Сложные специальные способности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Являются способностями к определенным профессиям, видам деятельности, выполнению конкретной работы. Эти способности обычно называют профессиональными, так как от них зависит качество профессиональной деятельности. Среди сложных специальных способностей выделяют:

· интерсоциальные , ориентированные на организацию взаимодействия людей, управление ими. Такие способности необходимы руководителям среднего и низшего звена, а также работникам, связанным с рекламой, маркетингом, проведением переговоров, широкими контактами с людьми. Интерсоциальные способности могут быть как теоретическими, так и практическими;

· конструктивные, направленные на создание конкретных объектов в тех или иных сферах деятельности: естественной, технической, знаковой, художественной и проч. Их реализация не требует широких и активных контактов с окружающими. Такие способности нужны руководителям высшего звена, вырабатывающим политику организации, а также специалистам. Конструктивные способности, в свою очередь, также могут быть теоретическими и практическими.

Уровень и степень развития способностей выражают следующие понятия:

· мастерство – это совершенство в конкретном виде деятельности, зависящее от способностей и развитое на основе большого и напряженного труда. Мастерство в большей степени связано с производственной деятельностью. Однако в любой профессии предполагает способность к творческим решениям возникающих проблем. Уровень мастерства в процессе деятельности изменяется, развивается структура способностей человека, формируется его личность;

· одаренность – это сочетание различных высокоразвитых способностей человека;

· талантливость – это выдающиеся природные способности, на основе которых человек творит, создает что-то свое, оригинальное, в определенной степени неповторимое. Однако его творчество осуществляется в рамках уже сложившихся идей, направлений, линий поиска. Пробуждение талантов общественно обусловлено. То, какие дарования получат наиболее благоприятные условия для полноценного развития, зависит от потребностей эпохи и особенностей конкретных задач, которые стоят перед данным социумом. Талантливые люди обычно добиваются известности и признания у современников;

· гениальность – это наивысший уровень развития творческих способностей. Гениальный человек неповторим и неподражаем. Его идеи, концепции, способы исследования и результаты открывают человечеству новые горизонты, опережают эпоху и время.

 

Природа человеческих способностей до сих пор вызывает определенные –споры. По этому поводу существует две противоположные точки зрения.

Представители одной из них считают, что способности целиком зависят от качества воспитания и обучения. В качестве примера они приводят случаи, когда дети самых отсталых и примитивных племен, получив соответствующее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев.

Другая точка зрения, ведущая свою историю еще от Платона, утверждает, что способности обусловлены биологически и их проявление целиком зависит от наследственности. Обучение и воспитание может лишь изменить скорость их появления, но они всегда проявятся тем или иным образом.

Предположение о возможности наследования способностей достаточно четко были представлены и развиты в 1875 г. английским биологом, антропологом и психологом Ф. Гальтоном (двоюродным братом Ч. Дарвина), который писал о наследовании таланта, однако убедительных доказательств по этому поводу не представил.

Тем не менее его идеи о необходимости систематического улучшения «наиболее одаренных рас» (евгеника) имели реальный успех в конце XIX начале XX вв: в Европе и Америке возникли различные евгенические общества. В США были приняты сенсационные меры (например, стерилизация «неполноценных»), а нацистская германия, чтобы обеспечить процветание «арийской расы», дошла до еще больших крайностей. Нацистский режим практиковал не только позитивную евгенику (цель – благоприятствовать воспроизведению лиц с хорошей наследственностью), но и евгенику негативную (уничтожение «низших рас»). Это привело к тому, что евгенике в плане идеологическом и социальном пришлось явно отступить, во всяком случае, она стала более сдержанной. Однако огромные успехи, достигнутые биологией и генной инженерией, сделали возможным создание усовершенствованной евгеники. А это ставит многочисленные вопросы, как технические, так и этические ( Thuiller P ., 1987).

 

Многоплановость и разнообразие видов деятельности человека выступают как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. При этом одним из важнейших факторов, влияющих на деятельность человека, является его интеллект.

 


На уровень интеллекта оказывают влияние, как врожденные факторы, так и окружающая социальная среда. Однако с какими бы наследственными задатками не ни появился на свет ребенок, его дальнейшее развитие во многом обусловлено факторами внешней среды, и, прежде всего, воспитанием и общением. В частности, имеются сведения, свидетельствующие о связи интеллектуального развития ребенка с его возможностью общаться со взрослыми в течение достаточно длительного времени. Оказалось, что чем больше в семье детей, тем ниже их средний коэффициент интеллектуальности, первенцы в этом отношении оказываются чаще более развитыми, чем их младшие братья и сестры.

 

Много дискуссий вызывает обнаружение более низких усредненных показателей по тестам интеллекта у лиц из менее обеспеченных слоев общества и некоторых этнических групп. Многие результаты этих исследований интересны сами по себе, но они так и не дали ответа на главный вопрос – о причинах групповых различий. К сожалению, пока нет возможности точно оценить, в какой степени разнообразие интеллектуальных способностей в человеческом обществе определяется генетическим влиянием, и в какой – не генетическим. Все рассуждения на эту тему должны начинаться с утверждения, что в центре социальной политики стоит не какая-то социальная или этническая группа, а человек. Цель общества, несомненно, заключается в создании условий, дающих каждому, независимо от его врожденных способностей, развить таланты, получить образование.

 

Высокий интеллект достаточно важен в деловом общении. Человек с развитым мышлением, высоким уровнем интеллекта адекватно оценивает себя в деловом общении и выше своих коллег. Он чаще всего вежлив, воспитан, интересуется делами коллег или подчиненных, в меру возможностей помогает им. Чем менее развит интеллект у человека, тем выше он оценивает себя и ниже, чем они того заслуживают, коллег по работе или подчиненных. Такой человек нередко груб, как правило, считает, что ему не повезло с коллективом. Он может высокомерно общаться с окружающими сотрудниками, ставить себя выше других, провоцировать конфликтные ситуации, что крайне негативно сказывается на производственном процессе.

Таким образом, развитый интеллект помогает продуктивнее общаться в трудовом коллективе, лучше работать, эффективнее руководить людьми.

Способности представляют собой сочетание природных и приобретенных качеств. В основе любых способностей лежат задатки.

 


Под задатками понимаются первичные, природные (биологические) особенности, с которыми человек рождается, и которые созревают в процессе его развития.

Каждый человек от рождения наделен определенными задатками. Однако задатки не заключают в себе способностей и не гарантируют их развития. Они могут превратиться в способности, в зависимости от воспитания и деятельности человека. При отсутствии надлежащего воспитания и деятельности даже большие задатки не станут способностями, а при соответствующем воспитании и деятельности даже из небольших задатков могут развиться способности достаточно высокого уровня.

Любой задаток многозначен, то есть из одного и того же задатка при соответствующих условиях могут развиваться различные способности, в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью. Определяющим здесь является практика обучения, реальное занятие определенным видом деятельности, в которой и развиваются соответствующие способности. Практика обучения может компенсировать не самые благоприятные задатки и способности и может привести к определенному успеху за счет формирования индивидуальной организации деятельности, при которой максимально используются сильные стороны личности и компенсируются слабые.

 

Некоторые задатки проявляются в раннем возрасте, что выражается в склонности к определенной деятельности. Например, неодолимое тяготение к рисованию начало проявляться у Серова, Репина, Сурикова в возрасте 3–5; к музыке у Римского-Корсакова, Глинки – в 3–4 года. В некоторых семьях весьма часто встречается много талантливых людей. Известны семьи, давшие много композиторов, художников и т.д. Например, отце и сын Моцарты, братья Гайдн, семь поколений музыкантов Бахов.

Однако это еще не означает, что способности передаются по наследству. Изучение родословных показывает, что в подавляющем большинстве случаев речь идет не о биологической наследственности, а о наследственности условий жизни, то есть тех условий, которые благоприятствуют развитию способностей, в то время как задатки, то есть природные предпосылки способностей, вероятно, подчинены общим генетическим законам. В частности, у музыкантов это могут быть определенные особенности строения и функционирования слухового аппарата, передаваемые по наследству из рода в род.

Гипотеза о наследуемости задатков не должна отождествляться с идеей наследственности способностей. Способности – прижизненное приобретение личности, они развиваются под влиянием социальных факторов.

Любые задатки, прежде чем они превратятся в способности, проходят большой путь развития. В этом процессе можно выделить ряд этапов. Для того, чтобы некоторая способность поднялась на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была достаточно оформлена на предыдущем уровне. Этот последний уровень по отношению к более высокой ступени развития и выступает в виде своеобразного плана задатка.

Например, для того, чтобы хорошо усвоить высшую математику, надо обязательно знать элементарную. Эти знания по отношению к высшим математическим способностям выступают в качестве своеобразного задатка. Таким образом, на одном из этапов происходит подготовка основы будущих способностей, на других идет становление их базы, на третьих складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность. Все эти процессы могут протекать последовательно, накладываясь, в той или иной степени, друг на друга.

Многоплановость и разнообразие видов деятельности человека выступают как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. Для более полного развития способностей личности важен творческий характер его деятельности, оптимальный уровень трудности, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности. Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности («зона ближайшего развития» по Л.С. Выготскому), то она ведет к развитию его способностей. Если деятельность слишком проста, то она обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей, но если слишком трудна, то становится невыполнимой и также не приводит к развитию новых умений и навыков.

Практика показывает, что люди, обладающие одинаковыми способностями, должны занимать в организации равноценные должности, что позволяет наиболее полно использовать их потенциал и предотвращать внутренние конфликты. Разрыв же в способностях руководителей и их непосредственных подчиненных в один уровень обеспечивает при прочих равных условиях их хорошее взаимопонимание в деловом общении, а также естественность руководства и подчинения.

Степень реализации специальных способностей и возможность занятия в связи с этим определенных должностей в системе управления зависит в основном от двух обстоятельств: полученного образования и данного от природы уровня мышления, для развития которого образование является определенной базой. Общие способности людей во многом связаны с их типом мышления.

 


 

 

Умение думать, творческое мышление свойственны только человеку. Любители животных часто наделяют своих питомцев способностью мыслить. Разубедить их не удается. И действительно, наблюдая за животными, нередко можно сопоставить их поведение с поведением людей.

Часто рассказывают случаи, когда животные спасают людей, выполняют словесные распоряжение хозяина, помогают человеку в борьбе с неприятелем, на рыбалке, охоте и т.д.

Зафиксирован такой необычный случай в Индии. В полицейский участок несколько недель подряд приходил кот, терся о ноги полицейских, многозначительно смотрел им в глаза, а потом уходил. Однажды, один из полицейских, повинуясь какому-то внутреннему чувству пошел вслед за котом, который привел его на небольшую поляну и стал рыть землю. В неглубокой могиле оказался труп хозяйки животного. Быстро нашли слугу-убийцу, который, испугавшись кота, решив, что тот наделен колдовскими способностями, сразу во всем сознался.

Случаи конечно красноречивые, но результаты исследований показывают, что мышление в его высших формах, включая самосознание личности, прогнозирование будущего, понимать речь и осознанно произносить слова, свойственно лишь человеку. А у высокоразвитых животных имеет место так называемое «ручное мышление», то есть, например способность достать один предмет с помощью другого предмета, рефлекторно отреагировать на знакомое слово, произнесенное хозяином. Человеческое мышление появляется только в единстве с развитием общественного сознания. Сознание и мышление сформировалось в процессе производственной деятельности, в ходе материального общения людей.

 

Мышление есть только тогда, когда выполняется что-то новое для человека, приводящее к получению новых знаний. Это основная особенность мышления. При этом мышление разделяется на ряд этапов, каждый из которых может продолжаться различное время.

Мышление возникает только тогда, когда человек должен решить какую-либо задачу. В соответствии с этим выделяют три этапа мыслительного процесса:

1. Осознание условий задачи, анализ ее компонентов, выделение из них наиболее существенных и соотнесения их друг другу – исходный, первоначальный этап начала процесса мышления.

2. Поиск способов решения, выбор одного из них и формирование общей схемы решения задачи. В основе выдвижения решения лежит мысленное предвосхищение неизвестного, и если предположение подтверждается, то тем самым находится и решение задачи.

3. Проверка полученного результата.

Источником мыслительной деятельности людей является их реальная жизнь, практика. Любые виды деятельности человека требуют от него решения мыслительных задач. Практика для мышления является критерием истины. Обобщения и выводы, которые делает человек исходя из общих положений, проверяются именно на практике. Практика является и областью применения результатов мышления.

Существуют различные виды мышления, которые неравнозначны в деловом общении и в организации трудовых отношений.

В трудовом коллективе можно в первую очередь столкнуть с проявлениями репродуктивного и продуктивного мышления.




Репродуктивное мышление.

Характеризуется отсутствием творческого компонента в мыслительном процессе. В производственной деятельности такой тип мышления вполне подходит инженерно-техническому персоналу, решающему технологические и эксплуатационные задачи, руководящему производственными процессами на основании заранее разработанных инструкций. Даже для научной деятельности вполне может подойти репродуктивный тип мышления, если ученый, не обладающий высокими творческими способностями, является опытным классификатором и систематизатором, развивающим и углубляющим идеи, высказанные другими.

Продуктивное мышление.

Характеризуется наличием творческого компонента в мыслительном процессе. Продуктивное мышление на производстве, прежде всего, необходимо в управлении людьми и в воспитательном процессе. Здесь не допустим стандарт, и он не дает нужного результата.

Для определенного вида деятельности необходимо мышление, которое может представлять и отражать свойства объекта. Такие типы мышления подразделяются на художественное, логическое и смешанное мышление.

Художественное мышление.

Характеризуется образностью, яркостью, богатой фантазией, но одновременно импульсивностью, непоследовательностью, прерывностью. Чаще всего им обладают предприниматели и лица, склонные к занятию различными видами искусства.

Логическое мышление.

Основывается на критичности, ясности, последовательности, глубине, однако зачастую и излишней отвлеченности, абстрактности, которые бывают, не всегда понятны окружающим.

Смешанный тип мышления.

Характеризуется тем, что ему присущи черты предыдущих, хотя и не столь ярко выраженные, но это дает его обладателям необходимую широту взглядов, самостоятельность и быстроту в деле принятия решений, что позволяет им успешно справляться с различными управленческими проблемами.

Мышление также может быть словесно-логическим, наглядно-действенным, наглядно-образным.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 271.