Происхождение и сущность сознания. Отражение и сознание
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Многоплановость сознания делает его предметом изучения многих наук. Для философии главными являются вопросы сущности сознания, его происхождения, роли в жизни человека и в общественном развитии. Осуществляя поиски ответа на эти вопросы, представители разных философских партий, разных эпох создавали свои, соответствующие времени и партийной принадлежности, концепции его происхождения, его природы (рис. 8.1).

 

Рис. 8.1. Философские партии о происхождении сознания

 

Так, мыслители древности говорили, прежде всего, о душе, которой приписывали, с одной стороны, связь с неким высшим идеальным началом, а с другой — способность к переживаниям, отражению действительности, восприятию и хранению информации, управлению телом.

Представители античной философии акцентировали внимание на разуме, содержание которого образно представляли печатью на воске. Что касается души, то она, по их мнению, могла принадлежать не только человеку, но и животным, деревьям, скалам и т.д. В размышлениях о космосе мыслители античности видели человека с его сознанием и душой. Сократ, позднее Платон выделили в человеческой душе три уровня: рассудительность, вожделение, пыл.

Средневековая философия настаивала на прямой связи человеческой души и Божественной активности. В материальное тело Бог помещает душу, и этим завершается сотворение не только человека, но и мира в целом. Таким образом, душа связывается с Богом, надмировой сущностью, которая существует до природы и творит ее из ничего. Вместе с тем в недрах христианства возникла идея спонтанной активности души, причем в понятие «душа» включалось и сознание. А. Августин утверждал, что все знание заложено в душе, которая живет и движется в Боге, и основанием истинности этого знания является внутренний опыт. Уже для Ф. Аквинского внутренний опыт — это средство самоуглубления и общения с Всевышним в форме сознательного разума.

Материалистический подход к происхождению сознания и его природе в это время развивали мыслители Ибн Сина и И. Дунс Скот. Они считали, что сознание возникает из «мыслящей материи» и «познание состоит в отображении образа познания познающим субъектом».

Эпоха Возрождения внесла в отношение к сознанию новые традиции, которые еще более утвердились в Новое время. Наибольшее влияние на разработку проблемы сознания в этот период оказал Р. Декарт. Он рассматривал сознание как внутреннее созерцание субъектом содержания собственного внутреннего мира, как непосредственную субстанцию, открытую лишь для созерцающего ее субъекта и противостоящую миру.

В это время возрастает скептицизм в отношении противоречивой мифологической составляющей религиозных учений. Все больше утверждаются материалистические позиции, естественно-научное представление о мире и сознании. Особенно этот процесс усиливается в эпоху Просвещения. Место высшей идеальной сущности все чаще занимает природа. Существование души некоторыми учеными, например Ж. Ламетри, вообще ставится под сомнение. Сознание для многих мыслителей оказывается результатом развития материи, функцией мозга.

Важным шагом в понимании сознания стало выделение в нем социальной составляющей, а также появление представления об общественном сознании. Этому способствовала работы представителей немецкой классической философии. Стала очевидной связь развития культуры и индивидуального сознания. Развивая гегелевскую диалектику, К. Маркс и Ф. Энгельс пришли к выводу об обусловленности сознания общественной практикой, социальным развитием. Сознание стало пониматься как осознанное материальное бытие. Были выделены две важнейших группы факторов, формирующих сознание: биологические и социальные.

Однако в Новейшее время наряду с рационально-материалистическими воззрениями на природу сознания формировались и иррациональные взгляды, в которых такие свойства человеческого организма, как переживания, чувства позиционировались в качестве определяющего начала всего сущего, в том числе и жизни отдельного человека.

На рубеже XIX и XX вв. наметился устойчивый интерес к содержанию сознания. Больших успехов в его изучении добились представители философской школы психоанализа. З. Фрейд и его последователи обосновали следующие компоненты и уровни сознания: а) подсознание — область инстинктов, страстей, неосознанных влечений, желаний; б) собственно сознание — способность человека осознавать себя, выделять из окружающего мира, контролировать свои действия; в) сверхсознание (суперэго, или сверх-я) — часть сознания, формируемая и контролируемая социальными нормами, традициями, общественным мнением и т.д.

Диалектический материализм связывает рассматривает или связывает? происхождение сознания со свойствами находящейся в постоянном развитии материи. В первую очередь речь идет о таком ее свойстве, как отражение. Очевидно, что если материальный мир, находящийся в единстве и взаимосвязи, движется и развивается, то материальные компоненты этого мира сталкиваются друг с другом и сохраняют «следы взаимодействия». (См.: Рис. 8.2.)

 

Рис. 8.2. Содержание отражения

 

Отражение — способность материальных компонентов сохранять в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных компонентов реального мира и характер этого взаимодействия.

Естественные науки выделяют различные виды отражения. Так, в неживой природе различают механическое, физическое и химическое отражения. В живой природе речь может идти о раздражимости, психических процессах, психических состояниях, психических образованиях. По «вертикальной» иерархии каждая форма материи имеет свой вид отражения. Значит, чем выше по уровню организации стоит форма движения материи, тем выше и уровень отражения. Высшим, на данном этапе развития науки и общественной практики, признается отражение, которое присуще высшей форме организации материи — мозгу. Этим отражением является сознание.

Однако было бы неверным сводить процесс возникновения сознания у человека только к эволюции видов и форм отражения. Конечно, в процессе эволюции у живых организмов формировались специальные подсистемы, выполняющие функцию фиксации воздействий по их качеству, интенсивности. Появились чувствительные участки тела, мембраны, сетчатка и другие, а также центры, куда поступают сигналы о воздействии, и каналы, по которым они поступают — нервная система. Организм животных приобретал «алгоритм» действий в стандартной ситуации, и сформировались безусловные рефлексы. У наиболее развитых животных появилась способность приспосабливаться к различным внешним изменениям. Развивались структуры, обеспечивающие возможность формирования условных рефлексов. При этом усложнялись и органы чувств, и центры концентрации информации о воздействиях, об изменении внешних условий и состоянии самого организма. Появился головной мозг, который, в дальнейшем своем развитии обеспечил «хранение» сигналов воздействия на органы чувств в виде образов. Произошло формирование такого психического процесса, как память. Далее изменялись формы и способы бытия высшего этапа развития животного мира. Появилась совершенно новая, качественно отличающаяся от собственно животного форма бытия. Животные стали не просто приспосабливаться к изменяющимся условиям обитания, но в определенной степени смогли изменять среду своей жизни. Важным этапом в этом процессе стал выбор из природных материалов средств, усиливающих их возможности, применение этих средств как орудий их активности, а затем и изготовление орудий. Все это осуществлялось во взаимодействии с себе подобными, что не могло не обусловливать возникновение между ними противоречий, которые стимулировали среди них как естественный отбор, так и развитие качественно новых свойств их мозга. В относительно самостоятельном сосуществовании первых общностей, в их связях с неживой и живой природой настоятельно требовались способности создания образов будущих результатов бытия, целеполагания и передачи этого образа «своим». В первую очередь такое качество мозга обеспечивало выживание, безопасность данных общностей, и в этом процессе не могла не возникнуть такая качественно новая форма взаимодействия, как речь. Появление речи стало определяющим фактором в возникновении у «прачеловека» такого качественного свойства мозга, как сознание. (См.: Рис. 8.3.)

Рис. 8.3. Сущность и структура  сознания

 

Сознаниеэто свойство высокоорганизованной материи, человеческого мозга, связанное с речью и заключающееся в способности отражать объективную реальность в идеальных формах.

Под сознанием в функциональном смысле слова понимается человеческая способность идеального (психического) отображения действительности. В содержательном смысле, объективные свойства окружающих человека предметов отображаются в субъективном содержании его психической жизни. Кроме того, в сознание включаются и специфические социально-психологические механизмы такого отображения на разных его уровнях. Сознание, в котором осуществляются воспроизведение объективной реальности, ее прогнозирование, планирование практических действий, принятие решений, целеполагание, предполагает и эмоциональную оценку действительности.

Сознание — социальное явление, выступающее не просто как психическое отражение, элементы которого присущи и животным, а как высшая форма психического отображения действительности общественно развитым человеком. Существование и развитие общества невозможно без адекватного отображения и конструктивно-творческого преобразования внешнего мира, выделения человечеством себя из окружающей среды.

Значит, сущность сознания заключена в его способности отражать объективную реальность, в том числе и самое себя в идеальных образах, вербализованных в конкретном языке.

Сознание невозможно без стихийно сложившегося языка, человеческой речи.

Язык — это исторически сложившаяся непротиворечивая система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления, предназначенная для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире, являющаяся средством общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе

Язык представляет собой основу культуры и является общественным достоянием. Посредством языка мысли, эмоции отдельных людей превращаются из их личного достояния в социальное, в духовное богатство всего общества. Благодаря языку человек воспринимает мир не только своими органами чувств и думает не только своим мозгом, а органами чувств и мозгом всех людей, опыт которых он воспринял с помощью языка. Отображая в себе интеллектуально-духовные ценности, язык выполняет роль материальной формы их сохранения и передачи последующим поколениям. В функции общения язык реализуется в речи.

Речь можно трактовать как исторически сложившуюся форму общения посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил.

В речи, если она монологична, осуществляется формирование и формулирование мыслей языковыми средствами, Этот процесс может дополняться мимикой, жестами, которые способны усилить эффект мысли, заключенной в слове, образным ее обрамлением. Если же речь включена в диалог, то изначально происходит понимание мысли, передаваемой говорящим своему оппоненту, осмысление мысли этим оппонентом, а потом выражение им своей мысли.

Анализируя структуру сознания, философия выделяет несколько его сфер: эмоциональную, ценностно-мотивационную, телесно-чувственную, логико-понятийную.

Эмоциональная компонента сознания — личностные, субъективно-психологические переживания, воспоминания, предчувствия по поводу ситуаций и событий, с которыми сталкивается или может столкнуться человек. Сюда включаются инстинктивно-аффектные состояния (неотчетливые переживания, предчувствия, смутные видения, галлюцинации, стрессы); сильные эмоциональные чувства (гнев, страх, восторг и т.д.); чувства, выражающие осознанные отношения (наслаждение, отвращение, любовь, ненависть, симпатия, антипатия и т.д.).

Ценностно-мотивационная, или ценностно-смысловая, компонента сознания отображает высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности, а также способности к их формированию в виде фантазии, продуктивного воображения и интуиции различных видов. Целью этой сферы сознания являются такие ценности, как красота, правда и справедливость. Вместе они образуют единую ценностно-эмоциональную составляющую сознания. В этой компоненте находит свое выражение природа человеческой личности; в ее контексте реализуются продукты творческой самореализации личности в виде художественных и философско-религиозных текстов, произведений музыки, живописи, архитектуры и т.д.

К телесно-чувственной компоненте сознания относятся ощущения, восприятия, конкретные представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире, своем собственном теле, его взаимоотношениях с другими объектами. Главной целью и регулятивом бытия этой сферы сознания является полезность, целесообразность поведения человеческого тела в мире окружающих его природных, социальных и человеческих феноменов, явлений.

С помощью логико-понятийных компонентов сознания, мышления, человек выходит за пределы поверхностного, непосредственно чувственного восприятия объекта в более глубокие, сущностные его «уровни». Это сфера общих понятий, мыслительных операций, логических доказательств. Исходными формами логического познания являются понятия, суждения, умозаключения. В науке они интегрируются в научные факты, гипотезы, теории. Главной целью и регулятивом логико-понятийной сферы сознания является истина.

В философской и психологической литературе, раскрывающей содержание сознания, различают понятия «рассудок» и «разум». Под рассудком понимают «низший» уровень логического понимания. Считается, что это скорее житейское, расчетливое мышление, близкое к чувственной конкретности и ориентированное на практическую пользу. Большинство представлений, понятий повседневной жизни состоит из того, что именуется рассудком или здравым смыслом.

Разум — высшая ступень логического понимания, теоретическое сознание, осмысленно оперирующее методами мышления, ориентирующееся на наиболее полное и глубокое познание истины.

На уровне разума происходит осознание ценностей, интересов субъекта и закономерностей объективного мира. Разум позволяет проникнуть в глубинную сущность изучаемых предметов, познать их природу, осуществить прогнозирование развития объектов исследования, эффективно включить их в сознательную деятельность человека, осуществить самосознание личности.

Изучение сознания предполагает также рассмотрение самосознания. Обращение философов к самосознанию как особой сфере субъективного мира начиналось с Сократа, с его посылки «Познай самого себя». Сократ одним из первых философов понял, что осознание окружающего человека мира остается неполноценным без осознания самого себя, своего внутреннего духовного мира. Ведь самосознание есть составная часть сознания, а значит, при самосознании человек превращает в объект познания самого себя, собственные представления, мысли, чувства, переживания, волевые импульсы, интересы, цели, поведение, действия, положение в коллективе, семье, обществе и т.д. Самосознание предполагает определенное отношение к себе, самооценку своих качеств и состояний, возможностей, физических и духовных сил. Самооценка — это атрибутивное качество любого человека, ибо он есть самооценивающее существо. Верная самооценка, без которой трудно или даже невозможно определиться в жизни, поддерживает достоинство человека. Так, адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту с собой.

Сознание, разум, самосознание — уникальные черты человека, делающие его качественно особым существом Вселенной, позволяющие ему реализовать такое существование, которое основано на целеполагающей деятельности. 

Однако философский подход к рассмотрению сознания предполагает осмысление и таких феноменов, как бессознательное и неосознанное. Обусловлено это тем, что общественная практика предоставляла и предоставляет свидетельства того, что человек не только рационально мыслящее существо, но и содержащее нечто, что существует за пределами сознательного. В связи с этим, начиная с Нового времени, в учениях о человеке стал изучаться феномен бессознательного.

Бессознательное — совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в конкретный момент, контролю со стороны сознания.

Бессознательными, в частности, являются сновидения, гипнотические состояния, невменяемость и т.д. К сфере бессознательного относят инстинкты, от которых человек как биологическое существо не свободен и которые могут порождать у человека подсознательные желания, эмоции, волевые импульсы, имеющие способность позже попадать в сферу сознания. Не следует игнорировать роль полового и пищевого инстинктов в жизни человека и общества в целом.

Очевидно, что однозначной границы между сознательным, бессознательным и подсознательным не существует. Так называемые автоматизмы и интуиция могут зарождаться с помощью сознания, но потом погружаться в сферу неосознанного. Автоматизмы — достаточно сложные действия человека, которые первоначально находятся под контролем сознания, но в результате длительной тренировки и многократного повторения приобретают неосознанный, подсознательный характер, выходят из-под контроля. К ним, например, можно отнести навыки вождения автомобиля, игры на музыкальных инструментах, пользование телефоном и т.д.

Неосознанное, или подсознательное — это такие психические процессы, которые не достигают уровня сознания, но обусловливают достаточно рациональные проявления активности человека на уровне автоматизмов.

Благодаря их включению в деятельность человека увеличиваются возможности сознания в подготовке и принятии квалифицированных решений.

Взаимосвязь сознательного и бессознательного одним из первых в истории науки пытался решить австрийский невропатолог, психиатр и психолог З. Фрейд, который, опираясь на многочисленные эксперименты, пришел к выводу о существенно важной роли бессознательного в функционировании психики и социальной жизни человека.

Сознательное и бессознательное являются двумя относительно самостоятельными сторонами психической деятельности человека. Между ними довольно часты противоречия, порой конфликты, но они взаимосвязаны, взаимодействуют между собой и способны достигать гармоничного единства. В бессознательном заключены богатые возможность для рационализации человеческой жизнедеятельности, в особенности это касается творческой активности субъекта. Сознание, «питая» и в значительной мере формируя неосознанное, во многом способно его контролировать, а также определять общую стратегию поведения человека. Однако в поведение последнего всегда остается место и бессознательному. Более того, бессознательное в человеке может в определенном смысле социализироваться, ибо оно биосоциально по своей природе.

Что касается возможностей сознания, то оно выполняет ряд важных и значимых для деятельности человека функций, к которым можно отнести следующие: отражательно-познавательную, преобразовательную, ориентационно-регулятивную, функцию аккумулирования знаний, аксиологическую, коммуникативную, управления и др.

Содержание отражательно-познавательной функции сознания состоит в том, что она осуществляет обобщение сигналов, информации о предметах реального мира и о самом человеке в форме идеальных образов, в которых отражаются основные черты и свойства реального мира, знание о нем.

Известный тезис К. Маркса о том, что сознание не только отражает, но и творит мир, раскрывает преобразовательную функцию сознания. Уже в процессе отражения в сознании формируется образ того предмета, который будет создан для того, чтобы удовлетворить потребность человека или сообщества людей. Таким образом, в изменении предметов своей деятельности, а не в природе как таковой присутствует естественная основа развития сознания. Правда, преобразовательную функцию сознания можно рассматривать не только как выходящую во внешнее бытие, но и как обращенную на себя, на самопреобразование.

Важной является и ориентационно-регулятивная функция сознания, включающая в себя подготовку и принятие решений, обусловливающих конкретные направления, пути, формы и приемы практически-преобразовательной деятельности человека.

Сознание человека осуществляет и накопление, аккумулирование знаний о мире и человеке. В сознании отдельного индивида собираются и хранятся знания, полученные из непосредственного, личного опыта, а также добытые современниками или предшествующими поколениями людей. Эти знания становятся основой для добывания новых знаний, осуществления практических действий.

Однако их реализация возможна лишь благодаря тому, что сознание выполняет еще одну важную функцию — оценочную, или аксиологическую. Человек в процессе своей деятельности непрерывно соотносит, соизмеряет полученные знания с теми образами, которые у него уже есть. В результате происходит не только пополнение его памяти новыми знаниями, но и замена одних другими, более значимыми для него.

Не менее важной, чем перечисленные, является и коммуникативная функция человеческого сознания. Трудно было бы представить существование и развитие сообществ людей, их совместный труд, если бы между ними не было связей, взаимодействия. Именно сознание, преобразуя мысль в слово, формируя речь, обеспечивает сохранение взаимодействия людей по преобразованию природы и созданию благ, удовлетворяющих их потребности.

Для организации совместной работы людей, на основе оценки факторов и в соответствии с поставленными целями сознание выполняет функцию управления. Именно на основе осмысленных фактов человек формулирует программу и план действий, соотносит и сопоставляет их с законами общественного развития, природы и осуществляет руководство работой сообществ, коллективов, других социальных учреждений и организаций.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 356.