1. Монополистическая конкуренция. Равновесие отрасли при монополистической конкуренции.
2. Олигополия.
3. Модели олигополии.
Вопрос 1. Монополистическая конкуренция. Равновесие отрасли при монополистической конкуренции
Между чистой монополией и совершенной конкуренцией находится многообразие рыночных структур. Наибольшее распространение среди них получили монополистическая конкуренция и олигополия. Для возникновения монополистической конкуренции необходимы три условия:
1. Большое число фирм, каждая из которых занимает незначительную долю отраслевого рынка. (В результате продавцы могут не опасаться реакции соперников при выборе цен и объемов сбыта. Это обезличенная конкуренция);
2. Свободный доступ в отрасль новых фирм. (Следовательно, отсутствуют барьеры для входа в отрасль, такие, например, как необходимость крупных инвестиций или ограничения со стороны государства и т.п.);
3. Возможность дифференциации продукта.
Если первые два условия характерны и для совершенной конкуренции, то третье представляет собой важнейшее отличие. Дифференциация продукта – это создание различий в товаре, как действительных, так и мнимых (за счет изменений в упаковке, сервисе, рекламе) в целях сделать его предложение уникальным, а свое положение монопольным, обеспечивая тем самым стабильность сбыта и дохода. Однако монопольная власть достаточно слаба из-за малой доли каждого на рынке.
Кривая спроса фирмы вследствие предложения дифференцированного продукта наклонена вниз. Это значит, что при повышении цен фирма найдет определенное количество покупателей, готовых заплатить более высокую цену. При понижении цены фирма ожидает роста продаж
Поскольку, несмотря на дифференциацию, товары фирмы являются заменителями, имеют положительную перекрестную эластичность спроса, то спрос и предельный доход МR зависят от цен конкурентов и их товаров. Если соперники снизят цены, то фирма продаст меньше при прежней цене, ее кривая спроса сдвинется влево и станет более эластичной (пологой).
Дифференциация продукта вызывает неценовую конкуренцию, т.е. через предложение различий в продукте вместо привлечения покупателей снижением цен. Фирма получает экономическую (добавочную к обычной) прибыль, пока улучшения в товаре не будут скопированы конкурентами. Она теряет объемы продаж, если не затрачивает средств на дифференциацию продукта. Ее кривая спроса сдвигается влево и становится более эластичной, как в случае снижения цен соперниками.
Равновесие отрасли при монополистической конкуренции. На начальном этапе развития отрасли при выведении на рынок нового товара, как и при удачной дифференциации уже производимых товаров (т.е. условно в рамках краткосрочного периода), фирма получает экономическую прибыль (рис. 10.1). Будучи нацеленной на максимизацию прибыли, она будет выпускать продукцию в объеме, при котором предельный доход равен предельным издержкам МR=МС. Пользуясь своим монопольным положением благодаря уникальности товара, она установит наибольшую цену Р*, которую потребитель готов заплатить, т. е. в
точке на кривой спроса D. Эта цена выше средних издержек АС, вклю-чающих обычную (нормальную) прибыль. Превышение составляет экономическую (добавочную) при-быль ab с единицы товара.
Рис. 10.1. Краткосрочное равновесие Суммарная экономическая прибыль от
реализации Q * единиц товара равна заштрихованному участку. В краткосрочном периоде фирмы могут получать экономическую, а также нормальную прибыли, либо нести убытки в зависимости от величины спроса на их продукцию и средних издержек.
В долгосрочном периоде экономическая прибыль привлекает новых продавцов, копирующих товар и продающих слегка дифференцированные продукты под своими торговыми марками. Эти новые продукты отнимут бизнес у существующих фирм, вынуждая их кривые спроса сдвигаться влево. При приходе в отрасль все большего числа продавцов экономическая прибыль исчезнет у всех участников. Цены снизятся до уровня средних долгосрочных издержек Р = L АС. Вход прекратится, когда экономическая прибыль достигнет нуля.
На рис. 10.2 показано, что фирмы, если они заботятся о максимизации прибыли, будут продавать в объеме Q 1, т.е. стремиться к равенству предельного дохода долгосрочным предельным издержкам М R = L МС. Они установят цену Р1, соответствующую точке а на кривой спроса D. Эта цена не позволяет получать экономическую прибыль, поскольку Р1= L АС. Это значит, что рынок насыщен товаром, и отрасль находится в равновесии. Вход в отрасль добавочного числа конкурентов прекращается.
При снижении спроса цены упадут ниже LАС, и часть фирм, неся убытки, покинет отрасль. Потери приведут к гибели фирм и последующему росту спроса на продукты оставшихся фирм. Выход прекратится, когда прибыль возвратится на нормальный уровень. Так работает механизм рыночного саморегулирования, обеспечивая
пропорциональность спроса и предложения и развития отрасли.
Рис. 10.2. Долгосрочное равновесие
Вопрос 4 . Олигополия
Олигополия – это рыночная структура, в которой доминируют несколько продавцов, обладающих крупными долями рынка, а появление новых продавцов затруднено. Существуют гомогенные олигополии, в которых фирмы производят стандартизированные, идентичные продукты (например, алюминий) и дифференцированные олигополии, в которых фирмы производят подобные, но несколько отличающиеся продукты (например, автомобили, сигареты).
Доминирование на рынке нескольких крупных продавцов означает, что противники учитывают в своих планах не только реакцию покупателей, но и своих конкурентов. Это зримая конкуренция в отличие от совершенной и монополистической конкуренции, где отношения конкуренции относительно обезличены. Продавцы признают взаимную зависимость, поскольку при изменении цен и объемов выпуска одним из них, это сразу скажется на прибылях остальных, которые предпримут ответные действия.
"Признаваемая взаимная зависимость" означает, что успех деловой стратегии каждой фирмы будет зависеть от стратегий, которым следуют остальные фирмы, и каждая фирма осознает это. Следовательно, каждая фирма принимает в расчет ожидаемые реакции ее соперников при формировании ее деловой стратегии. Взаимные реакции влияют на равновесие отрасли.
Появление новых продавцов на олигополистическом рынке затруднено. Во многих случаях олигополии защищены барьерами для входа на рынок новых фирм, схожими с теми, которые обсуждались для чистой монополии. К таким барьерам относятся положительный эффект масштаба, необходимость больших первоначальных инвестиций, патенты и лицензии, совместные действия олигополии против проникновения новичков.
Естественная олигополия существует, когда несколько фирм способны обеспечить весь отраслевой рынок продуктами при более низких долгосрочных средних издержках LA С, чем множество мелких конкурирующих фирм. Такой положительный эффект масштаба существует, например, в нефтепереработке, при выплавке стали, производстве пива.
Поскольку фирмы признают взаимную зависимость, и число фирм в отрасли ограничено, существует потенциальная возможность для сговора между участниками рынка. Когда фирмы кооперируются друг с другом, чтобы попытаться получить монопольную прибыль, они практически превращаются в коллективную монополию. Сговор может быть гласным и молчаливым, официально закрепленным и неофициальным.
Вопрос 5. Модели олигополии
Поведение участников зависит от силы сторон и выбираемых ими стратегий, следовательно, от множества сочетаний. Поэтому нет единой модели олигополии. Определим несколько более-менее типичных ситуаций поведения участников: 1) "ценовая война", 2) отказ от ценовых войн и стабильность цен, 3) "лидерство в ценах", 4) совместная защита от проникновения в отрасль новичков, 5) картели.
Ценовая война – это цикл последовательных уменьшений цены конкурентами на рынке олигополии. Условие: стандартный продукт, например, бензин. Фирма полагает, что конкуренты не отреагируют на ее снижение цены, и все покупатели перейдут к ней. Однако конкуренты в ответ снизят цены еще в большей степени. Война цен на понижение будет продолжаться, пока они не уменьшатся до уровня средних издержек А C, а экономическая прибыль не уменьшится до нуля. Дальнейшее снижение цен не выгодно участникам, поскольку приведет к убыткам.
Ситуация отказа от ценовых войн и стабильности это модель, которая предполагает, что фирмы верят, что соперники будут состязаться в любом снижении цен, но не повышении. При повышении цены фирмой покупатели перейдут к конкурентам. Фирма потеряет часть дохода от сокращения сбыта.
При снижении цен фирмой, соперники тоже снизят цены, и распределение покупателей между конкурентами останется почти прежним. Фирма потеряет часть дохода от снижения цен. Поэтому выгоднее придерживаться политики твердых цен. Подразумевается, что цены будут иметь тенденцию к неэластичности в течение всего делового цикла.
Модель лидерства в ценах еще называют частичной монополией. Обычно самая крупная фирма устанавливает цены, максимизирующие ее прибыль. Она оценивает емкость рынка отрасли qотр и то, сколько по каждой предполагаемой цене продадут остальные фирмы. Затем вычитает из емкости отраслевого рынка qотр их долю и получает свою. На следующем шаге, зная ряд предполагаемых цен и соответствующий ряд долей своего сбыта, она вычисляет свой предельный доход М RL и производит количество товара qL, максимизирующее ее прибыль, т. е в точке, где МR L =МС L при цене РL. Остальные, следуя за лидером, придерживаются цены PL. Они планируют собственный выпуск продукции qост, который максимизирует их прибыли при этих ценах. В равновесии
qL + q ост = q отр.
Лидерство в ценах можно также объяснить опасением меньших фирм насчет ответной реакции лидера в случае ценовой войны с ним.
Меньшие фирмы следуют пассивно за лидером иногда и потому, что предполагают наличие большей информации у лидера о динамике рыночного спроса. Если, например, крупный банк повышает ставки по кредитам, мелкие считают, что спрос на кредиты растет, и тоже повышают ставки.
Когда существует опасность проникновения в отрасль "чужака", действующие фирмы могут не воспользоваться своим олигопольным положением и снизить цены до уровня его и своих долгосрочных средних издержек LA С, как при монополистической конкуренции. Тем самым они лишают его экономической прибыли и стимула входа в отрасль.
Картель – это группа конкурирующих фирм, которые согласились вступить в сговор. Стимул к созданию картеля очевиден. Группа имеет потенциальную возможность получить и поделить монопольную прибыль за счет повышения цен, фактически превращаясь в коллективную монополию.
Картели функционируют лучше, когда спрос стабилен или растет, вход в отрасль труден, и существует относительно небольшое число членов картеля. Примеры картелей: ОПЕК, "Dе Вееrs".
Для создания картеля необходимо:
1. Убедиться в наличии барьера для входа в отрасль новых поставщиков, чтобы предотвратить их продажи после того, как цена повысится.
2. Определить общую емкость рынка отрасли.
3. Установить квоты продаж каждому члену картеля.
4. Установить контроль за соблюдением квот.
Картели внутренне нестабильны: каждый член картеля имеет стимул обмануть других участников соглашения. Любая фирма, которая назначает цену ниже, чем цена у картеля, будет наслаждаться огромным расширением продаж за счет остальных членов картеля. Часто соблазн столь велик, что кооперация разрушается. Любой участник картеля может превысить свою квоту, предполагая, что остальные этого не заметят. Но если все будут в обход картеля увеличивать продажи, сохраняя общую цену картеля, то возникнут излишки продукции, и цены упадут, делая картельное соглашение бесцельным.
Лекция 11
Рынки факторов производства
1. Спрос на факторы производства и его эластичность. Предельная доходность фактора и предельные издержки.
2. Рынок труда. Равновесная заработная плата и занятость.
3. Рынок капитала. Равновесие на рынке капитала. Принцип дисконтирования.
4. Рынок природных ресурсов. Земельная рента и цена земли.
Вопрос 1. Спрос на факторы производства и его эластичность. Предельная доходность фактора и предельные издержки
Одной из фундаментальных экономических аксиом является аксиома ограниченности ресурсов факторов производства: земли, природных ископаемых, капитало-технических факторов, труда во всем его многообразии, интеллекта, предприимчивости. Отсюда необходимость рыночной оценки любого ресурса, фактора производства как выражение ценности благ. Собственность на факторы производства – труд, землю, капитал – является основанием для распределения доходов в виде зарплаты, ренты, процента. Экономическим механизмом распределения служит цена ресурса, или фактора производства. Цены на ресурсы определяются соотношением спроса и предложения.
Спрос покупателей ресурсов: фирм, организаций, правительства – является вторичным, производным спросом и зависит от спроса на товары, произведенные с помощью этих ресурсов.
Для определения количества используемого ресурса фирма сравнивает его производительность с его ценой. Она максимизирует прибыль, покупая ресурс, до тех пор, пока доход от предельного продукта ресурса не станет равным цене ресурса.
Чтобы различать условия рынка, назовем предельный доход от использования ресурса на рынке совершенной конкуренции стоимостью предельного продукта ресурса VMP; на рынке несовершенной конкуренции – предельным доходом продукта ресурса MRP.
Стоимость предельного продукта ресурса (например, труда L) VMPL есть его предельный продукт MPL, умноженный на цену P, по которой может быть продана продукция.
VMPL = MPL · P.
При несовершенной конкуренции доход от предельного продукта ресурса (например, труда L) есть предельный продукт ресурса MPL, умноженный на предельный доход от единицы дополнительного выпуска MR, т.е. MRPL = MPL · MR.
В связи с действием закона убывающей производительности предельный продукт ресурса (труда) снижается. Поскольку предельный
ΔQ ΔTR
продукт труда MPL = -----, предельный доход фирмы MR = -----, то
ΔL ΔQ
доход от предельного продукта труда можно выразить так:
ΔQ ΔTR ΔTR
MRPL = ----- · ------ = ------- .
ΔL ΔQ ΔL
Это показывает изменение в общем доходе, связанное с покупкой дополнительных единиц труда.
Когда фирма продает свою продукцию на конкурентном рынке, P = MR и VMP = MRP для всех ресурсов.
Кривая спроса фирмы на ресурс есть кривая дохода от предельного продукта этого ресурса.
Предельные издержки на ресурс МRС представляют собой дополнительные издержки, необходимые для покупки дополнительной единицы ресурса. Например, для труда предельными издержками выступает зарплата рабочего. До тех пор пока доход от предельного продукта труда превышает зарплату, дополнительные работники принесут больше дохода, чем издержек, больше прибыли. Прибыль максимизируется привлечением ресурса вплоть до той точки, в которой доход от предельного продукта ресурса равен предельным издержкам на него
MRPL = MRCL.
Например, для труда MRPL = W, где W – зарплата.
На рис. 11.1, а показано равновесие рынка труда. На нем определяется равновесный уровень зарплаты W1. На рис. 11.1, б изображено равновесие фирмы, покупающей ресурс по цене W1.
В точке Е прибыль максимальна. Линия MRPL – кривая спроса фирмы на ресурс. Она показывает, как изменяется объем потребных фирме ресурсов при изменении цен на них. Между зарплатой и количеством нанимаемых работников существует обратная зависимость, что является следствием снижения предельной производительности труда по мере использования все большего объема ресурса, поэтому кривая спроса имеет нисходящий наклон.
Изменения в спросе на ресурс ведут к сдвигу кривой спроса на не го вправо или влево.
Факторами изменения спроса на ресурс являются:
1. Спрос на продукцию фирмы. Чем выше спрос на продукцию, тем больше спрос на труд, затраченный на ее производство. Рост цены и продукт вызовет рост дохода от продукта, что приведет к смещению кривой MRPL вправо.
3. Технологические изменения, воздействующие на предельный продукт ресурса. Улучшение в технологии увеличит предельный продукт
Рис. 11.1 Спрос и предложение на конкурентном рынке ресурса
ресурса и предельный доход, и его кривая сместится вправо, т. е. объем спроса на ресурс возрастет при той же цене на него.
Отраслевой спрос на ресурс есть сумма объемов спроса на ресурс со стороны всех фирм в отрасли при каждой цене на него. Причем, если все фирмы купят больше ресурса, то возросшее предложение продукт вызовет снижение его цены, и кривая дохода от предельного продукта ресурса у каждой фирмы сместится влево.
Эластичность спроса на ресурс по цене есть процентное изменение объема спроса на ресурс в ответ на каждый процент изменения его цены. Например, эластичность спроса на труд по зарплате равна
ΔL ΔW
ЕDL = ---- : ---- ,
L W
где L – количество человеко-часов,
W – отраслевая рыночная ставка часовой зарплаты.
Эластичность спроса на ресурс определяют следующие факторы:
- эластичность спроса на продукцию по цене;
- технические возможности замены одного ресурса на другой;
- эластичность предложения других ресурсов, используемых в отрасли;
- время.
Спрос на ресурс эластичнее в долгосрочном периоде.
Рыночное предложение ресурса зависит от предельных издержек, связанных с обеспечением его поступления на рынок. Кривая рыночного предложения ресурса в краткосрочном периоде обычно имеет восходящий наклон. Большая часть материальных ресурсов представляет собой промежуточный продукт. Если предельные издержки их производства возрастают, они имеют восходящие кривые предложения.
Вопрос 2 . Рынок труда. Равновесная заработная плата и занятость
Труд представляет собой услугу, поставляемую работником. Альтернативными издержками услуг труда, предлагаемых на рынке, является стоимость свободного времени, досуга. Рис. 11.2 показывает равновесие в распределении работником времени между работой и досугом. Н – свободное время за день (в часах), I – доход, МА –бюджетная линия "доход-дocyг", которая показывает все доступные работнику комбинации досуга и дохода, когда почасовая зарплата равна W.
I=W (24 - H),
где (24 - Н) - часы работы в день. Угол наклона бюджетной линии равен -W.
Количество часов работы зависит от размера зарплаты и предпочтений дохода или досуга. Е – точка равновесия, где бюджетная линия "доход-досуг" является касательной к кривой безразличия U2. В ней MRSHI = W, где MRSHI – предельная норма замещения досуга доходом.
Находясь в равновесии, работник имеет H* часов досуга, 24 - Н* часов работы, доход его составит I* = W (24 - H*).
Увеличение ставок зарплаты побуждает работника работать больше, т.е. предложение труда возрастает. Изменение ставки зарплаты повлечет за собой изменение оптимального соотношения дохода и досуга. Рис. 11.2. Выбор между работой и досугом
Наклон кривой предложения труда отражает взаимодействие эффекта дохода и эффекта замены (рис. 11.3). Эффект замены заключается в том, что по мере повышения почасовой ставки зарплаты работа становится более привлекательной, чем свободное время, и человек заменяет досуг работой, а при снижении зарплаты человек заменяет работу досугом, и предложение труда снижается. Эффект дохода при росте зарплаты заставляет работника потреблять больше нормальных благ, в том числе и досуга, а значит работник меньше работает. Он получает тот же доход за меньшее число часов работы. Эффект дохода входит в противоречие с эффектом замены. Более сильный из них определяет наклон линии предложения труда. Эффект дохода при росте зарплаты снижает стимулы к труду.
Рис. 11.3. Взаимодействие эффекта дохода и
эффекта замены
Эффект замещения усиливает стимулы к труду. Когда зарплата ниже W*, ее рост ведет к увеличению предложения труда, поскольку эффект замещения больше эффекта дохода, и кривая предложения имеет положительный наклон. Для уровня зарплаты между W* и W** эффект замещения компенсируется эффектом дохода. Когда же зарплата выше W**, желание отдыхать при высоком доходе перевешивает желание работать, и кривая предложения получает отрицательный наклон.
Общее предложение труда в экономике в долгосрочном периоде (рис. 11.4) зависит от численности населения и готовности работников продавать свой труд. Численность населения зависит от уровней рождаемости, смертности, мигра-ции, а также от доступности для человека нетрудовых доходов (не в виде зарплаты). Предложение труда в целом повышается.
Рост производительности труда работников в долгосрочном периоде, связанный с ростом уровня образования, опыта, технической оснащенности, – все это сдвигает кривую спроса на труд вправо с положения D1 к D2, что компенсирует увеличение предложения труда. В результате растет и равновесная ставка оплаты труда с W1, до W2.
Следует различать номинальную и реальную зарплату. Номинальная зарплата – это сумма денег, которую получает работник наемного труда за свой труд в течение дня, недели, месяца. Реальная зарплата – это та масса благ и услуг, которые можно приобрести за номинальную зарплату. Она зависит от 1) номинальной зарплаты и 2) уровня цен на предметы потребления и услуги.
Дифференциация зарплаты определяется различиями в 1) качестве труда, 2) квалификации, 3) профессиональной подготовке, 4) условиях труда, 5) редкости индивидуальных способностей, таланта.
Пересечение кривых рыночного спроса и предложения определяет равновесную зарплату и уровень занятости для конкретных видов занятости и отраслей производства. В точке Е (рис. 11.5) определяется положение полной занятости.
Законодательное установление более высокой ставки зарплаты W1 приводит к превышению предложения труда над его спросом, в результате образуются свободные рабочие руки, т.е. безработица в размере ab. Снижение зарплаты W2 ведет к уменьшению предложения по сравнению с возросшим спросом на труд, в результате образуются свободные рабочие места mn. Обе ситуации – безработица и свободные рабочие места – в конкретных условиях не устойчивы, и полная занятость, в конце концов, восстанавливается, т.е. восстанавливается равновесие на рынке труда и равновесная зарплата W*.
В идеальной модели рынка совершенной конкуренции ресурсы обладают неограниченной мобильностью, т.е. нет препятствий для их свободного перемещения из производства в производство. Различие в зарплате означает, что равновесные уровни на разных рынках не совпадают. Разница в ценах служит сигналом для владельцев ресурсов о необходимости их перераспределения. Рабочая сила будет покидать рынки с низкой зарплатой и перемещаться на рынки с более высокой оплатой труда до тех пор, пока ставки зарплаты на разных рынках не выровняются и не станут равны стоимости предельного продукта труда. Например,
WA = WM = VMPL,
где WA – зарплата в сельском хозяйстве,
WM – зарплата в промышленности.
На конкурентном рынке труда зарплата, выплаченная за труд равной квалификации при одинаковых условиях труда, будет одинакова на всех местах и при любом направлении использования этого труда.
В реальной жизни мобильность ограничена. Чем она выше, тем меньше дифференциация оплаты труда.
Барьеры мобильности рабочей силы существуют в виде: 1) стоимости приобретения квалификации, 2) отсутствия информации о наличии работы, 3) дискриминации по национальному или иному признаку, 4) желания работать в ночное время, в опасных условиях или покидать привычную среду. Наличие барьеров ведет к долгосрочному сохранению различий в зарплате.
На монопольном рынке труда соблюдается неравенство MRP<VMP. Монополист приобретает меньше услуг ресурса, чем не монополист. Это означает, что работники монополии получают зарплату меньшую, чем стоимость их предельного продукта, что позволяет монополисту получать больше прибыли, чем конкурентной фирме.
Итак, зарплата – это доход от продажи услуг исполнительского труда.
Доход от предпринимательской деятельности выступает в виде прибыли, которая включает в себя 1) плату за услуги, 2) плату за новаторство, талант управления фирмой, 3) плату за риск, неопределенность результатов, дар предвидения, 4) монопольную прибыль. Предпринимателя интересует экономическая прибыль, т.е. разница между полной выручкой и полными затратами. Прибыль не является, как зарплата, равновесной ценой и не имеет длительного характера, однако играет огромную стимулирующую роль в эффективном использовании ресурсов, технических нововведений, в освоении новых производств, а, в конечном итоге , в экономическом росте.
Вопрос 3. Рынок капитала. Равновесие на рынке капитала. Принцип дисконтирования
Капитал – это ресурс длительного пользования, создаваемый с целью производства большего количества товаров и услуг.
Физический капитал включает в себя машины, здания и сооружения, средства передвижения, инструменты и запасы (фонды) сырья и полуфабрикатов. Человеческий капитал состоит из приобретенных знаний, навыков, умений работников, их способности трудиться.
Капитал определяют также как ценность, приносящую поток доходов. Если в отношении труда текущие затраты на покупку его услуги сравниваются с текущими доходами от его использования, то в отношении капитала дело обстоит иначе. Единовременные затраты на его покупку мы вынуждены сравнивать с доходами от его использования за ряд лет, т. е. с будущим потоком доходов. Капитал как фактор производства создается самой экономической системой.
Спрос на капитал – это спрос не просто на деньги, а на инвестиционные средства. Инвестиции – это замещение или приращение основных фондов. Цена, уплачиваемая за средства, использованные для финансирования нового капитала, называется ссудным процентом. Рыночная ставка ссудного процента i – это цена, уплачиваемая собственнику капитала за использование единицы заемных средств в течение определенного времени (например, за год). Она зависит от спроса и предложения заемных средств на рынке кредитных ресурсов. Равновесная ставка ссудного процента устанавливается, когда объем предлагаемых заемных средств равняется спросу на них. Спрос на капитал предъявляют производственные фирмы, индивидуальные потребители (для финансирования покупки товаров длительного пользования – домов, автомобилей и т.п.), правительство (для покрытия бюджетного дефицита).
Сберегатели, поставляющие средства заемщикам, отказываются от текущего потребления части своего текущего дохода и получают за это компенсацию в виде ссудного процента, а банки, страховые компании действуют как посредники между заемщиком и сберегателем.
Спрос на средства для финансирования новых инвестиций зависит от предельной нормы их окупаемости. При инвестировании фирма должна решить, будет ли увеличение прибылей, приносимое инвестициями, больше издержек. Она сопоставляет предельный доход от инвестиций с предельными издержками производства.
Предельная норма окупаемости инвестиций r определяется по формуле
Предельный доход от инвестиций
r = ————————————-——— 100 % или
Предельные издержки производства
MRI
r = —— 100 %.
MC
Альтернативными издержками инвестирования денег является рыночный процент с капитала i, взятый по сумме средств, необходимых для приобретения нового капитала. До тех пор, пока r ≥ i, фирма будет получать дополнительную прибыль. При r = i прибыль максимальна. Чем выше рыночная ставка ссудного процента, тем меньше спрос на заемные средства.
Изменения в ставке ссудного процента влияют на цену, по которой продаются и покупаются основные фонды. Цена основных фондов на конкурентном рынке определяется 1) настоящей и будущей способностью приносить доход, 2) сроком их службы и 3) рыночной стоимостью ссудного процента. При определении цены основных фондов используется принцип дисконтирования, который заключается в вычислении сегодняшнего аналога суммы, выплачиваемой через определенный срок при нынешней ставке процента.
Обозначим текущую стоимость будущих чистых доходов PV, (рresent value) для дохода Rj, полученного через j лет. Формула для дисконтирования (приведения во времени) будущих чистых доходов и подсчета их текущей стоимости имеет вид
R1 R2 Rn n Rj
PV = ------ + ------ +…+------ = Σ ------- ,
l + i (l + i)2 (l + i)n j = 1 (l + i)J
где j = 1, 2, ...,n.
Если рыночная цена основных фондов меньше текущей стоимости будущих доходов, т. е. C < PV, от их покупки можно получить прибыль. Это увеличивает спрос на основные фонды и их цену до величины, равной текущей стоимости.
Цена всех основных фондов зависит от рыночной ставки ссудного процента. Чем выше ставка, тем ниже цена.
На ставку ссудного, процента в свою очередь, влияют 1) риск, 2) инфляция, 3) налоги.
Таким образом, ссудный процент – это факторный доход, который получает собственник капитала.
Рыночное предложение сбережений – это сумма объемов сбережений, предлагаемых при различных ставках процента различными лицами, фирмами, правительствами. Кривая предложения имеет положительный наклон.
Вопрос 4 . Рынок природных ресурсов. Земельная рента и цена земли
Природные ресурсы – это земля, ее недра, полезные ископаемые, и лесные ресурсы, дикие звери, обитатели морей. Их главная особенность – редкость, уникальность, ограниченность ресурсов, зачастую невосполнимость (например, нефть, руда, чернозем). Экономическая рента с природных ресурсов – это цена, уплачиваемая за использование земли и других природных ресурсов, запасы которых строго ограничены.
Термин "рента" часто употребляется применительно к земле. Земельная рента представляет экономическую форму реализации права собственности на землю, сдаваемую во временное пользование арендаторам. Рента уплачивается арендатором собственнику земли и включает: 1) абсолютную ренту, 2) дифференциальную ренту, 3) арендную плату за постройки, сооружения на земле.
Неэластичность предложения земли предполагает, что цены в сельском хозяйстве определяются спросом на продукцию и землю. Неоднородность качества земельных участков, различающихся по плодородию и местоположению, означает, что производительность земли как фактора производства будет различной. Соответственно различны издержки производства и индивидуальные цены продукции: на худших участках цены выше, на лучших – ниже. Рыночная цена, определяемая спросом на сельскохозяйственную продукцию, устанавливается на уровне индивидуальной цены продукции с худшего участка. В результате владелец лучшего участка земли получает дополнительный доход в виде дифференциальной ренты, имеющий устойчивый характер, поскольку земля недвижима. Плодородие земли может быть природным (естественным) и экономическим, т.е. созданным в результате дополнительных инвестиций в мелиоративные работы, способные улучшить плодородие.
Итак, дифференциальная рента – это доход, полученный в результате использования ресурсов с неэластичным предложением, имеющих более высокую производительность в ситуации ранжирования этих ресурсов. Получение ренты достаточно устойчиво, поскольку количество высокоплодородных земель ограниченно и не может быть расширено произвольно, поэтому привлекаются худшие земли.
Рассмотрим рынок земли (рис. 11.6). На горизонтальной оси отложим количество земли Q, на вертикальной – земельную ренту R. Так как предложение земли неэластично, кривая предложения будет представлена вертикальной линией SS, кривая спроса на землю – линией DD, точка Е уровень земельной ренты, который уравнивает спрос и предложение земельных участков.
Уровень земельной ренты определяется спросом на землю, являющимся производным от спроса на сельскохозяйственную продукцию (кофе, пшеницу, мясо и пр.). С уменьшением спроса на землю его кривая перемещается из положения DD в D1D1, а цена равновесия (рента) снижается с R0 до R1.
Земельная рента означает платность важнейшего фактора производства – земли. При повышении спроса на зерно вследствие роста населения цены на него возрастают. Это ведет к увеличению спроса на землю для большего производства зерна. Тогда повышается рента, а вслед за ней и цена земли.
Цена земли как объекта купли-продажи определяется 1) размером земельной ренты, 2) ставкой ссудного процента. Владелец денег может положить их в банк и получать ссудный процент, а может купить земельный участок, т.е. купить право на получение регулярного дохода в течение неопределенного периода времени. Чем выше рента, ожидаемая с данного участка, тем выше цена земли, но чем выше норма ссудного процента, тем ниже цена земли.
Цена земли рассчитывается как дисконтированная стоимость будущих доходов с нее, где срок службы участка земли бесконечен:
R
PL = ------ ,
i
где PL – цена земли, R – годовая рента, i – рыночная ставка ссудного процента.
Цена земли имеет тенденцию к росту, поскольку 1) увеличивается размер ренты, 2) норма (ставка) ссудного процента имеет тенденцию к уменьшению.
РАЗДЕЛ III
МАКРОЭКОНОМИКА
Лекция 12
Дата: 2018-11-18, просмотров: 620.