Взаимообусловленность знаний и веры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Для раскрытия взаимообусловленности знаний и веры рассмотрим те феномены бытия человека и общества, которые отражает категория «вера», так как в предыдущих параграфах содержание категории «знание» было изучено. После этого можно выявить те единые компоненты для веры и знаний, которые выступают как связывающие их нити, а также рассмотреть влияния веры и знаний на человека и общество, на становление и развитие человека и общества (рис. 9.1).

 

Рис. 9.1. Трактовка веры в разных подходах

Обращая свой взор к бытию человека и общества, мы имеем основание утверждать, что вера как феномен, включенный в это бытие, — это очень сложное социально-психологическое образование, возникшее в жизни социоисторических организмов на определенном этапе их развития, когда активность людей и потенциал знаний находились в жестком противоречии. Можно с достаточным основанием утверждать, что вера — это такое социально-психологическое образование, которое имеет как объективные, так и субъективные детерминанты возникновения, становления, существования, а в некоторых случаях и развития.

В контексте комплексного и всестороннего подхода к изучению объектов социального, веру можно рассматривать с позиций психологии, религии, гносеологии.

Так, например, с позиций психологии вера — это своеобразный характер протекания психических процессов у человека, позволяющих ему ощущать и воспринимать мир таковым, какой он есть на самом деле. Вера — это своеобразное состояние чувств, эмоций человека, которые обеспечивают ему состояние уверенности в себе, устойчивости в сложных социальных ситуациях. Вера — это также своеобразный способ, средство мобилизации потенциальных возможностей человека, направленных на преодоление им противоречий, которые возникают у него в процессе жизнедеятельности. 

У каждого человека обязательно наличествует вера в некие компоненты приобретаемых им навыков, умений, которые позволяют ему достаточно комфортно чувствовать себя в коллективе, при выполнении каких-то операций и действий, при решении возникающих перед ним проблем.

На вере формируется и сопровождает человека чувство доверия как характеристика уровня отношений между людьми, когда они переходят в разряд партнерских и союзнических связей, когда в какой-то мере у человека исчезает чувство боязни за себя и своих близких, когда окружающие воспринимаются по критериям добра.

На вере базируется проявление активности человека, когда он попадает в проблемные ситуации и ищет способы и средства их разрешения.

Таким образом, вера, если рассматривать ее с точки зрения психологии — это своеобразный приобретаемый человеком атрибут его жизни, который является его добротной опорой и фактором, обеспечивающим его успех в различных бурях, сопровождающих нашу жизнь.

В религии вера занимает центральную мировоззренческую позицию и одновременно является психологической установкой. Обусловлено это тем, что верующий человек принимает определенные каноны как данность и их придерживается, ими руководствуется в повседневной жизни. Одновременно, у него наличествует личное доверие к высшей сущности как устроителю жизни, его спасителю, посылающему страдания и предъявляющему требования для блага самого верующего. Верующий, в повседневной жизни, непременно проявляет личную верность своему Богу.

Религиозная вера имеет огромные и разнообразные исторические формы. Верования и культы первобытных людей складывались постепенно. Первичной формой религии являлось поклонение природе. Первобытным народам было неведомо понятие «природа», поэтому предметом их поклонения являлась безличная природная сила, обозначаемая понятием «мана». Этот термин ученые позаимствовали у аборигенов Полинезии и Меланезии, которые так называли силу, управляющую природными процессами. Человек обладает маной, когда он счастлив, удачлив и демонстрирует какие-то успехи, например, как земледелец, воин или вождь. Мана посылается богами, что предполагает их обладание маной в первую очередь.

Однако ранней формой религиозных воззрений и формой веры следует считать тотемизм, т.е. веру в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя, род) и определенным видом животных или растений. Тотемизм являлся первой формой осознания единства человеческое коллектива и его связи с окружающим миром. Жизнь родового коллектива была теснейшим образом связана с определенными видами животных, на которых охотились его члены. Как предполагают ученые, это обстоятельство послужило основой для возникновения тотема (на языке североамериканских индейцев племени оджибве «ототем» — род его) — животного-предка или его символа, считавшегося покровителем рода.

Впоследствии в рамках тотемизма возникла целая система запретов, которые назывались табу. Они представляли собой важный механизм регулирования социальных отношений.

К ранним формам религии и веры относится и магия (лат. magia, от греч. μαγεία — колдовство), которая представляет собой возникшую у первобытных людей веру в возможность воздействовать на какие-либо естественные явления путем определенных символических действий (заговоров, заклинаний и т.д.).

Формой религиозных верований был и фетишизм (от португ. f eitico — сделанный), означающий почитание различных предметов, которые должны были приносить удачу и отводить опасности. Чаще всего предмет, который становился фетишем, выбирался методом проб и ошибок. Если после этого выбора человеку удавалось достичь успеха в практической деятельности, он считал, что в этом ему помог фетиш, и оставлял его себе. Если же его постигала какая-либо неудача, то фетиш выбрасывался, уничтожался или заменялся другим.

Говоря о ранних формах религии и веры, нельзя не упомянуть об анимизме (от лат. anima — душа) — вере в существование душ и духов. Как система устойчивых взглядов анимизм возник и развивался параллельно с тотемистскими представлениями. В отличие от тотемизма с его ориентацией на внутриродовое анимизм был более универсален и доступен широкому кругу людей.

Не изменили содержание веры национальные и мировые религии. В целом с позиций религии вера представляет собой некое ощущение сопричастности человека с высшей сущностью, сопровождаемое ожиданием помощи от нее в трудных для человека ситуациях, а также надеждой, что у человека все будет хорошо в «другой», неземной жизни.

С точки зрения гносеологии вера — это внутренняя убежденность субъекта познания, основанная на доверии к источнику информации или сведений, а также к средству, которое «усиливает» возможности человека в получении необходимой ему информации, в том, что принимаемая им информация, сведения являются истинными (достоверными) и не нуждаются в дополнительной их проверке.

Особенность жизни человека состоит в том, что значительное количество сведений, информации он воспринимает, руководствуется ими, но не подвергая проверке на истинность по каким-то критериям. Более того, часто используемые, таким образом полученные сведения и информация позволяют человеку достигать целей, поставленных ему кем-то или им самим, быстро и эффективно.

Практически невозможно представить жизнь современного общества, если бы каждый человек опытно проверял всю получаемую им информацию. В первую очередь для этого пришлось бы качественно изменить сложившуюся в мире систему образования, вносить коррективы в сформировавшуюся систему моральных и правовых отношений.

Вместе с тем вера, рассматриваемая с позиций психологии, религии и гносеологии, изначально содержит в себе черты и свойства, которые могут привнести в жизнь человека хаос, неадекватность действий в конкретных ситуациях, коренные изменения в сложившуюся систему социальных норм, а также способны преобразовать деятельность социальных институтов и организаций, если изначально все эти компоненты жизни человека и общества были основаны на научных знаниях.

Вера в конкретного политического деятеля, его заявления, принятие его информации без должной проверки может стоить людям потери своего статуса и определенности. Так, например, случилось с мировым сообществом и гражданами Ирака, когда европейские и американские СМИ заявляли о том, что политический режим в стране имеет и готов применить оружие массового уничтожения. На самом деле такого оружия у руководства Ирака не было. Однако в страну были введены иностранные войска.

В целом проблема соотношения веры и знания в социально-гуманитарной сфере существует и вытекает из значения этих феноменов как каждого в отдельности человека, так и для всех вместе, для общества в целом, во взаимодействии всех его структурных элементов. Данная проблема относится и к науке в целом, и к социально-гуманитарным наукам в частности.

Важными сторонами отношения веры и знаний в социальных и гуманитарных науках, в развитии человека и общества являются следующие проблемы:

— трудности определенного прогресса в обосновании истинности знаний;

— противоречия в определении границ человеческого познания, даже с точки зрения самого оптимистичного гностицизма;

— неоднозначные установки на цели, средства и способы образования и воспитания подрастающих поколений, а также на определяющие жизнь людей идеологемы, моральные, правовые, религиозные и научные формы их бытия;

— трудности в выявлении и обосновании смысла жизни человека и человечества;

— невозможность на современном этапе развития науки, общей культуру осуществить прогноз и предвидение будущего человека и человечества в целом.

В обозначенной проблематике исходным и основным пунктом, а также феноменом пересечения и концентрации проблем был и остается человек как основной социальный субъект деятельности и познания, носитель знания и веры.

Субъект познания, который одновременно является субъектом веры, не оторван от реальности и не может восприниматься вне социального бытия и общественных интересов, создаваемых в обществе ценностей и разрешаемых им же возникающих и наличествующих проблем. Напротив, вся познавательная деятельность субъекта, которая может осуществляться с акцентом на веру или знания, является составной, основополагающей частью его практики. В связи с этим о какой бы вере, и о каком бы типе знания не шла речь, они всегда связаны с человеческим бытием, с социальной эволюцией, качеством жизни конкретных людей в современности и с перспективами ее совершенствования.

Конечно, для того чтобы снять существующие коллизии в соотношении веры и знаний, следовало бы установить их онтологическую иерархичность. Однако выстроить однозначную онтологическую иерархичность веры и знания по отношению друг к другу не представляется возможным и, скорее всего, создать ее будет не совсем просто. Это связано со следующими обстоятельствами. С одной стороны, такая попытка будет обусловлена мировоззренческой позицией субъекта, что изначально привнесет в конечный результат компонент субъективизма. С другой стороны, цель исследования и ряд других исторических обстоятельств будут также обусловливать содержание конечного результата. Получается, что строгости в обосновании вывода вряд ли удастся достичь.

Тем не менее такая необходимость есть. Она обусловливается требованиями, возникающими в ходе освоения и преобразования природы субъектом, ходом эволюционных и революционных преобразований, которые происходят в обществе, процессами социализации человека, характером возникновения и действия социальных норм: моральных, правовых, политических, религиозных. Другими словами, такая необходимость предопределяется самой жизнью.

Отдельный человек и все человечество в своем развитии и повседневной деятельности не могут обойтись и без веры, и без знаний. Чем активнее субъект, тем больше знаний он получает и одновременно больше знаний ему для успешной деятельности требуется. Однако при этом полученные знания не позволяют человеку с достаточной точностью осуществить прогноз на будущее. Если бы он руководствовался в своей деятельности только знаниями, то должен был бы на определенном этапе своего развития эту деятельность остановить, а своей активности «приказать» уйти на покой. Вместе с тем одной из причин того, что такого не происходит, является вера человека в то, что будущее не принесет ему слишком серьезных неприятностей.

В процессе социализации, посредством субъективации человек формирует в себе свойство верить в лучшее, даже если, порой, видимых оснований для этого нет. Приобретаемый оптимизм, формируемая настроенность на позитив, на конструктивное восприятие мира выражается в основанной на опыте возможности благоприятных условий существования, желаемом разрешении сложных ситуаций и вере человека в свои возможности. Такой оптимизм оказывается важным фактором достижения поставленных целей, обнаружения новых познавательно-практических горизонтов, формулирования важных задач, обретения ранее недоступных и неизвестных ценностей.

В связи со сказанным получается, что смысл веры как «алгоритма» отношения человека к действительности меняется в зависимости от социально-практического контекста. Вера и знания соприкасаются в чувствах и сознании человека, а иногда диалектически взаимопроникают друг в друга при практически-преобразовательной деятельности человека.

Можно также утверждать, что в реальном бытии общества вера и знание могут быть распложены как на разных полюсах духовной жизни людей, так и находиться в тесном симбиозе, поддерживая активность людей и в значительной степени обеспечивая разрешение многих проблем.

Правомерно говорить о вере в возможность установить истину, в разум, в авторитет, в принципиальное развитие и взаимную связь фрагментов бытия, в неизбежность торжества социальной справедливости. В ХХ в. некоторых ученых и людей вообще отличала вера в возможность и необходимость победы человека над природой. Сейчас на этот счет торжествует определенный скептицизм.

В отношениях к вере у ученых в России таких резких поворотов, пожалуй, не было. Мыслители, как было и раньше, не «смешивают» веру как одно из необходимых состояний человека по отношению к окружающему миру, к самому себе, как один из способов восприятия бытия и религиозную веру в сверхъестественное существо, веру и знания.

Так, на соборных слушаниях, проходивших в Свято-Даниловом монастыре 18—20 марта 1998 г. под эгидой Всемирного русского народного собора с участием иерархов и священников Русской православной церкви, видных ученых, представителей Правительства РФ, это подтвердил академик Ю. С. Осипов. Он, в частности, обратил внимание на то, что необходимо отличать науку как рациональную познавательную деятельность от так называемого научного мировоззрения. Последнее, по мнению ученого, хотя и основывается на достижениях науки, включает в себя и веру, а в некоторой степени и религиозную культуру. Ю. С. Осипов считает, что эксцентрическое мировоззрение, претендующее на универсальность и заменяющее религию, не состоялось, в то время как наука, безусловно, состоялась.

В качестве еще одного примера оценки соотношения веры и знания можно привести позицию по этому поводу А. Эйнштейна, который предлагал свой вариант взгляда на взаимодействие различных форм восприятия человеком действительности. Мыслитель не отвергал религию, а тем более веру. По его мнению, нельзя себе представить ученого без глубокой веры в то, что правила, по которым существует мир, доступны разуму. Великий физик, бесконечно преданный науке, убежденный в огромных возможностях научного познания и его роли в жизни человека, тем не менее, ясно осознавал и ограниченность рационального осмысления реальности.

А. Эйнштейн считал, что наука может показать только, как различные процессы, явления, предметы реальности связаны между собой, как они обусловлены друг другом. Наука, по его мнению, позволяет получать людям сведения о предметах реального мира и о самом человеке, сформировать знание о сущем. Стремление к такому знанию ученый считал высшим из всех стремлений, на которые способен человек. Вместе с тем, такого рода знание, как полагал А. Эйнштейн, не приближает человека к открытию того, что должно быть, а именно знанию о должном. Разум не может объяснить смысл фундаментальных или, по убеждениям ученого, конечных целей. Дать ответы на эти вопросы может, как считал А. Эйнштейн, только религия, ведь главное предназначение индивида, видимо, состоит не в том, чтобы править кем-то, возвышаться над кем-то, а в том, чтобы служить людям, природе. Эти цели указывает или должна указывать религия.

Наука, как полагал А. Эйнштейн, может развиваться только теми, кто полностью впитал в себя стремление к цели и понимание истины. Однако это стремление возникло в религии. Ученый считал ошибочной концепцию Бога-личности, ибо здесь кроется главный узел противоречий между религией и наукой. Он признавал сильные стороны науки, но не отрицал значения ни религии, ни веры.

Важнейшая роль религии, по его мнению, состоит в том, чтобы освободить человека от рабства эгоцентричных устремлений, страхов. Образной квинтэссенцией взаимообусловленности науки и религии, по А. Эйнштейну, служит афоризм о том, что «наука без религии хрома, религия без науки слепа». Другими словами, знание и вера неразрывно связаны между собой. Они обеспечивают стабильность нравственных ценностей, познавательный процесс человека, целостное восприятие человеком природы и социокультурного пространства.

Вместе с тем некоторые ученые стоят строго на атеистических позициях. К их числу, например в России, можно отнести академика, лауреата Нобелевской премии В. П. Гинсбурга. Российский академик, лауреат Нобелевской премии, истинный патриот России Ж. И. Алферов акцентирует внимание общественности на первостепенной роли науки во всех позитивных достижениях человечества. Он не сомневается в том, что если нашей стране суждено быть великой державой, то она ею будет не благодаря ядерному оружию или западным инвестициям, не благодаря вере в Бога или в президента, а благодаря труду ее народа, вере в знания, в науку, благодаря сохранению и развитию научного потенциала и образования.

Так или иначе, было бы ошибкой «сужать» проблему взаимообусловленности веры и знания до противоречий между религией и наукой. Нельзя также взаимообусловленность веры и знания рассматривать в соотношении между религиозным и научным знанием. 

Вера имеет собственную ценность как убежденность в тех или иных информационных конструкциях, относящихся к самым разным сферам человеческой деятельности, но не связанных с собственным непосредственным практическим опытом субъекта и формирующих один из типов отношения человека к действительности. Она важна уже постольку, поскольку сыграла неоспоримую роль в развитии науки. История науки невозможна без этой веры.

Человек, каким бы гениальным и работоспособным он ни был, сколько бы ему ни было отпущено плодотворной жизни, не может постичь непосредственно, лично и небольшую часть информационного багажа, знания об окружающем мире, а тем более не в состоянии проверить все это знание на собственном опыте. Очень многое, особенно то, что выходит за рамки повседневной деятельности, за пределы достаточно узкого профессионального знания, нередко приходится принимать на веру, хотя далеко не всегда и не всеми это осознается. Сказанное справедливо и по отношению к деятельности и возможностям ученых.

Вера и знание — постоянно крепнущие и развивающиеся компоненты жизни любого человека и исследователя. Иначе не может быть. Иначе — деградация. Взаимообусловленность знания и веры — это условие динамичного устойчивого развития общества в настоящем и залог его совершенствования в будущем. Это необходимое условие позитивной жизни человечества в настоящем и жизни на Земле в будущем.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 288.