Ценностные критерии общественного прогресса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Как было отмечено в предыдущем параграфе, общественный прогресс имеет смысл для всего исторического этапа существования человечества. Следовательно, ценностный подход к определению черт и свойств общественного прогресса требует поиска единых, сквозных для всех времен и сообществ ценностей, которые позволяли бы людям ориентироваться в своей практически-преобразовательной деятельности, духовной жизни, в отношениях друг с другом, в относительно самостоятельном бытии по отношению к неживой и живой природе.

Если взять за основу выделения ценностных критериев, отражающих прогрессивное развитие общества, само общество, то в нем самом можно выделить ценности, значимые для позитивного качественного развития общества в целом.

Общество — это относительно самостоятельная часть природы, форма и способ жизнедеятельности людей, сложная социокультурная система, где системообразующим фактором является труд,

Учитывая данное определение, можно сказать, что важнейшими и непреходящими ценностями во все времена и для всех видов и форм сообществ остаются человечество и человек.

Другими словами, какие бы воззрения на ценностные критерии общественного прогресса ни разрабатывались, есть исходная ценность, не признавать которую невозможно: существование человечества. Из этой ценности следует достаточно очевидный вывод: любому обществу и во все времена присущ элемент общественного прогресса, если его развитие обеспечивает расширенное воспроизводство населения, создает и развивает все компоненты, социальные институты и отношения, которые обусловливают всестороннее и гармоничное развитие каждого человека, минимизируют и исключают его эксплуатацию во время различных видов труда (рис. 12.1).

 

Рис. 12.1. Ценностные показатели общественного прогресса

 

Данная качественно-количественная ценность универсальна и реализует себя, воплощается в целой совокупности ценностей, которые предопределяют целостность и функциональность общностей людей. Одной из таких ценностей является труд, позволяющий сохранить общество как устойчивое образование, которое способно разрешать различного вида и типа противоречия. Только труд создает условия и те значимые и необходимые средства деятельности людей, которые производят необходимые для их жизни блага. Труд является той присущей людям энергией, которая позволяет им сохранять и развивать достаточно комфортное, относительно самостоятельное свое бытие по отношению к неживой и живой природе. Через и посредством труда человек раскрывает данные ему его природой потенциальные возможности, формирует себя в качестве социально зрелой личности, возвышает в себе собственно человеческое, которое есть его смысл жизни.

Однако труд может и должен быть в радость, без эксплуатации, эффективным и не приносить вреда не только людям, но и природе. Для этого нужны соответствующие средства, орудия труда, технологии и соответствующие этим требованиям производственные отношения во всей их совокупности. Другими словами, в связях с трудом как ценностью возникает другая фундаментальная ценность бытия людей — способ производства материальных и духовных благ.

В рамках выбранной логики выявления ценностей общественного прогресса мы с неизбежностью приходим к производству, которое в конечном счете предопределяет изменение всех других сторон и сфер жизни человека, общества. Среди марксистов, как было отмечено, данная ценность признается важнейшей, правда, с уточнением роли производительных сил. В рамках смены ОЭФ каждая последующая формация окончательно побеждает предыдущую только благодаря тому, что открывает больший простор для развития новых производительных сил и достижения более высокой производительности общественного труда с наименьшей степенью эксплуатации трудящихся.

Подтверждением этого воззрения является писаная история человечества. Жизнь люди начинали с изготовления орудий труда, которые впоследствии переросли в развитые производительные силы, позволяющие человеку решать все более сложные задачи своего бытия, усиливающие его возможности в жизни. Правда, для большей конкретности речь нужно вести не просто о развитии производительных сил, но и о динамике их развития. Социальное время с ходом истории «уплотняется», и те преобразования, которые совершались ранее в пределах веков, сегодня осуществляются за годы.

Выделяя в качестве ценности способ производства, конкретное качество производительных сил, мы выявляли ценности общественного прогресса, двигаясь от такой ценности, как труд. Далее требуется выявление ценности, которая будет определять саму прогрессивность нового способа производства. Так как человеческое общество — это, прежде всего, развивающееся сообщество людей, в качестве такой ценности не может не быть сам человек как труженик, гражданин конкретного общества.

Однако поскольку сущность человека заключена в его социальности, взяв его за ценность, необходимо выделить критерий-ценность общества, где социализируется человек. Тогда получается, что третичной ценностью социального прогресса является такая ценность, как уровень гуманизма общества.

Содержательно данная ценность раскладывается на следующие показатели, характеризующие положение человека и те возможности, которые оно ему может предоставить, те ориентиры, которые обусловливают его активность. К ним можно отнести: а) степень и уровень экономического, политического и социального развития общества; б) характер и содержание его культуры, науки, морали, искусств, религиозных воззрений, законности и правопорядка; в) потенциал исторического развития общества, его национальный, этнический, расовый состав; г) социальную структуру общества, виды и типы социальных институтов; д) место и роль данного общества в системе мировых связей и взаимодействий; е) состояние психофизического и социального здоровья общества, т.е. насколько в обществе реализуется принцип «свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех». Другими словами, насколько общество готово и в состоянии предоставить человеку конкретную меру гарантированной самим же обществом индивидуальной свободы в выборе и реализации его, человека, устремлений, а также в позитивном развитии тех задатков, которые у него есть и которые будут значимы и для него, и для общества.

Уровень гуманизма общества как ценность общественного прогресса — это поле правомочий, позволяющих человеку раскрыть свои подлинно человеческие качества: интеллектуальные, творческие, нравственные. Чем полнее он имеет возможность удовлетворить свои потребности и интересы, воздавая обществу за предоставленные возможности, тем более социально зрелыми становятся отношения между людьми, тем доступнее для человека делаются самые разнообразные виды экономической и политической, духовной и материальной деятельности. Можно сказать и так: чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил.

Гуманность социума, где проявляет и реализует себя человек, непосредственно связана с такой ценностью, характеризующей общественный прогресс, как средняя продолжительность жизни людей. Есть основания считать, что данная ценность в какой-то степени является объединяющей многие перечисленные и восходящей к исходному — ценности человеческого бытия и его расширенного воспроизводства. Если в государстве данная ценность имеет количественный показатель ниже, чем в других странах и другие периоды исторического развития общества, однозначно можно утверждать отсутствие в этом государстве реальных элементов общественного прогресса, ибо очевидно, что в данном обществе отсутствует главное — будущее человечества, конкретного общества.

Уровень гуманизма общества непосредственно связан и с такой ценностью, как степень включения в систему общественных отношений моральных регулятивов. Отказ или замена нормативных актов, которые являются атрибутами обществ, где наличествует эксплуатация, на моральные регулятивы, — это также ценность, характеризующая общество как идущее по пути общественного прогресса.

Достаточно сравнить в этом отношении социальные институты гражданского общества, организующие свою жизнь и деятельность по договорным регулятивам, и государственное регламентирование, чтобы сделать вывод о том, где есть прогресс, а где его нет.

Как видим, обращение к ценностным критериям общественного прогресса, их рассмотрение через призму бытия общества в относительно самостоятельном его бытии по отношению к неживой и живой природе, позволяет утверждать, что такой ценностью является само человечество. Бытие человечества и конкретно развитие человеческого в человека, сопутствующие этой ценности другие ценности — критерии общественного прогресса для всех обществ и на все времена.

Общественный прогресс трудно определить количественно, но качественно он измеряется сохранением человечества и внедрением собственно человеческих начал во все сферы и области человеческой жизни, человеческого бытия.

Практикум

Вопросы для самоконтроля

1. Как можно трактовать понятие «прогресс»?

2. В каком контексте рассматривался общественный прогресс в Античности?

3. Как трактовали общественный прогресс религиозные философы?

4. Раскройте содержание трактовок общественного прогресса в XVI—XVIII вв.

5. Каково понимание общественного прогресса было у К. А. Сен-Симона?

6. Какое понимание общественного прогресса было у Г. Гегеля?

7. Как трактует общественный прогресс марксизм?

8. В чем суть социального развития?

9. Какие комплексные показатели раскрывают сущность общественного прогресса?

10. Каково содержание общественного прогресса?

11. Возможно ли применение понятия «прогресс» к развитию общества?

12. Как можно трактовать категорию «общественный прогресс»?

13. Как проявляют себя законы диалектики в обществе?

14. Какая основная ценность обусловливает развитие общества как прогрессивное?

15. Какие структурные компоненты общества предопределяют палитру ценностей общественного прогресса?

16. Почему труд является ценностью бытия людей и общественного прогресса?

17. Как гуманизм обусловливает общественный прогресс?

18. В чем суть развития человеческого в человеке?

19. Какая совокупность ценностей предопределяет общественный прогресс?

20. Какие количественные показатели позволяют характеризовать развитие общества как прогрессивное?

Практические задания

 

1. По мнению В. Виндельбанда и Г. Риккерта, ценности носят надисторический характер и образуют в общем идеальный и трансцендентный или потусторонний мир. Из этого мира исходят идеи. По мере осознания ценностей люди вырабатывают установки, которыми руководствуются в жизни, поведении.

Каким образом, если следовать взглядам данных мыслителей, с ознание является оценочным отражением потусторонней реальности?

Подумайте и, используя материал данного раздела, найдите несоответствие воззрений этих мыслителей реальной жизненной практике.

 

2. На Западе культивируется активное отношение к сущему, постоянная неудовлетворенность настоящим, нежелание и неспособность довольствоваться достигнутым, склонность к неустанным поискам. Широко распространено мнение, что новое должно быть лучше старого. На Востоке преобладает созерцательное отношение к миру. Здесь предпочитают не действовать наперекор судьбе, ценить уравновешенность и гармонию. Старое и новое должны уравновешивать друг друга.

Подумайте и, используя материал данного раздела, выявите критерии общественного прогресса во взглядах двух типов воззрений на развитие разных сообществ людей.

 

3. Подумайте и, используя материал данного раздела, оцените следующее высказывание на предмет обоснования в нем критерия общественного прогресса.

«В целом, если всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам общественных отношений регламентируется научно сформулированными нормами права, то есть основание утверждать, что включение закона в жизнь общества и установление в нем законности — это и есть общественный прогресс. Ведь в античные времена закон и право обеспечили создание Римской империи!»

 

4. Ценности, стремления и идеалы, в свете которых люди оценивают историческое развитие, изменяются. Такой процесс присущ и современному этапу развития нашей страны. Мы практически не рассматриваем предыдущую форму организации жизнедеятельности общества как ступень нашей сегодняшней.

Являются ли данные воззрения действительным отражением смысла  социального прогресса в России?

Подумайте и, используя материал данного раздела, охарактеризуйте содержание данных оценочных суждений.

 

5. В середине ХХ в. научно-технический прогресс приобрел форму научно-технической революции. Иначе говоря, научно-технический прогресс перешел с эволюционной формы на революционную.

Современная научно-техническая революция имеет такую особенность: она многоаспектна и комплексна, не сводится только к научно-техническому перевороту, включает существенные социально-экономические изменения.

Можно ли считать, что с середины ХХ в. в развитых странах мира начал проявлять себя общественных прогресс, ибо научно-техническая революция коренным образом изменила не только производительные силы, но и самого человека?

Подумайте и, используя материал данного раздела, охарактеризуйте содержание изменений, происходящих в развитых странах мира, и выявите несостоятельность связи научно-технического прогресса с общественным прогрессом.

 

Тест

 

1. Раздел философии, разрабатывающий учение о ценностях и ценностном отношении человека к миру:

1) методология;

2) аксиология;

3) онтология.

 

2. Философское понятие, обобщенно характеризующее значимость какого-либо предмета для человека:

1) ценность;

2) польза;

3) вред.

 

3. Представление о наиболее совершенном, желательном, благоприятном для человека:

1) идеал;

2) мотив;

3) потребность.

 

4. Философское понятие, характеризующее представление о планируемом исходе деятельности:

1) цель;

2) результат;

3) последствия.

 

5. Предметы, используемые для достижения цели:

1) средства,

2) факторы,

3) условия.

 

6. Понятие, обобщенно характеризующее переход определенной общественной системы на более высокий уровень развития:

1) прогресс;

2) революция;

3) эволюция,

 

7. Закономерная ступень развития общества с позиций марксистского материалистического понимания истории: 

1) общественно-экономическая формация;

2) надстройка;

3) базис.

 

8. Социально-философское понятие, характеризующее все многообразие ценностей, созданных человечеством:

1) культура;

2) духовность;

3) нравственность.

 

9. Ступень эволюции человеческого общества, характеризующаяся городским укладом жизни и развитостью производственно-экономических и социальных отношений:

1) цивилизация;

2) дикость;

3) варварство.

 

10. Этап развития цивилизации, характеризующийся внедрением информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности:

1) постиндустриальное общество;

2) индустриальное общество;

3) информационное общество.

 

11. Деятельность по созданию таких ценностей, как вещи, энергия, продукты питания, элементы «второй природы», технический компонент коммуникаций:

1) производственная деятельность;

2) общественная деятельность;

3) духовная деятельность;

4) экономическая деятельность;

5) материальная деятельность.

 

12. Целесообразная деятельность по созданию предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей и реализации общественных интересов: .

1) ремесло;

2) социальная активность;

3) труд;

4) деятельность;

5) действие.

 

13. К отличительным чертам социальной активности относятся:

1) достижение результата;

2) высокая эффективность;

3) настойчивость;

4) целенаправленность;

5) осознанность.

 

14. Какое место занимает и какую роль выполняет человек в деятельности?

1) человек в деятельности занимает место основной производительной силы и играет роль главного средства производства материальных и духовных ценностей, необходимых для общества;

2) человек в деятельности занимает место главного механизма производства и выполняет роль потребителя произведенного и определения целей производства;

3) человек в деятельности занимает место основной производительной силы и является субъектом деятельности, формулирующим цели, определяющим средства и способы деятельности, оценивающим результаты деятельности.

 

15. Какое определение наиболее полно и точно отражает понятие «научно-техническая революция (НТР)»?

1) НТР — это этап в развитии научно-технического прогресса;

2) НТР — коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства;

3) НТР — это этап развития техники и науки, характеризуемый автоматизацией производства, превращение информации в товар.


РАЗДЕЛ 7
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА
И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

Этическое и эстетическое в деятельности людей и юристов, с учетом их специфики, составляют неразрывное целое. Любое их действие, поступок, в том числе и мотив, обладают одновременно эстетической и этической ценностью.

Раскрывая содержание общественного прогресса, мы уяснили, что он возможен только на основе гуманистических ценностей, морали, красоты, а также тех правомочий, которые может реализовать каждый человек. Именно эти три важнейшие сферы бытия людей являют собой тот потенциал, реализация которого предоставляет человечеству шанс и возможность обеспечить себе, своим потомкам позитивное будущее, разрешить палитру глобальных проблем, которые «встали» перед людьми.

Глава 13
Проблемы морали и нравственности в современном обществе

 

В результате изучения материала данной главы студент должен:





Знать

· содержание морали и нравственности;

· объект, предмет, категории и основные законы этики;

· особенности профессиональной этики юриста;

· этические аспекты в жизни и деятельности юристов;

· содержание этики судьи и этикета;

уметь

· осмысливать нравственную культуру юриста;

· создавать моральную атмосферу в отношениях между юристами и их клиентами;

· применять полученные знания о нравственности для формирования высокий нравственных качеств у себя и коллег по работе;

· оценивать конфликтные ситуации с моральной позиции и разрешать их с помощью этических средств;

· анализировать противоречия профессиональной деятельности юриста на основе морально-нравственных критериев;

Владеть

· способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;

· навыками разрешения социальных противоречий на основе использования знаний этики;

· использования положений этики в выявлении сути социальных проблем, в том числе и правонарушений;

· применения принципов этики в практической деятельности юриста;

· включения моральных и эстетических регулятивов в формирование личности юриста;

· аргументированного, этически непротиворечивого проведения судебных заседаний.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 711.