Тактика противодействия или уклонения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тактика содействия предполагает достаточно полные, по возможности правдивые ответы на вопросы журналиста или других участников беседы.

Тактика противодействия или уклонения выражается в виде отказа отвечать на вопрос или нежелание открывать какую-либо информацию. При этом цель уклонения – оставить у спрашивающего и у зрителей или слушателей впечатление, что ответ на вопрос получен, хотя на самом деле дается неполный или неточный ответ.

Существует несколько способов уклониться от ответа:

ответить на конкретный вопрос общими фразами или дать конкретный ответ на общий вопрос;

задать встречный вопрос интервьюеру или переформулировать заданный вопрос;

уклониться от ответа, сославшись на этические нормы, не позволяющие ответить на вопрос;

отказаться от ответа, сославшись на необходимость говорить только известные интервьюируемому факты.

 

 


В тактике уклонения главный фактор заключается в том, чтобы уклонение или отказ от ответа были объяснены. Неаргументированный отказ отвечать воспринимается, как нежелание сказать правду, желание что-то утаить и приводит к негативному восприятию интер­вьюируемого.

Иногда для активизации беседы или стараясь вызвать интервьюируемого на спор, журналист может использовать некорректные приемы. Интервьюи­руемый должен иметь в виду, что его слова могут быть искажены журналистом (упрощены и даже доведены до абсурда). В этом случае интервьюируемый должен:

не поддаваться на провоцирующее поведение журналиста;

не должен допускать искажения, упрощения своей точки зрения;

не должен соглашаться с предположениями журналиста, если он с ними не согласен;

отказаться от слов журналиста;

выразить протест;

прояснить свою позицию и т.д.

Тактические приемы интервьюируемого могут меняться в ходе интервью в зависимости от характера вопросов журналиста. Правильный выбор тактики помогает интервьюируемому занять активную позицию в разговоре и привлечь внимание телезрителей и радиослушателей.

Выступление по радио или по телевидению связано с большой эмоциональной нагрузкой и вызывает определенную психологическую реакцию. В связи с этим необходимо соблюдать определенные правила поведения в радио студии, которые сформулировал Л. Браун в книге «Имидж – путь к успеху»:

Установите расстояние в несколько сантиметров между вашим
ртом и микрофоном и старайтесь поддерживать его постоянным в течение всей передачи. Не наклоняйтесь к микрофону
каждый раз, когда начинаете говорить.

Старайтесь сохранять голос по возможности низким,
чтобы избежать искажений усилителями звука. Необходимо четко произно­сить гласные и согласные буквы — это замедляет речь быстро говорящего человека и способствует лучшему восприятию речи аудиторией.

Если вам хочется рассмеяться в ответ на чьи-либо слова, не
делайте этого слишком громко и в высоком диапазоне.

Не прерывайте ведущего передачи, задающего вам вопрос.
Прежде чем отвечать, подождите, пока он закончит говорить.
Это же правило справедливо, если выступающих трое
и больше. Радиослушатели и зрители не смогут понять нескольких людей, постоянно перебивающих друг друга.

Не опасайтесь быть раскованным во время выступления в эфире. Вы прослывете искренним и привлекательным человеком.

Если во время радиопередачи вам захочется кашлянуть, отвер­нитесь от микрофона и заглушите звук.

В отличии от радио эфира поведение в телевизионной студии требует уделить особое внимание не только звучанию голоса, но и внешнему виду и невербальным средствам передачи информации.

Крупный план позволяет рассмотреть черты лица гово­рящего, его мимику, жесты, оценить естественность поведения чело­века, эмоциональность его выступления.

В то же время внешний вид не должен отвлекать аудиторию от обсуждаемых вопросов. Отрицательное впечатление производят ментор­ский тон оратора, его скованность, напряженность позы, недостаток словарного запаса, монотонность, скороговорка.

Среди советов, которые дают специалисты выступающим на те­левидении, выделим следующие:

Первые слова, звучащие в камеру должны быть доброжелательными;

Необходимо держаться в рамках телеэкрана. Это значит, что жесты не должны быть размашистыми, локти следует держать поближе к грудной клетке. Руки должны двигаться в пространстве между подбородком и грудью. Не следует держать их перед лицом или взмахивать ими вперед по направлению к камере, иначе жесты будут выглядеть чрезмерно подчеркнутыми и преувеличенными.

Используйте радушные жесты, раскрывая ладони наружу. Это
лучше, чем руки, скрещенные на груди. Помните, что все
жесты в камере утрируются – взмах руками вверх выдает на­пряжение, а широкие грубые жесты теряются.

Когда основная камера находится справа, направьте ваши
жесты по направлению к левой, в сторону человека, задающего вопросы. Уберите руки подальше от камеры, и тогда жесты станут пропорциональными. Если вы начнете жестикулиро­вать вправо, ваши руки на экране будут казаться увеличенными и искаженными.

Замечено, что некоторые детали одежды, а также невербаль­ные характеристики поведения могут отвлекать зрителей от полноценного восприятия программы, в том числе:

галстук вызывающего цвета;

полосатая рубашка с белым воротни­ком;

клетчатый пиджак;

блузка с ярким вычурным узором;

золотые часы, отражающие свет;

блестящая заколка на лацкане или значок;

сверкающие броши на платье;

звенящие, покачивающие­ся в ушах серьги, отражающие свет;

скрещенные ноги в облегающей слишком короткой юбке;

ярко-красная блестящая помада, которая делает рот неестествен­но двигающимся, как не настоящий;

интервьюер, который постоянно ерошит волосы;

волосы высту­пающего, которые постоянно падают на глаза;

жесты, выражающие враждебность;

мрачное выражение лица;

чрезмерные жестикуляция или мимика;

резкий, пронзительный голос;

использование междометий;

быстро говорящий человек, плохо проговаривающий звуки и т.д.

Таким образом, успешность выступления по радио и по телевидению, в значительной мере зависит от понимания специфики восприятия речи и внешнего вида выступающего и требует от него работы, как над звучанием собственного голоса, так и над внеш­ними манерами поведения.

 

Практическое задание

«Проверьте свои знания»

1. Какое требование не является определяющим в радио- и телевизионном выступлении:

а) содержание речи;

б) манера подачи материала;

в) внешний вид и образ выступающего;

г) национальная принадлежность.

2. Разговорность не включает в себя:

а) оптимальное использование лексики;

б) информационную точность;

в) эмоциональную оценку факта или события;

г) четкую структуризацию выступления.

3. Какое из требований не является основным в радио- и телевизионном выступлении:

а) диалогизация;

б) интимизация;

в) сила ударения.

г) удобство звукового воспроизводства и слухового восприятия;

4. Какой из приемов не используется для построения диалогизации в радио- и телевизионном выступлении:

а) прямое и косвенное обращение к собеседнику;

б) построение драматургии выступления;

в) вопросно-ответный прием;

г) эмоциональная оценка факта или события.

5. Укажите, какой из приведенных видов интервью не используется на радио и телевидении:

а) интервью-беседа;

б) интервью-портрет;

в) интервью-расспрос;

г) интервью-обмен мнениями.

6. Выберите из перечисленного основные характеристики интервью - портрета:

а) в центре внимания находится обсуждение общезначимой проблемы;

б) это интервью носит односторонний характер (журналист задает вопросы, интервьюируемый отвечает);

в) создает образ интервьюируемого (часто в неофициальной обстановке).

7. Укажите, какой из перечисленных этапов организации и проведения радио- и телевизионного интервью лишний:

а) заключительный;

б) начальный;

в) подготовительный;

г) основной.

8. Укажите, что из перечисленного ниже относится к основному этапу проведения радио- и телевизионного интервью:

а) анализ хода встречи;

б) сбор материала о собеседниках;

в) подведение итогов разговора;

г) самоанализ поведения участников.

9. Выберите из перечисленного ниже, что следует выполнять на заключительном этапе интервью:

а) забыть о телезрителях, радиослушателях, микрофоне и телекамере;

б) держаться естественно и быть самим собой;

в) наметить дальнейшую тактику участия в радио- и телевизионном интервью.

10. Укажите, к какому виду тактики относится отказ отвечать на вопрос или нежелание открывать какую-либо информацию:

а) к тактике содействия;

б) к тактике противодействия или уклонения.

11. Интервьюер – это:

а) техническое средство для обеспечения проведения интервью;

б) журналист, берущий интервью у одного лица или группы лиц;

в) человек, у которого берут интервью.

12. При искажении слов журналистом интервьюируемый должен:

а) отказаться от слов журналиста;

б) поддаваться на провоцирующее поведение журналиста;

в) допускать искажения, упрощения своей точки зрения журналиста.

13. Выберите, из приведенного ниже, основные правила поведения в радио студии:

а) наклоняться к микрофону каждый раз, когда начинаете говорить;

б) опасаться быть раскованным во время выступления в эфире.

в) не прерывать ведущего передачи, задающего вам вопрос;

14. Выберите из ниже перечисленного основные тактические приемы поведение в телевизионной студии:

а) держаться в рамках телеэкрана;

б) держать руки, скрещенными на груди;

в) быстро разговаривать или плохо проговаривать звуки.

15. Что из перечисленного ниже не будет отвлекать зрителей от полноценного восприятия программы:

а) мрачное выражение лица;

б) пиджак классического стиля;

в) чрезмерная жестикуляция и мимика.

 












Подведите итоги

 

Проверьте ответы, используя ключ, приведенный в таблице 4.2.

 

Таблица 4.2.

 

Ключ

 

Варианты ответов

Правильные ответы

Номера вопросов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 А - - - - 1 - - - - - - 1 - 1 - Б - - - 1 - - 1 - 1 1 1 - - - 1 В - - 1 - - 1 - 1 - - - - 1 - - Г 1 1 - - - - - - - - - - - - -


Резюме:

Телефонный разговор – это контактное по времени, но дистанционное в пространстве и опосредованное специальными техническими средствами общения собеседников.

В ходе телефонного разговора, необходимо уделить внимание следующим вопросам: определение цели телефонного разговора, информационная подготовка, отработка формулировок понятий и суждений, определение последовательности и содержания аргументации, анализ возможной реакции собеседника на те или иные высказывания, определение хронологических этапов проведения телефонной беседы и т.д.

Телефонный разговор строится по следующим этапам: подготовительный, основной, заключительный. На основном этапе телефонного разговора выделяют три стадии: начальную, непосредственно телефонный разговор, выход из контакта.

Телефонограмма – сообщение, переданное по телефону, а также текст этого сообщения, записанный на бумажный носитель.

Деловое письмо – документ, применяемый для связи, передачи информации на расстояние между двумя корреспондентами, которые могут быть как юридическими, так и физическими лицами.

Основными классификационными признаками деловой корреспонденции являются: тематика, функциональность, адресность, форма отправления, структурированность, композиционность.

Основными реквизитами делового письма являются: логотип или эмблема товарного знака юридического лица, полное или сокращенное наименование организации – отправителя, почтовый и телеграфный адрес организации – отправителя, дополнительно в адрес может быть включен номер электронной почты, номер телефона, факса и телекс, адресат; индекс документа (номер письма), дата, ссылка на дату и индекс входящего документа, подпись, отметка о наличии приложения, отметка о направлении копий в другие адреса.

Основными письмами, которые наиболее часто используются в деловом общении являются: письмо – просьба, письмо – сообщение, письмо – приглашение, письмо – благодарность, сопроводительное письмо, письмо – подтверждение, письмо – напоминание, гарантийное письмо, письмо – запрос, ответ на запрос, письмо – предложение (оферта), ответ на предложение, рекламация, ответ на рекламацию.

Обязательными требованиями к управленческой резолюции являются: адресность, четкость формулировки содержания управленческого действия, указания возможных путей решения, согласованность с другими ранее принятыми управленческими решениями в данной области.

Электронная почта – это форма передачи электронных документов на расстояние. Электронная почта представляет собой массовое средство электронных коммуникаций, посредством использования Internet.

Специфическая особенность радио – и телевизионного выступления заключается в том, что выступающий воспринимается аудиторией не просто, как источник информации, а как живой партнер по общению. Таким образом, выступление будет максимально эффективным, если оно оптимальным образом сочетает элементы социальной и лич­ностной ориентированности общения.

Основными требованиями, предъявляемыми к радио – и телевизионному выступлению, являются: разговорность, диалогизация, интимизация, удобство звукового воспроизводства и слухового восприятия.

Интервью – это беседа журналиста с каким – либо лицом или группой лиц, представляющая общественный интерес и предназначенная для передачи в средствах массовой информации.

Существуют следующие виды интервью: интервью- расспрос, интервью – обмен мнениями, интервью – портрет. Проведение радио – и телевизионного интервью состоит из трех этапов: подготовительного, основного и заключительного.

Выделяют две тактики, участия в интервью: тактика содействия и тактика противодействия или уклонения.


Вопросы для самоконтроля:

Перечислите основные типы телефонных разговоров.

Укажите две основные составляющие коммуникационной установки телефонного разговора.

Назовите основные этапы деловой беседы по телефону и приведите их содержание.

Приведите определение телефонограммы, укажите ее основные реквизиты.

Перечислите основные классификационные признаки деловой корреспонденции и виды деловых писем, охарактеризуйте основные виды деловой переписки.

Приведите определение понятию электронной почты. Поясните организацию передачи электронных документов посредством Internet.

Укажите, в чем особенности делового общения с радио- и телевизионной аудиторией.

Перечислите основные требования, предъявляемые к радио- и телевизионному выступлению.

Охарактеризуйте основные виды интервью. Укажите, из каких этапов оно состоит. Приведите краткую характеристику этих этапов.

Назовите основные тактические приемы, используемые в радио- и телевизионном интервью. В чем особенности поведения в радио- и телевизионной студии?

 



Дата: 2018-11-18, просмотров: 450.