы способны решиться на все?

11. Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который вам симпатичен?

12. Бывает ли, что, разозлившись, вы выходите из себя?

13. Часто ли вы действуете необдуманно, под влиянием момента?

14. Часто ли вас беспокоит мысль о том, что вам не следовало бы чего-нибудь делать или говорить?

15. Предпочитаете ли вы чтение книг встречам с людьми?

16. Верно ли, что вас легко задеть?

17. Любите ли вы часто бывать в компании?

18. Бывают ли у вас такие мысли, которыми вам не хотелось бы делиться с другими людьми?

19. Верно ли, что иногда вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете сильную вялость?

20. Стараетесь ли вы ограничить круг своих знакомств небольшим числом близких друзей?

21. Много ли вы мечтаете?

22. Когда на вас кричат, отвечаете ли вы тем же?

23. Часто ли вас терзает чувство вины?

24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?

25. Способны ли вы дать волю собственным чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании?

26. Можно ли сказать, что нервы у вас часто бывают напряжены до предела?

27. Считают ли вас человеком живым и веселым?

28. После того как дело сделано, часто ли вы возвращаетесь к нему с мысленно и думаете, что могли бы сделать лучше?

29. Верно ли, что вы обычно молчаливы и сдержанны, когда находитесь среди людей?

30. Бывает ли, что вы передаете слухи?

31. Бывает ли, что вам не спится оттого, что разные мысли лезут вам в голову?

32. Верно ли, что вам часто приятнее и легче прочесть о том, что вас интересует в книге, хотя можно быстрее и проще узнать об этом у друзей?

33. Бывает ли у вас сильное сердцебиение?

34. Нравится ли вам работа, которая требует пристального внимания?

35. Бывают ли у вас приступы дрожи?

36. Верно ли, что вы всегда говорите о знакомых вам людях только хорошее, даже тогда, когда уверены, что они об этом не узнают?

37. Верно ли, что вам неприятно бывает в компании, где постоянно подшучивают друг над другом?

38. Верно ли, что вы раздражительны?

39. Нравится ли вам работа, которая требует быстроты действий?

40. Верно ли, что вам нередко не дают покоя мысли о разных неприятностях и «ужасах», которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?

41. Верно ли, что вы неторопливы в движениях?

42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?

43. Часто ли вам снятся кошмары?

44. Верно ли, что вы такой любитель поговорить, что никогда не упустите удобного случая побеседовать с незнакомым человеком?

45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?

46. Огорчились бы вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями?

47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?

48. Есть ли среди ваших знакомых такие, которые вам явно не нравятся?

49. Легко ли вас задевает критика ваших недостатков или вашей работы?

50. Могли ли вы сказать, что вы уверенный в себе человек?

51. Трудно ли вам получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых много участников?

52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

53. Сумели бы вы внести оживление в скучную компанию?

54. Бывает ли , что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?

56. Любите ли вы подшучивать над другими?

57. Страдаете ли вы бессонницей?       

 

Подведение итогов

Обработку тестирования следует начинать с определения достоверности ответов испытуемого по ключу по таблице 7.3.

 

Таблица 7.3.

Ключ к тесту

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 319.