Перечисленные требования в равной степени относятся как к персональному выступлению, так и к, различного рода, беседам в эфире: интервью, беседа за круглым столом, дискуссия и т.д.
1. Разговорность включает в себя:
оптимальное использование лексики, которое предполагает краткость словесной формы, отказ от пространных объяснений и т.д.
четкая структуризация выступления, выражающаяся в динамичности, конкретизации темы, выборе одного аспекта или наиболее важного вопроса, последовательном приведении конкретных фактов и т.д.;
информационная точность, которая позволит аудитории понять содержание выступления, проникнуться его идеей;
построение драматургии выступления таким образом, чтобы удержать аудиторию у телевизионных или радиоприемников на период всей передачи. Для этого используются следующие приемы:
информационная новизна, посредством которой достигается оптимальное воздействие на аудиторию. При этом можно выделить три основных типа новостей, которые надо совмещать и комбинировать: новое о неизвестном; новое об известном; формирование нового отношения к фактам. Недостаток новизны стимулирует переключение внимания;
доказательность информации, которая опирается на опыт аудитории, статистику, факты и т.д.
акцентирование начала и конца выступления, которые имеют важную психологическую нагрузку.
Наиболее емко требование разговорности сформулировал Поль Сопер: «Вводные замечания должны быть краткими, целеустремленными и интересными, все последующие — свободными от общих мест. Пример вплотную идет за примером, заранее намечены пункты, освежающие внимание. Переход от одного раздела к другому происходит быстро, фразы коротки — не более чем в 20 слов. Слово должно быть насыщено смыслом, обладать ритмом и отличаться образностью. Финал не следует затягивать: он должен состоять из одной-двух энергичных фраз или коротенького примера и ни в коем случае из пространных выводов».
2. Диалогизация заключается в том, что выступление строится как монолог со структурными элементами диалога, т.е. рассчитано на реакцию слушателей. Для построения диалогизации в выступлении используются следующие приемы:
вопросно – ответный прием характеризуется тем, что выступающий формулирует вопросы и сам приводит на них ответы;
прямое и косвенное обращение к собеседнику выражается в использовании прямых формул обращения к невидимому собеседнику или высказываний от имени самих радиослушателей или телезрителей;
эмоциональная оценка факта или события, которая должна подаваться так, как будто она сформировалась спонтанно в процессе выступления, и у аудитории создавалось впечатление непроизвольности, непреднамеренности сделанного сообщения.
3. Интимизация выступления происходит из-за камерности обстановки в которой находится выступающий. она сформировалась спонтанно в процессе взаимодействия, и у аудитории создавалось впечатление непроизвольности, непреднамеренности сделанного сообщения. Интимизация снижает официальность общения, делает его более непринужденным. Этой цели служат разговорная лексика, в которой допустимо:
использование неправильного порядка слов в предложении;
риторические вопросы;
высказывания с вводными словами и предложениями и т.д.
4. Удобство звукового воспроизводства и слухового восприятия включают в себя следующие просодические элементы, широко используемые в любом публичном выступлении:
модуляция речи;
громкость голосового тона;
скорость речи;
окраска звучания голоса;
дикция;
Ритмичность речи.
Для улучшения восприятия высказываний можно использовать следующие рекомендации С.И. Бернштейна:
замена громоздких цитат пересказом;
расчленение в необходимых случаях сложных предложений на ряд простых;
объяснение малоизвестных узкоспециальных терминов;
умеренное использование числового материала, употреблять вместо цифр слова;
замена сокращенных слов полными и т.д.
Таким образом, рассмотренные особенности радио – и телевизионной речи, обращенной к многомиллионному слушателю и зрителю, позволяют характеризовать ее как особую форму публичного выступления, с присущими только ему принципами организации и речевыми характеристиками.
Основными требованиями, предъявляемыми к радио – и телевизионному выступлению, представлены на рисунке 4.9.
В процессе делового общения, зачастую, возникает необходимость участия в радио – или телевизионном интервью.
Радио – и телевизионное интервью, как правило, проходит в прямом эфире и продолжается 15 – 20 минут. В это ограниченное время, в
присутствии телеоператора и других работников телестудии надо
свободно высказать свою позицию.
Требования, предъявляемые к радио – и телевизионному выступлению |
| Разговорность |
| Оптимальное использование лексики |
Четкая структуризация выступления | ||||
Информационная точность | ||||
Построение драматургии выступления | ||||
Диалогизация | Вопросно-ответный прием | |||
Прямое и косвенное обращение к собеседнику | ||||
Эмоциональная оценка факта и события | ||||
Интимизация | Использование неправильного порядка слов в предложении | |||
Риторические вопросы | ||||
Высказывания с вводными словами и предложениями | ||||
Удобство звукового воспроизводства и слухового восприятия | Модуляция речи | |||
Громкость голосового тона | ||||
Скорость речи | ||||
Окраска звучания голоса | ||||
Дикция | ||||
Ритмичность речи |
Рис. 4.9. Требования, предъявляемые к радио – и телевизионному
выступлению.
Выделяют следующие виды радио – и телевизионного интервью:
Интервью – расспрос.
Интервью – обмен мнениями.
Интервью – портрет.
Характер интервью зависит от того, с какой целью пригласили интервьюируемого – получить от него информацию, обсудить с ним проблему или рассказать о нем.
1. Интервью – расспрос преследует цель – получение новой информации. В этом интервью задача интервьюируемого – предоставить запрашиваемую информацию или высказать свое мнение по какому-либо вопросу или проблеме. Характер общения в таком интервью носит односторонний характер: журналист задает вопросы, интервьюируемый отвечает. В ходе беседы интервьюируемому задают, как правило, вопросы открытого типа, в основе которых лежит желание узнать новую информацию. Открытые вопросы требуют от интервьюируемого достаточно полных ответов. Реже в интервью – расспросе используются вопросы закрытого типа, в которых запрашивается мнение участников выступления. В ответ на закрытый вопрос интервьюируемому редко удается ограничиться ответом «да» или «нет». Обычно приходится объяснять свою позицию или аргументировать мнение, в противном случае журналист будет подталкивать интервьюируемого к ответу.
2. Интервью – обмен мнениями, в центре внимания которого находится обсуждение общезначимой проблемы. В этом интервью задача интервьюируемого усложняется. Он должен не просто высказать, но и отстоять свое мнение. В интервью этого типа оба собеседника играют активную роль, при этом журналист может прямо не высказывать своего мнения, но сомневаться в справедливости точки зрения интервьюируемого.
Основная задача журналиста – расспросить собеседника, узнать его мнение. Поэтому журналисты часто прибегают к высказыванию мнения в форме предположения. Иногда журналист договаривает за интервьюируемым его мысль, используя интерпретацию слов собеседника, ведущий старается получить дополнительную аргументацию, помогает интервьюируемому яснее высказать свое мнение.
3. Интервью – портрет создает образ интервьюируемого. В этой беседе интервьюируемый может позволить себе быть самим собой. Интервью – портрет часто берут в неофициальной обстановке: дома или на даче у интервьюируемого Неофициальная обстановка, зачастую, располагает к шутливому, несерьезному тону разговора. Для такого разговора характерно многотемье. Главное в интервью такого вида – естественность.
Схематично виды интервью представлены на рисунке 4.10.
Как правило, проведение радио – и телевизионного интервью подразумевает последовательное выполнение трех этапов:
I этап – Подготовительный.
II этап – Основной.
III этап – Заключительный.
Исключение составляют блиц – интервью на улице, после публичного выступления, после совещания, на митинге и т.д. В этом случае беседа носит характер максимально спонтанный. Как правило, такие интервью короткие, касаются какой-то одной проблемы и проводятся без дополнительной предварительной подготовки.
Виды интервью | ||||
Интервью – расспрос | Интервью – обмен мнениями | Интервью – портрет |
Рис. 4.10. Виды интервью.
При проведении обычных радио – и телевизионных интервью, все подготовительные и организационные работы выполняются поэтапно.
Этапы организации и проведения радио - или телевизионного интервью представлены на рисунке 4.11.
На первом, подготовительном этапе выполняются следующие работы:
обговаривается с интервыоером круг основных проблем, которые будут затронуты в интервью;
продумываются наиболее вероятные вопросы и возможные ответы на них;
собирается материал по существу, рассматриваемой проблемы;
собирается материал о собеседниках, которые также могут участвовать в интервью;
прорабатываются и запоминаются основные ключевые моменты собранного материала и т.д.
II Основной этап радио – и телевизионного интервью состоит из следующих стадий:
1. Контактоустанавливающая стадия. На этой стадии выполняется приветствие, представление интервьюируемого зрителям или слушателям. В этот период задаются социальные роли собеседников. Происходит установление психологического контакта. Многое зависит от того, как представит участников интервью журналист, ведущий встречу.
2. Концентрация внимания на какой-то проблеме, теме. Обычно в 15-минутном интервью обсуждаются 5 – 10 тем, которые представляют собой микродиалоги, имеющие начало и конец.
3. Подведение итогов разговора. Журналист обычно еще раз представляет гостя студии и прощается с ним и телезрителями или радиослушателями.
Подготовительный этап | ||
обговаривается с интервыоером круг основных проблем, которые будут затронуты в интервью; продумываются наиболее вероятные вопросы и возможные ответы на них; собирается материал по существу, рассматриваемой проблемы; собирается материал о собеседниках, которые также могут участвовать в интервью; прорабатываются и запоминаются основные ключевые моменты собранного материала и т.д. | ||
Основной этап | ||
1. Контактоустанавливающая стадия. 2. Концентрация внимания на какой-то проблеме. 3. Подведение итогов разговора. | ||
| ||
Заключительный этап | ||
1. Самоанализ поведения участников 2. Анализ хода встречи | ||
Рис. 4.11. Организация и проведение радио – и телевизионного интервью.
Для создания естественности и эмоционального комфорта во время радио – или телевизионного интервью необходимо использовать следующие приемы:
во время интервью необходимо забыть о телезрителях, радиослушателях, микрофоне и телекамере;
беседа с журналистом должна проходить в доброжелательном тоне;
необходимо держаться естественно и быть самим собой;
во время интервью следует сосредоточиться на собеседнике, внимательно слушать, что он говорит, забыть о своих руках и ногах и думать о теме разговора.
III Заключительный этап радио – и телевизионного интервью состоит в проведении самоанализа поведения участников радио – или телевизионной беседы и анализа хода встречи. Заключительный анализ можно проводить, просматривая или прослушивая интервью после его окончания в спокойной обстановке. В результате анализа необходимо:
выявить допущенные просчеты;
накопить полезный опыт на будущее;
наметить дальнейшую тактику участия в радио – или телевизионного интервью и т.д.
Интервьюируемый в своих ответах на вопросы журналиста или других участников выступления может использовать различные тактические приемы:
Тактика содействия.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 496.