Тактика содействия предполагает достаточно полные, по возможности правдивые ответы на вопросы журналиста или других участников беседы.
Тактика противодействия или уклонения выражается в виде отказа отвечать на вопрос или нежелание открывать какую-либо информацию. При этом цель уклонения – оставить у спрашивающего и у зрителей или слушателей впечатление, что ответ на вопрос получен, хотя на самом деле дается неполный или неточный ответ.
Существует несколько способов уклониться от ответа:
ответить на конкретный вопрос общими фразами или дать конкретный ответ на общий вопрос;
задать встречный вопрос интервьюеру или переформулировать заданный вопрос;
уклониться от ответа, сославшись на этические нормы, не позволяющие ответить на вопрос;
отказаться от ответа, сославшись на необходимость говорить только известные интервьюируемому факты.
В тактике уклонения главный фактор заключается в том, чтобы уклонение или отказ от ответа были объяснены. Неаргументированный отказ отвечать воспринимается, как нежелание сказать правду, желание что-то утаить и приводит к негативному восприятию интервьюируемого.
Иногда для активизации беседы или стараясь вызвать интервьюируемого на спор, журналист может использовать некорректные приемы. Интервьюируемый должен иметь в виду, что его слова могут быть искажены журналистом (упрощены и даже доведены до абсурда). В этом случае интервьюируемый должен:
не поддаваться на провоцирующее поведение журналиста;
не должен допускать искажения, упрощения своей точки зрения;
не должен соглашаться с предположениями журналиста, если он с ними не согласен;
отказаться от слов журналиста;
выразить протест;
прояснить свою позицию и т.д.
Тактические приемы интервьюируемого могут меняться в ходе интервью в зависимости от характера вопросов журналиста. Правильный выбор тактики помогает интервьюируемому занять активную позицию в разговоре и привлечь внимание телезрителей и радиослушателей.
Выступление по радио или по телевидению связано с большой эмоциональной нагрузкой и вызывает определенную психологическую реакцию. В связи с этим необходимо соблюдать определенные правила поведения в радио студии, которые сформулировал Л. Браун в книге «Имидж – путь к успеху»:
Установите расстояние в несколько сантиметров между вашим
ртом и микрофоном и старайтесь поддерживать его постоянным в течение всей передачи. Не наклоняйтесь к микрофону
каждый раз, когда начинаете говорить.
Старайтесь сохранять голос по возможности низким,
чтобы избежать искажений усилителями звука. Необходимо четко произносить гласные и согласные буквы — это замедляет речь быстро говорящего человека и способствует лучшему восприятию речи аудиторией.
Если вам хочется рассмеяться в ответ на чьи-либо слова, не
делайте этого слишком громко и в высоком диапазоне.
Не прерывайте ведущего передачи, задающего вам вопрос.
Прежде чем отвечать, подождите, пока он закончит говорить.
Это же правило справедливо, если выступающих трое
и больше. Радиослушатели и зрители не смогут понять нескольких людей, постоянно перебивающих друг друга.
Не опасайтесь быть раскованным во время выступления в эфире. Вы прослывете искренним и привлекательным человеком.
Если во время радиопередачи вам захочется кашлянуть, отвернитесь от микрофона и заглушите звук.
В отличии от радио эфира поведение в телевизионной студии требует уделить особое внимание не только звучанию голоса, но и внешнему виду и невербальным средствам передачи информации.
Крупный план позволяет рассмотреть черты лица говорящего, его мимику, жесты, оценить естественность поведения человека, эмоциональность его выступления.
В то же время внешний вид не должен отвлекать аудиторию от обсуждаемых вопросов. Отрицательное впечатление производят менторский тон оратора, его скованность, напряженность позы, недостаток словарного запаса, монотонность, скороговорка.
Среди советов, которые дают специалисты выступающим на телевидении, выделим следующие:
Первые слова, звучащие в камеру должны быть доброжелательными;
Необходимо держаться в рамках телеэкрана. Это значит, что жесты не должны быть размашистыми, локти следует держать поближе к грудной клетке. Руки должны двигаться в пространстве между подбородком и грудью. Не следует держать их перед лицом или взмахивать ими вперед по направлению к камере, иначе жесты будут выглядеть чрезмерно подчеркнутыми и преувеличенными.
Используйте радушные жесты, раскрывая ладони наружу. Это
лучше, чем руки, скрещенные на груди. Помните, что все
жесты в камере утрируются – взмах руками вверх выдает напряжение, а широкие грубые жесты теряются.
Когда основная камера находится справа, направьте ваши
жесты по направлению к левой, в сторону человека, задающего вопросы. Уберите руки подальше от камеры, и тогда жесты станут пропорциональными. Если вы начнете жестикулировать вправо, ваши руки на экране будут казаться увеличенными и искаженными.
Замечено, что некоторые детали одежды, а также невербальные характеристики поведения могут отвлекать зрителей от полноценного восприятия программы, в том числе:
галстук вызывающего цвета;
полосатая рубашка с белым воротником;
клетчатый пиджак;
блузка с ярким вычурным узором;
золотые часы, отражающие свет;
блестящая заколка на лацкане или значок;
сверкающие броши на платье;
звенящие, покачивающиеся в ушах серьги, отражающие свет;
скрещенные ноги в облегающей слишком короткой юбке;
ярко-красная блестящая помада, которая делает рот неестественно двигающимся, как не настоящий;
интервьюер, который постоянно ерошит волосы;
волосы выступающего, которые постоянно падают на глаза;
жесты, выражающие враждебность;
мрачное выражение лица;
чрезмерные жестикуляция или мимика;
резкий, пронзительный голос;
использование междометий;
быстро говорящий человек, плохо проговаривающий звуки и т.д.
Таким образом, успешность выступления по радио и по телевидению, в значительной мере зависит от понимания специфики восприятия речи и внешнего вида выступающего и требует от него работы, как над звучанием собственного голоса, так и над внешними манерами поведения.
Практическое задание
«Проверьте свои знания»
1. Какое требование не является определяющим в радио- и телевизионном выступлении:
а) содержание речи;
б) манера подачи материала;
в) внешний вид и образ выступающего;
г) национальная принадлежность.
2. Разговорность не включает в себя:
а) оптимальное использование лексики;
б) информационную точность;
в) эмоциональную оценку факта или события;
г) четкую структуризацию выступления.
3. Какое из требований не является основным в радио- и телевизионном выступлении:
а) диалогизация;
б) интимизация;
в) сила ударения.
г) удобство звукового воспроизводства и слухового восприятия;
4. Какой из приемов не используется для построения диалогизации в радио- и телевизионном выступлении:
а) прямое и косвенное обращение к собеседнику;
б) построение драматургии выступления;
в) вопросно-ответный прием;
г) эмоциональная оценка факта или события.
5. Укажите, какой из приведенных видов интервью не используется на радио и телевидении:
а) интервью-беседа;
б) интервью-портрет;
в) интервью-расспрос;
г) интервью-обмен мнениями.
6. Выберите из перечисленного основные характеристики интервью - портрета:
а) в центре внимания находится обсуждение общезначимой проблемы;
б) это интервью носит односторонний характер (журналист задает вопросы, интервьюируемый отвечает);
в) создает образ интервьюируемого (часто в неофициальной обстановке).
7. Укажите, какой из перечисленных этапов организации и проведения радио- и телевизионного интервью лишний:
а) заключительный;
б) начальный;
в) подготовительный;
г) основной.
8. Укажите, что из перечисленного ниже относится к основному этапу проведения радио- и телевизионного интервью:
а) анализ хода встречи;
б) сбор материала о собеседниках;
в) подведение итогов разговора;
г) самоанализ поведения участников.
9. Выберите из перечисленного ниже, что следует выполнять на заключительном этапе интервью:
а) забыть о телезрителях, радиослушателях, микрофоне и телекамере;
б) держаться естественно и быть самим собой;
в) наметить дальнейшую тактику участия в радио- и телевизионном интервью.
10. Укажите, к какому виду тактики относится отказ отвечать на вопрос или нежелание открывать какую-либо информацию:
а) к тактике содействия;
б) к тактике противодействия или уклонения.
11. Интервьюер – это:
а) техническое средство для обеспечения проведения интервью;
б) журналист, берущий интервью у одного лица или группы лиц;
в) человек, у которого берут интервью.
12. При искажении слов журналистом интервьюируемый должен:
а) отказаться от слов журналиста;
б) поддаваться на провоцирующее поведение журналиста;
в) допускать искажения, упрощения своей точки зрения журналиста.
13. Выберите, из приведенного ниже, основные правила поведения в радио студии:
а) наклоняться к микрофону каждый раз, когда начинаете говорить;
б) опасаться быть раскованным во время выступления в эфире.
в) не прерывать ведущего передачи, задающего вам вопрос;
14. Выберите из ниже перечисленного основные тактические приемы поведение в телевизионной студии:
а) держаться в рамках телеэкрана;
б) держать руки, скрещенными на груди;
в) быстро разговаривать или плохо проговаривать звуки.
15. Что из перечисленного ниже не будет отвлекать зрителей от полноценного восприятия программы:
а) мрачное выражение лица;
б) пиджак классического стиля;
в) чрезмерная жестикуляция и мимика.
Подведите итоги
Проверьте ответы, используя ключ, приведенный в таблице 4.2.
Таблица 4.2.
Ключ
Варианты ответов
Правильные ответы
Номера вопросов
Резюме:
Телефонный разговор – это контактное по времени, но дистанционное в пространстве и опосредованное специальными техническими средствами общения собеседников.
В ходе телефонного разговора, необходимо уделить внимание следующим вопросам: определение цели телефонного разговора, информационная подготовка, отработка формулировок понятий и суждений, определение последовательности и содержания аргументации, анализ возможной реакции собеседника на те или иные высказывания, определение хронологических этапов проведения телефонной беседы и т.д.
Телефонный разговор строится по следующим этапам: подготовительный, основной, заключительный. На основном этапе телефонного разговора выделяют три стадии: начальную, непосредственно телефонный разговор, выход из контакта.
Телефонограмма – сообщение, переданное по телефону, а также текст этого сообщения, записанный на бумажный носитель.
Деловое письмо – документ, применяемый для связи, передачи информации на расстояние между двумя корреспондентами, которые могут быть как юридическими, так и физическими лицами.
Основными классификационными признаками деловой корреспонденции являются: тематика, функциональность, адресность, форма отправления, структурированность, композиционность.
Основными реквизитами делового письма являются: логотип или эмблема товарного знака юридического лица, полное или сокращенное наименование организации – отправителя, почтовый и телеграфный адрес организации – отправителя, дополнительно в адрес может быть включен номер электронной почты, номер телефона, факса и телекс, адресат; индекс документа (номер письма), дата, ссылка на дату и индекс входящего документа, подпись, отметка о наличии приложения, отметка о направлении копий в другие адреса.
Основными письмами, которые наиболее часто используются в деловом общении являются: письмо – просьба, письмо – сообщение, письмо – приглашение, письмо – благодарность, сопроводительное письмо, письмо – подтверждение, письмо – напоминание, гарантийное письмо, письмо – запрос, ответ на запрос, письмо – предложение (оферта), ответ на предложение, рекламация, ответ на рекламацию.
Обязательными требованиями к управленческой резолюции являются: адресность, четкость формулировки содержания управленческого действия, указания возможных путей решения, согласованность с другими ранее принятыми управленческими решениями в данной области.
Электронная почта – это форма передачи электронных документов на расстояние. Электронная почта представляет собой массовое средство электронных коммуникаций, посредством использования Internet.
Специфическая особенность радио – и телевизионного выступления заключается в том, что выступающий воспринимается аудиторией не просто, как источник информации, а как живой партнер по общению. Таким образом, выступление будет максимально эффективным, если оно оптимальным образом сочетает элементы социальной и личностной ориентированности общения.
Основными требованиями, предъявляемыми к радио – и телевизионному выступлению, являются: разговорность, диалогизация, интимизация, удобство звукового воспроизводства и слухового восприятия.
Интервью – это беседа журналиста с каким – либо лицом или группой лиц, представляющая общественный интерес и предназначенная для передачи в средствах массовой информации.
Существуют следующие виды интервью: интервью- расспрос, интервью – обмен мнениями, интервью – портрет. Проведение радио – и телевизионного интервью состоит из трех этапов: подготовительного, основного и заключительного.
Выделяют две тактики, участия в интервью: тактика содействия и тактика противодействия или уклонения.
Вопросы для самоконтроля:
Перечислите основные типы телефонных разговоров.
Укажите две основные составляющие коммуникационной установки телефонного разговора.
Назовите основные этапы деловой беседы по телефону и приведите их содержание.
Приведите определение телефонограммы, укажите ее основные реквизиты.
Перечислите основные классификационные признаки деловой корреспонденции и виды деловых писем, охарактеризуйте основные виды деловой переписки.
Приведите определение понятию электронной почты. Поясните организацию передачи электронных документов посредством Internet.
Укажите, в чем особенности делового общения с радио- и телевизионной аудиторией.
Перечислите основные требования, предъявляемые к радио- и телевизионному выступлению.
Охарактеризуйте основные виды интервью. Укажите, из каких этапов оно состоит. Приведите краткую характеристику этих этапов.
Назовите основные тактические приемы, используемые в радио- и телевизионном интервью. В чем особенности поведения в радио- и телевизионной студии?
Дата: 2018-11-18, просмотров: 517.