В качестве факторов, влияющих на изменение показателя финансового результата от продаж, называют следующие:
1) Изменение выручки от продаж;
2) Фактор цен;
3) Изменение уровня производственной себестоимости;
4) Изменение уровня коммерческих расходов;
5) Изменение уровня управленческих расходов.
Так как показатель выручки является стоимостным, на его величину будет влиять дополнительный фактор инфляции, который необходимо учесть при расчетах.
Тогда скорректированный показатель выручки будет равен:
, (1)
где В' - скорректированный показатель выручки, руб.;
ВО - выручка отчетного периода, руб.;
К - коэффициент пересчета, учитывающий влияние фактора инфляции.
Реальное изменение выручки с учетом фактора инфляции составит:
, (2)
где - изменение выручки с учетом фактора инфляции, руб.;
ВО - выручка отчетного периода, руб.;
В' - скорректированный показатель выручки, руб.
Затем определяют изменение прибыли за счет влияния изменения выручки за минусом фактора инфляции:
, (3)
где - изменение прибыли от продаж за счет изменения выручки от продаж, руб.;
ВО и ВБ - выручка от продаж соответственно в отчетном и базисном периодах, руб.;
- изменение выручки с учетом фактора инфляции, руб.;
- рентабельность продаж базисного периода.
Рентабельность продаж определяют как отношение финансового результата от продаж к выручке от продаж.
Влияние фактора цены на сумму прибыли от продаж определяют по следующей формуле:
, (4)
где - изменение прибыли от продаж под влиянием фактора цен, руб.;
- изменение выручки с учетом фактора инфляции, руб.;
- рентабельность продаж базисного периода.
Влияние изменения уровня себестоимости продаж находят следующим образом:
, (5)
где - влияние изменения уровня себестоимости на величину прибыли от продаж, руб.;
ВО - выручка от продаж в отчетном периоде, руб.;
УСО и УСБ - уровень себестоимости соответственно в отчетном и базисном периодах , %.
Уровень себестоимости определяют отношением себестоимости продаж к выручке от продаж:
, (6)
где УС - уровень себестоимости, %;
СР - себестоимость продаж, руб.;
В - выручка от продаж, руб.
Аналогичным образом находят влияние изменения уровня коммерческих расходов на изменение величины прибыли от продаж:
, (7)
где - влияние изменения уровня коммерческих расходов на величину прибыли от продаж, руб.;
ВО - выручка от продаж в отчетном периоде, руб.;
УКРО и УКРБ - уровень коммерческих расходов соответственно в отчетном и базисном периодах, %.
, (8)
где УКР - уровень коммерческих расходов, %;
КР- коммерческие расходы, руб.;
В - выручка от продаж, руб.
Расчет влияния изменения уровня управленческих расходов производят в следующем порядке:
, (9)
где - влияние изменения уровня управленческих расходов на величину прибыли от продаж, руб.;
ВО - выручка от продаж в отчетном периоде, руб.;
УУРО и УУРБ - уровень управленческих расходов соответственно в отчетном и базисном периодах , %.
, (10)
где УУР - уровень управленческих расходов, %;
УР- управленческие расходы, руб.;
В - выручка от продаж, руб.
По результатам анализа проводится проверка путем сопоставления значения абсолютного отклонения по финансовому результату от продаж и суммы найденных влияний с учетом знаков, определяющих воздействие на прибыль (убыток). Увеличение объема продаж ведет к увеличению суммы прибыли, а себестоимость и прибыль находятся в обратной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот. Изменение уровня цен и величина прибыли находятся в прямой зависимости: при повышении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.
Анализ влияния факторов на изменение финансового результата от продаж по вышеприведенной схеме проводится по данным отчета о финансовых результатах. При наличии дополнительной информации целесообразно определить влияние следующих факторов: изменение объема продаж, структуры продукции, отпускных цен на проданную продукцию, цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки, уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.
1) Расчет общего изменения прибыли (∆Р) от продаж:
∆ Р = Р1 – Р0,
где Р1 – прибыль отчетного периода,
Р0 – прибыль базисного периода.
2) Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на проданную продукцию (ΔР1):
,
где - продажи в отчетном году в ценах отчетного года (р - цена изделия, q - количество изделий), руб.;
- продажи в отчетном году в ценах базисного года, руб.
3) Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (ΔР2) (собственно объем продукции в оценке по плановой (базовой) себестоимости):
,
где К1 - коэффициент роста объема продукции.
,
где S1,0 - фактическая себестоимость продукции за отчетный период в ценах и тарифах базисного периода, руб.;
S0 - себестоимость базового года, руб.
4) Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции, обусловленных изменением в структуре продукции (ΔР3):
,
где К2 - коэффициент роста объема продаж в оценке по отпускным ценам.
,
где N1,0 - продажи в отчетном периоде по ценам базисного периода, руб.;
N0 - продажи в базисном периоде, руб.
5) Расчет влияния на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции (ΔР4):
,
где S1,0 - себестоимость продукции в ценах и условиях базисного периода, руб.;
S1 - фактическая себестоимость продукции отчетного периода, руб.
6) Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (ΔР5):
.
Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль изменений цен на материалы и тарифов на услуги (ΔР6).
Дата: 2018-11-18, просмотров: 444.