Важным организационно-правовым инструментом предупреждения возможных негативных воздействий на окружающую среду планируемой и иной хозяйственной деятельности является экологическая экспертиза проектов.
Под планируемой хозяйственной и иной деятельностью понимается строительство, реконструкция объектов и другая деятельность, которая связана с использованием природных ресурсов и может оказать воздействие на окружающую среду. Экологическая экспертиза на стадии обоснования проектной документации позволяет уменьшить потенциальную экологическую опасность и риск. Ее назначение — проверка соответствия проектных решений требованиям природоохранного законодательства и экологическим нормативам, обоснование целесообразности реализации проекта с точки зрения экологической безопасности.
Процедура экологической экспертизы применяется практически всеми странами. Так, в США она была введена в 1969 г. вслед за принятием закона о национальной политике в области охраны окружающей среды. Тогда же закон об экологической экспертизе был принят в Швеции. В Японии это произошло в 1973 г., в ФРГ — в 1975, во Франции — в 1976 г. Главная задача экологической экспертизы — снижение возможного негативного воздействия планируемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека и составление заключения, на основании которого делается вывод об экологической безопасности и возможности реализации проекта. Экологическое заключение является составной и неотъемлемой частью технико-экономического обоснования проекта.
Зарубежный и отечественный опыт свидетельствует о высокой экономической эффективности экологической экспертизы. Учет природоохранных требований на стадии проектирования обходится гораздо дешевле мероприятий по возмещению нанесенного экономического ущерба.
В Республике Беларусь процедура обязательной экологической экспертизы введена в 1993 г. Законом «О государственной экологической экспертизе», который определил цели, объекты, принципы, назначение государственной экологической экспертизы, механизмы ее организации. В 2000 г. в закон были внесены существенные изменения и дополнения: установлены условия и порядок проведения государственной экологической экспертизы, оговорены права, обязанности и ответственность сторон, процедура разрешения споров введены понятия общественной экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду.
9 ноября 2009 г. был принят новый Закон «О государственной экологической экспертизе», регулирующий отношения в области проведения государственной экологической экспертизы с учетом ужесточающихся экологических требований.
Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) — это установление соответствия или несоответствия проектной или иной документации по планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов.
Государственная экологическая экспертиза опирается на следующие принципы:
· обязательность ее проведения до утверждения проектной или иной документации;
· учет и предотвращение вредного воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности;
· достоверность и полнота информации, содержащейся в проектной или иной документации;
· законность и объективность заключения государственной экологической экспертизы;
· гласность и учет общественного мнения.
Объектами Государственной экологической экспертизы является следующая проектная документация:
· градостроительные проекты общего, специального и детального планирования, архитектурные проекты застройки территорий;
· обоснования инвестирования в строительство, архитектурные и строительные проекты;
· проекты территориальных комплексных схем рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;
· проекты водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов;
· проекты концепций, прогнозов, программ и схем отраслевого развития, реализация которых связана с использованием природных ресурсов и (или) может оказать воздействие на окружающую среду;
· проекты ведения охотничьего хозяйства, рыбоводно-биологические обоснования, биологические обоснования зарыбления рыболовных угодий, биологические обоснования на заготовку и (или) закупку диких животных, не относящихся объектам охоты и рыболовства;
· лесоустроительные проекты;
· проекты технических нормативных правовых актов, в которых устанавливаются требования в области охраны окружающей среды и (или) рационального использования природных ресурсов к продукции (процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации) или оказанию услуг.
В соответствии со ст. 11 Закона «О государственной экологической экспертизе» ее проведение возложено на уполномоченных должностных лиц Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, областных (Минского городского) комитетов природных ресурсов и охраны окружающей среды. Для проведения ГЭЭ проектной или иной документации, содержащей наиболее сложные проектные решения, Минприроды, областными (Минским городским) комитетами природных ресурсов и охраны окружающей среды могут создаваться экспертные комиссии с привлечением на договорной основе специалистов государственных и иных организаций, международных организаций и иностранных государств, обладающих специальными познаниями в определенных областях науки, техники и иных сферах деятельности. Указанные внештатные специалисты по результатам рассмотрения проектной или иной документации готовят предложения, которые могут быть учтены при подготовке заключения государственной экологической экспертизы.
Проектная документация, представляемая на проведение государственной экспертизы, в части выполнения экологических требований и природоохранного законодательства должна содержать:
· раздел «Охрана окружающей среды»;
· заполненную форму «Экологические условия на проектирование»;
· согласованный и утвержденный акт выбора земельного участка;
· технологическую часть проекта;
· экологический паспорт проекта.
Также должны прилагаться результаты обсуждений градостроительных проектов с общественностью, чьи права и законные интересы могут быть затронуты при реализации проектных решений (протоколы, замечания и предложения заинтересованных лиц, публикации в средствах массовой информации и др.).
Только положительное заключение экспертизы дает возможность заказчикам осуществлять финансирование работ по реализации проекта. Заключение содержит выводы о соответствии проектных решений требованиям законодательства и о целесообразности их реализации.
Для некоторых проектов, в частности потенциально экологически опасных планируемых объектов, при разработке проектной документации проводится процедура оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), которая впервые регламентирована в новом Законе «О государственной экологической экспертизе». Понятие ОВОС заимствовано из международного экологического права. В Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (1991) ОВОС рассматривается как национальная процедура оценки возможного воздействия планируемой деятельности на окружающую среду в трансграничном контексте. В конвенции определен рекомендуемый перечень видов деятельности, которые могут оказать значительное воздействие и должны подвергаться оценке. ОВОС предназначена для анализа потенциально экологически опасных видов планируемой деятельности и является инструментом экологического обоснования проектов, перечень которых должен быть установлен законодательно на национальном уровне с учетом международных требований.
Результаты комплексной оценки проектов являются предметом рассмотрения государственной экологической экспертизы. Последовательное проведение ОВОС, составление отчета и проведение ГЭЭ документации, обосновывающей намечаемую деятельность с экологической точки зрения, называется процедурой оценки воздействия на окружающую среду. Процедура ОВОС основана на доказательствах, научных прогнозах, расчетах предельных экологических нагрузок на экосистему, а также учитывает общественное мнение жителей района, в котором намечается реализация проекта.
В Республике Беларусь в 2005 г. была принята Инструкция о порядке проведения ОВОС планируемой хозяйственной и иной деятельности, впервые предусматривающая обязательное ее проведение для 27 видов объектов, перечень которых прилагался. Новым законом от 9 ноября 2009 г. «О государственной экологической экспертизе» четко прописаны процедура ОВОС и участие в ней общественности с учетом требований международных конвенций и протоколов. Перечень объектов, для которых ОВОС проводится в обязательном порядке, был расширен до 52. Это объекты атомной промышленности (в том числе атомные электростанции и другие сооружения с ядерными реакторами), тепловые электростанции, нефтеперерабатывающие заводы, объекты литья черных металлов, производства целлюлозы, химического, биохимического, биотехнического, микробиологического и фармацевтического производства, объекты открытой добычи полезных ископаемых, объекты обезвреживания, хранения, захоронения, использования отходов производства и твердых коммунальных отходов, сооружения по очистке промышленных и коммунальных сточных вод, автомобильные дороги республиканского значения, железнодорожные линии, аэродромы и аэропорты, нефте- и газопроводы, групповые водозаборы подземных вод, объекты хозяйственной и иной деятельности, планируемые к реализации в границах особо охраняемых природных территорий, и др.
Срок проведения государственной экологической экспертизы, содержащей отчет ОВОС, не должен превышать одного месяца, а для проектной документации по планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказывать трансграничное воздействие, — двух месяцев.
Заключение по результатам государственной экологической экспертизы может быть положительным либо отрицательным. В первом случае открывается возможность финансирования и реализации проектного решения, во втором заказчик обязан доработать проектную документацию с учетом выводов экспертов и представить ее на повторное рассмотрение.
Расходы, связанные с проведением государственной экологической экспертизы, финансируются за счет средств республиканского бюджета.
В настоящее время в процессе разработки находится вопрос о процедуре стратегической экологической оценки (СЭО), которая в соответствии с международными рекомендациями (Протоколом по СЭО к Конвенции по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, 2003) должна проводиться в отношении проектов программ, концепций, прогнозов и схем отраслевого развития, связанных с использованием природных ресурсов и (или) оказывающих воздействие на окружающую среду в средне и долгосрочной перспективе. В отсутствие формальной процедуры СЭО используется механизм согласования планов, прогнозов, программ, концепций с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды. Следует отметить слабую информированность научных кругов и общественности о возможностях, которые предоставляет СЭО для сохранения окружающей среды и эффективного планирования при разработке и реализации общенациональных и отраслевых планов, программ и стратегий.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 605.