Знание и познание. Рациональное и иррациональное в познании
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Материалистический взгляд на историю развития человеческого сообщества, его трудовой деятельности позволяет утверждать, что процесс удовлетворения потребностей людей обусловливал возникновение различного вида и уровня противоречий, а необходимость их разрешения предопределили процесс познания, получение людьми знаний о природе, содержании видов деятельности, самом человеке, сообществах людей, их настоящем и будущем.

Человек обязан был постигать законы мира не ради простой любознательности, хотя она является существенным мотивом познания, но для практического преобразования природы, наиболее гармоничного устройства своей жизни и общностей людей в целом.

С развитием общественной практики, возникновением речи, изобретением письменности поиск знаний развивался, усложнялся и превращался в относительно самостоятельный процесс, который на определенном этапе развития общества стал относительно самостоятельным, напрямую не связанным с потребностями выживания человека, обеспечения его безопасности.

В практической деятельности человек был нацелен на то, чтобы использовать различные виды, формы и уровни знаний, благодаря которым человек и человечество достигли поразительных успехов. В определенном смысле знания коренным образом преобразовали условия и образ жизни людей. Они действительно оказались силой, причем весьма могущественной, в деятельности человека. Практически на каждом шагу жизни человек обращается к знаниям. В любой ситуации — желает ли овладеть природными силами или стремится установить наиболее разумные, совершенные отношения в обществе — он обязан изначально узнать сокровенные законы природы и сущность общественных явлений, а потом, в соответствии с познанными законами, принимать решения и действовать.

Однако что такое знание, в частности научное знание, и в силу каких особенностей оно способно оказывать столь мощное воздействие на жизнь людей? Чтобы ответить на этот, далеко не простой вопрос, рассмотрим, что представляет собой содержание понятий «знание» и «познание» (рис. 8.4).

 

Рис. 8.4. Философия о познании

Как свидетельствует история развития человека и общества, по своему происхождению, способам существования и функционирования знание является социальным феноменом. Другими словами, знания — продукты познавательной деятельности человека как социального существа, а также общественной практики.

Познание применительно к человеку — это процесс активного, целенаправленного отображения в мозгу человека объективного мира и его собственной природы.

Иначе говоря, это процесс накопления знаний, увеличение объема информации, необходимой человеку для его жизнедеятельности. Содержательно познание человека включает в себя три структурных, относительно самостоятельных процесса-компоненты: 1) живое созерцание; 2) абстрактное мышление; 3) практику.

Человек выступает в качестве субъекта познания, а все, на что направлены его органы чувств и мышление — объекты познания, которыми для человека могут быть фрагменты неживой и живой природы, социальные образования, сам человек и его мышление. Информацию о своих объектах человек получает с помощью органов чувств. Посредством чувственного отражения, с помощью психических процессов, которые могут развиваться, он познает отдельные черты и свойства исследуемых объектов. Осуществляется это в ощущениях, восприятиях, представлениях и закрепляется все в памяти.

Ощущение — простейший психический процесс отражения отдельных свойств предметов и внутренних состояний организма, возникающих при непосредственном воздействии материальных раздражителей на органы чувств человека.

Восприятие — это психический процесс отражения предметов и явлений объективного мира в целом, непосредственно воздействующих в данный момент на анализаторы человека.

Представление — это психический процесс наглядного и обобщенного воссоздания образов тех предметов и явлений или отдельных их свойств, которые ранее воздействовали на органы чувств человека.

Чувственное отражение, чувственный уровень познания, является основой последующего развития знаний человеком, позволяет ему формировать свой интеллект и позволяет в дальнейшем на основе личного опыта и общественной практики познавать законы мира, сущность предметов. Для этого человек использует абстрактное мышление, или рациональный уровень познания.

Абстрактное, или рациональное, мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное. Люди всегда рассуждают, стараясь из уже имеющихся у них знаний извлечь новые. Знания, полученные таким образом, называются выводными. Процесс образования выводных знаний, естественно, подчиняется определенным законам, как и все явления в мире.

Если поднять уровень обобщений от отдельного человека к общностям, то можно считать, что подлинным субъектом познания является все человечество, все составляющие его народы. Каждый народ формирует определенное направление культуры, в рамках которой складываются ценности, нормы, общественная психология. Из века в век накапливаются сведения о явлениях природы, свойствах растений, поведении животных, формах сосуществования людей, связывающей их морали и т.д. Постепенно складываются общности людей, профессионально занимающихся познанием, зарождается наука как система знаний и как система деятельности по «производству» и развитию этих знаний.

Объект в его отношении к субъекту — это уже не просто реальность сама по себе, вне ее отношения к субъекту и его сознанию, а такая реальность, которая находится с ним в деятельностных отношениях и стала фактом осознания. В наиболее полной мере это относится к человеческому обществу.

Что касается объекта познания для юристов, то он представляет сложное образование, которое включает в себя следующее:

— общие закономерности возникновения, становления, функционирования и развития права как социального феномена государства, нормативных актов, издаваемых государственной властью;

— связи и взаимодействия элементов права, закона, подзаконных актов, а также отношения, возникающие между гражданами страны в процессе их совместной деятельности;

— условия и факторы, которые обусловливают возникновение и развитие конкретных компонентов права, законов и подзаконных актов;

— элементы права, закона, которые являются относительно устойчивыми образованиями и имеют внутреннюю возможность к взаимодействию с моралью, обычаями, традициями, религиозными канонами и другими социальными нормами;

— механизм возникновения субъективного права, формирования законов и подзаконных актов, процесс их дифференциации и интеграции;

— взаимосвязь, взаимообусловленность права, закона, человека, социоисторического организма, государства в истории и развитии.

Объект познания для юристов — это общие закономерности возникновения, становления, развития и функционирования нормативных актов, самого права как цельного и одновременно сложного социального образования, причины и источники развития права, формирования законов.

Как видим, объект познания для юристов является, по сути, сложным социальным образованием, конструктом, созданным людьми. Следовательно, сам процесс познания таких объектов будет начинаться не с неразвитого анализа, а с неразвитого синтеза, а это требует самостоятельного исследования содержания и структуры познания юристов, методов и средств этого познания, критериев истинности получаемых при этом знаний, места и роли права, закона в жизни человека и общества.

Познание и самопознание отчетливо проявляют деятельностную сущность человека. Познание позволяет правильно осознать назревшие объективные потребности человечества не только в его отношениях с природой, но и превратить осознание потребностей в ценностно обоснованные мотивы, сформулировать цели, т.е. соединить объективное знание с необходимым уровнем самосознания человека и человечества.

Ведущую роль в развитии познания играет человеческая практика. Под практикой понимается, прежде всего, материальная чувственно-предметная целенаправленная деятельность людей, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая основу развития человеческого общества.

В практике сохраняется опыт всего предшествовавшего развития человечества. Как по своему содержанию, так и по способу осуществления практика носит общественный характер. Современная практика есть результат всемирной истории, выражающей бесконечно разнообразные взаимоотношения людей с природой и друг с другом в процессе материального и духовного производства. (См.: Рис. 8.5).

Рис. 8.5. Обусловленность истины практикой

 

Практика находится в противоречивом единстве с познавательной деятельностью. Она, прежде всего, является источником, основой познания, его движущей силой, предоставляет познанию необходимый фактический материал, подлежащий осмыслению и теоретической обработке. Практика «питает» познание, но не дает ему далеко оторваться от реальной жизни. Она является способом приложения знаний и в этом смысле предстает как цель познания, ведь знания имеют реальный смысл лишь в том случае, если они воплощаются в жизни. Таким образом, практика — это и арена применения «силы знания», ибо конечной целью познания являются не знания сами по себе, а практическое преобразование действительности для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества. Наконец, практика служит критерием, мерилом истинности результатов познания. Только те знания, которые реализованы на практике, могут претендовать на достоверность, истинность.

Говоря о содержании знаний, можно утверждать, что в первом приближении они представляют собой субъективные образы действительности в сознании человека, а также осмысленные навыки, умения преобразовывать эти образы, оперировать ими в соответствии с решаемыми задачами. Знания обусловливают проявление активности человека, границы допустимого, а также характер его деятельности.

Исходным компонентом знаний, их природной основой для человека были и остаются сигналы, которые он фиксирует с помощью органов чувств. С возникновением языка эти сигналы приобретают различные формы: информации, сведений и т.д. Потом информация об исследуемой предметной области человеком фиксируется, кодируется, проверяется, закрепляется в различных видах знаков, распространяется, утверждается в сознании других людей, социальных нормах, прогнозах, программах и планах деятельности как отдельного человека, так и разных сообществ.

Знания могут существовать в различном виде, в различном качественном наполнении, выполнять разные функции, иметь неодинаковые судьбы своего бытия и времени существования. Однако они всегда будут оставаться результатом активного отношения человека к природе, себе подобным и самому себе, результатом активности социального существа и общественной жизни человека.

Знание — это система информации, определенным способом полученная, упорядоченная в соответствии с выбранными признаками, оформленная соответствующим набором знаков, имеющая определенную социальную ценность и признаваемая в качестве знаний соответствующими социальными институтами и, возможно, обществом в целом.

Если речь идет о конкретном человеке, то его знание — это информация, сведения, полученные, переработанные им на основе личного опыта или общественной практики и служащие регулятивами в его практически-преобразовательной деятельности.

Полученные знания человечество реализует в создании второй природы — искусственной среды обитания человека, в формулировании целей своей деятельности, в конструировании системы технико-технологических средств деятельности человека и формировании способов достижения поставленных целей.

История развития человечества свидетельствует, что знания раскрывают деятельностную сущность человека. Они позволяют правильно осознавать назревшие объективные противоречия человечества как в его отношениях с природой, так и в общественных отношениях. Знания являются основой и условием формирования высокообразованных и воспитанных людей, способных построить нравственно зрелое общество, сделать нашу жизнь прекрасной и счастливой.

Классификацию знаний можно осуществлять по нескольким основаниям, выделяя различные уровни, аспекты, направления, виды и типы знания. Так, если взять за основу критерий отражения в знаниях качественных признаков природы изучаемого предмета, а также закрепления этих знаний в знаковой системе конкретной науки, можно выделить научные и ненаучные знания.

Научные знания — это уровень системы информации об изучаемом предмете, которая на языке конкретной науки отражает его природу, может быть проверена и всегда служит этапом в дальнейшем раскрытии сущности исследуемого предмета.

Научным знаниям присущи следующие признаки: 

— они возникают на определенном этапе накопления количественных изменений в начальном качестве знаний;

— выражаются понятиями и категориями конкретных наук, языком науки;

— всегда проверяемы общественной практикой;

— всегда являются составной частью более качественных знаний, т.е. всегда входят в новые теоретические конструкты;

— опровергаемы.

Применительно к субъекту познания и носителю знаний научные знания формируются в контексте следующих связей: а) «чувственное — рациональное», где первое базируется на возможностях органов чувств человека как субъекта познания, второе — на его мыслительных операциях; б) «эмпирическое — теоретическое», где первое и второе обусловливаются характером и содержанием средств и способов рационального осмысления субъектом познания изучаемой им предметной области.

Правда, придание знаниям статуса эмпирического и теоретического во многом обусловлено спецификой научной деятельности исследователей. Например, никто не станет отрицать, что аналитика возможна абсолютно без опыта. Однако теоретизирование возможно только при наличии эмпирических данных. В то же время эмпирические исследования без аналитики, без теоретических обобщений теряют системность, саму цель.

Ненаучные знания — это знания, которые не соответствуют критериям научности, но используются человеком в рамках традиций, обычаев, сложившегося уклада жизни, утвердившейся в нем веры.

По такому критерию, как степень отражения сущности предмета исследования, научные знания классифицируются как истинные и ложные. Истинные знания адекватно отражают предмет познания, а ложные, вместо сущности предмета, отражают видимость этой сущности.

Сущность предмета исследования — это его качественность, определенность, то, что есть предмет на самом деле.

Научные знания, в отличие от других видов — веры, мнений, предположений и т.д., — всегда отражают тот или иной уровень сущности предмета.

Возвращаясь к процессу познания, посредством которого человек и получает знания, следует отметить, что наряду с рациональным познанием, которое мы рассмотрели, существует и иррациональное познание. Например, М. Хайдеггер считал, что иррациональное познание можно выделять как отдельный от рационального, «автономный» вид познания, поскольку иррационализм является не осмыслившей себя рациональностью. Следует заметить, что иррационализм проповедует два положения. Во-первых, он отрицает или ограничивает возможности разума в познании мира, во-вторых, отвергает или снижает степень разумности порядков мира.

Представители иррационализма подтверждают свои воззрения примерами из деятельности исследователей, которые свидетельствует о том, что формальной логики для разрешения научных проблем во многих случаях недостаточно. Важную роль в этом процессе играет интуиция, дающая познанию новый импульс в поиске искомого.

Конечно, следует признать, что интуиция — удивительный феномен для отдельных исследователей, их безусловная способность непосредственно, прямо формулировать знания об исследуемом объекте, минуя процесс рационального обоснования и доказательства. Интуитивное познание, если обратиться к примерам, обладает следующими чертами: а) неожиданность, внезапность разрешения проблемы; б) неосознанность путей и средств ее решения; в) непосредственное постижение истины на сущностном уровне объектов.

Иначе говоря, интуиция есть внезапное озарение. Ее чаще всего понимают как нерасчлененный акт познания и не видят ничего недостойного в том, чтобы этот акт подвергнуть тщательному осмыслению.

Первое, что можно сказать об интуиции, — это то, что интуитивное познание позволяет получить истинное знание не непосредственно, в результате проведения большого количества опытов или построения системы логических заключений, а, как правило, неосознанно, в форме «готового» утверждения или тезиса. Происходит нечто похожее на озарение, достаточно внезапно возникает ответ на какой-либо вопрос.

Во-вторых, трудно исключить тот факт, что исследователи, которых озаряла интуиция, до этого очень долго и упорно искали подходы к выявлению сущности и природы интересующей их проблемы, т.е. такого рода озарения не возникали из «ничего». Как правило, внезапному возникновению ответа на вопрос предшествует длительное обдумывание данной проблемы, проведение экспериментов по ней или в смежных областях. Так или иначе, накапливается информация, которая до определенного момента не складывается в готовый ответ, схему, «картинку». Решение зреет незаметно и приходит неожиданно, иногда во сне, когда сознание определенным образом «раскрепощено», как это было, например, с Д. И. Менделеевым.

В-третьих, интуиция подразделяется на несколько видов, прежде всего в зависимости от специфики деятельности субъекта. Особенности форм материальной практической деятельности и духовного производства определяют особенности интуиции у разных профессий: юриста, агронома, врача, воина, инженера, ученого, художника.

В-четвертых, интуиция выступает как творческий специфический процесс, предполагающий взаимодействие чувственных образов и абстрактных понятий, содержание которых не выводится путем простого синтеза предшествующих восприятий или посредством только логического оперирования имеющимися понятиями. Творчество всегда является единством логически осознанного, рационального и неосознанного, иррационального.

В-пятых, в процессе интуитивного разрешения проблемы также принимает участие эстетический фактор. Другими словами, в интуиции конкретного исследователя всегда есть место проявлению развитых у него чувств прекрасного, совершенного.

Кроме интуиции в гносеологии — разделе философии, который изучает познание — немало внимания уделяется такому способу освоения мира человеком, как постижение, которому также свойственна иррациональная составляющая в раскрытии природы изучаемого объекта, более произвольный характер обобщений, особенно если это относится к такой области бытия человека, как религия. В данной сфере бытия трудно провести опыт, что-то рационально раскрыть. Здесь можно только постичь смысл веры и тех канонов, которые человек намерен соблюдать.

Ряд иррациональных аспектов познания присутствует в рамках искусства, эзотерических учений, обыденной жизни.

Вместе с тем во всех формах познания существует схожая структура познавательного процесса, которая определяется интересами человека. Так, в рамках юридической деятельности требуется основывать свои практические действия на логике чувственного и рационального этапов познавательной деятельности с опорой на практику. Для этого следует точно соблюдать требования научного познания и руководствоваться наиболее проверенными критериями выявления истинных знаний.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 335.