Эффект замены способствует росту потребления относительно подешевевшего товара, тогда как эффект дохода может стимулировать и увеличение, и сокращение потребления товара или даже быть нейтральным.
Один из вариантов разложения общего эффекта изменения цены на эффект дохода и эффект замены, связан с именем английского экономиста Дж. Хикса. Согласно Хиксу разные уровни денежного дохода, обеспечивающие один и тот же уровень удовлетворения, т.е. позволяющие достигнуть одной и той же кривой безразличия представляют одинаковый уровень реального дохода;
Для определения эффектов дохода и замены по Хиксу рассмотрим графический пример (рис. 5.8).
Допустим цена товара Х снижается с РХ1 до РХ2, а цена товара У остается неизменной. В результате снижения цены на товар Х равновесие потребителя переместилось из точки Е1 в точку Е2, а потребление товара Х увеличилось на величину (Х2 - Х1). Этот отрезок необходимо разделить на две части, чтобы показать какая его часть связана с эффектом дохода, а какая с эффектом замены.
Хикс определяет каким должен быть денежный доход потребителя, чтобы при изменившемся соотношении цен обеспечить ему прежний уровень удовлетворения. Для этого он строит вспомогательную бюджетную линию K1L1 (линию Хикса), которая параллельна новой бюджетной линии К L1 и одновременно является касательной к исходной кривой безразличия U1 в точке Е3. Поскольку К1 L1 отражает новое соотношение цен и в то же время наборы товаров Е1 и Е3 обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения (находятся на одной кривой безразличия), то увеличение потребления товара Х равное (Х3 – Х1) есть эффект замены.
У
K (I/PУ)
K1(I1/PУ)
Е1
Е2
Е3
U2
U1
0 Х
Х1 Х3 Х2 L(I/PХ) L1(I1/P Х1 ) L1(I/PX1)
Рис. 5.8. Эффекты замены и дохода по Хиксу при снижении цены товара Х
Оставшееся увеличение потребления товара Х равное (Х2 – Х3) есть эффект дохода, так как оба оптимума Е2 и Е3 характеризуются одинаковым соотношением цен товаров.
Результат совместного влияния эффекта замены и эффекта дохода на объем спроса зависит от их направления и величины. При росте цены блага эффект замены для этого вида благ всегда отрицателен, т. е. состоит в уменьшении объема спроса на подорожавший товар. Эффект же дохода различен в зависимости от отношения потребителя к данному виду благ. Спрос на нормальные блага растет при увеличении дохода, а при понижении реального дохода – уменьшается. Отсюда следует, что для нормального товара при росте на него цены общий итог отрицателен (сокращается объем спроса на него), так как в этом случае и эффект замены и эффект дохода отрицательны.
В случае нейтрального блага (при изменении дохода спрос на такое благо не меняется) эффект дохода равен нулю, и общее изменение потребления такого блага совпадает с эффектом замены.
Если потребитель считает благо некачественным (спрос на него при уменьшении дохода растет), но абсолютная величина эффекта дохода меньше величины эффекта замены, то общий результат повышения цены по прежнему отрицателен, хотя он будет еще меньше по абсолютной величине, чем в случае нейтрального блага.
Если в случае некачественного блага эффект замены и эффект дохода равны по абсолютной величине, то общий результат повышения цены будет нулевым и спрос на такое некачественное благо будет абсолютно неэластичным.
Наконец, когда абсолютная величина эффекта дохода при повышении цены некачественного блага превышает величину эффекта замены, то общий результат повышения цены будет положительным. Это характерно для товаров Гиффена, кривая спроса на такие товары имеет положительный наклон.
Лекция 6
Основы теории производства
Дата: 2018-11-18, просмотров: 706.