Удобство звукового воспроизводства и слухового восприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Перечисленные требования в равной степени относятся как к персональному выступлению, так и к, различного рода, беседам в эфире: интервью, беседа за круглым столом, дискуссия и т.д.

1. Разговорность  включает в себя:

оптимальное использование лексики, которое предполагает краткость словесной формы, отказ от пространных объяснений и т.д.

 

 


четкая структуризация выступления,  выражающаяся в динамичности, конкретизации темы, выборе одного аспекта или наиболее важного вопроса, последовательном приведении конкретных фактов и т.д.;

информационная точность,  которая позволит аудитории понять содержание выступления, проникнуться его идеей;

построение драматургии выступления таким образом, чтобы удержать аудиторию у телевизионных или радиоприемников на период всей передачи. Для этого используются следующие приемы:

информационная новизна, посредством которой достигается оптимальное воздействие на аудиторию. При этом можно выделить три основных типа новостей, которые надо совмещать и комбинировать: новое о неизвестном; новое об известном; формирование нового отношения к фактам. Недостаток новизны стимулирует переключение внимания;

доказательность информации, которая опирается на опыт аудитории, статистику, факты и т.д.

акцентирование начала и конца выступления, которые имеют важную психологическую нагрузку.

Наиболее емко требование разговорности сформулировал Поль Сопер: «Вводные замечания должны быть краткими, целе­устремленными и интересными, все последующие — свободными от общих мест. Пример вплотную идет за примером, заранее намечены пункты, освежающие внимание. Переход от одного раздела к другому происходит быстро, фразы коротки — не более чем в 20 слов. Слово должно быть насыщено смыслом, обладать ритмом и отличаться об­разностью. Финал не следует затягивать: он должен состоять из одной-двух энергичных фраз или коротенького примера и ни в коем случае из пространных выводов».

2. Диалогизация заключается в том, что выступление строится как монолог со структур­ными элементами диалога, т.е. рассчитано на реакцию слушателей. Для построения диалогизации в выступлении используются следующие приемы:

вопросно – ответный прием характеризуется тем, что выступающий формулирует вопросы и сам приводит на них ответы;

прямое и косвенное обращение к собеседнику выражается в использовании прямых формул обращения к невидимому собеседнику или высказываний от имени самих радиослушателей или телезрителей;

эмоциональная оценка факта или события, которая должна подаваться так, как будто она сформировалась спонтанно в процессе выступления, и у аудитории создавалось впечатление непроизвольности, не­преднамеренности сделанного сообщения.

3. Интимизация выступления происходит из-за камерности обстановки в которой находится выступающий. она сформировалась спонтанно в процессе взаимодейст­вия, и у аудитории создавалось впечатление непроизвольности, не­преднамеренности сделанного сообщения. Интимизация сни­жает официальность общения, делает его более непринужденным. Этой цели служат разговорная лексика, в которой допустимо:

использование неправильного порядка слов в предложении;

риторические вопросы;

высказывания с вводными словами и предложениями и т.д.

4. Удобство звукового воспроизводства и слухового восприятия включают в себя следующие просодические элементы, широко используемые в любом публичном выступлении:

модуляция речи;

громкость голосового тона;

скорость речи;

окраска звучания голоса;

дикция;


Ритмичность речи.

Для улучшения восприятия высказываний можно использовать следующие рекомендации С.И. Бернштейна:

замена громоздких цитат пересказом;

расчленение в необходимых случаях сложных предложений на ряд простых;

объяснение малоизвестных узкоспециальных терминов;

умеренное использование числового материала, употреблять вместо цифр слова;

замена сокращенных слов полными и т.д.

Таким образом, рассмотренные особенности радио – и теле­визионной речи, обращенной к многомил­лионному слушателю и зрителю, позволяют характеризовать ее как особую форму публичного выступления, с присущими только ему прин­ципами организации и речевыми характеристиками.

Основными требованиями, предъявляемыми к радио – и телевизионному выступлению, представлены на рисунке 4.9.

В процессе делового общения, зачастую, возникает необходимость участия в радио – или телевизионном интервью.

 

 

 


Радио – и телевизионное интервью, как правило, проходит в прямом эфире и продолжается 15 – 20 минут. В это ограниченное время, в
присутствии телеоператора и других работников телестудии надо
свободно высказать свою позицию.

 

Требования, предъявляемые к радио – и телевизионному выступлению

 

Разговорность

 

Оптимальное использование лексики
Четкая структуризация выступления
Информационная точность
Построение драматургии выступления
   

Диалогизация

Вопросно-ответный прием
Прямое и косвенное обращение к собеседнику
Эмоциональная оценка факта и события
   

Интимизация

Использование неправильного порядка слов в предложении
Риторические вопросы
Высказывания с вводными словами и предложениями
   

Удобство звукового воспроизводства и слухового восприятия

Модуляция речи
Громкость голосового тона
Скорость речи
Окраска звучания голоса
Дикция
Ритмичность речи

 

Рис. 4.9. Требования, предъявляемые к радио – и телевизионному

выступлению.

 

Выделяют следующие виды радио – и телевизионного интервью:

Интервью – расспрос.

Интервью – обмен мнениями.

Интервью – портрет.

Характер интервью зависит от того, с какой целью пригласили интервьюируемого – получить от него ин­формацию, обсудить с ним проблему или рассказать о нем.

1. Интервью – расспрос преследует цель – получение новой информации. В этом интервью задача интервьюируемого – предоставить за­прашиваемую информацию или высказать свое мнение по какому-либо вопросу или проблеме. Характер об­щения в таком интервью носит односторонний характер: журналист задает вопросы, интервьюируемый отвечает. В ходе беседы интер­вьюируемому задают, как правило, вопросы открытого типа, в основе которых лежит желание узнать новую инфор­мацию. Открытые вопросы требуют от интервьюируемого достаточно полных ответов. Реже в интервью – расспросе используются вопросы закрыто­го типа, в которых запрашивается мнение участников выступления. В ответ на закрытый вопрос интер­вьюируемому редко удается ограничиться ответом «да» или «нет». Обыч­но приходится объяснять свою позицию или аргументировать мне­ние, в противном случае журналист будет подталкивать интервьюи­руемого к ответу.

2. Интервью – обмен мнениями, в центре внимания которого находится обсуждение общезначимой проблемы. В этом интервью задача интервьюируемого усложня­ется. Он должен не просто высказать, но и отстоять свое мнение. В интервью этого типа оба собеседника играют активную роль, при этом журналист может прямо не высказывать своего мнения, но со­мневаться в справедливости точки зрения интервьюируемого.

Основная зада­ча журналиста – расспросить собеседника, узнать его мнение. Поэтому журна­листы часто прибегают к высказыванию мнения в форме предполо­жения. Иногда журналист договаривает за интервьюируемым его мысль, используя интерпретацию слов собеседника, ведущий старается получить дополнительную аргументацию, помо­гает интервьюируемому яснее высказать свое мнение.

3. Интервью – портрет создает образ интервьюируемого. В этой беседе интервьюируемый может позволить себе быть самим собой. Интервью – портрет часто берут в неофициальной обстановке: дома или на даче у интервьюируемого Неофициальная обстановка, зачастую, располагает к шутливому, несерьезному тону разговора. Для такого разговора характерно многотемье. Главное в интервью такого вида – естественность.

Схематично виды интервью представлены на рисунке 4.10.

Как правило, проведение радио – и телевизионного интервью подразумевает последовательное выполнение трех этапов:

I этап – Подготовительный.

II этап – Основной.

III этап – Заключительный.

Исключение составляют блиц – интервью на улице, после публичного выступления, после совещания, на митинге и т.д. В этом случае беседа носит характер максимально спонтанный. Как правило, такие интервью короткие, касаются какой-то одной проблемы и проводятся без дополнительной предварительной подготовки.

 

    Виды интервью    
         
Интервью – расспрос   Интервью – обмен мнениями   Интервью – портрет

 

Рис. 4.10. Виды интервью.

 

При проведении обычных радио – и телевизионных интервью, все подготовительные и организационные работы выполняются поэтапно.

Этапы организации и проведения радио - или телевизионного интервью представлены на рисунке 4.11.

На первом, подготовительном этапе выполняются следующие работы:

обговаривается с интервыоером круг основных проблем, которые будут затронуты в интер­вью;

продумываются наиболее вероятные вопросы и возможные ответы на них;

собирается материал по существу, рассматриваемой проблемы;

собирается материал о собеседниках, которые также могут участвовать в интервью;

прорабатываются и запоминаются основные ключевые моменты собранного материала и т.д.

II Основной этап радио – и телевизионного интервью состоит из следующих стадий:

1. Контактоустанавливающая стадия. На этой стадии выполняется приветствие, представление интервьюируемого зрителям или слушателям. В этот период задаются социальные роли собеседников. Происходит установление психологического контакта. Многое зависит от того, как представит участников интервью журналист, ведущий встречу.

2. Концентрация внимания на какой-то проблеме, теме. Обычно в 15-минутном интер­вью обсуждаются 5 – 10 тем, которые представляют собой микродиа­логи, имеющие начало и конец.

3. Подведение итогов разговора. Журналист обычно еще раз представляет гостя студии и прощается с ним и телезрителями или радиослушателями.

 

  Подготовительный этап  
  обговаривается с интервыоером круг основных проблем, которые будут затронуты в интер­вью; продумываются наиболее вероятные вопросы и возможные ответы на них; собирается материал по существу, рассматриваемой проблемы; собирается материал о собеседниках, которые также могут участвовать в интервью; прорабатываются и запоминаются основные ключевые моменты собранного материала и т.д.  
     

  Основной этап  
  1. Контактоустанавливающая стадия. 2. Концентрация внимания на какой-то проблеме. 3. Подведение итогов разговора.  
   

 

  Заключительный этап  
  1. Самоанализ поведения участников 2. Анализ хода встречи  
     

 

Рис. 4.11. Организация и проведение радио – и телевизионного интервью.

Для создания естественности и эмоционального комфорта во время радио – или телевизионного интервью необходимо использовать следующие приемы:

во время интервью необходимо за­быть о телезрителях, радиослушателях, микрофоне и телекамере;

беседа с журналистом должна проходить в доброжелательном тоне;

необходимо держаться естественно и быть самим собой;

во время интервью следует сосредоточиться на собеседнике, внимательно слушать, что он говорит, забыть о своих руках и ногах и думать о теме разговора.

III Заключительный этап радио – и телевизионного интервью состоит в проведении самоанализа поведения участников радио – или телевизионной беседы и анализа хода встречи. Заключительный анализ можно проводить, просматривая или прослушивая интервью после его окончания в спокойной обстановке. В результате анализа необходимо:

выявить допущенные просчеты;

накопить полезный опыт на будущее;

наметить дальнейшую тактику участия в радио – или телевизионного интервью и т.д.

 

Интервьюируемый в своих ответах на вопросы журналиста или других участников выступления может использовать различные тактические приемы:




Тактика содействия.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 434.