Предмет и метод экономической теории
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1. Основные этапы развития экономической науки.

2. Предмет экономики и ее функции.

3. Методология и методы экономической науки.

Вопрос 1. Основные этапы развития экономической науки

 

Слово "экономика" появилось еще в античный период. Его автором считается древнегреческий философ Аристотель (IV в. до н. э.). Дословно "экономика" переводится на русский язык как учение о домашнем хозяйстве (от др.- гр. oikos – дом, nomos – закон, учение) Многие античные философы интересовались экономическими проблемами. Большое значение им придавали и средневековые мыслители. Но все это были лишь отдельные фрагменты философских концепций, а не система экономических знаний. Как самостоятельная научная дисциплина экономическая наука возникла в XV веке.

Первой научной школой, представителей которой в полной мере можно считать экономистами, был меркантилизм. Основная идея меркантилистов состоит в том, что единственная форма богатства - деньги, а способы его достижения – добыча драгоценных металлов и неэквивалентная внешняя торговля. Такие представления вполне соответствовали объективным условиям, которые сложились в Европе в XV веке. С одной стороны, экономика становилась все более товарной, расширялась торговля, а с другой стороны, с появлением Османской империи был прекращен ввоз золота и серебра в Европу из Азии. Поэтому ощущалась острая нехватка денег. Великие географические открытия позволили решить эту проблему, и баланс между товарной и денежной массой был восстановлен. Господство меркантилизма в экономической науке продолжалось с XV по XVII вв.

С началом мануфактурного периода развития меркантилистские идеи утратили актуальность – им на смену приходит классическая школа экономической науки, которая видит источник богатства в производстве, а под богатством понимает совокупность благ, которыми располагают люди. Классики полагали, что экономика развивается по объективным законам. Основными формами классической школы были французская физиократия и английская политэкономия.

Основоположником физиократической школы стал Ф. Кенэ (1694 - 1774). Единственной отраслью, где есть положительная разница между доходом и издержками, по его мнению, является сельское хозяйство. Эту разницу физиократы называли чистым продуктом и считали его даром земли. Промышленность бесплодна, т. е. не приносит прибыли. Заблуждения физиократов основаны на том, что сельское хозяйство действительно является уникальной отраслью, где происходит увеличение одной и той же натурально-вещественной формы. Например, землю засевают зерном, а в конце производственного цикла получают то же зерно, только в большем количестве. Прирост богатства очевиден. В промышленности исходные компоненты производства и его результат имеют разную натурально-вещественную форму. Чтобы оценить эффективность, нужно сделать стоимостные расчеты.

Английские классики – в первую очередь А. Смит (1723 – 1790), – эту проблему решили. Оценка стоимости благ производилась ими по количеству затраченного на их производство труда. Машины в то время еще не получили широкого распространения, поэтому трудовые затраты действительно составляли бóльшую часть издержек производства. Рыночная экономика, находившаяся в тот период на начальной стадии своего формирования, развивалась стремительно, что позволило А. Смиту выдвинуть идею "незримой руки рынка", которая наиболее рациональным образом регулирует все экономические процессы. Государство должно только обеспечить правовой режим для функционирования экономики.

К середине XIX в. последователи классической школы разделились на несколько направлений. Основные различия между ними определялись той оценкой, которую они давали рыночной экономической системе, социальным последствиям и перспективам ее функционирования. Одни из них ,например, француз Ж. Б. Сэй (1767 – 1832), считали, что система вполне гармонична, имеет механизм саморегулирования и справедливо распределяет созданный продукт. Другие , наоборот, обвиняли рыночную экономику в бесчеловечности, социальной несправедливости и пророчили ей скорый конец как результат ее внутренних противоречий. Самым известным представителем этого направления был немецкий экономист и философ К. Маркс (1818 – 1883).

Если XVIII век называют "золотым веком капитализма", то в XIX веке экономика действительно столкнулась с целым рядом серьезных проблем, и не только социального характера. Достаточно острой становится проблема экономических кризисов, что заставляет ученых задуматься о том, какими факторами определяется спрос, чем руководствуется потребитель, делая свой выбор. В связи с этим в экономической науке зарождается новое направление - маржинализм, которое во главу исследований ставит потребление. Австриец К. Менгер (1840 – 1921) и англичанин У. С. Джевонс (1835 – 1882) критикуют классиков и утверждают, что ценность благ определяется не издержками производства, а субъективной оценкой потребителя.

Маржинальные идеи господствовали в экономической науке не долго, и уже к 90-м гг. XIX в. А. Маршалл объединил маржинальный и классический подход к оценке стоимости благ. По его мнению, цена товара определяется соотношением спроса и предложения. В своих работах А. Маршалл широко использовал математический аппарат. Современная микроэкономика в значительной степени основывается на этих исследованиях.

Новый этап в развитии макроэкономических исследований связан с именем английского экономиста Д. М. Кейнса (1883 – 1946). Великая депрессия 1929 – 33 гг. показала, что циклические колебания в экономике могут достигать такой амплитуды, что рыночная экономика оказывается не в состоянии вернуться к равновесию. Д. М. Кейнс и его последователи предложили систему мероприятий экономической политики государства, которая позволяет сгладить экономическую цикличность. Основное внимание при этом уделяется стимулированию эффективного спроса.

В 70-х гг. XX века наряду с положительными результатами кейнсианской политики обнаружились и ее недостатки – высокие темпы инфляции, дефицит госбюджета и т. п., – что послужило причиной ее критики. Широкое распространение получили неоклассические взгляды, в соответствии с которыми государство должно минимизировать свое воздействие на экономику.

С 90-х гг. XX в. растет популярность институционального направления экономической науки. Его сторонники полагают, что экономика развивается под мощным воздействием целого ряда юридических, политических и социальных институтов, и устранение их из экономического анализа не позволяет сделать выводы науки пригодными для практического использования.

 

Вопрос 2. Предмет экономики и ее функции

 

В ходе развития экономической науки ее предмет эволюционировал. В эпоху меркантилизма главный интерес ученых представляли деньги и способы их получения. Классическая школа сместила акценты в сторону производства, т.к. под богатством стали понимать материальные ценности. Последователи классиков в центр внимания поставили проблему распределения созданного продукта. С конца XIX в. и по настоящее время усилия ученых были сосредоточены на анализе человеческого поведения в отношении между данными целями и ограниченными средствами, имеющими альтернативные возможности применения (Л. Робинс).

Экономическая наука изучает то, как общество, сталкиваясь с центральной проблемой согласования безграничных желаний в потреблении товаров и услуг с ограничивающими их выпуск дефицитными ресур­сами, решает три главных проблемы: что, как и для кого производить?

В зависимости от уровня изучения процессов и явлений экономической жизни, в экономической науке можно выделить два больших раздела: микроэкономику и макроэкономику.

Предметом микроэкономики является поведение индивидуального экономического субъекта рыночной экономики, функционирующего в условиях ограниченности ресурсов. При этом под индивидуальным экономическим субъектом понимается первичный элемент хозяйственной системы, самостоятельно осуществляющий определенные экономические функции. Такими звеньями являются предприятие, домашнее хозяйство, потребитель, инвестор, собственник земли, капитала или рабочей силы.

Поведение экономического субъекта – это процесс выработки, принятия и реализации решения о том, как ему использовать имеющиеся в его распоряжении ограниченные ресурсы с наибольшей для него пользой или выгодой. В микроэкономике принято считать, что экономические субъекты действуют рационально. Это значит, что основным мотивом их деятельности является максимизация материальной выгоды, измеренной в конкретном показателе. Для предприятия – это показатель прибыли, для покупателя – полезность потребительского набора, для инвестора – отдача от капиталовложений. Рациональными считаются все действия, которые приводят к уменьшению затрат ресурсов и к увеличению выгоды.

Предметом макроэкономики является экономическая система в целом. Данный раздел экономической науки оперирует такими агрегированными показателями, как валовый национальный продукт, национальный доход, общий уровень цен, платежный баланс и т. п. Внимание макроэкономики сосредоточено на проблемах занятости, инфляции, экономического роста, платежного баланса. Теоретическое решение этих вопросов составляет базу для формирования экономической политики.

Экономическая наука выполняет следующие основные функции:

· познавательную, которая состоит в изучении экономических процессов и явлений и их научном объяснении;

· практическую (выработка научных рекомендаций для экономической политики, для управления производством на различных уровнях);

· методологическую, которая заключается в создании теоретической основы для выбора инструментов исследования многих других наук.

 

Вопрос 3. Методология и методы экономической науки

 

Слово "метод" в переводе с греческого означает путь к чему-
либо, т.е. применительно к экономике - это способ познания явлений и процессов. Методология представляет собой науку о выборе методов исследования, соответствующих поставленным задачам.

 Реальная экономика сложна для исследования. Поэтому для выявления экономических закономерностей используется метод научной абстрак ции, позволяющий реальную экономику упростить. Абстракция предполагает, что все другие явления, за исключением анализируемых в данный момент, остаются неизменными. Научная абстракция позволяет выделить наиболее существенные стороны изучаемого явления и отвлечься от всего второстепенного и случайного.

В отличие от многих естественных наук, в экономике возможности проведения "натурного" эксперимента весьма ограничены, а часто и вообще отсутствуют. Поэтому в экономических исследованиях широко исполь­зуются модели. Экономическая модель – это упрощенная картина действи­тельности, абстрактное обобщение. (Примером может служить модель совершенной конкуренции). Обычно модель стремится объяснить, как на ключевые экономические переменные (объем производства, издержки производства, прибыль, цены и т.д.) влияют различные факторы или эко­номические условия. Модели бывают логические, графические, экономико-математические.

Выводы из экономических моделей выражаются в форме гипотез.
При выборе модели для объяснения явлений хозяйственной жизни в стране
необходимо особенно тщательно обосновать правомерность применения
той или иной модели, т.е. учесть границы ее использования и условия, для
которых она была разработана.

Анализ экономических явлений может быть нормативным и пози тивным. С помощью позитивного анализа делаются утверждения типа "если..., то...", которые затем посредством сравнения с фактами могут быть подтверждены или опровергнуты. (Пример позитивного анализа: если ставка налога на прибыль будет уменьшена, то доходы бюджета увеличатся). Позитивный анализ не дает оценки результата, не определяет того, плох он или хорош, ничего не говорит о его желательности. Это делает нормативный анализ. Нормативный экономический анализ используется для оценки желательности альтернативных результатов в соответствии с основополагающими оценочными суждениями.

С помощью нормативного анализа даются рекомендации в области государственной политики; он служит для корректировки рыночной деятельности. Нормативные утверждения – это утверждения типа "следует сделать это или то". (Пример нормативного утверждения: следует уменьшить безработицу до уровня "полной занятости"). Нормативные суждения нельзя проверить фактами, поскольку они определяют цель действий. Поэтому утверждения нормативного анализа вызывают наиболее глубокие разногласия.

При решении вопроса о том, полезна данная экономическая концепция или нет, необходимо иметь в виду, что конечный критерий полезности экономической теории состоит в том, что она не только объясняет экономические явления, для которых была создана, но с ее помощью можно также делать прогнозы.








Лекция 2

Дата: 2018-11-18, просмотров: 603.