Контроль в сфере природопользования и охраны окружающей среды
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Система мер по контролю и надзору за состоянием окружающей природной среды получила название экологического контроля. Его основная цель — обеспечивать соблюдение юридическими лицами и гражданами требований законодательства страны в области охраны окружающей среды, а ключевые задачи — выявлять, пресекать и предупреждать совершение физическими и юридическими лицами нарушений законодательства в области охраны окружающей среды; устанавливать причины и условия, способствующие совершению правонарушений; привлекать к ответственности нарушителей природоохранного законодательства.

Экологический контроль разделяется на государственный, ведомственный, производственный и общественный.

Государственный контроль в области охраны окружающей среды — это контроль за использованием и охраной земель (включая почвы), недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, озонового слоя, лесов, объектов растительного и животного мира, особо охраняемых природных территорий, типичных и редких природных ландшафтов, климата, а также за обращением с отходами всеми субъектами (государственными органами, юридическими лицами, гражданами). Контроль может быть предупредительным и текущим. Задачей предупредительного контроля является недопущение деятельности, которая в будущем может оказать негативное воздействие на окружающую среду, поэтому он осуществляется на стадии проектирования и планирования такой деятельности, реализации проекта и ввода объекта в эксплуатацию. Текущий контроль проводится уже в процессе эксплуатации предприятий и иных объектов, а также в процессе природопользования.

Государственный контроль осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, иными специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления, их территориальными органами, Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при президенте, местными Советами депутатов и исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции.

Государственные инспекторы в области охраны окружающей среды обладают широкими правами и полномочиями:

· посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной деятельности независимо от форм собственности;

· проверять соблюдение законодательства об охране окружающей среды;

· составлять протоколы об административных правонарушениях и налагать административные взыскания за нарушение природоохранного законодательства;

· вносить предложения о приостановлении строительства производственных объектов;

· ограничивать или приостанавливать работу отдельных производств и цехов, эксплуатация которых осуществляется с нарушением требований в области охраны окружающей среды, до устранения выявленных нарушений;

· вносить предложения о приостановлении или аннулировании специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов хозяйственной и иной деятельности в органы, выдавшие их, если такая деятельность осуществляется с нарушением требований в области охраны окружающей среды.

Ведомственный контроль в области охраны окружающей среды производится органами государственного управления либо организациями в целях проверки соблюдения подведомственными им объектами (подчиненными им юридическими лицами) национального законодательства об охране окружающей среды; реализации отраслевых программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды; выполнения предписаний Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и иных специально уполномоченных республиканских органов государственного управления. Следует уточнить, что хотя ведомственный контроль осуществляется органами государственного управления, он не является частью государственного контроля в области охраны окружающей среды. Различие кроется в области действия: ведомственный контроль ограничивается отраслевой сферой, а государственный имеет надведомственный характер. Примечательно, что его объекты не находятся в подчинении контролирующих органов.

Функции по проведению ведомственного контроля определяются, как правило, положениями об органах государственного управления. Например, Министерство сельского хозяйства и продовольствия организует внутриведомственный радиационный контроль, осуществляет разработку технологий сельскохозяйственного производства на загрязненной радионуклидами территории, отвечает за выполнение государственных программ по преодолению в республике последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Объектами ведомственного контроля в области охраны окружающей среды в системе жилищно-коммунального хозяйства являются: деятельность по обращению с коммунальными отходами и очистке сточных вод населенных пунктов, функционирование котельных и работа транспортных средств.

Производственный контроль в области охраны окружающей среды возложен на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, хозяйственная и иная деятельность которых оказывает вредное воздействие на окружающую среду.

Контроль на предприятии подразумевает следующие мероприятия:

· систематический отбор проб воздуха рабочей зоны, прилегающей санитарно-защитной зоны, сточных вод; инструментальный замер физических воздействий (шум, освещенность, напряжение электростатического поля, радиация и др.);

· лабораторный анализ взятых проб;

· учет номенклатуры и количества загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду от хозяйственной деятельности;

· ведение документации и своевременное представление сведений о состоянии и загрязнении окружающей среды;

· наблюдение за выполнением природоохранных, санитарных и иных требований;

· локальный мониторинг окружающей среды.

Производственный контроль в области охраны окружающей среды может вестись самостоятельно за счет собственных средств, а при необходимости — с привлечением организаций, имеющих право проводить измерения в области охраны окружающей среды. Природопользователи должны разработать, согласовать и утвердить в соответствии с установленными требованиями инструкцию по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды. Контроль может осуществляться как уполномоченным лицом, так и специально созданным подразделением (отдел, служба и др.). Производственный экологический контроль может быть плановым и внеплановым. По результатам контроля составляются производственные акты, информируется руководитель юридического лица, должностным лицам выдаются предписания об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды.

Общественный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется в целях реализации права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства об охране окружающей среды. Его вправе проводить общественные организации, трудовые коллективы, другие некоммерческие объединения в соответствии с их уставами, а также граждане. Результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти и местного управления, подлежат обязательному рассмотрению.

Возможность участия общественности в принятии экологически значимых решений закреплена на международно-правовом уровне Конвенцией о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция, 1998), в соответствии с которой граждане могут осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды как единолично, так и путем объединения в группы без специальной регистрации и обретения права субъектности.

Общественный контроль может реализовываться посредством общественных слушаний в процессе оценки воздействия на окружающую среду. Общественные объединения и граждане вправе инициировать и организовать проведение общественной экологической экспертизы.

Составной частью государственного, ведомственного, производственного и общественного контроля является аналитический (лабораторный) контроль в области охраны окружающей среды, который проводится в целях оценки количественных и качественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух либо их сбросов в поверхностные и подземные воды; эффективности работы очистных сооружений; определения загрязнения земель (включая почвы) и физико-химического состава отходов. Аналитические лаборатории, осуществляющие измерения в области охраны окружающей среды, подлежат аккредитации и учету Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды в устанавливаемом им порядке.

 



Дата: 2018-11-18, просмотров: 269.