Проксемика изучает расположение людей в пространстве при организации общения.
Психический и этический комфорт собеседников во многом определяется дистанцией между ними. Знание дистанций позволяет прогнозировать реакцию другого человека в процессе делового общения.
Выделяют следующие зоны в процессе невербального общения:
сверхинтимная зона – радиус в 15 см вокруг человека;
интимная зона (15-45 см), в которую допускаются только близкие, хорошо знакомые люди. Для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, легкие прикосновения. Как показали исследования, нарушение интимной зоны влечет за собой определенные физиологические изменения в организме: учащенное сердцебиение, происходит выброс адреналина в кровь, которая приливает к мозгу и мышцам, вызывая состояние боевой готовности. Вторжение в интимную зону в процессе общения, как правило, воспринимается собеседником негативно, как покушение на его неприкосновенность;
личная или персональная зона (45-120 см) предполагает только визуальный контакт между партнерами, поддерживающими разговор и соблюдается во время беседы с друзьями и коллегами.
социальная зона (120—400 см) обычно соблюдается в процессе трудовой деятельности, в кабинетах, офисах и других служебных помещениях, а также во время официальных встреч, как правило, с теми собеседниками, которых не очень хорошо знают;
публичная зона (свыше 400 см) поддерживается при публичном выступлении, при общении с аудиторией, состоящей из большой группы людей – на митингах, при чтении лекций и т.д.
Схематично дистанционные зоны представлены на рисунке 3.7.
Рис. 3.7. Дистанционные зоны делового общения.
Выбор дистанции зависит:
от взаимоотношений между людьми: как правило, люди стоят ближе к тем, кому они симпатизируют;
от индивидуальных особенностей человека. Например, интроверты плохо переносят слишком близкую дистанцию.
Однако взаимоотношения людей развертываются не только в пространстве, но и во времени. Важным фактором делового общения также является точность и пунктуальность человека, которая характеризует уважительное отношение к партнеру, клиенту, руководителю или коллеге по работе.
Длительное ожидание вызывает негативную реакцию и может оказать отрицательное влияние на последующее деловое общение. В некоторых случаях, опоздание указывает на право участника делового общения распоряжаться сложившейся ситуацией. Такой прием используется только в том случае, когда деловой контакт нежелателен или одна из сторон находится в зависимом положении. Как правило, для успешного делового общения, фактор пунктуальности и точности организации встречи является достаточно важным и нарушение его без особых веских причин крайне нежелательно.
При этом также важно соблюдать временной фактор в процессе делового общения и не затягивать его время на обсуждение несущественных фактов и мелких деталей.
Проксемическое поведение включает не только дистанцию, но и взаимную ориентацию людей в пространстве, которая несет определенную смысловую нагрузку. Поэтому при организации делового общения, необходимо обращать внимание на пространственное размещение собеседников и форму стола
Вера Биркенбил описывает ситуацию, сложившуюся в ходе невербального эксперимента, проведенного за столом ресторана, где сидели два друга. Одни из них, психиатр, повел себя несколько необычным способом: взял сигарету, закурил и, продолжая говорить, пачку положил недалеко от тарелки собеседника. Последний почувствовал себя несколько неуютно, хотя и не мог понять почему. Чувство дискомфорта усилилось, когда психиатр, пододвинув свой бифштекс к пачке с сигаретами, перегнулся через стол и стал сто-то с жаром доказывать своему собеседнику.
Наконец он сжалился над собеседником и сказал:
- Я только что продемонстрировал с помощью так называемого языка тела основные черты неязыковой коммуникации.
Пораженный друг спросил:
- Какие основные черты?
- Я агрессивно тебе угрожал и через это вызывающе на тебя воздействовал. Я привел тебя в состояние, в котором ты мог быть побежден, и это тебя беспокоило.
- Но как? Что ты делал?
- Сначала я передвинул в твою сторону свою пачку сигарет, - объяснил он, - По неписаному закону стол делится пополам, то есть одна половина стола моя, а другая твоя.
- Но я ведь не устанавливал никаких разграничений.
- Конечно, нет. Но, несмотря на это, такое правило существует. Каждый из нас мысленно «маркирует» свою часть, и обычно мы «делим» стол согласно этому правилу. Однако я, поместив свою пачку сигарет на другую половину, эту неписаную договоренность нарушил. Хотя ты и не осознал того, что происходит, но почувствовал дискомфорт… Потом последовало следующее вторжение: я пододвинул к тебе свой бифштекс. Наконец, вслед за ним последовало и мое тело, когда я навис над твоей стороной… ты чувствовал себя все более и более скверно, вот только не понимал, почему собственно.
Повторив этот «эксперимент с кем-нибудь из своих знакомых, вы прежде всего приобретете видение того, как можно «построить» границу вдоль своего «участка».
Если вы иногда будете проводить такие эксперименты то, вероятно, довольно часто ваши собеседники будут переставлять свой стул назад, чтобы отодвинуться от вас подальше: в конце концов, чтобы снова оказаться в их зоне, вы будете вынуждены практически лечь на стол.
Действия противоборствующие выглядят совсем иначе: сначала ваш собеседник, зачастую еще бессознательно, начинает отодвигать обратно предметы, располагаемые вами в его зоне. Вы снова сдвигаете их к нему, а он упорно отодвигает их назад. Это может продолжаться раз, другой, третий, до тех пор, пока ваш собеседник не осознает что происходит. Тогда он вступит «на тропу войны», например, агрессивно заявив: «Прекратите, наконец!», или подчеркнуто резким движением швырнет эти предметы на вашу сторону.
Выделяют следующие виды относительного расположения собеседников в процессе делового общения за четырехугольным столом, представленные на рис. 3.8.
1. Позиция углового расположения. | ||
Виды расположения собеседников | 2. Позиция делового взаимодействия. | |
3. Конкурирующе - оборонительная позиция. | ||
4. Независимая позиция. |
Рис. 3.8. Основные виды расположения собеседников
в деловом общении
1. Позиция углового расположения характерна для собеседников, ведущих дружескую непринужденную беседу. Эта позиция способствует постоянному визуальному контакту и дает возможность для жестикуляции и наблюдения за жестами собеседника. Угол стола служит частичным барьером в деловом общении и создает между собеседниками определенную дистанцию. Схематично позиция углового расположения представлена на рисунке 3.9.
Рис. 3.9. Позиция углового расположения
2. Позиция делового взаимодействия характерна в том случае, когда собеседники совместно решают какую-то проблему, обсуждают общую задачу, вырабатывают решение. Это одна из самых удачных стратегических позиций для эффективного делового взаимодействия. Она схематично представлена на рисунке 3.10.
Рис. 3.10. Позиция делового взаимодействия.
3. Конкурирующе – оборонительная позиция предполагает размещение собеседников друг напротив друга. Такое расположение партнеров приводит к тому, что каждая сторона будет придерживаться своей точки зрения. Стол между ними является своеобразным барьером. Люди занимают за столом такое положение в том случае, если между ними существует конкуренция или, когда один из собеседников по своему статусу выше другого.
Необходимо помнить, что конкурирующе-оборонительная позиция затрудняет взаимопонимание собеседников и не создает непринужденной атмосферы. Разговор при таком пространственном расположении должен быть коротким с четкой передачей необходимой информации. Конкурирующе-оборонительная позиция представлена на рисунке 3.11.
Рис. 3.11. Конкурирующе – оборонительная позиция.
4. Независимая позиция характерна для людей, которые не хотят общаться друг с другом, что говорит об отсутствии интереса и даже негативного отношения к другой стороне, если один из людей вторгся в интимную зону другого. Чаще всего такое положение занимают посетители библиотек, ресторанов и кафе. Ее следует избегать в том случае, когда требуется откровенная беседа или заинтересованные переговоры.
Независимая позиция представлена на рисунке 3.12.
На создание благоприятного психологического климата в деловом общении существенное влияние оказывает не только расположение собеседников за столом, но форма самих столов, тип стульев и кресел и другие аксессуары.
Рис. 3.12. Независимая позиция.
Исследованиями психологов установлено, что у человека, если он сидит спиной к открытому пространству, или за спиной у него происходит постоянное перемещение людей, повышается частота дыхания и сердцебиения. Напряжение также усиливается, когда спина человека ориентирована на входную дверь или к окну, особенно, если это окно первого этажа.
Поэтому по европейским правилам этикета в ресторанах или кафе даме или уважаемому человеку предлагают место, которое располагается спиной к стене. Это дает наибольший психологический комфорт.
Четырехугольный стол является наиболее формальным и способствует созданию деловой атмосферы, а в некоторых случаях развитию отношений соперничества между людьми, равными по положению. Четырехугольные столы хороши для проведения короткой деловой беседы или для того, чтобы подчеркнуть отношения субординации. Четырехугольный стол целесообразно использовать для деловых переговоров, брифингов и т.д.
Круглый или овальный стол создает неформальную атмосферу и может быть использован для проведения дискуссий, «круглых столов» и пр. среди людей, занимающих одинаковый статус в обществе.
Тип стула или кресла указывает на определенный статус работника. Как правило, чем выше спинка кресла, тем выше положение работника. Кроме того, вращающиеся кресла или стулья, а также кресла на колесиках позволяют обладателю иметь определенную свободу движения, когда он находится в затруднительном положении. Отсутствие такой свободы на обычных стульях компенсируется различными дополнительными жестами, которые могут дать более полную характеристику о собеседнике и о передаваемой им информации.
Тест
«Невербальное общение»
Невербальное общение - это:
а) внешние проявления человеческих чувств и эмоций;
б) психофизиологические проявления человека различного рода (паузы, смех, вздохи и т.д.);
в) общение посредством неречевых знаковых систем;
Визуальная система делового общения включает в себя:
а) мимику;
б) паралингвистическую подсистему;
в) объятия;
г) естественные и искусственные запахи человека;
Невербальные знаки, специально производимые для передачи информации, называются:
а) интенциональными;
б) неинтенциональными
Какая зона не относится к дистанционным зонам делового общения:
а) сверхинтимная;
б) интимная;
в) личная;
г) официальная.
Позиция делового взаимодействия:
а) характерна для собеседников, ведущих дружескую непринужденную беседу; способствует постоянному визуальному контакту и дает возможность для жестикуляции и наблюдения за жестами собеседника;
б) характерна в том случае, когда собеседники совместно решают какую-то проблему, обсуждают общую задачу, вырабатывают эффективное решение;
в) характерна для людей, которые не хотят общаться друг с другом, что говорит об отсутствии интереса и даже негативного отношения к другой стороне, если один из людей вторгся в интимную зону другого;
г) приводит к тому, что каждая сторона будет придерживаться своей точки зрения; люди занимают за столом такое положение, если между ними существует конкуренция или, когда один из собеседников по своему статусу выше другого.
Жестика – это:
а) движение лицевых мышц, выражающее внутреннее душевное состояние;
б) телодвижения, поза, осанка человека, которые изучаются для восприятия содержания какого-либо действия в процессе общения;
в) жестовые движения отдельных частей тела.
Зона, которая предполагает только визуальный контакт между партнерами, поддерживающими разговор, и соблюдается во время беседы с друзьями и коллегами:
а) интимная;
б) персональная;
в) публичная;
г) социальная.
В какую форму невербального общения входит паралингвистическая и экстралингвистическая подсистемы:
а) визуальную;
б) акустическую;
в) тактильная;
г) ольфакторная.
Что не входит в основные формы невербального общения:
а) кинесика;
б) проксемика;
в) просодика;
е) такесика;
г) самоподача.
Какой из факторов не оказывает влияние на невербальное деловое общение:
а) профессия;
б) уровень культуры;
в) актерские способности;
г) риторика.
Подведите итоги
Проверьте ответы, воспользовавшись ключом, приведённым в таблице 3.9.
Таблица 3.9.
Ключ
Вариант ответа
Правильные ответы
Номер вопроса
3. 4. Такесические, просодические и экстралингвические
невербальные формы делового общения
Такесические формы невербального делового общения предполагают динамические прикосновения собеседников в форме рукопожатий, легких похлопываний, отталкивания, поцелуев и т.д. Использование в деловом общении такесических форм определяется многими факторами, среди которых важное место занимает статус партнеров, возраст, пол, степень знакомства и т.д.
Особое место среди такесического делового общения занимает рукопожатие, которое является непременной формой любой встречи и прощания. Оно может быть очень информативным, особенно его интенсивность и продолжительность.
В случае организации деловых отношений с иностранными партнерами, следует учитывать их культурные традиции, относящиеся к рукопожатию. Например, при встрече с партнером из восточных стран (Японии, Кореи и др.) не следует сжимать его ладонь слишком интенсивно и долго. Это может вызвать у партнера определенные негативные эмоции. Наоборот, западноевропейские и американские коллеги не любят вялых рукопожатий, поскольку у них очень ценятся энергичность и спортивный стиль. Им следует пожимать руку сильно и энергично.
Различный разворот ладони, интенсивность рукопожатия может проинформировать о многих психологических характеристиках и намерениях личности:
партнер при пожатии руки располагает ее таким образом, что она оказывается повернутой ладонью вниз. Это рукопожатие свидетельствует о том, что собеседник хочет доминировать в процессе общения;
собеседник протягивает руку, развернув ее ладонью вверх. Это рукопожатие бывает необходимо, когда нужно отдать инициативу партнеру или позволить ему чувствовать себя хозяином положения;
если руки партнеров остаются в одинаковом положении, то такое рукопожатие свидетельствует о том, что оба партнера испытывают друг к другу чувство уважения, симпатии и взаимопонимания;
пожатие прямой рукой является признаком доминирования и неуважения. Его основной назначение в том, чтобы указать собеседнику на дистанцию и напомнить о различии в статусах;
если в процессе рукопожатия подаются только пальцы, то такое пожатие рук следует расценивать, как знак, показывающий на желание партнера дистанцироваться от собеседника;
короткое, вялое рукопожатие сухих рук свидетельствует о безразличии;
продолжительное рукопожатие влажными руками свидетельствует о волнении, психическом и эмоциональном напряжении;
немного затянутое рукопожатие наряду с улыбкой и теплым взглядом свидетельствует о дружелюбии, теплом отношении к собеседнику;
рукопожатие «перчатка», когда для приветствия используются обе руки., когда левая рука закрывает тыльную сторону руки партнера. Такое рукопожатие показывает на открытость и честность инициатора, искренность или глубину чувств по отношению к собеседнику. При этом степень глубины чувств зависит от того, на какое место кладется левая рука. Иногда при рукопожатии левая рука кладется на локоть партнера или предплечье. Это указывает на большую степень расположения, чем при захватывании запястья. Если рука при рукопожатии кладется на плечо, то это характеризует большее расположение собеседника к партнеру, чем когда рука ложится на предплечье.
Использование такесических форм невербального делового общения требует большого такта и внутренней культуры человека. Нельзя допускать, чтобы прикосновения к человеку носили фамильярный характер.
При переходе определенной границы, такесические формы могут привести к обратному эффекту и разрушить или помешать установлению деловых отношений.
Эффект воздействия словом во многом зависит от эмоциональной окрашенности голоса, его модуляции. Силой голоса, его звучанием можно передать слушателям свое отношение к предмету делового общения, передать им свои переживания или помочь точнее и ярче воспринять смысл сказанного. Кроме того, по различным просодическим проявлениям можно оценить собеседника, выявить его скрытые намерения и в соответствии с ними более эффективно организовать деловое общение.
К основным просодическим формам невербального общения относятся формы, представленные на рис. 3.13.
Основные просодические формы невербального общения образуют манеру речи, посредством которой происходит восприятие человека.
1. Модуляция речи. | ||
Просодические формы невербального общения | 2. Громкость голосового тона. | |
3. Скорость речи. | ||
4. Окраска звучания голоса. | ||
5. Дикция. | ||
6. Ритмичность речи. |
Рис. 3.13. Основные формы просодического невербального общения.
1. Модуляция речи характеризует выразительность речи.
Основными проявлениями модуляции являются:
Слабая модуляция.
Слабая модуляция представляет собой монотонный голос, который действует усыпляюще и подразумевает закрытость собеседника. Если в процессе деловой беседы слабая модуляция сочетается с высоким тоном голоса, то это может указывать на дисциплинированность, деловитость, но в то же время и на недостаточную заинтересованность, отсутствие внутреннего участия, робость, стесненность и т.д.
Сильная модуляция.
Характеризуюется изменением высоты голоса в широком диапазоне и указывает на открытость, внутреннюю свободу, восприимчивость чувств, многообразие интересов, богатый внутренний мир и т.д. Однако в некоторых случаях сильная модуляция может указывать на недостаток внутренней дисциплины.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 545.