В философском осмыслении прекрасного, совершенного, возвышенного присутствует такой феномен, как идеал. В определенной степени он связан с результатом познания — истиной. Однако если истина есть знание, отражающее природу и сущность объекта, который существует вне и независимо от нас, то идеал — знание, которое дает нам картину мира не такой, какова она есть, а такой, какой она должна быть согласно нашему желанию. Можно сказать, что идеал является своеобразным антиподом истины, ведь, предоставляя человеку картину мысленно преобразованного мира, он оказывается в некотором смысле «искажением» истины. Следовательно, можно сделать вывод, что идеал является особым родом заблуждения. Однако это не так. Специфика идеала состоит в том, что, принципиально отличаясь от истины, он не менее существенно отличается и от заблуждения. Если заблуждение есть отклонение знания от истины вопреки желанию, то идеал есть точное представление о желаемом изменении реальности. В социальном аспекте такое отличие идеала от истины ведет к далеко идущим последствиям для тех, кто руководствуется идеалом, ибо если для утверждения или установления истины нужна общественная практика, то для утверждения или реализации идеала требуется жертва.
Если не путать истину и идеал, можно легко понять, что идеалов может быть сколько угодно, тогда как объективная истина — только одна, т.е. плюрализм идеалов не вступает в противоречие с монизмом истины, ибо для того чтобы построить картину должного, необходимо иметь картину существующего. Следовательно, без истины невозможно формирование идеала. Одновременно для того чтобы воплотить в жизнь картину должного, надо знать картину существующего и ею руководствоваться. Получается, что без истины невозможна и реализация идеала. В процессе воплощения в жизнь идеала, вся деятельность людей, направляемая этим идеалом, наполняется смыслом, содержащимся в последнем. Если в жизни людей конкретного общества никакого идеала нет, то и жизнь их теряет всякий смысл и становится бессмысленной. Таким образом, истина без идеала слепа, а идеал без истины ничего не стоит.
Проблема идеала впервые была разработана в немецкой классической философии и была поставлена И. Кантом, что было связано с вопросами внутренней цели. Согласно воззрениям И. Канта феномены, не имеющие цели, которая могла бы быть представлена образно, не способны иметь и идеал. Поскольку единственным субъектом, который действует в соответствии с внутренней целью является человек, для него нужен образ цели — идеал. Так как идеал, в соответствие с утверждениями И. Канта, принципиально недостижим, он может представлять собой идею регулятивного порядка. Таким образом, «идеал» и «прекрасное» становятся у мыслителя синонимами.
Г. Гегель развенчал представления И. Канта об идеале как абстракцию, выражающую на деле один из моментов развивающейся действительности духа. Идеал у Г. Гегеля становится моментом действительности, образом человеческого духа, вечно развивающегося через свои имманентные противоречия. Осуществление идеала как прекрасного относится Г. Гегелем не к будущему, а к прошлому, к эпохе античного «царства прекрасной индивидуальности».
Материалистическая философия трактует идеал как образ такой действительности, в которой наличествующие противоречия представляются преодоленными, «снятыми», а сама действительность предстает очищенной от этих противоречий, свободной от них. При такой трактовке идеала, связанного с действительностью, исчезают причины и источники дальнейшего развития самой действительности. Значит, исходя из положений диалектики и обращая свой взор к эстетике, мы можем утверждать, что идеализация объекта, осуществляемая человеком, должна не только не терять его сущности, но и причин, источника его развития. Следовательно, совокупность нормативов идеала должна включать не только набор общих требований, некоторых канонов, которым должны удовлетворять любые преобразования реальности при переходе от действительного к желаемому, но и закономерности ее развития.
Эстетический идеал — это совершенный образ, некоторое предельно завершенное представление о чем-то или о ком-то, получающееся в результате идеализации реально познанного в своей природе и сущности объекта, обладающего внутренней тенденцией к достижению степени прекрасного.
Для того чтобы эстетический идеал мог превратиться в общезначимый, он должен стать достоянием широкого круга людей, и это при том, что идеал является очень тонким и хитроумным образованием, которое в своем непосредственном виде может быть воспринято и усвоено только немногими посвященными. Главная трудность в распространении идеала среди широких масс заключается в том, что он парадоксальным образом сочетает в себе наглядность с неизобразительностью. Последняя означает невозможность изображения идеала, ибо всякое конечное изображение будет в той или иной степени отступать от идеала и искажать его черты. Точное изображение могло бы быть дано лишь в результате бесконечного множества постепенно совершенствующихся изображений. Однако такой процесс практически неосуществим. Следовательно, именно связь идеала с бесконечностью делает его неизобразительным.
Что касается эстетического идеала для юристов, то здесь парадокс данного идеала может быть преодолен с помощь не изображения, а обозначения. Так появляется особый символ, являющийся в отличие от символов знания идеологическим символом.
Делая идеал доступным широкой массе, идеологический символ, вместе с тем, недостаточно конкретен, поэтому следующим этапам метафоризации эстетического идеала становится сопоставляемый с идеологическим символом особый идеологический образ. Другими словами, эстетический идеал, благодаря своим нормативам, фактически вводит своеобразную эстетическую цензуру: допустимы только такие эстетические образы, которые согласуются с нормативами данного идеала, и, безусловно, должны быть исключены все те, которые им противоречат.
Применительно к юридической ая сфере жизни общества достичь соответствия идеала и конкретного образа достаточно трудно. В России на современном этапе развития, с учетом всех критериев в качестве эстетического идеала можно назвать Анатолия Федоровича Кони (1844—1927), в котором сочетался прекрасный художник слова, гражданин России и квалифицированный юрист. А. Ф. Кони был всесторонне образован, обладал широтой взглядов, имел поистине глубокое научное мировоззрение. Его книги могут служить о путеводителем не только по уголовному процессу, но и по культуре конца XIX в. с точки зрения нравственных и эстетических их начал. Переписка А. Ф. Кони не уступает «Избранным местам из переписки с друзьями» Н. В. Гоголя, а его биографические заметки о Ф. М. Достоевском, Л. Н. Толстом и других великих деятелях той эпохи могут претендовать на звание шедевров жизнеописания. В творчестве А. Ф. Кони приближается к Геродоту, отцу истории, который описал не столько фактические события жизни современников, сколько то, о чем говорили люди в его время. Особой точностью описаний, высказываний современников ценны для нас и произведения А. Ф. Кони. Более того, его работы значимы, актуальны и с позиции юридической практики.
Гражданская позиция, служение закону наглядно высветились в судебном процессе Веры Засулич. На суде власти ждали от статского советника А. Ф. Кони обвинительного решения, а он добился оправдательного вердикта. Важную роль в этом сыграла речь, которую он произнес перед присяжными заседателями: «Обвинитель находит, что подсудимая совершила мщение, имевшее целью убить Трепова. Он указывал вам на то нравственное осуждение, которому должны подвергаться избранные подсудимой средства. Вам было указано на возможность такого порядка вещей, при котором каждый, считающий свои или чужие права нарушенными, постановлял бы свой личный приговор и сам приводил бы его в исполнение. Вы слышали затем доводы защиты. Они были направлены на объяснение подсудимой, в силу которого рана или смерть Трепова была безразлична для Засулич — важен был выстрел, обращавший на причины, по которым он был произведен, общее внимание. А то, что последовало после выстрела, не входило в расчеты подсудимой».
Прекрасной является и самооценка А. Ф. Кони: «Я прожил жизнь так, что мне не за что краснеть. Я любил свой народ, свою страну, служил им, как мог и умел... Я много боролся за свой народ, за то, во что верил».
Образ А. Ф. Кони, соотносимый с эстетическим идеалом, является определенным эталоном для побуждения студентов юридических вузов к развитию у себя соответствующих черт и свойств, формированию в первую очередь юридической эстетической культуры.
Эстетическая культура юриста — это совокупность черт и свойств личности юриста, которые выражают степень овладения ею такими феноменами как прекрасное, совершенное и возвышенное, проявляющихся в форме и содержании ее бытия, которые оцениваются в процессе ее поведения, отношений с людьми, при выполнении профессиональных статусных ролей, в выступлениях, быту, творчестве.
Эстетическая культура юриста формируется и совершенствуется в процессе нравственно-эстетического воспитания и самовоспитания. Все эти процессы ориентированы на всестороннее обогащение духовного мира, формирование красивого отношения к общественному и служебному долгу, развитие у него чувств прекрасного, совершенного, возвышенного. Важнейшей составляющей эстетической культуры юриста являются степень освоения им эстетического сознания, развитые эстетические чувства, эстетический вкус и эстетическая деятельность.
Эстетическое сознание — это форма общественного сознания, совокупность знаний и представлений о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом, а также регулятивов, которые обусловливают оценочные суждения в рамках выделенных категорий.
У каждого человека рядом с эстетическим сознанием соседствуют и эстетическое чувство как психологическая готовность воспринимать красоту окружающего мира, а также эстетический вкус как способность оценивать мир с позиций красоты.
Эстетическая деятельность — особым образом мотивированная совокупность операций и действий юриста, ориентированных на воплощение идеала красоты в своем труде.
Она «вплетена» в другие виды деятельности юриста и имеет творческий характер. Высший вид эстетической деятельности юриста имеет содержание, которое поддается оценке с высот прекрасного, совершенного, возвышенного. В процессе такой деятельности юристы не просто исполняют свой долг, но и поднимают свою профессию на уровень высших достижений словесной и процессуальной культуры.
Эстетическая культура юриста имеет внутреннюю и внешнюю стороны. Внешняя сторона предстает в формах проявления. Внешними формами проявления эстетической культуры юриста являются способы и приемы его профессиональной деятельности: внешний вид, манеры поведения, говорения, отношений с людьми. Например, от сформированных у юриста компонентов эстетической культуры — манеры поведения, речи, умения слушать, смотреть на собеседника, общаться и т.д. — зависит его успех, оценка его клиентами. Внутренняя сторона эстетической культуры юриста выражается в требованиях восприятия прекрасного, которые являются глубинными свойствами личности и характеризуют содержание эстетической культуры юриста как личности, его идеалы, эстетический вкус.
Личные умения, основанные на развитых у него эстетических вкусах, позволяют юристу распознавать черты характера различных людей, их наклонности, чувства и намерения, доминирующее состояние психики. Благодаря этому юрист получает возможность своевременно сформировать объективное суждение о конкретной личности, о ее возможных действиях, решениях и выбрать соответствующую тактику и стратегию во взаимоотношениях с ней. Например, по мимике лица можно определить многие черты оппонента, поэтому юристу, если есть такая возможность, лучше общаться со всеми клиентами непосредственно. Часто по выражению лица мы узнаем о человеке больше, чем из его слов. Язык жестов и телесных движений обладает не меньшей информационность для наблюдательного человека, чем слова.
Голос является такой же характерной чертой человека, как отпечатки пальцев. Говорить можно громко или тихо, гневно или любезно, успокаивающе или раздражающе. По интонации, тембру голоса можно многое узнать о человеке. Нередко одна только манера разговора производит на собеседника такое же впечатление, как и умные, дельные поступки. Голос — это первичное проявление человеком своей природы.
Нельзя забывать, что доброжелательность придает разговору солидность и компетентность. Остроумие и тем более ерничанье, как бы к месту они ни были, будут вызывать у клиента отчуждение, поскольку человек, находящийся в зависимом положении от юриста, не всегда к нему положительно относится.
Содержание тона и манеры разговора имеет почти такое же значение, как и содержание мысли. Следует избегать слишком категоричного тона в суждениях, потому что такая манера говорить оскорбляет собеседника. По возможности лучше использовать простые предложения. В этом случае оппонент может лучше уловить смысл сказанного, в том числе уяснить и юридические понятия. Сила довода не в силе голоса, а в характере и содержании процесса доказательства.
При любом стечении обстоятельств нужно проявлять умение выслушать собеседника, какой бы степени важности ни была его проблема. Невнимание к словам оппонента может сформировать у него личные негативные переживания, которые обязательно отрицательно скажутся в будущем. Более того, такой характер отношений может повлечь за собой потерю некоторых нюансов дела, которые часто гораздо точнее отражают суть дела, чем заключения, сделанные с помощью обширных обобщений. В связи с этим нельзя притворяться, изображая внимание к словам оппонента, тем более, что это оскорбительно для человека.
Не менее значим как фактор эстетической культуры юриста соответствующий эстетическому идеалу внешний облик. Так, известная пословица: «встречают по одежке, а провожают по уму» диалектически связана с профессиональным успехом юриста. Диалектика здесь проявляется в том, что внешний облик не только обеспечивает оптимизацию взаимодействия юриста с оппонентом, но в рамках диалектической связи «формы и содержания», обусловливает развитие его внутреннего содержания. Хотя, конечно, в первую очередь важно то, что внешний вид следователя, прокурора, судьи оказывает существенное влияние на отношения к ним граждан. А. Ф.Кони советовал юристам: «Следует одеваться просто и прилично. В костюме не должно быть ничего вычурного и кричащего (резкие цвета, необыкновенный фасон). Грязный, неряшливый костюм производит неприятное впечатление. Это важно помнить, так как психологическое воздействие на собравшихся начинается до речи, с момента появления перед публикой».
Очевидно, что юрист должен в одежде отдавать предпочтение деловому стилю. В контакте с клиентами, коллегами важно все: выражение лица, подтянутость, постриженные ногти и волосы, одежда, ее состояние, умение свободно чувствовать себя в ней. Если учесть, что в условиях социально-неоднородного общества юристу приходится общаться с людьми, которые отличаются друг от друга по своему материальному положению, то и одежда, и внешний облик должны быть соотносимы со статусом его клиентов. С одной стороны, все должно быть таким, чтобы производить приятное впечатление на оппонентов. С другой стороны, внешний вид юриста призван отражать факт его принадлежности к определенной сфере жизни общества, к тому, что он непосредственно является посредником между законом и интересами клиента.
Конечно, не может быть общего перечня рекомендаций, которые соответствовали бы эстетическому идеалу одежды, прически и т.д. Каждому юристу необходимо самому создавать свой имидж с учетом личностных характеристик, возраста, пола. Главное, руководствоваться чувством меры и осознанием того, что юрист — представитель определенного вида деятельности и определенного статуса для всех тех, кто обратился к нему за юридической помощью.
Для отдельных юридических категорий — судей, работников органов внутренних дел, прокуратуры, Конституционного Суда и других представителей правоохранительных органов — официально установлены стандарты внешнего вида при исполнении ими служебных полномочий, им предписывается носить специальную форму. Форменная одежда сотрудников правоохранительных органов подчеркивает государственно-властный характер их работы, способствует повышению официальности в общении с людьми.
Проявление эстетического в деятельности юриста в значительной степени зависит от эстетического совершенства внутреннего мира его как личности. Именно поэтому необходимо непрерывно развивать у юриста эстетический вкус, эстетическое сознание. В связи с этим можно утверждать, что эстетическое совершенство внутреннего мира А. Ф. Кони и путь его формирования могут служить достаточным мотивационным стимулом для современного поколения будущих юристов.
На протяжении всего образовательного процесса в вузе студентам следует развивать свой эстетический мир, наполнять процесс познания захватывающими чувствами посредством соприкосновения его с прекрасными образцами литературы, изобразительного и музыкального искусства, посещением и осмыслением театральных постановок и т.д. Профессиональный и эстетически формирующий потенциал вида искусств, соотнесенный с эстетическим идеалом, позволяет обучаемым развивать красоту рассуждения, обоснования своих точек зрения, содержание речи, эстетический вкус, эстетическое сознание.
Направляя процесс восприятия произведения искусства посредством педагогического воздействия, преподаватели способствуют созданию и укреплению у студентов эстетически наполненной картины мира, что в определенной степени будет определять их взгляды, убеждения, ценностные выводы и регулятивы личностного поведения, отношения с себе подобными. Через осмысление и освоение произведений различных видов искусств, соотнесение полученных знаний с эстетическим идеалом будет формироваться эстетическая потребность, эстетический интерес к нормативным актам, оценке их совершенства, вырабатываться эстетическая логика обращения к праву и соотнесения его с другими социальными регулятивами.
Есть основания полагать, что способ соотнесения и совместного использования приемов педагогики, дидактики, методики с эстетическим идеалом позволит сформировать те эстетические черты и свойства у студентов, которые будут значимыми в профессиональной деятельности юриста.
Эстетическое восприятие всей палитры явлений, которые сопровождают юридическую деятельность, обусловливает активизацию памяти и воображения, совершенствует процесс понимания конкретной юридической ситуации, а также ее более точной интерпретации. В целом развитые у студентов эстетические чувства, эстетическое сознание пробуждают у них интеллектуальные стремления, устремления превратить свой труд в прекрасное и совершенное бытие юридической деятельности.
Вопросы для самоконтроля
1. Что является объектом такой философской науки, как эстетика?
2. Кем были сформулированы основные положения эстетики?
3. Какие причины обусловили исследование прекрасного в античной Греции?
4. Какое содержание категории «прекрасное» было в эпоху Средневековья?
5. Как трактовали прекрасное и возвышенное И. Кант и Г. Гегель?
6. Как можно определить категорию «прекрасное»?
7. Каково содержание категории «возвышенное»?
8. Какие эстетические черты содержит категория «безобразное»?
9. Как трактует категорию «возвышенное» материалистическая философия?
10. Как трактует категорию «безобразное» материалистическая философия?
11. В чем смысл и содержание идеала для человека?
12. Какие компоненты идеала были выделены и обоснованы И. Кантом?
13. Почему Г. Гегель критиковал концепцию идеала И. Канта?
14. Как трактует идеал материалистическая философия?
15. Как можно определить эстетический идеал?
16. Как соотносятся эстетический идеал, эстетический образ?
17. В чем состоит особенность эстетического идеала юриста?
18. Каково содержание эстетической культуры юриста?
19. Какую роль играет эстетическое сознание в формировании эстетической культуры юриста?
20. Почему А. Ф. Кони может быть образом эстетического идеала в России?
Глава 15
Философия права
В результате изучения материала данной главы студент должен:
Знать
· наиболее значимые направления научных исследований в философии права;
· категории и понятия, используемые в философии права;
· философско-теоретические алгоритмы выявления сущности исследуемых явлений правовой практики;
· проявление философских законов в развитии права;
· соотношение «парных» категорий философии в развитии права;
уметь
· выделять существенные признаки предметной области, относящейся к праву;
· соотносить, сопоставлять различные концепции права на уровне выявления причин и источников их возникновения и развития;
· выявлять общее и особенное в разных концепциях права;
· использовать философскую культуру для анализа юридических явлений в социальной действительности;
владеть
· навыками уважительного отношения к праву и закону;
· квалифицированной интерпретации и объяснения сущности права и закона;
· анализа и оценки концепций естественного права, позитивного права, юридико-либертарной, а также других взглядов и подходов к трактовке сущности и природы права;
· методологически грамотного обоснования основных этапов и направлений развития научных взглядов на право, государство и юридические законы;
· интерпретации нормативных актов, отражающих современные трактовки права и закона;
· разработки концептуальных положений, обусловливающих единство права, закона и учения о государстве.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 260.