Сущность ценностей и их классификация
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

После выделения аксиологии в самостоятельную область философских исследований появилось несколько типов концепций ценностей: натуралистический психологизм, трансцендентализм, персоналистический онтологизм, культурно-исторический релятивизм и социологизм.

Натуралистический психологизм сформировался в результате исследований А. Мейнонга, Р. Б. Перри, Дж. Дьюи, К. И. Льюиса и др. По их утверждениям, источник ценностей находится в биопсихологически интерпретированных потребностях человека. Сами же ценности могут быть эмпирически фиксированы как специфические факты наблюдаемой реальности. В рамках данного подхода используется феномен «стандартизации ценностей», т.е. к ценностям можно относить любые предметы, которые удовлетворяют потребности человека.

Концепция аксиологического трансцендентализма, созданная баденской школой неокантианства, трактует ценность как идеальное бытие нормы, соотносящееся не с эмпирическим, а с «чистым», трансцендентальным, или нормативным, сознанием. Будучи идеальными предметами, ценности не зависят от человеческих потребностей и желаний. В результате сторонники данной концепции ценностей становятся на позиции спирутализма, постулирующего сверхчеловеческий «логос». Как вариант, Н. Гартман для освобождения аксиологии от религиозных предпосылок обосновывает феномен независимого существования сферы ценностей.

Концепция персоналистического онтологизма сформировалась в недрах аксиологического трансцендентализма как способ обоснования существования ценностей вне реальности. Наиболее видный представитель данных воззрений Макс Шелер (1874—1928) утверждал, что реальность ценностного мира гарантирована «вневременной аксиологической серией в Боге», несовершенным отображением которой служит структура человеческой личности. Более того, сам тип личности определяется свойственной ей иерархией ценностей, которая и образует онтологическую основу личности. Согласно утверждениям М. Шелера ценность существует в личности и имеет определенную иерархию, нижнюю ступеньку в которой занимают ценности, связанные с удовлетворением чувственных желаний. Более высокие ценности — это образ прекрасного и познание. Высшей ценностью является святое и идея Бога.

Для культурно-исторического релятивизма, у истоков которого стоял В. Дильтей, характерна идея аксиологического плюрализма, под которым понималась множественность равноправных ценностных систем, опознающихся при помощи исторического метода. По существу данный подход означал критику попыток создания абсолютной, единственно правильной концепции ценностей, которая была бы абстрагирована от реального культурно-исторического контекста.

Интересным является тот факт, что многие последователи В. Дильтея, например О. Шпенглер, А. Дж. Тойнби, П. Сорокин и другие, раскрывали содержание ценностного смысла культур посредством интуитивистского подхода.

Что касается социологической концепции ценностей, родоначальником которой был Макс Вебер (1864—1920), то в ней ценность трактуется как норма, способ бытия которой является значимостью для субъекта. Данный подход М. Вебер применил для интерпретации социального действия и социального знания. В последующем позиция М. Вебера была развита. Так, у Ф. Знанецкого (1882—1958) и особенно в школе структурно-функционального анализа понятие «ценность» приобрело обобщенно-методологический смысл как средство выявления социальных связей и функционирования социальных институтов. По представлениям ученых, ценностью является любой предмет, который обладает поддающимся определению содержанием и значением для членов какой-либо социальной группы. Установки же являются субъективной ориентацией членов группы по отношению к ценности.

В материалистической философии к трактовке ценностей подходят с позиций их социально-исторической, экономической, духовной и диалектической обусловленности. Реальные ценности для человека, сообществ конкретны, историчны и обусловлены характером деятельности людей, уровнем развития общества и направленностью развития данных субъектов, они носят конкретно-исторический характер и для выявления их природы и сущности следует использовать диалектико-материалистический подход и такой критерий, как мера, который характеризует переход количественных показателей в качественные.

Ценность — это совокупность социальных и природных предметов (вещей, явлений, процессов, идей, знаний, образцов, моделей, стандартов и т.д.), которые обусловливают жизнедеятельность человека, общества в рамках меры соответствия объективных законов развития человека или общества и ожидаемых (планируемых) людьми целей, результатов.

Ценность появляется в результате сравнения, выраженного посредством умозаключения в определенном суждении, предметов реального мира (идеальных образов), которые могут и предопределяют развитие (прогрессивное или регрессивное) человека и сообщества, с теми, которые не могут, не способны или противоречат данному процессу. Это может происходить и часто происходит на уровне чувств, а не на уровне познанных законов развития, например, человеческого организма.

Ценности закрепляются в различных формах, например добра, если это относится к моральной деятельности, моральному поведению, отношению, сознанию, или в формах, отражающих содержание прекрасного, совершенного, если это относится к эстетической стороне общественного сознания и деятельности, в канонах конкретных религий, если это связано с конфессиональной жизнью человека и общества, в нормативных актах, регламентирующих общественные отношения с использование государственного принуждения, и т.д.

Другими словами, категория «ценность» отражает в качественном выражении степень соответствия, совпадения реального или мыслимого явления (вещей, процессов, мыслей и т.д.) потребностям, целям, устремлениям, планам, программам конкретной личности, сообщества, страны, партии и т.д., которые обусловливают процесс гармоничного и эффективного развития ранее перечисленных субъектов. Именно поэтому предметы реального мира, связи и взаимодействия между людьми приобретают признаки, которые переводят образцы, модели, стандарты человеческого бытия в разряд ценностей.

Ценности возникают, формируются и утверждаются в сознании конкретного человека на основе его реальной деятельности, взаимоотношений с природой и с себе подобными посредством определенного критерия, которым с позиций философского и общенаучного закона развития природы, общества, в том числе и личности, согласно закону взаимоперехода количественных изменений в качественные, является мера соответствия. Любым феноменам бытия как отдельного человека, так и общества можно придать статус ценности. Данный критерий раскрывает «предел», своеобразную «границу», за которыми изменение количества, т.е. содержания явлений, процессов, знаний, образований и т.д., влечет за собой изменение их качества или «переход» их в ценность.

Следует обратить внимание на тот факт, что данный критерий не только позволяет людям определять момент перехода феноменов бытия людей в ценность, но одновременно с этим моментом «внутренне» включается в ценность, преобразуя компоненты жизни людей в это качественное их свойство.

С одной стороны, данный критерий конкретен, а с другой — относителен, ибо для разных людей и сообществ он требует уточнения, «наполнения» количественным содержанием, так как реальные условия жизни человека и общества изменяются. Например, если взять такой компонент жизни человека как вода, то критерий перехода его в ценность для жителей средней полосы и пустыни будет различным по содержанию.

Содержательно отличным будет данный критерий и для такого компонента жизни людей, как право. Так, если этот компонент включен в жизнедеятельность общества с демократическим режимом, содержание критерия «мера соответствия» будет включать обширные количественные признаки, которые будут совсем другими, чем в стране, где имеет место тоталитаризм. теократическая монархия. Здесь с точки зрения теории государства и права смешиваются политический режим и форма правления. М.б. исправить?

Классифицировать ценность можно по разным основаниям. В контексте философского подхода в качестве такого основания можно использовать требования, заключенные в закономерных связях категорий «общее — особенное — единичное» (рис. 11.1), т.е. изначально по родовому признаку, потом по видовому и далее — по типическому. С учетом того, что ценность является феноменом социальным, предопределяется и обусловливается объективными закономерностями развития человека и общества, а в качестве ее сущностного признака-критерия выступает мера соответствия законам развития личности, общества, родовым ее «носителем» будут являться все предметы реального мира, а также духовные образования, которые соответствуют объективным закономерностям развития человека и общества.

 

Рис. 11.1. Вариант классификации ценностей

 

Так как все наши отношения отражены в формах общественного сознания, формы проявления ценностей можно классифицировать по формам общественного сознания. Такой подход позволяет выделить следующие формы ценностей: конфессиональные (религиозные); моральные (нравственные); правовые; политические; эстетические; экономические; экологические и т.д.

Виды ценностей непосредственно связаны с основными субъектами бытия социального: человеком и общностями людей. Они могут быть обусловлены такими показателями, как уровень воздействия ценностей на личность и на общество в целом; характер воздействия ценностей на социум.

Данные признаки раскрывают содержание взаимодействия личности с другими субъектами общественных отношений. Следовательно, по каждому из выделенных признаков, в конкретном роде ценностей можно будет выделить свои подвиды.

По уровню воздействия на процесс развития ценности могут быть классифицированы по следующим показателям: революционные, эволюционные, контрреволюционные.

По характеру воздействия ценности в каждом виде могут быть классифицированы по следующим результатам: вызывающие позитивное развитие; вызывающие негативное развитие.

Вызывающие позитивное развитие, или так называемые социально одобряемые изменения в личности и обществе, — это такие ценности, которые по характеру воздействия на социум или личность придают им нужную, в соответствии с законами развития, обусловленность и детерминацию. Их перечень достаточно обширен и включает в себя сверхинтеллектуальность, сверхмотивацию, счастливый случай, талантливость, гениальность, одаренность и т.д.

Негативные, или так называемые социально не одобряемые, ценности — это такие ценности, которые по своему характеру воздействия на социум или личность придают им ненужную, часто, может быть, даже прямо противоположную, в соответствии с законами развития, обусловленность и детерминацию. В контексте данного подхода их можно подразделить следующим образом. Во-первых, они могут быть сугубо личностного направления. Во-вторых, они могут, наряду с личностными негативными воздействиями, включать антисоциальное действие (протестующее, грубое), проявляющееся только дома во взаимоотношениях с родителями и родственниками, близкими. В-третьих, они могут характеризоваться сочетанием упорного антисоциального действия личности с нарушением социальных норм и со значительными нарушениями взаимоотношений с другими личностями. В-четвертых, они могут быть полностью антисоциальными.

Признанной и достаточно востребованной в научной литературе является классификация ценностей, разработанная В. П. Тугариновым[114]. Она содержит три ступени.

На первой ступени автор делит ценности на положительные и отрицательные в зависимости от характера их оценок. К первым он относит ценности, которые вызывают положительные эмоции и получают положительные оценки в рамках форм общественного сознания, ко вторым — те, которые вызывают отрицательные эмоции и получают отрицательные оценки .

На второй ступени, в зависимости от принадлежности ценностей к конкретным субъектам бытия, автор делит их на индивидуальные, групповые и общечеловеческие. Здесь все очевидно. К индивидуальным относятся те ценности, которые имеют значимость для одного человека (индивида), к групповым — те, которые имеют значимость для группы людей. Наконец, к общечеловеческим относятся те ценности, которые имеют значимость всего человечества.

На третьей ступени автор располагает ценности по их содержанию и по этому признаку делит их следующим образом:

ценности жизни, ибо они предопределены биологическим существованием человека, его физиологическим бытием;

ценности культуры, ибо они обусловлены результатами духовно-преобразовательной деятельности человека, созданием им «второй природы» своего бытия.

В свою очередь ценности жизни включают в себя следующие феномены: а) саму жизнь человека, ибо только ее наличие позволяет выявить другие ценности и пользоваться ими[115]; б) здоровье человека; в) труд как способ существования общества и основа формирования самого человека; г) смысл жизни как цель, которая придает этой жизни высшую ценность; д) счастье и ответственность быть личностью; е) общественная жизнь как форма и способ бытия человека; ж) мир как уровень отношений между людьми и форма ценностного бытия людей; з) любовь как высший уровень проявления человеческих чувств человека к человеку и к обществу, являющийся основой патриотизма и героизма; и) дружба как высшая форма коллективных взаимоотношений людей; к) материнство и отцовство как высшие формы проявления ответственности людей перед своим будущим.

Что касается ценностей культуры, то В. П. Тугаринов делит их на три подгруппы: 1) материальные ценности; 2) духовные ценности; 3) социально-политические ценности.

К материальным ценностям, или материальным благам, относятся предметы, удовлетворяющие материальные потребности людей и обладающие двумя важными свойствами: а) они дают основу реальной активности людей, жизнь; б) являются значимыми сами по себе, ибо без них не может быть жизни ни у человека, ни у общества.

К духовным ценностям относят те феномены реальной жизни, которые удовлетворяют потребности духовной жизни людей. Это достаточно полиаспектный феномен, который востребуется мышлением человека и одновременно развивает духовную жизнь общества: а) результаты духовного творчества людей; б) различные виды и формы этого творчества (литература, театр, мораль, религия и т.д.).

К социально-политическим ценностям ученый относит все то, что обслуживает потребности социальной и политической жизнедеятельности людей. В качестве таковых выступают: а) различные социальные институты (государство, семья, общественно-политические движения и т.д.); б) нормы общественной жизни (право, мораль, обычаи, традиции, уклад жизни и т.д.); в) идеи, обусловливающие устремления людей (свобода, равенство, братство, справедливость и т.д.).

Особенностью социально-политических ценностей является то, что они имеют отношение и к материальной, и к духовной жизни человека. Их отсутствие воспринимается людьми как насилие и над телом, и над духом. Им присущ двойственный характер. Они есть результат творчества и человека, и общества с его институтами.

Особое место в такой классификации ценностей автор отдает образованию, или просвещению, которое занимает промежуточное положение между духовными и социальными ценностями, хотя по роли в обществе является социальной ценностью, а по содержанию — духовной.

Есть в современной философской мысли и другие варианты классификации ценностей. Однако все имеющиеся подходы в той или иной степени уточняют или дополняют уже изложенные варианты.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 346.