Мониторинг окружающей среды. Организация системы наблюдения за состоянием окружающей среды
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Получение объективной информации о природной среде и характере антропогенных воздействий на нее требует постоянного наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды посредством системы мониторинга.

Мониторинг окружающей природной среды — это комплексные наблюдения за ее состоянием (загрязнением, природными явлениями), а также оценка и прогноз состояния окружающей среды и ее загрязнения.

Наблюдение заключается в сборе информации о фактической ситуации. В качестве его объектов выступают: отдельные компоненты природной среды, источники воздействия на природную среду (предприятия, транспорт и т.д.) и виды загрязнений (химические, физические, биологические). Оценка проводится на основе результатов лабораторных анализов проведенных наблюдений и предполагает определение возможного ущерба от антропогенного и естественного воздействия. Исходя из полученных данных прогнозируются последствия вредных воздействий на окружающую среду и человека, изменения условий функционирования и развития экосистем. Прогноз позволяет планировать мероприятия (в том числе профилактические) по нейтрализации вредных воздействий.

Наблюдения за компонентами природной среды ведутся на территории республики на протяжении многих десятилетий. Гидрохимические параметры поверхностных вод контролируются с 1947 г., гидробиологические — с 1974 г. Мониторинг атмосферного воздуха проводится с 1965 г.

Закон «О гидрометеорологической деятельности» (1999) закрепил ведущее положение государственной гидрометеорологической службы в осуществлении мониторинга окружающей среды (ст. 26), в частности, атмосферного воздуха, поверхностных вод, почв и радиоактивного загрязнения природной среды. В гидрометеорологическую сеть входят четыре гидрометеорологические обсерватории: Минская (головная), Гомельская, Брестская и Витебская (зональные). Они выполняют широкий комплекс наблюдений и обобщают материалы исследований.

Наблюдение за состоянием окружающей среды продолжительное время осуществляет также санитарно-эпидемиологическая служба, функционирующая в системе здравоохранения. Одним из аспектов ее деятельности с 1970-х гг. является контроль за проведением общегосударственных мероприятий, направленных на ликвидацию и предупреждение загрязнений окружающей среды. Очевидно, что главное внимание санитарно-эпидемиологической службы сосредоточено на вопросах охраны здоровья населения, а состояние окружающей среды учитывается в той мере, в какой оно влияет на здоровье людей. С этой целью производятся отбор и анализ проб воздуха, контролируется качество питьевой воды, ведется надзор за соблюдением норм гигиены труда.

В связи с принятием Закона «Об охране окружающей среды» (1992) возникла необходимость в изменении структуры государственного мониторинга окружающей среды, устранении параллелизма и дублирования функций в работе его органов для более эффективного государственного управления и контроля качества окружающей среды. Для этого в 1993 г. была создана Национальная система мониторинга окружающей среды (НСМОС). Целью НСМОС является обеспечение взаимодействия систем наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды, осуществление стратегии природопользования, способствующей принятию оперативных управленческих решений в этой области.

Основные задачи НСМОС:

· обеспечение регулярных наблюдений за состоянием природных экосистем;

· объединение информационных данных отдельных видов мониторинга и создание единой информационной системы для сбора, обработки (обобщения), хранения и использования экологической информации;

· оценка фактического состояния природных экосистем выявление критических ситуаций и источников экологической опасности;

· формирование оптимальной структуры сети мониторинга;

· составление кратко- и долгосрочных прогнозов состояния окружающей среды;

· подготовка периодической информации о состоянии окружающей среды.

Национальная система мониторинга окружающей среды объединяет 11 организационно самостоятельных, но функционирующих на общих принципах видов мониторинга и базируется на системе сбора, обработки, анализа и оценки информации, получаемой от постоянной сети наблюдений, насчитывающей более 3500 пунктов.

Мониторинг атмосферного воздуха — это регулярное наблюдение за качеством воздушного бассейна, оценка, прогноз и выявление тенденций изменения состояния атмосферы для предупреждения негативных ситуаций, угрожающих здоровью людей и окружающей среде. Объекты наблюдений: атмосферный воздух, атмосферные осадки и снежный покров. Наблюдения проводятся в 18 промышленных городах респуб- лики, включая областные центры, а также Полоцк, Новополоцк, Оршу, Бобруйск, Мозырь, Речицу, Светлогорск, Пинск, Новогрудок, Жлобин, Лиду и Солигорск. В городах установлено 60 стационарных станций, на которых определяются концентрации основных загрязняющих веществ (суммарные твердые частицы, диоксид серы, оксид углерода, диоксид азота). Измеряются также концентрации приоритетных специфических загрязняющих веществ: формальдегида, аммиака, фенола, сероводорода, сероуглерода. Во всех контролируемых городах определяется содержание в воздухе свинца и кадмия, в 15 городах — бензопирена, в 8 городах — летучих органических соединений. В соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения проводятся регулярные наблюдения за концентрациями мелкодисперсных частиц РМ-10 в Минске, Могилеве, Жлобине и Гомеле. В 17 пунктах республики регулярно определяются кислотность атмосферных осадков, компоненты основного солевого состава и содержание в них тяжелых металлов. Оценка дальнего атмосферного переноса загрязняющих веществ проводится на специализированной трансграничной станции Высокое (западная граница республики).

Мониторинг поверхностных вод — это система регулярных наблюдений за гидрологическими, гидрохимическими и гидробиологическими показателями состояния поверхностных вод, представленных совокупностью рек, озер, водохранилищ, каналов и других водных объектов. Необходимая информация представляется в виде: абсолютных значений содержания взвешенных веществ, азота аммонийного, нитритного и нитратного, БПК5, сухого остатка, фенола, фосфатов, меди, цинка, марганца, никеля, общего железа, растворенного кислорода, бихрома; списка таксономического состава и количественных параметров сообществ гидробионтов, приведенных к нормативным значениям (доли ПДК); комплексных оценок (например, индекс загрязнения поверхностных вод — ИЗВ, гидробиологические индексы). Сеть наблюдений включает около 130 водных объектов, 255 стационарных створов (пунктов), в том числе 35 трансграничных участков водотоков.

Мониторинг подземных вод объединяет наблюдения за состоянием артезианских и грунтовых вод. Контролируемыми параметрами являются химический состав и уровни подземных вод. Наблюдения за качеством подземных вод проводятся на 246 скважинах, за изменением режима уровня — на 361 скважине. Определяются концентрации 33 макро- и микрокомпонентов. В состав контролируемых показателей входят фтор, хлор, железо, кальции, магний, соединения азота, растворенный кислород, тяжелые металлы и др.

Мониторинг земель (почв) представляет собой систему наблюдений за изменением почвенного покрова иод влиянием различных загрязнителей, за состоянием мелиорированных земель, эрозионными процессами деградации почв, изменением компонентного состава почвенного покрова, строением, составом и свойствами почв лесных земель. Объекты наблюдений: почвы (крупных и средних городов республики, придорожных полос автодорог, сельскохозяйственных угодий) и фоновое загрязнение почв.

Сеть мониторинга промышленного загрязнения городских почв включает около 1,5 тыс. пунктов наблюдения, являющихся паспортизированными участками 44 городов республики. Мониторинг загрязнения почв придорожных полос автодорог республики осуществляется в зонах влияния автодорог с разной интенсивностью движения транспортных средств (от 1 до 11 тыс. автомобилей в сутки) и продолжительностью эксплуатации дороги не менее 20 лет.

Мониторинг загрязнения почв сельхозугодий остаточными количествами пестицидов проводится на пахотных землях всех областей республики выборочно, с четырехлетней периодичностью и характеризует площадь около 4 тыс. га.

Мониторинг фонового загрязнения почв осуществляется на участках, не подверженных прямому техногенному загрязнению. В соответствующую сеть входят 100 пунктов наблюдения — стационарные реперные площадки и ландшафтно-геохимические полигоны. На каждом пункте отбор проб почвы производится с пятилетней периодичностью. Анализируются содержание тяжелых металлов, сульфатов, нитратов, нефтепродуктов, кислотность и остаточные количества наиболее стойких к разложению хлорорганических инсектицидов.

Мониторинг озонового слоя исследует состояние озонового слоя атмосферы по следующим показателям: общее содержание озона в атмосфере, вертикальное распределение озона, биологически активное ультрафиолетовое излучение. Мониторинг осуществляется на двух станциях в Минске. Результаты наблюдений передаются в мировой банк данных по озону, а также в Росгидромет.

Геофизический мониторинг отслеживает сейсмические события искусственного и естественного происхождения, проводит периодические наблюдения за геодинамическими процессами на полигонах и непрерывные — за текущим состоянием геомагнитных полей и гравитационного поля Земли. Контролируемые показатели: энергетический класс землетрясений; приращение поля силы тяжести между пунктами; изменение гравитационного и магнитного полей в пространстве и во времени. Сейсмологические наблюдения осуществляются в непрерывном режиме на геофизических обсерваториях «Минск» (Плещеницы)» «Нарочь» и сейсмических станциях «Солигорск», «Полоцк», «Могилев» и «Литвяны». Создан Лидский локальный геодинамический полигон и получены первые данные глубинных сейсмических зондирований.

Радиационный мониторинг проводится с целью наблюдения за радиационным фоном естественным и в районах воздействия потенциальных источников радиоактивного загрязнения (в том числе трансграничного), а также за радиоактивным загрязнением атмосферного воздуха, почвы, поверхностных вод на территориях, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Объектами исследований являются атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почва. Контролируемые показатели: мощность экспозиционной дозы гамма-излучения (МД); суммарная бета-активность радиоактивных выпадений и атмосферных аэрозолей; концентрация цезия-137 и стронция-90 в поверхностных водах; вертикальная миграция радионуклидов в почвах. Ежемесячно на шести контролируемых реках отбираются пробы для проведения анализа | на содержание цезия-137 и стронция-90 в поверхностных водах. Измерение МД атмосферного воздуха на дозиметрических постах проводится на реперных точках ежедневно (включая выходные и праздничные дни) один раз в сутки. На 12 постах, расположенных в 100-километровых зонах влияния Игналинской, Чернобыльской, Ровенской и Смоленской АЭС, функционируют автоматизированные системы радиационного контроля (АСРК). Здесь измерения проводятся круглосуточно (включая выходные и праздничные дни) с интервалом в три часа.

Мониторинг растительного мира исследует состояние луговой и лугово-болотной водной растительности. Объектами наблюдений являются также охраняемые виды растений и грибов; ресурсообразующие виды растений (ягодники и грибы); защитные древесные насаждения (участки древесно-кустарниковой растительности за пределами лесного фонда); зеленые насаждения на землях населенных пунктов (посадки вдоль дорог, парки, скверы, бульвары). Контролируемые показатели: видовой состав фитоценоза, проективное покрытие, встречаемость, жизненность, обилие, фенофаза, содержание тяжелых металлов в макрофитах и луговой растительности, оценка категории и степени негативного воздействия на состояние популяций охраняемых и ресурсообразующих видов растений.

Мониторинг животного мира организован в целях оценки состояния наиболее репрезентативных видов животных, позволяющих отслеживать изменения в экосистемах и фиксировать изменения биоразнообразия в республике. Исследуются видовой состав, плотность и численность следующих популяций и сообществ диких животных: относящихся к объектам охоты и рыболовства; занесенных в Красную книгу; охраняемых в соответствии с международными обязательствами.

Мониторинг лесов оценивает экологическое состояние лесов и мелиорированных лесных земель (эколого-мелиоративный мониторинг мелиорированных лесных земель), следит за появлением, распространением и развитием очагов вредителей и болезней (лесопатологический мониторинг). Контролируемые показатели: процент дефолиации учетных деревьев, химический состав листвы (хвои), степень и виды повреждений, уровни грунтовых вод и др. Мониторинг проводится на 400 постоянных пунктах учета по всей территории республики.

С 2006 г. в рамках реализации мероприятий Государственной программы развития Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь на 2006—2010 годы начаты работы по организации сети комплексного мониторинга экосистем на особо охраняемых природных территориях. Комплексный мониторинг экосистем — это система регулярных наблюдений за экосистемами с целью оценки их состояния, прогноза изменения в будущем и информационного обеспечения управленческих, проектных и технологических решений в области сохранения природных ресурсов, биологического и ландшафтного разнообразия, ведения устойчивого экологически ориентированного лесного, охотничьего и сельского хозяйства. В настоящее время сеть комплексного мониторинга экосистем охватывает 12 заказников. В качестве показателей для оценки состояния экосистем выступают индикаторные сообщества, индикаторные виды, позволяющие относительно оперативно получать информацию о процессах, протекающих в экосистемах.

Локальный мониторинг окружающей среды ведется для получения информации о влиянии источников локального загрязнения на состояние окружающей среды. Объекты наблюдений: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух тационарными источниками; сбросы сточных вод в поверхностные водные объекты; поверхностные воды в районе расположения источников сбросов сточных вод; подземные воды в районе расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения; земли в районе расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения. Перечень природопользователей, осуществляющих проведение локального мониторинга, определяется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.

В 2008 г. локальный мониторинг выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводился на 154 предприятиях; сбросов сточных вод — на 127 предприятиях; качества подземных вод — на 229 объектах.

Организация и проведение наблюдений за состоянием природных сред в рамках НСМОС возложена на соответствующие министерства и ведомства.

Координирующим органом ведения НСМОС является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Для получения комплексной экологической информации, характеризующей состояние окружающей среды, воздействие на нее природных и техногенных факторов, влияние изменений качества окружающей среды на здоровье населения страны, НСМОС взаимодействует с самостоятельно функционирующими Системой социально-гигиенического мониторинга и Системой мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Система социально-гигиенического мониторинга осуществляет наблюдения за санитарно-эпидемиологической обстановкой и состоянием здоровья населения в республике.

Сбор данных о заболеваемости населения по различным классам и отдельным болезням в территориальном разрезе (область, республика), экологически индуцированным заболеваниям, связанным с качеством окружающей среды, осуществляет Республиканский научно-практический центр гигиены Министерства здравоохранения. Для оценки влияния атмосферного загрязнения на здоровье населения рассчитываются показатели эколого-эпидемиологического риска первичной заболеваемости по основным классам болезней.

Система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера позволяет выявлять источники чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, выполнять прогноз их возникновения, особенностей развития и возможных масштабов. Объекты наблюдений: экологически опасные объекты; территории, подверженные действию стихийных бедствий (паводкам, наводнениям, лесным пожарам, пожарам на торфяниках и т.д.); пункты и районы вспышек эпидемий, эпизоотий и эпитофий. Анализируются сведения о происшедших авариях, стихийных метео- и гидрологических явлениях, показатели их воздействия на население и природную среду. Функции информационно-аналитического центра мониторинга чрезвычайных ситуаций возложены на Республиканский центр управления и реагирования на чрезвычайные ситуации при Министерстве по чрезвычайным ситуациям.

Между НСМОС, Системой социально-гигиенического мониторинга и Системой мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера существуют определенные обязательства по обмену информацией. Все материалы наблюдений за состоянием окружающей среды согласно установленным параметрам и периодичности передается Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды для повышения эффективности функционирования НСМОС.

Результаты наблюдений за состоянием окружающей среды сравниваются с ее фоновыми характеристиками. Для определения фоновых параметров окружающей среды и отслеживания их изменений во времени, а также для оценки вклада выпадений в общую антропогенную нагрузку на природные комплексы республики была организована станция комплексного фонового мониторинга «Березинский заповедник». При определении места размещения станции учитывались данные физико-географического и ботанико-географического районирования территории республики. Дополнительным критерием выбора места расположения станции была необходимость ее размещения на заповедной территории. Регулярные наблюдения за состоянием воздуха и атмосферных осадков по программе Глобальной службы атмосферы начались на станции в 1980 г. Работа предусматривает осуществление мониторинга как фонового загрязнения природных сред, так и ответных откликов биологических систем. Ее важнейшей частью являются систематические измерения приоритетных загрязняющих веществ в сопряженных природных средах: атмосфере, атмосферных осадках, поверхностных водах, донных отложениях, а также в представителях флоры и фауны.

Материалы национальных служб наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды создают базу для развертывания эффективного и целенаправленного экологического контроля в планетарном масштабе. На конференции ООН по охране окружающей среды в Стокгольме (1972) была предложена система наблюдения за элементами окружающей среды в пространстве и времени с определенной программой и целями, которая получила название мониторинга. В 1974 г. было проведено первое международное совещание по мониторингу, изложены основные положения и цели программы глобального мониторинга. В процессе деятельности ЮНЕГ1 (Программа ООН по охране окружающей среды) эта идея была осуществлена на практике, начала функционировать Глобальная система мониторинга окружающей среды и ее составные части — Международная справочная система источников информации по окружающей среде (ИНФОТЕРРА) и Международный регистр потенциально токсических химических веществ.

Гидрометслужба Беларуси принимает участие в системе мониторинга стран СНГ, Европейской программе мониторинга и оценки состояния окружающей среды, Программе создания сети станций для мониторинга фонового загрязнения воздушной среды под эгидой Всемирной организации метеорологии и в рамках Экологической программы ООН.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 507.