Фирма на рынке совершенной конкуренции

 

1. Особенности рынка совершенной конкуренции. Варианты поведения фирмы-совершенного конкурента.

2. Предложение фирмы и отрасли в условиях совершенной конкуренции.

3. Эффективность конкурентных рынков.

 

Вопрос 1. Особенности рынка совершенной конкуренции. Варианты поведения фирмы-совершенного конкурента

Совершенная конкуренция – это рыночная структура, основными чертами которой являются: многочисленность мелких фирм-продавцов, однородность продукции, свободный вход на рынок и уход с него, прозрачность рынка (полная информация о рынке у продавцов и покупателей).

 

Отсюда следует, что фирма-совершенный конкурент не будет по­вышать цену для увеличения общего дохода, так как по­купатели откажутся приобретать ее продукцию и обратятся к продукции конкурентов. Однако фирма, действующая на рынке совершенной конкуренции, не будет и уменьшать цену своей продукции по сравнению с рыночной, так как может продать любое количество продукции по текущей рыночной цене.

 

Таким образом, фирма-совершенный конкурент не может принимать ценовые решения. Рыночная цена определяется отраслевыми спросом и предложением, и это означает, что кривая спроса на продукцию отдельной фирмы является горизонтальной линией, а ее предельный доход равен цене (рис. 8.1). При этом фирма-совершенный конкурент может принимать реальные управленческие решения, устанавливая тот или иной объем производства.

 Рис. 8.1. Кривая спроса на продукцию фирмы-совершенного конкурента

При существующей рыночной цене фирма будет стремиться произвести такой объем продукции, который обеспечит ей максимальную прибыль. Существует два подхода к максимизации прибыли. Первый подход состоит в том, что фирма сравнивает общий доход TR при различных объемах производства с общими издержками ТС и выбирает вариант, при котором разница между TR и ТС будет максимальной, т. е. достигается максимальная величина прибыли.

Второй подход основан на сравнении предельного дохода М R и предельных издержек МС. В условиях совершенной конкуренции фирма максимизирует прибыль, выбирая такой объем производства Q *, при котором предельный доход (в условиях совершенной конкуренции равный цене) равен предельным издержкам: М R = MC = Р. В условиях краткосрочного равновесия фирмы общий доход ТR графически соответствует площади прямоугольника 0pаQ*, а общие издержки ТС – площади 0cbQ* (рис. 8.2). Величина прибыли фирмы равняется площади фигуры pabc. Любой другой объем выпуска уменьшит прибыль фирмы-совершенного конкурента.

 

 

Рис. 8.2. Максимизация прибыли

 

Если рыночная цена упадет ниже средних общих издержек

(АVСmin < P < ATСmin), фирма будет нести убытки, равные площади фигуры раbс (рис. 8.3). Однако если фирма прекратит производство, она все равно будет выплачивать постоянные издержки, равные площади прямоугольника eabf. Поскольку площадь eabf больше площади раbс, фирма продолжает производство в краткосрочном периоде, так как в этом случае она компенсирует часть постоянных издержек.

 

Рис 8.3. Минимизация убытков

 

Если рыночная цена упадет ниже минимальных средних переменных издержек (Р < А V Сmin), фирма должна остановить производство в краткосрочном периоде. В случае продолжения операций ее убытки возрастут.

 

Вопрос 2. Предложение фирмы и отрасли в условиях совершенной конкуренции

График на рис. 8.4 обобщает применение правила МR = МС = Р для фирмы-совершенного конкурента. При цене P1 (Р = МС в точке а) фирма не будет производить продукцию, потому что Р1 меньше минимума средних переменных издержек AVC. При цене Р2 фирма находится в состоянии равновесия в точке b, производя Q2 единиц продукции и неся убыток, равный постоянным издержкам. При цене РЗ равновесие имеет место в точке с (при объеме производства Q3), и ее убытки меньше постоянных издержек. При цене Р4 равновесие устанавливается в точке d, и фирма функционирует на уровне самоокупаемости (безубыточности), возмещая экономические издержки. При цене Р5 фирма достигает состояния равновесия в точке е и максимизирует экономическую прибыль, производя Q5 единиц продукции. Каждая из точек b, с, d, е, в которых МR = МС = Р, обозначает возможную цену продукции и соответствующее количество продукции, которое фирма, максимизирующая прибыль, поставила бы на рынок по этой цене. Следовательно, указанные точки, лежащие на кривой предельных издержек МС, фиксируют положение кривой предложения фирмы-совершенного конкурента. Поскольку при любой цене ниже минимально возможных АVС поставляемое количество продукции будет нулевым, мы можем заключить, что отрезок кривой MC, расположенный выше АVСmin, является кривой предложения фирмы-совершенного конкурента в краткосрочном периоде (на рис. 8.4 выделен сплошной линией).

 

Рис. 8.4. Кривая предложения конкурентной фирмы-совершенного конкурента в краткосрочном периоде

Свободный вход и выход из отрасли – основной фактор, определяющий долгосрочное равновесие. Свободный вход в отрасль предполагает, что любая фирма может начать свою деятельность в отрасли без всяких ограничений. Свободный выход из отрасли означает, что фирма в любое время может прекратить производственную деятельность, если сочтет свои операции неприбыльными.

Напомним, что в долгосрочном периоде все издержки переменны. Поскольку спрос на продукцию отдельной фирмы является горизонтальной линией, то цена и, соответственно, предельный доход равны долгосрочным средним издержкам при их минимально возможном значении МR = Р = LАСmin. На рис. 8.5 кривая спроса d является касательной к кривой LАС в точке ее минимума. Объем выпуска Q* определяется в точке пересечения цены и долгосрочных предельных издержек LМС, соответствующей равенству МR = Р = LМС.

Экономическая прибыль в долгосрочном периоде привлекает новые фирмы, а убытки вынуждают фирмы покидать отрасль. В результате рыночная цена продукции установится на уровне минимальных средних издержек LAC типичной фирмы. Все фирмы отрасли получат нулевую экономическую прибыль, и каждая из них выберет объем выпуска, при котором выполняется условие: MR = P = LACmin.

 

 

 

 

Рис. 8.5. Долгосрочное равновесие фирмы-совершеного конкурента

 

Отраслевое предложение представляет собой объем производства, осуществляемый всеми фирмами отрасли. Если в отрасли достигнуто равновесие, то объем предложения любой фирмы в краткосрочном периоде будет определяться ее кривой предельных издержек. Это означает, что краткосрочное предложение отрасли равняется сумме предложения фирм для каждого уровня рыночной цены, а кривая отраслевого предложения является суммой краткосрочных кривых предложения фирм отрасли. Детерминантами долгосрочного отраслевого предложения являются: количество фирм в отрасли; средний размер фирм; характер применяемых технологий; цены используемых ресурсов. Долгосрочная кривая отраслевого предложения может принимать различный вид в зависимости от динамики долгосрочных средних издержек.

 

Вопрос 3. Эффективность конкурентных рынков

Считается, что с позиции общества конкурентная экономика ведет к наиболее эффективному использованию ограниченных ресурсов по сравнению с монополией, монополистической конкуренцией и олигополией, о которых пойдет речь в следующих лекциях.

Любое общество стремится к получению максимально полезного набора продуктов из имеющихся ресурсов, следовательно, существует проблема эффективности распределения ресурсов (М R = Р = LM С). Общество также заинтересовано в наиболее дешевом способе производства (Р = min L АС), и фирмы вынуждены использовать лучшие технологии, чтобы удешевить производство.

Как известно, цена является индикатором спроса, и, следовательно, желательности товара для общества. Если производится объем продукции, превышающий тот, при котором цена равна предельным издержкам (Р < L МС), происходит излишняя трата ресурсов, которые в другом месте могли бы принести большую полезность. Производство меньшего количества продукции (Р > L МС) означает недовложение ресурсов в необходимую продукцию.

Оба рассмотренных случая свидетельствуют о неэффективном распределении ресурсов, и каждая фирма ощущает это через снижение прибыли. Равновесный выпуск, при котором цена равна предельным издержкам, оказывается наиболее эффективным распределением ресурсов. При этом рынок соверешнной конкуренции имеет свои ограничения:

1.  Совершенная конкуренция исключает дифференциацию (разно-образие) продукции, характерную для монополистической конкуренции и олигополии. Отсутствие дифференциации продукции оценивается потребителями как существенный недостаток.

2.  Фирмы в условиях совершенной конкуренции не имеют достаточной мотивации к использованию новых технологий, т.к. краткосрочный характер экономической прибыли не позволяет им финансировать длительные инновационные проекты.

3.  Небольшой размер фирм, представленных на рынке совершенной конкуренции, ограничивает их возможности экономии на масштабах производства, доступной крупным фирмам.









Лекция 9

Дата: 2018-11-18, просмотров: 53.