Природа и сущность морали и нравственности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Первоначально в восточной и античной культурах вопросы практического нравоучения относились к этике. В особую дисциплину этика была выделена Аристотелем и от него получила это название. Потом в силу исторических событий данное понятие было использовано римлянами, которые дали ему название «мораль». Оно также означало нрав, обычай. Римские мыслители, среди которых и Марк Туллий Цицерон (106—43 до н.э.) образовали от понятия mos прилагательное moralis — мораль.

Мораль предоставляет человеку критерии, по которым он имеет возможность оценить поступки окружающих людей, понять и осмыслить свои конкретные дела, свою жизнь, сформулировать для себя значимые цели, определить мотивы своей деятельности, установки, смысл своего бытия. Позже, по мере развития науки, культуры и общественного сознания за этикой и моралью закрепилось различное содержание. Под моралью стал пониматься один из способов нормативного регулирования поведения человека, вид отношений и взаимодействий между людьми, одна из форм общественного сознания, а под этикойнаука, изучающая мораль. В древнеславянском языке понятиями «нравы», «нравственность» обозначались обычаи, утвердившиеся в обществе, а также внутренние установки человека, который действовал по своей совести и свободной воле. Таково этимологическое соотношение рассматриваемых понятий, имеющих сегодня разное содержание.

Мораль (лат. moralis, фр. morale — нравственный) — форма общественного сознания, совокупность норм и принципов поведения человека по отношению к другим людям, а также к обществу, неживой и живой природе, основанных на критериях, базирующихся на высшем благе — добре.

Содержание категории «нравственность» отражает совокупность черт и свойств человека, который «освоил» конкретную мораль. Под нравственностью чаще всего подразумевают внутреннюю или интериоризированную сторону морали, в то время как последняя рассматривается в качестве внешней стороны по отношению к человеку. В связи с этим говорить о нравственности человека можно лишь с позиций оценки добровольно взятых на себя обязанностей человека перед родителями, близкими, обществом, Родиной или высшей сущностью — Богом. 

Категория «нравственность» отражает внутренние, духовные качества человека, нормы, правила, принципы поведения, нашедшие выражение в понятиях добра и зла, справедливости и несправедливости, чести и бесчестия и т.д.

Одно из основных правил нравственности можно сформулировать так: «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе». Этому правилу люди издревле придавали большое значение и назвали «золотым правилом». Оно прочно закрепилось в общественном сознании, о чем свидетельствует, например, русская пословица: «Чего в другом не любишь, того сам не делай».

Мораль регулирует поведение человека во всех сферах жизни общества: в труде, быту, политике, науке, юридической деятельности, в семейных, внутригрупповых, межклассовых, межконфессиональных, международных и других отношениях. Во всех этих сферах и областях жизни людей принципы морали имеют социально-всеобщее значение и распространяются на всех людей. В них фиксируется то общее и основное, что составляет культуру межчеловеческих отношений, откладывается и закрепляется в многовековом опыте развития обществ. К принципам морали относятся альтруизм, гуманизм, коллективизм, индивидуализм, милосердие, миролюбие, патриотизм, равенство, эгоизм и т.д.

Мораль действует в обществе как единство трех структурных элементов: моральной деятельности; моральных отношений; морального сознания. Этим создается особый способ духовно-практического освоения действительности, и реализуется он в социальной практике людей через специфические функции морали

Моральная деятельность — это особым образом, в рамках моральных ценностей мотивированная совокупность совершаемых кем-либо (человеком, группой, общностью) операций и действий, воплощаемых в конкретном результате, имеющем гуманистическое содержание.

В моральной деятельности все ее структурные элементы должны иметь моральное содержание. Особенно это важно для деятельности юристов, где все должно осуществляться во имя интересов и во благо человека. Например, при принятии судебных решений судья в первую очередь видит перед собой человека с его правами, зафиксированными в Конституции РФ, а затем гражданина, совершившего те или иные деяния и отвечающего за них по закону.

Возможность общественной оценки с позиций положений морали проявляется в жизни потому, что мы все находимся в сложной системе связей и взаимодействий, которые и составляют общественные отношения. В их структуре проявляют и моральные отношения.

Моральными отношениями можно назвать такие связи и взаимодействия людей, которые основаны на соблюдении его участниками основных моральных принципов, а также мотивированы интересами добра, справедливости, в широком смысле слова — позитивным благом.

В огромной структуре человеческих отношений моральные отношения имеют особый характер связей и взаимодействий. Регулятором в них являются не только моральные принципы, но и чувства человека, одно из которых — чувство совестливости.

Совестливость есть проявление переживаний человека за то, что он не сделал, не проявил, хотя обладал всеми возможностями для того, чтобы поступить в интересах другого человека.

Другими словами, моральные отношения — это такие связи и взаимодействия между людьми, между людьми и другими субъектами живой природы, к которым активная сторона никогда не проявит неуважения как к оппоненту, не поставит себя «выше» оппонента, не применит никаких способов и средств, которые уничижали бы достоинство другой стороны. Это такие связи взаимодействия между субъектами, которые являют собой проявление гуманистического в человеке.

Благодаря способности человека и общества подвергать моральной оценке все стороны общественной жизни (экономическую, политическую, духовную), а также давать моральное обоснование экономическим, политическим, религиозным, научным, эстетическим и другим целям мораль оказывается включенной во все сферы общественной жизни. Возникающая в этом случае общественная связь индивидов невольно заключает в себе их априорное доверие, благожелательность, сочувствие друг другу. Без этого изначального доверия к людям (врачам, поварам, шоферам, правителям и т.д.) никакая общественная жизнь невозможна. Эта общественная связь и взаимозависимость людей, возникающая из простого факта их совместной жизни, и являются объективной основой морали — ведущего духовного регулятора жизни общества (рис. 13.1).

 

Рис. 13.1. Структура нравственности человека

 

Раскрывая содержание морального сознания, мы обязательно соприкасаемся с нравственным сознанием человека. Если моральное сознание соотносимо и сопоставимо с таким феноменом, как общественное сознание, и являет собой его составную часть, то нравственное сознание представляет собой часть сознания человека. 

Моральное сознание — это совокупность идей, взглядов, концепций, отражающих палитру общественного бытия с позиций таких критериев, как добро и зло.

Данный вид сознания предназначен для того, чтобы «поднимать» общественное бытие на уровень гуманистических отношений, гуманистических ценностей.

Нравственное сознание — это сторона сознания человека, совокупность идеальных образов, формируемых им на основе аксиологических оценок объективной реальности, выражаемых с помощью речи и воплощаемых в реальность посредством практически-преобразовательной деятельности.

Особенности нравственного сознания состоят в следующем: а) оно отличается от других видов наличием в нем аксиологического момента (в нем отражается не только природа явления, но также устанавливается его значение для субъекта и тем самым отношение субъекта к явлению); б) ему присуща функция ориентирования человеческого сознания на определенные ценности при помощи норм, образцов и идеалов.

В структуру нравственного сознания человека включаются следующие элементы: а) субъективно-личные (чувство стыда, советь, самооценка и т.д.); б) рациональные (нравственные понятия, убеждения, принципы, идеалы и т.д.); в) эмоциональные (любовь, ненависть, зависть и др.); г) волевые (мужество, трусость и др.).

В нравственном сознании человека можно выделить следующие уровни: а) подсознательного стимулирования поступков потребностями, аффектами, стереотипами, установками, подражанием; б) обыденный уровень, на котором поступки мотивируются обычаем, традицией, мнением, авторитетом лидеров, модой и т.д.; в) теоретический, или логико-рациональный, уровень, на котором проявления активности человека обусловливаются интересами, выраженными в виде программных идей, нравственных норм, моральных кодексов, устойчивых принципов.

Совокупность нравственных представлений человека, которое формируется в его голове на основе жизненного опыта или теоретического осмысления чего-то, складывается в систему знаний, ядром которой являются этические категории: добро, зло, справедливость и т.д.

Рассмотрим своеобразие социальной роли морали, т.е. ее основные функции: регулятивную, оценочную, воспитательную.

Моральная регуляция поведения достигается, прежде всего, направленным на конкретного человека общественным мнением как оценочным воздействием.

Моральная норма — это совокупность предписаний и пожеланий, а также запрещений, которые регулируются или общественным мнением, или личной волей человека, или на основе сформированного у него рационального образа добра.

Моральная норма есть требование, зафиксированное в общественном и индивидуальном сознании в виде определенной словесной формулировки. Однако сама эта формулировка и связанная с нею мысль или образ являются ничем иным, как отражением распространенного типа поведения людей, считающегося значимым для того, чтобы иметь высокую оценку от социальной общности, класса, нации, общества в целом. Это своеобразный идеальный образец, эталон, который обязаны соблюдать все в конкретном сообществе. В моральной норме складывается единство сознания и поведения, сущего и должного, субъективного и объективного. Она являет собой обобщения «правильного» в поступках и нравственных отношениях. В связи с этим цель нравственного воспитания — это превращение норм в привычные формы повседневного поведения.

Моральные нормы отличаются от других видов социальных норм обширностью сферы применения, разнообразием и гибкостью способов предъявления требований и санкций за их исполнение или неисполнение. Однако при определенных условиях моральные нормы могут трансформироваться в статьи закона, а некоторые нормативные акты правовые установления имеют свои корреляты в морали.

В моральных нормах выражена их императивность, повелительность. В данном случае императивность выступает в виде системы требований к поведению лиц, в которые облекается общий интерес того сообщества людей, к которому принадлежит данный человек. Свод моральных принципов и норм называют моральным кодексом.

Моральные нормы вторичны, производны от социальной необходимости и целесообразности. Набор данных норм, избираемых людьми для себя, определяется в конечном счете необходимостью социального прогресса. Скажем, предписание «Будь трудолюбивым» не может не отвечать потребностям общественного прогресса, и, наоборот, предложение «Будь лентяем» не способно стать моральной нормой.

Различаются два типа моральных норм: 1) императивные; 2) деонтические.

Императивные нормы выражаются простыми повелительными предложениями, например: «Будьте бдительны!», «Берегите лес!». Здесь обнаруживаются два элемента: а) описание некоторой ситуации или состояния (дескриптор); б) указание на то, что данное состояние уже имеет место или его еще только требуется реализовать (диктор).

Деонтические нормы обязывают, разрешают или запрещают какие-либо поступки, выражают моральную необходимость и формулируются предложениями со словами «должно», «позволено» и «запрещено». В таком ключе сформулирована ст. 58 Конституции РФ: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Для функционального анализа моральной нормы следует остановиться на трех ее элементах: диспозиции, гипотезе, санкции.

Диспозиция — центральный элемент моральной нормы, который выражает содержание и характер требования. Диспозиция стимулирует положительную моральную деятельность. Например, диспозиция нормы-разрешения на осуществление героических поступков «Отечество в опасности!» поощряет людей на сверхдолжное, на героическую защиту своей Родины. Диспозиция нормы-запрета предполагает исполнение таких требований, которые в своем выражении исключают определенное деяние. Например, «Не лги, но говори правду».

Гипотеза — структурный элемент моральной нормы, указывающий на условия ее исполнения. Чаще всего таким условием является указание исполнителя нормы. Гипотетичность моральных норм содержится в кодексах профессиональной этики, например, судебной. В них исполнителями становятся люди определенной профессии.

Санкция — структурный элемент моральной нормы, выражающий способы или средства обеспечения ее действенности: одобрение, осуждение в разных видах и формах. В формулировках моральной номы санкция обычно не представлена. Правда, есть исключение, которое содержится в такой норме: «Не судите, да не судимы будете». В качестве моральной санкции может выступать эмоциональная реакция другого лица или лиц на поступок: словесное одобрение или неодобрение, слава, сплетня, бойкотирование, обсуждение на собрании с тем или иным решением и другие формы выражения общественного мнения, а также суд собственной совести. В отличие от нормативных актов права в морали санкции не так определенны и стабильны, что обусловлено особенностями функционирования морали как регулятора общественной жизни.

Характерным в контексте исполнения человеком моральных норм является то, что моральные оценки поведения людей и их поступков существуют вне времени. Дело в том, что в отличие от действенности других норм, которые могут или не могут соблюдаться людьми в пределах определенного времени, в моральных оценках временных ограничений нет. Здесь могут оцениваться поступки людей, которые были совершены в прошлом. Мы можем осуждать поступки фашистов середины ХХ в., хотя и осознаем бесполезность этих оценок.

Своеобразной разновидностью моральной оценки является самооценка человеком своих собственных поступков и моральных качеств. Конечно, самооценка никогда не бывает полностью адекватной действительной ценности человека как нравственной личности, так как шкала требовательности может быть завышена или занижена, ведь внутриморальные критерии отражают уровень нравственности личности и могут закрепляться в формулах «как люди, так и я»; «так принято»; «как совесть подсказала» и т.д. В таких случаях вполне возможны ситуации, когда поведение, формально правильное, с точки зрения девиантной группы, к которой принадлежит конкретный человек, может подпадать под положения Уголовного кодекса РФ. Например, случай употребления любым человеком наркотиков оправдывается им самим, его группой, но осуждается семьей, является правонарушением в соответствии с законодательством нашей страны.

В жизни общества мораль выполняет важнейшую задачу формирования личности, является действенным средством воспитания. Концентрируя в себе гуманистический опыт человечества, мораль делает этот опыт достоянием каждого нового поколения людей, становится одним из показателей общественного прогресса.

 

Этика современного юриста

 

Понятие «профессиональная этика» чаще всего используется не столько для выделения из науки этики некой отрасли этической теории, сколько для формулирования своеобразного морального кодекса людей определенной профессии.

Этика (от греч. ethos привычка, обыкновение, нрав) — философская наука, объектом изучения которой являются мораль как форма общественного сознания, совокупность норм и принципов поведения людей, основанных на критериях, базирующихся на добре; нравственность как внутренние духовные качества, включенные в жизнь человека; категории и закономерности возникновения, функционирования и развития морали и нравственности.

Есть основание считать, что такой феномен, как профессиональная этика, стал разрабатываться и формироваться на основе складывающейся в процессе становления расширенного производства и цеховой, корпоративной культуры прикладной этики. Содержание последней создавалось на основе раскрытия моральных и нравственных аспектов конкретных видов деятельности. Этот процесс включал в основном приобщение, конкретизацию общечеловеческих моральных норм, принципов применительно к какой-то сфере бытия людей. Происходило это посредством выделения особенных нравственных черт для отдельных групп людей, которыми последние обязаны были руководствоваться в конкретной профессии, конкретном виде труда.

Таким образом, специфика прикладной этики была обусловлена тем, что ее интересовало особенное проявление морали в конкретном виде деятельности в конкретных сферах бытия общества. Данный аспект междисциплинарного знания в прикладной этике стал очевидным еще и потому, что многие виды деятельности проявляли себя на стыке разных сфер общественной жизни и предполагали использование достижений естественных, технических, социальных и гуманитарных наук. В связи с этим прикладные этики представляют собой не только формирующиеся научные отрасли знания, но одновременно и нравственные кодексы для специалистов определенного труда.

Следует отметить, что многие вопросы, требующие ответов и предполагающие разрешение проблем по созданию конкретных прикладных этик, затрагивают как аспекты самого философского этического учения, так и конкретной практики, с которой приходится сталкиваться специалистам. Одни вопросы являются традиционно решаемыми, но пока не решенными, другие (их можно назвать ситуационными) возникают в контексте развития общественной практики, техники, технологий, а также глобализации, которая охватывает все сферы нашего бытия.

Например, традиционной можно назвать проблему соотношения права, закона, морали в жизни и деятельности людей, стран и человечества в целом. Ее разрешение пока не просматривается. К ситуационной можно отнести проблему эвтаназии, которая хотя и не разрешена с моральной и нравственной сторон, но в некоторых странах уже получила законодательное решение, а также экологическую проблему, осознание которой в морально-нравственном аспектах более-менее осмыслено, но которая в контексте права и закона не получила своего разрешения ни в одной стране мира.

Возвращаясь к проблеме профессиональной этики, следует отметить, что вопросы моральной регуляции отношений в разных профессиях рассматривались такими мыслителями античной Греции, как Сократ, Платон, Аристотель и др. Именно в этот период возникают нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, формулируется, дошедшая до нашего времени клятва Гиппократа, устанавливающая характер и содержание не только деятельности врачевателей, но и те нравственные требования, которым последние обязаны соответствовать. Однако только в XI—XII вв. были сформулированы практические профессиональные моральные кодексы. В дальнейшем моральные регулятивы разрабатывались и создавались на основе обобщения моральной регуляции поведения представителей каждой профессии, но с использованием философских знаний о сущности морали, нравственности, закономерностей их функционирования. Эти обобщения проявлялись как в форме повседневных требований к людям конкретной профессии, так и в форме теоретических выводов, что свидетельствовало о появлении элементов этических воззрений в конкретных видах деятельности, труда, сферах бытия общества. Таким образом, уже в тот период начали формироваться робкие представления о том, что собой может представлять профессиональная этика.

Профессиональная этика — это совокупность философско-этических воззрений, отражающих содержание и функционирование моральных регулятивов, которые применяются в конкретном виде труда, нравственных черт и свойств, которыми обязан обладать специалист в этом виде практически-преобразовательной деятельности, морального кодекса их жизни и деятельности, а также наполненных моральным и нравственным содержанием норм, правил, приемов и форм проявления активности людей, занятых в этом виде деятельности.

В сформулированном определении профессиональной этики отражена важнейшая ее составляющая: мораль и нравственность труда и жизни составляют некое единство. Такое, очевидно, возможно только для нескольких профессий, к которым можно отнести профессии врача, учителя, священника и защитника отечества. Для других видов деятельности достаточно полное совпадение всех сторон бытия специалиста найти пока трудно. Вместе с тем многие виды деятельности человека могут в той или иной степени претендовать на статус наличия в них профессиональной этики.

Главными составляющими профессиональной этики можно считать профессиональный долг, профессиональную честь, профессиональное достоинство, профессионализм и т.д.

Категория «долг» является одной из важнейших в этике вообще и среди категорий профессиональной этики — в особенности.

Долг — это категория, отражающая нравственные требования к человеку, формулируемые сообществом в контексте выполняемых им функций, которые он обязан исполнять в соответствии со своим статусом.

Выполняя требования долга, человек выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед сообществом. Он их осознает и действует в соответствии с ними в рамках своей жизнедеятельности. Именно осознание своего долга перед другими людьми в соответствии со своим статусом побуждает человека на преодоление многих трудностей, раскрывает его внутренний потенциал, мотивирует его на героические поступки. Быть человеком долга — это значит не только знать, что нужно сделать в жизни и труде, но и следовать этим требованиям на практике.

Профессиональный долг — это нравственные требования к специалисту, а также совокупность его обязательств перед конкретным профессиональным сообществом, которые он добровольно берет на себя, сообразуясь с местом и ролью своей профессии и своего конкретного места в данном виде деятельности.

Содержание профессионального долга является результатом осознания трудовым сообществом социального предназначения и особенностей конкретной профессиональной деятельности. Именно поэтому профессиональный долг неизбежно имеет две стороны: 1) объективную; 2) субъективную.

Объективная сторона долга — это совокупность требований к конкретному труду, которая вырабатывается как исторически последовательно, так и научно обоснованно, в соответствии с тем местом, которое занимает в жизни общества данная практически-преобразовательная деятельность.

Субъективная сторона долга — это те обязательства, которые берет на себя специалист, осознавший свое место и роль в данном труде и сообразуясь с уровнем своей нравственной зрелости.

Профессиональный долг входит в жизнь специалиста тогда, когда начинается его профессиональная деятельность и в его сознании складывается образ собственной роли, когда он осознает содержание своего взаимодействия с профессиональным сообществом. Конечно, это происходит не сразу, не с началом профессиональной деятельности специалиста. Только с включением в деятельность совокупности предписаний, которым специалист обязан следовать, можно говорить о формировании у него профессионального долга.

Категория «честь» относится к числу наиважнейших в этике. По своему содержанию она отражает степень положительной оценки человека за содеянное им во имя блага других, общества, государства. Применительно к категории «профессиональная честь» это означает выражение посредством общественного мнения высокой социальной ценности результата, которого достиг конкретный специалист, выполняя свой профессиональный долг в данном виде деятельности. Очевидно, что заслужить звание «человек чести» можно только безупречным исполнением служебного долга и в рамках нравственных требований, которые предъявляет данная профессия.

Профессиональная честь специалиста конкретного учреждения неотделима от чести коллектива, в котором он трудится. Честь коллектива и специалиста диалектически взаимосвязаны. При этом здоровое честолюбие отдельного специалиста не является чертой, которая отрицательно влияет на формирования чести коллектива. Правильное понимание честолюбия человеком не вредит делу, а, наоборот, придает ему дополнительные силы для достижения общей цели — высокой оценки, полученной от общества за позитивный результат. Сплав чести сотрудника и чести коллектива порождает у человека чувство достоинства, удовлетворения собственной профессией, гордости за свой труд.

Профессионализм — это интегративное свойство личности специалиста, включающее профессиональную компетентность, нравственность, инициативу и мастерство, а также устойчивое свойство личности и деятельности, способность и готовность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Профессионал — это специалист высокого уровня мастерства, соблюдающий требования профессиональной этики, качественно исполняющий свой профессиональный долг, дорожащий профессиональной честью и личным достоинством.

В современном обществе с его сложной системой воспроизводства общественных отношений нравственные качества специалиста рассматриваются как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Недобросовестное отношение работника к своим профессиональным обязанностям может явиться причиной различных аварий, несчастных случаев, катастроф, приводящих к гибели людей. В связи с этим нравственные качества специалиста являются основными среди всех остальных.

Для подготовки специалистов, отвечающих требованиям современного общества нужно учитывать те моральные стимулы к труду, которые отвечают требованиям профессиональной этики, а также общественного идеала. Правда, следует помнить, что в рамках профессиональной этики происходят некоторые изменения в формах ценностей, принципах и нормах морали. Так, например, высшая моральная ценность — добро, сохраняя свое общечеловеческое значение, в профессиональных этиках выражается в таких формах, как здоровье, любовь к Всевышнему, жизнь без войн и насилия и т.д.

Следует учитывать, что в профессиональном общении может происходить исключение равенства между людьми и замена отношений по форме, но не по существу, например, в учебном процессе «педагог — ученик»; во врачебной деятельности «врач — пациент»; в правоохранительной — «следователь — подозреваемый» и т.д.

Особенности профессиональной деятельности юристов требуют отдельной характеристики их профессиональной этики и нравственности. Наибольшую значимость это приобретает для таких профессий, как судья, следователь, прокурор, ибо они являются представителями государственный власти, осуществляют властные полномочия. От уровня их нравственной зрелости зависит очень многое в сфере защиты прав человека и гражданина и позитивного развития общества. Реализуя правовое и нравственное требование справедливости, юрист всегда разрешает следующую проблему: «Решение должно быть законным и одновременно морально обоснованным, ибо несправедливость не может быть законной». В данной формуле с необходимостью проявляется соотношение правового, нравственного и законного компонентов в деятельности любого юриста. Правда, логика движения мысли здесь такая: если решения соответствует закону, то они будут соответствовать нравственным нормам, так как на моральных ценностях зиждется закон. Отступление от последнего, его обход, искаженное, превратное толкование и применение по сути является безнравственными деяниями, которые противоречат не только процессуально правовым нормам, но и нормам морали.

При этом безнравственными будут не только сознательные нарушения правовых норм, но и неисполнение закона из-за того, что юрист глубоко и всесторонне не осмыслил нормативный акт, неточно его понял. Безнравственность юриста усугубляется такими аспектами его действий, как неорганизованность в оформлении документов, недисциплинированность, которые влекут за собой нарушение закона.

Выделенные нами черты и свойства профессиональной деятельности юристов, позволяют сформулировать определение юридической этики, или профессиональной этики юриста.

Юридическая этика — это вид профессиональной этики, совокупность философско-этических воззрений, отражающих содержание и функционирование моральных регулятивов, которые применяются в деятельности юристов, нравственных черт и свойств, которыми обязан обладать юрист как специалист, содержание морального кодекса его образа жизни, а также норм, правил, приемов и форм его труда, которые наполнены моральным и нравственным содержанием.

С одной стороны, юридическая этика выступает как философско-этическое учение, разрабатывающее вопросы проявления принципов морали в различных сферах работы юристов как специалистов, пути и способы формирования нравственно зрелых личностей юристов, развитие данного вида профессиональной этики. С другой стороны, юридическая этика обобщает обширный опыт трудовой деятельности юристов, разрабатывает положения морального кодекса юриста и различных его профессий: судьи, адвоката, прокурора, нотариуса, следователя и т.д. Знания и умения представителей юридической специальности применяются в разных сферах жизнедеятельности общества. Юристы работают и в органах внутренних дел, и в Федеральной службе безопасности России, и в учебных заведениях и т.д.

Практически во всех государственных правоохранительных органах РФ введены и действуют моральные кодексы для соответствующих юристов-специалистов. Они введены или приказами, как, например, Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации, «Кодекс чести рядового и начальствующего состава внутренних органов Российской Федерации, или всероссийскими съездами: Всероссийским съездом судей, Всероссийским съездом адвокатов. Таким образом, моральные и нравственные требования к юристам закреплены в официальных документах, имеющих высокий уровень легитимности.

Кодексы этики своими предписаниями дополняют положения законодательных актов, регламентирующих поведение юристов. Они включают в себя требования к юристам в контексте соблюдения ими нравственных норм, поэтому и именуются кодексами профессиональной этики, судейской этики, чести судьи, этическими кодексами, декларациями этических норм и т.д.

В содержание этих кодексов включены общепризнанные мировым юридическим сообществом моральные принципы профессиональной деятельности, к которым можно отнести следующие: а) принцип независимости деятельности юристов всех специальностей, являющийся достаточной гарантией справедливого разрешения всех противоречий, которыми занимаются юристы; б) принцип объективного подхода к рассмотрению любой социальной ситуации, ставшей предметом юридического разрешения и проявляющейся во всех осуществляемых юристами процессуальных действиях; в) принцип честности и неподкупности, что является необходимым условием надлежащего исполнения юристами своих профессиональных обязанностей; г) принцип соблюдения всеми юристами положений этических норм, которые обусловливают взаимодействия людей во всех противоречиях, возникающих при разрешении проблем в конкретной социальной ситуации; д) принцип равенства сторон, участвующих в разрешении противоречий различного характера и уровня, что обеспечивает всем участникам эффективное исполнение своих обязанностей по статусу и роли; е) принцип компетентности и профессионализма, который позволяет понимать друг друга на рациональном уровне использования аргументации во всех формах и видах взаимодействия разных специалистов-юристов.

Одним из актуальных вопросов юридической этики является предел ее действия, ее стимулы и ограничения. Этот компонент исследовали философы и, конечно, сами юристы, органы юридических сообществ. Он характерен для нашего государства в целом, а также для отдельных республик РФ.

В качестве важных профессиональных нравственных качеств юриста исследователи выделили следующие: человечность, беспристрастность, принципиальность, выдержка, эрудиция. Среди нежелательных профессиональных качеств были отмечены такие: предвзятость, подозрительность, властность, бестактность. Из качеств, которые характеризуют уровень нравственной зрелости, выделены собранность, уравновешенность, человечность, дисциплинированность, вежливость, сдержанность. При этом обращалось внимание и на такие признаки, которые являются не существенными, но значимыми для юристов: внешний вид, который должен соответствовать атмосфере официальности, строгости; использование жестикуляции, которая не должна вызывать внутреннего дискомфорта у оппонента; высота тона голоса, который не должен раздражать слушателя; спокойная, уравновешенная речь, основанная на рациональном обосновании своей идеи, точки зрения; простое, равное взаимодействие с оппонентом, обеспечение уважения к его мыслям и доводам.

Важной составляющей нравственной зрелости юриста является его профессиональный этикет.

Этикет — можно определить как устойчивый порядок поведения, выражающий внешнее содержание принципов морали и состоящий из правил вежливого обхождения в обществе.

Другими словами, этикет означает совокупность устоявшихся правил поведения, касающихся внешнего проявления в отношениях к людям при выполнении юристом служебных полномочий, включающую в себя правила вежливого использования манер, формы обращения и приветствия.

Требования этикета в юридической деятельности приобретают особую значимость, поскольку являются строго регламентированным церемониалом, где определенные официальные формы поведения юриста не должны выходить за пределы жестко установленных рамок. Этикет выражается в системе правил учтивости, четко классифицирует правила обхождения с должностными лицами в соответствии с их рангом, поведения в различных кругах. Строгое соблюдение правил служебного этикета — важное условие не только высокой этической, но и эстетической культуры поведения юриста. К таким правилам можно отнести следующие: а) корректность, т.е. сдержанность в словах и манерах, а также исключение нелепых вопросов, чрезмерной настойчивости и т.д.; б) вежливое отношение к оппоненту, включающее внешнее проявление доброжелательности, уважительности, душевное расположение, обращение к нему по имени и отчеству; в) любезность (но не заискивание), нацеленное на проявление готовности оказать услугу оппоненту, если он в ней нуждается; г) точность в словах и делах, демонстрируемая в процессе взаимодействия юриста с любым из оппонентов; д) высокий уровень организованности, расчет и планирование всех своих действий и операций, рассчитанные на любые варианты и формы взаимодействия юриста с оппонентом.

Таким образом, мораль и нравственность наполняют правосудие и юридическую деятельность гуманистическим содержанием.

Вопросы для самоконтроля

 

1. Какие основополагающие качества личности были отражены в категории «мораль»?

2. Как соотносились ранее категории «этика» и «мораль»?

3. Что собой представляет такой феномен, как «нравственность»? 

4. Как в настоящее время соотносятся между собой такие феномены, как «мораль» и «нравственность»?

5. Какова структура морали?

6. Что собой представляет моральная деятельность?

7. Каково содержание категории «моральное сознание»?

8. Каково содержание категории «моральные отношения»?

9. Какова структура моральной нормы?

10. Какие функции выполняет мораль в обществе?

11. Что является объектом такой философской науки, как этика?

12. Кем были сформулированы основные положения этики?

13. Какими причинами было обусловлено появление элементов практической этики?

14. Какие объективные условия предопределили появление профессиональных этик?

15. Каково основное содержание категорий профессиональной этики?

16. Как можно определить профессиональную этику?

17. Каково содержание юридической этики?

18. Какие нравственные требования к юристу формирует юридическая этика?

19. Каковы пределы действия юридической этики?

20. Что собой представляют моральные кодексы для юристов разных специальностей?


Глава 14
Эстетика в жизни человека и общества

 

В результате изучения материала данной главы студент должен:



Знать

· объект, предмет, категории, основные законы эстетики как науки;

· содержание категорий «прекрасное», «совершенное», «безобразное»;

· содержание и этапы развития эстетики как науки;

· выдающихся представителей эстетической мысли;

· смысл эстетического идеала;

· эстетические аспекты в жизни и деятельности человека, в том числе и таких специалистов, как юристы;

уметь

· осмысливать суть прекрасного и безобразного в деятельности юриста;

· применять полученные знания для выявления совершенного в юридической практике;

· самостоятельно изучать и анализировать проблемы прекрасного и безобразного в юридической практике;

· анализировать возможности проявления эстетического идеала в юридической практике;

владеть

· навыками разрешения противоречий юридической практики на основе использования знаний эстетики;

· использования положений эстетики в выявлении сути и содержания правонарушений;

· определения мировоззренческой роли эстетических знаний в области юриспруденции и подготовки юристов, отвечающих требованиям современного этапа развития страны;

· использования эстетических знаний в аргументации и принятия квалифицированных решений в юридической деятельности;

· включения эстетических ценностей в формирование личности юриста.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 353.