1. Рыночный механизм и его элементы.
2. Спрос и закон спроса.
3. Предложение и закон предложения Рыночное равновесие.
Вопрос 1. Рыночный механизм и его элементы
Любое общество для удовлетворения многообразных потребностей человека сталкивается с извечной фунддаментальной проблемой - проблемой адекватного рационального использования ограниченных ресурсов. Соответственно обществу приходится делать выбор: что, как и для кого производить.
Разрешая эти сложные проблемы, общество ставит перед собой цели - обеспечить экономический рост, полную занятость, стабильность цен, экономическую свободу, справедливое распределение доходов, социальные гарантии престарелым, больным, молоимущим.
Современная рыночная экономика - это смешанная экономика, в которой производство развивается под воздействием собственных рыночных сил, направляющих предпринимательскую активность производителей, а государство - регулирует этот процесс, устанавливая правовую структуру бизнеса и контролируя ее соблюдение, осуществляет различные социальные и политические программы.
Функционирование современной экономики, в которой экономические решения применяются в основном децентрализованным путем, осуществляются главным образом через рынок. Рынок - это прежде всего взаимодействие многообразных равных в реализации своих экономических прав собственников. Без развитых отношений и разнообразия форм собственности рынок невозможен в принципе, т. к. во-первых, на рынке развиваются взаимоотношения, прежде всего, именно между собственниками капитала, средств производства, имущества, рабочей силы, информационного продукта. Без этих собственников нет и рынка; во-вторых, отношения собственности лежат в основе принципа подлинной заинтересованности в результатах хозяйствования, обеспечивающей высокую экономическую эффективность деятельности каждого собственника, а в итоге и экономики в целом; в-третьих, динамизм развитию экономики придает конкуренция, которая дается естественным образом там, где есть многообразие собственников и многообразие форм собственности, конкурирующих между собой; в-четвертых, определяющим принципом рыночной экономики является принцип экономической свободы хозяйствующих субъектов, который в полной мере проявляется только тогда, когда субъект свободен в распоряжении факторами производства.
Рынок - это совокупность конкретных экономических отношений, которые складываются между покупателями и продавцами в процессе купли-продаже товаров и услуг, вследствие чего определяются их цена и количество. Индивидуальные решения участников рынка мотивированы собственными частными интересами и вовсе не направлены на то, чтобы успешно функционировала экономика в целом: миллионы потребителей принимают самостоятельные решаения, какие товары и в каком количестве покупать; ограниченное число производителей - что и как производить; а владельцы факторов производства делают свой собственный выбор - кому и как их продать. Все эти субъекты тесно связаны через рынок. Координацию всех независимо принимаемых решений осуществляет рыночный механизм - сердце рынка. Он обеспечивает как доведение решений отдельных хозяйствующих субъектов друг другу, так и увязку этих решений через систему цен и конкуренцию.
Цены вступают сигнало, дающим информацию об условиях на рынке как для потребителей, так и для производителей. Они служат маяком, по которомухозяйствующие субъекты могут "сверять" свой выбор, преследуя частный интерес. Через цены суммируются и балансируются бесчисленные индивидуальные экономические решения. Цены являются организующей силой в рыночной экономике.
Конкуренция сдерживает частные интересы, направляет их на производство общественно необходимых товаров. Конкуренция - это основная регулирующая и контролирующая сила в рыночной экономике.
Каким образом работает рыночный механизм?
В рыночной экономике каждый товар, каждая услуга имеют цену. Даже различные виды человеческого труда имеют цену, называемую уровнем зарплаты. Каждый получает доход от продажи и использует его для покупки того, что он хочет. Если какого-то товара нужно больше - покупатели увеличивают его покупки, а продавцы, чтобы нормровать ограниченное предложение, поднимут на него цену. Высокие цены заставят производить больше этого товара.
В обратной ситуации, если товар имеется в большом колличестве, чем люди хотят купит, продавцы постараются избавиться от запасов этого товара, снизив на него цену. По более низким ценам люди станут покупать больше этого товара, а производители не будут больше выпускать его в таких количествах. Тем самым соотношение между продовцом и покупателем будет восстановлено.
Каков же механизм установления цены того или иного товара? Она складывается под воздействием спроса и предложения. Раскрытие этих категорий имеет важное значение как на микро-, так и на макроуровне. Их понимаение поможет уяснить не только механизм образования цены, но и функционирование всего рыночного механизма.
Вопрос 2. Спрос и закон спроса
Главный фактор, определяющий количество товара, на которое предъявлен спрос, – цена данного товара.
Функция спроса от цены имеет следующий вид: QD = f (Р),
где QD – величина спроса, Р – цена товара.
Величина (объем) спроса на товар есть количество этого товара Qi, которое массовый потребитель желал бы купить по определенной цене Рi.
Спрос есть совокупность значений функции QD во всем диапазоне значений аргумента Р при прочих равных условиях.
Функция спроса от цены графически представлена кривой спроса D (рис. 3.1). Если меняется цена товара с Р2 до Р1, а все остальные факторы, влияющие на спрос, остаются без изменения, то происходит движение вдоль линии спроса, при этом изменяется величина (объем) спроса с QD2 до QD1.
Закон спроса: с ростом цены количество покупаемого товара сокращается (при условии, что все другие факторы остаются неизменными).
Детерминанты спроса. Не только цены определяют количество купленных товаров. Кроме них существуют неценовые факторы (детерминанты): 1) средний доход потребителя, 2) размер рынка, 3) цена и полезность товаров - заменителей, 4) ожидания покупателей, 5) их вкусы и предпочтения.
Когда происходит изменение неценовых факторов и цена данного товара остается неизменной, то происходит изменение спроса на Рис. 3.1. Кривая рыночного спроса
товар и кривая спроса сдвигается:
вправо - при увеличении спроса (D→D1) влево - при его сокращинии (D→D2) (рис. 3.1).
Существует индивидуальный и рыночный спрос. Рыночный спрос представляет собой сумму индивидуальных спросов различных людей (рис.3.2).
Рис. 3.2. Индивидуальный и рыночный спрос
Вопрос 3 . Предложение и закон предложения
На количество предлагаемых товаров влияет ряд факторов. Определяющий из них – цена.
Функция предложения от цены имеет следующий вид: QS = f (Р),
где QS – величина предложения, Р – цена данного товара.
Величина ( объем) предложения товара есть количество товара Qi, которое производитель предлагает для продажи по определенной цене Рi.
Предложение есть совокупность значений функции предложения QS во всем диапазоне значений аргумента Р при прочих равных условиях.
Функция предложения по цене графически представлена кривой предложения S (рис. 3.3). Если меняется цена товара с Р1 до Р2, а все остальные факторы остаются неизменными, то происходит движение вдоль линии предложения, при этом изменяется объем предложения с QS1 до QS2.
Закон предложения: Объем предложения возрастает при увеличении цены, при прочих равных условиях.
Рис. 3.3. Кривая рыночного положения
Детерминанты предложения. Кроме цены, на объем предложения влияют неценовые факторы (детерминанты): 1) технология про-изводства, 2) цены на экономические ресурсы, 3) число продавцов на рынке, 4) налоги и субсидии, 5) цены на другие товары, 6) ожидания изменения цен.
Если изменяются неценовые факторы, а цена данного товара остается неизменной, то происходит изменение предложения товара, и кривая предло-
жения сдвигается вправо – при увеличении предложения (S→S1, влево –
при снижении (S1→S2) (рис. 3.3).
Вопрос 4. Рыночное равновесие
Рыночное равновесие на отдельном рынке зависит от взаимодействия спроса и предложения. В условиях конкуренции движение цен вызывает изменение объемов спроса и предложения, приводя их между собой в соответствие. Равновесие устанавливается в точке пересечения кривых D и S (рис. 3.4, точка Е).
Равновесная цена РЕ – это цена, при которой объем спроса равен объему предложения, т.е. это цена, при которой
нет ни излишка, ни дефицита товара.
При прочих равных условиях равновесная цена устанавливается при таком соотношении спроса и предложения, когда количество товаров, которое покупатели хотят приобрести, соответствует тому их количеству, которое производители готовы предложить.
Рис. 3.4. Рыночное равновесие
цен спроса и предложения
При этом на рынке отсутствует тен-
денция изменения цен и количества товаров.
Равновесный объем QЕ – это количество товара, которое реализуется по равновесной цене.
Математически рыночное равновесие можно выразить следующим образом. Допустим, линейная кривая спроса задана уравнением: QD = - Р + 7. Линейная кривая предложения имеет вид QS = 2Р - 5.
В состоянии равновесия QD = QS , или -Р + 7 = 2Р-5.
Решая уравнения, получим равновесную цену и равновесный объем: РЕ = 4; QЕ = 3.
1. Если цена установится выше равновесного уровня, то на рынке предложения будет превышать спрос и образуется излишек товара. Его наличие вызовет усиление конкуренции продавцов, и сначала некоторые из них, а затем и остальные начнут снижать цену, толкая ее вниз к цене равновесия PE. Объем спроса будет расти, а объем предложения сокращаться до тех пор, пока они не станут равными ОE. Любой товарный дефицит через усиление конкуренции покупателей будет поднимать цену товара вверх. По этой причине объем спроса будет сокращаться, объем предложения расти, и в конечном итоге установится равновесная цена PЕ, по которой будет продаваться QЕ товаров на рынке.
2. Если цена установится ниже равновесной, то спрос превысит предложение и возникает дефицит товара.
Так работает механизм саморегулирования рынка, который через реакцию цен на возникающие излишки или дефициты товаров изменяет рыночное поведение покупателей и продавцов, вынуждая их то сокращать, то расширять спрос и предложение, приводя рынок в равновесие.
Изменение равновесной цены и равновесного объема при изменении спроса и предложения. Изменение спроса или предложения под действием неценовых факторов сопровождается сдвигами кривых Q и S. В результате равновесие будет достигнуто в новых точках их пересечения. Возможны следующие варианты перемещения кривых:
1. Сокращение или рост спроса при постоянном предложении (рис. 3.5). Если спрос сократится, равновесие переместится из точки E0 в точку Е1,сопровождаясь снижением цен. Когда же спрос растет, то и цены растут.
Рис. 3.5. Сокращение и рост спроса Рис. 3.6. Сокращение и рост предложения
(предложение не изменилось) (спрос не изменился)
2. Сокращение или рост предложения при постоянном спросе (рис. 3.6). При сокращении предложения кривая S сдвигается влево, вызывая рост цены. Равновесие установится в точке E1. Наоборот, увеличение предложения ведет к снижению цен.
Рис. 3.7. Сдвиг равновесия в случае одновременного изменения спроса и
предложения (спрос вырос, предложение сократилось)
3. Одновременное движение кривых спроса и предложения (рис. 3.7). Оно вызывает переход в новое равновесное состояние в зависимости от степени изменения спроса и предложения.
В случае, изображенном на рис. 3.7, предложение сокращалось, а спрос рос, что привело к небольшому увеличению равновесного объема продаж с Q0 до Q1 и существенному повышению цены с P0 до P1.
Лекция 4
Эластичность спроса и предложения
1. Эластичность спроса по цене.
2. Эластичность спроса по доходу.
3. Перекрестная эластичность спроса.
4. Эластичность предложения по цене.
Вопрос 1 . Эластичность спроса по цене
Под эластичностью понимается способность одной экономической переменной реагировать на изменение другой переменной. Так как величина спроса и предложения зависит от целого ряда факторов, можно рассмотреть разнообразные варианты эластичности спроса и предложения. Единственным ограничением количества таких вариантов является квантифицируемость факторов, т. е. возможность быть измеренными в количественных характеристиках.
Один из наиболее распространенных в экономической практике показателей – ценовая эластичность спроса, т. е. степень воздействия изменения цены на изменение количества продукции, на которое предъявлен спрос. Чтобы не попасть в зависимость от единиц измерения, используются процентные изменения, а не их абсолютные величины:
ΔQd * 100 %
Qd
Еdp = ---------------- .
ΔP * 100 %
P
При использовании данной формулы возникает вопрос: что брать за базу сравнения для определения процентных изменений (Qd и P)? Возможны два варианта. Если за базу принимаются исходные варианты значений Qd и P, то рассчитанный показатель называется точечной эластичностью:
ΔQ * 100 %
Q1
Еdp = ---------------- .
ΔP * 100 %
P1
Если же за базу принимаются средние между исходным и конечным значения Qd и P, то это дуговая эластичность:
Q 2 - Q 1 * 100 %
(Q2 + Q1)/2
Еdp = ------------------------- .
_P 2 _-_ P 1 _ * 100 %
(P2 + P1)/2
В соответствии с законом спроса цена и объем спроса меняются в обратных направлениях, поэтому ценовая эластичность спроса всегда имеет отрицательную величину. Возможны следующие варианты значений:
1) - 1 < Edp < 0, т. е. существенные изменения в цене ведут лишь к несущественным изменениям в объеме спроса. Такой спрос называется неэластичным, он характерен для предметов первой необходимости.
2) Edp < - 1, т. е. небольшие изменения в цене ведут к существенным изменениям в объеме спроса. Такой спрос называется эластичным, он характерен для товаров, потребление которых можно варьировать, т. е. не первой необходимости.
3) Edp = - 1, т. е. изменение цены на 1 % ведет к изменению объема спроса на 1 %. Это спрос с единичной эластичностью.
4) Edp = 0, т. е. потребители покупают одно и то же количество товара независимо от его цены. Такой спрос называется абсолютно неэластичным и характерен для товаров, спрос на которые определяется не экономическими соображениями, а, например, физиологическими нормами (соль), указаниями врачей (инсулин) и т. п.
Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса:
1. Наличие и доступность товаров-заменителей. Чем их больше, тем эластичнее спрос. При отсутствии заменителей спрос становится абсолютно неэластичным.
2. Степень агрегированности товарной группы. Чем она выше, тем меньше эластичность.
3. Категория товара. На предметы первой необходимости спрос менее эластичен, чем на те товары, без которых можно обойтись. Выделение категории товара в определенной степени связано с уровнем экономического развития, национальной и исторической традициями
4. Доля товара в бюджете потребителя. Чем она больше, тем эластичнее спрос.
5. Период времени, за который мы рассчитываем эластичность. Влияние этого фактора, во-первых, связано с тем, что для приспособления к новым ценам потребителю понадобится определенное время, и, во-вторых, для товаров длительного пользования ценовая эластичность спроса значительно отличается в короткий и долгосрочный периоды.
Показатель ценовой эластичности спроса применяется для разработки ценовой политики фирмы, так как при эластичном спросе общая выручка растет при снижении цены и падает с ростом цены. При неэластичном спросе наоборот: выручка падает при уменьшении цены и растет при ее увеличении. При единичной эластичности выручка остается неизменной. Показатели ценовой эластичности также учитываются государством при использовании различных способов воздействия на ценовой механизм (в частности, при определении величины налогов).
Вопрос 2. Эластичность спроса по доходу
В ходе экономического развития меняется не только суммарный объем потребления общества, но и его структура, что в значительной степени отражается в таком показателе, как эластичность спроса по доходу, т. е. способность объема спроса меняться под воздействием изменения дохода потребителей.
ΔQ * 100 %
Q
ЕdI = ---------------- .
ΔI _ * 100 %
I
Методика проведения расчетов аналогична методике расчета ценовой эластичности спроса (см. вопр. 1.)
В отличие от ценовой эластичности, которая всегда отрицательна, эластичность спроса по доходу может иметь и отрицательные, и положительные значения.
Если EdI < 0, это означает, что с ростом доходов потребитель уменьшает объем спроса на данный товар, который называется товаром низшей категории. Такое поведение потребителя может проявляться как в замене низкокачественных товаров более высококачественными в рамках одной и той же товарной группы, так и в уменьшении спроса в целом на некоторые товарные группы, в первую очередь на те, потребление которых не лучшим образом влияет на здоровье.
Для большинства товаров EdI > 0. Такие товары называются нормальными.
Можно рассмотреть два интервала:
1) 0 < EdI < 1. Данные значения EdI характерны для нормальных товаров с неэластичным спросом по доходу.
2) 1 < EdI. Данные значения EdI характерны для нормальных товаров с эластичным спросом по доходу.
Факторы эластичности спроса по доходу:
1. Категория товара. Для предметов первой необходимости EdI меньше, чем для предметов роскоши.
2. Характеристика воздействия товара на здоровье и образ жизни потребителя. Чем благоприятнее такое воздействие, тем выше EdI .
3. Национальные, религиозные и исторические традиции. По отношению к некоторым товарам могут существовать ограничения в потреблении, связанные с религиозными или национальными обычаями. Например, мусульмане не потребляют больше свинины с ростом дохода.
4. Период времени, за который мы рассматриваем EdI. Консерватизм спроса не позволяет потребителю мгновенно вслед за изменением уровня доходов менять свои потребительские предпочтения.
5. Начальный уровень доходов и насыщения потребности в данном товаре.
Показатель эластичности спроса по доходу используется для определения перспектив развития отдельных отраслей экономики с целью повышения эффективности инвестиций и макроэкономического регулирования.
Вопрос 3. Перекрестная эластичность спроса
Экономика – сложный организм, в котором отдельные рынки очень активно взаимодействуют. Такая взаимосвязь проявляется в том числе и через влияние цен одних товаров на спрос на другие товары, что характеризуется показателем перекрестной эластичности:
ΔQdx * 100 %
Qdx
Еx,y = ---------------- .
ΔPy * 100 %
Py
Методика расчетов аналогична расчету прямой ценовой эластичности (см. вопр. 1).
Возможны следующие варианты значений Ex,y:
1) Ex,y < 0, т. е. с ростом цены товара y, спрос на товар x снижается.
В данном случае товары x и y являются комплементарными благами, т. е. их эффективное потребление возможно только в комплекте друг с другом.
2) Ex,y > 0, т. е. с ростом цены товара y, спрос на товар x растет.
В такой ситуации можно утверждать, что товары x и y – субституты, т. е. товары, удовлетворяющие одну и ту же потребность и заменяющие друг друга.
3) Ex,y = 0, т. е. изменения цены товара y не влияют на спрос на товар x.
Это означает, что x и y – независимые товары, т. е. их потребление не связано между собой.
Вопрос 4. Эластичность предложения по цене
Под эластичностью предложения по цене понимают чувствительность изменения объема предложения к изменению цены выпускаемого товара:
ΔQs * 100 %
Qs
ЕSp = ---------------- .
ΔP * 100 %
P
В соответствии с законом предложения ESP всегда является положительной величиной. Возможны следующие варианты значений:
1) ESP > 1 – эластичное предложение, т. е. небольшое изменение цены ведет к значительному изменению объема предложения.
2) 0 < ESP < 1 – неэластичное предложение, т. е. даже значительное изменение цены ведет лишь к небольшим изменениям объема предложения.
3) ESP = 1 – предложение с единичной эластичностью, т. е. изменение цены на 1 % влечет за собой изменение объема предложения также на 1 %.
Факторы ценовой эластичности предложения:
1. Способность товара к длительному хранению и стоимость такого хранения. Чем больше такие возможности и чем ниже связанные с этим затраты, тем эластичнее предложение.
2. Особенности производственного процесса. Чем универсальнее оборудование и чем больше технологические возможности для варьирования объема производства, тем больше эластичность.
3. Наличие избыточных производственных мощностей. Если на предприятии имеется незадействованное оборудование, его можно использовать для увеличения выпуска продукции.
4. Период времени, за который рассчитывается эластичность. Чем он больше, тем больше эластичность, т. к. предприятиям необходимо время для перераспределения ресурсов.
В отличие от ценовой эластичности спроса, ценовая эластичность предложения не определяет снижение или уменьшение выручки – с ростом цены производимого товара выручка производителя всегда растет, но скорость этого роста тем выше, чем больше эластичность предложения.
Лекция 5
Теория потребителя
1. Количественный (кардиналистский) подход к анализу потребностей и спроса.
2. Порядковый (ординалистский) подход к анализу потребностей и спроса.
3. Кривые безразличия, карты безразличия.
4. Линия бюджетного ограничения. Равновесие потребителя.
5. Реакция потребителя на изменение дохода. Кривые Энгеля.
6. Реакция потребителя на изменение цен. Кривая «цена – потребление.
7. Эффект дохода и эффект замены.
Рыночный спрос формируется на основе решений потребителей, которые руководствуются своими потребностями и наличными средствами. Задача потребителя состоит в распределении ограниченных средств между различными благами таким образом, чтобы максимизировать эффект от их потребления. В экономической теории существуют два подхода к оценке потребностей и полезности потребляемых благ: количественный и порядковый.
Вопрос 1. Количественный (кардиналистский) подход к анализу потребностей и спроса.
Количественный подход основан на теории полезности, разработанной в последней трети 19-го века австрийскими экономистами У.Джевонсом, К. Менгером, Л.Вальрасом. В ее основе лежит гипотеза о возможности измерения полезности различных благ в гипотитических единицах – ютилах. Различаются понятия полезности отдельного блага, общей полезности от потребления набора благ и предельной полезности.
Оценка взаимосвязи между полезностью и объемом потребления благ производится с помощью функции общей полезности:
TU = f (Q A , Q B , QC ,……, Q N ) ,
где TU – общая полезность набора благ;
QА, QВ , …… QN - объемы потребления благ А, В,… N в единицу времени.
Изменение общей полезности товарного набора в зависимости от объема потребления товара А при фиксированных объемах потребления других благ представлено на рис. 5. 1.
На графике отрезок 0М представляет собой полезность товарного набора при фиксированных объемах потребления товаров В, С,……, N и нулевом потреблении товара А. Предполагается, что функция Т U возрастающая (чем больше товара А потребляется, тем большую полезность имеет товарный набор) и выпуклая вверх ( каждая последующая потребляемая единица товара А увеличивает общую полезность товарного набора на меньшую величину, чем предыдущая). В принципе функция Т U может иметь точку максимума D, после которой она становится убывающей, так как потребление дополнительной единицы товара А не полезно, а вредно для потребителя.
TU
D
F TU
М
0 QA
QA ¢ QA ²
Рис. 5.1. Общая и предельная полезность
Предельная полезность ( М U – marginal utility) есть прирост общей полезности товарного набора при увеличении объема потребления данного товара на единицу. М U определяется по формуле:
М U = D TU ¤ D Qi Þ MU = dTU / dQi ,
т. е. предельная полезность равна производной функции общей полезности по объему потребления i-го товара.
Согласно теории полезности поведение потребителя основано на двух законах, получивших наименование первого и второго законов Госсена. Первый закон Госсена – это закон убывания предельной полезности, суть которого в том, что с увеличением объема потребления товара происходит убывание его предельной полезности. Второй закон Госсена характеризует условия потребительского равновесия или достижения максимума полезности. Максимум полезности имеет место, если потребитель распределит свои ограниченные средства на покупку товаров А, В, С,……, N таким образом, что имеет место равенство:
MU А / PА = MUВ / PВ = MUС / PС = ……= MUN / PN = l ,
где l - величина, характеризующая предельную полезность одного рубля.
Отношение М UА / РА представляет собой прирост общей полезности в результате увеличения расходов потребителя на товар А на один рубль.Таким образом, при равновесии потребителя полезность, получаемая от траты последней денежной единицы, потраченной на покупку любого товара, одинакова, независимо от того на какой именно товар она израсходована.
В основе второго закона Госсена лежит эквимаржинальный принцип. Согласно этому принципу, если бы второй закон Госсена не соблюдался, то потребитель мог бы денежную единицу, дающую меньшую предельную полезность, перераспределить туда, где ее предельная полезность была бы больше. Такое перераспределение расходов будет происходить до тех пор, пока отношение предельной полезности к цене для каждого реально покупаемого товара не станет одинаковым.
Вопрос 2 . Порядковый (ординалистский) подход к анализу потребностей и спроса
Порядковый поход не требует использования искусственных единиц измерения полезности. Достаточно, чтобы потребитель был способен упорядочить все возможные товарные наборы по их предпочтительности.
Полезность означает по сути порядок предпочтения. Утверждение «набор А предпочтительнее небора B” эквивалентно утверждению “набор А имеет большую для данного потребителя полезность, чем набор В». Предпочтения потребителями определенного набора товаров по отношению к другим наборам основываются на ряде аксиом, справедливых для большинства людей:
а) Аксиома полной (совершенной) упорядоченности предпочтений потребителя. В соответствии с этой аксиомой потребитель способен ранжировать все возможные наборы товаров с помощью отношений предпочтения (>) и безразличия (~). Для любой пары товарных наборов А и В потребитель может указать, что либо А > В , либо В > А, либо А ~ В (наборы А и В равноценны).
б) Аксиома транзитивности или согласованности предпочтений. Транзитивность предпочтений состоит в том, что если А > B и В > C, то А > C; если А ~ В и В ~ С, то А ~ С; если А > B и В ~ С, то А > C. Эта аксиома исключает возможность ситуаци, когда: А > B, В > C и одновременно С > A.
в) Аксиома ненасыщения потребностей. Согласно этой аксиоме, если набор А содержит не меньшее количество каждого товара, а одного из них больше, чем в наборе В, то А > B. Предполагается, что увеличение потребления любого товара при фиксированных объемах потребления других товаров улучшает положение потребителя. Под эту аксиому не подходят антиблага, обладающие отрицательной полезностью, потребление которых сокращает уровень благосостояния потребителя.
г) Аксиома независимости потребителя. В соответствии с этой аксиомой удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими. Это означает, что потребителю не свойственны чувства зависти и сострадания.
Вместе с тем в действии последней аксиомы существуют исключения. Американский экономист Х.Либенстайн выделяет три типичных случая взаимных влияний при потреблении:
- действие эффекта присоединения к большинству. Суть эффекта в том, что потребитель стремясь не отставать от других, приобретает то, что покупают другие. Он зависит от мнения других, зависимость прямая;
- действие эффекта сноба. В этом случае доминирует стремление выделиться из толпы. Потребитель зависит от мнения других, зависимость обратная.
- действие эффекта Веблена. Именем американского экономиста Т.Веблена называют престижное или демонстративное потребление, когда товары или услуги используются для того, что произвести неизгладимое впечатление на окружающих.
Таким образом, в порядковой теории потребления задача максимизации полезности сводится к задаче выбора потребителем, имеющем ограниченный бюджет, наиболее предпочтительного товарного набора из всех доступных для него.
Вопрос 3 . Кривые безразличия, карты безразличия
Система предпочтений потребителя графически изображается с помощью кривых безразличия и карт безразличия.
Кривая безразличия – это линия, каждая точка которой представляет такой набор из двух продуктов (х, у), что потребителю безразлично какой из этих наборов выбирать. На рис. 5.2 товарные наборы А и В равноценны с точки зрения данного потребителя наборы А и В, поэтому точки А и В лежат на одной и той же кривой безразличия.
Картабезразличия представляет собою полную совокупность кривых безразличия индивидуального потребителя. На рис. 5.2 она представлена семейством из 4-х кривых безразличия. Карта безразличия полностью отражает все индивидуальные предпочтения потребителя. Кривые безразличия обладают следующими свойствами:
· Кривые безразличия имеют отрицательный наклон (это свойство следует из аксиомы о ненасыщении потребностей).
· Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, содержит более предпочтительные наборы товаров для данного потребителя (это вытекает из аксиомы о ненасыщении потребностей).
· Кривые безразличия никогда не пересекаются, иначе говоря, через каждую точку может быть проведена только одна кривая безразличия (если данное свойство не выполняется, тогда нарушается аксиома транзитивности).
· Кривая безразличия может быть проведена через любую точку пространства потребительских благ (это вытекает из аксиомы полной упорядоченности предпочтений потребителя.
Кривые безразличия, как правило, выпуклы к началу координат. Иными словами, наклон кривой безразличия уменьшается по мере роста потребления какого-либо блага (это свойство объясняется действием закона убывающей предельной полезности).
У
УА А
U4
U3
УВ В
U2
U1
0 Х
ХА ХВ
Рис. 5.2. Кривые безразличия, карта безразличия
Из анализа кривой безразличия вытекает, что увеличение потребления одного товара, например, Х влечет за собой отказ потребителя от определенного количества другого товара У. Замена одного товара другим характеризуется понятием «предельная норма замещения» (MRS). Предельная норма замещения благом Х блага У (М RSху) представляет объем блага У, от которого должен отказаться потребитель, чтобы увеличить потребление блага Х на единицу при неизменном уровне полезности
М RSxy = - D U / D C при U = со nst .
Геометрически при малых DC величина MRS равна тангенсу угла наклона касательной к кривой безразличия в любой точке, например в точке А, умноженному на (- 1).
Если потребитель при выборе другого набора остается на той же кривой безразличия, то прирост полезности от добавления товара Х равен потере полезности от изъятия товара У, т. е.
D C ´ М Uх = - D U ´ MUу Þ - D U / D C = MUх / MUу = MRS ху .
Значит, предельная норма замены благом Х блага У может рассматриваться и как отношение предельных полезностей замещаемых благ. Поскольку М Uх уменьшается по мере замены товаром Х товара У , а MUу соответственно увеличивается, то отношение MUх / MUу, равное MRSху , по мере движения по кривой безразличия сверху вниз и слева направо уменьшается. На графике это проявляется в убывании значения тангенса угла наклона к кривой безразличия при движении по ней сверху вниз.
Вогнутый характер кривых безразличия - наиболее типичная ситуация. Однако, есть немало и исключений. Так, для товаров абсолютно взаимодополняемых (например, лыжи и крепления к ним) кривые безразличия имеют форму прямого угла. MRS в этом случае равна нулю, так как блага не могут заменяться.
Для двух совершенно взаимозаменяемых товаров кривые безразличия есть прямые линии с отрицательным наклоном. MRS при этом есть величина постоянная. В частном случае, при замене одной единицы товара на единицу другого MRS = 1.
Вопрос 4 . Линия бюджетного ограничения. Равновесие потребителя
Карта безразличия представляет собой графическое изображение системы предпочтений потребителя. Естественно, что потребитель стремится приобрести товарный набор, принадлежащий наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия. Но он ограничен в своих средствах и далеко не всякий товарный набор ему доступен. Для изображения множества доступных потребителю товарных наборов используется линия бюджетного ограничения.
Допустим, месячный доход потребителя равен I , он не делает никаких сбережений и весь доход расходует только на покупку товаров Х и У. Тогда бюджетное ограничение потребителя можно записать в форме
I = РХ ´ Х + РУ ´ У ,
где РХ и РУ есть, соответственно, цены товаров Х и У.
Х и У – переменные величины, потребитель выбирает те значения Х и У, которые доступны ему по бюджету. Выразив переменную величину У через величину Х, получим уравнение бюджетной линии
У = I / P У - ( PХ / PУ) ´ X.
На рис. 5.3 бюджетная линия занимает положение К L . Точки пересечения бюджетной линии с осями координат K и L определены следующим образом. Точка L определяется из условия расходования потребителем всего своего дохода I только на покупку товара Х. В этом случае длина отрезка 0 L равна I / PХ. Аналогично длина отрезка 0 K = I / PY. Наклон бюджетной линии равен ( - РХ / РУ ) – коэффициенту при Х в уравнении бюджетной линии. Коэффициент показывает количество товара У, от которого потребитель должен отказаться при потреблении дополнительной единицы товара Х.
У
К ( I / PY )
K1 (I ¢ / PY )
0 X
L1( I ¢ / PX ) L( I / PX )
Рис. 5.3. Бюджетная линия
Все товарные наборы, соответствующие точкам на бюджетной линии, стоят ровно 1 р. и являются поэтому доступными для потребителя. Напротив – расположенные выше и правее бюджетной линии, стоят более 1 р. и недоступны для потребителя. Таким образом, бюджетная линия ограничивает сверху множество доступных для потребителя товарных наборов. Поэтому ее именуют линией бюджетного ограничения.
При изменении дохода потребителя и цен на товары положение бюджетной линии изменяется. Если доход потребителя уменьшается до I ¢ < I , а цены остаются неизменными, то наклон бюджетной линии не меняется, поскольку он определяется только соотношением цен. Следовательно, произойдет параллельный сдвиг бюджетной линии вниз, она займет положение K1L1. Понятно, что при увеличении дохода произойдет параллельный сдвиг бюджетной линии вверх.
Предположим, что доход и цена товара Х неизменны, цена же товара У снижается до Р ¢ < P. Очевидно, что в этом случае точка L не изменит своего положения, поскольку оно определяется неизменными I и PХ. Левый же конец бюджетной линии сдвинется вверх и займет положение К2. При повышении цены Р он займет положение ниже точки К. Аналогичные перемещения будут у правого конца бюджетной линии при повышении или понижении РХ.
Для определения равновесного потребительского набора совместим карту безразличия с бюджетным ограничением потребителя (рис. 5.4). При этом понятно, что из всех доступных наборов потребитель выберет тот, который принадлежит наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия, так как именно этот набор обеспечит ему максимум удовлетворения. Потребитель не выберет точку А – точку пересечения бюджетной линии с некоторой кривой безразличия, потому что при движении вдоль бюджетной линии вправо вниз потребитель может перейти к товарным наборам, лежащим на более удаленных от начала координат кривых безразличия. По этой же причине потребитель не выберет точку В. Он выберет точку Е, в которой бюджетная линия лишь касается некоторой кривой безразличия U2. В этой точке достигается максимальный уровень полезности, доступный потребителю по бюджету, когда бюджет полностью израсходован. Оптимальный для потребителя набор Е содержит ХЕ единиц товара Х и УЕ единиц товара У.
У
А
УЕ Е
U3
U2
В U1
0 Х
ХЕ
Рис. 5.4. Равновесие потребителя (внутреннее решение)
В точке Е наклоны бюджетной линии и кривой безразличия совпадают. Наклон бюджетной линии равен ( - РХ / РУ), а наклон кривой безразличия равен ( - MRS ХУ ). Поэтому в точке Е выполняется равенство:
РХ / РУ = М RS ХУ
Данное равенство представляет собою условие равновесия (оптимума) потребителя. При этом условии потребитель максимизирует полезность в рамках бюджетного ограничения. Учитывая, что М RS ХУ = MUХ / MUУ, полное условие равновесия потребителя может выражено следующим образом:
М RSХУ = PХ / PУ = MUХ / MUУ
Вопрос 5. Реакция потребителя на изменение дохода. Кривые Энгеля
Рассмотренное равновесие потребителя справедливо при фиксированном доходе и неизменных ценах. В долговременной перспективе необходимо выяснить, как изменяется структура потребления при изменении дохода и цен. Вначале выясним, как потребитель реагирует на изменение дохода при условии, что цены и предпочтения остаются неизменными. При увеличении дохода бюджетная линия сдвигается вверх и вправо, при уменьшении – вниз и налево.
У
G
E3
E2
E1
I1 I2 I3
0 Х а
Х1Х2 Х3
I
H
I3
I2
I1
0 X б
X1 X2 X3
Рис. 5.5. Линия «доход – потребление» (а) и кривая Энгеля (б)
Допустим, что доход увеличивается (I1 < I2 < I3). Бюджетная линия смещается вверх и потребитель достигает более удаленной от начала координат кривой безразличия и нового равновесного набора. Соединив все точки равновесия, соответствующие различным уровням дохода, получим кривую G, именуемую кривой «доход – потребление». Эта кривая имеет положительный наклон, так как с ростом дохода потребление обоих товаров Х и У увеличивается. Такие товары называются нормальными. Однако кривая «доход – потребление» может иметь и отрицательный наклон. С ростом дохода потребление одного товара увеличивается, а другого уменьшается. Первый товар считается высококачественным, а второй - некачественным. Зависимость между объемом потребления товара и доходом потребителя при неизменных ценах и предпочтениях выражается кривой Энгеля (рис. 5.5. б). На рис. 5.6 показаны кривые Энгеля для нормальных, некачественных и высококачественных товаров, где доход - I, а расходы на товар - ХРХ.
На рис. 5.6 показаны кривые Энгеля для нормальных, некачест-венных и высококачественных товаров, где доход - I, а расходы на товар - ХРХ.
I I
Некачественный Высококачест-
товар венный товар
> 4 5 0
Нормаль-
< 4 5 0 ный товар
0 XРХ 0 XРХ
а б
Рис. 5.6. Кривые расходов Энгеля: а – некачественный товар;
б - нормальный товар, высококачественный товар
Э. Энгель на основе изучения бюджетов семей с различным уровнем доходов установил, что с ростом доходов структура потребления изменяется: доля доходов, направляемая на продовольствие снижается, доля, направляемая на жилье и связанные с ним расходы, а также на одежду, остается примерно постоянной, а доля других расходов растет. Современные исследования указанной зависимости показывают, что с ростом доходов прежде всего происходит насыщение продовольственными товарами, затем промышленными товарами стандартного качества и лишь позднее – высококачественными товарами и услугами.
Вопрос 6. Реакция потребителя на изменение цен. Кривая «цена – потребление
Допустим, что доход остается постоянным, а цена одного из товаров изменяется. Допустим, что цена товара Х снижается от РХ до Р ¢ C ( Р ¢ C < Р C).
При этом бюджетная линия KL смещается в положение KL1 (рис. 5.7 .а). Покупатель теперь может приобрести больше товара Х и равновесие сместится из точки Е1 в точку Е2. Соединив все подобные точки, получим кривую «цена – потребление» М. Точки этой кривой представляют множество всех равновесных комбинаций товаров Х и У при изменении цены товара Х.
У
К
M
E2
У2
У1
E1
0 Х а
X1 L X2 L1
Р
РХ
РХ ¢
D
0 Х б
Х1 Х2
Рис. 5.7. Линия «цена – потребление» (а) и линия спроса (б)
Для различных видов взаимосвязи благ в потреблении линия «цена – потребление» будет иметь различный вид:
- если данные блага являются субститутами, то, например, при росте цены на товар Х объем потребления блага У возрастет, и поэтому линия «цена – потребление» имеет отрицательный наклон;
- если данные блага являются комплиментарными, то, например, при росте цены на дополняющий товар Х, объем потребления блага У уменьшается. Поэтому линия «цена – потребление» имеет положительный наклон.
Исходя из данных о потреблении товара Х при различных ценах можно построить график индивидуального спроса на товар Х (рис. 5.7. б). Для построения кривой рыночного (отраслевого) спроса на данное благо необходимо для каждого фиксированного уровня цен суммировать все индивидуальные объемы оптимального потребления.
Вопрос 7 . Эффект дохода и эффект замены
Изменение цены какого-либо товара влияет на объем спроса на него через два эффекта – эффект дохода и эффект замены.
Эффект дохода возникает поскольку уменьшение цены данного товара увеличивает покупательную способность потребителя или его реальный доход.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 712.